Само название колядок следует от названия праздника – коляда.
У вас включен VPN?
В уникальных нарядах, с песнями-колядками и шестом, на вершине которого величественно располагается основной символ праздника, участники этого обряда направляются в дома. В языческие времена на шесте возводилось солнце, а после принятия христианства — звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду. В наше время встречать колядующих принято сладостями, выпечкой и фруктами.
Среди колядующих была учащаяся техникума Анастасия Шахова. Из-за пандемии в дома старались не заходить, но люди охотно открывали двери и приглашали пройти. Мы заходили и к совсем незнакомым людям, и к своим друзьям, и родственникам. Угощали абсолютно всем, что было на столах — конфетами, печеньями, фруктами.
Очень здорово на нас реагировали прохожие, все очень радовались. Даже люди, которые просто ехали с работы, останавливались и фотографировались с нами. Колядки — невероятно волшебный праздник, который задает праздничную атмосферу не только колядующим, а вообще всем людям, и это очень заряжает! К чужим не заходим Колядовать в Рождество было многолетней традицией специалиста в области рекламы Анны Бржески. В этом году из-за пандемии женщина решила не рисковать здоровьем близких и осталась дома. Анна Бржеска — Вообще, у нас большая компания колядующих.
В прошлом году ездили всемером на трех машинах. Основной костяк — это четыре человека, но, как правило, к нам всегда кто-то из друзей присоединяется. Мы не ходим колядовать по чужим квартирам, заезжаем только к своим друзьям, у кого есть детки — заранее расписываем маршрут, обычно это пять-шесть адресов, где нас ждут. Колядуем где-то до полуночи, чтобы дети смогли выспаться. Деньги за колядки не берем, только сладкие угощения. У нас вся программа театрализованная — с песнями, стихами, красивыми профессиональными костюмами.
В нашей команде, например, есть цыганка Катя, которая гадает хозяевам дома на картах Таро. Открою секрет: плохих карт в ее колоде нет, она их заранее вынимает, чтобы предсказать людям только хорошее. Сама я в прошлом году нарядилась узбеком, у меня были настоящие тюбетейка и теплый халат. Колядки — очень светлый праздник, который несет добро. Помню, в конце 90-х годов мы ездили колядовать целой группой и почти в каждой квартире к нам присоединялись незнакомые люди, с которыми мы вместе шли дальше колядовать. Было так весело!
В этом году мы планировали с друзьями колядовать. Но буквально за два дня до Рождества приняли решение, что, пожалуй, этот год пропустим. Мы не за себя испугались — все-таки мы люди взрослые, работающие, никто из нас не болеет коронавирусом. Страшно стало за детей и пожилых родителей наших знакомых, чьи дома мы собирались посетить. Этот вирус коварный, никто не знает наверняка, болеет ли он сейчас или является бессимптомным носителем. Тем не менее, коляда не обошла меня стороной — позвонили в дверь ребятишки, прочитали стишки, это так умилительно было!
Конечно, я им отсыпала конфеток и мелочи. В центре города колядовать негде Основными атрибутами колядок всегда являлось ряжение. Весь смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, в идеале — жутко. Чаще всего колядующие примеряли на себя образы животных — козы, барана, свиньи, зайца, мифических существ, водяных, ундин. Два года подряд накануне Рождества там организуют бесплатный мастер-класс для взрослых и детей по изготовлению обрядовых масок. В этом году на занятие пришли восемь человек.
А по его окончании все участники в масках вышли на улицу колядовать. Прошли по Московскому проспекту, реакция прохожих была разной: кто-то вообще не понял, что за «нечисть» пляшет у торгового центра, другие начинали в ответ тоже петь колядки. За полтора часа Алены с учениками наколядовали немного сладостей и 10 рублей мелочью. Алена Бабкина — Колядовать очень весело, особенно когда большая компания и все ряженые. Но в городе колядовать негде — в историческом центре все дворы закрыты заборами, в дома не попасть. Хотя многие горожане ждут Коляду, готовятся.
У нас есть знакомая бабушка, ей 84 года. Она до сих пор печет сладкие булочки, чтобы угостить колядующих.
С вечера ходят и поют щедровки в основном девочки и девушки, однако ребятам тоже позволительно это делать, но лишь в ряженом виде.
Одного прозывают Меланкой. Каждое действо имеет сакральное значение, ведь справляя праздник шутками и пожеланиями, народ задабривал судьбу. Слова щедровок имеют глубокий смысл — они приносят в жизнь достаток и процветание.
Как правильно посевать Завершается традиция посеванием. Считается, что утром 14 января в дом нужно пустить первым мужчину либо мальчика. Только так удастся сохранить удачу и здоровье в семье.
Посевать нужно любым зерном, например, рисом, гречкой, пшеницей, рожью. Кладут крупу в специальный мешочек либо рукав. Не лишним будет начинать с собственного дома.
Мальчик может посевать перед родителями. Обычно посевальщикам никто не отказывает, но могут еще и пригласить за праздничный стол, если они знакомы лично, соседи либо родственники.
Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных в том числе и ряжения : запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году. Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся: колядки и само празднование перенесли на другие даты ближе к нашему Рождеству, то есть на январь ; обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех ; Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины и то не всегда по своей воле. Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности. И самое важное отличие.
Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» двух- или трехъярусный ящик. Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых. В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали. В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой. Святочные колядки Теперь о колядках они же коледовки, они же обрядовые песни.
Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия. По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали. Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов.
Например: незамужним девушкам желали счастливый брак; хозяину дома — благополучие и достаток; Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков в формате PDF — легко скачать, легко распечатать и сслки дам. Колядование в наши дни С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась: - Сейчас редко колядуют, - говорю. Традиция такая на Святки. Тут я начинаю слегка удивляться. Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения.
В основном, конечно, в деревнях. И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась: - Так это ж Хеллоуин. Ну, да. И на Хеллоуин тоже угощения по домам собирали и песенки пели. Только это несколько иной праздник, к тому же, не сильно близкий к нашей культуре.
Колядки: как и когда правильно колядовать
Подарки и сюрпризы Коляда — когда и как отмечают праздник в 2024 году? Праздник Коляды отмечают на Руси еще с языческих времен. Согласно преданию, в давние времена люди попали в царство смерти, а затем были освобождены. Чтобы нечистая сила не смогла заточить их снова, они откупились от нее, предложив взамен различные дары, в том числе продукты. Родные встретили тех, кто побывал в заточении, веселыми песнями и на радостях устроили гулянья. С тех пор народ стал отмечать Коляду — самый большой зимний праздник язычников. После принятия христианства он был приурочен к Рождеству и Святкам. Обычай колядовать, обходя дома соседей и знакомых, сохранился до наших дней. Мы расскажем, когда и как празднуют колядки в 2024 году.
Отсюда «календы» — такие времена, ночи, которые должны освещаться, быть светлыми, а это достигалось зажиганием костров, что и было в ночь под первое число каждого месяца. Январские календы у греков и римлян примыкали к целому ряду праздников Врумалии с 24 ноября до 17 декабря, в честь Диониса фракийского, Сатурналии и Опалии от 17—23 декабря; Воты — с 23 декабря, переходившие в календы и потому праздновались торжественнее других календ. Весь этот цикл праздников символизировал плодородие, надежды на жатву и веселье. Во время январских календ, — особенно в ночь на новый год, — целые толпы мимов, аргиров и т. Церковь христианская, не одобряя языческого празднования календ и нового года, в противовес им установила торжественное празднование Рождества и Крещения, и новый год был перенесен на 1-е марта; в церковных песнях и выражались христианские идеи. Но народ, приняв христианские песнопения и праздники, не оставил прежних, языческих. Отсюда началось смешение языческих и христианских понятий, сказавшееся и в колядских песнях того времени IV-ХII вв. Так песни колядские стали обозначать не только новогодние, но и рождественские песни, песни святочные. От греков и римлян колядские песни были занесены странствующими мимами в другие страны Европы. Под влиянием их всюду образовались свои собственные колядские песни на местном языке с тем же почти содержанием — у французов noels , немцев Weihnachtslieder , англичан carols , испанцев villancicos , в Италии они назывались pasturelles и т. По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии в XIV-XV вв. В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература. История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день. Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху — коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» — девицу, приносящую счастье от празднования в этот день церковью св. В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т.
Простые люди готовили большое количество блюд, убирали тщательно во всем доме, хорошо отпаривались в бане, готовили наряды для колядования. Публикация «Традиции празднования Коляды» размещена в разделах Темочки Празднования Коляды проводились в следующем порядке. Первая часть торжества заключалась в том, что большое количество людей приходило к языческим храмам капищам, чтобы произвести обряд жертвоприношения и пообщаться с богами, стать ближе к ним. Как гласят сказания, народ собирался возле рек, в лесах, возле огня и благодарил и восхвалял своих богов, просил о покаянии и о будущих благах. Были их лица при этом разукрашены, в масках, одеты на них шкуры и прочие наряды, держали в руках копья, щиты и рога животных, совершали жертвоприношения и гадали. Для ритуала жертвоприношения и гадания нужен был колдун — человек, который обеспечивал связь с богами. В семье эту роль выполнял старший мужчина. Перед гаданиями обычно выполняли жертвоприношение птицами или животными. В таком случае кровь разливали и разбрызгивали кругом, чтобы отогнать злых духов. Части животного, не предназначенные для еды, зарывали в землю, сжигали в огне или топили в реке. Старцы убивали домашнее животное, обращаясь с просьбами к богам. В это время молодые девушки и парни и гадали, и исполняли колядки, которые восхваляли Коляду — бога молодого Солнца. Вторая часть Коляды посвящалась всеобщей трапезе. Люди ели пищу, которая была принесена в жертву, пили по очереди из чаши, которую передавали по кругу. При этом исполнялись колядки, восхваляли богов и просили о помощи для добрых людей. В третьей части празднования были так называемые «игрища» : люди исполняли разнообразные песни, танцевали под славянские народные инструменты. Праздник Коляды имел свои обычаи и особенности и на следующий день. Сначала колядовать ходили дети по несколько человек. Они с собой брали 2 пирога, которые делили на всех поровну и съедали после исполнения колядок. После шли молодые девицы и пели обрядовые песни. Давали им на всех несколько калачей и пряников. В канун Рождества 6 января люди ничего не ели до самого вечера. Но как только на небе появлялась первая звезда, они садились всей семьей ужинать. На столе в этот вечер должно быть 12 блюд, из них обязательны кутья, а также мясные сытные яства. Издавна у наших предков был обычай класть сено под скатерть, которое должно было лежать там до 14 января — Щедреца.
Они богаче образами. Одни из песен называются колядками, другие щедривками. В первых преимущественно прославляются события Рождества Христова или Крещения, вторые воспевают новый год, заключают в себе пожелания урожая хлеба, плодов и т. Колядки рассказывают о рождении Христа Младенца, крещении его, волхвах, Ироде, св. Василии В. Христианских идей и понятий мало. Часто в колядах встречается припев: «виноградье красно-зеленое», значение которого не выяснено. Профессор Потебня полагает, что этот припев занесен на север Руси с юга, где существуют виноградные сады. Отсюда самые колядские песни называются «виноградьями». Виноградья по своему содержанию напоминают более русские былины и исторические песни, чем коляды: в них нередко говорится об Илье Муромце, о царских войнах с соседями и т. Цель всех колядок — обрадовать, вселить надежду на лучшее будущее. Колядка очаровывает воображение образами неземного счастья, наполняет бедную жизнь довольством, из укромной хатки ведет бедняка в чертоги богача, поднимает слушателя в надзвездные пространства; отворяется небо, предстают взору смертного престолы; Божия Матерь вьет из роз венки для тружеников — «хебородов». В рождественских песнях сострадательное божество нисходит на землю, посещает бедные жилища людей и щедрой рукой раздает довольство и счастье. Солнце печется о крестьянском домохозяйстве. Месяц дружелюбно разговаривает с людьми и открывает им, в какой хате в предстоящем году будет свадебное веселье. Добрый молодец колядок не простой парубок, а богатырь… Девушка в колядках, как «царевна» или «королевна». Крестьянский двор окружен белокаменными стенами, ворота сделаны из желтой меди. В хате столы накрыты дорогими коврами; на столах стоят кубки, наполненные вином… От чисто народных малороссийских колядок нужно отличать колядки книжные. Последние отчасти перешли к нам из Польши, отчасти сочинены или нашими юго-западнорусскими школьниками, или монахами униатских Базилианских монастырей. В Польше их сочиняли иезуиты и вообще духовенство латинское в противовес народным языческим колядкам; в юго-западной Руси монахи Базилианских монастырей составляли частью для тех же целей, частью для распространения путем их в православном русском народе униатских и католических учений; наконец, школьники составляли или, по крайней мере, пользовались ими для поздравления вельмож и господь с праздником Рождества Христова. Такие колядки, называвшиеся еще «кантами», весьма часто и в Польше и у нас в юго-западной Руси употреблялись при представлении вертепа — для оживления действия. Они собраны и изданы в особой книге с нотами, называемой «Богогласник». Колядки Богогласника — чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов. Однако малороссийский народ, равно как и польский и белорусский перенял их от школьников и монахов и, не поняв некоторых книжных выражений, исказил их, — иногда — до явной бессмыслицы; между тем как в его древних колядках всегда сохраняются ясный смысл и изящество образов. Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России. С пением колядских и овсеневых песен ходят по домам: в Малороссии начинают ходить парни девушки, дети с 24 или 25 декабря.
Когда колядуют в России в 2024 году
Будут колядовать, песни петь, по дворам ходить и благодать в каждый дом приносить. Этой ночью колядовать и Агнеша пойдёт, вывернет на изнанку одежду свою и с остальными пойдёт по домам соседским. Самая главная цель колядующих – прославить Рождество, поздравить хозяев дома и пожелать доброго урожая и благополучия в семье. Дети и взрослые ходили колядовать вместе, но собирались отдельными группами: родители, подростки и дети порознь. Например, в некоторых белорусских деревнях ходят колядовать 6 января, а в других – только с началом темноты 7 января.
Рождество Христово и Святки в 2025 году
Колядную звезду можно сделать своими руками За ним следуют звонарь. Он должен звонить в колокольчик, чтобы оповестить людей о приходе колядовщиков. Замыкает праздничную колонну мехоноша. Раньше на эту роль выбирали крепкого рослого мужчину. Ему доверяли нести мешок, в который складывали праздничные угощения от хозяев домов. Кстати, по традиции колядовщикам нельзя брать подарки или деньги в руки: люди должны сами класть их в мешок. На старый Новый год колядную процессию может возглавить щодра — молодая девушка, которая первой приветствовала людей и запевала щедровки. Обычно ей на голову надевают венок с длинными разноцветными лентами. Подготовьте костюмы Они должны быть красочными и яркими.
Можно выбрать как готовые карнавальные костюмы, так и сделать их своими руками. Если вы планируете проводить много времени на свежем воздухе, позаботьтесь, чтобы одежда была не только красивой, но и тёплой. Можно примерить на себя один из традиционных образов колядного шествия. Одного из колядовщиков обязательно наряжали в козу. Остальные выбирали костюмы коровы, цыган, медведей, петуха, волка и собаки.
Чисто практически ради того, чтобы спокойно помолиться на ночном богослужении, днем и вечером намного полезнее отдохнуть, да и просто выспаться, чтобы были силы. Лично для меня обряд колядования вызывает серьезное неприятие и я не поддерживаю его совершение, тем более, 6 января. Впрочем, это частное мнение, с которым даже среди духовенства не все согласятся.
Может быть, для кого-то упоминание о Христе колядующими хоть немного поможет обратиться к Богу. Но если хочется поколядовать на радость себе и близким, можно, помолившись на рождественском богослужении, отдохнуть и с 7 января и в течение Святок, если так хочется, походить по домам и попеть песни. Тем более, что и пост закончится и можно будет спокойно есть конфеты, шоколадки и прочие вкусности, которые дарят колядующим.
Алена Бабкина — Колядовать очень весело, особенно когда большая компания и все ряженые. Но в городе колядовать негде — в историческом центре все дворы закрыты заборами, в дома не попасть. Хотя многие горожане ждут Коляду, готовятся. У нас есть знакомая бабушка, ей 84 года. Она до сих пор печет сладкие булочки, чтобы угостить колядующих. Это прекрасная традиция и очень обидно, что из-за своей закрытости мы ее теряем, — отметила Алена Бабкина.
Своими руками Все посетители мастер-класса делали обрядовую маску впервые. В ход шли кусочки кожи, мех горного козла, береста, бумага, изолента, пряжа, фольга, обрезки разнообразных тканей. Оригинальные же маски изготавливались из бересты и кожи, в них делали прорези только для глаз и носа, а рот рисовали. Маски делились на три типа: зверолюди — человек с признаками зверя, только звери, мифические существа с теми и другими признаками. Считалось, что, надевая маску зверя, человек на время принимает его личину, и тем самым защищает себя от опасностей. Обычно гримасы на масках были злые, «улыбалась» только маска-закличка Солнышко — символ Коляды, олицетворявшая доброту. Маски жили год, на Масленицу следующего года их сжигали. Старший научный сотрудник Народного музея Есенина Татьяна Фомичева с супругом Павлом в детстве колядовали, песенкам их научили бабушки-дедушки. По словам Татьяны, тогда было не принято рядиться, колядовали с открытыми лицами.
А Павел вспомнил, что мальчишкой колядовал у бабушки в селе в Липецкой области и самой большой ценностью для детворы считались конфеты, а не деньги. После колядок все хвастались, кто больше шоколадных конфет получил. Сейчас супруги не колядуют, но с большим удовольствием посетили мастер-класс — как творческие люди, любят все делать своими руками. Обрядовая маска стала дополнением к Солнышку и формам для изразцов, которые Фомичевы изготовили на новогодних праздниках в домашней мастерской. Татьяна и Павел Фомичевы У актрисы Надежды Дроздовой к колядкам и обрядовым маскам профессиональный интерес. Недавно женщина создала собственный проект — «Гусли-сказки», где рассказывает сказки Александра Афанасьева под музыкальное сопровождение гуслей. В планах — сделать аналогичную программу со сказками-колядками. Надежда Дроздова — Пришла сюда узнать про традиции и обряды колядок. Первый раз делаю маску, очень интересно, так погрузилась в процесс, что уходить не хочется.
С удовольствием бы пошла в своей маске колядовать, песни попеть, да компании нет. А в одиночку, боюсь, нелепо буду выглядеть, — призналась женщина. Евгения Михайлова с 11-летним сыном Матвеем уже несколько лет увлекаются исторической реконструкцией — стараются не пропускать воссоздание военных сражений, общаются с реконструкторами и посещают тематические мастер-классы. Евгения никогда не колядовала, так как выросла в Туркмении — в мусульманской стране таких обычаев нет. Но ее привлекла историческая составляющая колядок, да и дома сидеть на длинных новогодних праздниках наскучило. Евгения Михайлова с сыном Пандемия лишила праздника Лучше всех с обрядовыми песнями-колядками знакомы, разумеется, фольклорные коллективы. В прежние годы солисты воронежских ансамблей активно колядовали накануне 7 января. В этом году от традиции отказались. В нашем коллективе сразу два солиста потеряли близких накануне Нового года, им сейчас не до веселья, поверьте.
Конечно, обидно, что этот вирус лишил нас праздника, концертов. Одиннадцать лет подряд мы проводили чудесный «Рождественский фольклорный фестиваль», где как раз звучали аутентичные народные песни, колядки, щедровки, офсени в исполнении детских и взрослых коллективов из разных районов Воронежской области и соседних регионов. В этом году приняли решение провести фестиваль онлайн. Это совсем не наш формат, не привыкли мы по интернету выступления коллег смотреть, но уж лучше так, чем совсем без фестиваля остаться, — рассказала организатор фестиваля, доцент кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств ВГИИ , художественный руководитель фольклорного ансамбля «Паветье» Александра Самотягина. Фольклорный ансамбль «Паветье» Артисты ансамбля «Терем» многие годы ходили колядовать в своих этнографических нарядах к родственникам, соседям, знакомым. Никогда не считали, сколько семей обошли за вечер — веселились, пока силы не кончатся. В этом году участницы коллектива ограничились съемками праздничного видеоклипа, посвященного колядкам. Мы не хотим нарушать законы и собираться для каких-то массовых мероприятий, поэтому колядовать не стали, — пояснила доцент кафедры этномузыкологии ВГИИ, руководитель ансамбля «Терем» Галина Христова. Когда много ребят местных, проще собраться на колядки, а когда студенты иногородние, они, как правило, на праздники домой уезжают.
Праздники у наших предков были связаны природными явлениями, зимой 21-23 декабря отмечался день солнцеворота. Это самый короткий день в году, после которого дневное время постепенно начинает увеличиваться. В самую длинную ночь было принято обходить дома все в деревне, пропустить один дом считалось оскорблением , желая хозяевам хорошего урожая и всяческой удачи в будущем году. Для этого пелись обрядовые песни, а в руках у одного из колядующих был солнечный символ, который потом превратился в рождественскую звезду. А чтобы уберечь себя от напастей во время самой длинной ночи, колядующие наряжались в костюмы и старались побольше шуметь. После крещения Руси традицию хотели запретить, но народная привычка сделать это не позволила, поэтому колядование превратили в сообщение доброй вести о родившемся младенце Иисусе.
Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования
#колядки #Новыйгод #праздники Новогодние и рождественские праздники имеют хорошие давние традиции, связанные с колядованием, щедрованием и посеванием. Колядовать ходят в Рождество, с 6 на 7 января. По сей день колядовщики ходят с символизирующей небесное светило звездой на длинном шесте. В Болгарии накануне Рождества коледари ходят по улицам и славят Христа. В Румынии колядуют как молодые люди, так и уважаемые отцы семейств: рождественские колядки исполняют взрослые, а новогодние – дети. На Святки в поселке имени Морозова колядуют участники коллектива "Горница" – на радость себе и соседям. В русской традиции колядуют с кануна Рождества до кануна Крещения, т.е. в период с 6 (строго после того как стемнеет) по 18 января.
Колядки на Рождество. Когда колядуют в России
Много лет назад на Руси их длительность была другая: колядование совпадало со Святками период проведения святок: с 6 и до 17 января. Коляда 2024 закончится в субботу 8 января. Православная церковь не признает гадания. История праздника.
Святки — это православный праздник , который тесно связан с религиозными чествованиями Рождества. В давние времена в святочные дни по церковным уставам, не рекомендовалось вступать в брак, обряжаться в яркие одежды, выходить на улицу с песнями да плясками. Служители христианской церкви долгое время были против гуляний, которые народ устраивал накануне Рождества, считая их устаревшими языческими традициями.
По мнению истинных верующих, подобные обычаи чужды христианским. Мужчинам запрещалось надевать женские наряды, а всем колядующим — носить маски. Людям такие запреты были не понятны, и они участвовали в народных колядках на Рождество.
С течением времени смысл, который окутывал традиции язычников и был связан с рождественскими и новогодними календарно обрядовыми колядками, забылся. А Святки стали любимым временем, когда люди собираются вместе, загадывают желания и славят Всевышнего Господа за милосердие и Божью помощь. Обряды, христианские традиции и обычаи Во время святочной недели рушились сословные границы, люди были объединены общей радостью и благостным настроением.
Много лет назад, до правления Петра Великого, у славян был старинный обычай разжигать накануне Рождества огромный костер, который считался атрибутом праздника.
За это хозяева должны были обязательно подать гостям сладости. И чем больше угощений — тем богаче и лучше станет год для владельцев дома. Когда нужно колядовать Колядки начинаются с 6 января — рождественского сочельника и заканчиваются 18 января — накануне Крещения Господня. Весь период можно поделить на три этапа: Вечером 6 января и утром 7 января колядующие ходят по домам, чтобы поздравить народ с Новым годом и Рождеством. В этот день принято накрывать богатый стол и приглашать всех родственников и друзей. Их развлекали колядовщики, которые пели специальные песни — щедровики. В этот день нельзя ничего жалеть — нужно дарить подарки и делать комплименты.
А на утро принято рассыпать на снег зерно и петь засевалки. Так на Руси зазывали хороший урожай. В Крещенский вечер с 18 на 19 января в дом снова приходили наряженные гости с песнями и плясками, завершая святочный период. Как правильно колядовать Колядовать могут и взрослые и дети.
Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи т. Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках. Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье. Святки на Руси.
О традиции празднования святок Хулиганство, освященное традицией Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью ячменную кашу с медом и изюмом , вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами. Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.
По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица. В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка.
Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами ». Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки.
Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.
Просто с приходом христианства, церковь всячески пыталась искоренить старые, языческие верования. Для этого самым удачным оказалось не утверждение новых, совершенно чуждых славянскому народу праздников, а переделка привычных уже языческих ритуалов, под христианские реалии. Таким образом, симбиозные праздники не вызывали в людях отторжения и подсознательно воспринимались очень спокойно.
Со временем, если выражаться современным языком славяне «втянулись» и стали забывать о своих прежних верованиях и традициях. Вот так Коляда и колядование вдруг стало Рождеством и христианским песнопением. Все упростилось ещё и тем, что празднование Коляды у древних славян совпадало с рождением Иисуса Христа. Именно поэтому если сегодня у кого-нибудь спросить, что такое колядки, то вам непременно ответят, что это рождественский ритуал.
Память с поколениями угасала, вот и результат. Насколько это плохо, или хорошо решать конечно нужно каждому для себя самому, автор в этом видит просто закономерность — старое всегда сменяется новым. Наши предки представляли Коляду ребёнком. Пол особенно не выделяли, так, как в целом для новорожденного ребёнка половая принадлежность особо не играет никакой роли.
Это просто первозданная стихия жизни. Уже после, набирая силы и взрослея, определяется направление внутренней энергии. У древних славян солнечная энергия всё же трактовалась, как мужская энергия. Кстати, есть один очень немаловажный и интересный факт: на старых новогодних открытках, очень часто художники изображали маленького мальчика, который летел куда-то ввысь.
Вот здесь можно проследить дожившее до нас представление о рождении солнца мальчика, который поднимается в небо. Это символ нового года. На самом деле, таких подсказок очень много, просто нужно уметь их видеть и читать. В старину бытовало верование, двадцать пятого декабря в старину этот месяц называли Студень , рождался Коляда, красивый, солнечный мальчик, которого захватывала ведунья зима, и обращала его в волка.
Отсюда следует и название холоднейшего из зимних месяцев, февраля — Лютый. Наши предки верили, что лишь после того, как Коляде удастся снять с себя волчью шкуру, и после того как она сгорит в огне, явится Колядушка людям в полном блеске своём и силе. Так же верили, что во время Святок, солнце, одетое в пёстрый сарафан, да с кокошником на голове, в разрисованной вознице с вороным скакуном, уезжало навстречу весне и лету. Конечно, это немного странно, если учесть, что солнце представляли в виде мальчика, а тут вам и кокошник, и сарафан.
Возможно допускалась двойственная природа солнечной энергии: женская и мужская. Такое убеждение выглядит весьма правдоподобным, хотя автор не может и это утверждать, так, как опять отсутствуют всякого рода исторические аргументы. Во время празднования Коляды, было принято приносить в жертву козу. Вообще с этим животным у древних славян отдельное, особое отношение.
Колядующих сопровождала коза, но это было не животное, а его тотемное изображение, в виде переодетого в козью шкуру юноши. Этот юноша должен был быть настоящим заводилой, петь песни, больше всех веселиться и танцевать. Считалось, что именно присутствие козы на дворе могло отпугнуть злые силы, и души умерших. Согласитесь, весьма странно и необычно, ведь в целом мире именно коза и козёл считались животными самого дьявола.
Их приносили в жертву, совершая тёмно магические ритуалы. Изображения этих животных и вовсе нагоняли на всех страх. А у нас козы наоборот, имели самое позитивное значение, и могли принести в дом урожайность и достаток. Сам обряд колядования проходил с большим шумом, все веселились и радовались.
Было принято петь, танцевать, одним словом, делать всё, чтобы достойнее отметить столь яркий день. Дарили подарки, не скупясь и не зажимаясь. Всё самое лучшее было принято отдавать колядникам, а уж они после всё собранное съестное добро отправляли на общий стол. А там уже и водочка шла в обиход, чарки наполнялись до краёв, но это не значило, что празднование перетекало в безумную вакханалию.
Нет, пили ровно столько, сколько было нужно чтобы как следует согреться в эту холодную, зимнюю ночь. Затем начинали играть на разных музыкальных инструментах. Любили участники пиршества так же играть в разные игры. Наиболее любимой игрой, которая сумела сохраниться до нашего времени является так называемая «Женитьба Терёшки».
Главным условие этой игры было то, что в неё нужно было играть только ночью. Всё действо происходило в самом большом и самом богато убранном доме. Суть игры заключалась в том, что названые родители несколько дней подряд выбирали жениха и невесту, которых потом и сватали, и женили. Все ритуалы и обряды проводили как настоящие.
Все играющие и участники игры должны были уметь хорошо петь и танцевать.
Можно ли колядовать 7 января вечером?
Когда начинаются. В это время колядующие наряжаются в яркие костюмы, ходят по домам, распевая хозяевам колядки. Есть традиция колядовать с вечера 6 до утра 7 января, но проблема в том, что с этим сложно совместить ночное богослужение в честь Праздника Рождества Христова. Коляда – славянский праздник, который сегодня начинается с Рождества и продолжается до Крещения, то есть проходит c 7 до 19 января. В нашей статье мы расскажем кто должен колядовать на Рождество 2023 и во сколько начинаются колядки.
Колядки 2024: когда колядовать и как правильно это делать
Когда ходят колядовать в 2024 году? Святки (коляды, зимние святки) традиционно стартуют в Рождественский Сочельник (в ночь на 7 января) и длятся до Крещения (19 января). славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения - занимает первое место в году и продолжается несколько дней. Когда начинаются. Коляда: 21/25 декабря — зимнее солнцестояние/солнцеворот — световой день начинает увеличиваться — чествование молодого народившегося Солнца в образе ребенка.
Колядки в Москве: кто и как соблюдает народный ритуал в 2022 году
В христианской культуре колядование получило свое логичное осмысление. Колядка — это радостный крик души верующего человека. В разных поместных Церквях эти праздничные дни имеют и другие варианты наименования: «Двенадцать дней Рождества», «Святые дни», «Рождественские дни». Святки часто ассоциируются со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Христианская традиция празднования святок была известна еще в IV веке, греческие христиане отдыхали, радовались и сугубо праздновали две недели после Рождества слово «святки» вероятно произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Бога и Рождение Христа.
На Руси одной из любимых народных традиций во время Рождественских святок являлось колядование, изначально, впрочем, имевшее явно языческие корни. До нас дошли замечательные древние колядки — в селах на Украине и сейчас можно встретить носителей этой уникальной культуры.
Деньги за колядки не берем, только сладкие угощения. У нас вся программа театрализованная — с песнями, стихами, красивыми профессиональными костюмами. В нашей команде, например, есть цыганка Катя, которая гадает хозяевам дома на картах Таро. Открою секрет: плохих карт в ее колоде нет, она их заранее вынимает, чтобы предсказать людям только хорошее. Сама я в прошлом году нарядилась узбеком, у меня были настоящие тюбетейка и теплый халат. Колядки — очень светлый праздник, который несет добро.
Помню, в конце 90-х годов мы ездили колядовать целой группой и почти в каждой квартире к нам присоединялись незнакомые люди, с которыми мы вместе шли дальше колядовать. Было так весело! В этом году мы планировали с друзьями колядовать. Но буквально за два дня до Рождества приняли решение, что, пожалуй, этот год пропустим. Мы не за себя испугались — все-таки мы люди взрослые, работающие, никто из нас не болеет коронавирусом. Страшно стало за детей и пожилых родителей наших знакомых, чьи дома мы собирались посетить. Этот вирус коварный, никто не знает наверняка, болеет ли он сейчас или является бессимптомным носителем. Тем не менее, коляда не обошла меня стороной — позвонили в дверь ребятишки, прочитали стишки, это так умилительно было!
Конечно, я им отсыпала конфеток и мелочи. В центре города колядовать негде Основными атрибутами колядок всегда являлось ряжение. Весь смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, в идеале — жутко. Чаще всего колядующие примеряли на себя образы животных — козы, барана, свиньи, зайца, мифических существ, водяных, ундин. Два года подряд накануне Рождества там организуют бесплатный мастер-класс для взрослых и детей по изготовлению обрядовых масок. В этом году на занятие пришли восемь человек. А по его окончании все участники в масках вышли на улицу колядовать. Прошли по Московскому проспекту, реакция прохожих была разной: кто-то вообще не понял, что за «нечисть» пляшет у торгового центра, другие начинали в ответ тоже петь колядки.
За полтора часа Алены с учениками наколядовали немного сладостей и 10 рублей мелочью. Алена Бабкина — Колядовать очень весело, особенно когда большая компания и все ряженые. Но в городе колядовать негде — в историческом центре все дворы закрыты заборами, в дома не попасть. Хотя многие горожане ждут Коляду, готовятся. У нас есть знакомая бабушка, ей 84 года. Она до сих пор печет сладкие булочки, чтобы угостить колядующих. Это прекрасная традиция и очень обидно, что из-за своей закрытости мы ее теряем, — отметила Алена Бабкина. Своими руками Все посетители мастер-класса делали обрядовую маску впервые.
В ход шли кусочки кожи, мех горного козла, береста, бумага, изолента, пряжа, фольга, обрезки разнообразных тканей. Оригинальные же маски изготавливались из бересты и кожи, в них делали прорези только для глаз и носа, а рот рисовали. Маски делились на три типа: зверолюди — человек с признаками зверя, только звери, мифические существа с теми и другими признаками. Считалось, что, надевая маску зверя, человек на время принимает его личину, и тем самым защищает себя от опасностей. Обычно гримасы на масках были злые, «улыбалась» только маска-закличка Солнышко — символ Коляды, олицетворявшая доброту. Маски жили год, на Масленицу следующего года их сжигали. Старший научный сотрудник Народного музея Есенина Татьяна Фомичева с супругом Павлом в детстве колядовали, песенкам их научили бабушки-дедушки. По словам Татьяны, тогда было не принято рядиться, колядовали с открытыми лицами.
А Павел вспомнил, что мальчишкой колядовал у бабушки в селе в Липецкой области и самой большой ценностью для детворы считались конфеты, а не деньги. После колядок все хвастались, кто больше шоколадных конфет получил. Сейчас супруги не колядуют, но с большим удовольствием посетили мастер-класс — как творческие люди, любят все делать своими руками. Обрядовая маска стала дополнением к Солнышку и формам для изразцов, которые Фомичевы изготовили на новогодних праздниках в домашней мастерской.
Коляда также считается покровителем волхвов и жрецов: он принес людям знание и наставил на путь истинный. Коляда — языческий бог, которого изображали либо младенцем, либо крепким юношей со светлыми волосами и мечом в руках острие меча направлено вниз, что означает мир и доброе соседство между славянскими общинами и племенами. В печах в этот день гасили старый огонь и разводили новый — Колядин. На Руси было принято печь обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки. В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, которые должны были гореть ровно 12 дней. Вокруг костров собирались нарядные молодые люди, водили хороводы, рассказывали сказки, пели и прыгали через пламя.
А еще изготавливали специальные маски, чтобы человека никто не мог узнать. В таком виде ряженые танцевали, пели и колядовали по дворам, желая благополучия каждому дому и требуя взамен подарки.
Вечер перед ним называют щедрым. В это время принято колядовать и гадать на будущее. Фото с сайта pixabay. Именно ему приписывают изобретение иконостаса, а также авторство множества проповедей. Вечер этого дня назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Дело в том, что в период святок, и особенно на старый Новый год - с 13 на 14 января принято колядовать и ходить в гости.
Колядующие стучатся в двери домов и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа, воспевается тепло домашнего очага и желают радости в новом году, хорошего урожая, богатства и процветания.
У вас включен VPN?
Как правильно колядовать? Вечером шестого января с появлением первой звезды на небе семья садится за праздничный ужин, а после все желающие могут отправляться на колядки. Но когда ходят колядовать и можно ли это делать вечером 7 января, знают не все. Вооружась Вифлеемской звездой и умилительными Христославными колядками, вкупе с праздничными тропарями, они ходят по Валааму, поздравляют и радуют жителей острова, за что часто собирают заслуженный оброк в виде подарков и конфет. Будут колядовать, песни петь, по дворам ходить и благодать в каждый дом приносить. Этой ночью колядовать и Агнеша пойдёт, вывернет на изнанку одежду свою и с остальными пойдёт по домам соседским.