Компании «Парк Инвест», «Гардарика» и двух индивидуальных предпринимателей подозревают в заключении и реализации картельного сговора для поддержания цен в рамках пяти аукционов. Так, сумма дохода от картеля, при которой наступает уголовная ответственность, вырастет вдвое – с 50 млн до 100 млн руб.
ФАС вскрыла картельный сговор в торгах по нацпроектам в ХМАО
Новости и аналитика Новости КС РФ подтвердил, что размер дохода нарушителя при картельном сговоре определяется из цены контракта без вычета расходов нарушителя. новости, россия, ввп рф, картельное соглашение, ущерб. Федеральная антимонопольная служба выявила картель почти на три миллиарда рублей при реализации. Федеральная антимонопольная служба выявила картель почти на три миллиарда рублей при реализации. Установление запрета картеля на торгах преследует конституционно одобряемые цели, поскольку смысл торгов при отсутствии конкуренции между хозяйствующими субъектами утрачивается. Ингушское УФАС России раскрыло самый крупный в РФ картель по количеству охваченных закупок.
ФАС вскрыла картельный сговор в торгах по нацпроектам в ХМАО
Шесть компаний ограничили конкуренцию в 121 процедуре на строительство и ремонт дорог в Южном федеральном округе на 24 млрд рублей. За картельный сговор, совершенный при участии в государственных торгах, ответственность предусмотрена п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ. В 2023 году ФАС выявила 2,9 тыс. госзакупок на 174 млрд рублей, в которых были зафиксированы нарушения антимонопольного законодательства — картели на торгах и сговор с заказчиком. ФАС возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование» — служба обнаружила признаки картельного сговора.
Календарь вебинаров
- Новость подробнее
- ФАС выявила картель среди поставщиков ИК-оборудования на 2 млрд рублей / Хабр
- Центры ассоциации
- Новость подробнее
- ФАС возбудила дело о картеле на 2,8 млрд рублей
- ФАС нашла картельный сговор на рынке IT-безопасности
ФАС обнаружила картельный сговор при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование»
ФАС возбудила дело о нарушении антимонопольного...
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Федеральная антимонопольная служба обнаружила в ХМАО признаки картельного сговора во время торгов по национальным проектам.
Тогда речь шла о схеме связанной с демпингом цен на торгах по предоставлению услуг по уборке помещений и территорий. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Хотите быть в курсе всех главных новостей ХМАО? Подписывайтесь на telegram-канал « Ханты, деньги, нефтевышки »!
Не может признаваться незаконно полученным весь доход от поставленного в соответствии с условиями контракта качественного товара, если в результате картельного сговора цена на торгах была снижена меньше, чем могла бы. Еще пять лет назад для определения дохода обязательно проводилась экспертиза, но в текущих реалиях для возбуждения уголовного дела по ст. Это приведет к существенному снижению стандартов доказывания состава преступления. Андрей Цариковский, статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Идея определения излишне полученного дохода — даже не знаю, как она всплыла в статье Уголовного кодекса о манипулировании рынком — выглядит очень прогрессивной, но не знаю, реализуема ли она.
Будет требоваться большое количество сложных оценок, они будут разными, мы не сможем создать параллельный экономический контур в стране. Поэтому везде используется понятие валового дохода. Но, возможно, стоит идти по другому пути, повышая сумму ущерба от преступления, при котором наступает уголовная ответственность. Антимонопольные органы и чуть в меньшей степени суды исходят из того, что при запрете per se не важно, была ли из-за картеля ограничена конкуренция или была ли такая угроза. Ограничение конкуренции вообще не входит в предмет доказывания по картельным делам. С моей точки зрения, такой подход не соответствует смыслу закона «О защите конкуренции», который посвящен созданию основ для защиты конкуренции: все, что не ограничивает ее, к этому закону отношения не имеет. Как объяснить запрет per se? Можно считать, что законодатель создал юридическую фикцию — любое картельное соглашение ограничивает конкуренцию, доказывать противоположное невозможно. То, чего нет на самом деле, законодатель считает существующим.
Фикции — достаточно редкие явления в праве, хотя правовые фикции существуют. Но мне кажется, необходимы убедительные доказательства, что законодатель действительно хотел ввести юридическую фикцию, поскольку это все-таки нетрадиционный прием. Есть еще один подход — понимать per se как опровержимую презумпцию. Иными словами, предполагается, что картель во всех случаях ограничивает конкуренцию. Но эту презумпцию можно опровергнуть: хозяйствующий субъект при рассмотрении дела вправе привести доказательства, что, хотя соглашение отвечает формальным признакам картеля, ограничения конкуренции не произошло, возможности такой не было. А потому это соглашение не запрещено антимонопольным законодательством. Мне кажется, такой подход, если он будет воспринят антимонопольной службой и судами, в наибольшей степени отвечает принципу обеспечения баланса интересов, а также целям и задачам антимонопольного законодательства: государство вмешивается только там, где есть ограничение конкуренции. Андрей Тенишев Я начинал работать следователем в прокуратуре, в маленьком городе. Приходилось раскрывать и расследовать убийства.
Судят условно освобожденного. Старый адвокат, продремав весь процесс, говорит: прошу оправдать моего подзащитного. Судья в недоумении, поскольку доказательства говорят против подсудимого. А адвокат в ответ: вы посмотрите на потерпевшего — он четырежды судим, особо опасный рецидивист, хронический алкоголик и лишен родительских прав — какую ценность для общества он представлял, в чем опасность для общества от этого убийства? Избавив общество от этого типа, мой подзащитный принес только благо обществу. Общественная опасность — это необходимый элемент состава преступления. Нет общественной опасности — нет состава преступления. Споры о том, картель является преступлением per se или нет, мне напоминают эту адвокатскую речь. Законодатель, введя ответственность за убийство, предполагает, что убийство общественно опасно само по себе.
СРЗП выступила против планов по отмене уголовной ответственности за картельный сговор
Бизнес предложил ФАС отменить уголовное наказание за картельные соглашения на товарных рынках, оставив его только за сговоры на торгах. Такую инициативу в службу направила "Деловая Россия", в Российском союзе промышленников и предпринимателей ее также поддерживают, сообщили СМИ. Такие попытки "закосить под дурачков" не к лицу бизнес-сообществу! Притом что ситуация в ряде отраслей экономики и так располагает к созданию картелей.
Вторая инициатива вводит административную ответственность за воспрепятствование проверкам антимонопольных органов, оборотный штраф составит от 0,1 до 1 процента годовой выручки компании. Читайте также:.
Об этом сообщили в окружном УФАС. Признаки сговора обнаружены на торгах на право выполнения проектно-изыскательских работ и строительства нежилых зданий на территории Москвы, Приморского края и ХМАО», — говорится на сайте окружного ведомства. Их подозревают в заключении и реализации картельного сговора для поддержания цен в рамках пяти аукционов. Ранее URA.
Тогда речь шла о схеме связанной с демпингом цен на торгах по предоставлению услуг по уборке помещений и территорий.
ФАС возбудила дело в отношении компаний «Парк Инвест», «Гардарика» и двух индивидуальных предпринимателей по признакам нарушения п. Ведомство подозревает их в заключении и реализации картельного сговора для поддержания цен в рамках пяти аукционов на право выполнения проектно-изыскательских работ и строительства нежилых зданий на территории Москвы, Приморского края и ХМАО на общую сумму 2 865 881 020 рублей.
ФАС нашла сговор на 2,8 млрд при исполнении нацпроектов в Москве, Приморье и ХМАО
Компании «Парк Инвест», «Гардарика» и двух индивидуальных предпринимателей подозревают в заключении и реализации картельного сговора для поддержания цен в рамках пяти аукционов. Федеральная антимонопольная служба выявила картельный сговор на 2,8 млрд рублей при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование». В России применяется программа освобождения от ответственности признавшихся участников картелей, давно и широко распространенная во многих странах. Компании «Парк Инвест», «Гардарика» и двух индивидуальных предпринимателей подозревают в заключении и реализации картельного сговора для поддержания цен в рамках пяти аукционов. заявил замруководителя ФАС России Андрей Цариковский.
ФАС обвинила две сочинские компании в создании "топливного картеля"
Арбитражный суд региона подтвердил претензии антимонопольщиков к Минтрансу. Ведомство учили в том, что чиновники укрупняли закупки на содержание дорог, из-за чего победу одерживали конкретные участники. Как рассказали в пресс-службе УФАС по Ростовской области, министерство транспорта региона объявило два электронных аукциона на общую сумму 3,5 млрд рублей. Потенциальная подрядная организация должна была выполнить 54 вида работ одновременно в 14 районах и 34 населенных пунктах области. Указанные в документации дороги находятся друг от друга далеко и не являются частью одной дорожной системы. Справиться с таким объемом работы сразу может только крупная компания, что сразу отсекает более мелкие организации, которые могли бы выполнять работы локально в одном-двух районах, но существенно дешевле. По расчетам ФАС, исполнить укрупненные контракты могли только две организации: «Ростовавтодор» и «Тацинское ДСУ», а большая часть подразделений этих компаний располагается именно в районах, где требуется проведение работ. Разразился другой скандал с участием ФАС, дорожных чиновников и подрядчика «РостовАвтоДор», руководителем которого ранее был нынешний министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев. Судом установлено, что в сентябре 2022 года компании договорились не снижать цену на 53 аукционах, котоыре были проведены с 2017 по 2020 годы. Закупки проходили в том числе при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Общая стоимость этих госконтрактов составила 1,9 млрд рублей.
За заключение картельного сговора на подрядчиков наложены штрафы в размере более 228 млн рублей. Список картельных скандалов вокруг ростовских дорожников можно продолжать долго. Упоминания требует и свежее заявление антимонопольной службы, которая нашла нарушения в закупке работ на строительство дороги из Ростова до границы ДНР. Стоимость контракта составила 2,8 млрд рублей.
Если в РФ речь идет о доходе более 50 млн и ущербе более 10 млн руб. При этом в законодательстве Белоруссии картельный состав сформулирован как формальный: для перехода дела в уголовно-правовую плоскость не требуется доказывать размер дохода или ущерба. Выступающий также сопоставил меры ответственности за картели и основания для освобождения от нее. В частности, только в Казахстане в качестве наказания применяют конфискацию имущества у физических лиц. Остальные виды санкций в странах ЕАЭС симметричны, что обусловлено схожим историческим путем развития этих государств.
Специальные основания для освобождения от ответственности за монополистические действия предусмотрены в уголовных кодексах Киргизии и Казахстана, хотя и сформулированы не так детально, как в примечании к ст. Так, лицо освобождается от уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба, причем в Казахстане уточнено, что деяние должно быть совершено впервые. В Армении и Белоруссии специальных оснований нет. В завершение Антон Тесленко отметил, что уголовное законодательство государств ЕАЭС в части регламентации оснований уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения на сегодня не приведено к единому знаменателю и, несмотря на многие сходства, обладает весьма существенными различиями. Предметом активной дискуссии на встрече клуба стал вопрос представления и оценки экономических доказательств в делах о картелях на торгах. В настоящее время такие доказательства нередко играют решающую роль как при рассмотрении дела в административном порядке, так и при обжаловании решения антимонопольного органа в суде. Старший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Стефания Решетникова подчеркнула, что суды стали больше внимания уделять экономической составляющей поведения участников торгов.
По словам антимонопольного экономиста Вадима Новикова, ФАС нередко возбуждает дела в отношении ИТ-компаний, только в 2019 году арбитражные суды рассматривали не менее пяти картельных кейсов. Однако в 2020 году в этой сфере наметился новый тренд: если прежде фигурантам картельных дел грозил исключительно штраф, то теперь — еще и тюрьма. Конкурентоспособность той или иной юрисдикции зависит не только от размера налоговых ставок и объема государственных грантов.
Не менее, а скорее более важна безопасность бизнеса, безопасность инвестиций, безопасность самих предпринимателей, — говорится в письме АПКИТ, фрагмент которого приводит РБК. В ассоциации заявили, что предприниматели теперь не могут спокойно сосредоточиться на цифровой трансформации страны, ощущают неуверенность в перспективах своего бизнеса в России и в том, что в стране может быть сформирована благоприятная бизнес-среда. Российские ИТ-компании предупредили о переносе бизнеса за рубеж из-за дела о картеле Из письма также следует, что ИТ-отрасль столкнулась с проверками, обысками и задержаниями по делам пятилетней и более давности, которые, по мнению участников АПКИТ, можно было расследовать в рамках административного или арбитражного процесса. В марте 2019 года против гендиректора этой компании — Всеволода Опанасенко было возбуждено уголовное дело из-за нарушений контракта на поставку компьютеров МВД. Если в рамках этих дел следователи действительно выявили нарушения, их необходимо расследовать, но при этом не нужно мешать руководителям дальше вести бизнес, подчеркнул Комлев. Документ подготовлен в рамках реализации межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 гг. В документе содержатся положения, которые помогут выявить признаки цифровых картелей. Рекомендации касаются распространённых видов цифровых доказательств антиконкурентных соглашений. Федеральная антимонопольная служба России выпустила методические рекомендации по выявлению цифровых картелей По мнению ФАС, методические рекомендации помогут квалифицировать неправомерные действия. Для подготовки рекомендаций ФАС обобщила практику по обнаружению антиконкурентных соглашений.
Они формируются с помощью ПО.
Такую инициативу в службу направила "Деловая Россия", в Российском союзе промышленников и предпринимателей ее также поддерживают, сообщили СМИ. Такие попытки "закосить под дурачков" не к лицу бизнес-сообществу! Притом что ситуация в ряде отраслей экономики и так располагает к созданию картелей. Число крупных игроков в сферах розничной продуктовой торговли, сотовой связи можно пересчитать по пальцам.
«Картель на миллиард», которого не было
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ - Поиск по тэгам | Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выявила в 2023 году 2,9 тыс. госзакупок на 174 млрд рублей, в которых были выявлены нарушения антимонопольного законодательства – картели на торгах и сговор с заказчиком, говорится в сообщении ФАС. |
ФСБ: в России активизировались зарубежные кокаиновые картели | Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил вывести из-под уголовной ответственности картельные сговоры на товарных рынках. |
Раскрыт самый массовый в России картельный сговор | Федеральная антимонопольная служба России подозревает ООО «Кубаньойл» и ООО «НТК» в сговоре для раздела торгов на поставку бензина и дизеля на общую сумму. |
ФАС выявила картель на 2,8 млрд рублей при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование» | Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России раскрыла картельный сговор на сумму более 2,8 млрд руб. при реализации таких национальных проектов, как. |
На систему ФАС для слежки за бизнесом выделят дополнительный 241 млн рублей | Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выявила в 2023 году 2,9 тыс. госзакупок на 174 млрд рублей, в которых были выявлены нарушения антимонопольного законодательства – картели на торгах и сговор с заказчиком, говорится в сообщении ФАС. |
Исполнительная дирекция
- Антимонопольный клуб обсудил антикартельные кейсы
- ФАС раскрыла картельный сговор между крупнейшими поставщиками металла | Аргументы и Факты
- Или воспользуйтесь аккаунтом
- Экономист Строев: ущерб от картельных соглашений на рынках — два процента ВВП России в год
- Что может остановить картели
Экономист Строев: ущерб от картельных соглашений на рынках — два процента ВВП России в год
ФАС обвинила две сочинские компании в создании "топливного картеля" - Кубань Информ | Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила в четверг о раскрытии самого массового картеля в России на торгах для нужд МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службы (ФТС) на сумму более 3,5 млрд руб. |
АЭТП - Раскрыт самый массовый картель в России | Два дела о картельных сговорах в отношении компаний, оказывающих услуги технической поддержки и обеспечения IT-безопасности, возбудила ФАС России. |
В России усилят ответственность за картельный сговор | ФАС возбудила дело о картеле на торгах на поставку продуктов в больницы, пишут РИА Новости. |
ФАС возбудила дело о картеле при поставках еды в соцучреждения на 1,2 млрд руб. // Новости НТВ | ФАС возбудила дело о картеле на торгах на поставку продуктов в больницы, пишут РИА Новости. |
ФАС раскрыла картель на 2,8 млрд рублей при реализации нацпроектов
ФСБ: в России активизировались зарубежные кокаиновые картели | Федеральная антимонопольная служба выявила картельный сговор при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование», сообщила пресс-служба ФАС. |
ФАС выявила картель на миллиарды рублей при реализации нацпроектов | Федеральная антимонопольная служба раскрыла картельный сговор на 1,9 миллиардов рублей при поставках продуктов питания в социальные учреждения Москвы, Подмосковья и Калужской области. |
Картелям накинули срок: за антиконкурентный сговор накажут жестче | Федеральная антимонопольная служба сообщила о росте числа картельных сговоров в России. |
В Москве выявили два картеля на общую сумму 859,4 млн рублей | ФСБ: в России активизировались зарубежные картели для сбыта и транзита кокаина в Европу. |
ФАС раскрыла «дорожный картель» в двух регионах | Московское УФАС России выявило два картельных сговора между фирмами, занимающимися поставками оборудования для спортивных площадок. |
ФАС фиксирует случаи заключения картельных сговоров при помощи искусственного интеллекта
Федеральная антимонопольная служба РФ возбудила в отношении четырех компаний дело о картеле на торгах на поставку социально значимых продуктов. По данным телеграм-канала SHOT, выяснилось, что Квинси Промес нарушил в России правила ведения бизнеса. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила в четверг о раскрытии самого массового картеля в России на торгах для нужд МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службы (ФТС) на сумму более 3,5 млрд руб. Смягчение наказания за картели "развяжет руки" бизнесу в части повышения цен, считает Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов. ФАС России выявила нарушения антимонопольного законодательства в 11 компаниях, которые договорились не снижать цену в 30 закупочных процедурах на рынках медизделий и медоборудования в 17 регионах страны, в том числе и в Татарстане.
ФАС раскрыла «дорожный картель» в двух регионах
Расширительное толкование указанных норм позволяло бы имитировать существование контроля созданием совокупности указывающих на него фиктивных признаков и использовать это для преодоления указанного запрета. Отмечено, что создание признаков фактического контроля и апелляция к ним могут осуществляться для оправдания запрещенного законом соглашения в случае его выявления органами публичной власти. Для хозяйствующих субъектов, образующих группу лиц, но не отвечающих признакам, обозначенным в части 8 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции", их совместное неконкурентное участие в торгах не является вынужденной и единственно возможной стратегией реализации свободы экономической деятельности.
При этом доходом в новой редакции признается выручка от реализации всех товаров, извлеченная всеми участниками картеля без вычета расходов. Второй законопроект — поправки к КоАП — вводит штрафы за препятствование антикартельным проверкам. Для граждан он составит 15—30 тыс. Сейчас потолок штрафов для юрлиц — 10 тыс.
В ФАС считают, что действующие штрафы не сдерживают противоправное поведение проверяемых компаний. Потребность в нововведениях в ФАС объясняют тем, что сговоры на торгах составляют наибольшую часть нарушений, тогда как торги создавались для эффективного использования бюджетных средств. Отметим, впрочем, что ранее ФАС массово наказывала за картели и мелкие предприятия, в реальности не способные повлиять на уровень конкуренции.
Нераспространение на них исключения из запрета картеля на торгах не может рассматриваться как несоразмерное ограничение их прав и как их дискриминация. Часть 8 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" соответствует Конституции РФ, поскольку условием, при котором запрет картеля не распространяется на соглашения хозяйствующих субъектов - участников торгов, признаются исключительно установленные ею признаки контроля одного хозяйствующего субъекта в отношении другого или одного лица в отношении хозяйствующих субъектов. Дата публикации на сайте: 30.
По условиям этого соглашения одно юрлицо отказывалось принимать участие в аукционе взамен на заключение с заявителем договора субподряда на выполнение работ по этому госконтракту, а другое принимало участие лишь формально. В результате такого сговора ООО, директором которого является заявитель, победило в аукционе. Причем снижение цены контракта во время процедуры было незначительным. Максимальная цена заключенного контракта, и, соответственно, доход, который гражданин С. Шатило планировал получить, составила более 768 млн руб. Поэтому суд, квалифицируя преступление, счел, что доход заявителя является особо крупным п. Апелляционная инстанция постановила назначенное наказание считать условным. Но с выводами суда первой инстанции в части признания дохода особо крупным согласилась. Суд кассационной инстанции также согласился с этими выводами, указав, что весь доход, полученный при ограничении конкуренции, является незаконным.
ФАС обвинила две сочинские компании в создании "топливного картеля"
Когда значения крупного размера дохода или ущерба не достигаются, за картельный сговор наступает административная ответственность в соответствии со статьей 14. Неоконченный картель Бывает, что контракт, заключенный в результате картельного сговора, в дальнейшем расторгается из-за каких-либо нарушений, и виновные не успевают получить по нему деньги. В таких случаях применяется часть 3 статьи 30 Уголовного кодекса — покушение на совершение преступления, предусмотренного статьей 178. Но это допустимо только при условии определенности умысла, когда контрактом зафиксирована твердая сумму, превышающая пятьдесят миллионов рублей. Если же такая сумма отсутствует например, предусмотрены периодические платежи за поставку товаров , то умысел является неопределенным, и привлечение к уголовной ответственности невозможно. Также как неоконченное преступление квалифицируются случаи, когда: После заключения контракта на крупную сумму участники картеля успевают извлечь только небольшую часть дохода; Если действия виновных пресечены правоохранительными органами сразу после заключения соглашения при доказанности умысла на извлечение дохода в крупном размере. Судебная практика При рассмотрении уголовных дел о картелях суды сталкиваются с множеством спорных моментов, в частности при оценке таких составляющих преступления, как: субъекты преступления, причинение ущерба. Субъекты преступления В отличие от антимонопольного нарушения юридических лиц, преследуемого ФАС России, для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить как минимум двух физических лиц, представляющих разные хозяйствующие субъекты и вступивших в картельный сговор необходимое соучастие. Исключением является картельная схема «таран», когда единственный обвиняемый контролирует несколько организаций. К уголовной ответственности суды довольно часто привлекают фактических руководителей организаций как совершивших преступления посредством использования подчиненных с отсылкой к части 2 статьи 33 Уголовного кодекса.
Когда к ответственности привлекается чиновник, использование служебного положения, как квалифицирующий признак, увеличивающий меру наказания, не вменяется автоматически. Для применения подпункта «а» части 2 статьи 178 необходимо установить и доказать тот факт, что благодаря своим должностным полномочиям обвиняемый оказал влияние на других участников преступления. В практике ФАС России картелем признается: пассивное участие в торгах с целью избежать сложностей, связанных с заключением государственного контракта с единственным участником; участие в торгах связанных между собой субъектов для подстраховки, без намерения заключить контракт. Состав уголовного преступления в таких случаях зачастую не образуется, так как: независимые хозяйствующие субъекты участвуют в торгах без намерения в них победить, то есть нет умысла на ограничение конкуренции за исключением картеля по модели «карусель» ; формально разные юридические лица в реальности находятся под контролем одного лица, то есть отсутствует сговор нескольких лиц. Механизмы подсчета дохода Пока действовал Закон 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» судами применялся термин «прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства», то есть доходы за минусом расходов. Пришедший ему на смену в 2006 году закон о конкуренции не определяет, что следует понимать под доходами, полученными нарушителями. Судьи, при вынесении приговоров по делам о картельных соглашениях устанавливали размер полученных осужденными доходов: исходя из сумм, указанных в контрактах, заключенных в результате сговоров на торгах, учитывая выручку от реализации товаров или услуг доходы без учета расходов , подсчитывая излишний неправомерный доход — разницу между «картельной» ценой и ценой, которая сформировалась бы без сговора. В апреле 2023 года эти разночтения были прекращены постановлением Конституционного суда РФ: при квалификации по статье 178 доходом признается цена контракта без каких-либо уменьшений. Определение размера ущерба Когда картельное соглашение квалифицируется преступным по признаку крупного дохода, пострадавший бывает установлен лишь в единичных случаях.
Но если уголовная квалификация производится по признаку крупного ущерба, то обязательно должен быть установлен потерпевший, а это удается сделать достаточно редко. Вне торгов установление пострадавших затруднительно, например, при разделе рынка потери несут все участники этого рынка. При сговоре на торгах возможно признание потерпевшим заказчика этих торгов или одного из добросовестных участников. В качестве хорошего примера определения ущерба можно привести одно из картельных дел, дошедших до Верховного суда Удмуртской республики. В результате реализации «тарана» виновному достался контракт, который не смогли заключить два добросовестных участника торгов. В уголовном деле, поступившем в суд первой инстанции, они были признаны потерпевшими, а ущерб упущенная выгода приравнивался к сумме их двух ценовых предложений. Суд затем поддержанный апелляцией вернул дело прокурору в связи с неправильным определением размера ущерба: Согласно позиции Верховного суда РФ упущенной выгодой признается исключительно неполученная прибыль, а в предложения потерпевших о цене контракта была заложена не только прибыль, но и расходы на исполнение контракта, включая налоги. Реально упустил выгоду только один из участников, второй в любом случае остался бы без контракта. В результате упущенная выгода была рассчитана как разница между ценой контракта и расходами на его реализацию применительно к тому участнику, который победил бы на торгах, не будь картельного соглашения.
Это также свидетельствовало о признаках сговора. На аукционе один из участников отказывался от конкурентной борьбы в пользу другого. А госзаказчики отклоняли от участия в торгах остальные заявки, предлагающие к поставке товар иностранного производства. На электронных почтах участников сговора авторизация осуществлялась также с одного IP-адреса. В свойствах файлов заявок участников торгов обнаружены совпадения, указывающие на создание файлов на одном компьютере. Зафиксированы денежные переводы между «МедСпб» и ИП. Установлены многочисленные связи между участниками картеля, в том числе по фактическому месту нахождения, совпадения по номерам телефонов, электронных адресов и др.
Напомним , в прошлом месяце компания «Дороги и мосты» выиграла тендер на строительство последнего участка магистрали «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе» с путепроводом на пересечении Варшавского и Расторгуевского шоссе. Она оказалась единственным участником конкурса и предложила построить участок за 19,9 млрд рублей, что на 100 млн рублей меньше начальной цены.
LR Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости Новости по теме.
Произошли задержания в Воронежской и Новосибирской областях. Расследуются масштабные дела в Якутии, целая серия в Дагестане. Можно долго перечислять, но лед тронулся. Норма об уголовной ответственности должна работать. Участники картелей ничего не делают спонтанно, это рациональная беловоротничковая преступность. У них все подсчитано.
В нашем законодательстве за картели предусмотрено суровое наказание в виде административного штрафа для компаний. Иногда речь идет о штрафах в десятки и сотни миллионов рублей на организацию. Бывает, к сожалению, и так. Штрафы провоцируют компании на новые сговоры. Мы поймали картель на торгах, оштрафовали участников на сумму более 15 млн рублей. Через два года ловим опять их же, но масштабы уже больше. Что их в прошлый раз не остановило? Нарушители говорят: а ваши штрафы отрабатывать надо. На практике они развернули еще большую, бурную деятельность, чтобы и штраф заплатить, и государство с населением обобрать.
Тот картель охватил практически всю страну. Вот таких циничных людей может останавливать только уголовная ответственность. Практика показывает, что наши картели зачастую тесно связаны с чиновниками. И картельные сверхприбыли служат питательной почвой для коррупции. Особенно часто это проявляется на госзакупках. Правоохранительные органы уже сейчас возбудили десятки уголовных дел по сговорам с государственными заказчиками. Есть ли законные способы посадить за решетку таких организаторов картельных сговоров или это сделать невозможно? В Уголовном кодексе существует статья 178, предусматривающая ответственность за картель. Уголовная ответственность для чиновников и госзаказчиков, вступивших в сговор с картелем, предусмотрена ст.
Другой вопрос, насколько эффективно эти нормы работают. Законодательно уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, в том числе картелях, прописывалась в основном в 1996 году. Кто тогда мог представить, что картели есть? Сейчас другие экономические реалии, в соответствие с которыми мы нормы об уголовной ответственности за картели и приводим. Именно этому и посвящен законопроект, который внесен правительством РФ в Госдуму. Большой шаг к прозрачности Мишустин поручил Минфину к маю подготовить поправки в закон о госзакупках Система госзакупок стремится к прозрачности. В основном все торги с государством ведутся в электронном виде, как же тогда появляются картели? Масштабы картелизации госзакупок снизились. Вы просто не видели, что происходило в кабинетах чиновников, когда проходили «молоточные» торги.
Сейчас законодательство в большинстве случаев предусматривает обязательность электронных торгов. Многие крупные компании даже при отсутствии такой обязанности в законе уже добровольно переходят на электронные торговые площадки, понимая, что здесь больше прозрачности. При нормальной работе электронных торговых площадок участники торгов не видят друг друга — только номера стоят. Но есть маленькие рынки, где все игроки знают друг друга. За какими бы номерами ни прятался участник, его и так знают. Иначе говоря, есть технологические барьеры, но есть и возможность сговориться. Она просто стала меньше. Предприниматель понимает, что на север Красноярского края никто из Ингушетии не приедет и водопровод не отремонтирует. Значит, будут работать местные, те, кого знают.
Наши недобросовестные предприниматели придумывают схемы, например, «таран» на аукционах, чтобы ввести в заблуждение участников торгов. Суть в том, что создается некая видимость торгов, при которой нужному поставщику в электронном аукционе обеспечиваются условия для победы. Инструментом является демпинг, то есть снижение цены до размера, при котором добросовестным поставщикам участвовать в этих торгах просто становится неинтересно. Действующими лицами картеля обычно выступают несколько участников торгов. Недобросовестные компании стали использовать также DDoS-атаки на электронные торговые площадки, на конкурентов и другие технологические способы ограничить конкуренцию на торгах.