Новости гродно катедра

Щучинский район. г. Гродно.

Читайте также

  • File:Grodno - Wikimedia Commons
  • Гродненская католическая епархия: новый епископ поможет белорусизации
  • Ольга Бондарева проиграла суд городскому порталу
  • Рассказ про св. Франциска Ксаверия 20.11.2022 Гродно Катедра
  • КВИЗ в честь 120-летия профсоюзного движения Беларуси: игра знаний и памяти
  • - Свежие новости Гродно – Telegram

КВИЗ в честь 120-летия профсоюзного движения Беларуси: игра знаний и памяти

Частичку этого света прихожане забирают после службы домой, где вместе с родными и близкими садятся за праздничный стол. Традиционно среди угощений — куличи, красные яйца, колбасы и сладости. Готовимся, конечно же. Яйца красим, дети участвуют, помогают. Это для нас общая традиция, которая передается из поколения в поколение.

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Покровского кафедрального собора под управлением Юлии Шепелевой. В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П. Морозов, председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Пасюта, председатель Гродненского районного исполнительного комитета В. Хелский, начальник главного управления здравоохранения Гродненского областного исполнительного комитета Л.

Кеда, председатель Комитета государственного контроля по Гродненской области А. Дорожко, начальник Гродненского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Д. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира.

В Гродненском районе с 16 апреля возобновляются дачные перевозки пассажиров 2. Домашнее мини-производство самогона выявили правоохранители в Вороновском районе 0. Республиканский субботник пройдёт в Беларуси 20 апреля 1.

Опять похолодание! Что прогнозируют синоптики на неделю? Три гектара нового леса появилось в Новогрудском районе 2. Выставка для детей и взрослых «Легоу» открылась в Triniti 3. Возле деревни Путришки прошёл областной этап Кубка Беларуси по ракетомодельному спорту 4. В Гродно прошёл астрофизический турнир «Ключ на старт» 3.

В юбилейный для прокуратуры Гродненской области год в Гродно появилась аллея "Связь поколений" 2. Два интернет-магазина по распространению наркотиков ликвидировала милиция в Гродненской области 1. Слесарь одного из сельхозпредприятий в Берестовицком районе украл 840 килограммов комбикорм 0. С наступлением тепла правоохранители региона отмечают рост краж велосипедов 3. В Гродно презентовали коллективную монографию под названием "Боль памяти" 6. Новый канал обратной связи запустили в Лидском районе 1.

В Следственном комитете сообщили подробности гибели мужчины на предприятии в Волковысском районе 1. На пожаре в Зельвенском районе погиб местный житель 0. Памятная аллея по случаю 30-летия Комитета государственного контроля Беларуси появилась в Гродно 2. Открытые республиканские соревнования по спортивной гимнастике памяти Р. Кныша проходят в Гродно 2. Специалисты "Белводпуть" проводят мероприятия по подготовке Немана к безопасному судоходству 1.

Гродненцы готовятся к празднованию 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков 3. В Гродно наградили руководителей избиркомов за проведение электоральной кампании 1. В стране продолжается расследование дела о геноциде белорусского народа в годы ВОВ 2. В библиотеке имени Карского прошла профилактическая акция "Время быть здоровым" 2. В Гродно прошла премьера нового иллюзионного шоу Ильи Кахновича "Цирк иллюзий: величайший волшебник" 4. В текущем году в Гродненской области не зарегистрировано фактов торговли людьми 2.

В Лиде реализуют проекты по реконструкции объездной дороги и строительство путепровода 5. Гродненские пляжи к новому купальному сезону будут подготовлены к 1 мая 2.

Люди действительно ждали эти концерты духовной музыки, как, кстати, и сами исполнители, ведь каждому хору важно почувствовать результат своей работы, — отметила директор фестиваля. Одним из первых в концертной программе выступил детский хор при воскресной школе Гродненского храма Всех Белорусских Святых. Музыкальный руководитель Светлана Бенаш, как и все ее воспитанники, очень взволнована этим событием. Еще во время первых фестивалей ей приходилось быть ведущей, она помнит, как постепенно фестиваль завоевывал свои позиции. Детские хары всегда встречали чрезвычайно тепло.

Ее коллектив создан 15 лет назад. Дети с музыкальными способностями участвуют в богослужениях, оттачивают свое мастерство. На фестивале выступает старшая группа хора, которая может одолеть более сложные канонические тексты. Значительное влияние церковных песнопений на духовную жизнь человека отмечает председатель жюри фестиваля, член Белорусского союза композиторов, протоиерей Андрей Бондаренко. По его мнению, многовековые традиции православных песнопений наполнены чувством покаяния и великой радости, которой в светлые дни Рождества исполнители стремятся поделиться со своими слушателями. Кстати, выступления хоров во время фестиваля будут сопровождаться театральными постановками воспитанников детских школ, литературными презентациями, фотовыставками и экспозицией вышитых икон.

Меню раздела

  • Будние дни в Гродно: аrtist-talk, рок-опера и концерт |
  • Гродненский диоцез — Что такое Гродненский диоцез
  • Гродно – столица, которая осталась. Объекты католической церкви (Евгений Евгеньевич Асноревский)
  • Блог Гродно s13 - Новости Гродно и важные события города и региона
  • Наше выступление на Днях Молодёжи в Лиде(Гродно-Катедра)
  • - Гродненская епархия

Grodno Katedra

Grodno Visa Free. 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь. Расследование уголовного дела о геноциде. File:Grodno From Wikimedia Commons, the free media repository. Гродненский диоцез Гродзенская дыяцэзія Dioecesis Grodnensis Собор Святого Франциска Ксаверия Латинский Главный город Гродно Страна Белоруссия Дата основания 1991 год Кафедральный собор Собор Святого Франциска Ксаверия Иерарх Александр Кашкевич (с 1991).

Не знаете, куда поехать в выходные? Под Гродно открылся после реставрации красивейший дворец

Является самым западным из сохранившихся древнерусских храмов. Точная дата возведения не установлена, предположительно, церковь была построена в 1180-х. Освящена в честь Бориса и Глеба. Кладка стен выполнена из валунов и плинфы обожженного глиняного кирпича , в них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые улучшают акустику. В середине и конце XIX века часть западной и вся южная стены разрушились — съехали вместе с частично обрушившимся склоном горы. Каменную стену заменили на деревянную, которая прослужила более века.

В 2018 году в Коложе провели капремонт — заменили сгнившую стену и провели важные работы внутри храма. После обновления церковь стала теплее, а новая окраска стены выглядит более гармонично на фоне старинной кирпичной кладки.

All following user names refer to ru.

You are free: to share — to copy, distribute and transmit the work to remix — to adapt the work Under the following conditions: attribution — You must give appropriate credit, provide a link to the license, and indicate if changes were made. You may do so in any reasonable manner, but not in any way that suggests the licensor endorses you or your use.

При проведении исследований было доказано, что часы в Гродно старше часов в Праге, которые до этого считались самыми старейшими в Европе. Часы в Праге со знаменитыми курантами и движущимися элементами имеют полностью современный механизм, так как старинный не сохранился. А в часах на башне костела Святого Ксаверия установлен и работает старинный механизм. До того как часы установили на башне костела, они находились на деревянной башне коллегиума иезуитов, который был построен в XVII веке. Позднее башня обветшала, часы были перенесены на каменную башню собора Святого Франциска Ксаверия. В каком веке это произошло сказать точно нельзя, но есть росписи костела, сделанные в конце XVIII века, на которых часы уже установлены на башне. Следует отметить, что в XIX-начале XX веков часы считались ратушными, по ним сверяли время во всем городе Гродно, их содержание и обслуживание оплачивал магистрат. В начале Первой Мировой Войны массивные часовые колокола были увезены в Германию.

После чего много лет часы стояли. Только в апреле 1989 года часы были восстановлены, жители Гродно вновь услышали звон колокола на бахне костела. И по настоящее время, несмотря на свой почтенный возраст, часы в Гродно идут точно — секунда в секунду. Механизм часов находится на виду, ничего не скрыто, всё крутится, тикает, двигается. Работа механизма часов осуществляется под действием 70-килограмовой гири, которая опускается на 15 метров в течение 36 часов. Гиря, отвечающая за бой часов имеет вес 150 кг, имеется маятник длиной 2 метра, царственно качающийся из стороны в сторону. Циферблат часов имеет диаметр 2 метра, стрелки часов длиной 1 метр — часовая и 1м 15см — секундная. К часам ведет крутая лестница с 132 ступеньками. Слышен бой в колокол 1 раз, когда минутная стрелка показывает 15 минут, 2 раза на 30 минут, 3 раза на 45 минут и 4 раза отбивает каждый час. Интересные факты фарного костела До недавнего времени считалось, что механизм в часах в Гродно изготовлен в XV веке, но первое упоминание о часах на башне зафиксировано в 1495 году в актах о «Гродненских привилегиях», где о часах повествуется как «допотопных», что значит древних.

В 1995 году при проведении реставрационных работ в часах был обнаружен интересный артефакт — двухклиновое соединение, которое применялось в эпоху XII века и считалось утраченным. Легенды о костеле францисканцев в Гродно В годы Великой Отечественной Войны в фарный костел в Беларуси попал фашистский снаряд, пролетел рядом с иконой, упал, но не взорвался. Гродненцы считают, что именно эта икона и спасла костел от неминуемого разрушения от взрыва. Священники храма Святого Ксаверия Кс. Денис Бразинский.

На месте часовни Халецких была построена так называемая «тёплая церковь». Таким образом общая площадь храма значительно возросла. В таком виде храм стал попадать в объективы появившихся в Гродно фотографов и был изображён известным художником Наполеоном Ордой. Брама Софийского собора.

В такой браме, над проездом, могла помещаться каплица, как в знаменитой «Острой браме». Выходила на площадь. Место брамы свободно. Однако православное духовенство не могло оставаться равнодушных к тому, что «собор более походит на костел, чем на православную церковь». Это предопределило дальнейшие изменения облика храма. Ближе к концу XIX века выдался и подходящий случай. В 1892 году собор охватил разрушительный пожар. Была предпринята очередная перестройка и в 1898 году работы в основном завершили. Вот так появился на центральной площади Гродно огромный псевдорусский собор.

С северной стороны был построен ещё один предел, аналогичный «тёплой церкви». Высокая звонница храма господствовала в городской панораме. Софийский собор стал самым большим по площади православным храмом из числа существовавших на территории будущей Беларуси! Псевдорусская версия Софийского собора. Фото начала XX века. Но период власти Российской Империи над этими землями и само её существование близились к концу. Гродно оказался в составе возрождённой Польши. В двадцатых годах XX века, Софийский собор, уже возвращённый католикам, был перестроен в гарнизонный костёл. Причём храм прошёл как бы несколько стадий своей трансформации, постепенно теряя облик псевдорусского собора.

Архитектор вернул готические окна, но ему не была известна гравюра Маковского, поэтому завершение башни зодчему довелось просто придумать. Гарнизонный костёл, промежуточная версия. Храм пережил II Мировую и первые годы владычества коммунистов. Однако новая власть не была заинтересована в возвращении святыни верующим. В здании прописались различные советские организации, далёкие от религии. В конце 1950-х возникла идея создать в здании бывшего костёла кинотеатр. Кроме того, предлагалось расположить в нём Дом физкультуры. Но этим проектам не суждено было воплотиться. В 1961 году было принято решение о сносе храма.

Горожане пытались охранять костёл. Многие гродненцы до сих пор вспоминают рассказы своих бабушек о том, как те защищали храм. Но в ночь с 28 на 29 ноября 1961 года здание было оцеплено солдатами и взорвано ленинградскими подрывниками. Финальная версия гарнизонного костёла. Так был уничтожен этот важнейший для ВКЛ храм с богатейшей историей. Какое же значение имеет этот утраченный храм для современных белорусов? Известно, что главные готические соборы Европы являются своего рода символами своих стран и важнейшими национальными памятниками, связанными с именами правителей и прочих значительных личностей. Собор Св. Вита в Праге, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское Аббатство — значение этих храмов как национальных символов чрезвычайно велико.

Даже американцы посчитали нужным построить огромный готический собор-символ. Речь, конечно же, о Вашингтонском Национальном Соборе. Но есть ли такой храм у белорусов? Прежде всего им может считаться Виленская катедра. Храм давно утратил готические черты, но в нём захоронены правители ВКЛ и другие значительные личности. Однако этот собор находится на территории независимой Литовской Республики. На территории Беларуси на такую роль национального храма-символа может претендовать гродненская Фара Витовта — самый большой храм на территориях будущей Беларуси в XVI веке. Храм не так огромен и раскошен, как великие соборы Западной Европы, но это не умаляет его значения для белорусов. Можно констатировать, что дискуссии о восстановлении храма не прекращаются.

Но в каком виде его восстановить? И какой конфессии он должен принадлежать? Стоит попробовать ответить на эти вопросы, не затрагивая тут серьёзно сам вопрос необходимости восстановления памятника. Хотя, можно всё же заметить, что такие страны как Россия, Германия, Литва и Польша давно показали своим примером, что восстановление памятников архитектуры — имеет смысл, и это при том, что списки сохранившегося наследия всех этих стран, кроме Литвы, не идут ни в какое сравнение с белорусским. Кроме того, уместно заметить, для любителей борьбы с религией, что выдающийся храм не только а для многих не столько дом верующих, но и произведение искусства и памятник истории даже если речь о восстановленном объекте , который нередко перестаёт выполнять религиозные функции и превращается в концертный зал или тому подобное место. Итак, несколько вопросов и ответы на них. Вопрос 1. Как должна выглядеть восстановленная Фара Витовта? Могут присутствовать незначительные элементы других эпох.

Тезисы: 1. Ренессансно-готический облик храм имел во времена наивысшего значения города. Храм непрерывно имел облик ренессансно-готического собора более трёх сотен лет. В общей сложности храм имел облик ренессансно-готического стиля и приближённого к нему более трёхсот пятидесяти лет и только немногим более двадцати обладал обликом псевдорусского собора. Сохранённые на месте храма аутентичные части — основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Храм по праву может принадлежать католикам и, стало быть, уместен вид именно католического собора. Псевдорусский храм плохо гармонирует с архитектурой Советской площади. Храм широко известен именно как Фара Витовта, то есть католический собор ренессансно-готического стиля. Во времена Батория Гродно был фактической столицей Речи Посполитой, затем долгое время вторым по значению городом Великого княжества Литовского, а в период проведения сеймов РП — фактически главным городом ВКЛ.

Во времена наивысшего подъёма значения Гродно, его главный католический храм сохранял облик ренессансно-готического собора, что может служить аргументом в пользу восстановления здания именно в таком виде. После вхождения города в состав Российской Империи, костёл был реконструирован и передан православным. Однако изменения были не столь значительны и храм сохранял основные детали прежнего облика до самого конца XIX столетия. Из этого следует, что Фара Витовта более трёхсот лет подряд имела черты ренессансно-готического храма. В конце XIX века храм был реконструирован в псевдорусском стиле. Однако уже в 1919 году здание вернули католикам, и ещё через некоторое время оно снова было реконструировано и вновь приобрело готические черты. В 1961 году храм был подорван. Из почти четырёхсотлетнего периода существования здания, оно находилось в облике значительно отличном от первоначального лишь немногим более двадцати лет. Это, разумеется, может быть аргументом в пользу восстановления храма в первоначальном виде.

Аутентичные части здания сохранившееся на прежнем месте — его основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Наконец эстетика, чьи категории, конечно, весьма условны, может быть мерилом для определения формы здания. Псевдорусский собор, по мнению специалистов, плохо гармонирует с архитектурной средой главной площади Гродно, да и сам стиль как таковой считается многими исследователями «слабым». Что же касается других отличных от изначального облика версий храма, то они, по сути, являются лишь более или менее удачными репликами первообраза Фары. Вопрос 2. Кто имеет больше прав на храм? Короткий ответ: Католики 1. Храм был построен как католический и пришёл на смену ещё более раннему католическому собору. Католики владели каменным храмом более двухсот тридцати лет, православные только менее ста двадцати.

Предшественница каменного храма — деревянная Фара Витовта, упоминается уже в XIV веке, данные о существовании на этом месте более раннего православного храма не известны широкому кругу исследователей. Место храма можно считать принадлежащим католикам исконно. Храм был забран у католиков против их воли, согласия католической общины никто не спрашивал. Справедливо было бы его вернуть представителям этой религии. Аргументация: Храм был построен как католический и принадлежал католикам намного дольше, чем православным, если же учесть, что храм, построенный в XVI веке, являлся своего рода преемником католического храма, упоминание о котором относят к XIV столетию, то можно утверждать, что католики владели Фарой в несколько раз дольше, а само место храма исконно принадлежало католической общине. Какие-либо достоверные данные о существовании на этом участке более раннего православного храма не известны широкому кругу историков. Но главный аргумент это то, что храм был отнят если не сказать украден у католиков, соответственно, с точки зрения морали, храм должен быть возвращён законным владельцам. Можно провести следующую аналогию… Есть и ещё один храм символ Гродно — Коложская церковь. Достаточно представить, что храм частично разрушился бы, был бы передан властью католикам, без согласия православной общины, перестроен в костёл, а через некоторое время взорван.

Правильным ли было бы Коложу восстановить именно в первозданном виде, как православную церковь XII века, и после восстановления передать православным? Ответ, думается, вполне очевиден. Автору случалось слышать контраргумент, что, мол, католики не протестовали против передачи храма. Во-первых, этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, а во-вторых, как остроумно заметил белорусский историк Дмитрий Дрозд «можно было попротестовать — только сразу котомку в Сибирь заготовить». Вопрос 3. Кому стоит отдать храм? Короткий ответ: Храмом может владеть город, католическая община или же православная, а также обе эти общины совместно. Тезис: 1. Наибольшие права на храм, безусловно, имеют католики, но во избежание межконфессиональных разногласий он, теоретически, может принадлежать городу или же быть в совместном владении двух конфессий.

Аргументация: Имеет смысл уточнить, что автор считает опасность спора верующих несколько надуманной. Знакомство с вышеизложенными фактами приведёт большинство людей к убеждению, что здание по праву может принадлежать католикам. Аргументы же подобные такому: «у католиков костёлов полно, давайте построим православным церковь напротив!

Итоговая коллегия управления культуры облисполкома прошла в Гродно

Крестный ход в честь праздника Божьего Тела прошел вечером 16 июня по улицам Гродно. С каждой такой новостью я все больше думаю о том, что вопрос принадлежности к этой «церкви» становится вопросом морали. 25 апреля клирик прихода храма Рождества Христова города Гродно протоиерей Александр Казакевич и клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Католический храм «Костёл святого Франтишка Ксаверия» по адресу Гродно, Советская площадь, 4, показать телефоны. Mailing Address: vul. K. Marksa 4, 230025 Grodno, Belarus.

День Октябрьской революции празднуют в Гродно

Grodno Katedra 1 час 8 минут 12 секунд. Другие новости. Проект PBU1/0463/16. Новости. Интерактивная карта учреждений образования и Гродненской области. Grodno Katedra 7 часов 40 минут 43 секунды. 21.03.2024г. настоятель храма прихода иконы Божией Матери "Взыскание погибших" г. Гродно посетил среднюю школу №12, в которой провел беседу с детьми начальных классов.

Не знаете, куда поехать в выходные? Под Гродно открылся после реставрации красивейший дворец

Strauss "The Gypsy Baron", and the musical F. During2015 2009 was awarded with the badge of the Ministry of Culture "For contribution to the development of culture of Belarus". During2020 was awarded the Francysk Skaryna medal. During2021 yearfor many years of fruitful creative activity, personal contribution to the revival and popularization of the Belarusian choreographic and musical culture was awarded the prize of the Grodno city executive committee "Man of the Year of the city of Grodno". Sound man, aranzhirovshtik, composer Pukhov Oleg Vasilievich works at the State Cultural Institution "Musical Theater "Rada" as an artist-soloist-vocalist of the highest category. During his work he created many arrangements. As part of the troupe of the Musical Theater Rada, he is actively touring. During2009 and in2019 year became the Laureate of the A.

Вероятно, она проиграла суд гродненскому порталу Пропагандистка Бондарева исправила свой пост о медиа Grodno. Вероятно, она проиграла суд гродненскому порталу 26 апреля 2024 Источник: Белорусская ассоциация журналистов Экономический суд Гродненской области рассмотрел иск о защите деловой репутации владельца портала Grodno. После этого на канале пропагандистки появился странный пост, а старый с упоминанием Grodno.

Ольга Бондарева. Однако о его результатах можно косвенно судить по обновлениям в телеграм-канале провластной активистки.

Облисполком На коллегии подвели итоги работы за 2022 год. Об итогах работы организаций в сфере культуры области в прошлом году и задачах на 2023 год говорили сегодня на заседании коллегии управления культуры облисполкома.

Участие в мероприятии приняли заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк, председатель областного Совета депутатов Елена Пасюта, начальник управления культуры облисполкома Елена Климович, начальник управления культуры и народного творчества Министерства культуры Республики Беларусь Ирина Карпович, заместитель председателя Комитета государственного контроля Гродненской области Татьяна Слабыш, а также заместители председателей райисполкомов, представители сферы культуры. Начнем с трехдневного фестиваля национальных культур, который вернулся в Гродно спустя определенное время и порадовал всех жителей города, его гостей и всех тех, кто принимал в нем участие. Яркое событие запомнилось нашим туристам зрелищными красивыми постановками, выступлениями артистов, незабываемой атмосферой и, конечно же, сувенирами, которые они увезли с собой. Открылась экспозиция в Старом замке, реконструируются церкви, объекты материального и нематериального наследия вносятся в туристические маршруты… И сегодня туристы, которые приезжают на Гродненщину, могут купить сувениры, посмотреть, как мастера изготавливают рушники, лепят из глины посуду, плетут соломку, угоститься белорусскими блюдами, — сказал заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк.

Он отметил, что сегодня особенно важно уделять внимание закреплению молодых работников сферы культуры на местах. Мы требуем от районных исполнительных комитетов соблюдения всех социальных гарантий. Важно, чтобы молодым специалистам была предоставлена интересная работа, имелась возможность творческого роста.

За понесенные труды протоиерею Анатолию Ненартовичу выражается наша архипастырская благодарность. О сем и издается настоящий указ.

Протоиерей Анатолий Ненартович. Фото: ru. Не стало архиепископа Артемия, который время от времени служил в одном из самых красивых гродненских храмов, Соборе Всех Белорусских Святых, и новая «власть» расправилась с тем, кто этот храм построил, с тем, кто долгие годы был правой рукой владыки Артемия, протоиереем Анатолием Ненартовичем. Архиепископ Антоний бессовестно и вероломно поступил со всеми, кто так или иначе находился пусть в «духовной», но оппозиции к действующему режиму и сопротивлялся идеям «русского мира». Подобно нашествию варваров эти пришлые люди, которые «не сеяли и не жали» на этой земле ничего, за два года разрушили и разворовали все, к чему не приложили никакого усилия.

Новости Гродно

Не стало архиепископа Артемия, который время от времени служил в одном из самых красивых гродненских храмов, Соборе Всех Белорусских Святых, и новая «власть» расправилась с тем, кто этот храм построил, с тем, кто долгие годы был правой рукой владыки Артемия, протоиереем Анатолием Ненартовичем. Архиепископ Антоний бессовестно и вероломно поступил со всеми, кто так или иначе находился пусть в «духовной», но оппозиции к действующему режиму и сопротивлялся идеям «русского мира». Подобно нашествию варваров эти пришлые люди, которые «не сеяли и не жали» на этой земле ничего, за два года разрушили и разворовали все, к чему не приложили никакого усилия. Отец Анатолий — добрый и мудрый священник, который, конечно же, знал, что этот день наступит.

Чего ожидать от архиепископа, посланного сюда «уничтожать»? Да и Антоний, помимо безграничных амбиций, свойственных ограниченным людям, не просто так забирает себе один из самых богатых приходов города. Власть, деньги и невероятное пресмыкательство перед властью — вот новая реальность некогда цветущей и замечательной епархии.

Спали тогда на матрасах, набитых конским волосом, сверху клали перины. Интерьеры восстанавливали тщательно — искали данные в архивах, что-то делали по западным образцам. Так поступили и с каплицей, мебель и витражи — по лекалам европейских домовых храмов. Но когда строители сняли старую штукатурку, обнаружили один из ценнейших экспонатов. Людмила Хомбак, научный сотрудник Гродненского государственного историко-археологического музея: «При проведении реставрационных работ была обнаружена фреска XVI века. Уникальная фреска с ренессансным рисунком, растительным рисунком, который созвучен сюжету райского сада. Именно поэтому фреска находится в каплице». Реставрация замка началась около 5 лет назад.

За это время он приобрел свой знаменитый внешний вид — восстановили две башни, въездные ворота, крепостную стену и галерею. Специалисты не спешат, задача — сохранить максимум аутентичности, объект знаковый. Работы финансируются из фондов области и республики. Удовольствие недешевое — уже обошлось в 34 млн рублей. Виктор Пранюк, заместитель председателя Гродненского облисполкома: «Институт Гродногражданпроект использует современные технологии, доступные немногим странам, для того, чтобы продолжить проектирование.

Кеда, председатель Комитета государственного контроля по Гродненской области А. Дорожко, начальник Гродненского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Д. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира.

Проповедь на запричастном стихе произнес протоиерей Александр Железный. По окончании Божественной литургии было совершено славление Коложскому образу Пресвятой Богородицы. Архиепископ Антоний обратился с приветственным словом к митрополиту Вениамину и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. С приветственным словом от имени региональной власти обратилась председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Патриарший экзарх обратился к верующим с архипастырским словом и в память о торжествах преподнес архиепископу Антонию факсимильное издание Жировичского Евангелия. Всем молящимся митрополит Вениамин вручил образки Казанской иконы Божией Матери.

В 1892 году собор охватил разрушительный пожар. Была предпринята очередная перестройка и в 1898 году работы в основном завершили. Вот так появился на центральной площади Гродно огромный псевдорусский собор. С северной стороны был построен ещё один предел, аналогичный «тёплой церкви».

Высокая звонница храма господствовала в городской панораме. Софийский собор стал самым большим по площади православным храмом из числа существовавших на территории будущей Беларуси! Псевдорусская версия Софийского собора. Фото начала XX века. Но период власти Российской Империи над этими землями и само её существование близились к концу. Гродно оказался в составе возрождённой Польши. В двадцатых годах XX века, Софийский собор, уже возвращённый католикам, был перестроен в гарнизонный костёл. Причём храм прошёл как бы несколько стадий своей трансформации, постепенно теряя облик псевдорусского собора. Архитектор вернул готические окна, но ему не была известна гравюра Маковского, поэтому завершение башни зодчему довелось просто придумать. Гарнизонный костёл, промежуточная версия.

Храм пережил II Мировую и первые годы владычества коммунистов. Однако новая власть не была заинтересована в возвращении святыни верующим. В здании прописались различные советские организации, далёкие от религии. В конце 1950-х возникла идея создать в здании бывшего костёла кинотеатр. Кроме того, предлагалось расположить в нём Дом физкультуры. Но этим проектам не суждено было воплотиться. В 1961 году было принято решение о сносе храма. Горожане пытались охранять костёл. Многие гродненцы до сих пор вспоминают рассказы своих бабушек о том, как те защищали храм. Но в ночь с 28 на 29 ноября 1961 года здание было оцеплено солдатами и взорвано ленинградскими подрывниками.

Финальная версия гарнизонного костёла. Так был уничтожен этот важнейший для ВКЛ храм с богатейшей историей. Какое же значение имеет этот утраченный храм для современных белорусов? Известно, что главные готические соборы Европы являются своего рода символами своих стран и важнейшими национальными памятниками, связанными с именами правителей и прочих значительных личностей. Собор Св. Вита в Праге, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское Аббатство — значение этих храмов как национальных символов чрезвычайно велико. Даже американцы посчитали нужным построить огромный готический собор-символ. Речь, конечно же, о Вашингтонском Национальном Соборе. Но есть ли такой храм у белорусов? Прежде всего им может считаться Виленская катедра.

Храм давно утратил готические черты, но в нём захоронены правители ВКЛ и другие значительные личности. Однако этот собор находится на территории независимой Литовской Республики. На территории Беларуси на такую роль национального храма-символа может претендовать гродненская Фара Витовта — самый большой храм на территориях будущей Беларуси в XVI веке. Храм не так огромен и раскошен, как великие соборы Западной Европы, но это не умаляет его значения для белорусов. Можно констатировать, что дискуссии о восстановлении храма не прекращаются. Но в каком виде его восстановить? И какой конфессии он должен принадлежать? Стоит попробовать ответить на эти вопросы, не затрагивая тут серьёзно сам вопрос необходимости восстановления памятника. Хотя, можно всё же заметить, что такие страны как Россия, Германия, Литва и Польша давно показали своим примером, что восстановление памятников архитектуры — имеет смысл, и это при том, что списки сохранившегося наследия всех этих стран, кроме Литвы, не идут ни в какое сравнение с белорусским. Кроме того, уместно заметить, для любителей борьбы с религией, что выдающийся храм не только а для многих не столько дом верующих, но и произведение искусства и памятник истории даже если речь о восстановленном объекте , который нередко перестаёт выполнять религиозные функции и превращается в концертный зал или тому подобное место.

Итак, несколько вопросов и ответы на них. Вопрос 1. Как должна выглядеть восстановленная Фара Витовта? Могут присутствовать незначительные элементы других эпох. Тезисы: 1. Ренессансно-готический облик храм имел во времена наивысшего значения города. Храм непрерывно имел облик ренессансно-готического собора более трёх сотен лет. В общей сложности храм имел облик ренессансно-готического стиля и приближённого к нему более трёхсот пятидесяти лет и только немногим более двадцати обладал обликом псевдорусского собора. Сохранённые на месте храма аутентичные части — основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Храм по праву может принадлежать католикам и, стало быть, уместен вид именно католического собора.

Псевдорусский храм плохо гармонирует с архитектурой Советской площади. Храм широко известен именно как Фара Витовта, то есть католический собор ренессансно-готического стиля. Во времена Батория Гродно был фактической столицей Речи Посполитой, затем долгое время вторым по значению городом Великого княжества Литовского, а в период проведения сеймов РП — фактически главным городом ВКЛ. Во времена наивысшего подъёма значения Гродно, его главный католический храм сохранял облик ренессансно-готического собора, что может служить аргументом в пользу восстановления здания именно в таком виде. После вхождения города в состав Российской Империи, костёл был реконструирован и передан православным. Однако изменения были не столь значительны и храм сохранял основные детали прежнего облика до самого конца XIX столетия. Из этого следует, что Фара Витовта более трёхсот лет подряд имела черты ренессансно-готического храма. В конце XIX века храм был реконструирован в псевдорусском стиле. Однако уже в 1919 году здание вернули католикам, и ещё через некоторое время оно снова было реконструировано и вновь приобрело готические черты. В 1961 году храм был подорван.

Из почти четырёхсотлетнего периода существования здания, оно находилось в облике значительно отличном от первоначального лишь немногим более двадцати лет. Это, разумеется, может быть аргументом в пользу восстановления храма в первоначальном виде. Аутентичные части здания сохранившееся на прежнем месте — его основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Наконец эстетика, чьи категории, конечно, весьма условны, может быть мерилом для определения формы здания. Псевдорусский собор, по мнению специалистов, плохо гармонирует с архитектурной средой главной площади Гродно, да и сам стиль как таковой считается многими исследователями «слабым». Что же касается других отличных от изначального облика версий храма, то они, по сути, являются лишь более или менее удачными репликами первообраза Фары. Вопрос 2. Кто имеет больше прав на храм? Короткий ответ: Католики 1. Храм был построен как католический и пришёл на смену ещё более раннему католическому собору.

Католики владели каменным храмом более двухсот тридцати лет, православные только менее ста двадцати. Предшественница каменного храма — деревянная Фара Витовта, упоминается уже в XIV веке, данные о существовании на этом месте более раннего православного храма не известны широкому кругу исследователей. Место храма можно считать принадлежащим католикам исконно. Храм был забран у католиков против их воли, согласия католической общины никто не спрашивал. Справедливо было бы его вернуть представителям этой религии. Аргументация: Храм был построен как католический и принадлежал католикам намного дольше, чем православным, если же учесть, что храм, построенный в XVI веке, являлся своего рода преемником католического храма, упоминание о котором относят к XIV столетию, то можно утверждать, что католики владели Фарой в несколько раз дольше, а само место храма исконно принадлежало католической общине. Какие-либо достоверные данные о существовании на этом участке более раннего православного храма не известны широкому кругу историков. Но главный аргумент это то, что храм был отнят если не сказать украден у католиков, соответственно, с точки зрения морали, храм должен быть возвращён законным владельцам. Можно провести следующую аналогию… Есть и ещё один храм символ Гродно — Коложская церковь. Достаточно представить, что храм частично разрушился бы, был бы передан властью католикам, без согласия православной общины, перестроен в костёл, а через некоторое время взорван.

Правильным ли было бы Коложу восстановить именно в первозданном виде, как православную церковь XII века, и после восстановления передать православным? Ответ, думается, вполне очевиден. Автору случалось слышать контраргумент, что, мол, католики не протестовали против передачи храма. Во-первых, этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, а во-вторых, как остроумно заметил белорусский историк Дмитрий Дрозд «можно было попротестовать — только сразу котомку в Сибирь заготовить». Вопрос 3. Кому стоит отдать храм? Короткий ответ: Храмом может владеть город, католическая община или же православная, а также обе эти общины совместно. Тезис: 1. Наибольшие права на храм, безусловно, имеют католики, но во избежание межконфессиональных разногласий он, теоретически, может принадлежать городу или же быть в совместном владении двух конфессий. Аргументация: Имеет смысл уточнить, что автор считает опасность спора верующих несколько надуманной.

Знакомство с вышеизложенными фактами приведёт большинство людей к убеждению, что здание по праву может принадлежать католикам. Аргументы же подобные такому: «у католиков костёлов полно, давайте построим православным церковь напротив! Если православным не хватает храмов, то их можно построить, в том числе и в центре, но легендарный католический храм должен, по крайней мере, быть восстановлен в изначальных формах, и иметь более ценный, в архитектурном и историческом планах, облик, а не наружность казённого псевдорусского стиля. Однако из ответа администрации на очередной вопрос о восстановлении храма следует, что там всё же опасаются конфликта. Что ж… Храм мог бы принадлежать и православным, но облик его должен соответствовать изначальному. Выше уже аргументировано это утверждение. Логичным компромиссным решением, было бы решение оставить здание городу, в качестве концертного зала и или галереи. Очевидно, однако, что администрация не горит желанием вешать такое здание на баланс. Кроме того, сама структура храма открывает путь к совместному, так сказать компромиссному, владению Фарой. Храм имел часовню, принадлежавшую роду Халецких.

Построив аналогичный объём с противоположной стороны, можно отдать одну из построек в собственность православной, а другую во владение католической общины, основное помещение храма можно при этом оставить концертным залом. Есть и пример подобного решения.

Grodno Katedra

  • Читайте также
  • Гродненщина. Обзор огненных ЧП
  • Новости Гродно - то, что надо знать каждому гродненцу
  • "ДоМиСоль-ка" - Новости - Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно
  • Редкая должность
  • Please wait while your request is being verified...

В Гродно строят «вторую Коложу»

Католический храм «Костёл святого Франтишка Ксаверия» по адресу Гродно, Советская площадь, 4, показать телефоны. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео 3я неделя адвента. grodno katedra 11.12.2022 онлайн которое загрузил Mr. Архiкатэдральны касцёл Імя Найсвяцейшай Панны Марыі. Касцёл адчынены з 06:45 да 19:30 г.Мінск, ы 9. Именно Коложская церковь в Гродно стала одним из стилистических прототипов данного проекта, сообщают разработчики проекта мастерская «Прохрам».

Откройте свой Мир!

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Покровского кафедрального собора под управлением Юлии Шепелевой. В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П. Морозов, председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Пасюта, председатель Гродненского районного исполнительного комитета В.

Хелский, начальник главного управления здравоохранения Гродненского областного исполнительного комитета Л. Кеда, председатель Комитета государственного контроля по Гродненской области А. Дорожко, начальник Гродненского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Д. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира.

Именно это здание Батория стало позднее широко известно под именем Фары Витовта и, пережив различные перестройки, просуществовало до 1961 года. Представление о размерах храма можно получить благодаря обмерным рисункам начала XIX века: судя по ним костёл имел около 58 метров длинны и примерно 24 метра ширины. Здание представляло собой базилику, центральный неф которой поднимался на высоту более 17 метров. Высокая башня в начале XIX века не имела купола, но даже без него её высота была более 40 метров. Изначальная высота башни может служить предметом дискуссии специалистов. Известно, что здание не раз разрушалось и башня костёла запечатлена разрушенной ещё на рисунке, который датируется XVIII веком. Судя по гравюре Маковского, башня была выше, чем на обмерном плане и завершалась округлым куполом. Стоит с осторожностью подходить к интерпретации данных гравюры, тем не менее она является важным источником данных об облике храма на начальных этапах его истории. Вместе с высоким куполом и крестом высота башни видимо превышала 50 метров.

А если предположить наличие дополнительных ярусов башни храма и взять за основу для расчётов пропорции костёла на гравюре Маковского, то можно предположить, что высота Фары достигала 70 метров! Размеры храма были значительно меньше крупнейших готических соборов Европы, но зато вполне сопоставимы с размерами виленского и вавельского соборов, или, к примеру, кафедрального собора Стокгольма. Зарисовки Фары Витовта. Начало XIX века. Апсида костёла выходила в сторону нынешней улицы Советской и имела большие готические окна. Входы в храм выделялись ренессансными порталами с богатой резьбой по камню. Существует достаточно большое количество реконструкций облика храма. Одна из самых старых и известных — реконструкция знаменитой исследовательницы архитектуры Беларуси Елены Квитницкой. Из более современных выделяется отличная работа Мечислава Супрона.

Архитектором храма зачастую называют королевского зодчего Санти Гучи. Однако существуют небезосновательные гипотезы об авторстве Яна Марии Бернардони, создателя костёла иезуитов в Несвиже. Эта гипотеза выглядит убедительной не только потому, что план храма находится в так называемом Киевском альбоме Бернардони, но и потому, что знаменитый итальянский зодчий был иезуитом, а как уже было отмечено выше: храм строился именно как иезуитский. После отказа ордена иезуитов принять костёл, он стал главных католическим собором Гродно. Старая Фара Витовта, которая, как считают исследователи, всё ещё существовала неподалёку от нового храма — была разобрана, а костёл построенный Баторием как бы унаследовал её имя и историю. Некоторые дополнения вносились в облик храма ещё в XVII веке, к примеру, род известных в Гродно шляхтичей Халецких пристроил к костёлу каплицу. Но храму не было суждено долгое и спокойное существование, наполненное работами по его дальнейшему украшению. Во время оккупации Гродно московскими войсками, в пятидесятых годах XVII века, храм был значительно повреждён. На рисунке храм показан в достаточно неблагополучном состоянии.

Нескончаемые беды Фары вынудили горожан придать статус фарного костёла храму иезуитов, которые в первой половине XVII века всё-таки выполнили волю Стефана Батория и обосновались в Гродно, а затем возвели великолепный костёл Св. Франтишка Ксаверия, прямо напротив Фары Витовта. Государственной религией этой державы являлось православие. Логичным было создание значительного православного собора в новом губернском городе, который имел большое количество крупных католических храмов. Так появилась идея перестройки Фары Витовта в православный собор. Фара Витовта перестроенная в Софийский собор. Архитектура здания претерпела лишь незначительные изменения и всё ещё крайне мало напоминала обычные православные храмы тогдашней России. Собор сохранил даже свои готические окна. Башня получила округлый купол, напоминающий тот, что был запечатлён на гравюре Маковского 1600 года.

На месте часовни Халецких была построена так называемая «тёплая церковь». Таким образом общая площадь храма значительно возросла. В таком виде храм стал попадать в объективы появившихся в Гродно фотографов и был изображён известным художником Наполеоном Ордой. Брама Софийского собора. В такой браме, над проездом, могла помещаться каплица, как в знаменитой «Острой браме». Выходила на площадь. Место брамы свободно. Однако православное духовенство не могло оставаться равнодушных к тому, что «собор более походит на костел, чем на православную церковь». Это предопределило дальнейшие изменения облика храма.

Ближе к концу XIX века выдался и подходящий случай. В 1892 году собор охватил разрушительный пожар. Была предпринята очередная перестройка и в 1898 году работы в основном завершили. Вот так появился на центральной площади Гродно огромный псевдорусский собор. С северной стороны был построен ещё один предел, аналогичный «тёплой церкви». Высокая звонница храма господствовала в городской панораме. Софийский собор стал самым большим по площади православным храмом из числа существовавших на территории будущей Беларуси! Псевдорусская версия Софийского собора. Фото начала XX века.

Но период власти Российской Империи над этими землями и само её существование близились к концу. Гродно оказался в составе возрождённой Польши. В двадцатых годах XX века, Софийский собор, уже возвращённый католикам, был перестроен в гарнизонный костёл. Причём храм прошёл как бы несколько стадий своей трансформации, постепенно теряя облик псевдорусского собора. Архитектор вернул готические окна, но ему не была известна гравюра Маковского, поэтому завершение башни зодчему довелось просто придумать. Гарнизонный костёл, промежуточная версия. Храм пережил II Мировую и первые годы владычества коммунистов. Однако новая власть не была заинтересована в возвращении святыни верующим. В здании прописались различные советские организации, далёкие от религии.

В конце 1950-х возникла идея создать в здании бывшего костёла кинотеатр. Кроме того, предлагалось расположить в нём Дом физкультуры. Но этим проектам не суждено было воплотиться. В 1961 году было принято решение о сносе храма. Горожане пытались охранять костёл. Многие гродненцы до сих пор вспоминают рассказы своих бабушек о том, как те защищали храм. Но в ночь с 28 на 29 ноября 1961 года здание было оцеплено солдатами и взорвано ленинградскими подрывниками. Финальная версия гарнизонного костёла. Так был уничтожен этот важнейший для ВКЛ храм с богатейшей историей.

Какое же значение имеет этот утраченный храм для современных белорусов? Известно, что главные готические соборы Европы являются своего рода символами своих стран и важнейшими национальными памятниками, связанными с именами правителей и прочих значительных личностей. Собор Св. Вита в Праге, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское Аббатство — значение этих храмов как национальных символов чрезвычайно велико. Даже американцы посчитали нужным построить огромный готический собор-символ. Речь, конечно же, о Вашингтонском Национальном Соборе. Но есть ли такой храм у белорусов? Прежде всего им может считаться Виленская катедра. Храм давно утратил готические черты, но в нём захоронены правители ВКЛ и другие значительные личности.

Однако этот собор находится на территории независимой Литовской Республики. На территории Беларуси на такую роль национального храма-символа может претендовать гродненская Фара Витовта — самый большой храм на территориях будущей Беларуси в XVI веке. Храм не так огромен и раскошен, как великие соборы Западной Европы, но это не умаляет его значения для белорусов. Можно констатировать, что дискуссии о восстановлении храма не прекращаются. Но в каком виде его восстановить? И какой конфессии он должен принадлежать? Стоит попробовать ответить на эти вопросы, не затрагивая тут серьёзно сам вопрос необходимости восстановления памятника. Хотя, можно всё же заметить, что такие страны как Россия, Германия, Литва и Польша давно показали своим примером, что восстановление памятников архитектуры — имеет смысл, и это при том, что списки сохранившегося наследия всех этих стран, кроме Литвы, не идут ни в какое сравнение с белорусским. Кроме того, уместно заметить, для любителей борьбы с религией, что выдающийся храм не только а для многих не столько дом верующих, но и произведение искусства и памятник истории даже если речь о восстановленном объекте , который нередко перестаёт выполнять религиозные функции и превращается в концертный зал или тому подобное место.

Итак, несколько вопросов и ответы на них. Вопрос 1. Как должна выглядеть восстановленная Фара Витовта? Могут присутствовать незначительные элементы других эпох. Тезисы: 1. Ренессансно-готический облик храм имел во времена наивысшего значения города. Храм непрерывно имел облик ренессансно-готического собора более трёх сотен лет. В общей сложности храм имел облик ренессансно-готического стиля и приближённого к нему более трёхсот пятидесяти лет и только немногим более двадцати обладал обликом псевдорусского собора. Сохранённые на месте храма аутентичные части — основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу.

Храм по праву может принадлежать католикам и, стало быть, уместен вид именно католического собора. Псевдорусский храм плохо гармонирует с архитектурой Советской площади. Храм широко известен именно как Фара Витовта, то есть католический собор ренессансно-готического стиля. Во времена Батория Гродно был фактической столицей Речи Посполитой, затем долгое время вторым по значению городом Великого княжества Литовского, а в период проведения сеймов РП — фактически главным городом ВКЛ. Во времена наивысшего подъёма значения Гродно, его главный католический храм сохранял облик ренессансно-готического собора, что может служить аргументом в пользу восстановления здания именно в таком виде. После вхождения города в состав Российской Империи, костёл был реконструирован и передан православным. Однако изменения были не столь значительны и храм сохранял основные детали прежнего облика до самого конца XIX столетия.

Заменгофа в областном центре горит автомобиль Volkswagen-T4. Прибывшие к месту вызова работники МЧС оперативно ликвидировали пожар. Огнем поврежден моторный отсек, салон автомобиля и лобовое стекло. Причина огненного происшествия устанавливается. По одной из версий, к пожару могло привести короткое замыкание электропроводки в моторном отсеке.

Иезуиты не приняли храм. Первая половина XVII века 1622 г. Строительство в 60-х годах XVII века в период с 1662 до 1667 года каменного храма, так называемого костёла Петра и Павла. Предположительно, храм сохранился в качестве одного из корпусов коллегиума. Пашенды храма Франциска Ксаверия. Освящение храма Франциска Ксаверия в 1705 году. Подробный рассказ о, собственно, самом иезуитском храме Франциска Ксаверия, стоит начать с одной цитаты, описывающей костёл, авторства которой принадлежит популярному в ЖЖ белорусскому блогеру Anonimusi. Иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Я много читала о нем, а летом 2014 года нам с мужем посчастливилось лично в нем побывать. Все слова, все ранее прочитанное не шло ни в какое сравнение с тем, что мы увидели. Скажу честно, от изумления не могли не только разговаривать, но и двигаться. Так и стояли у порога, широко открыв глаза и рты». Можно себе представить какое впечатление производил этот выдающийся храм на прихожан прошлого. Освящение иезуитского костёла Франциска Ксаверия провёл бискуп Теадор Потоцкий. Как уже было сказано выше, церемония состоялась в 1705 году. По сообщению некоторых источников, царь неплохо провёл время в Гродно: молился на коленях в костёле, а потом смотрел представление иезуитского театра, и даже требовал выпустить на сцену чертей. В то время костёл имел вид отличный от известного горожанам XXI века. У храма изначально был более скромный фасад, в духе так называемого сарматского барокко, а башни имели на ярус меньше. Иезуиты занимались украшением своей святыни большую часть XVIII столетия: заказывали великолепные алтари, создавали пышные барочные купола на башнях храма, делали роспись интерьера. Так продолжалось, пока их орден не был упразднён. Есть основания предполагать, что монахи так и не успели завершить декорирование огромной гродненской святыни, поэтому, к примеру, купол, так и остался без росписи… Впрочем, католическая церковь продолжает украшать костёл и во втором тысячелетии. Теперь можно перейти к подробному анализу иезуитского костёла, как произведения искусства, обладающего исключительной, по меркам Беларуси, художественной выразительностью. По мнению автора: храм является одним из величайших памятников церковного барокко в регионе, превосходящим, по совокупности своих художественных достоинств, любой другой барочный храм Речи Посполитой. Это одна из самых больших по площади барочных базилик в Восточной Европе. Длинна храма 60 метров, ширина в трансепте 33. Главный фасад костёла достаточно сдержанно, но в то же время не без искусности, украшен рядами пилястр с лепными капителями. Под центральным треугольным фронтоном расположена украшенная рокайльной лепниной ниша, со скульптурой святого покровителя костёла, Франциска Ксаверия. На фронтоне находятся две небольшие скульптуры святых. С двух сторон от главного входа, в нишах, расположены крупные деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. Главный купол имеет диаметр 13 метров. Небольшими куполами накрыты две часовни у апсиды костёла. Интерьер храма иезуитов в начале XX века. Как и положено великому храму гродненский иезуитский костёл имеет копию. Гродненский объект был взят за образец для постройки костёла доминиканцев в Ружаностоке. Интерьер костёла буквально переполнен произведениями искусства. Прежде всего стоит отметить главный алтарь — шедевр барокко. Это один из самых высоких деревянных барочных алтарей Европы, его высота 21 метр. Фундаторами такого выдающегося произведения сакрального искусства называют Самуэля и Констанцию Лозовых. Его автором является скульптор Ян Кристиан Шмидт. Этот мастер был представителем целой династии искусных резчиков по дереву. Сохранилось некоторое количество образцов его искусства, отличающихся вполне характерным почерком, но всё же главный алтарь гродненского иезуитского костёла стал наиболее сложным и выдающимся произведением скульптора, безусловной вершиной его творчества. Не раз и не два некоторые из тех, кто стоял перед алтарём иезуитской Фары, пытались пересчитать сколько скульптур украшают эту жемчужину барокко. Да, задача не так проста. Итак, сколько же на самом деле скульптурных изображений на этом алтаре? Попробуем посчитать. Это можно делать по-разному, так как некоторые изображения объединены в скульптурные группы и их можно считать либо как одну скульптуру, либо по отдельности. Кроме того, в данном случае будут учитываться только антропные, антропоморфные и анималистические, то есть подобные людям и животным, скульптуры. Сначала рассмотрим так называемую алтарную стенку или ретабло retabulum , которая и привлекает к себе особое внимание. На её первом ярусе находится 20 скульптурных изображений, считая двух львов на гербе Заремба и пять рельефов пьедестала, на котором стоит статуя Франциска Ксаверия. Во втором ярусе 15 скульптур, вместе с классическими атрибутами четырёх евангелистов. В третьем ярусе 14 скульптурных изображений, вместе с атрибутами женщин, аллегорически представляющих континенты. Эти великолепные скульптуры имеют свои собственные оригинальные «игрушки». Две из четырёх «континентальных» дам обладают особенно интересными предметами: Африка — своеобразным слоновьим шлемом и львом, Америка — существом, напоминающим крокодила и отрезанной индейской головой. Кроме того, окошко апсиды, в котором находится витраж, обрамляют 14 ангельских ликов. Этот концепт соответствует оформлению главного алтаря Собора Святого Петра в Риме, а изображающий голубя Святой Дух витраж гродненского костёла, очень похож на аналогичный в главном католическом храме Рима и всего мира. Таким образом, алтарную стенку украшают 63 достаточно крупных антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображения! И это без распятий, и без учёта скульптур, представляющих объекты не подобные людям и животным, к примеру, без учёта сложных барочных ваз, венчающих алтарь. Кроме алтарной стенки в структуре алтаря есть ещё и так называемый ящик для реликвий или табернакулум tabernakulum. В гродненском фарном костёле он имеет украшения в виде великолепной рокайльной резьбы и нескольких скульптур. Кроме этого, золочённой резьбой с изображениями ангелов украшен и собственно сам алтарь, то есть своеобразный ящик-стол для ритуалов. С учётом распятий, все элементы структуры главного алтаря гродненского иезуитского костёла, украшает более 70-ти антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображений! Отцы иезуиты активно влияли на проект алтаря, в частности указывая какие именно скульптуры должны быть изготовлены. С алтарём связана и небольшая геральдическая загадка. По краям этого грандиозного сооружения размещены фигуры, которые должны представлять меценатов, оплативших создание алтаря. С правой стороны находится фигура Св. Самуэля, которая обозначает вклад мстиславского каштеляна Самуэля Лозового, а с левой стороны статуя Св. Констанции, посвящённая Констации Лозовой. Правда, Юзеф Иодковский считал, что Констанцию Лозовую изображает аллегорическая статуя Европы, на верхнем ярусе алтаря. Случаи отражения внешности реальных людей, в созданных художниками образах святых действительно хорошо известны. Интересно, что традиция приписывает скульптуре Марии Магдалины, в виленском костёле Петра и Павла, внешность жены Пьетро Перти, которого считают автором этого великолепного изображения. Гродненская скульптура Св. Самуэля, которая будто бы заимствует внешность фундатора Лозового, держит в руке герб. Логично предположить, что это герб именно мстиславского каштеляна. Однако Лозовым приписывают герб Любеч, имеющий в щите подкову, а на щите герба в руке алтарной скульптуры изображён лев. Уместно думать, что это вариация герба Заремба. В дополненном издании гербовника крупнейшего польского геральдиста Каспара Несецкого за мстиславским каштеляном числится некий собственный герб, видимо, речь как раз об изменённом гербе Заремба, который украшает гродненский алтарь. Главный алтарь иезуитского костёла. Остальные алтари этого храма также весьма интересны. Всего их 12 вместе с главным 13. Алтари, расположенные в трансепте, выше и богаче украшены по сравнению с размещёнными ближе ко входу в храм. Вся художественная «массивность» алтарей храма нарастает по линии движения от входа к апсиде. Кроме того, алтари трансепта: левый — Св. Станислава Костки и правый — Св. Казимира, образуют своего рода «политическое пространство». Святые являются небесными покровителями Польши Св. Станислав и ВКЛ Св. Казимир и таким образом символизируют две составные части Речи Посполитой. В алтаре Св. Станислава помещён рельеф изображающий битву с турками, над которой «парят» картуши с государственными гербами, Орлом и Погоней. Казимира находится образ этого святого, который Юзеф Иодковский приписывает кисти знаменитого Валентия Ваньковича. Картина представляет Св. Казимира молящимся ночью на ступеньках храма. Согласно легенде, королевич устраивал подобные моления и в Гродно, у входа главного католического собора города, позднее известного как Фара Витовта, но на полотне королевич определённо показан в Вильне, которую выдаёт Гора Трёх Крестов. Полотно кисти В. Над большим полотном со Св. Казимиром помещено ещё одно изображение королевича, иллюстрирующее битву под Полоцком 1518 года, когда святой явился войскам Короны и Княжества и помог одолеть московских воинов. В той успешной военной операции, к слову сказать, участвовал и один из лучших полководцев ВКЛ, «стараста городенъски» Юрий Радзивилл, по прозвищу «Геркулес». Военная тематика, присутствующая в оформлении обоих алтарей, только ещё больше подчёркивает определённую идейную связь этих произведений искусства с политическими и военными актами Речи Посполитой. Подобная концепция была реализована и в гродненском бернардинском костёле, где центральный неф украшают крупные изображения гербов шляхты, фундовавшей храм, а ближе к главному алтарю размещаются государственные гербы — Погоня и Орёл Пястов. Объясняются такие художественные решения тем, что костёлы служили для собраний шляхты на сеймиках и, соответственно, были местом политической жизни региона, а во время общегосударственных сеймов — всей страны. Своды пресбитерия костёла иезуитов отделаны стукковым растительным орнаментом и путти. Центральное место в композиции занимает рельеф Богоматери с младенцем. Скульптурная отделка выполнена на высоком уровне, и её стилистические особенности позволяют предполагать авторство выдающегося итальянского скульптора Пьетро Перти. Этот мастер работал при дворе Казимира Яна Сапеги, как раз тогда, когда магнат помогал в строительстве гродненским иезуитам. Ниже обращают на себя внимания великолепные балюстрады хоров пресбитерия. Между небольшими витыми колонками, с коринфскими капителями, помещены сложные растительные мотивы, из которых как будто вырастают человеческие фигурки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий