В 1867 году Дмитрий Иванович Менделеев возглавил в университете кафедру общей химии. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева: личная жизнь, отношения с женой Анной Поповой, зять Александр Блок. 2. У Дмитрия Ивановича, как известно, фамилия Менделеев, хотя дед его звался Соколов.
10 интересных фактов о Дмитрии Менделееве
учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева к 175-летию со дня рождения и к 140-летию открытия периодического закона. Некоторые физические аспекты в научной деятельности химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Дмитрия Ивановича Менделеева называли гением, но сам великий ученый морщился и отмахивался: «Какой там гений! В летние месяцы Дмитрий Иванович часто выезжал в свое имение Боблово, которое ассоциировалось у Менделеева с родными сибирскими краями. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Брат Дмитрия Ивановича, Иван Иванович Менделеев, работал в Томске смотрителем переселенцев Томской губернии (занимался проблемами переселенцев из Европейской России). В летние месяцы Дмитрий Иванович часто выезжал в свое имение Боблово, которое ассоциировалось у Менделеева с родными сибирскими краями. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.
Человек своеобычный
Отец Менделеева был из семьи священнослужителей и имел педагогическое образование. Мать Дмитрия Ивановича происходила из старинной династии сибирских купцов, некоторые представители которой были успешными промышленниками. После замужества посвятила себя семье и воспитанию детей. Когда мальчику исполнилось десять лет, умер его отец. Всю заботу о содержании семьи взяла на себя мать. С 1841 по 1849 годы Дмитрий учился в гимназии, не очень преуспевая в учёбе. Из предметов его интерес вызывали лишь математика и физика. Сохранились сведения, что одним из учителей Дмитрия Ивановича в гимназии был знаменитый в будущем поэт П.
Ершов, автор известного «Конька-Горбунка». Так получилось, что детство Менделеева совпало по времени с пребыванием в Сибири ссыльных декабристов — А. Муравьёва, П. Свистунова и М. Фонвизина, что повлияло на становление жизненных взглядов мальчика. Большое влияние на формирование мировоззрения Дмитрия оказал также и его дядя, у которого довольно часто во время посещения Москвы жили Менделеевы. В доме В.
Корнильева запросто бывали многие представители культурной среды. Это были литераторы, художники и учёные. Среди них такие известные имена, как: Ф. Глинка, М. Погодин, Е. Баратынский, Н. Гоголь, П.
Федотов, Н.
Умер Д. Менделеев 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге. За свою жизнь Менделеев был женат дважды и имел трое детей от первого брака и четверо — от второго. На одной из его дочерей был женат русский поэт А. Оставил более 1500 трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии.
Именем Менделеева назван 101-й химический элемент — менделевий. Оцените статью.
Вскоре начинается Крымская война, Менделеев переезжает в Одессу и преподает в Ришельевском лицее. В 1856 году Менделеев защищает магистерскую диссертацию.
В следующем году его назначают приват-доцентом Петербургского университета, где он преподает органическую химию. В 1859-1861 годах Менделеев пребывает в Германии. Во время научной командировки он работает в Гейдельбергском университете. В этот период Дмитрий Иванович открывает явление, ныне известное как «критическая температура». Это было одним из его основных научных достижений.
В 1861 году Менделеев возвращается в Россию, продолжает работать в Петербургском университете. В том же году он выпускает учебник по органической химии, который был высоко оценен и даже получил Демидовскую премию. В 1864 году становится профессором химии в Петербургском технологическом институте. В следующем году Менделеев защищает докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водой». Примечательно, что именно тема диссертации легла в основу легенды об изобретении Менделеевым водки.
Вскоре после этого его утверждают профессором технической химии в Петербургском университете. Проходит два года, и Менделеев уже возглавляет кафедру неорганической химии. Когда Менделеев начинает читать лекции по неорганической химии, он обнаруживает, что в институте нет никаких пособий, которые можно было бы дать студентам. Это и подтолкнуло его к началу работы над своим трудом «Основы химии». В 1869 году Русскому химическому обществу была представлена периодическая система элементов.
В переводе на немецкий, английский, французский языки книга выходила еще пять раз. Вплоть до конца своей жизни Менделеев совершенствовал свою периодическую систему.
В работах по сельскому хозяйству нашли свое отражение и интересы ученого в области биологии. Серьезно заниматься сельским хозяйством Д. Менделеев начал в 1865 г. Он ввел здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство и т. Урожаи всех культур значительно повысились, и имение Д. Менделеева за 6 7 лет стало образцовым, превратившись в место для экскурсий и практики студентов Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Дом в имении Боблово, где Д. Менделеев проводил сельскохозяйственные опыты.
Диплом почетного члена Петровской земледельческой и лесной академии Д. Менделеев не только усовершенствовал хозяйство, но и проводил полевые опыты, испытывая действие разнообразных удобрений золы, костяной муки, обработанной серной кислотой, смешанных органических и минеральных удобрений. В деле постановки полевых опытов в России Д. Менделееву принадлежит безусловный приоритет. Тщательные и многосторонние анализы почв проводились сотрудниками Д. Менделеева в лаборатории Петербургского университета. Ученый считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. Им была разработана подробная программа таких опытов, рассчитанная на 3 года. Опыты предусматривали изучение влияния на урожай глубины пахотного слоя и употребления искусственных удобрений, получение дополнительных сведений о влиянии климата, местности и почвы. Огромное значение Д.
Менделеев придавал другим отраслям сельского хозяйства, в частности лесоводству, обращая особое внимание на лесные насаждения степных районов юга России. Он также внес большой вклад в усовершенствование технологии производства минеральных удобрений и методов переработки сельскохозяйственного сырья. Много сил и времени отдал Д. Менделеев пропаганде прогрессивных методов ведения сельского хозяйства, читал лекции о земледельческой химии. Менделеева по сельскому хозяйству. Педагогическая деятельность Создание высокоразвитой отечественной промышленности Менделеев тесно связывал с проблемами народного образования и просвещения. В течение 35 лет он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: Симферопольской и Одесской гимназиях, а затем в Петербурге во 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, на Высших женских курсах. Это позволило сказать ему в конце жизни: «Лучшее время жизни и главную силу взяло преподавательство». Менделеев принимал самое деятельное участие в разработке университетских уставов 1863 и 1884 гг. В основе концепции народного образования, предлагаемой Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 г.
Он активно выступал за коренное изменение содержания образования распространение точных и естественных наук. Менделеев глубоко верил в преобразующую силу просвещения. Ученый был убежден, что без правильной организации среднего образования и высшая школа не может получить своего настоящего развития. Он был сторонником хорошо продуманной и организованной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство. В работах Д. Менделеева, посвященных народному образованию, большое внимание уделяется вопросам высшего образования. Основную задачу видел он в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить. Он принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России. Менделеев среди профессоров, преподавателей и студентов физико-математического факультета С. Последний период научной деятельности Работы в области промышленности Портрет Д.
Большое внимание в своем творчестве Д. Менделеев уделял вопросам экономического развития России. Он был убежден, что уровень экономического развития любой страны определяется состоянием тяжелой промышленности. Промышленное развитие России, по мнению Менделеева, должно было осуществляться не только за счет строительства новых фабрик и заводов, увеличения капиталовложений в тяжелую индустрию, но и за счет одновременной коренной перестройки системы народного просвещения с целью подготовки высококвалифицированных кадров ученых, инженеров, учителей, агрономов, врачей. Обосновывая программу промышленного развития России, Д. Менделеев особенно выделял две ее стороны: развитие производства средств производства и развитие топливной базы промышленности. В этом проявились оригинальность и дальновидность его взглядов на общие вопросы экономического развития общества. При этом он выдвигал самостоятельные конкретные предложения и технические проекты, составленные с учетом особенностей того или иного вида производства. Менделеев много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке. Ученый выступил с поддержкой проекта железной дороги Каменск — Челябинск, высказался за понижение тарифа на перевозку керосина по Закавказской железной дороге.
Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота. Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей. Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма покровительственной системы. Он утверждал, что важнейшим средством для стимулирования промышленного развития России может стать ограждение отечественной промышленности от конкуренции иностранных предпринимателей с помощью увеличения ввозной пошлины. Ученый принял непосредственное участие во введении новой тарифной системы, утвержденной Государственным советом в 1893 г. Результаты этой работы были обобщены в книге «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». В эти же годы им были написаны «Учение о промышленности», «Заветные мысли», «К познанию России» и др. Менделеев активно участвовал в работе различных совещаний и съездов, на которых решались актуальные вопросы экономического развития России.
В 1896 г. Менделеев среди экспертов Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 г. В 1899 г. Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения причин застоя уральской железной промышленности. К участию в экспедиции он привлек П. Земятченского, С. Вуколова и К. Участниками экспедиции была написана книга «Уральская железная промышленность в 1899 г. Егоров, С. Менделеев, П.
Замятченский , 1899 г. Менделеев в центре в саду Кушвинского металлургического завода во время поездки на Урал. В этой книге Д. Менделеев наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный и многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. В настоящее время эта идея претворена в жизнь. Менделеев говорил об упорядочении использования лесных богатств Урала, о необходимости планомерных геологоразведочных работ. Впервые здесь он испытывает магнитный метод разведки железорудных месторождений с помощью переносного магнитного теодолита. При участии Д. Менделеева в г. Елабуге был организован химический завод.
Технологический уровень производства многих химических продуктов на этом заводе был выше, чем на многих аналогичных предприятиях за рубежом. Исследования в области метрологии Д. Менделееву принадлежит фундаментальный труд в области метрологии «Опытное исследование колебания весов» 1898 г. В процессе исследования явления колебания Д. Менделеевым был сконструирован ряд уникальных приборов: дифференциальный маятник для определения твердости веществ, маятник — маховое колесо для изучения трения в подшипниках, маятник-метроном, маятник-весы и др. В изучении колебаний Д. Менделеев видел прямую возможность расширить наши знания о природе силы тяжести. Одно из зданий Палаты было построено с башней высотой 22 м и колодцем глубиной 17 м, где устанавливался маятник, служивший для определения величины ускорения силы тяжести. Маятник-диск и маятник-подкова, сконструированные Д. Результаты научных и технических исследований сотрудников Палаты освещались в организованном Д.
Менделеевым в 1894 г. За период работы в Палате Менделеев создал школу русских метрологов. Он может по праву считаться отцом русской метрологии. Эталонные гири Организованная им Главная палата мер и весов ныне является центральным метрологическим учреждением Советского Союза и носит название Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии имени Д. Менделеева Общественная деятельность Активная творческая позиция ученого не позволяла Д.
Краткая биография ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
Во времена Менделеева было известно мало редкоземельных элементов. Ученый поместил в таблицу только символ элемента церия, а положение остальных — иттрия, лантана, диспрозия, эрбия — он затем неоднократно менял, но прийти к однозначному выводу так и не смог. Несмотря на это, химик полагал, что за каждым редкоземельным элементом должно быть закреплено отдельное место в определенной группе периодической системы. Последним элементом в этом варианте таблицы был уран с атомной массой 240. Менделеев не спешил предсказывать существование элементов тяжелее урана. Он считал, что если они и есть в природе, то их совсем немного. Так, в таблице после урана идут пять пустых мест, которые соответствуют трансурановым элементам с их вероятными атомными массами. Кроме этого, в таблице присутствуют и другие элементы, которые еще предстояло открыть: два аналога марганца с атомными массами 100 и 190 — будущие технеций и рений, аналоги цезия, бария, лантана и тантала — франций, радий, актиний и протактиний, аналоги теллура и йода — полоний и астат.
В восьмом издании «Основ химии», которое вышло в 1906-м, была помещена другая, немного модифицированная таблица. В нее добавили так называемую нулевую группу, включающую новые элементы, открытые в конце XVIII века, — благородные, или инертные, газы. Их Менделеев предсказать не смог, более того, они стали целым испытанием для периодического закона и таблицы. Дело в том, что от данных элементов не удавалось получить каких-либо соединений, они просто не вступали в химическое взаимодействие с другими веществами. Доходило до того, что некоторые ученые отказывались признавать их элементами. Однако в итоге была выдвинута идея так называемой нулевой группы, что позволило включить данные элементы в таблицу. Кроме них в таблицу попал еще радий — это говорит о том, что Менделеев окончательно признал явление радиоактивности и радиоактивных элементов.
Открытие предсказанных элементов Интересна история открытия элементов, существование которых предрекал Менделеев исходя из периодической таблицы. По сути, относительно скорое их обнаружение и полное совпадение предсказанных свойств с реальными стало дополнительной причиной признания периодического закона, дальнейшего развития таблицы и поиска новых элементов. А началось все, как водится, с подачи Дмитрия Ивановича. Однажды осенью 1875 года, просматривая доклады Парижской академии наук, Менделеев обратил внимание на сообщение французского химика Поля-Эмиля Лекока де Буабодрана об открытии нового элемента, названного галлием в честь Франции, но по ее латинскому названию — Галлия. Интересно то, что символ страны — петух — по-французски пишется lecoq, а на латыни — gallus, поэтому, дав новому элементу имя галлий, Лекок неумышленно увековечил заодно и свою фамилию. Памятник Д. Менделееву, Санкт-Петербург Открытие галлия — первое подтверждение закономерности, выведенной Менделеевым.
Ученый получил новый элемент в очень небольшом количестве меньше 100 мг , и полностью изучить его физические и химические свойства не представлялось возможным. Поэтому неудивительно, что первоначально атомная масса была определена неверно: французский исследователь указал цифру 4,7. По вычислениям Менделеева, у эка-алюминия он должен быть 5,9. Дмитрий Иванович написал французскому ученому о том, что, судя по свойствам открытого элемента, это не что иное, как предсказанный им в 1869- м эка-алюминий. После более точных исследований удельный вес галлия действительно получился 5,94! Открытие галлия вызвало настоящую сенсацию в научной среде. Фамилии Менделеева и Лекока де Буабодрана в одночасье стали известны буквально всему миру.
Ученые всех передовых стран воодушевились возможными успехами, что дало мощный старт дальнейшему поиску остальных предсказанных элементов. Десятки лабораторий Европы подключились к этой работе, не говоря уже о сотнях химиков, жаждущих необыкновенных открытий и славы. Внешний вид чистого вещества При таком подходе успехи не заставили себя ждать. Уже в 1879 году профессор химии Ларс Фредерик Нильсон из шведского города Упсала открыл новый элемент, полностью соответствующий эка-бору. Он занимался изучением минералов, содержащих редкоземельные металлы, и стремился выделить из них соединения редкоземельных элементов в чистом виде, а затем определить физико-химические свойства и место в периодической системе. В результате Нильсон открыл неизвестное соединение, которое сначала принял за оксид существующего элемента.
С 1855 по 1890 год преподавал в гимназиях в Симферополе, Одессе, университете Петербурга. По возвращении в Петербург ученый защитил диссертацию и стал читать лекции по органической химии. С 1859 по 1861 год он находился в Германии, где усовершенствовал свои научные знания. Вернувшись на родину, издал первый учебник по органической химии, за что был удостоен Демидовской премии. Через несколько лет ученый защитил докторскую диссертацию об изучении растворов. Величайшее открытие в истории химии произошло в 1869 году, когда Менделеев вывел периодический закон химических элементов. Свои знания о любимой науке он обобщил в книге «Основы химии» 1871. Много времени и сил Дмитрий Иванович отдавал преподавательской деятельности.
В 1814 путешествовал с Ламздорфом по Европе. Во время того путешествия Тэтчер Маргарет Маргарет Тэтчер одна из самых известных глав правительства Соединенного Королевства. Она первая из женщин смогла занять один из главных постов в одном из самых влиятельных государств. Открытие Периодического закона — грандиозный, но далеко не единственный вклад этого человека в науку. У Менделеева много достижений в области физики, геологии, метрологии и гидродинамики. Он обладал глубокими знаниями в области приборостроения и воздухоплавания, промышленности и экономики. Немало времени ученый уделял общественной работе. Невероятная трудоспособность и нестандартное мышление принесли Д. Менделееву заслуженное признание и всемирную славу. Происхождение и ранние годы 8 февраля 1834 года, в Тобольске, в семье Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых родился семнадцатый ребенок. Мальчика назвали Дмитрием, он стал самым младшим сыном многодетных родителей. К сожалению, не всем его братьям и сестрам удалось дожить хотя бы до года, некоторые умерли еще младенцами, даже не получив имени. Иван Павлович Менделеев Иван Павлович, отец Дмитрия, был из семьи священнослужителей и имел педагогическое образование. В свое время занимал разные должности: надворного советника, директора Тобольской гимназии и окружных училищ. Его настоящая фамилия — Соколов, но в конце обучения в семинарии он получил фамилию Менделеев, что в те времена не считалось чем-то необычным. Дело в том, что во время учебы он проявил талант меняться со сверстниками различными вещами, то есть удачно «делать мену». Она происходила из старинной династии сибирских купцов, некоторые представители которой были успешными промышленниками. Ее родители считали, что образование — не главное в жизни девушки и поэтому в гимназию отдали только сыновей. Но Мария думала иначе и самостоятельно по учебникам братьев освоила курс обучения. После замужества она посвятила себя семье, хозяйству и воспитанию детей. В кругу родственников, друзей и знакомых она считалась образованной и интеллигентной женщиной. Мария Дмитриевна рано осталась вдовой. Её супруг сначала полностью ослеп, и этот стресс очень негативно отразился на его здоровье. Дмитрию было только десять лет, когда Иван Павлович ушел из жизни. Огромная семья осталась без единственного кормильца, и Мария Дмитриевна решила перебраться с детьми в село Аремзянское. Там она стала управляющей на стекольном заводе, который принадлежал ее брату. Финансовое положение семьи постепенно выправилось, благодаря ее заработку и пенсии, назначенной ей за мужа. Образование Во время учебы в гимназии 1841-1849 гг. Дмитрий Менделеев не проявил особых способностей ни по одному предмету. Преподаватели не раз намекали его матери, что мальчик так и останется в числе отстающих учеников. Единственное, что интересовало Дмитрия — это работа стекольного завода. Он с любопытством наблюдал за производственными процессами, пытался вникнуть в технологию. Мария Дмитриевна сделала вывод, что ее сын может в будущем стать успешным предпринимателем и решила всячески способствовать развитию его способностей. Дмитрий Менделеев. Студенческие годы В 1848 году пожар уничтожил стекольный завод, и семья снова осталась без основного дохода. Наконец, мать решилась на переезд в Москву, так как мечтала, чтобы ее младший сын получил образование в одном из ведущих вузов. В 1850 году Дмитрий стал студентом отделения естественных наук физико-математического факультета Главного пединститута. Уже на первом курсе юношу постигла тяжелая утрата — ушла из жизни его мать, Мария Дмитриевна. Менделееву повезло учиться у таких маститых преподавателей, как Э. Ленц, Н. Остроградский и др. Во время учебы в полной мере раскрылись феноменальные способности Дмитрия, которые были ярко продемонстрированы в его первых научных работах, а также в статье «Об изоморфизме». Институт был окончен с золотой медалью, и Дмитрий Иванович получил распределение в Симферополь. Там он начал свою педагогическую деятельность старшим учителем городской гимназии. В начале Крымской войны он переехал в Одессу и устроился преподавателем в местный лицей. Спустя год исполнилась заветная мечта молодого человека — он стал студентом Петербургского университета. После защиты магистерской диссертации Менделеев получил должность преподавателя химии, а после защиты докторской, — стал доцентом Петербургского университета. Помимо чтения лекций Дмитрий Иванович занимался написанием научных статей о газе и металлургическом производстве. Научная деятельность, открытия и достижения В 1859 году Менделеев отправился в научную командировку в Германию. В университете города Гейдельберг он продолжил научную деятельность: оборудовал лабораторию для исследований, занялся написанием научных трудов, посвященных, в основном, капиллярным жидкостям, силам сцепления и т. К этому периоду принадлежит открытие ученым понятия критической температуры. После двухлетней стажировки Менделеев вернулся в Россию и принялся за работу над будущим учебником «Органическая химия». Этот труд был высоко оценен в научных кругах, а сам автор учебного пособия награжден Демидовской премией. В 1864 году тридцатилетний Менделеев стал профессором, а еще через два года — возглавил кафедру неорганической химии. Преподавательскую деятельность он успешно сочетал с работой над систематизацией материалов, которые впоследствии легли в основу руководства «Основы химии». Музей-усадьба Д. Менделеева в Боблово Московская обл. Этот фундаментальный закон имел колоссальное значение для науки.
Ранние годы Будущий великий ученый-полимат появился на свет 8 февраля 1834 года в Тобольске и стал семнадцатым и последним ребенком в семье. Его отец Иван Павлович, надворный советник, происходил из семьи священника Павла Соколова из села в Тверской губернии, в свое время учившего грамоте и арифметике сына помещиков Аракчеевых Алешу ставшего впоследствии видным государственным деятелем , и служил директором и преподавателем латинского языка в местной мужской гимназии и подчиненных ей училищ. Дмитрий Менделеев в детстве и юности Вскоре после рождения сына мужчина начал слепнуть и вынужден был уйти в отставку на мизерную пенсию. В результате забота о многодетном семействе из десяти человек 9 детей из 17 умерли — 8 в младенчестве, дочь Мария слегла с чахоткой в 14 лет и так и не оправилась от болезни легла на плечи матери, Марии Дмитриевны, происходившей из рода потомственных фабрикантов Корниловых, владельцев городской типографии и издателей газеты «Иртыш». Чтобы содержать семью, умная, энергичная и деятельная женщина стала управляющей стекольного завода под Тобольском, принадлежавшего ее брату Василию. Она также очень ответственно относилась к воспитанию и образованию детей — читала им вслух, играла на фортепиано, с четырех лет обучала грамоте. Именно она привила Мите страсть к науке и предопределила его судьбу. Родители Дмитрия Менделеева В их доме царила атмосфера любви, теплоты и доверия, часто бывали ссыльные декабристы. На формирование личности будущего ученого повлиял также дядя Василий, проживавший в Москве. Подросток не раз гостил у него и встречался с посещавшими его дом представителями российской науки и культуры, включая Евгения Баратынского, Михаила Погодина, Николая Гоголя. Когда Мите исполнилось 13 лет, и он учился в гимназии, умер от туберкулеза его отец. В 1849 юноша получил среднее образование и вместе с сестрой Лизанькой и матерью остальные дети к тому времени уже «вылетели из гнезда» отправился в столицу, намереваясь продолжить обучение в Московском университете. Однако выпускникам Тобольской гимназии предписывалось поступать в Казанском учебном округе, поэтому попытки стать студентом столичного вуза и спустя год — Медико-хирургической академии в городе на Неве оказались безуспешными. Вскоре, благодаря поддержке друга покойного отца, профессора математики Дмитрия Чижова, преподававшего в пединституте, он был принят на отделение естественных наук физмата этого учебного заведения. Мать добилась для сына казенного обеспечения, но спустя несколько недель после его поступления, как будто исполнив свое жизненное предназначение, скончалась в возрасте 57 лет. В 1852 чахотка унесла также жизнь его сестры Елизаветы. Научная деятельность В 1855 Менделеев с отличием завершил обучение и стал учительствовать вначале в гимназии Симферополя, затем — Одессы на юг его отправили для поправки здоровья по ходатайству вуза перед министерством образования. Спустя год в университете города на Неве он защитил магистерскую диссертацию, в 1857 представил очередную квалификационную работу и в качестве доцента начал читать студентам лекции по химии.
10 интересных фактов о Дмитрии Менделееве
Прошедший в Москве в 2007 году последний XVIII съезд, посвящённый 100-летию самого этого мероприятия, был «рекордным» — 3850 участников из России, семи стран СНГ и семнадцати государств дальнего зарубежья. Наибольшим за всю историю мероприятия было число докладов — 2173. На заседаниях выступило 440 человек. Авторов, с учётом соавторов-докладчиков, было более 13 500 человек. Менделеевские чтения Диплом чтеца Менделеева, 1977 В 1940 году менделеевские чтения были учреждены правлением Всесоюзного химического общества ВХО им. Менделеева и стали проводиться ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук: физиков, биологов и биохимиков. Менделеевские чтения проходят с 1941 года в Ленинградском, ныне — Санкт-Петербургском государственном университете, в Большой химической аудитории химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в дни близкие ко дню рождения Д.
Менделеева и к дате рассылки им сообщения об открытии периодического закона. Не проводились в годы Великой Отечественной войны. Возобновлены в 1947 году Ленинградским отделением Всесоюзного химического общества и Ленинградским университетом к годовщине 40-летия со дня смерти Д. В 1953 году — отменены. В 1968 году в связи со столетием открытия Д. Менделеевым периодического закона прошло три чтения: одно — в марте и два — в октябре.
Единственные критерии при выступлении: выдающийся вклад в науку и учёная степень доктора наук. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии. Нобелевская эпопея Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905 , 1906 и 1907 годах. Статус премии подразумевал ценз: давность открытия — не более 30 лет. Но фундаментальное значение периодического закона получило подтверждение именно в начале XX века, с открытием инертных газов. В 1905 году кандидатура Д.
Менделеева оказалась в «малом списке» с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом. В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д. Менделееву премию, но Шведская королевская академия наук отказалась утвердить это решение, в чём сыграло решающую роль влияние С. Аррениуса, лауреата 1903 года за теорию электролитической диссоциации, так как существовало заблуждение о неприятии этой теории Д.
Менделеева посвящены исследованиям атмосферы и воздухоплаванию, в частности разработке летательных аппаратов, с помощью которых можно было бы проводить различные наблюдения на большой высоте. С этой целью им в 1875 году был разработан проект стратостата большого объема, который мог бы исследовать стратосферу. Также ученым был предложен проект управляемого аэростата, снабженного двигателем. Не ограничиваясь теорией, Менделеев сам, в 1887 году совершил стокилометровый перелет на воздушном шаре на высоте более трех тысяч метров. За это смелое «путешествие» ученый был награжден медалью французской Академии аэростатической метеорологии. Большую научную ценность имела написанная в 1880 году монография «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании». Большой вклад внес ученый и в область кораблестроения. Его работы по сопротивлению воды движущимся телам сыграли неоценимую роль в разработках наилучшей модификации корпуса водных судов. Менделеев выступил экспертом строительства первого ледокола «Ермак», автором проекта которого был адмирал С. Золотая медаль имени Д. Менделеева Д. Менделеевым совместно с С. Макаровым был разработан проект экспедиции для исследований Северного Ледовитого океана, и уже летом 1990 года «Ермак» отправился в свой первый экспедиционный рейс по льдам Арктики. В течение последующих двух лет Д. Менделеевым был спроектирован высокоширотный экспедиционный ледокол и определен высокоширотный промышленный морской путь для прохождения судов рядом с Северным полюсом. Менделеева есть ряд крупных работ, посвященных исследованиям в области метрологии. Его фундаментальная монография, посвященная явлениям колебания, была написана в 1898 году и называется «Опытное исследование колебания весов». Также ученому принадлежит целый ряд сконструированных им оригинальных приборов: маятник-метроном, дифференциальный маятник для нахождения твердости веществ, маятник-весы и др. Менделеев считал, что глубокое изучение природы колебаний очень важно для лучшего понимания силы гравитации. Созданная им Главная палата мер и весов явилась базой для открытия в России школы русских метрологов, а сам ученый по праву считается основателем русской метрологии. Большое внимание Д. Менделеев уделял развитию в России промышленного производства. Он был уверен, что именно тяжелая промышленность фабрики, заводы, тяжелая индустрия способны обеспечить экономический рост и развитие государства. Особый акцент ученый делал на развитии двух направлений: средств производства и топливной базы и выдвигал конкретные проекты по осуществлению этой задачи. Памятник в Братиславе Учитывая высочайшую конкуренцию товаров на мировом рынке, Менделеев считал не менее важной задачей развитие транспортной системы России. Он выступал за необходимость строительства разветвленной сети железных дорог и настаивал на снижении тарифов при перевозке керосина. Именно Менделеев внес предложение министру финансов Ю. Витте ввести так называемый «золотой рубль». Проведенная вслед за этим денежная реформа ощутимо укрепила экономическое положение России среди развитых стран Запада. Менделеев принимал участие во Всероссийском торгово-промышленном съезде 1896 года, на котором выступил с рядом предложений. В его работах: «К познанию России», «Учение о промышленности», «Уральская железная промышленность» и др. Менделеев также вносил предложения по рациональному использованию лесных массивов Урала, о плановом порядке геологоразведочных изысканий. Так, например, им впервые было предложено использование переносного магнитного теодолита для разведки железной руды. Труды Д. Менделеева, посвященные развитию сельского хозяйства, имеют непреходящее значение. В них ученый старался охватить разные отрасли: молочное хозяйство, животноводство, агрономию и т. В своем имении Боблово он проводил опыты, применяя многополье, удобрения на основе золы и костяной муки, использовал сельскохозяйственную технику, ввел травосеяние, комбинировал органические и минеральные удобрения, проводил анализы почв. Большой вклад внес ученый в решение проблемы переработки сельхозпродукции и в разработку технологии производства минеральных удобрений. Памятник перед зданием химического факультета МГУ Д. Менделеев не мог оставаться в стороне от общественной жизни России. Под его руководством были созданы: Русское химическое общество 1868 г. На протяжении многих лет он оставался постоянным членом петербургского Минералогического общества, Общества содействия русской промышленности, Русского технического общества и др. Ученый был участником практически всех научных конгрессов и съездов, проходивших как в России, так и за рубежом. В семидесятые годы в Петербурге по инициативе Д. Менделеева было создано общество, в которое помимо ученых входили литераторы и художники. Со многими из них великого химика связывала многолетняя дружба.
Защита магистерской диссертации «Об удельных объемах». Менделеев читает курсы теоретической и органической химии. Статьи о газовом топливе и о металлургии. Менделеев организует в Гейдельберге собственную лабораторию и производит ряд выдающихся исследований по физической химии изучение сил сцепления, расширения жидкостей и др. Открытие температуры абсолютного кипения. Чтение в университете лекций по органической химии. Менделеев составляет для студентов обширный курс «Органическая химия», удостоенный Демидовской премии. Преподавание во 2-м кадетском корпусе, в корпусе инженеров путей сообщения, в Военно-инженерном училище и в Военно- инженерной академии.
В 1841 начал обучение в тобольской гимназии. В 1855 — окончил физико-математический факультет Главного педагогического института в Санкт-Петербурге с золотой медалью. С 1855 по 1890 год преподавал в гимназиях в Симферополе, Одессе, университете Петербурга. По возвращении в Петербург ученый защитил диссертацию и стал читать лекции по органической химии. С 1859 по 1861 год он находился в Германии, где усовершенствовал свои научные знания. Вернувшись на родину, издал первый учебник по органической химии, за что был удостоен Демидовской премии. Через несколько лет ученый защитил докторскую диссертацию об изучении растворов. Величайшее открытие в истории химии произошло в 1869 году, когда Менделеев вывел периодический закон химических элементов.
Дмитрий Менделеев
Сохранились сведения, что одним из учителей Дмитрия Ивановича в гимназии был знаменитый в будущем поэт П. Ершов, автор известного «Конька-Горбунка». Так получилось, что детство Менделеева совпало по времени с пребыванием в Сибири ссыльных декабристов — А. Муравьёва, П. Свистунова и М.
Фонвизина, что повлияло на становление жизненных взглядов мальчика. Большое влияние на формирование мировоззрения Дмитрия оказал также и его дядя, у которого довольно часто во время посещения Москвы жили Менделеевы. В доме В. Корнильева запросто бывали многие представители культурной среды.
Это были литераторы, художники и учёные. Среди них такие известные имена, как: Ф. Глинка, М. Погодин, Е.
Баратынский, Н. Гоголь, П. Федотов, Н. Павлов и другие знаменитые личности.
Мария Дмитриевна всегда верила в особую одарённость сына и потому настояла на получение им высшего образования. В 21 год молодой человек с золотой медалью заканчивает Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. Затем он непродолжительное время преподаёт в учебных заведениях Симферополя и Одессы. В течение этого времени будущий учёный написал диссертацию, получил степень магистра и в 23 года стал приват-доцентом столичного университета.
Через несколько лет преподавательской деятельности Менделеев уезжает в научную командировку в Германию в Гейдельбергский университет. Возвратясь в Россию спустя 2 года, молодой учёный в 1861-1862 гг.
Ершова, а вторая, Анна Попова, была младше ученого на 26 лет. От двух браков родилось 7 детей. Одна из его дочерей, Любовь Менделеева, была женой известного русского поэта Серебряного века А. Научная деятельность В 1855 году Менделеев закончил институт с золотой медалью и начал преподавать.
Сначала он работал в Симферопольской гимназии где познакомился с Н. Пироговым , потом в Ришельевском лицее в Одессе. В 1856 году он защитил диссертацию и получил степень магистра химии. С 1857 по 1890 работал в Императорском Санкт-Петербургском университете на кафедре химии. С 1859 по 1860 год преподавал и работал в Германии, в Гейдельбергском университете, где познакомился с такими учеными, как Р. Бунзен, Дж.
С 1872 года, после получения звания профессора, он преподавал в Санкт-Петербургском технологическом институте, Николаевском инженерном училище, а также в Институте путей сообщения. С 1876 года он член-корреспондент Академии наук.
В 1871 г. Дмитрий Иванович отдавал много сил преподавательской деятельности — был профессором Петербургского университета, вёл курсы в других учебных заведениях. На склоне лет он отмечал: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».
В 1890 г. Менделеев покинул университет в знак протеста против притеснения студенчества. Несколько лет учёный был консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства; в 1892 г.
Позже он начал встречаться с Феозвой Лещёвой, с которой был давно знаком.
В 1862 году они поженились. В 1863 г. Через два года в семье появился сын Володя, а затем — дочь Оля. Дмитрий Иванович очень любил детей, но к жене уже не испытывал чувств.
В 1876 г. Менделеев познакомился с Анной Поповой, которая часто присутствовала на его молодёжных пятницах, посвящённых литературе. Учёный был намного старше девушки и старался бороться со своими чувствами, но всё-таки между ними возникли страстные отношения. Когда Анна забеременела, он рассказал об этом Феозве, с которой затем развёлся.
Дмитрий и Анна поженились в 1881 г. Этот брак Менделеева оказался счастливым. Анна родила супругу дочь Любовь, сына Ивана и близнецов Василия и Марию. Дмитрий Менделеев приходился тестем русскому поэту Александру Блоку, женившемуся на его дочери Любови.
Также учёный был дядей профессора М. Капустина и физика Ф. Капустина — сыновей его старшей сестры Екатерины. Из Википедии известно, что во время работы в Гейдельберге Менделеев закрутил роман с актрисой Агнессой Войтманн, родившей от него девочку.
Дмитрий поддерживал финансово свою незаконнорождённую дочь, пока та не вышла замуж. Последние годы В 1900 г. Менделеев присутствовал на Всемирной выставке в Париже в качестве вице-президента. В том же году он опубликовал статью о вискозе.
В своей работе учёный отметил важность этого синтетического волокна для российского производства. В 1903 г. Дмитрий Иванович был председателем экзаменационной комиссии Киевского политехнического института. В начале 1907 года Менделеев встретился с министром промышленности в Палате мер и весов.
После обхода учреждения учёный простудился и заболел воспалением лёгких. В то время он работал над книгой «К познанию России», которую не успел закончить. Дмитрий Менделеев умер 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге. Великий учёный был похоронен на Волковском кладбище.
Интересные факты За свои заслуги в разных областях науки Менделеев был удостоен множества научных званий и наград.
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Книга посвящена биографии великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева и содержит наряду с биографическим очерком обзор научной, педагогической и общественной деятельности ученого. Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый, гениальный химик, физик, исследователь в области метрологии, гидродинамики, геологии, глубокий знаток промышленности, приборостроитель, экономист, воздухоплаватель, педагог. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева к 175-летию со дня рождения и к 140-летию открытия периодического закона. Некоторые физические аспекты в научной деятельности химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева. В истории развития науки известно много крупных открытий. Дмитрий Иванович Менделеев (27 января (8 февраля) 1834, Тобольск — 20 января (2 февраля) 1907, Санкт-Петербург) — выдающийся русский химик, наиболее известное его открытие — периодический закон химических элементов. Одним из главных достижений Дмитрия Ивановича Менделеева было создание периодической таблицы химических элементов.