Убить Всеволода Александровича Блюменталь-Тамарина должен был его племянник — Игорь Миклашевский, до войны — талантливый боксер. Блюменталь-Тамарин, уже захмелевший, пригласил его к нашему столу. Все́волод Алекса́ндрович Блюмента́ль-Тама́рин — российский и советский актёр, режиссёр и литератор. Сын актёров А. Э. и М. М. Блюменталь-Тамариных. Вспомнил рассказы очевидцев о том, как сдавался в «плен» подходившим к Москве фашистам народный артист РСФСР Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, сын знаменитой артистки Малого театра Марии Михайловны Блюменталь-Тамариной. Видео о ФИЛЬМ ПРО ПРЕДАТЕЛЕЙ Блюменталь-Тамарина сегодня это Максим Галкин ПРЕДАТЕЛЬ РОДИНЫ @Ruslan_Grom48, Егор Яковлев / Всеволод Блюменталь-Тамарин: жизнь советского предателя и возмездие.15.03.2024.
Дядя-изменник и племянник-герой
Наоборот, он двинулся навстречу немецким войскам. Поселился на даче под городом Истра 60 км от Москвы , где спокойно дождался прихода гитлеровских войск и предложил свои услуги нацистам. Блюменталь-Тамарин записывает радиопередачи с призывами не оказывать сопротивления немецким войскам, мастерски имитируя голос Сталина, зачитывает от его имени приказы и обращения, ставит радиопьесы с сатирическим уклоном в сторону руководства СССР. Вообще-то Блюменталь-Тамарин никогда не был приверженцем коммунистических идей. В частности, в 1918 году в Харькове, когда туда входила армия Деникина, организовал сбор средств на подарки освободителям от «красной заразы». Да и после окончания Гражданской войны частенько позволял себе не совсем лояльные к власти высказывания. Самое невероятное в его судьбе заключается в том, что его не арестовали, не отправили в лагеря, а даже помогали с гастролями. Но переход на сторону немцев, видимо, переполнил чашу терпения. Весной 1942 года Всеволод Блюменталь-Тамарин был заочно приговорен к смертной казни.
Немцы поспешили переправить ценного пропагандиста подальше от фронта, опасаясь «акции возмездия» со стороны советских диверсантов. Сперва Блюменталь-Тамарин отправился в Варшаву, а оттуда переехал в Берлин. Где продолжал ставить пьесы и пародировать Сталина. Его принимают в высшем обществе Третьего рейха, русско-немецкому актеру благоволит Геббельс. Даже не подозревая о том, что именно этот человек должен стать своеобразной «отмычкой», которая поможет вскрыть системы безопасности Германии и позволит подобраться советским диверсантам к ее верхушке. Подготовка, заброска, легализация Идея использовать Блюменталь-Тамарина в качестве «отмычки» пришла в голову начальнику третьего отдела Секретнополитического управления НКВД Виктору Ильину. В конце 30-х годов именно его отдел курировал работу с творческой интеллигенцией. Так что Ильин частенько бывал в «салоне Августы Миклашевской» и знал о родственных связях ее семьи с предателем.
Поздней осенью 1941 года, через несколько недель после перехода Блюменталь-Тамарина на сторону немцев, в командирский блиндаж зенитной батареи, которая располагалась на берегу Ладожского озера и обеспечивала прикрытие караванам эвакуируемых из Ленинграда, был вызван сержант Игорь Миклашевский. В блиндаже его ждал комиссар госбезопасности. Генерал по армейским меркам довольно долго мучил Миклашевского вопросами о жизни, увлечениях, родственниках, политических установках. А в конце беседы сказал: «Собирайся, тебя отзывают в Москву». Через несколько часов спецсамолетом Миклашевский был доставлен в столицу. Который без обиняков спросил: готов ли Миклашевский выполнить специальное задание в тылу врага. Игорь согласился не раздумывая и вскоре был переправлен под Киров. Кстати, именно туда был эвакуирован театр, в котором в тот период работала его мать.
Так что эту поездку можно было рассматривать как отпуск, если бы не одно «но». К спецзаданию, о сути которого Миклашевский узнал перед самой заброской, боксера готовили целый год. А задание было не просто опасным, а фактически смертельным. Миклашевский должен был перейти через линию фронта, сдаться немцам, рассказать о своем родстве с Блюменталь-Тамариным и попытаться переехать в Берлин. Где должен был с помощью русско-немецкой актрисы Ольги Чеховой разработать операцию по ликвидации верхушки Третьего рейха. Зимой 1942 года Миклашевский перешел линию фронта, вышел к немецким позициям и на хорошем немецком попросил доставить его к начальству. Сообщение о сдаче в плен русского, хорошо говорившего по-немецки и утверждавшего, что имеет отношение к влиятельным лицам, быстро прошло по цепочке, и вскоре Миклашевский оказался в гестапо.
Столь невероятный нравственный и политический кульбит Блюменталь-Тамарина не могли представить не только его поклонники, но и коллеги по сцене. Всего полгода назад этот баловень судьбы и Мельпомены купался в лучах славы и пел оды советской власти и её вождям. Если бы не война…» Так начинается эта книга. История жизни Блюменталь-Тамарина у нормального человека вызывает как минимум неприязнь, скорее даже брезгливость. Известный театральный деятель, воспитанник и любимец богемы и убеждённый монархист, после революции он мгновенно переметнулся к большевикам. Но когда в Харькове его застало наступление Деникина, тут же встал под знамёна Белой гвардии. Более того, принял активное участие, собирая пожертвования на борьбу с «жидо-комиссарской заразой». Но выбор оказался преждевременным. Под ударами Красной армии Деникин был разбит, и Блюменталь-Тамарин не успел сбежать с остальными. Но в ЧК, что неожиданно, он не был ни расстрелян, ни сослан.
Радиостанция "Винета" вещала о противоречиях в руководстве СССР, существующих и мнимых, о техногенных катастрофах в тылу, о локальных выступлениях. Бейте без пощады сталинцев! Готовьтесь к великой борьбе против сталинской власти". Но наше правительство не думает об этом. Это правительство начало войну, не подготовив к ней страну, имея военное командование, состоящее из невежд. Мы требуем окончания войны, мы ждем, чтобы к власти пришла новая часть русского народа, которая заключила бы мир и спасла страну от катастрофы". Это цитаты из сообщений радио "Винета". Узнайте знакомые буквы. В работу на гитлеровцев актер включил и свою жену Инну Миклашевскую. Блюменталь-Тамарин был звездой гитлеровской пропаганды, он не только зачитывал чужие тексты, но и писал свои фельетоны, воспоминания, высмеивая жизнь в СССР и рассказывая о том, как его ущемляли "жиды-большевики". Он пытался давать советы немцам, как вести пропаганду — пообещать крестьянам, например, дать немного земли предложение было отвергнуто или издавать фейковую газету "Правда" уже издавалась без него. Сам Блюменталь-Тамарин описывал свою работу на Гитлера как героическое противостояние Сталину и режиму: "Мой дар дает мне право — бесценное право — бичевать великого убийцу Сталина и его подручных палачей. Три раза в неделю я подхожу к аппарату и, трепеща от ненависти, бросаю в эфир все свое негодование, весь мой гнев — дьяволу, уничтожившему все лучшее земли нашей. И это держит меня в жизни, это спасает меня от отчаяния. В этом весь смысл моего существования. Я часто плачу горькими безутешными слезами о моих погибших друзьях, бросаю эти мои слезы в устье маленького металлического аппарата, и они звучат в безграничном пространстве и не пропадают бесследно". Узнаваемо, правда? Это не я мерзавец и предатель, это я воюю с "кровавым режимом", бросаю в ютьюб и телеграм обвинения дьяволу и плачу о погибших. Поразительно, насколько не меняется даже риторика! Он строчил доносы на коллег, много пил и так пресмыкался перед немцами, за что его презирал даже предатель генерал Власов. Его презирала большая часть белоэмигрантов, называя его писанину лакейской. Пропагандисты "Винета" в конце войны должны были работать на Власова — на его армию делал ставку Гитлер, стремясь спасти положение на фронте. Блюменталь отправился в Мюнзинген, где формировались части власовской армии, чтобы попроситься на работу. Но Власов актера не взял.
Позднее артист напишет, что в таких выступлениях был весь смысл его существования. Свои 600 рейхсмарок оклада Блюменталю-Тамарину приходилось отрабатывать не только на радио, но и в газете. В «Новом слове» он вошёл в число ведущих авторов. Нашлась у него для фашистов и тайком «сляпанная» книжонка «Москва жидовская», где он с невероятной ненавистью говорит о евреях. Не раз актёр ездил в концлагеря, призывая измученных людей присоединяться к «новому порядку», который принесёт им комфорт. Даже в «Винете» он умудрялся время от времени писать на своих коллег по перу доносы в гестапо. В сценическом образе, в театре в Германии В сценическом образе, в театре в Германии 27 марта 1942 года Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин был заочно осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР и приговорён к высшей мере наказания. Сотрудникам органов госбезопасности была поставлена задача — привести справедливый приговор в исполнение. Дело решили поручить Игорю Миклашевскому. Он был в отличной физической форме. До войны становился чемпионом Ленинграда по боксу. Успел повоевать ещё с финнами. Немаловажными факторами были ещё три: мать Миклашевского была из театральной среды, он сам прекрасно знал немецкий язык и приходился племянником жене Блюменталя-Тамарина. Поговорив со спортсменом, начальник 2-го отдела 3 Управления НКВД в Москве майор Виктор Ильин понял, что этот человек сможет действовать в чрезвычайных обстоятельствах. Отныне он имел свой оперативный псевдоним — «Ударов». Операция «Ринг» началась. Но могла быстро закончиться трагически. В Смоленской области в районе деревни Борисовки под видом перебежчика Миклашевский перешёл линию фронта. Он назвал часть, из которой якобы бежал. Только выяснилось, что из этой части совсем недавно к фашистам действительно сбежали два человека. И «своего» сослуживца они не узнали.
Последние статьи
- Другие новости Истры
- Актриса Алла Демидова ,оказалось, косвенно связана с Блюменталем-Тамариным
- Please wait while your request is being verified...
- Всеволод Блюменталь-Тамарин
Евгений Весник. Сто метров войны
Официальная версия была самоубийство. До этой трагедии Игорь Миклашевский объявился у Блюменталей в Берлине под видом беженца, они родственника приютили, но потом он неожиданно пропал. Он, как потом выяснилось, был разведчиком, засланным в Берлин, чтобы выполнить задание — приказ 1942 года. Игорь Миклашевский потом долго жил в Москве и умер только в 1990-м. Ни он, ни вдова Инна Александровна, ни Анастасия Дубровская не могли знать, что в 1993-м Блюменталь-Тамарин будет реабилитирован в России. Оставшись вдовой и будучи не очень приспособленной к жизни, Инна Александровна вместе со своей подругой Дубровской, у которой к тому времени тоже умер муж, переехала из Германии в Америку. В Нью-Йорке в 1949—1952 годах был русский театр драмы. Они обе там играли. Уйдя на пенсию, переселились в маленький городок между Нью-Йорком и Бостоном, где в 1974-м Инна Александровна умерла после изнурительной болезни, оставив душеприказчицей Анастасию Борисовну. Архив Блюменталь-Тамарина долго лежал в чемодане в местной церкви. Когда из России начали доходить перестроечные вести, стали возможны гастроли, Дубровская оказалась на нашей «Федре».
Только я не понимаю, почему Анастасия Борисовна, отдавая мне кулон, говорила про волю своей подруги. Та никак не могла меня видеть в Театре поэзии, ибо, когда я впервые стала выступать в Америке, ее уже давно не было на свете. Видимо, здесь кроется какая-то другая история, но спросить мне уже некого. Вероятно, историкам театра будут интересны некоторые письма, адресованные Всеволоду Александровичу Блюменталь-Тамарину и его фотографии. Вот, например, письмо В. Качалова от 24 апреля 1937 года. Дорогой Всеволод Александрович! Обращаюсь к тебе с большой просьбой. Окажи содействие, помощь. Сделай невозможное, чтобы подательница сего, моя хорошая знакомая — Марина Ивановна Милиотти, актриса, обладающая способностями и громадной любовью к искусству, — могла бы вновь вернуться на сцену, от которой она, силой всяких обстоятельств, была оторвана в течение нескольких лет.
Может быть, она может оказаться полезной в твоем театре? Может быть, ты поможешь ей устроиться в другом деле? Очень рад был услышать об огромном успехе твоих выступлений в Москве и очень жалею, что не удается самому тебя повидать. Обнимаю пока с сердечной любовью — твой Качалов. И еще одно письмо от В. Качалова, от 28 июля, но без года отправления: Дорогой, милый Всеволод! Прежде всего от всей души приветствую тебя — с выздоровлением и радуюсь ему сердечно вместе со всеми твоими друзьями, со всеми любящими и чтущими тебя. Радуюсь и нисколько не обижаюсь на веселый юмор твоего «зубоскальства» по поводу моей неудачной рекомендации. Конечно, меня-таки задел за живое твой ядовитый экивок по адресу моей якобы «доброты за счет старых товарищей, не могущих отказать» и т. Хочу оправдаться перед тобой.
Конечно, ты прав в том, что вообще следует осторожнее и осмотрительнее давать рекомендательные письма, и я по мере сил стараюсь держаться этого правила. А тут, очевидно, я оплошал. Но в свое оправдание скажу, что собственно «рекомендательного» письма я ведь тебе не писал, в моем «нежнейшем» письме к тебе была лишь нежность нашей с тобой старой дружбы, нежность к тебе, а не к рекомендуемой особе. Я обращался лишь к твоему доброму сердцу, к твоей, так сказать, благотворительности — не можешь ли ты, мол, помочь больной, беспомощной пожилой женщине, бывшей актрисе, окончившей когда-то театральную школу, помочь ей «пристроиться» как-нибудь снова к театру — именно «как-нибудь» — на всякую работу, хотя бы конторскую. А вышло такое «недоразумение» — она стала претендовать u на Оль-Оль Персонаж из пьесы Л. Андреева «Дни нашей жизни». Разве я мог этого ожидать? Прости за все причиненное тебе. И будь здоров, поправляйся, набирайся сил и береги себя, красавец-мужчина!
В саду был построен летний театр "Олимпия", в котором шли программы варьете. В 1907 году он был разрушен в результате обрушения стены, отделявшей сад от Комиссаровского училища. Позже одним из арендаторов, а затем директором стал актёр и режиссёр Александр Блюменталь-Тамарин более известен его сын Всеволод — заслуженный артист РСФСР, пошедший на сотрудничество с фашистами и убитый советским разведчиком 10 мая 1945 года. Сад реконструировали, построив новый открытый летний театр. В 1910—1912 годах в здании зимнего театра действовал каток. В 1911 году на примыкающей территории было построено здание цирка братьев Никитиных. К началу XX века здесь находились несколько театральных и концертных залов в т. Чайковского, театр-варьете "Альказар", "Европейский театр" , кинотеатр, цирк, летняя эстрада, ресторан. После 1917 года театры были национализированы и переданы в ведение Наркомата просвещения. В 1921 году на сцене сада "Аквариум" с большим успехом шёл спектакль "Путешествие Бульбуса", где четыре роли исполнял Леонид Утёсов, и где он впервые выступил как руководитель комического джазового голосового оркестра. Современная ограда была установлена в 1937 году. В 1940 году была отменена плата за вход и сад стал просто парковой зоной.
Поразительно, насколько не меняется даже риторика! Он строчил доносы на коллег, много пил и так пресмыкался перед немцами, за что его презирал даже предатель генерал Власов. Его презирала большая часть белоэмигрантов, называя его писанину лакейской. Пропагандисты "Винета" в конце войны должны были работать на Власова — на его армию делал ставку Гитлер, стремясь спасти положение на фронте. Блюменталь отправился в Мюнзинген, где формировались части власовской армии, чтобы попроситься на работу. Но Власов актера не взял. Актеру-предателю приходилось временами жить впроголодь, принимая в уплату за случайную работу коньяк или сигареты. Иногда ему присылал продуктовые посылки племянник его жены Игорь Миклашевский, сбежавший через линию фронта к немцам и воевавший в армии Власова. Блюменталь-Тамарин считал его своим приемным сыном и рассчитывал после войны в любом случае опереться на него. Не сразу, но миссия была исполнена. Предатель был ликвидирован 10 мая 1945 года. Но в 1993-м он был силой какого-то демона реабилитирован! Предатель, нацист, сотрудник Геббельса получил реабилитацию "по формальным обстоятельствам". То есть нацист, рассказывавший о советском строе в эфире геббельсовского радио, оказался ни в чем не виноватым. С этим диким с точки зрения формальной, человеческой и исторической логики решением мы жили 31 год. И вот недавно история страшного предательства получила другой финал. Глава думского комитета по культуре Елена Ямпольская обратилась в Генеральную прокуратуру с запросом о Блюментале-Тамарине. Ямпольская решила разобраться с реабилитацией в 90-х годах "известного, обласканного советской властью актера, с началом войны оказавшегося мерзавцем, иудой, фашистским холуем". И невозможно с ней не согласиться. Генеральная прокуратура изучила архивное дело и ответила: "осуждение указанного лица является обоснованным и законным", "Блюменталь-Тамарин перешел на сторону врага, стал сотрудничать с немецкими оккупантами, призывал по радио к борьбе против Советского государства". И итог. История совершила круг и пришла в исходную точку — к справедливости. Всякий раз русская история отказывает в реабилитации предателям, даже если удается на некоторое время изменить вынесенное ею решение. Сегодня о предателе знают только театроведы да историки, память в народе о нем стерта.
Блюменталь мгновенно протрезвел. Хорошо начавшийся вечер был совершенно испорчен». От смертного приговора до заслуженного артиста и снова предательство Действительно, красные собирались расстрелять Всеволода Александровича, что, учитывая реалии Гражданской войны, было бы неудивительно. Но мама «ездока с флагом», пользовавшаяся уважением большевиков, обратилась за помощью к наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Заступничество Марии Михайловны чудесным образом помогло: Всеволода не только простили, но и позволили продолжить актерскую карьеру в Стране Советов. Шансом Блюменталь-Тамарин воспользовался вполне, влившись в ряды советской творческой интеллигенции. В 1926 году, когда он служил в Театре Корша, шумно было отмечено 25-летие его творческой деятельности. Артиста приветствовали титулованные коллеги, а нарком просвещения Луначарский со сцены зачитал постановление правительства о присвоении Блюменталю-Тамарину звания «Заслуженный артист РСФСР». Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина умерла в 1938 году. Несмотря на то, что в стране бушевал «Большой террор», актриса ушла из жизни по естественным причинам. Но ее репутация для сына оставалась настоящей броней: несмотря на сомнительные эпизоды его биографии, репрессии обошли Блюменталя-Тамарина стороной. К своему 60-летию в 1941 году артист готовил программу, основанную на произведениях Лермонтова. С ней он и отправился на гастроли в начале лета. Начало войны застало его в Черновцах. Блюменталь-Тамарин вместе с женой и дочерью срочно вернулся в Москву. Ему за свою судьбу беспокоиться на приходилось: в числе других известных актеров он получил право на эвакуацию вместе с семьей. Уезжать, однако, Всеволод Александрович не собирался. Много времени он проводил на своей даче под Новым Иерусалимом. Как потом выяснится, туда он свозил ценные вещи и архив. К нему не раз приезжали представители властей, вежливо интересуясь, когда артист собирается эвакуироваться. Каждый раз Блюменталь-Тамарин находил предлог для отсрочки. Когда закипели бои на ближних подступах к Москве, он и вовсе исчез.
Иуда у микрофона. Как заслуженный артист РСФСР Гитлеру служил
Дальше Анастасия Борисовна продолжает: Я не знала, как найти Вас, но когда увидела афишу «Федры» с Вашей фамилией, пошла на спектакль и с легким сердцем отдаю Вам этот кулон. Через какое-то время, уже в Москве, я получаю от Дубровской бандероль — фотографии семьи Блюменталь-Тамариных и письма им. Потом Анастасия Борисовна Дубровская приехала в Москву первый раз после своей эмиграции , жила у меня неделю, оказалась доброй, простой русской женщиной — тихой, молчаливой и комфортной в общежитии. Я не успела расспросить ее подробно об этих письмах и фото — была тогда очень занята в театре, но все-таки кое-что из ее рассказов запомнила. Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин был до Второй мировой войны очень известным актером. Отец его, Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин, служил актером и режиссером в разных городах России. Мы ее знаем по фильмам Протазанова и по другим: «Встречный», «Подруги», «Искатели счастья» в последнем она очень хорошо играет старую еврейку Двойру, мать большого семейства.
Рано разойдясь с мужем, Мария Михайловна осталась с сыном, которого боготворила, и он ее очень любил до конца ее жизни она умерла в 1938-м. Маленький Всеволод с детства играл на сцене — изображал детей. Но с 1901 года он родился в 1881-м считал себя уже опытным, профессиональным актером. До этого он окончил в Москве театральное училище и поступил в Тенишевское училище, где пробыл всего один семестр. После того как его и еще нескольких студентов отчислили за хулиганство они выбросили в окно чертежной полицейского шпика, подосланного в их группу , Всеволод уехал в Вильно и поступил в Театр оперетты, где режиссером был его отец. Потом стал переезжать из города в город, из одного театра в другой.
После революции играл в харьковском Большом театре. Когда в 1919-м в город пришла Добровольческая армия Деникина, актеры харьковских театров под руководством Блюменталь-Тамарина устроили праздничные концерты на разных сценах города, а сам Всеволод Александрович как пишет в своих воспоминаниях В. Шверубович, находившийся в это время в Харькове на гастролях с Московским художественным театром …верхом на белом цирковом коне, с огромным трехцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на поддержку «освободителей родины». Был, конечно, арестован ворвавшимися красными и освобожден по ходатайству Луначарского. В 1926 году в Москве шумно отмечалось 25-летие его сценической деятельности. В юбилейном спектакле играл Кина; в честь его юбилея пели Нежданова, Обухова, Собинов, танцевала Гельцер, играл на рояле Генрих Нейгауз.
Несмотря на все чествования и успех, он тогда же уходит из театра Корша и создает собственную труппу — Московский передвижной театр. Гастролировал по городам и весям, играл только главные роли и чувствовал себя звездой. В 1940-м снялся в фильме «На дальней заставе», где сыграл какого-то вредителя-диверсанта. Фильм был запрещен, как писали в то время, за низкий художественный уровень. Война застала Блюменталь-Тамарина на гастролях в Черновцах. Он прерывает гастроли, возвращается в Москву и вместе с женой перебирается на дачу в Новый Иерусалим, рядом с Истрой Волоколамское шоссе.
Там его соседями были и другие актеры, например, та же Анастасия Дубровская с мужем-актером, вахтанговец Освальд Глазунов и певец Иван Жадан у меня, кстати, до сих пор есть старая пластинка, где он поет романсы и арии из опер. Когда в Истру вошли немцы, Блюменталь-Тамарин уговаривал всех остаться, говоря, что «немцы нас не тронут — я же немец» его дед был немцем, и отец тоже числился по документам немцем. Вошедшие немцы их действительно не тронули. А Всеволод Александрович стал работать на немецком радио, по которому призывал оставшихся не защищать сталинский режим. Иногда имитировал сталинский голос говорят, очень похоже и зачитывал выдуманные указы. Передачи шли регулярно, два раза в неделю.
В марте 1942-го за эти радиопередачи военная коллегия СССР приговорила Блюменталь-Тамарина к смертной казни — условно. Вместе с женой и Дубровской они переехали в Киев, где Всеволод Александрович возглавил Театр русской драмы. При приближении советской армии перебрались в Кенигсберг, а потом в Берлин, где тоже организовывали маленькие русские театры. Его жена, Инна Александровна Лощилина, была моложе своего мужа на двадцать лет. Из балерин она в военные годы переквалифицировалась в драматическую актрису. Когда-то она окончила балетное училище, была очень красива и в театрах ценилась не только за балетное искусство, но и за свою внешность.
Она, например, в свое время рекламировала знаменитые духи «Жасмин»: «Мой ум опьянен дыханием «Жасмина»»; остались снимки с показов мод, где Лощилина блистала в прекрасных нарядах. Со временем стала ездить со своим мужем на гастроли, охраняя его от посягательств многочисленных поклонниц. Брат ее — Лев Лощилин — был балетмейстером в Большом театре, и был женат на знаменитой Августе Миклашевской, бывшей любовнице Есенина, которой тот посвятил свое стихотворение «Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада».
Уже после революции Блюменталь-Тамарин будет рассказывать, что в царские годы участвовал в студенческих волнениях, за что был изгнан из театрального училища с «волчьим билетом». Было это или нет, но профессии он не лишился, будучи задействованным в театральных постановках отца. В 1917-1918 годах Блюменталь-Тамарин играл на сцене Харьковского театра, выражая полную лояльность красным. Но стоило только в 1919 году войти в город армии Деникина, Блюменталь-Тамарин тут же заявил о готовности бороться с большевиками. В честь победы белых артист даже организовал представление на улицах Харькова. Актер Московского Художественного театра Вадим Шверубович, оказавшийся в то время в Харькове, вспоминал: «Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях... Этот «перформанс» запомнился многим, поэтому после того, как военное счастье снова перешло на сторону большевиков, у актера возникли серьезные проблемы. Но, возможно, дело было не только в поездках на коне. Актер Георгий Бахтаров вспоминал случай, происшедший в 1931 году во время гастролей в Харькове: «Всеволод Александрович был в ударе, увлечённо рассказывал о своей молодости, вспоминал театральные легенды, читал Блока и Лермонтова. В какой-то момент на пороге кабинета появился незнакомый человек средних лет в очках. Он внимательно слушал стихи. Блюменталь-Тамарин, уже захмелевший, пригласил его к нашему столу. Вы удивительный артист! И стихи читаете вдохновенно. А ведь в девятнадцатом году в Одессе по решению подпольного обкома партии я должен был вас застрелить! И только случай помешал мне сделать это. Вас обвиняли в том, что вы предали Лизу В. Блюменталь мгновенно протрезвел. Хорошо начавшийся вечер был совершенно испорчен». От смертного приговора до заслуженного артиста и снова предательство Действительно, красные собирались расстрелять Всеволода Александровича, что, учитывая реалии Гражданской войны, было бы неудивительно.
Блюменталь-Тамарин в фильме «На дальней заставе» блестяще сыграл диверсанта-предателя, а через год и сам стал таковым. Претензий к Советской власти у него быть не могло. В 1919-м ему персонально оставили хутор, в 1920-м простили проделки в деникинской армии, доносы на коллег и т. Как и мать, Всеволод был осыпан наградами. Луначарский подарил ему роскошную дачу в элитном посёлке НИЛ «Наука. Литература» под Новым Иерусалимом. Предположим, Блюменталь-Тамарин ненавидел Советскую власть по идейным соображениям. Так он, оказавшись 22 июня 1941-го в Черновцах, где собирал материалы о творчестве Лермонтова, мог бы там и остаться. Однако Блюменталю-Тамарину нужны были только «бабки» и слава. От красных, белых, нацистов — какая разница?! Посему Всеволод рванул в Москву, где собрал наиболее ценные вещи и архивы и свёз всё в НИЛ, хотя ему предлагалось место в спальном вагоне для эвакуации в Среднюю Азию. В ноябре в Новом Иерусалиме появились немцы, и Блюменталь-Тамарин с женой Инной Александровной, урождённой Лащилиной, предложили им свои услуги. Гитлеровцы немедленно привлекли артиста к работе в секретной организации «Винета», входившей в состав министерства пропаганды Геббельса. Руководил конторой немец Эберхард Тауберг, а его помощником всю войну был Александр Павлович Альбов, врангелевский офицер, бежавший из Крыма. Кстати, сейчас в Севастополе поручикам Альбовым поставлен памятник. В «Винете» работало несколько деятелей культуры, хорошо известных в узких кругах: Сергей Набоков, младший брат знаменитого писателя, дочь Фёдора Шаляпина Татьяна, известный ленинградский театральный режиссёр Сергей Радлов, его жена поэтесса Анна Радлова, певец Большого театра, исполнитель главных партий мировой оперной классики Иван Жадан. Первая радиопередача «Винеты» из Германии на шести языках: русском, украинском, белорусском и трёх прибалтийских — состоялась 22 июня уже в 10 утра, то есть на два часа опередила Молотова, сообщившего советскому народу о вероломном нападении Германии. По классификации армии США эту радиостанцию можно назвать «белой», поскольку её авторы и дикторы не скрывали, что находятся в Берлине. Но кроме неё под крылом «Винеты» работали три «чёрные» радиостанции, основанные якобы оппозиционными советской власти группами в подполье на территории СССР.
Дальше Анастасия Борисовна продолжает: Я не знала, как найти Вас, но когда увидела афишу «Федры» с Вашей фамилией, пошла на спектакль и с легким сердцем отдаю Вам этот кулон. Через какое-то время, уже в Москве, я получаю от Дубровской бандероль — фотографии семьи Блюменталь-Тамариных и письма им. Потом Анастасия Борисовна Дубровская приехала в Москву первый раз после своей эмиграции , жила у меня неделю, оказалась доброй, простой русской женщиной — тихой, молчаливой и комфортной в общежитии. Я не успела расспросить ее подробно об этих письмах и фото — была тогда очень занята в театре, но все-таки кое-что из ее рассказов запомнила. Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин был до Второй мировой войны очень известным актером. Отец его, Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин, служил актером и режиссером в разных городах России. Мы ее знаем по фильмам Протазанова и по другим: «Встречный», «Подруги», «Искатели счастья» в последнем она очень хорошо играет старую еврейку Двойру, мать большого семейства. Рано разойдясь с мужем, Мария Михайловна осталась с сыном, которого боготворила, и он ее очень любил до конца ее жизни она умерла в 1938-м. Маленький Всеволод с детства играл на сцене — изображал детей. Но с 1901 года он родился в 1881-м считал себя уже опытным, профессиональным актером. До этого он окончил в Москве театральное училище и поступил в Тенишевское училище, где пробыл всего один семестр. После того как его и еще нескольких студентов отчислили за хулиганство они выбросили в окно чертежной полицейского шпика, подосланного в их группу , Всеволод уехал в Вильно и поступил в Театр оперетты, где режиссером был его отец. Потом стал переезжать из города в город, из одного театра в другой. После революции играл в харьковском Большом театре. Когда в 1919-м в город пришла Добровольческая армия Деникина, актеры харьковских театров под руководством Блюменталь-Тамарина устроили праздничные концерты на разных сценах города, а сам Всеволод Александрович как пишет в своих воспоминаниях В. Шверубович, находившийся в это время в Харькове на гастролях с Московским художественным театром …верхом на белом цирковом коне, с огромным трехцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на поддержку «освободителей родины». Был, конечно, арестован ворвавшимися красными и освобожден по ходатайству Луначарского. В 1926 году в Москве шумно отмечалось 25-летие его сценической деятельности. В юбилейном спектакле играл Кина; в честь его юбилея пели Нежданова, Обухова, Собинов, танцевала Гельцер, играл на рояле Генрих Нейгауз. Несмотря на все чествования и успех, он тогда же уходит из театра Корша и создает собственную труппу — Московский передвижной театр. Гастролировал по городам и весям, играл только главные роли и чувствовал себя звездой. В 1940-м снялся в фильме «На дальней заставе», где сыграл какого-то вредителя-диверсанта. Фильм был запрещен, как писали в то время, за низкий художественный уровень. Война застала Блюменталь-Тамарина на гастролях в Черновцах. Он прерывает гастроли, возвращается в Москву и вместе с женой перебирается на дачу в Новый Иерусалим, рядом с Истрой Волоколамское шоссе. Там его соседями были и другие актеры, например, та же Анастасия Дубровская с мужем-актером, вахтанговец Освальд Глазунов и певец Иван Жадан у меня, кстати, до сих пор есть старая пластинка, где он поет романсы и арии из опер. Когда в Истру вошли немцы, Блюменталь-Тамарин уговаривал всех остаться, говоря, что «немцы нас не тронут — я же немец» его дед был немцем, и отец тоже числился по документам немцем. Вошедшие немцы их действительно не тронули. А Всеволод Александрович стал работать на немецком радио, по которому призывал оставшихся не защищать сталинский режим. Иногда имитировал сталинский голос говорят, очень похоже и зачитывал выдуманные указы. Передачи шли регулярно, два раза в неделю. В марте 1942-го за эти радиопередачи военная коллегия СССР приговорила Блюменталь-Тамарина к смертной казни — условно. Вместе с женой и Дубровской они переехали в Киев, где Всеволод Александрович возглавил Театр русской драмы. При приближении советской армии перебрались в Кенигсберг, а потом в Берлин, где тоже организовывали маленькие русские театры. Его жена, Инна Александровна Лощилина, была моложе своего мужа на двадцать лет. Из балерин она в военные годы переквалифицировалась в драматическую актрису. Когда-то она окончила балетное училище, была очень красива и в театрах ценилась не только за балетное искусство, но и за свою внешность. Она, например, в свое время рекламировала знаменитые духи «Жасмин»: «Мой ум опьянен дыханием «Жасмина»»; остались снимки с показов мод, где Лощилина блистала в прекрасных нарядах. Со временем стала ездить со своим мужем на гастроли, охраняя его от посягательств многочисленных поклонниц. Брат ее — Лев Лощилин — был балетмейстером в Большом театре, и был женат на знаменитой Августе Миклашевской, бывшей любовнице Есенина, которой тот посвятил свое стихотворение «Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада».
Книги, стихи, проза, издательство, публикации
Блюменталь-Тамарин предлагал отдать небольшие наделы земли крестьянам, так как их количество и так в войну заметно снизилось и поэтому останется еще достаточно земли немецким крестьянам, которые добровольно переселятся в Россию и смогут тем самым. Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин (16 июня 1881, Санкт-Петербург — 10 мая 1945, Мюнзинген, Германия) — российский и советский актёр, режиссёр и литератор. А когда Блюменталь-Тамарин окончательно обнаглел и стал пошло петросянить в эфире, имитируя голоса Сталина и других членов Политбюро, сделали окончательный вывод и вынесли приговор. Блюменталь-Тамарин, уже захмелевший, пригласил его к нашему столу.
Блюменталь-Тамарин, Всеволод Александрович
Ребёнку от рождения прочили артистическую карьеру. И неудивительно, ведь оба его родителя имели непосредственное отношение к театру. Отец, Александр Эдуардович, был известным режиссёром и опереточным актёром. Мать, Мария Михайловна, гениальная актриса-самородок, начинала ещё в дореволюционные годы на любительской сцене, а большую часть жизни прослужила в Русском драматическом театре, возглавляемом знаменитым антрепренёром Фёдором Коршем. Карьерной вершины Мария Блюменталь-Тамарина достигла при советской власти. После развода с мужем все свои нежные чувства изливала на отпрыска, который отвечал ей взаимностью и на протяжении всей жизни сохранил с ней тёплые отношения.
Впоследствии мать не раз помогала сыну в опасных ситуациях, пользуясь своим высоким статусом. Маленький Всеволод впервые появился на театральных подмостках в семилетнем возрасте. На профессиональной сцене начал выступать в 1901-м. Кроме поддержки матери, всегда мог рассчитывать на роли в театральных постановках отца. За что красные вынесли смертный приговор заслуженному артисту, и как ему удалось избежать расстрела Всеволод Блюменталь-Тамарин слева и Владимир Давыдов российский и советский актёр, театральный режиссёр, педагог, Заслуженный артист Императорских театров, Народный артист Республики.
Находясь в постоянном творческом поиске и имея приглашения от крупнейших российских антрепренёров, он сменил несколько театров, пока не осел в Харькове.
В 1919 году, когда Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала А. Деникина , Блюменталь-Тамарин помимо театральной работы активно занимался общественной деятельностью. Шверубович , описывая занятие города частями Добровольческой армии, в частности, вспоминал: Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В.
Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. Бахтаров, сообщает: Когда Красная Армия вошла на Украинскую землю, он был арестован. Актёром Блюменталь-Тамарин был, по-видимому, незаурядным.
Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1926 году, через 7 лет после его «белогвардейских эскапад» в Харькове, в Москве торжественно отмечалось 25-летие его сценической деятельности. На юбилейном спектакле Блюменталь-Тамарин играл Кина. Луначарский огласил правительственное постановление о присвоении юбиляру звания заслуженного артиста РСФСР. На том же вечере для него пели А.
Нежданова , Н. Обухова , Л. Собинов , танцевали Е. Гельцер и В.
Тихомиров , играл Генрих Нейгауз.
Территория завода была превращена в сад, вместо цехов были построены павильоны в готическом и мавританском стиле. В глубине владения ближе к Богоявленскому переулку построили шестигранную "готическую" башню опоясанную ажурным балконом. Она была увенчана флюгером с надписью "Малкиель". В 1892 г. В 1891-92 годах на примыкающей со стороны Богоявленского переулка территории архитектор Максим Геппнер построил здания Комиссаровского технического училища в краснокирпичном стиле. Училище, названное по фамилии крестьянина, спасшего Александра II от нападения террористов, было средним техническим училищем, где готовились специалисты-механики. После революции тут были механико-электротехнический техникум и ряд институтов.
В 1893 году антрепренер Михаил Лентовский, создатель сада "Эрмитаж", арендовал это владение для создания увеселительного сада. Один из павильонов был перестроен в летний театр, существовавший до 1959 года, когда на его месте было построено новое здание Театра им. Так же были построены "Железная башня" в "китайском" стиле, открытая эстрада, декорация в виде "помпейской колоннады". В 1896 году в этом саду прошёл первый публичный киносеанс в Москве через год после первого публичного сеанса в мире. Название "Аквариум" дал саду "столп антрепризы" Шарль Омон.
В состав Москвы эта территория вошла в конце XVI века. В 1591-92 годах по линии нынешнего Садового кольца была построена линия укреплений московского Земляного города — Скородом.
На месте нынешней Триумфальной площади находились Тверские ворота. На Тверскую выходили относительно богатые усадьбы, а вот вокруг была т. Застройка этой территории началась только в конце 1860-х годов, когда несколько земельных участков объединилось в руках одного владельца — Московского акционерного общества снабжения железных дорог принадлежностями. Позже общество разорилось и в 1880 году владение приобрёл предприниматель Матвей Самуилович Меер-Мордух Шмуилович Малкиель, основавший на этом месте Механический завод. Тут были медно- и труболитейные производства, кузница, токарный, слесарный и сборочный цеха. В центре владения находился пруд. В 1891 году участок был арендован Московским отделением Императорского технического общества для подготовки Электрической выставки.
Территория завода была превращена в сад, вместо цехов были построены павильоны в готическом и мавританском стиле. В глубине владения ближе к Богоявленскому переулку построили шестигранную "готическую" башню опоясанную ажурным балконом. Она была увенчана флюгером с надписью "Малкиель".
Что стало с артистом, который сотрудничал с фашистами и призывал сдаваться голосом Сталина
Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин (16 июня 1881, Санкт-Петербург, Российская империя — 10 мая 1945, Мюнзинген, Германия) — российский и советский актёр, режиссёр и литератор. В «послужном списке» Всеволода Блюменталь-Тамарина – звание Заслуженного артиста РСФСР, два смертных приговора, сотрудничество с фашистами, смерть при невыясненных обстоятельствах и весьма сомнительная реабилитация. Убить Всеволода Александровича Блюменталь-Тамарина должен был его племянник — Игорь Миклашевский, до войны — талантливый боксер. Все началось с того, что 60-летний Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, немец по происхождению, во время наступления Вермахта на Москву перешел на сторону Рейха.
Киллер для Гитлера – Игорь Миклашевский
Предательство Блюменталь-Тамарина не осталось не замеченным в Москве и уже в 1942 году его приговорили к смертной казни. Вспомнил рассказы очевидцев о том, как сдавался в «плен» подходившим к Москве фашистам народный артист РСФСР Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, сын знаменитой артистки Малого театра Марии Михайловны Блюменталь-Тамариной. В это время офицер СС поздравлял русского актера Всеволода Блюменталь-Тамарина с идеальной пародией на Сталина – никто не слышал, чтобы вождя изображали в динамик так похоже, как это делал Всеволод. До 1941 года Блюменталь-Тамарин в политику не лез. в соввремена с исполнением госзаказа у деятелей литературы было всё хорошо - настолько достоверно получилось, что до сих пор верят:) 3. Ну и сам Всеволод Блюменталь-Тамарин. Операция «Ринг» главным героем стал предатель Блюменталь-Тамарин.
Всеволод Блюменталь-Тамарин: что стало с самым мерзким предателем Великой Отечественной
"Вокруг Булгакова": сад "Аквариум" | Блюменталь-Тамарин принял активнейшее участие в действиях геббельсовской организации «Винета», которая без устали агитировала за поражение советской страны. |
В книге Николая Лузана «Сталин. Операция «Ринг» главным героем стал предатель Блюменталь-Тамарин | Чем Всеволод Блюменталь–Тамарин так выраженно отличается от многих других предателей? |
Auf Russisch: из личного архива Всеволода Блюменталь-Тамарина
В мае 1941 года Блюменталь-Тамарин отправился на гастроли, где и застала его война. В 1993 году Всеволода Блюменталя-Тамарина объявили «жертвой сталинского режима» и реабилитировали на основании того, что «антисоветская пропаганда» была признана «не содержащей общественной опасности». Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин (1881 — 10 мая 1945, Мюнзинген, Германия) — актёр, сын известных актёров А. Э. и М. М. Блюменталь-Тамариных.