Уже 27 февраля самая долгожданная школа региона откроет свои двери для учащихся. "Школа 800" в Верхних Печерах планирует приступить к приему учеников в январе 2023 года, заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин в ходе прямой.
Владимиру Путину представили корпус нижегородской «Школы 800» в Верхних Печерах
Школа 800 в мае проведет для педагогов Нижнего Новгорода цикл встреч с ведущими психологами Российской Федерации “Нам надо поговорить ”. Летом 2023 года приемная кампания стартовала в двух корпусах: в Верхних Печерах и в микрорайоне «Юг». Последние новости и все самое важное о «Школе 800» – в теме «Ъ-Приволжье». Люди всегда были главным ресурсом Нижнего Новгорода, и поэтому главной инвестицией 800-летия станет создание образовательного комплекса «Школа 800»!
Корпус «Школы 800» в Верхних Печерах Нижнего Новгорода готов на 40%
Школа 800 Нижний Новгород проект Верхние Печеры. «ШКОЛА 800» строилась в рамках подготовки Нижнего Новгорода к 800-летию. В состав "Школы 800" войдут три учебных корпуса в Нижнем Новгороде (на бульваре Южном, в микрорайоне Верхние Печеры и в Сормовском районе), а также центр дополнительного образования в городе Бор. «ШКОЛА 800» строилась в рамках подготовки Нижнего Новгорода к 800-летию.
«Второй год ждём»
- «Школа 800»: что принесет нижегородскому региону новый тип «открытой умной школы»
- Популярное
- В Нижнем Новгороде открыли инновационную "Школу 800" - Российская газета
- Владимир Путин по видеосвязи открыл «Школу 800» в Нижнем Новгороде
- В Нижнем Новгороде ввели в эксплуатацию здание «Школы 800» в микрорайоне Верхние Печеры
- Начато строительство учебного комплекса «Школа 800» в Нижнем Новгороде
Флагманскую школу для одаренных детей построят на Бору
К тому же, "Школа 800" представит и новый формат обучения. Как будет проходить зачисление детей в новое образовательное учреждение? Как будет выстроен образовательный процесс?
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М.
На площадке «Школы 800» расположены два пятиэтажных корпуса. Здесь просторные классы и коридоры, теплые переходы, атриум и высокотехнологичное инженерное оборудование. Тут апробируют современные практики обучения, воспитания и социализации, сообщает Министерство просвещения Российской Федерации. Автор:Резеда Нуртдинова Читайте нас: Октябрьский нефтяник, 2011—2023.
Об этом сообщает "Ъ-Приволжье". Представители концессионной компании "Просвещение", строящей все корпуса "Школы 800" в Нижнем Новгороде, собираются встретиться с жителями Верхних Печер, чтобы попытаться снять напряжение вокруг возведения корпуса в микрорайоне. Нижегородцы продолжают жаловаться в органы власти, на, по их мнению, несправедливую систему набора учащихся в новую школу.
Согласно информации, прием в "Школу 800" собираются сделать свободным для всех горожан, когда в микрорайоне на всех детей категорически не хватает школьных мест в действующих учебных заведениях. Массовое недовольство жителей Верхних Печер выливается в многочисленные проверки различных инстанций в отношении компании-концессионера и его процесса строительства корпуса школы. Данный факт, как сообщает "Просвещение", только замедляет возведение инновационного учебного заведения.
С Новым годом и Рождеством!
Автором концепции выступает ГК «Просвещение». По замыслу архитекторов, «ядром» здания станут арт-модуль, библиотека и рекреационный центр — пространство для учебы, общения и самоуправления. В состав арт-модуля войдут трансформируемый актовый зал с помещениями для декораций и творческих кружков студия дизайна и ИЗО , а также мастерские ручного труда, в том числе швейная, деревообработка и музыкальная студия. Медиатека объединит традиционные помещения закрытого книжного фонда, абонемента и читального зала с зонами для индивидуальной и коллективной проектной работы. Кроме того, в этом модуле будет расположен амфитеатр для организации творческих встреч. В комплекс также войдет физкультурно-спортивный модуль: спортивные залы, зал для хореографии, бассейн, тренерские и инвентарные помещения.
В основе проектирования учебных помещений для старшей школы — принцип универсального кабинета, рассчитанного на организацию групповых и индивидуальных форм работы. Учебные помещения будут объединять все остальные — более крупные — модули.
Чек-лист для Автозавода Ой, слышите? В городе раздался мощный рык монстр-трака? Добро пожаловать в клуб взбешенных родителей! Итак, чек-лист для обманутых жителей: 1. Открытое письмо губернатору Нижегородской области.
Организаторы сообщили, что принятые на форуме решения будут масштабировать на федеральном уровне. И вот это произошло, и сегодня мы проводим первое мероприятие, — сообщила на открытии глава нижегородского Минобра Ольга Петрова. Она отметила, что их задумка — собрать ассоциацию директоров, так как руководители часто являются ключевыми в системе образования. Директор «Школы 800» Марк Сартан добавил, что среди их задач — сделать город точкой роста российского образования, а также создать систему повышения квалификации учителей. Мероприятие проходило в школе в Верхних Печерах.
Ребята из 1. И какими! Врач рентгенолог Ольга Евгеньевна Хренова принесла на урок настоящие снимки. Ребята узнали, кто такой Рентген, как лечат переломы, и как правильно и безопасно сделать снимки. Инженер-электрохимик Ольга Евгеньевна Милицкова пришла с удивительными приборами, познакомила ребят с электрическими витаминами и подарила подарки-антистресс. А с майором полиции, экспертом-криминалистом Светланой Сергеевной Нишнианидзе первоклашки почувствовали себя настоящими сыщиками.
Корпус «Школы 800» в Верхних Печерах представили президенту России
В Верхних Печерах оказалась сложная история с этим, потому что школа регионального значения, а жители ждут школу муниципальную, закрепленную за микроучастком. НТА-Приволжье – Педагогический состав и техперсонал начали набирать в "Школу 800" в Верхних Печерах Нижнего Новгорода. В состав "Школы 800" войдут три учебных корпуса в Нижнем Новгороде (на бульваре Южном, в микрорайоне Верхние Печеры и в Сормовском районе), а также центр дополнительного образования в городе Бор. 150 мест предусмотрено для детей из Верхних Печер, которые учатся в перегруженных школах №22и №103 и желают перевестись в «Школу 800».
Строители "Школы 800" попросили жителей не писать на них жалобы
Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г.
Уроки в набранных классах начнутся 27 февраля, однако 20 февраля в учебном заведении стартуют адаптационные мероприятия, которые будут идти до 20 марта. Их цель — помочь ребятам привыкнуть к новому зданию, учителям и коллективу. Школьников познакомят друг с другом, преподавателями, самой школой и ее правилами. Также ребятам помогут выбрать предмет для углубленного изучения и курсы внеурочной деятельности. Еще можно будет записаться в мастерские дополнительного образования, среди которых — кулинариум, инженерно-технологический класс, мастерские по обработке металлов, дерева, тканей, медико-биологический класс, мастерская керамики и гончарного дела, медиацентр, библиотека, спортзалы и открытые площадки, а также школьный театр.
Обучаться в «Школе 800» ребята будут по триместрам — в 2022—2023 году им останется проучиться лишь один из них с апреля по май. Школьники будут находиться в образовательном учреждении полный день, в течение которого будет не только уроки, но и различные физические нагрузки, отдых и трехразовое питание. В расписании первоклассников предусмотрено 4 один день — 5 уроков в день, у 2—4 классов будет по 5 один день — 6 уроков ежедневно, 5—6 классы будут сидеть по шесть уроков, а старшие — не более семи. Уроки в «Школе 800» длятся 40 минут, перемены — от 10. Ближайшие каникулы — весенние — пройдут с 10 по 16 апреля, а летние начнутся, как и везде, 1 июня.
Это авторский архитектурный проект, школа, которая предоставляет детям невероятные возможности. Здесь два пятиэтажных корпуса, просторный светлый атриум, уникальный для российских школ, широкие просторные коридоры, очень светлые классы, невероятное количество мастерских, масса учебных возможностей. И в школе будут все виды профилей, от технических до гуманитарных, что позволит детям постепенно найти себя в будущей профессии», - сказал Марк Сартан. Это очень хорошо!
Планируем, что "Школа 800" в Верхних Печерах начнет прием учеников в январе 2023 года. Это будет проходить в контакте с родителями. Учебный процесс стартует с третьего триместра - с 27 февраля 2023 года", - уточнил губернатор. По данным сайта образовательного проекта, "Школа 800" это один из городских проектов, приуроченных к 800-летию Нижнего Новгорода.
Корпус «Школы 800» в Верхних Печерах Нижнего Новгорода готов на 40%
Владимир Путин по видеосвязи открыл «Школу 800» в Нижнем Новгороде | Главная» Новости» Школа 800 последние новости. |
Владимир Путин по видеосвязи открыл «Школу 800» в Нижнем Новгороде | Сообщается, что в адрес центра была направлена жалоба о том, что жители микрорайона Верхние Печёры Нижнего Новгорода длительное время ждали строительства школы на участке, зарезервированном под муниципальную общеобразовательную организацию. |
«Школа 800» на старте: как выглядит корпус в Верхних Печерах изнутри? | Главная» Новости» Школа 800 сормовский район последние новости. |
АНОО «Школа 800» 2024 | ВКонтакте | «Школу 800» в Верхних Печерах достроили совсем недавно — в начале ноября. |
Атриум и безопасность
- Владимир Путин по видеосвязи открыл «Школу 800» в Нижнем Новгороде
- В Нижнем Новгороде построили первый корпус "Школы 800"
- Владимир Путин по видеосвязи открыл «Школу 800» в Нижнем Новгороде
- Марк Сартан: «Все дети в „Школе 800“ должны найти свое место»
- Недостроенная «Школа 800» вновь удивила нижегородских силовиков знаниями о коррупции - Правда ПФО
Проект готов. Показываем, как будет выглядеть «Школа 800» за 6,2 млрд
«Школа 800», вопросов миллион. Она пока не открылась, но родители возмущены | АиФ Нижний Новгород | Последние новости и все самое важное о «Школе 800» – в теме «Ъ-Приволжье». |
Флагманскую школу для одаренных детей построят на Бору | 18 октября, 2021 Блог нижегородца, Строительство Верхние Печеры, Школа 800 Город НН. |
Строители "Школы 800" попросили жителей не писать на них жалобы | Родители учащихся из микрорайона Верхние Печеры собирают подписи, чтобы «Школа 800» была признана муниципальной. |
Фоторепортаж: «Школа 800» в Верхних Печерах готовится к приему учеников | Открытый Нижний | «Школу 800» в Верхних Печерах достроили совсем недавно — в начале ноября. |
«Школа 800» на старте: как выглядит корпус в Верхних Печерах изнутри? | На данный момент готовность всех корпусов Школы 800 в Нижнем Новгороде составляет 76%. |
Как продвигается строительство школы 800. Верхние Печеры
Более того, даже не имея достроенного здания и чётких сроков сдачи, похоже на нецелевое использование бюджетных средств, — написала Екатерина М. Сообщается, что в ближайшее время к работе приступит ещё одна часть сотрудников будущей «Школы 800». Напомним, изначально планировалось, что «Школа 800» откроет свои двери для нижегородских учеников ещё в 2021 году. Её открытие хотели приурочить к 800-летию Приволжской столицы.
Первая строчка бюджета останется неизменной и составит около 41,6 млн рублей, но вторая сумма постоянной не будет. Так, в 2023 году она составит 409,6 млн рублей, в 2024-м — 399,4 млн рублей, а в 2025-м снизится до 389,2 млн рублей, уточняет агентство. Средства пойдут на организацию работы и образовательного процесса в образовательных учреждениях.
Сами силовики, относительно сегодняшней выемки документов, предпочитают хранить молчание. По крайней мере, официально. Неофициально источники «Правды ПФО» сообщают, что «никаких сенсаций» там нет. Сергей Злобин ушел — проблемы остались Фото: пресс-служба Нижегородской епархии Тем не менее, связанный с региональным УМВД телеграм-канал «Опер пишет», констатирует, что «Школе 800» до сих пор есть чем удивить.
Новый или скорее уже старый директор потратила их по своему усмотрению, закупив какое-то оборудование через фирмы своих знакомых и друзей. Господа коррупционеры, вы бы хоть что-то новенькое придумали», — обращается к ним «Опер пишет». Телеграм-канал «Улитки элитки» предполагает, что речь идет о новом директоре «Школы 800» Елене Беленко, которая в 2021 году сменила на этом посту бывшего министра регионального образования Сергея Злобина, который, по мнению депутатов Заксобрания, завалил этот амбициозный проект.
Когда дети из обычных школ попадают в такое здание, они в нем теряются.
В привычной школе ориентироваться легко: коридор — кабинет — кабинет — кабинет — коридор. И поэтому надо, прежде всего, познакомить детей со зданием. Мы предусмотрели целую программу, как мы классы водим, показываем, что где находится, как из одного корпуса переходить в другой, как попасть в столовую, в спортзал и так далее. Вторая задача — в школе существуют определенные правила.
Одну их часть устанавливают взрослые, а о другой дети должны самоуправлением как-то договориться. И поэтому мы введем ребят в курс дела, поможем разобраться, кто чем может заниматься. И третье — знакомство с учителями и программами, в том числе дополнительного образования. Это нужно, чтобы, когда дети уже включились в процесс, эти вопросы у них в голове улеглись.
Адаптационные дни охватывают неделю до начала учебного процесса и частично еще некоторое время потом. Как вы организуете взаимодействие с родителями? Родители — третий участник образовательных отношений, наряду с учителем и ребенком. Мы уже пишем для них инструкции, работаем с их комментариями — то есть взаимодействуем с родителями вовсю.
Но это будет более систематизированно. В школе должно быть родительское самоуправление, в некоторых моментах я сам жду помощи родителей, чтобы они участвовали содержательно своими предложениями. Родительское самоуправление у многих привычно ассоциируется с так называемыми попечительскими фондами, где собирают деньги на кулеры, на дополнительную охрану. Вы как к этому относитесь?
Нет, речь совсем не про деньги. Эта школа бюджетная. Речь про участие в формировании некоторой политики, помощь в контроле, например, за столовой, за чистотой. Это та самая открытость, о которой мы говорим: вот она школа, давайте, участвуйте.
Родители, которые приходят сейчас на вступительные испытания в момент нашего разговора с Марком Сартаном в школу пришли второй и третий поток экзаменующихся - прим. Поэтому тоже будем собираться, договариваться, аккумулировать, решать некоторые вопросы вместе. Наверное, первое время основной вопрос у родителей будет связан с парковкой. Как они будут подвозить детей до школы?
Эта проблема не в пределах компетенции школы, но тем не менее мы тоже готовы ее решать. Сейчас мы закупаем автобусы , чтобы привозить детей в школу. Потом обнародуем схему парковок у торговых центров, чтобы родители могли туда доехать и передать ребенка под присмотр в комфортабельный автобус, на котором он приедет сюда. Вопрос организации этих парковок и перехватывающего движения обсуждаем с городской администрацией.
Вы говорили, что здание школы огромное, детям нужно время, чтобы добираться из одного его конца в другой. Перемены будут длиннее? Тут, как всегда, палка о двух концах. Увеличивая перемену, ты удлиняешь день.
Но в целом перемены будут больше, чтобы дети успевали дойти. И они с благодарностью принимают такие предложения, потому что во многих школах, особенно в перегруженных, перемены ужимают, и дети, бедные, просто не успевают добежать, поесть. Что это означает? Это значит, что ребенок может находиться в школе целый день.
Подчеркну: может, а не должен. И у него всегда есть чем заняться. Мы обеспечиваем во второй половине дня спектр дополнительного образования, столовая рассчитана на три приема пищи. После занятий ребенок может не идти на кружки, а, например, просто посидеть в школе с телефоном?
Возможность такая будет. Психологи нам напоминают, что важен не только содержательный досуг. Мы, взрослые, хотим все время занять детей чем-то таким полезным для развития. Но и просто отдых тоже необходим.
Для этого обустраиваются общественные пространства. И мы знаем прекрасно, что дети разные: кому-то нужны, как они говорят, «туса», «движуха», кто-то хочет спрятаться в угол, кому-то нужно местечко потемнее, кому-то посветлее, и этот спектр пространств мы тоже должны предоставить. Назовите ваше любимое место в «Школе 800». Ну, я бы сказал, что над атриумом на уровне пятого этажа — такой флагманский мостик, откуда много чего видно, откуда это пространство открывается, это самое красивое и вдохновляющее место.
Ваша предшественница Елена Беленко планировала использовать в «Школе 800» элементы дистанционного образования. Вы согласны с тем, что оно доказало свою эффективность в период пандемии? Дистанционное обучение показало свои возможности. Вообще говоря, оно спасло мировую систему образования, когда нельзя было никуда ходить, можно было только сидеть дома.
И еще важно, что оно очень сильно продвинуло понимание. Мы уже теперь даже сами на встречи иной раз не ездим, а просто включаем видеосвязь, прекрасно общаемся и не теряем совершенно в качестве. Другой вопрос, что нельзя все к нему сводить. Дистанционное образование как элемент общей системы, или скорее гибридное образование, тоже будет.
Но и классический урок тоже никто не отменял. Пока есть возможность, школа должна быть местом, где люди живьем встречаются, где дети под присмотром. К тому же, для дистанционного образования нужны условия: не у всех семей есть техника, поэтому предстоит выстроить сбалансированную систему. В каких случаях будут применяться элементы дистанционного образования?
Например, сегодня мы прекрасно понимаем, что болеющие дети могут не отставать, потому что можно подключиться к занятию. Второй случай — когда у тебя приглашенный спикер, ведущий, учитель. Ты можешь, вообще, выйти за пределы собственного контингента, особенно в дополнительном образовании, где ты подключаешь большее количество учеников, в том числе, кстати, и взрослых. И еще есть одно обстоятельство, к которому мы обязательно придем, когда технические возможности отладим.
Должно быть время, когда ребенок сможет учиться дистанционно, при этом не важно, где он находится в школе. У нас есть большие общественные пространства, библиотечный центр, медиа-центр, коворкинги. И это действительно положительно детьми воспринимается. Они не теряют задачи образования, но они находятся не в привычной классной рассадке, а в том месте, где им комфортно.
Мы же тоже часто устраиваемся на наши встречи не в рабочем кабинете, а там, где нам удобно. Какие оценки будут получать ученики «Школы 800»? Мы знаем, что кроме 5-балльной системы в некоторых новаторских школах существуют 10-балльные или 100-балльные. Мы готовим критериальную систему, когда оценка является непредвзятой обратной связью по заранее известным критериям.
В чем проблема традиционной оценки-отметки? Не в том, сколько баллов, а в том, что ты никогда не можешь точно сказать, почему она такая или другая. Я много раз родителям объяснял, что если ребенок пришел из школы с тройкой, может, это повод обеспокоиться, но вы не можете никогда быть уверенным, что это значит. Он мог плохо себя вести, плохо себя чувствовать, мог действительно не справиться с задачей, а может ему плохо объяснили, а может с учительницей поссорился или она его за зеленые волосы наказала.
И в этом смысле оценка теряет задачи обратной связи. Совсем другое, если ты заранее вводишь определенным образом организованный материал и даешь критерий оценки образовательного результата. Ребенок знает, что он должен сделать на какую оценку, и может сравнить по критериям ту оценку, которую поставит учитель, еще и обсудить с ним. Эта система акцентируется не на ошибках, как традиционная, а на достижениях.
Она как бы стимулирует, подталкивает ребенка двигаться вперед, тем самым набирая баллы и осваивая образовательный результат. И все же какой-то балл школьники получат? Да, привычные оценки в баллах останутся. Это нужно для аттестата, и родителям иногда хочется понять — это тройка или четверка.
Но это просто как индикатор дополнительный. Как вы будете поощрять одаренных детей?
Корпус «Школы 800» в Верхних Печерах Нижнего Новгорода готов на 40%
Летом 2023 года приемная кампания стартовала в двух корпусах: в Верхних Печерах и в микрорайоне «Юг». Последние новости и все самое важное о «Школе 800» – в теме «Ъ-Приволжье». Президент Владимир Путин 30 ноября по видеосвязи открыл корпус «Школы 800» в микрорайоне Верхние Печеры в Нижнем Новгороде. Пресс-тур для журналистов провели в корпусе «Школы 800» в микрорайоне Верхние Печеры Нижнего Новгорода сегодня, 20 января.
«Школа 800»: что принесет нижегородскому региону новый тип «открытой умной школы»
Школа 800 — инновационный образовательный центр в Нижнем Новгороде. Здесь каждый ученик сможет реализовать свои способности, талант и найти для себя сферу деятельности по интересам! Школа 800 — инновационный образовательный центр в Нижнем Новгороде. Здесь каждый ученик сможет реализовать свои способности, талант и найти для себя сферу деятельности по интересам! Недавно в Нижнем Новгороде завершилось строительство корпуса «Школы 800» в Верхних Печерах, а 27 февраля 2023 года он откроет двери для учащихся.
«Школу 800» торжественно открыли в Верхних Печерах: смотрим фото
Вообще «единая образовательная программа для всех», как это было в Советском Союзе, уходит в прошлое. Меняется в новой системе и роль учителя, которую можно было бы охарактеризовать как «способствующий». И желательно вместе с ребенком». Идея индивидуальной образовательной стратегии для каждого ребенка - тренд, стремительно набирающий обороты. И в этом смысле «Школа 800» вполне вписывается как в общероссийский, так и в мировой образовательный контекст, считает директор школы им. Ломоносова Галина Юрьевна Клочкова. Именно «Школе 800» предстоит стать площадкой, где можно будет декларировать эти новые ценности.
В конечном счете, это выгодно и учителю, и ученику. Будет создана среда, где не угрозы и оценки регулируют успехи ребенка, а его собственные интересы и мотивация. Ведь на самом деле у каждого ребенка есть исследовательское начало, которое просто не надо подавлять и блокировать». Что касается роли учителя как «транслятора знаний», то сегодня с этой функцией прекрасно справляются любые поисковые системы. А вот что действительно потребуется от педагога нового типа — это парадоксальным образом подталкивать ученика к собственным открытиям и «озарениям». Знания, демонстрируемые в моменте, как это было раньше, вовсе не означают, что дальше ими будут пользоваться.
Развитие мыслительных способностей - это не просто интеллект, а способность учиться дальше, быть адаптивным к быстро меняющемуся миру, условиям, постоянно проверять себя на соответствие». Думается, не случайно сразу после презентации программы «Школы 800» в 2020 году, ее назвали «Нижегородским Оксфордом», подразумевая, что она должна стать площадкой для апробации и разработки новейших методов школьного обучения в новых условиях. Школа позиционирует себя как флагман в сфере образования, сотрудничающий с ведущими научными центрами. Так, в сентябре и ноябре этого года были подписаны соглашения о сотрудничестве с Нижегородским государственным техническим университетом и Приволжским исследовательским медицинским университетом. Предполагается, что вузы-партнеры будут участвовать в предпрофильной подготовке учащихся и ранней профориентации. Тем самым будет выстроена стратегия «старшая школа — региональный вуз — работодатель».
По мнению Галины Юрьевны, новая школа даст региону многое: прежде всего, мобильность.
И, на самом деле, это просто школа мечты», - говорит мужчин. Сами школьники отмечают, что в «Школе 800» им очень нравится.
Так, восьмиклассница Вика Ф. Все люди вокруг очень добрые и отзывчивые. Адаптационные дни - хорошая идея, они очень помогают освоиться в новой школе», - сказала девочка.
Учитель истории и обществознания Марина Крапивная уже провела беседу с детьми на тему их отношения к незнакомой школе. Ученики заявили, что новым образовательным учреждением довольны и с нетерпением ждут старта обучения.
В Нижегородской области заметили какие-то отличия от того, с чем сталкивались ранее? И да, и нет. Система образования у нас общегосударственная, у нее есть важнейшие базовые основополагающие документы — это закон об образовании и федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС , которые обеспечивают единство образовательного пространства.
Для такой большой страны это важно, и это нелегко. Поэтому, если мы говорим про систему, везде есть школы муниципальные, во всех крупных городах они, кстати, перегружены, везде есть какие-то школы-лидеры, которые готовят детей чаще всего с высокими образовательными результатами, везде есть популярные школы. В этом смысле много общего. Вы Москву упомянули, вот тут есть одна особенность, потому что столица пошла по пути создания вот этих гигантских комплексов, состоящих из ранее отдельных школ, которые далеко друг от друга расположены, и, как мы знаем, собственно, «Школа 800» по подобному принципу устроена. То есть для Нижегородской области это почти новость как я знаю, здесь один или два было таких комплекса из нескольких зданий , для Москвы — это норма, ну и для остальной страны это тоже нередкий опыт.
Может быть, есть разница в подходе? Опять же, вы говорите о подходе, но у системы не может быть существенных отличий. Для того и придуманы были общие законы и ФГОС, который все школы должны соблюдать. Но при этом школы самостоятельны в разработке образовательной программы. Мы знаем специфичные нижегородские школы — сороковой лицей, например.
Он отличается от других. Но именно система в России общая. В этом смысле, мне кажется, это большой плюс нижегородской системы образования, что она, можно сказать, общероссийского уровня. Назовите самую главную проблему современных российских школ. На самом деле, их несколько.
Первая — проблема выбора между единообразием и многообразием. Дети разные и учить их надо по-разному. Это миссия современной школы в мире и в России — то, что называется «индивидуальными образовательными траекториями». Не ребенок подстраивается под школу, а школа подстраивается под ребенка и предлагает ему более подходящий для него образовательный маршрут. Но при этом мы с вами не забываем про единое образовательное пространство, про общность, которая требует некоего единообразия.
Есть силы, которые вообще говорят: «Да мы тут в Москве за вас решим, что всем учить, какие книжки читать, за какой темой идет какая следующая». Это уже не единообразие, а унификация! А нужно именно единообразие, а уже в нем нужно найти возможность разнообразия. В частности, у вас есть урок, а дети учатся по-разному. Учитель должен владеть такими технологиями, которые в пределах одного урока обеспечивают разные сценарии.
Кто-то может проходить тему, решая задачки, потому что он теорию уже усвоил, кому-то требуется дополнительное объяснение, кому-то можно поручить проект, а кому-то — устроить дискуссию, дебаты — и это все можно сделать в рамках одного урока. Вторая проблема — школьная программа по-прежнему в голове выпускника плохо связывается с современной жизнью. Когда в ЕГЭ по математике появились задания «про жизнь», а не про абстрактные формулы, детям они оказались трудны. Дети не всегда могут эти формулы, которые они назубок, кажется, знают, применить к реальным процессам. И это для школы серьезный вызов, чтобы ее программа помогала в реальной жизни, чтобы знания не остались заученными параграфами.
Третья проблема — во всех российских мегаполисах перегружены школы и учителя. Везде нехватка мест, нехватка людей. С этим пытаются справиться, строят новые школы. Мы тут как флагман по концессии, первая школа в стране, один из способов решения этой проблемы. Вы говорили о проблеме единообразия и разнообразия.
Одна из особенностей «Школы 800» — это как раз индивидуальные учебные планы для детей. Расскажите подробнее, какие элементы обучения будут для всех обязательными и что ребята смогут выбирать? Покажу на примере классов с углубленным изучением отдельных предметов. Ребенок с 5-го по 8-й класс в этом году попадает в такой класс. С 5-го по 6-й он может выбрать для углубленного изучения математику, русский или иностранный в 7-м классе добавляется физика — прим.
Он сам решает, и еще с ним специальную диагностику проводят. И дальше, когда, например, все пятые классы идут на урок математики, те, кто выбрал математику для углубленного изучения, идут на общий для них урок по интенсивной программе, а у других тоже математика, но просто базовая. И что получается? Вот она общность: у всех математика, и вот оно различие: одним более сложное, другим менее сложное. Вот так можно выстраивать индивидуальные маршруты, чтобы, тем не менее, не терять единства образовательного пространства.
Все прошли математику, все прошли русский, все прошли английский и получили необходимые знания, но одни на более сложном уровне, чем другие. Вот вам и индивидуализация, и общность. А что важнее для ребенка: получить знания во всех областях и иметь большой кругозор или на раннем этапе определить, чем он хочет заниматься в будущем? Давайте я со стороны школы лучше скажу. Школа должна давать ребенку самый широкий спектр возможностей.
Если она начинает их сужать, она берет на себя не соответствующие возрасту задачи. Это нужно потом, когда институт и специализация. Школы разные, ресурсы разные, но максимальный спектр в пределах своих возможностей надо дать. И в его пределах поддерживать те направления, которые ребенку близки и которые он выбирает. Если мы делаем раннюю специализацию, то мы ребенку отсекаем другие возможности, и это опасно.
Мы выбрали логику углубленных классов именно по выбору обучающегося, потому что они не загоняют в колею. Ребенок может пройти пятый и шестой класс, например, с одним предметом, а в седьмом передумать и выбрать другой, потому что он не потерял базовый уровень и тоже этим предметом занимался. Он должен иметь возможность из этих вариантов выбирать. И тут возникает другая задача: чтобы выбирать осознанно, его надо этому научить. Это тоже одна из задач школы: подвести к выбору профиля, первому определяющему выбору в жизни.
Надо так, чтобы ребенок понимал, что он выбирает и почему, а не просто, грубо говоря, наугад. Сейчас очень много разговоров о том, что родители не воспитывают в детях уважение к учителям. С другой стороны, педагог тоже должен видеть в ребенке личность, что не всегда происходит на практике. Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему? Обратите внимание, что я среди ценностей «Школы 800» назвал достоинство.
То есть при уважении достоинства одним другого неизбежно возникает обратное. На мой взгляд, это означает, что, прежде всего, учителя должны уважать достоинства детей. Какими бы ни были претензии, какие-то ошибки у детей, какие-то вопросы дисциплинарные и прочее — это все равно человек, у него есть личность, собственное достоинство, его ни в коем случае нельзя принижать. И тогда возникает и ответное движение. И тут вопрос к взрослым, потому что у них всегда силы больше.
Мы же знаем прекрасно, что учителя могут оценку за содержательную работу снизить, потому что у ученика зеленые волосы. И о каком взаимном уважении после этого может идти речь? Есть мнение, что на учителей бюрократическая нагрузка так влияет. В «Школе 800» каким образом будет минимизирована работа с документами? Понимаете, проблема не в том, что она большая и бюрократическая.
Проблема в том, что люди, на которых эта нагрузка падает, не видят ее смысла. И тогда она становится обременением. Насколько я знаю, на федеральном уровне решено ограничить количество документов, которые учитель заполняет, пятью. Во-вторых, существует культура документарного оформления деятельности. Я уверен, что вы в своей редакции, читатели в своих офисах, мы в школе — все сопровождают жизнь документами.
Это важный навык в жизни — надо уметь делать эти их точно, лаконично, правильно и быстро. И, вообще, уметь паковать свою деятельность, свою технологию в документ — это высший пилотаж для любого специалиста. Мне бы хотелось, чтобы наши учителя умели собственный педагогический опыт описывать таким образом, чтобы им можно было делиться с другими учителями. С одной стороны, можно сказать, что это бюрократическая нагрузка, с другой — это совершенно точно профессиональный рост учителя.
Его необходимо усилить и развить. Ломоносова Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков выделил ключевые направления будущего сотрудничества.
Меня привлекает в проекте «Школа 800» стремление авторов к нестандартным, нелинейным решениям ряда вопросов. Касается ли это структуры и содержания образовательного процесса или архитектурного пространства зданий. Это очень важно сегодня. Ведь жизнь динамично меняется, и школа должна отражать эти изменения. Я надеюсь, что главными проводниками в новом направлении будут молодые учителя, которых, я надеюсь, мы сможем успешно готовить в рамках нашего партнерства. Радуют энтузиазм и поддержка педагогов, готовых учиться и менять себя.
Хочу надеяться, что управление школой тоже окажется на высоте — тогда нам удастся перебросить мост из прошлого в будущее, ответить на актуальные запросы общества и построить школу, о которой мечтает каждая семья.