Новости зураб церетели биография

Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах.

Зураб Церетели – биография, фото, личная жизнь, новости, скульптуры 2023

художник, а Дарья Донцова - писатель. Великому скульптору — 90 лет! #зураб_церетели #москва #новости | Вступай в группу Комсомольская правда в Одноклассниках. С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства. По словам Зураба Церетели, свой талант организатора, целеустремлённость и стойкость в преодолении препятствий он унаследовал у отца. Галерея искусств Зураба Церетели Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Зураб Константинович Церетели появился на свет в Тифлисе 4 января 1934 года в семье инженера-строителя.

Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии

биография, новости, личная жизнь - Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда! художник, а Дарья Донцова - писатель. Прославленный скульптор, художник, педагог Зураб Церетели принимает поздравления с днем рождения — ему 90!

Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»

На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя — одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами. На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей — не люблю перерисовывать.

Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья — Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы». В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым.

Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен — в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует.

Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма — их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие — кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства». Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь.

Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора — Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия — Б. Ахмадулиной и Б.

В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором — череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России.

Вспоминая Тбилиси 1920 годов тогда — Тифлис , Л. Гудиашвили писал: «Тбилиси — город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная.

Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда». Имена С.

Есенина, В. Маяковского, О. Мандельштама , К.

Бальмонта, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Н.

Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию. И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно. Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя.

Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники». Так, образы В. Высоцкого, И.

Бродского, Р. Нуриева, М. Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон.

Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М. Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа 2012. Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения.

Это статуи М. Ростроповича, О. Табакова, Н.

Михалкова, В. Гергиева, А. Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе.

По мнению А. Много писали, например, о памятнике В. Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста.

Или о памятнике И. Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую — в одежде Нобелевского лауреата. Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта!

Автор отзывается о портрете В. Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом!

Народ должен об этом знать. Подобные ёмкие детали-характеристики говорят невообразимо много каждому, кто знаком с историей жизни этих выдающихся личностей. Памятник А.

Солженицыну — особенный, не похожий на других. В нем нет атрибутов, связанных с его деятельностью как писателя, или правозащитника, или историка. В нем отсутствуют метафоры и аллегории, наталкивающие зрителя на некие параллели и ассоциации с жизнью и творчеством этого уникального человека.

Этот памятник сам является символом — символом вечной боли за родную страну. Именно так, на наш взгляд, Зураб Церетели понял и средствами пластики передал жизнь Александра Исаевича, подняв образ реальной личности до значения символа. В конце своей «Автобиографии», изложенной по просьбе Нобелевского Комитета в 1970 году, А.

Солженицын написал: «Даже событий, уже происшедших с нами, мы почти никогда не можем оценить и осознать тотчас, по их следу, тем более непредсказуем и удивителен оказывается для нас ход событий грядущих». Эти слова, прежде всего, относятся к самому Александру Солженицыну, к тому, что означает для нашей страны его явление в русской философии, истории, литературе, нравственности, да и просто к его явлению как мужественного и цельного человека. В скульптурном портрете работы Зураба Церетели А.

Солженицын изображен в погребальном саване. Его земная жизнь висела на волоске от смерти слишком много раз, он неоднократно становился жертвой разных обстоятельств, в том числе самой Истории. Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности — жизни духа, будто «материя и тело не напоминали о себе».

Большую роль в портрете играют руки. Как говорит скульптор, «я очень старался поймать его характер — как он руками разговаривал. У каждого человека искусства есть какая-то особенная деталь… присущая лишь ему одному».

Почти соединенные, но так и не сомкнувшиеся пальцы рук А. Солженицына усугубляют ощущение напряженной внутренней работы, глубокая морщина на лбу — знак непреходящей боли за родину. Ощущение, что этот великий человек продолжает болеть за судьбу страны даже за чертой жизни и смерти… Статуя наполнена глубочайшим внутренним содержанием, в ней отчетливо просматривается эмоциональный подход скульптора к судьбе модели.

В стремлении создать наиболее развернутый портрет героя — не только его внутренней сущности, жизни его души, но и характеризующий его творческую деятельность , особенно когда речь идет о собратьях по профессиональному цеху, скульптор свободно экспериментирует в области новейших техник и технологий, насыщая новыми элементами синтезирующий метод своего творчества. Хорошо известен интерес мастера к технике эмали, в которой Церетели работает с конца 1970 годов, и поиски в области которой развивает по следующим направлениям: увеличение числа цветовых тональностей, соединение ювелирного искусства эмали с монументальной формой, переход от плоскостности к объемно-пространственным структурам и выход эмальерного произведения в реальную среду. Символично, что впервые скульптор включил монументальные картины в технике перегородчатой эмали в состав скульптурных композиций, посвященных авангардистам XX века — Казимиру Малевичу 2013 и Василию Кандинскому 2013.

В обоих из них в технике эмали исполнены фрагменты знаковых работ этих легендарных художников. Присутствие эмалевых монументальных частей в составе композиции из бронзы подчеркивает художественную индивидуальность автора, широту его творческих устремлений. По сути, мастер соединил портретное изображение и декоративное начало, которое в монументальной пластике имеет большое значение, одновременно превратив эти произведения в символы вследствие заключенной в них обобщающей силы.

Подводя итог рассмотрению трех обширных пластических циклов Зураба Церетели — истории Российской государственности, образов святых и галереи «Мои современники», можно утверждать, что в истоках их создания лежит отклик скульптора на запросы современного общества. В них отразилась атмосфера нынешнего переломного времени в стране, которое характеризуется огромным интересом людей к своему историческому прошлому, повышенным вниманием к традициям, в силу известных причин прерванным на десятилетия, морально-нравственным кризисом, отсутствием авторитетов среди современников, способных объединить разобщенных и разочарованных людей. В своих «Заметках об искусстве» один из ярчайших скульпторов своего времени Иван Шадр писал, что «самое важное для художника — отразить духовную сущность эпохи».

Годы спустя в продолжение этой мысли скульптор Михаил Аникушин подчеркивал: «Искусство всегда требует переживания, осмысления; поверхностная злободневность не дает подлинного образа сегодняшнего дня. Зураб Церетели смог четко уловить настроение современности на рубеже двух веков и, согласно своему мировоззрению, предоставил ответы на вопросы, волнующие общество, создав пластический образ своей эпохи.

Говоря о скульптурной серии «Правители России», нельзя не сказать о памятнике «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, покровительница Пскова» — один из трех монументов на тему Российской государственности, установленных в России в реальной городской среде. Памятник был сооружен в 2003 году к 1100-летию Пскова. С именем великой княгини Ольги, которая в Пскове почитается как его основательница, связано первое упоминание города в летописи в 903 году. В силу обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства, княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Именно Ольге выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, — она первой из династии Рюриковичей приняла христианство. Впоследствии великая княгиня была причислена Русской Православной Церковью к лику святых как равноапостольная.

Монумент характеризуется лаконичностью и сдержанностью. В пластическом решении образа святой скульптор выразил запечатленный в национальной памяти величественный образ женщины с несгибаемой волей и высоким чувством собственного достоинства, несокрушимым мужеством и подлинно государственным умом. Фигура решена строго и монументально. Сохраняя реальные черты, образ Ольги подчеркнуто условен — она стоит, в одной руке держа меч, а другой — опирается на щит. Фигура установлена на высоком гранитном постаменте с широким многоступенчатым основанием, что обеспечивает, с одной стороны, масштабную соразмерность монумента, а с другой — создает визуальную опору для тех нравственных ценностей, которые олицетворяет образ великой княгини. Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную Зурабом Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М. Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие.

В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но вершили судьбы родины. Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях Вопрос сохранения нравственных ценностей — один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции — надо напоминать о них людям неустанно. Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность». Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели. Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом , совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника — увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание. С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области.

Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря — святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет — легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых. Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику — монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна.

В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого. Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения — фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост , фронтально к зрителю. Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой — крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой — отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, — это идея.

Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории — битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году. Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны. Сохранение исторической памяти — лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета Дроздова. Второй, не менее важный, — это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики — высокие нравственные качества , гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм. В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси — Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002. Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007.

О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя. Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями.

Как пишет М. Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, — памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых. Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента».

Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта — одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле — сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям. Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З.

Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу. Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам — удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь — наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, — серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро. В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня.

Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов. Врата судьбы » 2008, Музей современного искусства РАХ. Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях — смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства — писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников...

Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть — полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели.

Сегодня Зураб Церетели проживает в Москве, возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства, продолжает плодотворно трудится. Самый популярный художник-монументалист нашего времени появился на свет 4 января 1934 года в Тбилиси. Становление юного Зуpaба на путь творчества определила атмосфера, в которой рос мальчик.

Родители не принадлежали к миру искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила жизнь дому и детям, отец Константин Церетели являлся горным инженером, трудился преподавателем в техническом вузе. Зато брат матери Ге opгий Нижарадзе был живописцем. Находясь в его доме, маленький Зураб не только учился рисовать, но и проникался аурой разговоров об искусстве, так как в гости к дяде приходили передовые люди того времени. В восемь лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую закончил «на отлично» в 1958 году. Создавалось впечатление, что само время диктует художнику развитие в стиле монументального жанра. Эпоха шестидесятых, индустриализация, освоение целины, решение глобальных задач, массовые застройки и переселения — все это отразилось на желании Церетели внести новизну в то, чем он занимается. И первая работа — художник-архитектор — подарила такую возможность.

В числе работ, выполненных в этот период, — художественные оформления курортных комплексов Грузии Гагры, Сухуми, Боржоми, Пицунда. Особенностью творчества мастера становится мозаичная живопись. Ярким ее примером были автобусные остановки в Абхазии, созданные на этапе раннего творчества в начале шестидесятых и представляющие собой удивительные арт-объекты в виде фантастических морских обитателей. Наряду с художественно-декоративной работой Церетели принимает участие в выставках. Первый успех принесло живописное полотно «На страже мира» на одноименной экспозиции в Москве. В 1967 году в Тбилиси прошла уже персональная выставка мастера. Параллельно с этим Церетели активно расширяет географию своей деятельности.

Один за одним приходят заказы на дизайнерское оформление самых разных зданий и сооружений: Дом кино в Москве 1967-1968 , Дворец профсоюзов в Тбилиси, бассейн «Морское дно» в Ульяновске 1969 , курортный комплекс в Адлере 1973 , гостиница «Ялта-Интурист» в Крыму 1978 и многое другое. В период 70-80-х годов мэтр много и плодотворно трудится. С семидесятого года, являясь главным художником Министерства иностранных дел СССР, занимается художественным оформлением посольств Советского Союза за границей, много ездит, знакомится с популярными иностранными художниками. На родине тоже много трудился, особенно после назначения главным художником Олимпиады-80 в Москве. Все это приносит мастеру почетное звание Народный художник Советского Союза в восьмидесятом году. Работу над монументальными скульптурами художник начал еще в конце семидесятых. Ярким завершением труда оказалась скульптурная композиция «Счастье детям всего мира».

В 1983 году в Москве открыт монумент «Дружба навеки», знаменующий двухсотлетний юбилей со дня подписания Ге opгиевского тpaктата между РФ и Грузией. В том же году в честь этой даты в родной Грузии художником построена и открыта Арка дружбы — мозаичное панно, которое и в наши дни дарит радость туристам на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги. Ряд скульптур мэтр посвятил известным деятелям истории и современности. В позапрошлом году в Москве открылась Аллея правителей — галерея бронзовых бюcтов работы Зуpaба Церетели, изображающих лидеров Российского государства с эпохи Рюрика до революции 1917 года. А вот памятник Петру Первому вовлек имя художника в скандал. Общественность столицы очень негативно отнеслась как к скульптуре, так и к идее ее возведения, назвав первую, как сообщали «Известия», «уpoдующей город». Царь изображен во весь рост, стоящим на палубе очень большого парусника.

Поднимался даже вопрос о сносе памятника, но сегодня страсти успокоились, и памятник продолжает стоять на искусственном острове на Москве-реке, оставаясь одним из наиболее масштабных в столице высота — 98 м, вес — более 2000 тонн. Церетели не привыкать находится под прицелом критики: работы мастера иногда обвиняют в гигантомании и безвкусии, как это было, к примеру, с «Адамовым яблоком», находящимся в открытой им Галерее искусств, или с «Деревом сказок» в Московском зоопарке. Сам автор воспринимает это спокойно. Я-то, как художник, знаю, что делаю», — сказал Церетели в интервью «Собеседнику». Еще учась в Тбилисской академии художеств, Зураб Церетели познакомился с будущей супругой Инессой Андроникашвили, происходящей из княжеского рода. Супруги прожили в бpaке более сорока пяти лет. В 1998 году, после cмepти Инессы Александровны, художник провел в Москве первую персональную выставку, названную в честь супруги.

Жизнь Зуpaба Церетели тесно переплетена с благотворительностью. Некоторые работы созданы мастером безвозмездно, как дар тому или иному городу, учреждению, фонду. Художник принимает участие в благотворительных выставках и аукционах, направляя деньги от проданных произведений на борьбу с детскими заболеваниями. В прошлом году Зуpaбу Константиновичу исполнилось 84 года. Однако ритм творческой жизни не утихает. Мэтр творит, проводит выставки, организовывает мастер-классы для детей, с радостью участвует в интервью и позирует для фото, но самое важное — полон новых идей и проектов. В 2016 году распахнул свои двери дом-музей Церетели в подмосковном поселке Переделкино.

В 2014 году художник-монументалист стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», удостоившись награды IV степени. Основным секретом здоровья и долголетия скульптор называет бесконечную работу «без всяких отпусков и перерывов на отпуск». Талантливый и творческий Зураб Церетели смог себя проявить пpaктически во всех сферах современного искусства — автору принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы. Однако с особым вдохновением метр создает памятники монументального искусства, вкладывая в них свой талант, переживания и душу.

Герой Социалистического Труда 1990. Народный художник СССР 1980. Народный художник Российской Федерации 1994. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Зураб Церетели родился в Тбилиси 4 января 1934 года.

В детстве он проявлял большой интерес к рисованию и живописи, поощряемый своим дядей — художником Георгием Нижарадзе. Следуя этой страсти, после школы, в 1952 году, он поступил на факультет живописи Тбилисской государственной академии искусств, которую окончил в 1958 году, в год своей женитьбы на Инессе Андроникашвили. В 1960-1963 годах Церетели работал штатным художником в Институте истории, этнографии и археологии Академии наук Грузии, путешествуя по всей республике в рамках исследовательских экспедиций, открывая ее древние памятники, традиции народного искусства и богатую материальную культуру.

Зураб Церетели биография кратко и интересные факты

скульптор-монументалист. Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси (СССР, ныне Грузия) в грузинской семье, имеющей дворянское происхождение. Галерея искусств Зураба Церетели Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. скульптор-монументалист.

Зураб Церетели истратил на свой юбилей бюджет Грузии

Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Силовую «крышу» Шакро защитила давность. Церетели планирует вскоре посетить культурное заведение повторно, чтобы закончить работу. Зураб Церетели прошёл огромный путь от малоизвестного живописца до президента Российской академии художеств, на эту должность он был избран в 1994 году. Зураб Церетели прошёл огромный путь от малоизвестного живописца до президента Российской академии художеств, на эту должность он был избран в 1994 году. В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество.

«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства

Экспозиция работ Зураба Церетели, прошедшая в мае 2007 года в залах Дворца, захватывала и этот зал — большая честь и большое испытание для художника. Удержаться рядом с шедевром Миро — задача не из легких. Да и вообще, выставиться в Париже, где все — Нотр-Дам и Сен-Шапель, Лувр, Музей Орсе, Дома-музеи Родена, Пикассо, сам город — буквально пропитано искусством; где реально живут, присутствуют все эпохи, все стили, все крупнейшие мастера. Кажется, вот сейчас подойдут и сядут рядом с вами за столик уличного кафе Дега, Ван Гог, Сезанн, Матисс; предстать с ними на равных… Скажу прямо: мало кто еще из современных художников выдержал бы такой экзамен.

Жилинский, скульптор Ю. Орехов, графики А. Шмаринов и М. Митурич - Хлебников, архитекторы М. Посохин и Ю.

Платонов и многие другие. Новые выборы пополнили число действительных членов и членов корреспондентов, существенно обновив состав Академии. Была усовершенствована структура аппарата Академии, поднят на новый уровень процесс художественного образования, углублена и получила дальнейшее развитие научная деятельность, а также сделано много других преобразований. В самом конце 1997 года при общем реформировании структуры Академии в качестве самостоятельного подразделения было создано отделение театрально и кинодекорационных искусств под руководством академика секретаря М. Курилко - Рюмина. Это соответствовало возросшей роли художников театра и кино в художественной культуре и новому пополнению ими состава Академии. Церетели принял в 2001 году решение о создании в системе Академии «Поволжского отделения» с центром в г. Председателем «Поволжского отделения» при его основании стал живописец А.

Учаев, а общее руководство по связи Академии с регионами России было возложено на вице президента Э. Именно благодаря объединению лучших творческих сил Российская академия художеств решает в конце XX - начале XXI столетий задачи общегосударственного и международного масштаба. Ее силами создан величественный мемориальный ансамбль на Поклонной горе в Москве, посвященный Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов; восстановлена святыня русского народа — Храм Христа Спасителя в Москве; ведущими художниками академии создается художественное оформление Храма святого Саввы в Белграде; установлены многие высокохудожественные памятники выдающимся деятелям истории и культуры в нашей стране и за рубежами Родины; появились значительные достижения в отечественной архитектуре; основан первый в нашей стране Музей современного искусства; организованы сотни выставок, в том числе в российских регионах и в зарубежных странах; идет активное сотрудничество с ЮНЕСКО и с академиями разных стран. Традиции понимаются руководством Академии широко. Восстанавливается многое из методики выработанного веками художественного образования. Вопросам художественного образования президиум Академии и соответствующее отделение в ней уделяют большое внимание, систематически стремясь к его совершенствованию. Преемственность подчеркнута рядом, казалось бы, внешних, но весьма симптоматичных признаков. В анфиладе здания Президиума Академии висят портреты всех ее президентов — от основания до конца ХХ века.

Восстановлен герб Императорской академии, издан ее Устав, а Устав нынешней Академии согласуется с первоначальным. Восстановлены значки и эмблематика старой Академии. Для членов Академии созданы специальные мантии, шапочки и нагрудные медали. Наконец, первая же большая выставка, которая была организована в 2001 году президиумом АХ во главе с З. Церетели, называлась «Императорская — Российская академия художеств». Она включала в себя и современный раздел, и всю ретроспективу Академии, показывая через наиболее типичные произведения основные этапы ее истории и ее художественную школу. Новым в период деятельности З. Церетели в качестве президента РАХ стало также избрание в Академию руководителей ведущих музеев страны: Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств им.

Репина, Академии живописи, ваяния и зодчества, впервые вошедших в состав Академии дизайнеров. В Академию также издавна избирались почетные члены из числа крупных деятелей искусства зарубежных стран. Наряду с зарубежными мастерами в почетные члены Академии в бытность Церетели стали активно избираться так же и крупные деятели отечественной культуры.

С 1997 года Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. Как обычно я это делаю: 4 января я всегда отмечаю в кругу близких. Но обязательно проведу часть дня в мастерской - за работой, - говорит Зураб Церетели. Или у вас в сутках не 24 часа, а больше? Сегодня часто вспоминаю Василия Шухаева русский и советский живописец, график, сценограф, педагог — Ред.

Он научил меня, что главное - поймать первое впечатление. Я рисую и пишу быстро. А скульптура, монументальное искусство требую четкости в исполнении. Действительно, когда в процесс отливки, формовки, выкладки мозаики вовлечены другие люди, важно все четко организовать, чтобы успевать делать все в срок. Но иногда мне кажется, что 24 часа для меня мало… Зураб Церетели заканчивает работу над первым гербом РФ, который будет установлен на здании правительства.

Советский, российский и грузинский художник-живописец, монументалист, скульптор. Его стиль не все любят и принимают, но это творческая личность, о которой знают без преувеличения все. Как бы вы его охарактеризовали?

Сегодня так много стилей, направлений, можно выбирать любой язык, который тебе близок. Главное — показать индивидуальное отношение, то, как ты и только ты видишь окружающий мир, природу, лицо, предмет. Ведь мы все разные, по-разному живем, мыслим, одеваемся... И в творчестве надо стараться открывать больше себя, свое сердце, тогда можно создать что-то по-настоящему интересное. Кто из художников на вас оказал наибольшее влияние? Моего дядю, известного грузинского художника Георгия Нижарадзе. Я был маленький мальчик, смотрел на него, красивого, прекрасно сложенного. Думал, если стану художником — буду таким же спортивным, красивым!

Ну, художником я стал, а вот красивым и атлетически сложенным, увы, нет! А если серьезно, именно в его мастерской я почувствовал особую магию и понял, что хочу стать художником. К нему приходили в гости известные художники, говорили об искусстве. Я все это впитывал, и потом ко мне многое само собой пришло. Именно в плане того, как стать художником. Конечно, хочу вспомнить моих гениальных педагогов в Тбилисской академии художеств — Василий Шухаев, Уча Джапаридзе... Они большую роль сыграли в том, чтобы я стал художником. Они меня учили жить по принципу «искусство для искусства».

То есть создавать произведение ради самой ценности искусства, а не ради заказа, политики. Главное, чтобы ты сам понимал, зачем ты создаешь, надо слушать себя. А уверенность в себе добавляет мастерство, профессионализм. Шухаев — гениальный рисовальщик, в мире таких нет! Из курса он выбрал меня и Чубчика Тенгиза Мирзашвили , давал лишние часы. Видимо, почувствовал в нас что-то, ради чего стоило тратить на нас свое драгоценное время. Он, например, ставил композицию, мы поворачивались к ней спиной и так писали, оглядываясь и схватывая за секунду главное в натуре. То есть не срисовать, а схватить самое главное и обобщить так, чтобы и натура чувствовалась, и твое индивидуальное отношение к предмету.

Много чего было интересного. Для меня основой всегда была и есть академическая школа, как азбука, как таблица умножения... А потом можно уже искать, пробовать, искать свой почерк. Потому в моем искусстве всегда очень важно работать с натурой, важна не только художественная сторона, но и то, как сделано произведение, будь то скульптура, живопись, что угодно. Техники и технологии, мастерство исполнения. Это важнейший фактор. Очень много я получил в тот период жизни, когда был художником в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Много было интереснейших экспедиций, я делал зарисовки, обмеры памятников, объехали всю Грузию фактически.

Так я увидел Грузию совсем иными глазами, открыл заново фактически, увидел храмы, монастыри. Тогда религия была запрещена и религиозное искусство тоже. А мне этот опыт на всю жизнь открыл мир особого искусства, духовного, которое соединяет человека и Бога. А позже я попал в Париж, посмотрел современное искусство, невероятную свободу. Увидел Пикассо, Шагала, позже Дали. Все это меня вдохновило на многие эксперименты. Тогда я подумал, как важно создать в России музей современного искусства. Мечтал я долго, когда говорил о том с друзьями, надо мной посмеивались, но все же смог это осуществить.

Московский музей современного искусства работает. И я счастлив, что создал его — одним из первых — в нашей стране. Ну а сегодня уже много площадок, где молодежь показывает себя. Это очень важно для искусства, для его развития. В 1964 году вы находились на обучении в Париже, общались с ними. Какими они были людьми в жизни? Просто у моей супруги, Инессы, в Париже жили родственники. Они уже были в летах, хотели пригласить племянницу.

Очень сложно было получить разрешение, много бумаг. В итоге в последний момент мне дали разрешение, а Инессе нет. Боялись видно, семья, мол, останемся. Такое время было.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий