Создан мастерами Фаянсового завода имени Калинина в Конаково в 1930-33 годах. Оригинальные сюжеты «Жница», «Пастушок», «Пионеры у костра» и «Под березой» были созданы художником-декоратором ЗиК Софьей Прессман. Строго говоря, производственная компания «Конаковский фаянс» имеет к советскому фаянсовому заводу ЗиК не самое прямое отношение. КОНАКОВСКИЙ ФАЯНСОВЫЙ ЗАВОД, одно из старейших рос. предприятий по изготовлению фаянсовых изделий. ЗиК Конаково 1962-1974. Подписи художников, в то или иное время участвовавших в становлении Конаково, скульпторы и мастера, ставшие визитными карточками конаковского фаянса.
Как убивали "конаковский фаянс"
- Каталог антикварного фарфора Конаковского фаянсового завода им. М.И.Калинина.
- Вспоминая посуду Конаково (ЗиК).
- Все заводы
- Идеи на тему «КОНАКОВО» (340) | статуэтка, коллекционирование монет, зико
Фарфор з и к (55 фото)
С этого момента начинается бурное развитие промысла. Кузнецов фото 1911 года Уже к началу 20-го столетия сложился определенный ассортимент, который выпускали заводы, входившие в «Товарищество М. В каталог продукции входили: чашки 370-ти фасонов, бокалы — 60-ти разновидностей, чайные сервизы — 112-ти видов, кофейные — 20-ти, столовые — 23-х. Чайники изготавливались 20-ти типов, сливочники — 14-ти, сахарницы — 16-ти, масленки — 30-ти. Ваза для цветов, конфетница и блюдо Также выпускалось огромное число различных декоративных тарелок, сухарниц, фруктовниц, подсвечников, а пепельниц так вообще изготавливалось более 70-ти видов. В конце девятнадцатого века и в начале двадцатого на Кузнецовской фабрике изготавливались майоликовые киоты и иконостасы, пользовавшиеся большим спросом у русских церквей. Ассортимент советских лет Одна из наиболее интересных для коллекционеров тем — фигурки конаковского фаянса. Фрагмент росписи чайника Известно, что большую часть всех изготовлявшихся заводом предметов всегда была посуда — сервизная и штучная.
Скульптура, декоративные изделия, сувениры так же популярны, но их ассортимент не так богат. В 1950-х годах на Конаковском заводе были обновлены многие формы массового ассортимента. Как известно, форма — это основа произведения, декор же должен подчеркнуть ее достоинства, поддержать, выявить структуру объемов. Овальное блюдо Очень редко плохую форму может «вытянуть», скрасить хорошая живопись. Поэтому такое важное значение для всего облика конаковской продукции имело создание новых форм столовых и кофейных сервизов, приборов для воды, молока, фруктов, штучных изделий. Авторами форм были художники-скульпторы: В. Филянская, Н.
Литвиненко, М. Левина, Г. В те времена художники Конаковского завода создавали уникальные произведения, в которых более всего отразилась тенденция времени: стремление к парадности, перегруженности, соединение портретных изображений с цветочным орнаментальным декором.
Каталог их продукции можно найти на сайте компании «Конаковский фаянс». В 2013 году телекомпания «Мир» посвятила их деятельности специальный сюжет, в котором со свойственным государственному телевидению оптимизмом назвала это возрождением производства Кузнецовского завода.
И правда, на немногочисленных изделиях, выполненных из старых форм, нынешние энтузиасты по-прежнему ставят знаменитое клеймо ЗиК… Основные же цеха предприятия разрушены, в них работают «старатели», которые свинчивают всё, что может «пригодиться в хозяйстве». Нет даже окон. Не заделаны проломы в стенах, через которые выносилось оборудование. На месте поточных линий «Тюрингия», гордости завода, сегодня пустота. Исчезли все конвейеры.
В цехе обжига - тьма, мусор, полное отсутствие оборудования. Кое-где умудрились выковырять даже рельсы для вагонеток. Красный уголок с уникальной художественной росписью стен разгромлен. Закрытие завода стало, без сомнений, самой серьезной коллективной травмой для конаковчан. Они до сих пор не оправились от нее.
О заводе имени Калинина здесь говорят по сей день так, словно он продолжает работать. Выставка конаковского фаянса в местной библиотеке никогда не пустует — бывшие художники, работавшие на росписи конаковской посуды, приходят сюда на встречи со своими коллегами. В любом разговоре с местными старожилами беседа рано или поздно свернет к судьбе фаянсового завода — эта кровоточащая рана в их сердцах не зарастатает. Люди чувствуют себя обманутыми, ограбленными и униженными из-за той участи, которой был подвергнут завод, где работали несколько поколений жителей города Конаково. Увы, надежды на восстановление завода в условиях либерально-рыночной системы призрачны.
Лишь в антикризисной программе КПРФ, являющейся манифестом построения в России обновлённого социализма, предусмотрены меры по реанимированию подобных предприятий. В сентябре этого года каждый сможет выбрать, по какому пути пойдёт дальше наша страна.
Фабрика Калинина Кузнецово Тверской Губернии 1929-1932г. Тверская Фабрика имени М. Калинина 1932-1934г. Фабрика имени Калинина Н. Р имени М. Калинина в Конакове 1941-1946г.
ЗиК Конаково.
В 1870 году задолжавший завод купил предприниматель и заводчик Матвей Кузнецов, занимавшийся и фарфоровыми делами. В 1889 году завод влился в "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. Кузнецова", после этого на нём стали делать не только фарфор, но также фаянс и майолику. Выпускали много чего, начиная от сантехники и заканчивая сервизами.
Кузнецовский фарфор считался очень качественным. После случившейся Октябрьской революции завод национализировали и назвали — "Государственная фаянсовая фабрика", а в 1923 году присвоили имя Михаила Ивановича Калинина 1875-1946. Название фабрики зазвучало по-новому — "Тверская фарфорофаянсовая фабрика имени М. Калинина в Кузнецове". В 1929 году село Кузнецово переименовали в Конаково в честь участника "Первой русской революции" и бывшего фабричного работника Конакова Порфирия Петровича 1878-1906. После 1937 года фабрику стали называть "Конаковский фаянсовый завод имени М.
Покупателям
- Набор тарелок палех, серия "Русские сказки" — 32 400 рублей
- Все заводы
- Конаковский фаянсовый завод (ЗиК) (СССР) - история, описание, цены и купить антиквариат
- ТАРЕЛКИ ФАБРИКИ ЗИК Конаково. ПОСУДА С БЛОШИНОГО РЫНКА.
- Завод «Конаковский фаянсовый завод (Конаково)» — «СОВ-АРТ»
- Fayansovyy zavod v konakovo
Конаковский фаянсовый завод им. Калинина.
У нас ещё осталась конаковской посуда, действительно была дешёвой, ее можно было купить. Тема: Посуда Завод зик СССР керамики Конаковский фаянсовый завод клеймо Царское Тарелка с птичкой СССР Сервиз столовый зик 70 гг Советские тарелки Столовый сервиз зик Винтаж Советская кухонная посуда Трещины на фаянсовой посуде Сервиз Яблоневый цвет. Конаковский фаянсовый завод (ЗиК Конаково). Знаменитая аббревиатура, сопровождающая фарфор — ЗиК, Конаково. Подлинное клеймо «ЗиК» теперь стало одной из главных целей многих коллекционеров.
Каталог антикварного фарфора Конаковского фаянсового завода им. М.И.Калинина.
Конаковский фаянс: колокольчики, производство, экспозиции | Было бы ошибкой полагать, будто Конаковский завод имени Калинина (ЗиК Конаково) занимался лишь изделиями агитационного характера. |
Конаковский фаянсовый завод- ЗИК Конаково | аукцион онлайн в Москве | | После Великой Октябрьской социалистической революции Конаковский завод имени М.И. Калинина одним из первых встает в строй советской керамической промышленности. |
Конаковский фаянс: колокольчики, производство, экспозиции | Набор столовой посуды супница блюдо молочник ЗИК. |
Посуда зик | Тарелка большая и 4 поменьше сервировка стола ЗиК Конаково 1952 год. |
Винтаж: Посуда ЗиК(Конаково) СССР
Большой выбор товаров из каталога Конаковский фаянс в интернет-магазине Бесплатная доставка и постоянные скидки! Список товаров производителя Завод им. Калинина (ЗиК) Конаково из всех категорий. Именно Конаковский фаянсовый завод прославил этот город, и даже имя своё город получил в честь бывшего работника фаянсовой фабрики, а позже «профессионального революционера» Порфирия Конакова.
Посуда зик
Мебель Фаворит Конаково. Магазин Исток Конаково. Музыкальные магазины в Канакова. Магазин 100 кубов Конаково. Корчева Конаково магазин. Центр Конаково торговый центр. Торговый центр 3 Конаково. Конаково Новопочтовая улица. Магнит Косметик Конаково.
Проспект Ленина 16 Конаково. Конаково Баскакова 12. Муниципальный музей Конаковский фаянс. Конаково центр. Конаково ТЦ. Дмитрогорский Конаково. Одежда продавца Дмитрогорский продукт. Верный Конаково.
Верный Дмитров. Конаково мир обоев. Хозяйственный магазин в Конаково. Конаково Исток магазин стройматериалы. Стройматериалы Конаково. Фаворит, Конаково, площадь Калинина, 6. Радуга Конаково. Торговый центр Конаково.
Феникс магазин в Конаково. Конаково площадь. Площадь Калинина Конаково. Боровое Конаково. Магазин Данила Строитель Конаково. Конаково магазин Боровое. Радуга Конаково стройматериалы. Конаково Конаковский фаянс.
Конаково онлайн газета. Работа ру газета. Всё Конаково газета. Всё Конаково газета объявление работа. Торговый дом 11 Конаково. Торговый проезд 3 Конаково. Конаково Ермолино магазин. Конаково табачок магазин.
Супермаркет да Конаково. Конаково магазин да часы работы. Магазин да в Конаково график работы. Конаково Прессман статуэтка. Фарфоровые статуэтки зик. Статуэтка девочка зик Конаково. Фаянсовый завод зик. Торговый дом Конаково.
КБ Конаково. Тарелки зик Конаково. Настенные тарелки зик Конаково.
В каталоге его продукции значились: чашки 370 фасонов, 60 разновидностей бокалов, 112 — чайных сервизов, 20 — кофейных, 23 — столовых; чайники — 20 видов, сахарницы — 16, сливочники — 14 типов, маслёнки — 30; огромное число различных фруктовниц, сухарниц, декоративных тарелок, подсвечников; одних пепельниц — 70 видов и т. В конце XIX в. В 1918 году фабрика была национализирована, и вошла в состав Стеклофарфортрест, но выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ею М. Кузнецовым, не прекратился. В 1930 году по просьбам трудящихся поселок Кузнецово был переименован в Конаково.
Далее начался выпуск новых образцов изделий. По рекомендации В. Куйбышева, художник И. Фрих-Хар привез на фабрику группу известных художников и скульпторов, которые начали творческий поиск путей замены старых моделей, и создавать систему новых изделий и рисунков для массового производства. В состав этой группы входили такие известные художники как В. Фаворский, С. Лебедева, М. Холодная, И.
Чайков, И. Слоним, Г. Кепинов, А. Зеленский и Ф. Бесперстова, П. Кожин, И. Большинство художников продолжало работать над скульптурой, но одновременно делали и сервизы, кружки, настенные декоративные тарелки, кувшины и другие изделия хозяйственного обихода. Благодаря их творчеству Конаковский фаянс получил мировое признание на Всемирной Парижской выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 году, где предприятие было удостоено высшей награды Диплома «Гран-При».
На выставке приняли участие 47 стран. Всего советский павильон собрал тогда 270 наград. Великая отечественная война прервала блистательную работу этих мастеров. Художественная лаборатория вновь развернула активную деятельность лишь по окончанию Второй мировой войны, в конце 40-х годов. В это время на Заводе им. Калинина работали Т.
В 1870 году задолжавший завод купил предприниматель и заводчик Матвей Кузнецов, занимавшийся и фарфоровыми делами. В 1889 году завод влился в "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. Кузнецова", после этого на нём стали делать не только фарфор, но также фаянс и майолику.
Выпускали много чего, начиная от сантехники и заканчивая сервизами. Кузнецовский фарфор считался очень качественным. После случившейся Октябрьской революции завод национализировали и назвали — "Государственная фаянсовая фабрика", а в 1923 году присвоили имя Михаила Ивановича Калинина 1875-1946. Название фабрики зазвучало по-новому — "Тверская фарфорофаянсовая фабрика имени М. Калинина в Кузнецове". В 1929 году село Кузнецово переименовали в Конаково в честь участника "Первой русской революции" и бывшего фабричного работника Конакова Порфирия Петровича 1878-1906. После 1937 года фабрику стали называть "Конаковский фаянсовый завод имени М.
Доставка Наша компания организует доставку вашей покупки во все регионы России и заграницу, куда это возможно осуществить посредством Почты России Скидки.
Каталог конаково
Итого 38 предметов. Возможно, не хватает круглого блюда и одинаковой с солонкой перечницы. Тогда было бы 40 предметов. Блюда из сервиза той же росписи. Посуда различной формы и росписи - от послевоенной до 1990-х годов. Сервиз с послевоенным клеймом и росписью начала 1950-х годов. По мне, так рисунок подкачал: эти серо-коричневых колеров цветочки слабо украшают предметы. Но в то время на яркие краски был явный дефицит. В статье про завод "Пролетарий" у меня приведена супница с клеймом 1946-го-1950-го годов в похожей росписи.
У меня был вазончик что побольше ровно той же формы и росписи. Недавно я его продал надеюсь, покупатель был рад покупке. Вазончик формы поменьше в другой росписи у меня до сих пор стоит в продаже. Это клеймо предметов набора с предыдущего фото. Ставилось с 1946-го по начало 1950-х годов. Та же форма и похожая деколь но краски более яркие. Клеймо 1950-х годов. Клеймо предмета с предыдущего фото.
Это прям дулёвские розы-агашки! Форма старая, а вот роспись ручная, трудно сказать какого времени. Опять-таки трудно определить год. А вот здесь на "старой" форме деколь более современная, чем представленная в наборе с предыдущего фото. Возможно, 1980-е или даже 1990-е. Поправьте меня, если ошибаюсь. У меня тоже тарелочки где-то хранятся с таким рисунком. По-мне, так это ужас до боли зубовной имею в виду рисунок; недавно прочёл, что называется он "Яблоневый цвет".
Вот и супница с тем же рисунком! Роспись в крестьянско-гжельском стиле: сделайте мне краситво. Сделали, как смогли. Не могу сказать, что получилось... А вот набор под варенье с ручной росписью. Называет кто как: кто "персик", а мне рисунок скорее напоминает большую вишню. Продал несколько лет назад через интернет-барахолку, решив избавиться от фаянса. Продавал за дёшево, и всё равно получилось долго по времени.
И ещё покупатель у меня спросила, как там с обратной стороны - всё белое или всё коричневое?
Здесь публикуются истории, авторами которых являются САМИ публикаторы, тэг "мое" обязателен Показать полностью Правила сообщества 1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется. История должна быть написана вами.
Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Немного истории. Конаковский фаянсовый завод был основан в 1809 году Ф. Бриннером в селе Кузнецово Тверской губернии ныне — г. Конаково Тверской области. С первых дней существования завод славился своей высококачественной продукцией. Вскоре его выкупил аптекарь А.
Ауэрбах 1796-1846. Фабрика стала получать заказы императорской фамилии. В 1870 году завод был выкуплен предпринимателем и заводчиком Матвеем Кузнецовым, который также занимался фарфоровым производством. Фамилия Кузнецова и название села — случайное совпадение. Оно было названо так еще до появления там фаянсового завода, по имевшимся там кузнечным мастерским. В 1889 году завод вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо фарфора еще фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов.
В 1918 году предприятие было национализировано, но выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ею М. Кузнецовым, не прекратился. Калинина, а в 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково. Калинина был одним из наиболее крупных и широко известных керамических предприятий в нашей стране. Его продукция - разнообразная фаянсовая и майоликовая посуда, скульптура малых форм с успехом демонстрировалась на отечественных и зарубежных выставках, массово использовалась в быту, для украшения квартир и общественных интерьеров.
Кузнецова ». Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо фарфора ещё фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов.
Кузнецовский фарфор стал знаком качества. После революции[ править править код ] После революции завод был национализирован и получил название Государственной фаянсовой фабрики [4]. Калинина [5]. Фабрика стала именоваться «Тверская фарфорофаянсовая фабрика имени М. Калинина в Кузнецове». В 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково в честь участника Первой русской революции и бывшего работника завода Порфирия Петровича Конакова. После 1937 года фабрика называлась «Конаковский фаянсовый завод имени М. До 1929 года на заводе выпускался не только фаянс, но и фарфор.
В 1920-е годы на заводе производились изделия по формам, использовавшимся до революции. В конце 1920-х годов на заводе начали производить предметы из фаянса на советскую агитационную тематику. Одним из первых таких предметов стал курительный прибор в виде красноармейца [4]. В 1930-е годы на фабрике была выпущена серия из трёх декоративных блюд, посвященных перелёту « Москва — Северный полюс — Ванкувер », который в 1937 году совершили лётчики Георгий Байдуков , Александр Беляков и Валерий Чкалов. Автором эскиза стал художник М. Овчинников, рисунок наносился аэрографом по трафарету. Большую роль в становлении агитационного стиля в фаянса стал художник и скульптор Исидор Фрих-Хар.
Конаковский фаянсовый завод (ЗиК)
Однако после смерти Ауэрбаха, второго владельца фабрики, его наследники оказались не в состоянии грамотно вести дела и пустили на ветер отцовские капиталы, неудачно вложившись в модернизацию производства. Годы спустя сидевшее в долгах предприятие выкупил знаменитый промышленник Матвей Кузнецов, прозванный «королем русского фарфора». В итоге старинный завод вошел в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. Кузнецова», объединявшее чуть ли не десяток предприятий, разбросанных по европейской части Российской империи. Его продукцию высоко оценили на международных выставках незадолго до Первой Мировой войны. Однако на этом золотая эпоха подошла к концу. Февральская революция, Октябрьский переворот и кровавая Гражданская война очень тяжело отразились на коммерческих делах. Жесточайший финансовый кризис сделал невозможными выплаты работникам, денег не хватало даже на топливо для обжиговых печей. Неразбериха в железнодорожном сообщении приводила к затовариванию складов и дефициту сырья.
В 2015 году коллекцию пополнил колокольчик, расписанный конаковским художником Ниной Андреевной Ляпневой Такерама. Колокольчик и ваза. Роспись Н. Ляпневой Колокольчики. Ладья-2018 На зимней Ладье-2018 предприятие «Конаковский фаянс» проводило мастер-класс по росписи колокольчиков, в котором я участвовала. Производственно-туристический центр «Конаковский фаянс» За обожженным колокольчиком мы отправились в Конаково в производственно-туристический центр «Конаковский фаянс». Здесь можно посетить производственный цех, выставочный зал, кафе, прослушать экскурсию, поучаствовать в мастер-классе, приобрести керамические изделия. Предприятие возрождает авторскую керамику, скульптуру. На вопрос, есть ли традиционная роспись или символ конаковского фаянса, экскурсовод ответил, что нет. Особенностью является белый черепок. Возвращаясь на железнодорожный вокзал из туристического центра, из окна такси мы увидели часть здания заброшенного завода. История города Конаково неотделима от фаянсового производства, основанного в 1809 году. Первоначально фабрика располагалась в селе Домкино Корчевского уезда Тверской губернии и принадлежала Ф. Бриннеру, в 1810-м была выкуплена А. В 1829-м фабрика была переведена в село Кузнецово. В 1870 году предприятие перешло в собственность М. Кузнецова, который модернизировал производство, оснастив его новым оборудованием. В 1889 году фабрика вошла в состав Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. Фамилия Кузнецова и название села — случайное совпадение. В 1918-м фабрика была национализирована. В 1929 году Кузнецово переименовано в Конаково в честь революционера П. В фрагменте из фильма «Груня Корнакова» 1936 г. События в фильме происходят в дореволюционной России, а съемка — на заводе в Конаково. Музей в Конаковской межпоселенческой центральной библиотеке В Конаковской межпоселенческой центральной библиотеке работает музей, в котором представлены изделия кузнецовского периода, работы советских мастеров, современный авторский фаянс из коллекции Ольги Юрьевны Ярцевой. Экспонаты с колокольчиками: Е. Скульптура-сувенир «Царь-колокол». Конаковский фаянс в Тверской картинной галерее Самое большое собрание изделий из Конакова около 7000 экспонатов! Правда, в постоянной экспозиции представлена только часть. Вот некоторые из них октябрь, 2019 : Исидор Григорьевич Фрих-Хар 1893-1978. Декоративная скульптура «Носильщик тарелок».
Только благодаря этому она и просуществовала так долго. То, что выбор сделан правильно и «Товарищество М. Кузнецова» крепко стоит на ногах, подтвердилось во время революции 1905 года. Рабочие на рижской фабрике попытались бастовать, но зачинщики тут же были арестованы. Дело из-за отсутствия опытных мастеров могло понести серьезный урон. И тогда жена Кузнецова-младшего, управлявшего фабрикой, отправилась к местному губернатору и добилась освобождения мастеров. После этого, как истинный член кузнецовской семьи, она собрала матерей и жен освобожденных рабочих и предупредила, что в следующий раз выручать их кормильцев из тюрьмы не будет. Впредь никаких революционных выступлений на фабрике не происходило. Кстати, именно тогда произошло единственное историческое пересечение между кланом Кузнецовых и одним из рабочих рижской фаянсовой фабрики, имя которого впоследствии стал носить и завод, и город. Порфирий Петрович Конаков родился в селе Кузнецово и начал трудовую деятельность на фаянсовой фабрике. За вольнодумство его принудили уволиться помните принцип, работавший на кузнецовских фабриках? Перед Пасхой всех рассчитывали и смутьянов не брали назад. Конаков переехал в Ригу и устроился на фаянсовую фабрику. Именно там он приобщился к революционному движению и стал профессиональным революционером. Считается, что он был и среди тех мастеров, за которых хлопотала невестка Матвея Кузнецова. Спустя еще год, в 1906 году, Порфирий Конаков оказался одним из руководителей восстания моряков в Кронштадте. Здесь уже никакого заступничества не случилось, Конакова судил военно-полевой трибунал и приговорил к смертной казни. Его расстреляли 7 августа 1906 года. А спустя еще четверть века, уже в советское время, Конакова снова вспомнили земляки. И было это так. В 1929 году объявили конкурс на новое название для села Кузнецово. Считалось, что село не должно ассоциироваться с личностью фабриканта Матвея Кузнецова, «короля русского фарфора», буржуя и эксплуататора. Как мы уже знаем, на самом деле село называлось Кузнецово задолго до появления Матвея Кузнецова, однако маховик революционных переименований уже был запущен. В результате конкурса было выбрано предложение работницы фабрики Марии Илютиной назвать поселок в честь революционера Конакова, которого к тому времени в родном селе почти никто не помнил. Еще позже Конаковский район вошел в состав Калининской ныне Тверской области, созданной в 1935 году. Памятник Порфирию Конакову с 1983 года находится на Привокзальной площади города. Все, кто приезжает в Конаково электричкой, выходя из здания вокзала, первым делом видят этот памятник и спрашивают — а кто это такой, этот Конаков? Но сегодня, к сожалению, ответить на этот вопрос в самом Конаково могут немногие. Вот такая историческая несправедливость: Конаково носит имя человека, который кроме своих революционных «подвигов» сегодня его назвали бы «представителем несистемной оппозиции» , причем совершённых далеко от родного города, в Риге и Кронштадте, ничем не прославился. В то же время имя Матвея Кузнецова практически никак не увековечено в городской топонимике. Сегодня в Конаково часто звучат предложения переименовать город, назвав его, например, Новая Корчева — в честь затопленного центра уезда, на территории которого стояло село Кузнецово. Хотя куда справедливее было бы назвать Конаково обратно Кузнецовым — в честь Матвея Сидоровича Кузнецова. Вот только немногое из того, что появилось в Кузнецово-Конаково благодаря этому человеку. Как уже говорилось, Кузнецов активно занимался реконструкцией фабрики, расширением производства и увеличением ассортимента. При нем на фабрике были построены новые корпуса в стиле «промышленного модерна» — эти здания вернее, их развалины можно увидеть и сегодня. Строил их известный московский архитектор Николай Погураев — как считается, по эскизам, созданным лично Матвеем Кузнецовым. Новые условия производства, появление более производительных машин и более тонких технологических операций повысили требования к уровню грамотности и квалификации рабочих. Обучение продолжалось 4 года и было бесплатным; число учащихся доходило до 190 человек. В основном это были дети служащих и рабочих фабрики, а при наличии свободных мест принимались и крестьянские дети окрестных деревень. Старообрядческий храм в Конаково. Начало XX века Уделяли внимание и решению жилищного вопроса. Рабочие жили в 13 восьми- и шестнадцатиквартирных фабричных флигелях и в 105 собственных домах. Помимо школы, в с. Кузнецово имелись больница, в которой работали врач, два фельдшера и санитарка, почтовая контора со сберегательной кассой, молочная лавка и харчевня. При училище была открыта библиотека, в которой по вечерам велись занятия с подростками 14-15 лет, работавшими на фабрике. Чтобы фабричные рабочие занимались земледелием, Кузнецов выделял под постройку земельные наделы. Чуть позже, когда село стало разрастаться, здесь начали строить многоквартирные дома, так называемые «грунты». Некоторые из них сохранились до наших дней. Кузнецов добился постройки в селе двух церквей — деревянной для православных и каменной для старообрядцев напомним, что сам Матвей Кузнецов был из старообрядческой семьи , разрушенной в 1930-е годы. В Кузнецове стала развиваться культурная жизнь. Руководил им в то далекое время главный бухгалтер фабрики Николай Иванович Тулупов. Представления кружком давались 1-2 раза в месяц. Перед спектаклем, в антрактах и после окончания в фойе устраивались танцы под духовой оркестр, который для этого специально приглашали из Корчевы. Кладка стен здания выполнена из безобжигового кирпича — его изготовляли из оставшейся при сооружении корпусов фабричных сооружений бетонной меси. Бывшее здание электротеатра. Фото из блога Михаила Архипова Благодаря всем этим новшествам к 1913 году Кузнецово, заштатное село в мало кому известном Корчевском уезде который, например, писатель Салтыков-Щедрин считал символом провинциальной скуки и захолустья вошел в сотню крупнейших промышленных центров России. Жизнью и условиями работы фабричных рабочих в селе Кузнецово интересовались специалисты Парижа, Берлина, Лондона. Он не дожил буквально двух лет до настоящего триумфа фабрики, когда численность ее рабочих достигала 2 тысяч, а выпуск фарфоровой, фаянсовой посуды и майолики превысил планку в 7 миллионов изделий. Кто мог знать, что спустя всего четыре года, в 1917 году, все это великолепие, сложнейший бизнес, создававшийся четырьмя поколениями семьи Кузнецовых, рухнет? Первомайский митинг 1917 года в с. Кузнецово После прихода к власти большевиков все частные, коммерческие и акционерные общества были упразднены. Перестало существовать и «Товарищество М. Его старшего сына, директора фабрики в Дулёво, вызвали в рабочий комитет. Кучер Куприян Архаров запряг лошадей и отвез хозяина на станцию Дрезна, откуда они поездом отбыли в Москву. Больше С. Кузнецова на заводе не видели. В конце 1917 года в Дулево приехал его сын Борис, но его никто за хозяина не признал. Походил он по заводу и убрался восвояси». Кузнецовы потеряли все свои заводы в России и на Украине. Купеческий род, сколотивший своё состояние на разорении конкурентов вспомним преподавателя Рудакова , сам оказался разорённым. В собственности осталась только рижская фабрика в ставшей независимой Латвии. Но в 1940 году советская власть пришла и в Прибалтику. К тому времени один из сыновей Матвея Сидоровича, Георгий, был сослан на Колыму и сгинул там без вести. Остальные Кузнецовы после прихода советской власти в Ригу остались трудиться на собственной фабрике рядовыми служащими. Поэтому во время немецкой оккупации они не стали ждать третьего пришествия советской власти и уехали на Запад. Дальнейшая их судьба неизвестна. Запаса прочности, заложенного Матвеем Кузнецовым, хватило не на один десяток лет, и к обновлению и расширению производства приступили только в 1930-е годы. А произведения выращенных при Кузнецове художников еще много лет приносили советским фарфоровым заводам медали и призы на международных выставках. Так что история кузнецовского фарфора и фаянса продолжалась уже без самих Кузнецовых. Первым ее директором стал Н. Тулупов — тот самый бухгалтер, который создал на фабрике первый театральный кружок. В том году на заводе работало 1297 человек, выпускалась хозяйственная посуда, кроме того — изоляторы, предметы ухода за ранеными. Разруха, которая охватила страну после гражданской войны, не миновала и Кузнецовскую фабрику: объемов выпуска 1913 года она достигнет только в 1928 году. Клейма Завода им. Калинина за разные годы 8 сентября 1923 г. В ассортименте снова появились знаменитые еще до революции кузнецовские майоликовые изделия: масленки с орехами и грибами на крышке, сухарница с салфеткой, кружка «Напейся — не облейся», пепельница «кленовый лист» и другие. Только в самом конце 1950-х новая продукция завода окончательно вытеснила эти предметы. С тех пор продукция завода постепенно теряет в своём качестве, а вместе с этим и сдаёт свои позиции не только на мировых рынках, но и внутри страны. Конкурентов у предприятия нет, ассортимент и количество товара определяются планом, а его художественные свойства определяются вкусом неприхотливых жителей рабочего посёлка Конаково.
В 1950-х годах на Конаковском заводе были обновлены многие формы массового ассортимента. Как известно, форма — это основа произведения, декор же должен подчеркнуть ее достоинства, поддержать, выявить структуру объемов. Овальное блюдо Очень редко плохую форму может «вытянуть», скрасить хорошая живопись. Поэтому такое важное значение для всего облика конаковской продукции имело создание новых форм столовых и кофейных сервизов, приборов для воды, молока, фруктов, штучных изделий. Авторами форм были художники-скульпторы: В. Филянская, Н. Литвиненко, М. Левина, Г. В те времена художники Конаковского завода создавали уникальные произведения, в которых более всего отразилась тенденция времени: стремление к парадности, перегруженности, соединение портретных изображений с цветочным орнаментальным декором. Тарелка с цветами калины Такова была ваза «Миру мир», над которой работала целая группа художников И. Гончаренко, В. Филянская, Д. Клювгант, Р. Алешина и другие , блюдо с гербами союзных республик Д. Клювгант , парадные вазы с портретами государственных деятелей роспись Р. Во второй половине 1950-х годов художники Конаковской фабрики создают двух-фигурные композиции, построенные на контрасте,— «Собачка и еж», «Лев Чандр и собака Тобик», «Слон со слоненком». Сопоставляя большое и маленькое, массивное и легкое, они стремятся не отойти от натуры. В результате форма часто дробится, измельчается, появляются натуралистические подробности.
Фарфор, ЗиК Конаково — Посуда
КОНАКО́ВСКИЙ ФАЯ́НСОВЫЙ ЗАВО́Д | Конаковский фаянсовый завод (ЗиК Конаково). |
Конаковский фаянсовый завод им. Калинина. | Именно в это время на всю посуду, произведенную в Конаково, ставится клеймо ЗиК, выполненное в виде елочки. |
Конаковский фаянс: клейма по годам ЗиК Конаково, история Конаковского фаянсового завода | Конаковский фаянсовый завод, расположенный в городе Конаково в Тверской области России, имеет богатую историю, которая насчитывает более ста лет. |
Конаково фаянс ЗиК часть сервиза 1957 год и посуда ручная роспись.
На фото набор столовой посуды СССР с узорами в виде цветочков Конаковский фаянсовый завод (ЗИК, Конаково). Авторская статуэтка в "Кошка" 1961г.(без реставраций)-ЗиК Конаково. Источник ЗИК фаянс Конаково — конаковский фаянсовый завод — фото клейм, каталог статуэток, марки и подписи скульпторов и художников. Общим для всего народа трудовым подъёмом был охвачен и коллектив Конаковского завода, ремонтируются цеха и оборудование, возвращаются с фронта рабочие и специалисты, которые сразу включаются в заводскую жизнь. Зик Конаково сервизы наборы посуды каталог предложения.
ТАРЕЛКИ ФАБРИКИ ЗИК Конаково. ПОСУДА С БЛОШИНОГО РЫНКА.
Выпускались большими тиражами. После Октября 1917 года новая, но пока еще не окрепшая власть сразу поняла: в деле пропаганды коммунистических идеалов необходимо задействовать абсолютно все средства. Таковых в ту пору было не так уж много: радио, живопись, плакат, поэзия. Диапазон источников насаждения новой идеологии следовало срочно расширять, а потому в том же 1917 году агитационная функция была возложена и на фарфор.
Точнее, на более дешевые фаянс и керамику. Этот податливый материал позволял убить одновременно нескольких зайцев: и правильные идеи наглядно и доступно в массы внедрить, и украсить нехитрое жилье советских граждан приятным бонусом вытеснив собой многочисленные образчики «бездуховного» буржуазного искусства из прошлой жизни. Считается, что в Советской России идею наделить фарфор пропагандистской функцией впервые озвучил новоиспеченный наркомпрос Анатолий Луначарский.
Однако здесь большевики не изобретали ничего нового: еще в пору Великой французской революции на мануфактурах в Невере и Марселе создавался так называемый «патриотический фаянс» — дешевые предметы быта для ежедневного использования с изображением революционной символики или даже целых исторический сюжетов. Чего, например, стоит уникальная французская агитационная тарелка «Арест короля в Варенне 22 июня 1791 года». Сразу вспоминается неудачный побег Людовика XVI и его семьи.
Вот и в Советской России спустя 130 лет появились столовые сервизы, украшенные яркими плакатными элементами и супрематистскими орнаментами, графическими индустриальными образами и большевистскими лозунгами, сюжетами с коммунистическими символами в пролетарском стиле.
Лебедева, В. Фаворский, И. Ефимов, В. Филянская, М. Холодная, Е. Гуревич, Г. Их произведения, различные по своим стилевым особенностям, содействовали в целом подъему художественной стороны производства. В 1950—60-х гг.
Васильев, О. Белова, Г. Вебер, О. Гагнидзе, Г.
Сегодня надежды на восстановление завода уже призрачны. Цеха разрушены, в них работают «старатели», которые свинчивают всё, что может «пригодиться в хозяйстве». Нет даже окон. Не заделаны проломы в стенах, через которые выносилось оборудование. На месте поточных линий «Тюрингия», гордости завода, сегодня пустота. Исчезли все конвейеры.
В цехе обжига - тьма, мусор, полное отсутствие оборудования. Кое-где умудрились выковырять даже рельсы для вагонеток. Красный уголок с уникальной художественной росписью стен разгромлен. Известный конаковский журналист Максим Малахов, который начинал работать на Конаковском фаянсовом заводе после армии, опубликовал в местной газете «Заря» свои впечатления от посещения родного предприятия в день его 200-летия. Читать репортаж страшно, ещё страшнее смотреть на фотографии. Удивляет позиция тогдашнего руководства района в лице бывшего главы Михаила Поповича, как минимум, равнодушно смотревшего на гибель знаменитого на всю страну предприятия, гордости Тверской области. Сегодня вопрос спасения завода уже находится за рамками компетенции администрации Конаковского района. Его надо решать на уровне губернатора. Мы приглашаем к разговору всех заинтересованных лиц. Спасение конаковского фаянса - дело всей области.
Мария Орлова.
То же остаточное содержание влаги приводит к тому, что такие изделия в большей степени, нежели фарфоровые подвержены грибковым заболеваниям особенно, если хранятся в неотапливаемых помещениях или на балконе, где температура может проходить через "ноль". С другой стороны, фаянс - материал намного дешевле фарфора хотя бы потому, что при изготовлении не требуется столько топлива , и это - самый большой плюс и объяснение бешеной популярности такой посуды в СССР сразу же после Войны 1941-1945. Я бы назвал этот сервиз торжественным. Сложной формы окаём тарелок, блюд и крышек "трёхмерных" предметов, плюс рельеф и роспись позолотой. Всем хорош, но посуда толстостенная, тяжёлая потому что фаянс , гостей таковой не удивишь. В своё время я продал такое же овальное блюдо, как на снимке, а вот круглое, диаметром более 30 см.
Есть и соусник такой же, но с потёртостью позолоты и нитевой трещиной. Даже не выставляю на продажу, - понимаю, что продать его в таком состоянии у меня шансов нет, а выбросить жалко. Фото взято из свободного доступа в интернете. Листайте галерею вправо. Те же предметы, что и на предыдущем снимке с другого ракурса с клеймами. Из подобного набора у меня сохранился салатник в превосходно состоянии. А вот на нескольких тарелках позолота потёрлась, что придало предметам неопрятный вид. Опять-таки, продать шансов нет.
Разве что отдать кому? А в целом - ностальгия, конечно... И "королева стола" - супница! Сервиз практически в той же росписи, но более простой формы. Края тарелок и блюд ровные, идущие по кругу. Клеймо супницы с предыдущего фото. Клеймо 1962-го-1974-го годов. Полем, полем, полем...
Белым-белым полем дым... А вот роспись, которую так и хочется назвать "морской" из-за наличия позолоты и синей ленты... Ещё одна посуда с клеймом 1952-го-1959-го годов. Супница Подобная роспись мне более импонирует. Итого 38 предметов. Возможно, не хватает круглого блюда и одинаковой с солонкой перечницы. Тогда было бы 40 предметов. Блюда из сервиза той же росписи.
Посуда различной формы и росписи - от послевоенной до 1990-х годов. Сервиз с послевоенным клеймом и росписью начала 1950-х годов. По мне, так рисунок подкачал: эти серо-коричневых колеров цветочки слабо украшают предметы. Но в то время на яркие краски был явный дефицит.