Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон о регулировании оборота цифровых финансовых активов (ЦФА), к которым относится и криптовалюта.
Госдума может разрешить применение цифровых активов в международных расчетах
Деньги за виртуальные товары: почему Госдума отклонила законопроект о цифровых активах | Согласно ему федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняется определением майнинга и майнинг-пула. |
Что такое цифровые финансовые активы | Закон «О цифровых финансовых активах» направлен на регулирование токенов. |
Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении
Обзор законопроекта о цифровых финансовых активах от юристов и экспертов рынка. Как избежать штрафов. Как этот закон затрагивает трейдеров и владельцев криптовалют. Анализ законопроектов о регулировании рынка криптовалют в России. В среду, 22 июля, Государственная дума приняла закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте. В среду, 22 июля, Государственная дума приняла закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте. Законом разрешены выпуск и обращение цифровых финансовых активов и гибридных цифровых прав на специальных платформах регулируемых операторов информационных систем (ОИС). Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 11.03.2024) "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Определен статус криптовалюты и правила ее обращения
- Цифровые финансовые активы: что это и как с ними работать
- Что такое цифровые финансовые активы
- Минфин опередил ЦБ в дискуссии о торговле цифровыми активами
- Госдума одобрила в I чтении запрет использования цифровых активов как средства платежа
- Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте
Деньги за виртуальные товары: почему Госдума отклонила законопроект о цифровых активах
Закон о категоризации инвесторов-физлиц сегодня прошел третье чтение в Госдуме. Несмотря на более раннюю информацию о том, что закон о ЦФА не будет регулировать цифровые валюты , он содержит определение цифровой валюты, а статья 14 описывает оборот цифровых валют. Фактически, она запрещает принимать их в качестве средства оплаты за товары и услуги. В этой статье указано, что юридические лица и физлица-резиденты РФ «не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, оказываемые ими им работы услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг ». Пункт 7 статьи 14 запрещает «распространение информации о предложении и или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказываемые работы услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг ». Что может быть еще более важно, в соответствие со статьями 17 и 21 законопроекта, цифровые валюты в России получат законный статус в качестве имущества. Пока нет четкого понимания, будет ли этот закон применяться на практике к регулированию публичных блокчейнов и криптовалют.
Его просто не существует. Из этого следует, что на данный момент неизвестно, на кого в принципе будет распространяться ограничение о максимальном количестве приобретенных токенов и на каком пороге данный лимит вообще будет обозначен. Статус эмитента токенов в России на данный момент получить фактически невозможно, если следовать содержанию законопроекта. Для создания и выпуска собственных токенов необходимо будет собрать весьма обширный набор документов, окончательный состав которого все еще неизвестен. Помимо этого эмитент обязан будет подписать уникальный договор с каждым пользователем, который пожелает приобрести токены. Таким образом, бумажный договор, который позволяет участвовать в ICO уже не кажется такой серьезной сложностью в сравнении с получением статуса эмитента. В документе данный момент никак не прописан, да и чисто технически таким вложениям помешать просто нельзя. Платформ для официального обмена криптовалют в России не существует. Четких и ясных требований к ним также нет. Согласно закону, открыв счет у оператора обмена, пользователь может получить только счет и цифровой кошелек для криптовалюты. При этом приватного ключа ему не вручают, а это ставит под сомнение вообще весь процесс осуществления операций с помощью цифровых активов. Нет прописанного способа для идентификации домашних майнеров, а также нет упоминания о том, как заставить промышленных майнеров платить налоги. Первая версия закона «О цифровых финансовых активах» определяет криптовалюту как имущество в цифровой форме. Оно, в свою очередь, не представляет собой законное платежное средство. Итог: криптовалютой нельзя будет расплатиться. Закон не учитывает, что далеко не все цифровые валюты представляют собой именно криптовалюты. Например, тот же Ripple обладает характеристиками криптовалюты и централизованной регулируемой системы. Данные моменты никак не обозначены в законе. Вторая редакция: теперь без криптовалют Логично, что за такой критикой последовала доработка законопроекта. Однако, несмотря на ожидание учета всех замечаний и правок, вторая редакция законопроекта «О цифровых финансовых активах» снова удивила экспертов криптоиндустрии. Главным отличием второй редакции стало отсутствие понятия «криптовалюта» в принципе. Зато очень много внимание было уделено токенам. Теперь они были определены как единицы учета, которые представляют собой криптовалюту и, в тоже время, являются заменой ценных бумаг в цифровой экономике, обеспечивая удостоверение определенного актива. Таким образом, токены стали подтверждать права на имущество и участите в капитале компании, к которой они принадлежат, или же выполняют лишь технические функции при приобретении и манипуляциях с цифровыми активами. Майнинг во второй редакции законопроекта рассматривается как способ для привлечения капитала.
Позиция собеседника «Московской газеты» в том, что рынок надо сначала развивать, а уже «по ходу процесса его регулировать». Директор по маркетингу Intelinvest. Сейчас законодательно покупка NFT не регулируется и не обеспечивает покупателей такими базовыми правами интеллектуальной собственности, как, например, запрет на использование произведения третьим лицам. Урегулирование отрасли позволит перейти к следующему этапу развития, который сопровождается ростом институциональных инвесторов, создание ими ETF и других инвестиционных продуктов для розничных инвесторов, что приведет к активному использованию криптовалюты при трансграничных расчётах и росту капитализации всего криптовалютного рынка», — отметил Станислав Самсонов. Справка «Московской газеты» NFT Non Fungible Token — цифровой сертификат, подтверждающий право владельца на уникальный и невзаимозаменяемый контент. Это уникальный токен — вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален специфичен и не может быть обменен или замещён другим аналогичным токеном, хотя обычно токены взаимозаменяемы по своей природе», — объясняет cnews. Ранее эксперты рассказали о преимуществах перехода на цифровые финансовые активы. Автор: Виталий Папилкин.
В частности, устанавливается, что относится к доходам и расходам по таким операциям. В НК РФ включена новая норма — статья 214. Также законом определены налоговые агенты при получении физическими лицами доходов по операциям с ЦФА и или цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП, которые вправе признать себя таковыми в течение 2022 года, а с 1 января 2023 года являются налоговыми агентами вне зависимости от такого признания. По общему правилу, налоговая база по операциям с ЦФА и или цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП, определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами в порядке, установленном статьей 282.
Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении
Позиция собеседника «Московской газеты» в том, что рынок надо сначала развивать, а уже «по ходу процесса его регулировать». Директор по маркетингу Intelinvest. Сейчас законодательно покупка NFT не регулируется и не обеспечивает покупателей такими базовыми правами интеллектуальной собственности, как, например, запрет на использование произведения третьим лицам. Урегулирование отрасли позволит перейти к следующему этапу развития, который сопровождается ростом институциональных инвесторов, создание ими ETF и других инвестиционных продуктов для розничных инвесторов, что приведет к активному использованию криптовалюты при трансграничных расчётах и росту капитализации всего криптовалютного рынка», — отметил Станислав Самсонов. Справка «Московской газеты» NFT Non Fungible Token — цифровой сертификат, подтверждающий право владельца на уникальный и невзаимозаменяемый контент. Это уникальный токен — вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален специфичен и не может быть обменен или замещён другим аналогичным токеном, хотя обычно токены взаимозаменяемы по своей природе», — объясняет cnews. Ранее эксперты рассказали о преимуществах перехода на цифровые финансовые активы. Автор: Виталий Папилкин.
В рамках этой системы могут выпускаться обеспеченные активы, так называемые стэйблкоины», — пояснил депутат. При этом в законе определяется, что такое цифровая валюта. По сути, это криптовалюта, сказал глава Комитета по финрынку. В законе закрепляют, что криптовалюта — это совокупность электронных данных, цифрового кода или обозначения.
Проще говоря, если такое желание есть, то вовсе нет необходимости заниматься криптоинвестициями в России», — подытоживает Воронков. Так, руководитель блокчейн-интегратора Sputnik DLT Артем Толкачев рассказал РБК, что, по его мнению, под цифровыми операционными знаками регулятор подразумевает криптовалюты: «Под этим понятием, скорее всего, подразумевается криптовалюта… исходя из текущей формулировки законопроекта, операционные цифровые знаки создаются и обращаются исключительно внутри информационной системы, в которой они были созданы, и по правилам такой системы. Это противоречит основному принципу всех популярных криптовалют, а именно свободы их передачи и обращения — на рынке существует огромное количество различных провайдеров кошельков, криптовалютных бирж и иных решений, которые позволяют оборот криптовалюты вне информационной системы, в которой она была создана», — объясняет Толкачев. Относительно запрета обращения выпущенных за пределами России высказались и представители АНО «Цифровая экономика», которые, по данным «РБК-крипто» весь 2018 год собирали мнения представителей криптобизнеса относительного нового закона. Предусмотренный законопроектом набор требований к идентификации участников цифровых сделок выглядит неоправданным усложнением, которое станет существенным препятствием для привлечения в Россию иностранных цифровых инвестиций», — рассказали в пресс-службе некоммерческой организации. Учитывая базовую позицию ЦБ РФ в отношении цифровых активов, это приведет к невозможности использования данного инструмента на неопределенный период», — высказались представители РАКИБ. Вопросы возникли по новым поправкам и у депутатов, особенно по поводу исключения понятия майнинга. Это просто проведение вычислений, как расчеты в Matlab или рендеры в 3D Max. Майнеры в любом случае заплатят налоги при покупке оборудования, а также при попытке выйти в фиатные деньги или купить что-либо за намайненные монеты», — говорит Зампред экспертного совета при Госдуме РФ по цифровой экономике и блокчейн Юрий Гугнин.
Документ разрешает валютные операции, связанные с приобретением и отчуждением цифровых прав, являющихся валютными ценностями, при условии осуществления расчетов в валюте РФ, а также операции, связанные с исполнением своих обязательств лицом, обязанным по цифровым правам, являющимся валютными ценностями, при условии исполнения таких обязательств в валюте РФ. Кроме того, документ исключает сведения о бенефициарном владельце в решении о выпуске цифровых финансовых активов. Банк России получит право запросить у лица, выпустившего цифровые финансовые активы, или у оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы. Лицо, выпустившее ЦФА, и оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, обязаны будут по запросу Банка России представлять сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы.
В России легализуют токены и цифровую валюту. Что важно знать
В России вводится налог на цифровую валюту. Госдума проголосовала | Речь идет об изменениях в статье 14 закона 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». |
Госдума запрещает применять цифровые активы как средство платежа - новости Право.ру | 2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества. |
СФ одобрил закон о цифровых финансовых активах в международных расчетах | Важно, что закон достаточно четко разграничивает понятия криптовалюты и цифровых финансовых активов. |
Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте / Хабр | Согласно законопроекту, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками и уплаченные ими в бюджет при получении оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные. |
В России могут начать использовать цифровые активы в международных расчетах - 04.12.2023, ПРАЙМ | Президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий использование цифровых финансовых активов (ЦФА) в международных расчетах. |
Что нужно знать о новом законе “О цифровых финансовых активах”
Последние поправки к нашумевшему закону «О цифровых финансовых активах» внесли еще больше разногласий в российское криптосообщество. Во втором чтении законопроекта «О цифровых финансовых активах» были предложены поправки, согласно которым, пользователям из РФ придется проходить идентификацию для работы с криптовалютой. 22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Активнее заниматься «внедрением цифровых активов» министру финансов Антону Силуанову и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной полгода назад поручил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Цифровые финансовые активы: что это и как с ними работать
Закон о цифровых финансовых активах должен вступить в силу с 1 января 2021 года. «Недавно принятый закон «О цифровых финансовых активах» и еще находящийся на рассмотрении законопроект «О цифровой валюте» позволят российским компаниям выпускать стейблкоины и обменивать их на другие активы. Повторимся, что федеральный закон о цифровых финансовых активах прямо запрещает следующие действия с ЦВ. Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон о регулировании оборота цифровых финансовых активов (ЦФА), к которым относится и криптовалюта. Разбор закона о финансовых цифровых активах, который действует с 1 января 2021 года, основные понятия, правила, проблемы.
Защита документов
На законодательном уровне теперь это база данных, которая управляется узлами и работающая на сложных алгоритмах. В свою очередь, узлы — это участники сети, которые поддерживают работу распределенного реестра и подтверждают достоверность данных. Важно отметить, Закон о цифровых финансовых активах не распространяется на зарубежные блокчейны и выпущенные на них токены. Все остальное в Законе — скучный список обязательств эмитентов цифровых валют, которые должны быть зарегистрированы в Центробанке России. Также в Законе очень много нюансов, которые особо не будут интересны массовому потребителю. Тем н менее, ниже перечислены главные нюансы в Законе о цифровых финансовых активах: Запрещено распространение информации об использовании криптовалют в качестве средства платежа товаров и услуг Простыми словами, цифровой актив — это ценная бумага, выпущенная в распределенном реестре.
Где купить эти цифровые активы? Приобрести ЦФА можно будет в кредитных организациях, а также у других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но тут есть правило: они должны быть выпущены в рамках российского законодательства.
Купить иностранные токены можно будет на зарубежных площадках, но придётся задекларировать как имущество. Владеть выпущенной за рубежом криптовалютой будет запрещено только чиновникам. Любое юрлицо или ИП может выпустить свои токены? Сделать это смогут только операторы блокчейн-платформ, зарегистрированные ЦБ. Оператором сможет стать зарегистрированное в России юрлицо или ИП, а размер его уставного капитала должен составлять не менее 50 млн рублей в день подачи ходатайства. Зачем это всё нужно? Для помощи бизнесу, например. По мнению члена координационного совета РСПП Ольги Войтович, токенизация и позволит создать инфраструктуру для цифровых продуктов, следовательно, компании смогут предложить рынку новые продукты, включая токены, обеспеченные реальными активами.
Эффективность договоров купли-продажи увеличится, а транзакционные издержки снизятся. Также это создаст больше возможностей для вкладов и станет решением для небольших инвесторов, которые смогут покупать токены по частям, а не целиком, если у них нет на это средств. Среди преимуществ эксперт отметила повышение ликвидности активов и лёгкость доступа к ним инвесторов, а также снижение издержек и увеличение вовлеченности населения в экономическую деятельность. Александр Зайцев Основатель приложения для управления инвестициями Raison. Однако позитив закона в том, что Россия перешла к стадии нормализации рынка криптоактивов, появилось регулируемое законодательное пространство. Частным инвесторам закон полезен тем, что уменьшится количество блокировок банковских счетов при работе с криптовалютами. Держатели крипты будут в целом более защищены.
Предусматривается, что правоотношения, возникающие при выпуске, учёте и обращении ЦФА, в том числе с участием иностранных лиц, будут регулироваться российским правом. В законе определяются права и обязанности обладателей цифровых финансовых активов, операторов информационных систем, операторов обмена цифровыми активами. На него также возлагается надзор за их деятельностью. Планируется, что документ вступит в силу с 1 января 2021 года, за исключением некоторых положений.
Напомним, что к утилитарным цифровым правам относятся обращающиеся на специальной платформе права требовать: передачи вещей, кроме подлежащих госрегистрации; передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав их использования; выполнения работ и или оказания услуг.
В России легализуют токены и цифровую валюту. Что важно знать
Оператор информационной системы обязан восстанавливать доступ к ЦФА по требованию обладателя ЦФА, утратившего доступ например, потерявшего код , а также предоставлять информацию о ЦФА по требованию уполномоченных органов и вносить записи о передаче ЦФА на основании свидетельств о праве на наследство, судебных решений, постановлений судебных приставов и других подобных документов. Сделки с ЦФА должны совершаться через оператора обмена ЦФА, которым может быть сам оператор информационной системы или отдельное юридическое лицо. Полномочия Банка России. Банк России будет вести реестр операторов информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, реестр операторов обмена ЦФА и надзирать за их деятельностью. Кроме того, Банк России может ограничивать или запрещать приобретение определенных категорий ЦФА физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами. ЦФА на акции. ЦФА на акции, в зависимости от того, что указано в решении о выпуске таких ЦФА, могут: удостоверять право требовать передачи акций; удостоверять возможность осуществлять права по акциям; сами являться акциями далее — «цифровые акции». Решение о выпуске ЦФА на акции должно быть адресовано определенному кругу лиц аналог закрытой подписки.
Госдума приняла в третьем чтении закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте. Документ инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Госдума приняла законопроект в первом чтении 22 мая 2018 году, с тех пор он был существенно переработан. В принятой редакции закона дается определение цифровой валюты. Так, цифровой валютой признается совокупность электронных данных, которые могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации или иностранного государства, а также в качестве инвестиции. При этом цифровая валюта не может быть использована для оплаты каких-либо товаров и услуг.
Госдума России приняла законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов Налоговую базу при продаже цифровых активов определят как разницу между ценой реализации актива с учетом суммы налога и ценой приобретения актива с учетом налога. При определении налоговой базы по операциям с цифровыми активами учтут доходы и расходы по всем операциям с ними за отчетный период. Известно также, что налоговая база по операциям с цифровыми активами будет определяться у организаций совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами и отдельно от общей налоговой базы. В тексте законопроекта отмечается, что эмитент ЦФА или оператор информационной системы должен предоставлять регулятору не позднее 1 февраля 2023 г. Ко второму чтению комитет по бюджету предложил конкретизировать виды услуг операторов информационных систем, которых освободят от НДС , и определить механизм исчисления НДС при выпуске, исполнении и реализации цифровых прав иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах России. Закон о цифровых активах Напомним, федеральный закон о цифровых финансовых активах вступил в силу с 1 января 2021 г. Согласно закону , Банк России ведет реестр операторов информационных систем, в которых возможен выпуск ЦФА. На оператора также возложена обязанность возмещать убытки пользователям. Цифровизация В законе дается определение ЦФА — это цифровые права , включающие денежные требования, возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО.
Сейчас перечень сделок, предметом которых являются ЦФА, открыт. В этой связи существует риск их применения для расчетов, указывает автор документа. Законопроектом вносятся изменения, направленные на устранение рисков использования ЦФА и УЦП в качестве денежного суррогата путем установления прямого запрета, в частности, на их передачу или прием в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. На оператора обмена ЦФА возлагается обязанность отказать в обеспечении заключения сделок при нарушении этих запретов.
Закон «О цифровых финансовых активах»: разбор простым языком
Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте / Хабр | Чтобы исключить конкуренцию цифровому рублю со стороны цифровых финансовых активов, в закон был включен запрет на обмен активов на фиатные деньги, обмен их исключительно на аналогичные активы и так далее, отмечает эксперт. |
Обзор закона о цифровых финансовых активах | Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон о регулировании оборота цифровых финансовых активов (ЦФА), к которым относится и криптовалюта. |
ЦФА: что это, виды, примеры, закон, как инвестировать и выпускать цифровые активы | 2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества. |
Сейчас на главной
- Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте / Хабр
- Какими могут быть ЦФА
- Добыча под контролем
- Закон о цифровых активах
- Принят закон “О цифровых финансовых активах”.
Закон о цифровых финансовых активах – теоретический шаг к регулированию криптовалюты
Напомним, что к утилитарным цифровым правам относятся обращающиеся на специальной платформе права требовать: передачи вещей, кроме подлежащих госрегистрации; передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав их использования; выполнения работ и или оказания услуг.
Под обращением цифровой валюты в РФ понимаются сделки и или операции, влекущие переход цифровой валюты от одного обладателя к другому ст. Иные сделки с цифровой валютой не запрещены.
Так, криптовалюту можно продать, обменять или подарить. Кроме того, в РФ запрещается реклама цифровой валюты в качестве оплаты за товары работы, услуги.
С учетом разрешения значительного количества налоговых вопросов в частности, зафиксированного в законопроекте освобождения операций с большинством ЦФА от НДС привлекательность транзакций, связанных с выпуском и обращением ЦФА, должна повыситься, считает Клементьев. Одним из первых эмитентов компании стал палладиевый фонд «Норникеля» Global Palladium Fund — он запустил платежные инструменты Exchange Traded Commodities ETC , обеспеченные металлами «Норникеля», президентом которого является Потанин, на шести ключевых биржах Европы. В России Atomyze может предлагать те же услуги, что и за рубежом, включая выпуск привязанных к металлам токенов, отмечал Потанин в интервью Bloomberg. ЦФА открывают путь на рынок заимствований для малого и среднего бизнеса, говорит руководитель аналитического отдела ассоциации «Финтех» Никита Ломов.
Финансы Помимо инвестиций ЦФА могут упростить и оптимизировать торговое финансирование, размещение активов в компании и продажу какой-то ценности, говорит руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. Одна из особенностей ЦФА связана с тем, что за счет использования технологии распределенного реестра сокращается количество посредников, говорит Ломов. Другое преимущество ЦФА — скорость, продолжает эксперт, с помощью этого инструмента можно быстро токенизировать активы и привлекать под них финансирование. Для предприятий из категории малого и среднего бизнеса ЦФА, кроме ускорения процесса, позволят получить доступ к новому рынку ликвидности своего рода «цифровым облигациям» , который раньше был доступен только для крупнейших предприятий с высоким кредитным рейтингом, говорит директор по развитию бизнеса компании «Системы распределенного реестра» Сергей Рябов.
Этот инструмент даст возможность МСБ привлекать средства частных инвесторов через простой и прозрачный инструмент, структурирование которого не будет налагать на бизнес значительных операционных расходов. Сейчас для того, чтобы выпустить облигации, предприятию из категории среднего бизнеса необходимо по закону обратиться к организатору торгов, который проведет все необходимые процедуры для осуществления эмиссии, описывает пример Рябов. С технологической точки зрения ЦФА — это как смарт-контракт, говорит директор центра цифровых финансовых активов Промсвязьбанка Максим Хрусталев: в теории он может иметь существенную гибкость в части условий погашения и других выплат владельцам ЦФА, которые недоступны при использовании традиционных биржевых инструментов. Такой механизм может в первую очередь заинтересовать стартапы и МСБ, отмечает эксперт.
Гибридные цифровые права, сочетающие в себе ЦФА и утилитарные цифровые права УЦП , по сути, представляют собой широко распространенные утилитарные токены, которые бизнес может использовать для привлечения финансирования под будущую поставку товаров или услуг, добавляет Хрусталев.
Не позднее даты выпуска цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить доступ приобретателям цифровых финансовых активов, которые удостоверяют возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать их передачи, к решению о выпуске соответствующих ценных бумаг, а также к сведениям о наличии преимущественного права их приобретения и порядке осуществления такого права. Статья 13. Особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества 1. Выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале публичного акционерного общества акции публичного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов , и выпуск акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов при условии, что ранее была осуществлена эмиссия акций данного общества не в виде цифровых финансовых активов, запрещены. В случае выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов лицом, осуществляющим учет прав на акции этого общества, признается оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Эмиссия акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с учетом следующих особенностей: 1 регистрация выпусков акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, осуществляется оператором информационной системы в соответствии с правилами информационной системы. Государственная регистрация выпусков акций в виде цифровых финансовых активов не осуществляется; 2 решение о выпуске акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, должно предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также содержать информацию о рисках, связанных с приобретением таких акций; 3 устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, должен предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Также уставом такого акционерного общества могут быть предусмотрены способы созыва и проведения общего собрания акционеров и способы уведомления акционеров об осуществлении корпоративных действий, предусмотренные правилами информационной системы; 4 возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов должна быть предусмотрена уставом непубличного акционерного общества при его учреждении. Для выпуска и размещения акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, открывает в российской кредитной организации номинальный счет, бенефициаром по которому является эмитент ценных бумаг. Денежные средства, передаваемые в оплату акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, при их выпуске должны зачисляться на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на номинальном счете, указанном в части 4 настоящей статьи.
Денежные средства, находящиеся на номинальном счете, перечисляются кредитной организацией по требованию бенефициара на его банковский счет, открытый в российской кредитной организации. Совершение иных операций по номинальному счету не допускается. Акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считаются размещенными с момента наступления условий, при которых выпуск цифровых финансовых активов признается состоявшимся завершенным , и возникновения прав, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. Обязанность по оплате акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считается исполненной с даты поступления денежных средств на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи. Установленные нормативными актами Банка России требования к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг в части порядка учета прав на ценные бумаги не распространяются на учет прав на акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов. Статья 14.
Оборот цифровой валюты 1. Под организацией выпуска в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и или информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и или комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации далее - объекты российской информационной инфраструктуры. Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и или пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами. Под организацией обращения в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и или операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры. Организация выпуска и или выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг.
Требования лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг. Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" Внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах " Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. Внесение в устав общества изменений и дополнений в части указания на возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, а также исключения из устава общества такого указания, предусмотренного уставом при учреждении общества, не допускается. Внесение в устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным, не допускается.
Статья 16. Требования пунктов 3. В случае, если ценные бумаги учитываются на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, предусмотренном Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" далее - лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов , оператор информационной системы, в которой осуществлен выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по таким ценным бумагам, по требованию держателя реестра или депозитария, в котором открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов, обязан представить информацию для составления списка владельцев ценных бумаг об обладателях соответствующих цифровых финансовых активов в объеме, необходимом для составления списка владельцев ценных бумаг. Особенности осуществления прав по ценным бумагам, учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов 1. Лицо, которому открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов, осуществляет право на участие в общем собрании акционеров по акциям или в общем собрании владельцев облигаций, права в отношении которых удостоверяются цифровыми финансовыми активами, при условии, что обладатели цифровых финансовых активов дали указания голосовать определенным образом на общем собрании акционеров или общем собрании владельцев облигаций и эмитенту предоставлена информация о таких лицах с указанием количества ценных бумаг, права в отношении которых удостоверяются цифровыми финансовыми активами, которыми владеет каждый из них. Выплата дивидендов в денежной форме по акциям, а также доходов в денежной форме и иных денежных выплат по облигациям, учитываемых на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, осуществляется лицу, которому открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов.
Банк России вправе определить особенности составления списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, и осуществления прав по ценным бумагам в отношении ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов. Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе поручать на основании договора оператору информационной системы при условии, если он относится к лицам, имеющим право осуществлять депозитарную деятельность или деятельность организатора торговли , в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также иному оператору обмена цифровых финансовых активов проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности, предусмотренной Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если данные операторы относятся к кредитным организациям и или профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Статья 18. Статья 19.
О внесении изменения в Федеральный закон "О несостоятельности банкротстве " Статью 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности банкротстве " Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. Статья 20. Реклама цифровых финансовых активов 1. Реклама цифровых финансовых активов не должна содержать: 1 обещание выплаты дохода по цифровым финансовым активам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске цифровых финансовых активов; 2 прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых цифровых финансовых активов. Реклама выпускаемых цифровых финансовых активов не допускается до опубликования в порядке, установленном Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решения о выпуске цифровых финансовых активов. Статья 21.
О внесении изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" Статью 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве " Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом. Статья 22. О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" Статью 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. Статья 23. О внесении изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе" В пункте 18 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст.
Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" Внести в Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. Статья 25. О внесении изменения в Федеральный закон "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и или пользоваться иностранными финансовыми инструментами" Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и или пользоваться иностранными финансовыми инструментами" Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. Статья 26. О внесении изменений в Федеральный закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Внести в Федеральный закон от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 31, ст.
Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов"; б дополнить частями 13 и 14 следующего содержания: "13. Наряду с утилитарными цифровыми правами в инвестиционной платформе, отвечающей признакам, предусмотренным частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут приобретаться и отчуждаться цифровые финансовые активы, а также цифровые права, включающие одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы. При этом выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов и цифровых прав, включающих одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы, осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Сделки с утилитарными цифровыми правами, включая обмен утилитарных цифровых прав одного вида на утилитарные цифровые права другого вида, а также сделки купли-продажи утилитарных цифровых прав могут осуществляться в том числе через оператора обмена цифровых финансовых активов, действующего в соответствии с Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании правил обмена, утвержденных оператором обмена цифровых финансовых активов в соответствии с требованиями Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Статья 27.
Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением подпункта "б" пункта 3 статьи 17 настоящего Федерального закона. Подпункт "б" пункта 3 статьи 17 настоящего Федерального закона вступает в силу с 10 января 2021 года. Осуществление деятельности по организации выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов после дня вступления в силу настоящего Федерального закона допускается лицами, включенными в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Осуществление деятельности по организации совершения сделок с цифровыми финансовыми активами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона допускается лицами, включенными в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Требования частей 3 и 4 настоящей статьи не распространяются на юридические лица, осуществляющие деятельность по организации выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов и или деятельность по организации совершения сделок с цифровыми финансовыми активами на день вступления в силу настоящего Федерального закона.