Между тем, именно советский менталитет и воспитание, не говоря уже об опыте советского офицера, позволили реальному Печерскому организовать знаменитый побег. Речь идет о военно-патриотическом воспитании — в этом заключается особая задача, особое значение воспитания российского гражданина». Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР. В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми.
Миф о советской школе
Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер | Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». |
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову | Во времена СССР говорить с детьми о половом воспитании было не принято. |
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Советское воспитание с яслей предполагало, что понятие о чести, уважении, взаимопомощи – не пустые слова. Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Лилит Мазикина поразмыслила о вечном – воспитании детей – и определила, как и чем отличается советское воспитание восьмидесятых-девяностых и современное воспитание. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Советское воспитание с яслей предполагало, что понятие о чести, уважении, взаимопомощи – не пустые слова.
Трудовое воспитание
Воспитание детей в СССР | Какие ошибки советского воспитания могли привести к массовому появлению психологических травм у детей того времени #подслушаноувоспитателей. |
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии | В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени. |
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову | Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. |
Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер | При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. |
В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР
Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования. Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя. Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад.
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии
На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. Речь идет о военно-патриотическом воспитании — в этом заключается особая задача, особое значение воспитания российского гражданина». Лилит Мазикина поразмыслила о вечном – воспитании детей – и определила, как и чем отличается советское воспитание восьмидесятых-девяностых и современное воспитание.
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике. 24 апреля 2020, Новости , Общество. Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии. Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. В школах СССР начальную и допризывную военную подготовку ввели в 1939 году согласно закону "О всеобщей воинской обязанности", принятому Верховным Советом СССР 1 сентября. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства.
Воспитание в СССР
Все решали этот вопрос по-своему, а единой системы контроля не было. Не было и единой школьной программы и каждый учитель, в зависимости от своего опыта и образования, сам решал чему и как учить. От яслей до школы - государственная система образования Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. То, как и в каких условиях растет ребенок, перестало было делом семейным, но стало делом государственным. Ведь воспитывался новый член советского общества, будущий строитель коммунизма. Ему должны были быть привиты правильные ценности, он должен быть здоров, образован и работоспособен, чтобы трудиться на всеобщее благо в будущем.
Ученики на перемене. И даже раньше - ведь первый в мире отпуск по беременности и родам был введен именно в СССР. Работодатель должен был выплачивать женщине пособие до и после родов, при этом не допускать ее до работы, чтобы не навредить здоровью ни матери, ни ребенка. После того как ребенку исполнялось 1 или 2 месяца в разные годы срок меняли, в конце 1960-х он достиг года , женщина возвращалась на работу, где ей был положен перерыв каждые три часа на кормление прямо при заводах и фабриках находились ясли для младенцев, и кормящие мамы ненадолго отходили из цехов к своим детям, где им давали теплое питье с молоком и еду перед каждым кормлением. Тогда это были невероятно благоприятные условия для работающей женщины, ведь до этого из-за рождения ребенка вынужденно должна была оставить работу, хотя бы это и означало для нее полную нищету.
Советская власть таким образом боролась с детской смертностью, вела профилактику различных заболеваний как ребенка, так и матери. После яслей с трех лет детей отдавали в бесплатный детский сад, а с шести лет - в школу. Впервые в России именно после революции, в 1918 году, был принят закон об обязательном и бесплатном школьном образовании для детей. Родителей, которые не водили детей в школу, ждало административное наказание вплоть до того, что социальные службы могли забрать ребенка. Советская власть стремилась дать каждому ребенку самые нужные знания, чтобы он стал полноправным членом общества.
Детский сад в Архангельске, 1956 Russia in photo В царское время только дети обеспеченных родителей могли получить хорошее образование и построить блестящую карьеру.
Сегодня многие родители за выполнение домашних обязанностей чаду приплачивают, как и за десятки в дневнике. Например, если для проведения генеральной уборки нанимается специальный человек, а ребёнок говорит, что выполнит эту работу сам, он вправе рассчитывать на вознаграждение. Вся иная бесплатная работа по дому распределяется между всеми членами семьи». Было: не будь жадиной — делись. Сегодня: ты не обязан ни с кем делиться. Сегодня, напротив, культивируется право на «своё». Мы никогда не заставляем одного из детей отдать что-то другому только «потому, что он младше».
Ребёнок — это личность, поэтому мы стараемся учитывать его мнение. Иногда предлагаем варианты обмена. Но это помогает не всегда, ну, что поделать, приходится работать с «хотелками». А вообще, дети копируют модели поведения родителей, и если они видят, что взрослые охотно делятся чем-то друг с другом, с детьми, с друзьями, то они и сами учатся это делать. Без принуждения». Впрочем, и сегодняшние принципы воспитания далеко не безупречны. Меня всегда смущала безапелляционность того, что говорит учитель и что написано в учебниках. Безапелляционность оценки знаний, без права ученика заявить своё мнение.
Закалка и сон на свежем воздухе Чтобы у ребёнка были крепкие иммунитет и здоровье, надо побольше быть на свежем воздухе. Поэтому с детьми гуляли всегда, даже во время трескучих морозов. В детских учреждениях практиковали закаливание: обливание холодной водой на улице, сон на улице. Физкультура и спорт Физкультурой с детьми начинали заниматься с дошкольных учреждений, занятия на стадионах, спортплощадках, катание на лыжах и коньках, в зависимости от времени года занятия менялись, но были всегда! Социализация Считалось, что детей надо отдавать в дошкольные учреждения как можно раньше, в грудном возрасте, чтобы дети привыкали жить в обществе, чувствовать себя его частью, а мамы могли спокойно работать на благо своей страны. Коллективная ответственность Коллективная ответственность воспитывает сознательного члена общества, который отвечает не только за себя, но и за товарищей. Пример коллективной ответственности приводит американский академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х годах в книге «Два мира детства: Дети в США и СССР», рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе: «Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу.
Физкультурная подготовка и участие в спорте. Освоение навыков туризма на лоне природы». Но профессор не ограничился изучением теории, педагогических наставлений и наглядных пособий для октябрят и пионеров. В течение нескольких лет У. Бронфенбреннер посещал ясли, детские сады, школы, учреждения внешкольной работы в городах и селах нескольких советских республик. Он присутствовал на заседаниях педсоветов и школьных уроках, на заседаниях советов пионерских отрядов и на комсомольских собраниях. То, что наблюдал профессор, было так непохоже на Америку, что он постарался как можно подробнее описать непривычные для его страны особенности воспитания советских детей. Порой профессору не хватало английских слов для того, чтобы точно охарактеризовать советские методы обращения с детьми. Профессор был вынужден написать латинскими буквами слово «воспитание», полного аналога которого нет в американской жизни. Бронфенбреннер обратил особое внимание на трудовое воспитание детей и подростков. Он рассказал, что в советских детских садах игры детей имеют целью ознакомить их с различными занятиями взрослых. Дети «лечили» кукол, играли в «магазин». Помимо игр воспитанники детсадов участвовали в уходе за садовым участком. Это воспитание продолжалось и в школе. Бронфенбреннер подробно перечислил обязанности дежурного по классу и проиллюстрировал этот перечень соответствующими фотографиями. Бронфенбреннер констатировал, что воспитанием советских детей были заняты не только родители и школа, но также внешкольные учреждения и массовые организации детей и подростков. С удивлением профессор обнаружил, что в стране, которую в США изображали тюремным застенком, дети не выглядели замученными узниками. Свой фотоснимок, на котором были запечатлены пять упитанных и улыбающихся карапузов, Бронфенбреннер сопроводил подписью: «Судя по их виду, малыши процветают в условиях «режима»». Воспитание осуществлялось главным образом убеждением. Профессора поразил ласковый тон, с которым обращались воспитатели к детям в яслях и детских садах. Он отметил напевную интонацию, с которой детям читали книжки или тексты диафильмов. Бронфенбреннер написал о «позитивном отношении детей и всего общества к учителям. Эта позитивная ориентация поддерживается в течение школьных лет. Учителя воспринимают как друга. Нет ничего необычного в том, что после школьных занятий можно увидеть учительницу, окруженную болтающими детишками, которые пришли на спектакль, концерт, цирковое представление или же просто пошли на коллективную прогулку… Хотя, конечно, имеются исключения, отношения между детьми и учителями в СССР можно охарактеризовать как дружеское уважение». Особенно восхитил профессора праздник 1 сентября, во время которого дети дарили цветы учителям, а утром по улицам шествовали аккуратно одетые дети с букетами цветов в руках. Дружелюбное отношение к преподавателям и их воспитанникам доминировало в атмосфере советского общества. Американский профессор обнаруживал теплое отношение к детям из личного опыта. Не раз случайные прохожие на улице улыбались его сыну, а порой предлагали свои советы родителям, как следует заботиться об их ребенке. Советы были непрошенными и не всегда удачными, но они шли от чистого сердца. Порой теплота чувств, которые испытывали прохожие к ребенку, поражала профессора, привыкшего к сдержанному поведению людей на городских улицах США. Профессор вспомнил, как однажды, гуляя по улице, он с женой и своим двухлетним сынишкой встретил группу подростков. К удивлению профессора, они подбежали к их отпрыску со словами: «Вот так малыш! Бронфенбреннер был уверен, что, если бы подобное случилось в США, подростков бы повели к психиатру. Но к этому времени Бронфенбеннер уже осознал, что в Советской стране царит атмосфера, отличная от той, в которой он привык жить и работать. Чем был озабочен профессор? Как настоящий американец, Ури Бронфенбреннер дотошно собирал информацию для практических целей. Разумеется, профессор не думал о том, что американские детишки будут соблюдать пять правил октябрят и десять заповедей пионеров. Он не думал, что когда-нибудь американские педагоги будут ласково разговаривать со своими учениками. Он не представлял себе, что незнакомые американцы будут подбегать к детям и умильно обнимать их. Однако опыт воспитания советских детей убеждал Бронфенбреннера в том, что советские дети являются более прилежными учениками и становятся более надежными гражданами своей страны, потому что с первых лет их жизни им показывают, что такое хорошо, на убедительных примерах. Профессор привел много психологических экспериментов, которые свидетельствовали о том, что дети и подростки «заражаются» положительными примерами гораздо охотнее, чем отрицательными. Профессор хотел, чтобы американцы внимательно изучили советский пример для решения проблем молодежи своей страны, которые стали острыми к началу 70-х годов. Беби-бум, начавшийся в США после 1945 года, означал резкий рост деторождения. Великий кризис, поразивший США с конца 1929 года, а затем Вторая мировая война привели к тому, что американцы не спешили обзаводиться семьями. Лишь после того, как воцарился мир, а экономика стабилизировалась, количество браков, а затем и деторождений резко возросло. Ориентированная на новых потребителей американская промышленность увеличивала производство товаров для детей, а потом и подростков, старательно разжигая в юных жителях страны потребительские потребности в нужных и не обязательно нужных продуктах. Детство и юность детей беби-бума совпали со временем распространения в США телевидения. От двух до пяти лет средний американский ребенок успевал просмотреть 5 тысяч часов телепередач. Дети поглощали бесконечные телесериалы и телерекламу. Социолог Лэндон Джоунс писал, что дети беби-бума сначала выучивали слово «стиральный порошок», а уже потом «папа» и «мама». Ури Бронфенбреннер считал телесериалы и телерекламу важнейшими орудиями разрушения сознания американской молодежи. Стараясь ублажить своих долгожданных чад, заряженных призывами телерекламы, их родители нередко трудились на двух работах или сверхурочно. Подсчеты показывали: средний американский отец в 60-х годах тратил в среднем около 10 минут в день на общение со своими детьми. Чтобы заставить матерей трущобного Гарлема проявлять внимание к своим детям, социальные работники приплачивали матерям за то, чтобы они читали своим детям книжки. Но немалая часть детей оставалась без внимания и без надзора.
Отличия воспитания в советское и нынешнее время
Но сейчас все более наглядно и более цинично, потому что потребительские стандарты поведения, а не ценностные. Они и тогда не для всех были ценностные, но тогда надо было все упаковывать в правильную ценностную форму. Возврат в старый формат экзамена — самое глупое, что можно было бы предпринять. Отменять ЕГЭ надо, но сознавая причины его неудачи и иначе решая задачи, которые он решает, в том числе совсем их исключая, заменяя на новый вариант процессов. В частности, формат внешнего независимого экзамена было бы предельно полезно расширить на все предметы и вывести проверку освоения за рамки учебного процесса на всех этапах. Это бы позволило сдавать необходимые учебные курсы в любое время по желанию, независимо от места и способа обучения. Исчезает поле для обязательных программ, если нужно сдать по заранее известным условиям заранее известные учебные курсы.
Обязательность тогда определяется необходимыми зачетами, на манер вуза, а не обязательными программами. Ответственность переносится на ученика — ему становится нужно освоить учебный курс, а не школе. У проблем современной школы, включая споры о репетиторах, нет единого простого объяснения — это комплекс новых подходов к прошлым задачам в новых условиях. А они сильно отличаются от советских. Именно поэтому я вижу решение в балансировании ответственности на основе личного выбора. Так что взять из советской школы?
Школа, что советская, что любая другая — это социальный институт безопасного нахождения детей днем без родителей, обеспечивающий их социализацию. Под социализацией я имею в виду широкий пласт задач, из которых самый важный — коммуникация. Через коммуникацию ученик вживается в мир. Он учится защищаться, помогать, отстаивать свое мнение, преодолевать самые разные барьеры и беречь друзей, делать ошибки и отвечать за них, исправлять их, включая порожденные ошибками конфликты, терпеть вынужденные форматы и разделять радость чужих успехов… Попутно в качестве содержательной основы, канвы остальной коммуникации, осваиваются знания об устройстве мира. Но именно этот аспект на флаге обсуждения школы. Раньше школа была ради этого.
Народ был малограмотный, а программы несли единый для всех базис, который больше негде было концентрированно взять. Школа была подготовкой к жизни: что не взял в школе, потом трудно добирать. Сейчас это все есть, и учатся сегодня всю жизнь. Чего-то стало не хватать — открыл интернет и взял. Раньше обучение и было образованием — все в одном флаконе. С появлением интернета и клико-доступности любого знания обучение перестало быть дефицитом.
Дефицит — образование: общение с носителями ценности знания, умным и понимающим специалистом или соратником по изучению. Лучше и то и другое, потому что образование происходит в притирке своего понимания и чужого, чье мнение важно и ценно. Раньше это растворялось в потоке обучения и пряталось за фразами типа «хорошо объясняет». Хотя «объяснение» — не самое удачное слово для этого. В новых условиях мы впервые. Это страшно и непривычно.
Когда страшно и непривычно, человек стремится спрятаться в знакомое место, где ему ничего не угрожает, даже если это ему так только кажется, поскольку все знакомо. Именно это и есть для современной школы «советская школа» — старая знакомая и потому безопасная среда. Про новую никто ничего не знает. Кто не боится, пробует новые форматы и огорчается, когда ему мешают. Кто-то жутко боится и стремится исключить все новое и незнакомое. Большинство опасается с обрыва головой и надеется освоить новое потихоньку, шаг за шагом.
Хотя пропасть шаг за шагом не перейти. В том и смысл этого текста. Кто боится, не мешайте тем, кто не боится. Они натопчут дорожки в новую школу — остальным будет безопаснее. Кто совсем боится, к тому времени либо уже будет не до этого, либо придется пристроиться к идущим, закрыв от страха глаза. Но всех учеников и родителей надо поставить в ситуацию осознанного выбора, чтобы они осознавали необходимость и неизбежность принимать решение, пусть даже простое.
Инфантильная переброска ответственности на школу должна уходить в прошлое.
За проступки — наказание Во времена Советского Союза дети заранее знали, что их ждет за проступок — подзатыльник и наказание ремнем. Тогда взрослые были вольны делать все, что им хочется, ведь никакого наказания не было — воспитание же! Вот только дети не начинали уважать от этого родителей, а испытывали страх и затаенную злобу.
Сегодня, если поднимаешь руку на ребенка, вполне можешь лишиться родительских прав. Под этим подразумевалось отсутствие самостоятельности до определенного возраста. В СССР детство и юность детей проходила под контролем государства, детей воспитывали в юношеских лагерях, через спорт, отовсюду «лилась» пропаганда ЗОЖ.
С 30-х существовали утвержденные требования к воспитанию в дошкольных учреждениях: появились программы подготовки и курсы для будущих воспитателей.
Открывались факультеты в технических учебных заведениях, где можно было пройти обучение для работы с детьми, издавались спецжурналы. За что и сколько советским родителям приходилось платить Оплата садиковских будней никому не била по карману. Поборов «на моющие и шторы» не было. За счет родителей лишь частично покрывались расходы на питание.
Сумма рассчитывалась на основании совокупного семейного дохода. Минимум платили те, чей доход не превышал 60 рублей на каждого члена семьи. Чуть больше детсад обходился тем, кто зарабатывал от 120 руб. Зависела сумма и от времени пребывания ребенка в учреждении: 10-14 часов или сутки.
В крупных городах платить приходилось на рубль—два больше, чем в селе. Но в любом случае, детский сад не бил по карману даже малоимущим. В среднем в 70-х десятичасовое пребывание ребенка в саду стоило 4 рубля в месяц, 14 часов - 5 рублей, а суточное пребывание обходилось родителям аж в 6. Воспитание в яслях оценивалось в 3 рубля в городе и до 2 в селе.
Дороже всего приходилось платить за выездное 24-часовое пребывание детей в санаториях, что тогда часто практиковалось 9-20 рублей для горожан и 6-18 для сельчан. Нужно сказать и о льготах. Каждое дошкольное учреждение опекалось шеф-предприятием, которое поддерживало подопечное хозяйство в порядке и выполняло текущие ремонты. Крупные промышленные предприятия за свой счет строили на морском побережье детские лагеря, а смежные колхозы снабжали их продуктами.
Кажется, для избалованного единственного внука любящих бабушек пришло время перемен. Бабушкам я тоже запретила тебя баловать. Учись ценить то, что у тебя есть! Следующие две недели ребенок дуется, устраивает истерики. Когда понимает, что ничего не выйдет, меняет тактику - решает вернуть свои сокровища примерным поведением. Увы, постепенно все возвращается на круги своя. Комментарий психолога: «Детей можно и нужно баловать, но в меру.
Чем старше ребенок становится, тем больше он должен знать ограничений в поведении». Минусы: - дети, которых не балуют, не чувствуют себя любимыми и ценными, это снижает уверенность в себе; - ребенок привыкает обходиться малым и не ставит перед собой высоких целей.