Здесь он прослужил семь лет и в 1660 году из-за того, что не скрывал своего резкого неприятия церковной реформы, был возвращен на Соловки. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» 1885. Соловецкое восстание 1668-1676 В истории Соловков были два трагических периода, когда братию Соловецкого монастыря подвергали избиению и физическому уничтожению. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ.
Вы точно человек?
Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. Никон против Соловков Разногласия Никона с братией Соловецкого монастыря начались задолго до его патриаршества. Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона.
«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история
вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Название восстания Дата и участники Причины Основные события Итог 1. Астраханское восстание ние под руководством Булавина ское восстание ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Этот бунт доказал, что монашество в целом против реформ Никона, и хотя позже монастыри и монахи приняли «никонианские новшества», это было не выражением внутреннего религиозного согласия с реформами Никона и продолжением его дела.
Соловецкий бунт 1668 г.
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет | Соловецкое восстание вошло в историю как открытый акт неповиновения части духовенства проводимой в то время реформе православной церкви. |
Соловецкий бунт 1668 г. | Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. |
Соловецкое восстание: sbitnevsv — LiveJournal | Там было представлено подробное обоснование готовности Соловецкого монастыря защищать, старую веру и приводились многочисленные доводы против реформы. |
Раскол: религиозное и социальное явление
Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. Соловецкое восстание — итоги. Значение Восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России.
Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия. Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов. Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера. Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви. Вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона в 1668-1676 годах. Соловецкое восстание занимает важное место в ранней истории старообрядческого движения.
В данном случае религиозное выступление вылилось в длительную и открытую борьбу с государственной властью. Кроме того, восстание показало неоднозначность социального содержания раскола, так как монастырское население включало в себя не только монахов, но и беглых крестьян, посадских людей, казаков, стрельцов. Сам же являлся крупнейшим феодальным собственником на Севере Московского государства. Предыстория восстания В 1657 году соловецкие монахи во главе с архимандритом Ильей отказалась принять новые богослужебные книги. В 1663 году уже при новом архимандрите - Варфоломее - братия подтвердила свое решение. Это привело к тому, что данный вопрос разбирался на Церковном соборе 1666-1667 годов. Собор постановил прислать в обитель нового архимандрита - Сергия. Но монахи не приняли его, после чего Сергий покинул Соловки. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель , сосланный на Соловки на покой, активный сторонник старообрядцев Никанор.
Идейным же вождем восстания являлся казначей обители старец Геронтий. В 1667 году иноки послали царю 1645-1676 челобитную, в которой отказывались принять реформы, не желая оставлять, по их убеждению, истинную православную веру, и выражали готовность открыто сражаться за нее с властью. Ответом на челобитную стал царский указ, по которому были конфискованы вотчины и промыслы монастыря на побережье. Ход восстания В 1668 году события стали ускоренно развиваться. Так, в мае на Соловки было послано стрелецкое войско. Началась осада монастыря, продлившаяся восемь лет. По воеводской отписке, численность и состав осажденных в 1674 году составлял свыше четырехсот монахов и мирян. Также восставших поддерживали жители Поморья, доставлявшие в обитель припасы. В первые годы осада шла довольно слабо, так как власть надеялась на мирное разрешение конфликта.
Но в 1673 году стрельцам был дан приказ начать активные боевые действия. При этом стрелецкое войско постоянно увеличивалось. Со стороны же осажденных инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Важным изменением стало также то, что в 1675 году монахи перестали молиться за царя, хотя первые годы осады делали это. Мирный исход стал невозможен. Военные действия постепенно ужесточались. Решающую же роль в победе правительственных войск сыграло предательство монаха-перебежчика - чернеца Феоктиста - в январе 1676 года сообщившему главе стрельцов Ивану Мещеринову, как проникнуть в монастырь. В начале февраля группе стрельцов удалось пробраться в обитель и открыть ворота для остальной части войска. За этим последовала жестокая расправа над осажденными.
По старообрядческим источникам, погибло от трехсот до пятисот человек. Последующие события Соловецкое восстание показало, что старообрядцы могут организованно выступать против правительства. Избранный в 1674 году патриарх Иоаким повел серьезную борьбу с раскольниками. В этом патриарх постоянно прибегал к помощи государственной власти.
К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления. А за стенами монастыря монахи уже не определяли стратегию обороны.
Инициатива постепенно переходила к мирянам, что привело к еще большему ожесточению боевого противостояния. С этого времени положение в обители сильно ухудшилось. Новый царский военачальник полностью блокировал крепость, перекрыв все пути связи с внешним миром, осада монастыря стала круглогодичной. Таким образом, Соловецкие «сидельцы» потеряли важные каналы своего обеспечения. Штурмы, предательство и падение крепости Воевода Мещеринов, кроме искусной осады и грамотной организации артиллерии, устраивал подкопы и предпринимал попытки штурмовать бастионы беломорской твердыни. Потери несли обе стороны, но Мещеринов постоянно пополнял свои войска, а осажденные были лишены такой возможности.
Наступивший 1676 год поначалу не предвещал серьезных перемен. Но 18 января чернец по имени Феоктист указал Мещеринову потайной ход в монастырь. Воевода немедля направил 50 стрельцов в крепость. Застав стражу ворот врасплох, стрельцы перебили ее в короткой и жестокой схватке.
Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор.
Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие - монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники Степана Разина. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая - по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости.
Началась восьмилетняя осада монастыря. В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта.
Это произошло в 1666-1667 году. При этом монахи уверяют в челобитных, что верны царю и не помышляют о бунте. Но просьбы остаются без ответа. Большой Московский собор отреагировал на послание, на старообрядцев была наложена анафема.
Иосиф становится новым настоятелем Соловецкого монастыря, согласно указу царя от 23 июля 1667 года. Иосиф поддерживал реформы и должен был провести их среди несогласных монахов. Но Иосиф был изгнан из монастыря, а монахи выбрали Никанора в качестве настоятеля. Царь и его приближенные расценили это как открытое восстание. Армия начала готовиться к походу. Хроника событий Прежде чем перейти к описанию самой осады, стоит немного рассказать о том, что из себя представлял Соловецкий монастырь в то время.
Это был не только монастырь, но и хорошо укрепленная крепость. Во времена войны со Швецией монастырь являлся мощным форпостом. Он был обеспечен значительными запасами оружия и боеприпасов, а сами монахи владели воинским искусством. Взять такую крепость было непростым делом, что прекрасно понимали царь и его придворные. Продовольствие же монахи могли получать от поморов, которые сочувствовали им, тем более в холодное время года, когда активная осада становилась практически невозможной из-за погодных условий. Командовал этим отрядом Игнатий Волохов.
Высадка на остров произошла 22 июня. По данным современников тех событий, под командованием Волохова было 112 стрельцов. Царь запретил штурмовать монастырь и рассчитывал на то, что удастся договориться с монахами мирным путем. Артиллерию и прочее осадное оборудование применять было категорически запрещено. Попытка Волохова вступить в переговоры не увенчалась успехом. Царские войска приступили к осаде.
Осложняло положение царских войск то, что непосредственно осаду можно было вести в летнее время. Зимой же войска распускались по домам, либо же отходили в Сумский острог. Такое положение дел продолжалось и после назначения командиром воеводы Иевлева в 1672 году. Была увеличена и численность стрельцов, которая теперь достигала 725 человек. Сидение продолжалось, но активных приступов не было по причине серьезного отпора из пушек со стороны крепостных стен. Активизация осады Ситуация изменилась в 1673 году.
«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы!
Первая систематическая попытка исправления церковных книг предпринята была в начале XVII столетия. В 1617 г. После полутора лет работы эта комиссия исправила Служебник и одновременно пришла к выводу, что и другие богослужебные книги содержат ошибки. Но судьба Дионисия оказалась столь же печальной, как и судьба Максима Грека : против него самого и его помощников выдвинуты были обвинения в том, что они вносят еретические исправления, ибо в чине освящения воды в праздник Богоявления 6 января в молитве ко Святому Духу они вычеркнули слова «и огнем», как позднейшую и лишенную смысла вставку. Собор 1618 г. Рвение противников и клеветников победило. Совершенно невиновные Дионисий и Арсений не избегли ссылки в монастырь 946. К счастью, в Москву тогда прибыл Иерусалимский патриарх Феофан, убедивший нового патриарха Филарета в правильности исправления, сделанного Дионисием.
Собор 1619 г. Хотя Филарет признавал необходимость исправления церковных книг, он подходил к этому делу с чрезвычайной осторожностью и медлительностью. Богослужебный Устав, напечатанный в 1610 г. При Филарете было исправлено несколько книг — этим среди прочих занимались по-прежнему инок Арсений Глухой и священник Иван Наседка, — и исправленные книги были напечатаны. Но книги старой печати, содержавшие множество ошибок, не были изъяты и кое-где, особенно в далекой глуши, остались в употреблении, что, конечно, вело к разнобою в некоторых молитвословиях и богослужебных обрядах 948. Хотя при патриархах Иоасафе 1634—1641 и Иосифе 1642—1652 напечатаны были почти все богослужебные книги, однако книжные справщики были не на высоте, и издания этих лет содержат много ошибок и темных мест в пояснениях, особенно Устав 1633 г. В мае 1649 г.
Именно тогда в Москву прибыли трое монахов: Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и Епифаний Славинецкий, сыгравшие важную роль в деле исправления книг 951. Патриарх Никон 15 апреля 1652 г. Никон был сыном крестьянина, родился он в 1605 г. Мать его умерла вскоре после родов, Никиту воспитывала мачеха, которая плохо обращалась с ребенком, так что детство его было нелегким. Вероятно, уже тогда, в детские годы, у него выработалась сильная воля, которая иногда, видимо, сдавала и уступала место нервной слабости, что впоследствии часто проявлялось в его поведении. Ключевский , — принадлежал к числу людей, которые спокойно переносят страшные боли, но охают и приходят в отчаяние от булавочного укола. У него была слабость, которой страдают нередко сильные, но мало выдержанные люди: он скучал покоем, не умел терпеливо выжидать; ему постоянно нужна была тревога, увлечение смелою ли мыслью или широким предприятием, даже просто хотя бы ссорой с противным человеком.
Это словно парус, который только в буре бывает самим собой, а в затишье треплется на мачте бессильной тряпкой» 952. Никита был физически силен, статен, это был человек талантливый, с большой любознательностью; он очень рано научился читать и писать, о чем свидетельствуют его позднейшие слова, проповеди и немногочисленные сочинения, сохранившиеся до нашего времени. Чтение книг — а почти все они были в то время религиозного содержания — придавало его духовному развитию определенное направление: он поступил в Желтоводский монастырь, чтобы постричься в монахи. Однако отец отговорил его от этого намерения, и Никита вернулся домой. В возрасте 20 лет он женился и стал священником: для этого он был уже достаточно грамотен. Вначале он служил в сельском приходе, затем, по рекомендации, получил приход в Москве. Неудовлетворенность своей жизнью, а потом и смерть всех трех его детей обратили мысли о.
Никиты к былому стремлению стать монахом. Он уговорил свою жену уйти в монастырь, а сам отправился на север, и там, в скиту сурового подвижника Елеазара уже упоминавшегося нами , принял иноческий постриг. Но Никон был не тем человеком, который мог бы весь без остатка предаться науке аскетического делания. Елеазар же управлял скитом с большой строгостью и требовал от своих учеников полного подчинения духовному руководству старца. После ссоры со старцем Елеазаром Никон ушел из скита и поступил в Кожеезерскую пустынь. Произошло это примерно в 1639—1640 гг. Через три года братия избрала его настоятелем.
В 1646 г. Никон приехал в Москву по делам своей пустыни, его представили юному, впечатлительному и очень благочестивому царю Алексею, который несколько раз беседовал с ним. Весь облик игумена Никона — его статность, величественная фигура, красноречие, сильная воля, энергичные черты лица — все это произвело большое впечатление на Алексея. Сам мягкий и тихий по натуре, царь склонен был окружать себя энергичными людьми, ставить их на ключевые должности в государстве и Церкви. Впечатление, произведенное Никоном на царя, было, вероятно, настолько сильным, что позднее, когда между возмужавшим царем и патриархом разгорелся спор, Алексей долго не мог решиться твердо выступить против Никона. По желанию царя, Никона назначили архимандритом близкого к царской семье московского Новоспасского монастыря. Благочестивый Алексей часто посещал этот монастырь и любил бывать на особенно торжественных богослужениях Никона.
Эта торжественность была очень по душе царю. Никон стал часто встречаться с ним, каждую неделю бывал в царском дворце, служил для царя утреню и вел с ним долгие беседы. Нередко Никон использовал эти встречи, чтобы просить царя о милости для разных, в основном простых, людей, несправедливо наказанных властями; эти просьбы, сопровождавшиеся ясным изложением дела, не только всегда находили понимание у юного царя, но и весьма трогали чувствительного Алексея. Доверие царя к Никону и его влияние при дворе росли день ото дня, в то же время росла популярность новоспасского архимандрита среди московитов. В 1649 г. Своей епархией он управлял энергично, властно, самоуправно. Осыпанный почестями и привилегиями, больше даже, чем сам патриарх, Никон правил здесь как настоящий князь Церкви.
При учреждении Монастырского приказа 1649 Никон, будучи еще архимандритом, подписал соответствующий документ — «поневоле», как он объяснял позже, хотя и не одобрял существование подобного приказа, поскольку это, по его словам, «святому Евангелию, правилам святых отец и законам греческих царей во всем противится». Он даже называл Уложение 1649 г. При нем Новгородская митрополия по всем делам была освобождена от подсудности Монастырскому приказу, и, вопреки Уложению, царь пожаловал митрополиту множество имений 954. Деятельность Никона в Новгороде доказывает, что уже там он склонен был к реформам для устранения разных изъянов в церковной жизни. Его дружба с царем продолжалась. Никон ездил в Москву, переписывался с царем, и царь духовно совершенно подчинился Никону, обладавшему сильным характером. Во время Новгородского бунта 1650 г.
Во время поездки Никона в Соловецкий монастырь, откуда он должен был перенести в Москву мощи св. Филиппа, скончался патриарх Иосиф, и в Москве все знали, что новым патриархом станет Никон, любимец царя 955. За время своего правления — краткого, но бурного — Никон стремился разрешить две проблемы. Первая — исправление богослужебных книг; вторая проблема выросла из сложных личных взаимоотношений между царем и патриархом, точнее, из принципиальных воззрений последнего и традиционных взглядов первого на взаимоотношения между государством и Церковью ср. Эту проблему мы не в состоянии подробно осветить здесь, потому что, во-первых, она не соответствует нашей теме, а во-вторых, у спора между светской и духовной властью долгая предыстория и, чтобы изложить ее, понадобилось бы слишком много места. Но мы хотим предложить читателю краткую характеристику патриарха Никона , его воззрений и деятельности, сделанную Н. Каптеревым на основании четырехлетнего исследования и вызвавшую в свое время довольно резкую полемику 956 ; несмотря ни на что, характеристика эта верна.
Каптерев , — был созданием царя Алексея Михайловича, программу которого он только выполнял в своей церковно-реформаторской деятельности. Сам Никон, хотя одно время и сильно увлекался своей церковно-реформаторской деятельностью, однако никогда не считал ее главным делом своего патриаршества, которым он поэтому, по оставлении им патриаршей кафедры, уже более совсем не интересовался… Действительную, настоящую душу патриаршества Никона, в чем он сам видел главную задачу и весь смысл своего патриаршества, к чему он постоянно и настойчиво стремился, находясь на патриаршей кафедре, за что он неустанно и страстно боролся и после оставления им патриаршей кафедры, — было его стремление не только освободить церковную власть от власти государственной, так как последняя тогда над нею господствовала, но и утвердить то защищаемое им положение, что священство выше царства» 957. Увлеченность идеей, которая сама по себе была правильной, не оставляла Никону времени, чтобы основательно обдумать отдельные мелочи в деле исправления книг. Вообще говоря, еще не ясно, в какой мере Никон признавал необходимость и целесообразность исправления с чисто церковной и религиозно-нравственной точки зрения. Исследования Н. Каптерева доказали, что в действительности Никон не был инициатором исправления книг, происходившего в его время. Никон вынужден был продолжать дело исправления книг, но эта вынужденность как раз и противоречила его характеру, не могла пробудить в нем подлинного интереса к делу.
Нельзя отрицать, что с внешней стороны Никон обставил свои меры по исправлению книг весьма торжественно, возможно, эта «торжественность» давала ему некоторое удовлетворение, раз уж приходилось тратить время на это дело, но внутренне все это было ему чуждо. Этим и объясняется спешка в проведении «реформ», совершенное игнорирование мнений тех, кто возражал ему, грубость при проведении мероприятий и крутые меры в борьбе с противниками. В этой борьбе Никон обнаружил всю силу и цельность своей натуры: протесты против реформ он воспринимал как личную вражду к себе — нужно отметить, что в этом Никон отчасти был прав, — и отсюда возникла иллюзия скорее, правда, у позднейших поколений, чем у современников , будто он целиком предан был делу этих реформ. Эта особенность придала всей истории исправления книг при Никоне драматический оттенок и вызвала трагические последствия 958. Исправление книг при Патриархе Никоне В нашу задачу не входит подробное изложение истории раскола, для нас важно только показать, какое участие приняло монашество в волне протестов и в борьбе против реформ Никона. Поэтому мы собираемся предложить читателю лишь самый сжатый очерк истории раскола и участия монашества в протестах против реформ. Никон с большой торжественностью был настолован на московский патриарший престол.
Работа по исправлению богослужебных книг, которая велась и при патриархе Иосифе, была продолжена: прибывшие из Киева иноки Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий продолжали заниматься сверкой, монах Арсений Суханов еще в 1650 г. В конце 1650 г. Никон, тогда еще Новгородский митрополит, благодаря постоянному общению с царем, разумеется, знал об этих мнениях греков.
Не раз служители монастыря отправляли царю челобитные с просьбой позволить им сохранить у себя старые порядки. В пятой из них говорилось: «Не вели, государь, больши того к нам учителей присылать напрасно… а вели, государь, на нас свой мечь прислать царьской и от сего мятежнаго жития преселити нас в оное безмятежное и вечное житие». В ответ Алексей Михайлович приказал отобрать соловецкие вотчины в казну и лишить мужскую обитель снабжения хлебными припасами. Неповиновение Соловецкого монастыря решению соборов восприняли как бунт. Обитель было решено подчинить силой. Осада обители 3 мая 1668 года на Соловки двинулось стрелецкое войско под командованием стряпчего Игнатия Волохова. Не имея достаточно сил для взятия монастыря, Волохов отступил и занял осаду.
По данным воеводских отчётов царю, в осаждённом монастыре находились около 700 человек. У бунтовщиков было 90 пушек, расставленных на башнях и стенах, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также значительная поддержка местного населения. Кроме того, в начале 1670-х годов число защитников обители пополнили сторонники Степана Разина. Первые годы «Соловецкого сидения» осада велась вяло. Власти всё ещё надеялись на силу увещеваний и не принимали решительных мер. В самом монастыре тем временем изменили ход богослужения. В части молитвы за царя, где упоминались конкретные имена, появилась формулировка «о благоверных князьях». Как пишет историк Ольга Чумичева, в условиях восстания немоление за царя стало наиболее острой формой политического протеста монастырского старообрядчества. В сентябре 1673 года руководить осадой был призван воевода Иван Мещеринов. Терпение «тишайшего» царя и его надежда на мирный исход дела были исчерпаны.
Монарх отдал приказ начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен обители из пушек, что до этого было запрещено. Часть воды из Святого озера была спущена, что привело к осушению монастырских колодцев и остановке работы мельниц.
Уже вся сила вступила да всех старцев прирубила.
Василий Ключевский2: восстание в Соловках - часть всеобщей смуты в России "Вместе с чувством тяжести принесенных жертв и понесенных неудач росло и недовольство ходом дел. Оно попало на подготовленную Смутой почву общей возбужденности и постепенно охватило все общество сверху донизу, только выражалось неодинаково в верхних и нижних слоях его. В народной массе оно сказалось целым рядом волнений, которые сообщили такой тревожный характер XVII веку: это эпоха народных мятежей в нашей истории.
Не говоря о прорывавшихся там и сям вспышках при царе Михаиле, достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением... Курс русской истории.
Лекция 52. Восстание монахов в историческом очерке Данилы Мордовцева3: После такого вторичного неудачного приступа осада монастыря снова затянулась на неопределенное время. Воевода Мещеринов, опасаясь, что за этим проклятым "Соловецким сидением" его русая головушка успеет подернуться инеем седины, бил челом о подмоге ратными людьми , и к нему прислали в помощь около восьмисот свежих стрельцов, двинских и холмогорских.
Поглядели и эти стрельцы на серые стены, по которым от времени до времени двигались темные тени, посмотрели, покачали головами и в душе пришли к тому же заключению, что и прежние: "За что, мол, про что старцев божьих тревожат? Вон как голосно за стенами звонят святые колокола, молятся, знать, старцы, не дурно какое чинят, а Богу работают... Сидение раскольников: повесть.
Державный плотник. Соловецкое сидение "Соловецкое восстание" или "Соловецкое сидение" - 8 летнее восстание соловецких монахов против церковной реформы. Участники - монахи, не принявшие церковной реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники Степана Разина.
Карательная армия, посланная царем и насчитывавшая более тысячи человек, овладела монастырем в результате измены одного из защитников монастыря. Вот как рассказывается об этом событии в очерке Анны Гиппиус: "Первые зачатки раскола появились в Соловецком монастыре с 1636 года, когда патриархом Никоном были присланы сюда исправленные богослужебные книги. Против патриарха, бывшего уже под царским гневом, было предубеждение.
Монахи, даже не просмотрев книг, сразу запечатали их в сундуки и поставили в монастырскую оружейную палату. Начало было сделано. Потом, сначала благодаря приездам сочувствующих расколу, а в 1661 году благодаря ссылке целой группы раскольников, раскол стал быстро распространяться, заражая все больше и больше иноков.
Присоединение к расколу беглых московских стрелков и мятежников из шайки Степана Разина очень усилило движение и придало ему политический оттенок. Пожар разгорался и наконец, в 1666 г. Помимо игумена, руководимые келарем Савватием Абрютиным и казначеем Терентием, монахи составили очень грубую челобитную царю.
Причиной кризиса стала попытка унифицировать церковные книги и обряды, так как из-за многовекового переписывания книг от руки накопились бесчисленные неточности и ошибки. Ещё в 1518 г. Но этого не произошло. Вопрос пересмотра церковных книг был поднят снова во время правления Ивана Грозного. В 1551 г. Дальнейшие политические события не позволили осуществить задуманное. К вопросу о единообразии православных книг, используемых в Русском государстве, вернулись в правление Алексея Михайловича. Развитие книгопечатания в стране позволяло быстро править тексты, но нужно было решить, что брать за образец для исправления — древнерусские книги или греческие оригиналы.
Одни считали, что богословие и обряды нужно исправлять на основе греческих источников. Этой идеи придерживался и сам царь Алексей Михайлович. Другие, в том числе патриарх Иосиф, утверждали, что раз Византию завоевали турки, значит, к грекам нет доверия. К тому же после падения Византии православная греческая литература печаталась в католической Италии. Портрет патриарха Никона с клиром. Постепенно вокруг Алексея Михайловича сложился круг лиц преимущественно духовного звания, которые называли себя «ревнителями древнего благочестия». В эту группу входили: боярин Фёдор Михайлович Ртищев, архимандрит Никон 1605—1681 , протопоп Аввакум 1620—1682 и другие. Участники кружка так и не сумели достичь согласия между собой в вопросе реформирования церковной жизни.
Аввакум считал, что России следует опираться на старые традиции, отказаться от иностранного влияния и изолироваться от остального мира. Никон, а также Алексей Михайлович и его приближённые, наоборот, придерживались мнения, что возвышения не достичь без опоры на знания и опыт других народов и государств. Протопоп Аввакум Реформа патриарха Никона Новгородский митрополит Никон, которому покровительствовал царь Алексей Михайлович, в 1652 г. В 1653—1655 гг. По новым правилам верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух. Земные поклоны, при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными, а крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца.
Народные восстания 17 века в России (Таблица)
Народные восстания 17 века в России (Таблица) | Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. |
«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история | Причины, по которым братия Соловецкого монастыря не приняла церковную реформу, были отчасти объективные, отчасти они были вызваны пристрастным отношением соловецких иноков к патриарху и царю. |
Раскол: религиозное и социальное явление
Один из важнейших столпов Русского Севера, Соловецкий монастырь не желал подчиняться церковной реформе. Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. В этой серии мы станем свидетелями церковного раскола, последствия которого не преодолены до настоящего времени. Мы узнаем причины, сущность и последствия ц. Предводительствуемые Никанором и соловецким казначеем старцем Геронтием, они подняли церковное "восстание" против соборных преобразований. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. 1 февраля 1676 г.) восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет.