Не в последнюю очередь споры вокруг фигуры Матроны Московской возникли из-за предания, согласно которому в 1941 году, перед битвой под Москвой, к старице приезжал сам Сталин, получил ее благословение и предсказание победы в войне. Как стало известно 28 ноября, икону, на которой изображена встреча блаженной Матроны Московской с Иосифом Сталиным, убрали из храма в пригороде Санкт-Петербурга Стрельне.
Встречался ли Иосиф Сталин с Матроной Московской
Традиционный сюжет Настоятель храма в Стрельне и заказчик написания иконы игумен Евстафий Жаков никаких противоречий в иконописном сюжете не видел. В одном из интервью он напомнил, что в традициях русской иконописи сюжет благословения святым военачальника или правителя — традиционный. Вот только отдавать должное иконе, на которой изображен Сталин, прихожане отказывались. Уж слишком уж противоречивой является фигура «отца народов». С одной стороны, ему воздают должное за победу в войне и за небывалый подъем страны в послевоенные годы. С другой, не могут вычеркнуть из памяти имена всех тех, кто погиб от сталинских репрессий. Кощунство и глумление Когда журналисты узнали о появлении в храме иконы, разгорелся скандал. Игумен Евстафий настаивал: ничего плохого в благословении вождя Матроной Московской нет. Тем более что благословение якобы «сработало»: немцы Москву не заняли, хотя в отдельные дни имели возможность войти в город, а сам Сталин остался в столице и возглавил ее оборону.
Только молитвами Святой Матроны игумен объяснил странное поведение немецкого руководства, которое словно не осмеливалось взять «сердце» страны. Даже сильнейшие морозы якобы были вымолены Матроной. Во время жарких дискуссий сторонники сюжета апеллировали к так называемой теории православного сталинизма.
Но через минуту Поскребышев вернулся во двор. По одной из самых распространенных версий, Матрона сказала: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Ты один из начальства не покинешь Москву». По другой же - стукнула вождя кулаком по лбу со словами: «Москву не сдавай, думай-думай, а как придет Александр Невский, так всех за собой и поведет».
Встреча Сталина со святой, не вошла в официальное изложение жития Матроны Московской, так как не существует никаких реальных доказательств этого события. Разумеется, Сталину было известно о Матроне Никоновой.
Традиционный сюжет Настоятель храма в Стрельне и заказчик написания иконы, игумен Евстафий Жаков , не видели противоречий в иконописном сюжете. В одном из интервью он напомнил, что сюжет благословения святым военачальника или правителя является традиционным в русской иконописи. Он привел примеры, такие как благословение преподобного Сергия Радонежского Димитрию Донскому, святителя Гермогена Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, а также Филарета Московского, который благословил Михаила Скобелева, выдающегося русского полководца. Однако прихожане отказывались признавать икону, на которой изображен Сталин.
Фигура "отца народов" является слишком противоречивой. С одной стороны, ему воздают должное за победу в войне и за небывалый подъем страны в послевоенные годы. С другой стороны, люди не могут забыть имена всех тех, кто погиб от сталинских репрессий. Кощунство и глумление Когда журналисты узнали о появлении в храме иконы, разгорелся скандал. Игумен Евстафий настаивал: ничего плохого в благословении вождя Матроной Московской нет. Тем более что благословение якобы «сработало»: немцы Москву не заняли, хотя в отдельные дни имели возможность войти в город, а сам Сталин остался в столице и возглавил ее оборону.
Только молитвами Святой Матроны игумен объяснил странное поведение немецкого руководства, которое словно не осмеливалось взять «сердце» страны.
Но икона долго не простояла, и быстро исчезла с поля зрения. Прихожане не одобрили молчаливо икону «Матрона и Сталин». Они просто к ней не подходили, и игнорировали ее нахождение. На ее защиту стал настоятель храма, считая, что ничего предосудительного в ней не было, и не понимает, что привело к нападкам журналистов. Игумен Евстафий, который заказал икону, объяснил, что во все времена можно проследить, как преподобные и святые люди благословляют известных полководцев или военачальников.
В иконе прихожан смутил не образ Матроны, которую любят, а изображение И. Ему отдают должное за то, что он выиграл войну, и сохранил великую страну. Но многие помнят также репрессии, голодовки и невинно расстрелянных людей.
Почему люди отрицательно восприняли икону «Матрона и Сталин» в храме
Я отношу возможность встречи генералиссимуса Сталина и старицы Матроны к концу октября 1941-го. Икона Матроны Московской с изображением Сталина была передана в дар кафедральной церкви Самеба Грузинской православной церкви лидерами пророссийской партии «Альянс патриотов» Ирмой Инашвили и Давидом Тархан-Моурави. Патриархия Грузии потребовала переписать икону Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина. Встреча Сталина со святой, не вошла в официальное изложение жития Матроны Московской, так как не существует никаких реальных доказательств этого события. Патриархия Грузии потребовала переписать икону Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина, хранящуюся в кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси.
Дело в Сталине: Патриархия Грузии призвала закрасить икону Матроны Московской
Сталин действительно не покинул Москву, как это сделали остальные члены правительства. Встреча также могла быть на самом деле. Вот только свидетелей трудно найти, потому что Матрона не имела одного место жительства, скитаясь по подвалам и коммунальным квартирам. В «Житие и чудеса» записаны слова Матроны, которые она сказала, когда к ней приехал И. По одной из версий она легонько постучала кулачком по лбу, и сказала, что ему нужно собраться, потому что «красный петух» победит. Потом благословила, и напомнила, что не нужно также сбрасывать со счетов «войско небесное». Сама же она постоянно молилась за страну и Москву. Некоторые считают, что своими молитвами она не пустила врага в столицу.
В приписываемых ей словах она якобы противопоставляет красного петуха черному петуху. Но неужели она в словах Сталину сравнивает войну с петушиным боем? В русском языке петушиный бой - это никчемное пустое сражение на забаву организаторов. Не спорю, что св. Матрона могла употреблять слова "красный петух" и даже сравнивать нападение Гитлера на Сталина с боем двух петухов тогда в 1941 году это делали очень многие но неужели это она делала в разговоре со Сталиным? Поверить в это просто невозможно. Мы из 21-го века не видим еще одной важной особенности понимания этой фразы. Для нас, сегодняшних городских жителей, петух - почти что сказочное животное. Мы его видим только на картинках. Но отношение к петуху у жителей 41-го года было иное. Ведь почти все из них или родились в деревнях, или часто там бывали. Для них резать петуха - это привычнейшее занятие. Мы сейчас даже не знаем что это такое. А тогда каждый умел рубить голову петуху и потом общипывать его. Поэтому в понимании жителей 1941 года петух - это тот, кто голосисто поет, но которого скоро будем резать. Поэтому сравнивать Сталина с петухом в разговоре с ним - это оскорбление. Но не менее интересно то, что по версии сталинистов св. Матрона больше ничего Сталину не сказала. Это по меньшей мере странно. Президент Рузвельт в эти дни пойдет даже на очень неубедительный шаг, он на пресс-конференции заявит, что Советской России можно помогать, поскольку там уже прекратились притеснения верующих. Его будут за это критиковать, но он будет непрестанно давить на Сталина, чтобы заставить того дать свободу верующим.
После встречи с блаженной он провел две мощные пропагандистские акции для воодушевления народа на борьбу. Первая - торжественное заседание Моссовета в метро «Маяковская» 6 ноября. Вторая - легендарный парад на Красной площади 7 ноября, в честь годовщины Октябрьской революции. К людям вождь обратился, как принято в православии: «Братья и сестры! В 1943 году по приказу Сталина были открыты храмы и монастыри, выпущены из тюрем священники, прекращены гонения на церковь... Сила веры Так верил ли Сталин в Бога? По этому поводу мнения расходятся. Одни полагают, что Сталин просто использовал верующих и церковь для подчинения себе народа. С этим не согласен приемный сын генсека Артем Сергеев, не раз говоривший, что Сталин был тайно, но искренне верующим человеком. Также телохранитель вождя Юрий Соловьев писал, как не раз видел через окно церкви, находившейся в Кремле по пути в кинозал, молившегося генсека. Внук вождя Александр Бурдонский рассказывал, что его дед исповедовался и что «священника трясли при Хрущеве со страшной силой, но он ничего не сказал». Известно также, что антирелигиозные книжки вождь называл «макулатурой». В постановке Александра Таирова былинные герои представали жандармами охранки, а Владимир Святой - в образе царя-держиморды. Генсек назвал эту пьесу «клеветой на наш народ». Бедный, по его мнению, изображал Россию как «сосуд мерзости и запустения», а «лень и стремление сидеть на печке, как национальную черту русских». Икона, изображающая, как Матрона Московская благословляет Сталина на защиту столицы, вызывает бурные дебаты со дня своего создания. Представители священноначалия не считают данный образ каноничным. Ведь беседа блаженной с вождем не считается однозначно доказанным историческим событием. Была ли встреча на самом деле? Как ни странно, это не так уж и важно. Главное, в народе распространился слух: вождь услышал блаженную! Богоматерь кружит над Москвой! Чудотворная икона поедет защищать Ленинград!
Мужество ее защитников? Подоспевшие резервы — свежие сибирские и дальневосточные части? Важно было и то, и другое, и третье. Но Москву спасло от страшной беды, как считали люди, что-то еще, покрытое налетом мистики, окутанное ореолом тайны… Художница Алла Андреева в книге «Плаванье к Небесному Кремлю» вспоминала октябрь 41-го: «Во многих местах на окраине Москвы был слышен гул боя. Не взрывы, не удары, а именно непрерывный гул. У нас в Коптеве он был слышен очень сильно, и оконные стекла непрерывно дребезжали. Бои шли в районе Химок — это со стороны Коптева. В какой-то из этих дней я оказалась на Арбате и видела танки. Я не знала, что танки могут двигаться с такой быстротой. Они явно откуда-то прорвавшись, мчались по Арбату со стороны Бородинского моста: помятые, грязные, со следами огня. И танки были облеплены солдатами. Солдаты ехали снаружи, держась за что попало, в разорванных, часто обгоревших шинелях. Лица их, выражение этих лиц я не берусь описывать. Они смотрели только вперед, ни разу не оглянувшись по сторонам, вообще не шевелясь. Это было бегство, так его понимали мы, стоящие на тротуарах... Взрывчатка была заложена по всему городу: в метро, на вокзалах, заводах, фабриках, в музеях, театрах. Были отпечатаны листовки, которые столичные подпольщики намеревались распространять в оккупированном городе. В них говорилось: «Под напором превосходящих сил противника наши войска временно оставили Москву. Тяжелая утрата! Но слезами горю не поможешь. За свою многовековую историю Москва и москвичи переносили и не такие удары и всегда выходили победителями... Убивайте, истребляйте каждого немецкого оккупанта, как бешеную собаку! Взрывайте мосты и дороги, разрушайте телефонную и телеграфную связь, поджигайте склады и обозы, срывайте все вражеские мероприятия... Тот день резкими штрихами запечатлелся в памяти Андреевой: «Немцы подошли к сердцу России. Мы слышим по радио то, что привыкли слышать: наши войска оставляют, оставляют, оставляют...
Режиссер Сторожева снимает Москву 41-го: как Сталин посетил Матрону
Но все равно она продолжала помогать людям. Вскоре у нее открылся и дар предвидения. Но оставаться в селе Матрона дальше не могла. Ее братья получили партбилеты, стали работать в колхозе.
Для блаженной в доме больше не было места, ведь в новую жизнь после Гражданской войны такое положение дел с огромным количеством паломников у ворот совсем не укладывалось. Пришлось Матроне переехать в Москву, где она остановилась у своей односельчанки. Но и здесь, в столице, о пророческом и целительском даре девушки постепенно узнавало все больше и больше народу.
Поток людей к ней не иссякал, а слава ширилась и укреплялась. Казалось бы, Сталин, на первый взгляд, был противником религии. Но ведь именно он призывал в своей речи, прозвучавшей 7 ноября на параде, прошедшем на Красной площади, к единению советского воинства под знаменами русских святых и великих наших предков — Невского, Суворова, Кутузова, Минина, Пожарского, Донского и других знаменитых исторических персонажей, ковавших каждый в свое время победу отечественного оружия.
На самом деле Сталин был глубоко верующим человеком. И в этом смысле его встреча в столь критический для страны и ее столицы момент была далеко не случайна.
Традиционный сюжет Настоятель храма в Стрельне и заказчик написания иконы, игумен Евстафий Жаков , не видели противоречий в иконописном сюжете. В одном из интервью он напомнил, что сюжет благословения святым военачальника или правителя является традиционным в русской иконописи.
Он привел примеры, такие как благословение преподобного Сергия Радонежского Димитрию Донскому, святителя Гермогена Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, а также Филарета Московского, который благословил Михаила Скобелева, выдающегося русского полководца. Однако прихожане отказывались признавать икону, на которой изображен Сталин. Фигура «отца народов» является слишком противоречивой. С одной стороны, ему воздают должное за победу в войне и за небывалый подъем страны в послевоенные годы.
С другой стороны, люди не могут забыть имена всех тех, кто погиб от сталинских репрессий. Кощунство и глумление Когда журналисты узнали о появлении в храме иконы, разгорелся скандал. Игумен Евстафий настаивал: ничего плохого в благословении вождя Матроной Московской нет. Тем более что благословение якобы «сработало»: немцы Москву не заняли, хотя в отдельные дни имели возможность войти в город, а сам Сталин остался в столице и возглавил ее оборону.
Только молитвами Святой Матроны игумен объяснил странное поведение немецкого руководства, которое словно не осмеливалось взять «сердце» страны. Даже сильнейшие морозы якобы были вымолены Матроной.
Тогда митрополит Илия приезжал в СССР в качестве представителя Антиохийского Патриархата и вел переговоры с патриархом Алексием Первым и советским руководством по поводу Всеправославного совещания, которое в итоге состоялось в июле 1948 года. Однако, несмотря на просьбы митрополита, в личном приеме у И. Сталина ему отказали.
Версия о том, что митрополиту Илии в начале войны явилась Пресвятая Богородица и велела передать советскому правительству, что необходимо обнести Сталинград и Ленинград иконой Казанской Божией Матери что якобы и было исполнено — то есть что самолет с иконой облетел вокруг этих городов; то же касается легенды об облете вокруг Москвы , впервые появилась в рассказе «Чудеса от Казанской иконы Божией матери». В начале 1990-х годов этот не подтвержденный никакими архивными документами текст часто публиковался в периодике с указанием на разных авторов, но настоящую известность приобрел благодаря сборнику С. Фоминых «Россия перед вторым пришествием».
По мнению архимандрита Иова Гумерова , сомнительно, чтобы «жестокий гонитель Церкви» приезжал к опальной прозорливице, которая до самой смерти «была готова к аресту».
Но как быть с отсутствием свидетельств очевидцев? Вряд ли приезд «отца народов» в одну из коммунальных московских квартир мог остаться незамеченным. Во время дискуссии о скандальной иконе иерей Николай Савченко напоминал, что во время жизни в столице Матрона часто меняла адреса, не имела регистрации, жила в комнатушках разных коммуналок. В какую именно наведался Сталин?
Точного адреса, по словам священника, никто назвать не может. А вот в легенде о приезде вождя к провидице адрес фигурирует — Староконюшенный переулок на Арбате. В народе поговаривали, что глава советского государства действительно осенью 1941 года посетил Матрону. Постучав вождя по правому плечу, она сказала, что «красный петух» победит, и предсказала, что Сталин — единственный из партверхушки — не эвакуируется из столицы.
Текстолог и ученица Д. Лихачева Инесса Серова в своих работах выражала сомнение в реальности встречи.
В Грузии призвали переписать икону Матроны Московской со Сталиным
Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. Встреча Сталина со святой, не вошла в официальное изложение жития Матроны Московской, так как не существует никаких реальных доказательств этого события. Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999-м, а через пять лет состоялась ее общецерковная канонизация. В 2008 году настоятель храма Святой Равноапостольной княгини Ольги под Петербургом выставил икону, на которой изображены Сталин и Матрона Московская.
Что предсказала Сталину Матрона Московская
Не в последнюю очередь споры вокруг фигуры Матроны Московской возникли из-за предания, согласно которому в 1941 году, перед битвой под Москвой, к старице приезжал сам Сталин, получил ее благословение и предсказание победы в войне. Рассказывает Прасковья Сергеевна Аносова, : Люди рассказывают, что Сталин был у Матроны, она ему не велела уезжать из Москвы, похлопала его по правому плечу и сказала: "Красный петух победит". Как стало известно 28 ноября, икону, на которой изображена встреча блаженной Матроны Московской с Иосифом Сталиным, убрали из храма в пригороде Санкт-Петербурга Стрельне. Матрона и Сталин.
Св. Матрона Московская о Сталине и о нас
В итоге пресс-служба патриархии Грузии призвала переписать икону, заявив, что изображение Сталина вызвало «противоречивые разговоры», а икона стала «объектом неоправданных оскорбительных действий», что привело к «напряженности в обществе». Встреча Сталина с Матроной не включена в канонический текст ее жития «из-за недостаточности доказательств», отметили в патриархии.
Он выпивал, будто запивал после Причастия! Впрочем, может быть, он помимо того еще и Причащался. Кто знает? Приведенные примеры делают такое предположение очень правдоподобным. Какой-нибудь скептик непременно заметит: он же трубкой день и ночь дымил! Но вспомним, что Августейший предшественник генсека курил, пожалуй, не меньше. Но, кажется, никто из них за многие годы своей титанической борьбы не придумал очернить Иосифа Виссарионовича какой-нибудь амурной историей.
Сюжетов такого рода о похождениях известного плейбоя Берия - сколько угодно. О проказах невзрачного Ленина и то поговаривают. Но вот о Сталине почему-то — молчок. По свидетельству многих Сталин крайне неодобрительно, неприязненно, с какой-то патриархальной стыдливостью, старомодной целомудренностью, смущением, относился к любому проявлению сексуальной распущенности. Члены политбюро любили в Кремле смотреть фильмы всем кворумом. И если в какой-нибудь заграничной картине были любовные сцены, по нынешним-то временам совершенно невинные, но по стандартам прежней морали довольно фривольные, кремлевский схимник обычно вставал и уходил. Он бежал от этого, как от чего-то постыдного, греховного. Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира. Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он - верующий человек.
Но распространился слух: вождь услышал блаженную. Он стал благой вестью и со временем превратился в веру и надежду. В 2008 году художник И. Пивник написал икону, изображающая святую Матрону Московскую и Сталина. Однако, согласно заявлению представителя Петербургской епархии: «Это неправомочное изображение, так как разговор святой Матроны и Сталина - это всего лишь легенда и не соответствует реальному положению дел».
Ведь почитание Матроны началось в 1993 году после того, как в Коломне было издано «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Книга сразу получила огромную популярность, тираж первого издания превысил 150 тысяч экземпляров, затем последовали многочисленные переиздания. До 1993 года первоначальная могила Матроны на Даниловском кладбище в Москве если и почиталась, то очень узким кругом лиц. А спустя несколько лет культ новой святой распространился настолько, что в 1998 году ее мощи были перенесены в собор Покровского женского монастыря.
Для христиан святость — абсолютная характеристика, указывающая на причастность человека Богу, на его преображение. Когда к имени святого приплетаются разнообразные легенды, то к этому относятся очень настороженно. Дело в том, что первые читатели «Сказания о житии блаженной старицы Матроны» узнавали из этой книжки не столько о самой Матроне, сколько о ее почитательницах и об их жизни, о том, какие им снились сны. Присутствовал в книге и пассаж о визите Сталина к Матроне осенью 1941 года. Будто бы Матрона, предсказав будущую победу, не велела Сталину покидать столицу. Относительно достоверности эпизода могу сказать только, что он закономерно исчез из последующих изданий книги. Православная традиция определяет строго церковные, храмовые формы лечения бесноватых. Но ведь их невозможно проводить в отсутствие специально подготовленного духовенства. Мне рассказывали, что Матрону причащал «катакомбный» священник, скрывавшийся от властей. Много ли мог сделать тайный священник в ужасной ситуации гонений?
В то же время определенное служение было и у самой Матроны, несмотря на физическую немощь. В условиях разгрома церковной организации, в подполье, бытовали некие мирские фольклорные практики духовного целительства.
Икона «Матрона и Сталин»: почему её убрали из храма
Вопрос о прекращении преследований Церкви в СССР не был ключевым в переговорах с союзниками, но и второстепенным добросовестное исследование документов его назвать не позволяет см. Болотов С. Встреча И. Сталина с церковным руководством 4 сентября 1943 года и последующие шаги навстречу Церкви, такие как избрание патриарха, стали отнюдь не отправной точкой, а закономерным итогом успешного с точки зрения советской власти «использования» Московской Патриархии в качестве инструмента внешней политики СССР в начале 1940-х годов. В 1943 и последующих годах количество арестов и расстрелов духовенства действительно значительно уменьшилось, что, тем не менее, вовсе не означало конца гонений на христиан. В советских лагерях продолжали умирать осужденные за веру священники и миряне, против находившихся на свободе верующих продолжали фабриковаться уголовные дела, а государственная идеология и внутренняя политика оставались подчеркнуто атеистическими.
Двор тут же опустел. Тогда Сталин со своим секретарем Александром Поскребышевым вышли из машины и направились в пристройку. Но через минуту Поскребышев вернулся во двор. По одной из самых распространенных версий, Матрона сказала: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Ты один из начальства не покинешь Москву». Икона, изображающая, как Матрона Московская благословляет Сталина на защиту столицы, вызывает бурные дебаты со дня своего создания. Представители священноначалия не считают данный образ каноничным. Ведь беседа блаженной с вождем не считается однозначно доказанным историческим событием. Была ли встреча на самом деле? Как ни странно, это не так уж и важно.
Да, легенда о том, что вождь приезжал к святой, бытует, притом в нескольких версиях, но официальных документов о визите Сталина нет. Конечно, они могли не сохраниться, если глава советского государства хотел избежать огласки. По мнению архимандрита Иова Гумерова , сомнительно, чтобы «жестокий гонитель Церкви» приезжал к опальной прозорливице, которая до самой смерти «была готова к аресту». Но как быть с отсутствием свидетельств очевидцев? Вряд ли приезд «отца народов» в одну из коммунальных московских квартир мог остаться незамеченным. Во время дискуссии о скандальной иконе иерей Николай Савченко напоминал, что во время жизни в столице Матрона часто меняла адреса, не имела регистрации, жила в комнатушках разных коммуналок. В какую именно наведался Сталин? Точного адреса, по словам священника, никто назвать не может. А вот в легенде о приезде вождя к провидице адрес фигурирует — Староконюшенный переулок на Арбате. В народе поговаривали, что глава советского государства действительно осенью 1941 года посетил Матрону. Постучав вождя по правому плечу, она сказала, что «красный петух» победит, и предсказала, что Сталин — единственный из партверхушки — не эвакуируется из столицы. Текстолог и ученица Д.
Конечно, они могли не сохраниться, если глава советского государства хотел избежать огласки. По мнению архимандрита Иова Гумерова , сомнительно, чтобы «жестокий гонитель Церкви» приезжал к опальной прозорливице, которая до самой смерти «была готова к аресту». Но как быть с отсутствием свидетельств очевидцев? Вряд ли приезд «отца народов» в одну из коммунальных московских квартир мог остаться незамеченным. Во время дискуссии о скандальной иконе иерей Николай Савченко напоминал, что во время жизни в столице Матрона часто меняла адреса, не имела регистрации, жила в комнатушках разных коммуналок. В какую именно наведался Сталин? Точного адреса, по словам священника, никто назвать не может. А вот в легенде о приезде вождя к провидице адрес фигурирует — Староконюшенный переулок на Арбате. В народе поговаривали, что глава советского государства действительно осенью 1941 года посетил Матрону. Постучав вождя по правому плечу, она сказала, что «красный петух» победит, и предсказала, что Сталин — единственный из партверхушки — не эвакуируется из столицы. Текстолог и ученица Д. Лихачева Инесса Серова в своих работах выражала сомнение в реальности встречи.