Кем была Матильда Кшесинская и как на самом деле складывались ее отношения с последним русским императором?
Женские судьбы. Матильда Ксешинская
В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте! Да, Матильда Кшесинская стала для Николая Александровича первою женщиной и первым чувственным опытом! 1893 гг, после помолвки императора они расстались.
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской
Когда Кшесинская уже подумывала о смене карьеры, в ее жизни появилась знаменитая балерина Вирджиния Цукки. Матильда Кшесинская проживет очень долгую жизнь, получит титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, будет учить балету французских девочек, встретится с шефом гестапо Мюллером, чтобы освободить сына из концлагеря. В центре внимания общественности оказался роман, который якобы существовал между последним российским императором и знаменитой балериной Матильдой Кшесинской.
Афродита Мариинская. 150 лет назад родилась Матильда Кшесинская
После экзамена молодая пара посетила ужин, на котором завязалось общение и появилась взаимная симпатия. Пара распалась в 1894 году, когда цесаревич объявил о помолвке с Алисой Гессенской. Эта новость разбила сердце Кшесинской, о чем она потом сама и поведала… После этих отношений у Матильды были романы с великими князями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Сергей даже предлагал руку и сердце нашей героине, но она отвергла его, в пользу Андрея. Фото Матильды Кшесинской в старости Что еще вам интересно о личной жизни и биографии Матильды Кшесинской?
Поделиться ссылкой: Нажмите, чтобы поделиться на Twitter Открывается в новом окне Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. Открывается в новом окне Понравилось это: Нравится Великокняжеский любовный треугольник Ее сердце недолго было свободным. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной.
Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды. Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь.
Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала — завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем. Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала.
Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим. Сын родился 18 июня 1902 года. Матильда хотела назвать его Николаем, но не рискнула — такой шаг был бы нарушением правил, которые они когда-то установили с теперь уже императором Николаем II. В итоге мальчика назвали Владимиром, в честь отца великого князя Андрея Владимировича.
У сына Матильды Кшесинской получится интересная биография — до революции он будет «Сергеевичем», потому что его признает «старший любовник», а в эмиграции станет «Андреевичем», потому что «младший любовник» женится на матери и признает его своим сыном. Кшесинская, в конце концов, будет считать, что зачат сын был все-таки от Андрея. Пусть будет так. Около 1906 г.
Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь. Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился.
Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II. Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем». Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, — писал Теляковский в воспоминаниях.
Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать балет этот был «Тщетная предосторожность» , Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет».
Начались — телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности.
И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить». Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».
Матильда Кшесинская на сцене Мариинского театра Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии. Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.
Прима-балерина Матильда Кшесинская Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд. В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.
Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. Отстреленный нос В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили.
В одной из первых своих записок к Матильде Николай вспоминал героев гоголевского «Тараса Бульбы»: любовь Андрия к польской панночке, ради которой он забыл и отца, и даже родину. Так же подписана была и фотография, подаренная Цесаревичем Кшесинской на новоселье: «Моей дорогой пани». Кстати, по поводу новоселья. Когда завязались отношения с цесаревичем, Матильда жила с сестрой и родителями. У девушек была общая спальня и небольшая уютная гостиная. Принимать часто Романова она не могла. Девушке пришлось рассказать родителям о романе и настоять на переезде в отдельный дом.
Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но… я обожала Ники, я думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком…», — признавалась Кшесинская в мемуарах. Родители дали согласие при одном условии — с Матильдой должна была поселиться сестра Юлия. Вскоре девушки переехали в небольшой особняк на Английском проспекте в Петербурге. Письмо 16 июля Дорогой, милый Ники! Как тяжело, как ужасно так жить. Мне этого не перенести, это невозможно, это сверх моих сил. Два месяца разлуки с Тобой, которые мне предстоят, меня пугают и в то же время радуют: будет хоть конец плохой, но все же какой-нибудь. Тогда прощай, Ники, лучше умереть.
Прости, Ники, но мне не верится, что Твое чувство ко мне столь же серьезно, как и мое к Тебе. Я все принимаю Твою страсть за простое увлечение, и это так больно. Вторник, 21 апреля 1893 г. Кроме Ники и З. Он смотрел портрет Ники, который я рисовала, и не хотел верить, что это моя работа. Ники оставался еще долго после его ухода. Я читала его дневник, [который] он привез с собой. В дневнике меня очень заинтересовал один день, это 1 апреля, где он пишет про Алису Г. Алиса ему очень нравится, он говорил мне уже об этом раньше, и я серьезно начинаю его к ней ревновать. К будущей царице Александре Федоровне Матильда ревновала и очень сильно.
Она знала об всем от самого Николая. Мною он был очень увлечен, ему нравилась обстановка наших встреч, и меня он безусловно горячо любил», — написано в дневниках Матильды. По ее словам, если вначале общение с принцессой Николай воспринимал как неизбежность, то потом между ним и Алисой возникла взаимная симпатия: «Он от меня не скрыл, что из всех тех, кого ему прочили в невесты, он ее считал наиболее подходящей и что к ней его влекло все больше и больше, что она будет его избранницей, если на то последует родительское разрешение». Письмо 3 августа Твое последнее письмо произвело на меня сильное впечатление. Я теперь начинаю верить, Ники, что Ты меня любишь. Но я все думаю о Твоей свадьбе. Ты сам сказал, что до свадьбы Ты мой, а потом… Ники, Ты думаешь мне легко это было услышать? Если бы Ты знал, Ники, как я Тебя ревную к А. Алисе Гессенской — прим. Целую Тебя горячо и страстно.
Вся Твоя. Историки до сих пор спорят, имел ли роман Матильды и Николая плотскую кульминацию. Проще говоря, переспали ли они. С одной стороны, оба молоды и воздерживаться им было нелегко. Тем более что Матильда всячески демонстрировала свою готовность. С другой стороны, они понимали, что у отношений будущего нет, за Николаем постоянно следили и родственники всячески отговаривали молодого человека от «глупостей». В своих официальных мемуарах Кшесинская ничего не пишет о каких-либо плотских отношениях с Николаем. Про начало 1893 года она сообщает крайне лаконично, затем упоминает, что летом того года «начала замечать, что Наследник все менее и менее свободен в своих поступках». Письмо 10 августа Ники, зачем ты говоришь, что будешь с отчаяния пить? В этом плохое утешение, после всегда бывает тяжелее.
Не делай, Ники, этого, я прошу. О, Ники, дорогой, как я желаю скорее быть Твоею, только тогда я буду совершенно спокойна. Я страшно томлюсь, мой дорогой. И Тебе, и мне давно пора… Я Тебя не понимаю, Ты… с… мною одною в дневнике именно многоточия — прим. Только бы ты женился не на А. Ей я ни за что Тебя не отдам, а то или она, или я. Ты, верно, изводишься, что я постоянно пишу и говорю о Твоем браке, но представь себя на моем месте, и Ты поймешь, как он должен меня тревожить. Пятница, 8 января Ники приехал ко мне в 1-м час. Аля З. Я немного рассердилась на Ники, что он так долго сидел в полку, и вообще не совсем была в духе, так как у меня страшно болела голова.
Мы вчетвером — четвертая Юля — дули шампузен, который привез с собой Аля, и Ники сильно опьянел, Аля тоже. Я же, хотя и выпила довольно, была совершенно трезвая и твердо решила сегодня же поговорить с Ники о будущем. Первый раз, когда мы остались вдвоем в комнате, Ники я не узнала — так он был ласков.
Балерина не просто была «прехорошенькой» — несмотря на свою юность, она уже давно кружила головы и влюбляла в себя мужчин. Так, считается, что именно из-за Матильды была разорвана помолвка шотландца Макферсона, гостившего однажды на даче у Кшесинских вместе со своей невестой.
Тогда «Малютке Мале» было всего 14 лет. Из шалости она пригласила иностранного гостя собирать грибы поутру — если невеста не возражает. Отказать по соображениям этикета шотландец не мог, и отправился вместе со взбалмошной девочкой в лес. После этой прогулки Макферсона будто подменили. Он расторг помолвку с невестой и стал писать Матильде бесконечные любовные письма.
Однако совсем юная Кшесинская спокойно его отвергла — ей предстояла блестящая карьера балерины, и она это знала. Кшесинская вновь увидела Николая в июле в Красном Селе, где исполняла польку для императорской семьи, а позже — в театре. Она не смогла с ним поговорить, но наперсник и сослуживец Николая гусар Волков сообщил по секрету балерине, что она очень нравится цесаревичу. Вернувшись, он вскоре отправился с отцом в Данию. И только в январе 1892 года Матильда снова увидела цесаревича.
Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце.
Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть», — написала Кшесинская позже в своём девичьем дневнике. Под именем того самого «гусара Волкова» цесаревич впервые наведался к ней домой — и вскоре стал регулярно проводить вечера, а затем и ночи в её компании. Принимать наследника в родительском доме ночами было невозможно, и Матильда с позволения отца переехала в съёмный особняк. Жила она вместе с сестрой Юлией, к которой часто наведывался её будущий муж, полковник Александр Зеддлер. Но, несмотря на бесконечные ночные визиты, ни о какой «последней близости» очень долго не шло и речи.
Причина была в том, что Кшесинская — которая высоко себя ценила, несмотря на свою взбалмошность — была невинна. И Николай по-прежнему «ни с кем не жил». Цесаревич не мог решиться лишить невинности юную балерину — ведь он точно знал, что не сможет после этого на ней жениться. Он не может быть первым! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить?
Конечно, нет. Он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он первый будет у меня». Супруга великого князя Их отношения закончились сразу после помолвки цесаревича с внучкой королевы Виктории, которая произошла в апреле 1894 года. Однако Матильда и после этого не утратила своего влияния на жизнь царской семьи. Утешилась Матильда от потери царственного любовника довольно быстро.
Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины. С ним балерина Кшесинская жила на широкую ногу. По первому ее капризу покупались дворцы, драгоценности, роскошные наряды. На работу в театр она ходила больше для удовлетворения собственного тщеславия, уж больно по сердцу ей были аплодисменты, цветы и поклонники.
Каждую заметку в печатном издании, где восхвалялся уникальный талант балерины Матильды Кшесинской, она аккуратно вырезала и приклеивала в специальный альбом. Позже в эмиграции он станет для нее большим утешением. Надо сказать, что в продвижении по карьерной лестнице артистки опять же не малую роль сыграл влиятельный Сергей Михайлович. Вопреки сложившимся в театре традициям, спустя всего 8 лет работы на сцене, Кшесинская уже имела статус примы-балерины, а через 10 — свой собственный бенефис.
Ведь существуют не только дневники балерины, но и дневники самого Императора.
Ну так вот, влюблен он был, но одновременно любил и свою невесту — принцессу Аликс — урождённую принцессу Викторию Алису Елену Луизу Беатрис Гессен-Дармштадтскую, которую впервые увидел двенадцатилетней девочкой, Наследнику на тот момент было 16 лет. Принцесса Аликс глубоко запала ему в сердце, в дневниках Николая все больше о ней. Но так как его и зазнобу сердца разделяло расстояние, виделись они крайне редко, но имели возможность переписываться. Николай мечтал стать супругом Аликс, он лелеял эту мечту целых 10 лет! Но Николай был все-таки простым смертным, да, он был будущим Императором, его после смерти канонизировали, но ничто человеческое было ему не чуждо, а посему, когда его начала очаровывать балерина Матильда Кшесинская, он устоять не смог, хотя по всему видно, что сопротивлялся очень долго и упорно, был крайне осторожен и не бросался в омут с головой, то есть вовсе хотел ограничиться разговорами до утра.
Матильда же целенаправленно влюбляла в себя царскую персону, лишь получив маленький намек на то, что нравится Николаю, она начала делать все для того, чтобы поселиться в его сердце. Из корыстных ли целей? Матильда или Маля, как звали ее близкие, определенно была безумно влюблена в Николая, хотя и слыла тщеславной, но ведь и такие женщины способны потерять голову от любви! Она гуляла по тем же улицам что и он, она в упор смотрела на него во время своих выступлений, она буквально осыпала его своими флюидами, из кожи вон лезла, чтобы ему понравиться. И в конце концов ей это удалось.
Одно время Николай даже писал в своих дневниках, что в сердце его живет две женщины — принцесса Аликс и балерина Матильда. Но все это длилось лишь несколько лет, дело в том, что Николай разъезжал по стране, бывал в долгих заграничных поездках и на это время его чувства к Матильде угасали, то есть с глаз долой из сердца вон, но стоило ему снова посетить балет, как он замечал насколько похорошела в его отсутствие Матильда. Балерина склоняла его к продолжению романа, она настаивала и требовала, он же сопротивлялся как мог, так как считал, что вступив с Матильдой в более серьезные отношения, будет ответственен за ее дальнейшую судьбу и жизнь. Но разве не этого хотела сама Матильда? Иметь такого покровителя?
Безусловно, она была влюблена, будущий царь был красив, тут спору нет, да и потом, как на женщин действует осознание того, что можно войти в историю, возможно, как первая женщина одного из царей. На тот момент Матильда не знала, что это последний Всероссийский Император, а то бы еще сильнее из кожи вон лезла, чтобы добиться своего. Но не думайте, что все женщины такого рода не любят своих благодетелей.
Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской
Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года.
Матильда Кшесинская: муж и дети (сын). Личная жизнь и семья
После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…", — написала Матильда Кшесинская в своём дневнике. Причиной разрыва отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года. В семье его называли просто "Вова", а фамилию он получил "Красинский". В 1925 году Матильда перешла из католицизма в православие с именем Мария. Эмиграция В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости — особняка, превратившегося в "главный штаб ленинцев", и дачи. Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой.
Политика 13 июля 1917 года она покидает Петроград навсегда. В начале 1918 года до Кисловодска "докатилась волна большевизма", и Кшесинская с Вовой в качестве беженцев едут в Анапу по решению матери Андрея, великой княгини Марии Павловны. В 1929 году Матильда открыла собственную балетную студию в Париже. Воспоминания Матильды Кшесинской изданы в 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение издано только в 1992 году.
Тамаре Красавиной, выпускнице Императорского училища, Кшесинская - прима подарила свой костюм для первого выступления на сцене. Вацлаву Нижинскому, будущей «незакатной звезде» русского балета, оказала честь, выбрав его своим партнером и оттачивала с ним вместе мастерство поддержек и па — де - бра, адажио и жете — а - турнан. Уроки свои она давала шутя, заразительно смеясь, а иногда заставляла крайне самолюбивого и вспыльчивого Нижинского, мучительно краснея, ревновать к тем овациям, которые часто раздавались в ее адрес во время их блестящих выступлений дуэтом! Очень трогательно читать о подарке Нижинского « пани Малечке» чудотворной иконы Божией Матери в серебряном окладе, которой она безмерно дорожила, и которой позже благословляла своих родных и знакомых, считая, что икона эта обладает бесценной силой спасения. Перед нею она часто молилась и в эмиграции. Узнав, уже за границей, что Нижинский во время приступов своей опасной болезни — воспаления мозга, часто звал ее по имени, Кшесинская разрыдалась неудержимо, что с нею бывало крайне редко. Она до конца дней своих сохранила убеждение, что если бы смогла в те страшные дни быть рядом «с Вацликом», то болезнь, навсегда отнявшая у него память, могла бы принять совсем другой оборот. Было ли это убеждение наивным?..
Кто может знать? Кшесинскую всегда называли «слишком Женщиной» и на сцене и в жизни! Па четвертое. Блеск танца. Любовь и материнство. Бог и природа одарили Кшесинскую щедрым и теплым сердцем. Не ее вина, что она столь часто страдала от предубеждений против нее, от интриг и насмешек. Блистательная, гордая, уверенная внешне, Кшесинская, на самом деле, очень тяжело душевно переживала не только свои личные драмы, но и драмы на сцене.
К примеру, уход с поста Директора Императорских театров князя С. Волконского, которого она очень всегда уважала и ценила, считая его тонким знатоком театрального искусства и балета, но которому не смогла в какой то момент объяснить свою непричастность к скандальным происшествиям и слухам в театре. Суть неприятности с князем Волконским состояла в том, что прима Кшесинская была оштрафована дирекцией за «недопустимое поведение»: сменила костюм, заказанный к очередному спектаклю дирекцией на свой собственный, поскольку в заказанном ей было неудобно танцевать. Она обжаловала решение администрации о штрафе, дело получило широкую огласку, было раздуто до невероятных размеров бюрократами и сплетниками, и, чтобы прекратить шум скандала, Волконскому, корректно, но жестко, предложено было уйти с поста директора. А, может быть, он ушел - сам, посчитав Кшесинскую капризной особой?. Известно доподлинно одно: князь Сергей Михайлович Волконский, в Париже, в 1929 году, возобновив знакомство с Кшесинской, души в ней не чаял, принял горячее участие в обустройстве ее балетной студии, читал лекции ее ученицам, и написал прекрасную статью о Кшесинской, как педагоге балета. Матильда же Феликсовна неизменно отзывалась о блестящей натуре Волконского только в восхищенных тонах, и до самой смерти жалела о том «досадном, нелепом случае со штрафом! Дягилевым, что помешало ей, как звезде балета, выступать в его «Русских сезонах».
У Дягилева блистала Павлова. А Кшесинская организовала свое собственное турне, и выступала с неменьшим успехом, несколько притушенном овациями журналов и газет в адрес дягилевских «Seazon la Russe» Кшесинская не завидовала. Она лишена была этого чувства. Как всякий самодостаточный человек, знающий цену себе и своему таланту. Признавалась лишь в сожалении о том, что не смогла удержать отношений на ровной ноте, что часто страдала от предубежденности своих товарок по сцене, вынудивших ее в конце концов, покинуть Мариинский театр и стать «артисткой по контракту». Не сожалела она только об одном: рождении сына Владимира 18 июня 1902 года. Этому предшествовала история любви, столь удивительная, и столь захватившая Кшесинскую, что грешно ей было жалеть обо всем, что потом случилось, хотя это едва не поставило креста на всей ее светской и балетной карьере. В феврале 1900 года, через несколько дней после бенефиса, Кшесинская устроила у себя дома парадный обед.
Присутствовало несколько особ Дома Романовых, в их числе Великий князь Андрей Владимирович, кузен Государя, человек весьма незаурядный и тонко образованный. Он давно интересовался Кшесинской, посещал все ее спектакли, бывал на ее приемах — она при всей загруженности в театре и гастролях давала дома вечера и обеды -, но о чувствах как то не приходилось говорить, а может, — не считал нужным?... Во время обеда они сидели рядом, и от какого то неловкого движения сказалось тщательно скрываемое волнение? Она сумела как то быстро замять неловкость, шуткой и оживленным разговором. Так весь вечер и протанцевала и проговорила с незадачливым кавалером, украсившим ее платье из Парижа «винною розой». А под конец вечера поняла, что влюбилась. Это так и бывает. Порой — навсегда.
Так было и с Кшесинской. Есть точная дата того дня, когда они стали близки. Они всю свою жизнь вдвоем — более тридцати лет - помнили ее, эту дату, и отмечали, как годовщину встречи. Я не буду приводить ее здесь, хотя она мне известна доподлинно. Скажу только, что всю оставшуюся жизнь, все свои дальнейшие взлеты и падения, скитания и жизнь на чужбине, в эмиграции, когда надо было завоевывать «право на бытие» - заново, отгоняя от себя огромную душевную боль, а то и элементарное чувство голода и страха; жизнь, связанную с Андреем Владимировичем Романовым, вплоть до его кончины, Матильда Феликсовна называла «романтической сказкой».. Стоит только вдуматься в эти слова и все становится ясно. Обнаружив во время совместной заграничной поездки с Андреем Владимировичем по Италии и Франции, что она - беременна, Матильда Феликсовна долго не могла сказать возлюбленному об этом. Ей надо было принять сложное решение, бросить вызов обществу и, быть может, проститься с балетом навсегда.
Она приняла решение. Танцевала столь долго, сколько это было возможно. Ушла со сцены, когда до родов оставалось только три месяца. Истинная женщина! Отказала Великому князю Сергею Михайловичу в пылком предложении руки и сердца и усыновлении будущего ребенка. Дитя долгое время оставалось незаконнорожденным. Лишь по достижении им десятилетнего возраста Матильда Феликсовна решилась просить Государя Императора о присвоении сыну родовой фамилии «Красинский», для чего она специально ездила в Варшаву и искала документы в польских архивах. Нашла мимолетное упоминание в знаменитом «Польском гербовнике».
Прошение Кшесинской было удовлетворено, но Владимир был записан в паспорт с отчеством «Сергеевич», так как родители его в законном браке не состояли. Отчество свое он сменил лишь после венчания родителей в Франции, уже в эмиграции, прибавив к фамилии: «Красинский» и титул «князя Романовского». Он обожал свою мать и вовсе не потому, что имел, как избалованный мальчик «царских кровей», все, что ему хотелось, даже моторную лодку и игрушечное авто, и собственный же игрушечный домик о двух комнатах, с серебром, посудой и бельем! Вовсе нет. Его мать, которую он всю жизнь звал «милой Мусенькой», была тем человеком, которого вообще - трудно не полюбить! Она вечно двигалась, куда то бежала, что то сажала в саду, над чем то шутила с гостями, перебирала блестящие костюмы, строила потрясающие домики из спичек и карт, разыгрывала для сына театральные представления с помощью его любимых игрушек - обезьянок из мягкой ткани всех видов и мастей, учила его правильно ходить в вечернем детском смокинге и садиться на высокий стул с прямой спинкой, не горбясь, и так терпеливо объясняла, почему гербера не может стоять в одном вазоне с лилией.. А потом наступал вечер, его сажали в экипаж или авто и везли в театр, где на сцене выступала его мамочка — Мусенька, так непохожая на себя домашнюю — легкая, воздушная, словно фея или сильфида. Он гордился ею.
В 1914 году, вскоре после начала войны, она танцевала главную и самую потрясающую свою партию в балете «Эсмеральда», увлекая зрителей великолепной техникой танца и блистательной игрой драматической актрисы, особенно в момент танца перед невестой Феба и в сцене прощания перед казнью. Зал рукоплескал невероятно, несмотря на военное время и присутствие в зале самого Императора! Кшесинской поднесли огромную корзину цветов, а когда одна из светских дам громко выразила неудовольствие «безумною тратою денег в военное время», первым голосом, раздавшимся в защиту Кшесинской, был голос ее 12 — летнего сына: «Она это заслужила! Она считала себя неважною матерью, так как часто отсутвовала и много ездила на гастроли, но у Володи Красинского было на этот счет совершенно другое мнение! Вот строки из письма , отправленного им матери во время ее тяжелой болезни 29 сентября 1930 года из Лагэ юг Франции , где он жил в то время: «…Я только что горячо молился у чудотворной иконы за вас обоих имеется в виду А. Романов — автор , и за себя, за нас всех. Я твердо верю, что Богородица услышит мою молитву и пошлет нам спасение.. Это письмо и конверт я окропил святою водою.
Мусенька моя, ты поправишься сразу и совершенно!! Крещу мысленно и благословляю тебя, моя Мусенька…» Такая вера сына и его нежное внимание, как то успокоили смятение, царящее тогда в душе Матильды Феликсовны, она смогла собраться с силами, и победить свой серьезный недуг. Ей тогда окончательно утвердили диагноз злокачественной опухоли бедра, что ставило крест теперь уже на ее карьере педагога балета! Через две недели она продолжила уроки танцев в своей студии, превозмогая себя и режущую боль в бедре. Опухоль, подчинясь железной воле артистки, прошла бесследно, а Матильда Феликсовна прожила после этого еще благополучно почти сорок лет.. Владимир Андреевич Красинский, князь Романовский, несомненно, знал эту стальную несгибаемость характера в своей «маленькой маме - Мале» и уважал ее безмерно! В знак почтения к матери, он завещал себя похоронить в одной ограде с нею и отцом, но места на кладбище Сент — Женевьев - де Буа было так мало, что князя Романовского погребли не только в одной ограде, но и в одной могиле с великой балериной. Это случилось, через три с небольшим года после ее смерти, в 1974 году.
Он сумел - таки успокоить ее старость, и она умерла у него на руках, о чем всегда мечтала. Па пятое. Стремительное фуэте : война, революция, эмиграция. В месяц объявления войны Кшесинская много танцевала в театре. А воздух предгрозового августа 1914 года чувствовала, как никто, зная все предстоящие и прошедшие события почти «из первых рук». У нее в гримерной толпились то и дело знакомые прапорщики и офицеры, уезжающие на фронт и приходящие проститься: многие знали ее еще по сезонным спектаклям в Красном Селе. Многих из них она еще встретила на койках своего собственного лазарета, который открыла вскоре после начала войны. За два дня до ее официального объявления она танцевала в театре, в присутствии Государя свой блестящий номер - «Русскую»: на мотивы народной песни «Ой, полным - полна коробушка».
Каким - то седьмым или девятым чувством она знала, что танцует для Него и видит Его - в последний раз. Когда зал взорвался от овации, Кшесинская повернулась в сторону ложи, где сидел Император, и замерла в низком — низком поклоне. Минутная тишина изумленного зала снова взорвалась от аплодисментов. Первым начал аплодировать Государь. Кшесинской пришлось бисировать. Когда она заканчивала номер, то почти ничего не могла видеть от слез… Она ездила с концертами и по линии фронта под Минском и по госпиталям. Принимала участие во всех благотворительных концертах в пользу раненных и сирот. Оборудовав по последнему слову тогдашней медицины и науки два образцовых госпиталя — лазарета в Стрельне получила теплое благодарственное письмо и памятный жетон от Великой Княжны Ольги Николаевны, старшей дочери Императора, чем бесконечно гордилась.
Раненные и медперсонал любили ее, потому что хоть она и не ухаживала за ними и не перевязывала ран — поскольку не умела делать этого профессионально - но заботилась о болящих не меньше сестер и врачей: то везла их партиями по десять человек к себе на дачу, в Стрельну, то устраивала для раненных и врачей поездку в театр, то украшала палаты цветами, то писала под диктовку письма, а то, сбросив туфли прямо на полу, без пуантов, на пальцах в одних тонких чулках танцевала для раненных то венский вальс, то Русскую.. При прощании с нею в разгар войны раненных стали переводить вглубь страны, в тыл, а столичные лазареты закрывали солдаты, крестя ее, клали ей земные поклоны, на которые она, растроганная, не знала, чем отвечать, кроме искренних слез. Уже после октябрьского вихря, во время жизни в Кисловодске, чудом избежав ареста, Матильда Феликсовна, пытаясь отблагодарить одного из красноармейцев за полученное предупреждение об очередном «рейде ВЧК», смутно узнала в «нечаянном благодетеле» одного из пациентов ее лазарета.. Но он прятал глаза. И она решила, что ей показалось. Ее последняя гастрольная поездка была по Тифлису, где публика восторженно носила ее на руках, а провожая - осыпала подарками среди которых были и две корзины чудных фруктов и даже мешок сушеной мушмулы виноград изюмного сорта — автор Позже она вспоминала эту поездку, как призрак ушедшей жизни, райский мираж. Хотя и ехала Кшесинская в своем собственном комфортабельном вагоне, доставшемся ей по распоряжению начальника Николаевской железной дороги, дыхание войны ощущалось и чувствовалось везде и во всем: подолгу стояли на путях, не хватало продуктов, а то и дров для отапливания. Но Матильда Феликсовна не унывала.
Она вообще не умела этого делать. Через два дня ее прекрасный и поместительный дом, в котором была масса золотых изделей Фаберже, антикварных вещей и редкостей, был полностью разграблен, а сама она вместе с сыном, его воспитателем и двумя артистами труппы, очень преданными ей, должна была бежать из своего дома и скрываться у знакомых и друзей. Она жила то у своей давней подруги Лилии Лихачевой, то в квартире П. Владимирова, на Офицерской улице. Ушла Кшесинская из дому в чем была : черное пальто и платок на голове, в руках чемоданчик с драгоценностями, а под мышкой -любимый фокс Джиби. Башмаки и носильные вещи ей позже украдкой принесла ее горничная и костюмерша Людмила Румянцева, много лет преданно служившая ей, и умершая в ее доме за границей в 1951 году. Продукты Матильде Феликсовне приносил ее бывший дворецкий Арнольд, оставшийся жить в ее доме на правах швейцарского подданного. Он шадил свою маленькую госпожу и не рассказывал ей о разграблении усадьбы, принося в карманах пальто, то блюда из севрского сервиза «лимож», то серебряную бутоньерку, то щетку для волос, то золотую ложку.
Матильда Феликсовна улыбалась, благодарила, и только огромные глаза ее наполнялись какою то неизбывною печалью, в них тихо, постепенно гас чарующий, теплый свет. Она понимала, что теряет все невозвратно. Не сдавалась. Пыталась вернуть свой конфискованный незаконно дом, но подобравшие власть карбонари всех мастей и разные революционные комитеты — она плохо разбиралась в их направленности — не спешили читать ее жалобы и выслушивать прославленную артистку , они нимало не церемонясь, однажды за ее спиной громко выразили удивление, что «больно уж знаменитая балетная тщедушна, да мала ростом, а не прихлопнуть ли ее восвояси? Нужно было уберечь ту, единственную драгоценность, что у нее еще оставалась — сына. На поездку по России и беспрепятственное проживание в любом месте она получила разрешение от Министерства юстиции Временного правительства. Впрочем, от дальнейших бедствий Кшесинскую это никак не спасло.
Прекрасная полька Настоящая фамилия Матильды — Кржезинская.
Из-за ее неблагозвучности отец девушки, известный танцовщик Феликс Кржезинский, сменил фамилию на Кшесинский. Его дочь всю жизнь озвучивала сложносочиненную легенду о том, что ее предками были польские графы Красинские, однако из-за интриг родни семья утратила право на титул. После революции, выйдя замуж за великого князя Андрея Владимировича, балерина добилась права называться Романовской-Красинской. Однако никаких документальных доказательств ее родства с Красинскими не было и нет. Матильда Кшесинская Знатных предков Кшесинская придумала себе неслучайно. Это был традиционный ход для всех знаменитых куртизанок того времени. В какой-то момент дамы парижского полусвета обязательно обзаводились дворянской приставкой «де», на которую не имели ни прав, ни документов. Она также обожала драгоценности и молодых красавцев, обирала мужчин до нитки, проигрывалась в рулетку и отыгрывалась на соперницах.
Она была бойцом По своим внешним данным Кшесинская идеально вписалась в золотой стандарт эпохи. Знаменитые красавицы конца XIX века были низкорослыми и имели весьма плотное телосложение. На фото мы видим крепенькую мускулистую Кшесинскую с выраженной талией, округлыми руками и полноватыми ножками. Большая голова при небольшом росте около 150 см не добавляла ей красоты, однако белоснежные зубы и веселая улыбка заставляли забыть обо всех ее недостатках. Они позволили ей освоить самые сложные балетные па. Чем меньше рост балерины, тем в более высоком темпе она может танцевать. Накачанная маленькая Кшесинская Маля, как называли ее любовники сложением напоминала современных спортивных гимнасток. Она стала настоящей рекордсменкой отечественной сцены, первой из русских балерин освоив тридцать два фуэте.
Лирические партии, составившие впоследствии славу ее соперницы Анны Павловой, Кшесинской не подходили. Она была виртуозкой, балериной спортивного стиля, как сказали бы мы сегодня. Такой же спортивный характер она проявляла и в жизни. Начало романа И вот этот 17-летний «боец», очаровательная, живая и неотразимо кокетливая девушка встречается с грустным и задумчивым наследником престола. Первое знакомство произошло 23 марта 1890 года после выпускного спектакля. Танцовщиц позвали за стол вместе с императорской семьей. Кшесинской приглашения не полагалось.
Так, считается, что именно из-за Матильды была разорвана помолвка шотландца Макферсона, гостившего однажды на даче у Кшесинских вместе со своей невестой. Из шалости она пригласила иностранного гостя собирать грибы поутру — если невеста не возражает. Отказать по соображениям этикета шотландец не мог, и отправился вместе со взбалмошной девочкой в лес. После этой прогулки Макферсона будто подменили. Он расторг помолвку с невестой и стал писать Матильде бесконечные любовные письма. Однако совсем юная Кшесинская спокойно его отвергла — ей предстояла блестящая карьера балерины, и она это знала. Кшесинская вновь увидела Николая в июле в Красном Селе, где исполняла польку для императорской семьи, а позже — в театре. Она не смогла с ним поговорить, но наперсник и сослуживец Николая гусар Волков сообщил по секрету балерине, что она очень нравится цесаревичу. Фото: es. Вернувшись, он вскоре отправился с отцом в Данию. И только в январе 1892 года Матильда снова увидела цесаревича. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть», — написала Кшесинская позже в своём девичьем дневнике. Под именем того самого «гусара Волкова» цесаревич впервые наведался к ней домой — и вскоре стал регулярно проводить вечера, а затем и ночи в её компании. Принимать наследника в родительском доме ночами было невозможно, и Матильда с позволения отца переехала в съёмный особняк. Жила она вместе с сестрой Юлией, к которой часто наведывался её будущий муж, полковник Александр Зеддлер. Но, несмотря на бесконечные ночные визиты, ни о какой «последней близости» очень долго не шло и речи. Причина была в том, что Кшесинская — которая высоко себя ценила, несмотря на свою взбалмошность — была невинна. И Николай по-прежнему «ни с кем не жил». Цесаревич не мог решиться лишить невинности юную балерину — ведь он точно знал, что не сможет после этого на ней жениться. Он не может быть первым! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет. Он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он первый будет у меня». Супруга великого князя Интимные отношения Кшесинской и Николая II не описаны нигде — сохранившиеся дневники самой балерины, которые можно найти в архивах Театрального музея имени Бахрушина, обрываются до этого момента, дневниковые записи самого цесаревича, а потом и царя, всегда были сухи и лаконичны. А в своих мемуарах, выпущенных в Париже, бывшая балерина обходит эту тему стороной. Обручившись всё же в Алисой Гессенской, Николай немедленно порвал с Матильдой.
Матильда Кшесинская — биография балерины
Подумаешь, сколько времени ждала, 2 года, а теперь только три часа, и уже кажется много. Цесаревич приехал в 12-м час. Цесаревич мне привез свои карточки, из которых одна мне очень понравилась. Он снимался в Японии, в штатском. Я получила от Цесаревича подарок, чудный браслет. Сегодня 23-е число, ровно два года, как был школьный спектакль, на котором я узнала Цесаревича и так сильно им увлеклась. Первый раз в жизни я провела такой чудный вечер! Мы много говорили.
Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один! Сначала, как он пришел, мне было очень неловко говорить с ним на Ты. Я все путалась: Ты, Вы, Вы, Ты и так все время! У него такие чудные глаза, что я просто с ума схожу! Цесаревич уехал, когда уже стало рассветать. На прощание мы несколько раз поцеловались. Когда он уехал, у меня больно сжалось сердце!
Ах, мое счастье так шатко! Я всегда должна думать, что, может, вижу его в последний раз! Во всех личных письмах она обращается к нему с большой буквы: Ты, Тебе, Твоя… Примерно в это время цесаревич велел Матильде называть его Ники — как дома. Подарки от Цесаревича Матильда принимала не все, стараясь дать ему понять, что встречается не ради них. Однако отказы огорчали Николая, а ей не хотелось его расстраивать. Письмо дата не указана С каждым днем, дорогой Ники, моя любовь к тебе становится сильнее! Как бы я хотела, чтобы Ты так меня полюбил, как люблю я Тебя.
Прости, Ники, но я не верю, что Ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее нет. Ведь всегда так бывает: то, чего добиваешься, кажется несбыточным и если начинает сбываться, то все кажется, что это лишь обман. Мне ужасно нравятся Твои карточки в костюме Онегина. Так и хочется Тебя поцеловать. Мне очень много нужно Тебя спросить и Тебе рассказать. Целую Тебя крепко и, как Ты любишь, троекратно.
Как долго ждать, чтобы исполнить это на деле! Жду письма. Вторник, 14 апреля Вечер я провела с Ники вдвоем. Ники опять понравилось мое платье! Мне ужасно нравится, что он обращает внимание на туалет, это так хорошо, когда мужчины понимают в этом толк. Ники был у меня до 5-го час. На полях дневника: «Хотела бы ты выйти за меня замуж?
Так, например: «Только то и дорого и хорошо, что почти невозможно». Понедельник, 20 апреля Ники приехал ко мне в 12 час. Когда Ники уезжал от меня, было 6 час. Завтра он приедет ко мне опять. Вторник, 28 апреля Ники мне привез брошку, но я не взяла. Я от него ничего не хочу, только бы он меня любил. Я хочу сохранить чистое, святое к нему чувство, не оскверняя его никакими материальными выгодами.
Ники уехал от меня не поздно, до угла дошел пешком. Ники всегда оставляет лошадь где-нибудь подальше, так безопаснее. Письмо 2 мая Милый, дорогой Ники! Я никак не могу примириться с мыслью, что я Тебя не увижу два месяца. Я все время вспоминаю последний вечер, проведенный с тобой, когда Ты, милый Ники, лежал у меня на диване. Я Тобою все время любовалась, Ты так мне был в ту минуту дорог, и так страшно я Тебя ревновала к той, которая скоро будет иметь право Тебя осыпать своими ласками имеется в виду Алиса Гессенская, будущая императрица Александра Федоровна — прим. Но помни, Ники, что никто Тебя не полюбит так, как я.
Невозможного я никогда не буду требовать! Я много, много передумала в эти три дня и чувствую, что могу принадлежать только Тебе. Теперь прощай, мой дорогой, милый Ники. Не забывай горячо любящую Тебя Твою Панни. Псевдонимом Панни были подписаны многие письма Матильды наследнику. Происходит от слова «пани». В одной из первых своих записок к Матильде Николай вспоминал героев гоголевского «Тараса Бульбы»: любовь Андрия к польской панночке, ради которой он забыл и отца, и даже родину.
Так же подписана была и фотография, подаренная Цесаревичем Кшесинской на новоселье: «Моей дорогой пани». Кстати, по поводу новоселья. Когда завязались отношения с цесаревичем, Матильда жила с сестрой и родителями.
Аппетиты Кшесинской постоянно возрастали-подарки,лошади,особняк… Однако у этой любви не было перспектив.
Наследник понимал,что для трона нужен династический брак с особой королевских кровей. Пути Матильды и Николая II разошлись. Но он не забыл о своей бывшей пассии,часто посещал спектакли с её участием. В 1914 году она в последний раз исполнила в присутствии императора свой знаменитый «Русский танец».
Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома и почти не выходила. Из-за траура спектаклей в Мариинке практически не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали в Варшаве.
Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях семейного дуэта публика буквально неистовствовала. Из воспоминаний современников: "У нее не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами. Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием.
У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Несомненными козырями были и врожденный практицизм, сила воли, удачливость и фантастическая работоспособность. Но во имя безопасности во время революции одна из её преданных подруг сожгла эти письма. Об этом Кшесинская узнала лишь через 10 лет… Количество поклонников Кшесинской постоянно росло.
В список её камер-пажей входили князь Никита Трубецкой,князь Джамбакуриани-Орбелиани,офицер лейб-гвардии конного полка Борис Гартман,красавец гусар Николай Скалон и многие другие. Однажды вечером после спектакля Кшесинская давала у себя торжественный обед.
Портрет Матильды Кшесинской. Позже в своих мемуарах Матильда писала: «Тогда я сказала себе, что обязана оправдать возложенные на меня надежды».
Карьера балерины Сразу же после окончания училища Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Уже в первом сезоне ей поручили небольшие роли в 22- балетах и 21-й опере. Фото Матильды Кшесинской в цвете Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль.
В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти — выдающегося итальянского танцора. С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы. Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона» После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы.
Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери. Молодой Николай II.
Рисунок из дневника Матильды Кшесинской Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын до встречи с Кшесинской не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой.
Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление. Балерина в зимнем саду своего особняка, 1916 год В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год. У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос. Почти все имущество осталось в России, семья была вынуждена продать все драгоценности, но этого оказалось недостаточно, и Матильда открыла балетную школу, пользовавшуюся успехом благодаря ее громкому имени. Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школу Во время войны Кшесинская заболела артритом — с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода. Смерть Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. Матильда Кшесинская слева , 1954 год.
В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда». Полтора метра роста и слоновьи ноги - офигеть балерина. Тем более достойно уважения, что с такими данными сумела добиться успеха в балете. Голова взрослого, а тело дошкольника, какое уродство быть коротышкой, неприятно смотреть...
Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины
В частности, подарки Матильде цесаревич покупал, беря деньги из отдельного семейного фонда. И уже вскоре в собственном особнячке проживала Матильда Кшесинская. Воспоминания Великого князя Сергея Михайловича свидетельствуют, что дом этот стал местом веселья и молодых шалостей мужчин-Романовых. Малечка их всех притягивала, словно магнит. Кшесинская и театр Для Кшесинской Мариинский театр не был тем праздником, каковым он казался царевичу Николаю.
Для нее он ассоциировался с интригами и борьбой за жизнь. Ведь на одной сцене с ней, пришедшей и ушедшей, танцевала одна из лучших балерин XX века Анна Павлова, а также известная прима с филигранной техникой - Юлия Седова. Надо отдать должное трудолюбию Матильды. Не обладая талантом Павловой, танцовщица балета упорными тренировками добилась признанной чистоты движений.
Она первой среди русских балерин исполнила тридцать два фуэте кряду, для чего брала частные уроки сложных вращений и пальцевой техники у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти. Кумиром балерины была несколько лет танцевавшая с ней на одной сцене итальянская прима Вирджиния Цукки. Эта итальянка срывала аплодисменты, лишь только выйдя на сцену, ее имя упоминал в своих рассказах Чехов, а драматическую манеру танца итальянки высоко ценил Станиславский. Однако Матильда, в отличие от Вирджинии, не собиралась посвящать балету всю свою жизнь.
В 1896 году Кшесинская Матильда становится прима-балериной императорских театров. Это вершина русской балетной иерархии. Спорным остается объективность такой оценки. Не согласен с ней был и балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа.
Однако ему оставалось лишь склонить голову перед волей августейших особ, в кругу коих вращалась Матильда. Как Кшесинская готовилась к выступлениям Матильда была талантлива и по-своему дисциплинированна. Она всегда разделяла театральную и личную жизнь. Выступала нечасто, но в разгар сезона.
За месяц до выступления балерина всецело предавалась тренажу, не принимая никого, рано ложилась спать, выдерживала диету, контролировала вес. Перед спектаклем 24 часа лежала в постели, приняв лишь легкий завтрак. За два часа до спектакля Матильда прибывала в театр для грима. Но танцовщица позволяла себе длительные перерывы.
Она обожала азартные игры в карты. Всегда была смеющейся и веселой. По воспоминаниям балерин Мариинского, бессонные ночи не портили ее внешность. Бриллиантовая балерина Но спустя пару лет Кшесинская начала злоупотреблять высоким покровительством.
Матильда танцевала даже нищенку в бриллиантовых серьгах и жемчужном ожерелье. Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной. Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами — подарками мужчин из рода Романовых. Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение — играть в специальном костюме.
Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил. После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали. Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра?
Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния. Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать. Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками.
В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом.
Матильда Кшесинская в детстве, 1880 год В 8 лет Матильда стала ученицей Императорского театрального училища в Петербурге, где уже занимались ее брат Иосиф и сестра Юлия. День выпускного экзамена — 23 марта 1890 года — талантливая девушка, закончившая учебу экстерном, запомнила на всю жизнь.
В экзаменационной комиссии по традиции сидел император Александр III, которого в тот день сопровождал сын и наследник престола — Николай II. Позже в своих мемуарах Матильда писала: «Тогда я сказала себе, что обязана оправдать возложенные на меня надежды». После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия. Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год.
В начале своей карьеры испытала сильное влияние искусства Вирджинии Цукки: У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства. После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». Балеты Чайковского и их сценическая история.
В 1896 году получила статус прима-балерины императорских театров вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии. Чтобы дополнить мягкую пластику и выразительные руки, свойственные русской балетной школе, отчётливой и виртуозной техникой ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, начиная с 1898 года брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки, в частности, Эмма Бессон и Пьерина Леньяни. Неудивительно, что, возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику.
Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона» Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, оно не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия. Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета. В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры. Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года».
В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку», исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра, где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской, Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей Аспиччия, Эсмеральда. Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915.
Балерина Матильда Кшесинская В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года. При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции.
Да, Николай не был ее мужем, зато он остался для Матильды верным другом и защитником до конца своих дней. Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем». Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, — писал Теляковский в воспоминаниях. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году.
Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать балет этот был «Тщетная предосторожность» , Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались — телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же?
Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить». Матильда продолжала выступления даже будучи беременной - до тех пор, пока удавалось скрывать растущий живот. Роды были тяжелые, Матильду и ребенка еле спасли. Великая княгиня Мария Павловна, мать Андрея была решительно против каких-нибудь отношений сына с Кшесинской. Поскольку он был еще слишком молод, то не имел возможности записать сына на свое имя. Отчество он получил Михайлович, а через десять лет сын Кшесинской был именным указом Николая возведен в потомственное дворянство под фамилией Красинский Великая княгиня Мария Павловна Великий князь Андрей Владимирович и Матильда Феликсовна Кшесинская с сыном Владимиром Матильда Феликсовна Кшесинская с сыном Владимиром Матильда Кшесинская в своем особняке Санкт-Петербурга, в 1916 год.
В ноябре Кшесинской было присвоено звание заслуженной артистки. После долгих уговоров она согласилась вернуться на сцену в качестве приглашенной балерины - на отдельные спектакли и продолжала выступления с неизменным успехом. Именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость. Пётр Николаевич Владимиров Кшесинская влюбилась в него - может быть, это было одно из самых сильных ее увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен. Она была старше его на 21 год.
Специально чтобы танцевать с ним, Кшесинская решила выступить в «Жизели» - балете, в котором блистали Павлова и Карсавина. Для балерины в сорок четыре года это была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела исполнять лирико-романтические роли и впервые потерпела неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, она тут же с блеском станцевала свой коронный балет - «Эсмеральду». Андрей Владимирович, узнав о страсти Матильды, вызвал Владимирова на дуэль. Они стрелялись в Париже, в Булонском лесу. Великий князь прострелил Владимирову нос, и тому пришлось делать пластическую операцию.
Кшесинская могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 года положила конец ее карьере. Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже. Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей.
Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию. К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске. Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля». В феврале 1920 года она с семьей навсегда покинула Россию, отплыв из Новороссийска в Константинополь. В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой.
Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребенка, которого всегда считал своим. Матильде Феликсовне был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской, а ее сын Владимир был официально признан сыном Андрея Владимировича и тоже Светлейшим князем. В их доме бывали Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, уехавшие за границу великие князья. Хотя денег было мало - почти все ее драгоценности остались в России, у семьи Андрея средств тоже было немного, - Кшесинская отклоняла все предложения выступать на сцене. В 1929 году, в год смерти Дягилева, Матильда Феликсовна открыла в Париже свою балетную студию. Школа пользовалась неослабевающим успехом, - даже во время войны у нее никогда не было недостатка в учениках.
В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера. Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу. В конце сороковых годов она отдалась новой страсти - рулетке. В казино ее называли «мадам Семнадцать» - именно на это число она предпочитала ставить.
Страсть к игре довольно скоро разорила ее, и доходы от школы остались единственным источником существования. В 1950-х годах она написала мемуары о своей жизни, которые впервые были изданы на французском языке в 1960 году. В 1958 году впервые на гастролях в Париже был Большой театр. Она сидела в ложе и плакала от счастья, что русский классический балет, которому она отдала всю жизнь, продолжает жить... Матильда Феликсовна не дожила лишь девять месяцев до своего столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года.
В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия. Она похоронена вместе с мужем, которого пережила на 15 лет, и сыном, который ушел из жизни спустя три года после матери. На ней значится: Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская. Она пережила свою страну, свой балет, мужа, любовников, друзей и врагов. Ее любовь к мехам - от пальто, отделанных горностаем, до длинных накидок с темно-коричневыми соболями - вошла в легенду.
Но все же к драгоценностям она питала особое пристрастие. Балерина водила дружбу с Агатоном Фаберже, сыном знаменитого Карла Фаберже и потому могла выбирать себе украшения. На крещение сына князь Владимир Александрович подарил ей прекрасный крест, украшенный уральскими изумрудами. Было у нее и красивое бриллиантовое колье riviere-подарок цесаревича. Но самым любимым украшением Матильды было ожерелье.
Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку. Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше. Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год. Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам. В бегах В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы. Особняк Кшесинской в Петербурге В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам , опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской. Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился. Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым. В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года - Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию. В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу. Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа. Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына. С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом... Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре. Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская". Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери. Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард. Подписывайтесь на нас в Instagram: Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, история жизни В большинстве, мы добавляем на наш портал знаменитостей современности. Но есть и знаковые личности, которые уже покинули этот мир, но их биография и личная жизнь настолько интересны, что мы не можем обойти их истории стороной. Что ж, встречайте - персональная страница о жизни Матильды Феликсовны Кшесинской. Произошло сие знаменательное событие в семье театралов в Лигово. Ее отцом был Феликс Кшесинский - российский поляк. У матери Матильды это был второй брак - Юлия Доминская так звали маму нашей героини осталось еще 5 детей от супружества с танцовщиком Леде. Сестра Матильды Юлия стала балериной. Брат Иосиф также стал танцовщиком, но не пережил блокаду Ленинграда. Саму же Матильду внутри семьи величали Малечкой. Детство Матильды Малечка поступила в балетное училище уже в 8-летнем возрасте. В 1890 году она выпустилась из Императорского театрального училища , в котором она получила блестящее образование под чутким руководством Льва Иванова, Катерины Вазем и Христиана Иогансона. После выпуска ее позвали в Мариинский театр, где танцевала также ее старшая сестра. На этой сцене Матильда выступала вплоть до 1917 года. Отметим, что генеральный балетмейстер был против ее кандидатуры на эту роль, но Матильда смогла добиться признания ее главной танцовщицей. С 1898 года она занималась персонально у известного итальянского тренера Энрико Чеккетти, чтобы добавить к базе русского балета изящную работу ногами, принятую у итальянцев. Интересный факт биографии Матильды Кшесинской: она первой в России смогла выполнить 32 фуэте без остановок. Дошло даже до того, что Мариус Петипа адаптировал основные хореографические партии балетов под выдающиеся навыки нашей героини! Несмотря на академические навыки, Матильда охотно принимала участие в смелых новаторских постановках. Кроме таланта и умений, танцовщица запомнилась тем, что умела выстраивать линию своего развития и всегда отстаивать свои интересы. Она была ярой противницей приглашения танцовщиц из-за границы. В 1917 году Матильда покинула Петроград, отправившись сначала в Кисловодск, откуда перебралась в Новороссийск, а уже оттуда 19 февраля 3 марта эмигрировала за границу. Это было связано с политическими событиями в стране - нашей героине с сыном пришлось поскитаться по стране и жить 6 недель в вагоне поезда 3 класса, скрываясь от преследований большевиков. В 1929 году в Париже появилась балетная школа Кшесинской. Как преподаватель, она была всегда сдержанна, предпочитая не кричать на своих воспитанников. В 1960 году в столице Франции были изданы мемуары Матильды Феликсовны, написанные ею еще во времена эмиграции.
Матильда Феликсовна Кшесинская
- Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России
- ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА?
- Знакомство с императорской семьей
- Поделиться
Читайте также
- Историк о том, что же на самом деле было между Матильдой и Николаем II - Афиша Daily
- Матильда Феликсовна Кшесинская. Супружеские измены
- 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской |
- Личная жизнь Матильды Кшесинской (муж, дети). О личном в подробностях! / Прочее