Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности.

Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его "исключительным достижением" римского народа. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство

Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13. раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).

Ассоциация победителей олимпиад

Боковые родственники — объединяет родственников, которые происходят от общего предка, но не непосредственно друг от друга: между братьями и сестрами 3 сына , между дядями и племянниками, двоюродные братья и сестры. Степень родства между сопоставляемыми родственниками по прямой линии: - между дедом и отцом — 1 степень, - между дедом и сыном — 2 степень, - между дедом и внуком — 3 степень. Степень родства между сопоставляемыми родственниками по боковой линии начинается со 2-й степени. Степени считаются по количеству рождений.

Значение линий и степеней родства: - при определении очереди наследования по закону прямая — приоритет перед боковой, родственники 1-й степени имеют приоритет - при вступлении в брак прямая линия родства исключает возможность брака В Римском праве препятствием была и боковая линия родства сейчас у нас только прямая.

Наиболее обширным родственным союзом являлась родовая община familia gentilicia. Члены одного рода gens имели общего предка, носили общее имя этого предка, у них был общий родовой культ, жертвенник. Имущественная дифференциация внутри рода с образованием государства способствует выделению из рода более мелких союзов - семей.

Определение семьи familia дал известный римский юрист Ульпиан D. Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле proprio iure и в широком - семью по общему праву familia communi iure. Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву".

Энгельс определял римскую семью как "хозяйственную организацию известного числа лиц, подчиненную отцовской власти главы семьи". Энгельс указывал на патриархальный характер римской семьи. Сущность патриархальной семьи состоит в том, что она представляет собой большую семейную общину, которая охватывала несколько несколько поколений потомков старшего предка по мужской линии вместе с их женами, детьми и рабами. По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной.

Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи paterfamilias над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом. Структура внутрисемейных связей родство в патриархальной семье была основана не на кровной общности, а на принципе подчинения старшему мужчине в семье - домовладыке, отцу семейства pater familias. Такую систему родственных связей римские юристы называли агнатской. Формальной основой агнатской семьи являлась система юридического подчинения - "отцовская власть" patria potestas , поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии.

Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством Гай, 3. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" Гай, 1.

Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве.

К ним относилась его жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Его власть над ними не прекращалась по достижении определенного возраста или занятии какой-либо должности.

Он имел право по своему желанию прекратить это подчинение. По закону агнатическое родство устанавливалось через представителей мужского пола. Поэтому вступавшая в брак девушка входила семейный союз своего мужа и уже не считалась входящей в семью своего отца.

При этом выделялись близкие и дальние агнатические родственники. К первым относились люди, находящиеся под властью домохозяина, ко вторым — кто был когда-то у него в подчинении. Первым видом семьи считается консорциум.

Он возник в результате постепенного выделения из рода тесных родственных союзов. В каждом из них был старший, все дела обсуждались домохозяевами на совместном совещании. В консорциуме еще было достаточно много пар мужей и жен со своими детьми, мужчины были примерно равноправны.

Дальше со временем оформляется патриархальная семья, где был один домохозяин. Эти виды семей были основаны на агнатическом родстве. Когнатические родственники Постепенно шел процесс ограничения власти домохозяина над его женой, детьми и их потомством.

Одновременно другие члены семьи получали все больше прав, которые законодательно защищались. Таким путем разрушалась агнатическая основа, и ее место заступало получавшее все больше признания со временем когнатическое родство. Оно определялось по наличию общих предков и было основано на кровных связях.

Выделялось родство по прямой восходящей и нисходящей и по боковым линиям. Обращалось внимание на брачные и внебрачные связи, происхождение детей от общего отца и матери или только от одного общего отца или только матери. Также определялось понятие свойства.

Им обозначалось родство мужа или жены с когнатическими членами семьи соответственно своей жены или своего мужа. В результате главное место заняли кровные узы. В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.

Власть домохозяина была умеренной и определялась законом, который устанавливал и защищал права других членов семьи. Браки в Древнем Риме В римском праве нашли отражение разные формы брачных союзов, проработаны законные основания их заключения, способы их оформления и расторжения. Формы брака Самой ранней формой в древнем Риме считается такой союз, когда над женщиной устанавливалась власть мужа или его домохозяина.

Это основа агнатического родства. Однако постепенно стала получать применение другая форма брака, при которой женщина имела право вступить в супружество без выполнения определенных формальных процедур. При этом она не подпадала в зависимость от домохозяина.

В случае ее отсутствия в доме супруга подряд в течение трех ночей за годовой период, она и на следующий год оставалась примерно равноправной с ним.

Власть домохозяина была умеренной и определялась законом, который устанавливал и защищал права других членов семьи. Браки в Древнем Риме В римском праве нашли отражение разные формы брачных союзов, проработаны законные основания их заключения, способы их оформления и расторжения. Формы брака Самой ранней формой в древнем Риме считается такой союз, когда над женщиной устанавливалась власть мужа или его домохозяина. Это основа агнатического родства.

Однако постепенно стала получать применение другая форма брака, при которой женщина имела право вступить в супружество без выполнения определенных формальных процедур. При этом она не подпадала в зависимость от домохозяина. В случае ее отсутствия в доме супруга подряд в течение трех ночей за годовой период, она и на следующий год оставалась примерно равноправной с ним. Она могла делать так постоянно, чтобы не подпадать под его власть и не становиться агнаткой. При этой форме брака женщина была в целом в равных правах с мужем, она вела хозяйство по дому и воспитывала детей.

Таким путем постепенно разрушалась агнатической семья. Со временем эта форма вытеснила первую. Позже стал практиковаться конкубинат. Он представлял собой сожительство без выполнения правовых процедур для законного оформления брачного союза. Условия вступления в брак Само название римской семьи означает, что сформировать ее имели право только граждане Рима.

При этом для законного установления брачного союза следовало соблюсти определенные в праве условия. Во-первых, они должны иметь установленный законом возраст, который совпадал с совершеннолетием. По отношению к мальчикам он составлял четырнадцать лет, по отношению к девочкам двенадцать. Еще одно установление состояло в согласии на брак. При агнатической семье оно требовалось от домохозяина, которому должна была подчиняться женщина.

Если она имела опекуна, нужно было и его разрешение. Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина. Стало требоваться согласие главного в семье девушки на ее выход из нее. Со временем женщина получала разрешение не только от своего отца.

Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников. Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями , между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях например, между наместником провинции и ее жительницей. Способы заключения брака Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться.

В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои.

Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Одной из особенностей данного вида родства является то, что оно устанавливалось только по мужской линии, и определяло положение женщины при данном виде родства. Дочь отца семейства, вступая в брак с властью мужа, либо вступала в его агнатическую семью то есть становилась под власть отца его семейства , либо становилась подвластной мужу, если он являлся носителем семейной власти. Для неё это означало прекращение агнатического родства с её родственниками по крови. Её дети становились юридическими родственниками братьев её мужа, а в отношении родственников по линии матери находились в таком же положении, что и она. Определение степеней агнатического родства В семейном праве Древнего Рима можно выделить два определения степеней юридического родства: родство по прямой линии и родство по боковой линии. Родство по прямой линии определяется количеством рождений, отделяющих агната от его отца семейства. По этому определению сын становится агнатом отца первой степени, внук - агнатом деда второй степени. Когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Собственно, когнатическое родство в какой-то мере присутствовало и в агнатическом так как в нем присутствовало кровное родство по мужской линии , и из него же потом и развилось. Следуя из вышесказанного, можно определить, что в когнатическом родстве была установлена кровная связь родственников по линии матери, что свидетельствует о том, что рассматриваемый на данный момент тип родства становился полным по крови.

Соответственно, после появления этого типа родства в семейном праве Древнего Рима изменялось положение женщин, вступивших в семейство своего мужа под власть его домовладыки и их детей - с этого момента и она, и её потомки считались юридически родственными её родителям, братьям и сестрам. Само полное кровное родство по своей сути являлось куда более сильным союзом в отличие от предшествующего ему типа родственной связи между членами одной familia. Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке. Проявление власти отца семейства в когнатическом родстве Одной из важных особенностей когнатической родственной связи является изменение власти отца семейства над его женой и детьми в зависимости от типа брака, в котором состояли муж и жена. Если их союз был узаконен, то его власть распространялась и на жену, и на потомков. Если же вместо законного брака они состояли в конкубинате, то власть домовладыки мужа не распространялась на его жену и детей, так как они юридически не являлись членами того семейства, в которое он входил. Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что власть отца семейства при этой родственной связи ограничивалась, при этом оставаясь фундаментом римской семьи. Проявление когнатического родства в современном семейном праве Постепенное развитие семейного права Древнего Рима как целой отрасли заключалось в осуществлении весьма закономерного процесса - вытеснения агнатического родства когнатическим.

Легальность детей: Дети, рожденные внебрачно, не имели прав наследования и могли быть проданы в рабство своим отцом или братьями. В некоторых случаях отцы могли признать незаконнорожденных детей, которые затем могли наследовать имущество.

Адопция: Адопция была распространенной практикой в Риме, и мужчины могли усыновлять детей как из своей семьи, так и из других семей, чтобы гарантировать наследование или продолжение своего рода. Отцовская власть: Отец не только имел абсолютную власть над своей собственной семьей, но также имел власть над своими взрослыми детьми и их детьми. Это означало, что даже взрослые дети оставались под юрисдикцией своего отца и должны были подчиняться его воле. В целом, правовые черты римской семьи показывают, что семья была основана на иерархии и власти отца, а дети считались прежде всего наследниками имущества и продолжением рода.

Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно.

В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию. С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались. Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.

Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье. Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, то есть агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, то есть становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями например, она уже не могла стать наследницей после их смерти. Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки. Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки.

Родство агнатов различалось по линиям и степеням.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею Законы XII Таблиц. Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям порядок заключения, расторжения и т. Способы заключения брака cum manu: — confarreatio — религиозный свадебный обряд; — coemptio — путем покупки жены; — признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Способы заключения брака sine manu: — увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера; — usus — совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т.

Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей. Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства.

Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов.

В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Условия заключения брака: — достижение брачного возраста для мужчин — 14, для женщин — 12 лет ; — согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна; — согласие вступающих в брак; — отсутствие близких степеней родства по прямой линии и не ближе 5 6 степени по боковой или свойства; — если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке; — ius conubii — право вступать в полноценный, признанный законом брак.

Правоотношения супругов в римском семье. Личные отношения супругов по римскому семейному праву различались в зависимости от формы заключения брака: — в браке cum manu жена следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.

Правосубъектность жены полностью поглощалась правосубъектностью мужа. От мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой ему принадлежало jus vitae ас necis. Муж мог продать ее в кабалу, рабство, вправе был наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни.

Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. Жена не могла жить одна, она была обязана следовать месту жительства своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей.

Муж мог истребовать покинувшую дом жену при помощи такого же иска как обеспечивающего возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатско- го родства между нею и семьей мужа; — брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается во власти отца, если была подчинена отцовской власти до брака.

В случае если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными объектами.

Муж не был вправе обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. Однако муж окончательно решал ряд вопросов семейной жизни. Имущественные отношения супругов по римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака: — при заключении брака в форме cum manu все имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации истребования из чужого незаконного владения на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи.

Также между теми лицами, которые соединяются между собой родственными узами не по прямой линии, наблюдается почти то же самое, хотя не в столь большой степени. Без сомнения, брак между братом и сестрой безусловно запрещен, все равно, будут ли они полнородные или неполнородные... Нельзя жениться на дочери брата или сестры; но и на внучке брата или сестры никто не может жениться, хотя они родственники в четвертой степени... Принципиальное отношение к кровосмешению ярко сформулировано юристом Павлом Д. Если же кто-либо взял в жены боковую родственницу, на которой запрещено жениться, или свойственницу, брак с которой не дозволяется, то он наказывается: более легко, если он сделал это открыто, более тяжело, если совершил это тайно. Основание различия таково:... Следующее условие действительности брака - отсутствие хотя бы у одного из брачующихся законной брачной связи вытекает из принципиального признания римским правом только моногамного брака. При этом следует учитывать весьма широкое понимание законности брака Д.

Сожительство со свободной женщиной нужно рассматривать не как конкубинат, а как брак, если она не занимается продажей своего тела... Но существовали и такие условия, которые имели специфический, только римскому праву свойственный характер и обоснование. Такие условия основывались на запрете браков между лицами определенной категории: между лицами сенаторского происхождения и вольноотпущенными; с лицами, состояние гражданской чести которых опорочено; между государственными должностными лицами, управляющими в провинции, и жительницами данной провинции. Запрет браков между лицами сенаторского происхождения - своеобразный апартеид по сословному признаку - породил особый брачно-семейный институт - конкубинат; а нормы этого запрета таковы. Папиевым законом предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц. В отношении брачных союзов нужно всегда принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести. В последней фразе фрагмента Модестина указывается особая категория инфамированных лиц. К ним относились, принимая во внимание, сказанное в разделе о правоспособности, актеры, сводники и проститутки.

Признается, что позором заклеймены и те женщины, которые живут постыдно и продают себя, хотя бы и не открыто... Мы говорим, что открыто продает себя не только та женщина, которая занимается проституцией в публичном доме, но и та женщина, которая не щадит своей стыдливости в гостинице или в другом месте... Если кто-либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство... Регулирование отношений между родителями и детьми а Регулирование личных и имущественных отношений Отношения между родителями и детьми, в отличие от супружеских отношений, вплоть до юстиниановского периода определялись идеей патриархальной власти отца patria potestas. В древнейшие времена эта власть была абсолютной и полной: отец вправе был отказаться от новорожденного, мог продать ребенка в рабство или отдать в кабалу; он имел неограниченное право наказания ребенка, вплоть до придания его смертной казни инициатор первого аграрного законопроекта, выдающийся государственный деятель, консул 386 г. Спурий Кассий, по сложении полномочий, был высечен, а затем обезглавлен своим отцом, не согласным с его политикой. В имущественных отношениях действовал принцип, что отец становится собственников всего, что приобретает сын. Сыновья семейств в этих отношениях приравнивались к рабам и, также как последние, могли проявлять самостоятельность только в рамках предоставленного пекулия.

Эти строгие принципы изменялись весьма медленно и только частично. Законами XII таблиц предусматривался запрет продажи детей в рабство, а отдача в кабалу ограничивалась троекратной манципацией, после чего сын освобождался от отцовской власти - эмансипировался. Во II в. Только лишь в период империи, под влиянием идей христианства, происходит дальнейшее смягчение отцовской власти. В сфере имущественных отношений в течение всего республиканского периода действовал принцип нераздельности имущества: все, что поступало в семью, даже если поступления шли благодаря усилиям сына, превращалось в собственность отца. Отец мог наделить сына пекулием, но это только устанавливало ответственность отца за действия сына в размере пекулия, но не сообщало сыну каких-либо прав на то имущество, которым он управлял. Некоторое расширение имущественных прав подвластных произошло в период гражданских войн в конце I в. По инициативе Юлия Цезаря была установлена юридическая конструкция военного пекулия; соответствующие правила гласили, что все имущество, приобретаемое сыном в течение службы в легионах, становилось его собственностью.

Очевидна политическая подоплека этой новеллы: необходимость привлекать молодых людей к службе в армии. В последующем, при императорах, правила о военном пекулии были распространены на то имущество, которое подвластный приобретал в результате гражданской службы в имперской администрации. Тогда же стали признавать право собственности подвластных на имущество, получаемое по наследству от матери или от родственников по материнской линии признание правом когнатического родства. Наконец, при императоре Юстиниане был выработан такой принцип: отцу семейства принадлежит только то, что сын приобретает, используя имущество отца; все прочее имущество, каким бы способом оно не приобреталось сыном, составляло его собственность; за отцом, однако, признавалось право пожизненного пользования имуществом сына. Отцовская власть над своими детьми возникала, прежде всего, естественным образом, вследствие рождения ребенка в законном браке по цивильному праву. Власть над детьми, прижитыми вне брака - незаконнорожденными, могла быть установлена посредством узаконения legitimatio. Узаконение осуществлялось посредством последующего после рождения ребенка вступления родителей в законный брак; в поздний период узаконение могло быть произведено посредством специального императорского указа. Установление отцовской власти над чужими детьми производилось посредством усыновления.

Различалось две формы усыновления: адрогация adrogatio и адопция adoptio. Адрогация - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права. При этом вопрос об усыновлении решало народное собрание, которое расследовало причины и обстоятельства соответствующей просьбы усыновителя и усыновляемого. В период принципата, с прекращением деятельности народных собраний, акт адрогации совершался посредством соответствующего рескрипта принцепса. Адопция - форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Первоначально она совершалась в форме частной сделки - троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю. И только при Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения. В древности отцовская власть прекращалась только со смертью отца и при занятии подвластным определенных сакральных должностей: фламина или весталки.

В последующем было введено освобождение от власти отца лиц, занимающих высшие позиции в государственной или церковной иерархии префектов претория, епископов. Но допускалось освобождение подвластного по воле отца. В республиканский период оно осуществлялось посредством тройной фиктивной продажи отцом сына доверенному лицу, которое троекратно отпускало его на свободу. Такой ритуальный акт носил название эмансипация emansipatio. При Юстиниане эта архаичная процедура была заменена эмансипацией по решению суда. Список терминов к теме Confarreatio- конфареацио заключение брака в форме религиозного обряда Coemptio- коэмпцио заключение брака в форме купли-продажи Usus- юзус заключение брака истечением срока приобретательной давности Matrimonium cum manu mariti- брак с властью мужа Matrimonium sine manu mariti- брак без власти мужа Paterfamilias- отец семейства, домовладыка Legitimatio- узаконение способ установления отцовской власти Adoptio- адопцио усыновление лица чужого права Adrogatio- адрогация усыновление лица своего права Emansipatio- эмансипация освобождение от отцовской власти Заключение Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян.

Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство 24. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домовладыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1 власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства.

Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3 термином familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Читайте также 1. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения 1. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам, 13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство 13. Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке paterfamilias определялось и родство.

Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. Агнатическое и когнатическое родство 14. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, 4. Общий строй римской семьи 4. Общий строй римской семьи Основные черты семейного строя.

Основные черты семейного строя были 1.

Слайд 4 Другими словами, родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совместного проживания. Это было так называемое агнатическое родство. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias. Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui. В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т.

Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Слайд 5 Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства.

Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.

Результат поиска Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима.
21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме.
Римская семья. Виды родства. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.

Результат поиска

Агнатическое и когнатическое родство Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
агнатическое и когнатическое родство в римском праве Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Реферат на тему «Римская семья. Римский брак» | Рефераты «Социология» законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей.
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий