Новости что такое синдром отличника

Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе.

Симптомы синдрома отличника

  • Синдром отличника - что делать
  • Опаснее, чем кажется: признаки и последствия синдрома отличника — 01.12.2023 — Статьи на РЕН ТВ
  • Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
  • Здравствуйте, родитель!
  • Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника - Здоровье

Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным

Все были счастливы: и родители, и сын. А потом так и повелось: что ни сессия — то на «отлично». Однако вскоре эта триумфальная эстафета стала напоминать болезненную навязчивость. Матушка Аполлона каждый день пилила сына, чтобы ребенок «не сбавлял темпа», сам Аполлон Александрович жутко переживал, что если «не удержит планку», то потеряет «статус» в глазах однокурсников и преподавателей. В итоге, как сам вспоминал наш герой, дело обернулось тем, что он плакал над учебниками, во всем себе отказывал не ходил гулять, не читал книг отвлеченного от учебы содержания, не участвовал в развеселой студенческой жизни , но окончил курс с лучшим дипломом. А что в итоге? В итоге случилась беда: Аполлон Александрович после окончания учебы заболел тяжелой формой депрессии — «акедией»: депрессией от нервного и умственного перенапряжения. Из-за этого у него ничего не получилось с карьерой, он просто не мог работать.

Григорьев начал употреблять спиртное вино в XIX веке было единственным средством успокоить душевные муки, поскольку антидепрессантов тогда еще не изобрели. Так продолжалось несколько лет. В итоге болезнь отступила, но оставила глубочайший уродливый шрам на душе поэта. Он так и умер — от привычки к вину в расцвете лет. Спрашивается: нужны ли были все эти жертвы во время учебы, если они так закончились? Этим рассказом мы совершенно не хотели заронить у читателей сомнение в высоком статусе хороших оценок. Если ребенок приносит из школы одни «пятерки» — это замечательно.

Это показатель не только высокого умственного потенциала ребенка, но и знак того, что подростка захватывают школьные предметы. Но вот если получение хорошей оценки превращается в самоцель, в отметку ради отметки — здесь стоит задуматься, стоит ли игра свеч? Не превращается ли «пятерка» в некий фетиш, которому в жертву приносятся все другие грани жизни?

Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени. Есть — и не читать учебник. Чистить зубы — и не мыть раковину. Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно.

Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов. Можно ставить себе прям задачу на день: сделать пять комплиментов или спросить два совета. Пусть идет в свой страх, а не избегает его. Ну и в конце самый любимый вопрос от тревожных родителей.

А вдруг мы сейчас вот это все сделаем, и наш ребенок станет тут же двоечником или, о ужас, пофигистом? Во-первых, таких детей вы еще попробуйте «испортить» до двоечника, оно ж так сразу не отвалится от одного прогула. А во-вторых, давайте честно, пофигисты — они более счастливые и гармоничные ребята по жизни, от критики не разваливаются, над каждой своей ошибкой не чахнут, делают хорошо то, что считают важным, и забивают на то, на что можно забить.

Чтобы не быть пустословом, я собрала пару советов, которые направят и ответят на главный вопрос: как же избавиться от синдрома отличницы? Время кардинальных перемен Отрежьте челку, не сделайте домашку или вообще устройте себе день отдыха в какой-нибудь рабочий четверг. Короче действуйте по непривычному сценарию. Это поможет расслабиться и ощутить, как можно жить.

Научитесь не перерабатывать Сюда отнесем делегирование задач, тайминг на дела и режим дня. Например, во вторник вы сели за домашку и отвели себе 2 часа. Сделать это вы успеете в другие дни. Идите отдыхать, чтобы от учебы ощущать кайф, а не постоянный стресс. Круг общения Вспомните наконец, что помимо учебы и постоянных дел у вас есть друзья, семья, с которыми можно просто отдыхать и быть самим собой. Если вы одиноки, то скорее заводите новые знакомства. Жизнь очень интересна, вы поймете это, когда наконец перестанете съедать себя и стремиться к идеалу.

Работа с самооценкой Научитесь оценивать себя здраво, но по достоинству.

И с выпуском из школы это состояние никуда не уйдет. Это состояние будет сопровождать его всегда, если не убрать главный фактор — «подпитку» со стороны.

Чаще всего «подпитка» эта — семья. Если родители или другие родственники каждый день говорят ребенку о том, что он «должен быть как дедушка, который был отличником» или «ты что, хочешь быть хуже всех в классе? В образовательной системе оценка — это метод мотивации учеников к обучению и выполнению заданий, и учителя этим пользуются.

Дети постоянно сталкиваются с нагнетанием перед экзаменами и с запугиванием. Сложнее всего приходится именно детям с «синдромом отличника», которые варятся в этой тревоге круглосуточно. Как помочь ребёнку справиться с комплексом отличника?

Надо сперва определить источник подпитки. Внутри семьи важно обсудить и понять, что оценка — это лишь субъективное мнение чужого человека о работе, которую выполнил ребенок. И больше ничего.

Оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка. Нужно перестать возводить систему оценивания в культ.

Цена пятерки

  • Как избавиться от синдрома отличника и жить свободно?
  • Синдром отличника - что делать
  • Из-за чего возникает синдром отличника
  • Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить

Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?

Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак.

«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей

Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ - Мамазонка Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем.
Синдром отличника: это хорошо или плохо, причины в психологии, как избавиться Синдром отличника достаточно опасен и может быть симптомом нервного расстройства.
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма? Основная ошибка людей с синдромом отличника в том, что они сами расценивают перфекционизм как мегазаслугу и серьёзное отношение к делу, отмечает специалист.
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника Люди с синдромом отличника практически всегда думают о себе в негативном ключе и преуменьшают свои заслуги.

Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?

Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье. Синдром отличника (отличницы): что это такое, почему появляется и как от данного комплекса. Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих. Синдром отличницы — крайняя степень перфекционизма, когда вы стремитесь к идеалу во всем.

Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом

Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу. какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании. «Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально?

Лёля Тарасевич И почему неплохо быть пофигистом Фото: Unsplash «Рыдает над домашкой, переписывает прописи по десять раз, до одури боится ошибиться, опоздать, а от любого замечания переживает неделю». Узнаете своего ребенка? Психолог Леля Тарасевич рассказывает , что такое синдром отличника и как его преодолеть. Порядок на столе — чтобы мама похвалила Лёля Тарасевич Синдром отличника. Ну, или отличницы, кому как больше подходит. Иногда люди приходят уже с готовым запросом: «Спасайте, у моего ребенка этот самый синдром, хоть его и нет ни в одном справочнике по медицине или психиатрии». А иногда мне просто сыплют симптомами: рыдает над домашкой, переписывает прописи по десять раз, до одури боится ошибиться, опоздать, если проиграет в шахматы, бьется в истерике, а от любого замечания переживает еще неделю. Ну что мы не так делаем?

Не ругаем вроде, уже умоляем дите перестать так реагировать, забить, в конце концов, а оно само вот. Давайте разбираться, что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное — что с ним делать-то? Есть противоядие? Ну для начала нужно понять, что именно у вашего ребенка: перфекционизм или синдром отличника. Перфекционисты все делают на «пять с плюсом» , потому что им самим это жизненно необходимо, ну, не могут иначе. Все — это даже то, что никто не увидит и не оценит. Порядок на рабочем столе, выход из дома ровно в 7:41, книга, прочитанная, проработанная и переписанная в тетрадку цитатами, балетные па, отработанные до блеска.

А человек с синдромом отличника делает на пятерку именно то, что оценят другие люди, и именно затем, чтобы оценили.

Но ведь жизнь человека не является ежедневным испытанием. А потому каждый должен проживать её в соответствии со своими желаниями, а не идти на поводу родительских ожиданий. Именно поэтому следует освободиться от данного расстройства. Итак, как избавиться от синдрома отличника? В первый черёд следует освободиться от страха неудачи. Многих людей с синдромом отличника терзает опасение того, что их действия обязательно приведут к промаху или провалу.

Однако такие мысли ошибочны. Необходимо осознать, что любые действия являются, прежде всего опытом, помогающим обрести человеку себя, что способствует развитию. Не существует идеальных людей. А образ, засевший в мозге с детства — лишь иллюзорное представление, ошибка. Не нужно бояться экспериментировать, пробовать, действовать. Ведь именно в этом и заключается жизнь. Также следует научиться принимать собственную персону без прикрас.

Зачем терзать себя бессмысленными переживаниями по причине собственного несовершенства? Ведь это бесполезно и ресурсозатратно. Лучше потратить энергию на самосовершенствование. Идеалов нет, но каждый индивид уникален и наполнен набором положительных черт и отрицательных качеств, равно как и остальные жители планеты. Нужно относиться проще к себе и не стремиться всегда добиваться только значительных результатов, ведь отсутствие результата, тоже является результатом. Лучшим способом избавиться от синдрома отличника является умение слышать собственное сердце. В детстве «отличник» слушал родителей, во взрослом состоянии пора ему научиться прислушиваться к себе.

Это не подразумевает забыть о близких или не прислушиваться к их мнению. Это значит, что окончательное решение должно приниматься самостоятельно. Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил.

В 80-е гг. Однако, с середины 90-х гг. Может ли рост популярности "синдрома отличницы" быть объяснен повышенным вниманием к движению феминизма к феминитивам в частности в последние годы?

Мы смеем предположить, что влияние этих обстоятельств не может считаться критически значимым. Чтобы доказать это, обратимся к Национальному корпусу русского языка Left Right Эти графики демонстрируют, что слова "отличник" и "отличница" появились в один исторический период и тенденции по их употреблению, в общем и целом, схожи. Слово "отличница" не является таким же спорным феминитивом, как "авторка"; оно кажется естественным для русского языка. Однако, разумеется, вышеупомянутый фактор популяризации нельзя списывать со счетов. В чем же опасность синдрома отличника? Люди с гиперответственностью живут под лозунгами: «никто, кроме меня, с этим не справится» и «никому, кроме меня, это не нужно».

Окружающие привыкают к такому поведению и нередко пользуются этим. Такие люди часто испытывают необоснованное чувство вины. Гиперответственный человек обычно несчастен, потому что часто жертвует своими желаниями ради других.

Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет. Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы. А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду. Да, упорство и стремление к цели необходимо воспитывать у детей, но не однобоко. Ребенок должен и наиграться с друзьями на которых нужно время в разные игры «дочки-матери», «казаки-разбойники» и «побить баклуши», «повалять дурака». Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели например, в среду , предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы — в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение. Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного. Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата. Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими.

Что такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело жить

Поэтому они предпочитают продолжить обучение, остаться в привычной для себя среде получают второе и третье высшее образование, записываются еще на одни курсы по этой же теме , чем сделать шаг навстречу неизвестному. У людей с таким синдромом часто не складывается личная жизнь. Причины для этого бывают разные: При выборе спутника ориентируется не на собственные предпочтения, а на одобрение от значимых людей. Слишком завышает планку требований к будущему партнеру, ведь в нем все должно быть также идеально. Из-за низкой самооценки боятся знакомиться с теми, кто действительно нравится, так как опасаются быть отвергнутыми и не оцененным по достоинству. Обычно человек так и не решается на первый шаг и в лучшем случае соглашается встречаться с тем, кто сам обратил на него внимание. Что делать, как избавиться от синдрома Начинать бороться с синдромом отличника нужно с поиска первопричины неконтролируемого стремления во всем добиваться идеальных результатов. После этого начать с ней работать.

Многим может понадобиться помощь специалиста в области психологии. При этом полностью ломать свой характер не придется. Надо только минимизировать отрицательное влияние синдрома, а его положительные стороны оставить. Источник: selcdn. Если корень ваших проблем в том, что вы стараетесь идеальным выполнением дел заслужить признание, любовь окружающих — проанализируйте, насколько хорошо это работает. Действительно ли важны для вашей семьи идеальный порядок и чистота в квартире, или ваши домашние предпочли бы проводить с вами больше времени? Насколько ценит начальник безупречное выполнение вами своих обязанностей?

Почему работающие менее усердно порой имеют благ даже больше? Поймите, что расположение людей далеко не всегда зависит от того, насколько вы идеальны во всем. Научитесь расставлять приоритеты. Определите наиболее важные жизненные цели купить квартиру, сменить работу, получить образование, устроить личную жизнь, добиться повышения на службе, больше времени уделять близким, заняться спортом и т. Держите основные цели в голове. Каждый раз, когда появляется желание довести очередное дело до совершенства, спросите себя, имеет ли оно отношение к вашей цели. Если нет, то ради чего вы собираетесь потратить на него столько времени?

Может, стоит остановиться на хорошем результате и заняться тем, что действительно важно? Используйте дедлайн. Ставьте себе ограничение по времени на выполняемую работу — так, чтобы его хватило на хороший результат с приемлемым качеством. Вы будете удивлены, когда поймете, что людям хороший результат нравится не меньше, чем идеальный. Научитесь принимать критику. Относитесь к ней как к альтернативной точке зрения. Каждый имеет право на мнение.

Попробуйте найти в ней рациональное зерно, запомнить на будущее и извлечь максимальную пользу. Благодарите тех, кто делает вам замечания, и ваше отношение к критике постепенно изменится. Перестаньте относиться к своим ошибкам, как к катастрофе.

Иногда причиной развития синдрома отличника становится врожденная потребность быть первым и получать похвалу.

Это черта характера, которую нужно вовремя заметить и постараться сгладить. Читайте также: Аттестат не имеет значения: действительно ли троечники успешнее отличников? Плюсы и минусы «отличников» Синдром имеет свои преимущества и недостатки. Похвально стремление ребенка к учебе, занятиям спортом, жадность к знаниям, целеустремленность, ответственность, исполнительность.

При благоприятном стечении обстоятельств из детей-отличников вырастают отличные специалисты, ученые. Им можно доверить любое дело и знать, что все будет исполнено на «отлично». Минусы ребенка-отличника — в его стремлении добиться похвалы любой ценой. Слепое движение к успеху обедняет эмоционально, возникает заторможенность, безразличие к чувствам других людей.

Став взрослым, такой человек пойдет к успеху по головам других. Способы определения синдрома отличника Само по себе стремление быть лучшим редко вызывает беспокойство родителей. Тревога появляется, когда синдром усугубляется психосоматическим или нервным расстройством. Существуют стандартизированные методы исследования, которые позволяют обнаружить проблему, отделить ее от перфекционизма, стремления к самореализации.

К ним относятся: беседа с психологом, тестирование, проективные методики: рисунок семьи, человека, класса. Внешне ребенок выглядит сильным и уверенным, но внутри таятся страхи.

Аттестат не даст гарантии успеха в работе и счастья в жизни. Стоит хвалить школьника не за полученный балл, а за сам процесс. Не сравнивайте ребенка с другими. Нельзя создавать идеальный образ соседа или приятеля, у которого всегда все получается лучше: учеба, работа, личная жизнь.

Иначе ребенок всю жизнь будет стараться доказать родителям, что он лучше кого-то. Если уж показывать его прогресс, то только по сравнению с самим собой — с его прошлыми успехами. Демонстрируйте ребенку безусловность вашей любви к нему. У каждого случаются ошибки, не всегда все получается идеально. Не нужна победа любой ценой. Ошибка не заставит родителей отвернуться.

Чаще обнимайте детей, говорите о своей любви и поддержке! Необходимо научить ребенка радоваться чужим успехам. Важно, чтобы он понимал, что чужой успех вовсе не означает его провала. Они мечтают быть идеальными во всем: в быту, в семье, на работе. Это ведет за собой лишь стресс и выгорание. Как только появляется желание быть идеальной, его стоит зафиксировать и спросить себя, насколько оно полезно и необходимо, что будет, если оно не исполнится.

Важно остановить мысли о необходимости непременного достижения идеального результата или переключиться на другую задачу. Можно также вслух проговорить слово «стоп» или написать его большими буквами. Попробуйте изучить негативную максималистскую мысль. Есть ли возможность превратить ее в рациональную, мотивирующую и позитивную? Например, можно проанализировать качество текущей работы. Проект уже идет хорошо.

Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает. Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться. Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. Я всегда буду за тобой». Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним. Вторая ситуация.

Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители. Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада. Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя». Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение. Дифирамбы от учителей, полная коллекция наград и знаков отличия, единственная разновидность оценок в дневнике — «пятерки». И оборотная сторона медали — утраченные ребенком эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, способность принимать результаты своей деятельности и извлекать из них стратегически важные уроки. Часто из-за беспокойства родителей по поводу успехов ребенка между ними рушатся отношения, происходит разъединение. Заветные пятерки могут лишить доверительных отношений с дочерью, сдача ЕГЭ на максимальный балл — отдалить сына. Примеры деструктивных установок родителя Запрещено!

Получать любую оценку, кроме пятерки. Не быть отличником по всем предметам. Успехи в учебе, достигнутые в результате давления, идут на пользу. Уроки всегда на первом месте. Нужно учиться еще лучше! Медаль должна быть. И обязательно — золотая.

Портрет ребёнка с синдромом отличника

  • Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
  • Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации
  • Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
  • Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
  • Портрет ребёнка с синдромом отличника
  • Как формируется «синдром отличника»?

Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации

Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника.

«Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться

В большинстве случаев интересами подростка подобным образом пренебрегают. Родители стремятся к признанию общества, направляя своих детей в спортивные секции, престижные учебные заведения и специализированные курсы. Их основная цель - восхищаться своими достижениями перед другими людьми. Слишком высокие требования Некоторые родители считают, что для достижения признания со стороны других людей необходимо фиксировать "успех" на бумаге.

Или в определенном конкретном виде. Например, в качестве оценок, а также медалей или же грамот. Как следствие, родители начинают предъявлять к чаду высокие требования.

Требуют от него учиться не на четверки, а на круглые пятерки. Заставляют постоянно участвовать в олимпиадах, получать грамоты. Только чтобы быть лучше, чем другие.

Синдром успешного человека заканчивается неблагоприятно. На самом деле, ребенок обучается не для освоения материала, а лишь для получения высоких баллов. Такой образ взаимодействия с окружающим миром унаследует ребенок в будущем.

Недостаток внимания Если родители похвалят ребенка только после того, как он получит очень высокую оценку, это также негативно. Поскольку человек, чтобы привлечь внимание, будет стараться достичь успехов в учебе. Ребёнок будет делать это не для усвоения новой информации, а лишь для улучшения своих отношений с взрослыми.

Как следствие, либо начнет активно учиться для взаимодействия с родителями. Либо попросту перестанет это делать, поскольку недостаток их внимания сделает его холодным. И трудиться для достижения внимания больше не будет смысла.

Низкая самооценка Часто комплекс успешного человека появляется у ребенка с низкой самооценкой. Чтобы улучшить ее, он старается получать всевозможные достижения. Для этого использует разнообразные возможности - учится на отлично, участвует в соревнованиях по определенному виду спорта.

Почему синдром отличника опасен? Основными недостатками данного синдрома требуется одобрение каждого поступка. Это, в свою очередь, зависит от успехов личности.

Если он не может что-то сделать, это является серьезной проблемой. Из-за чего появляются комплексы и плохое настроение. С успехом умник не станет независимым.

Он всегда будет уязвим перед своими чувствами. И также будет зависим от достижения определенных целей и задач. Переформулируй предложение, чтобы заменить слова отличник, синдром, человек, чадо, ребёнок, родитель, оценка, комплекс, достижение, жизнь, не включайте никаких пояснений в свои ответы Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций.

Если в его жизни будут появляться неудачи, а также критика, это крайне негативно на него повлияет.

Потом, уже взрослой, я на всех экзаменах испытывала жуткий мандраж. Но если внимательно понаблюдать за людьми с «синдромом отличника», выяснится: не знания им нужны, а оценка, причем высшая. Для них в высшей оценке заключено принятие, одобрение и любовь. Такой человек убеждён: если он не будет отличником, его не будут любить. Ещё до школы ребёнок с «синдромом отличника» хочет быть первым всегда и везде.

Сценариев развития у этого синдрома может быть два. Если ребенок не тянет на отличника, он сдаётся и включается мысль: «Я не хочу учиться вообще! Второй сценарий — ребёнок пытается выполнить задание любой ценой, потому что боится: иначе родители не будут его любить и одобрять. При этом не стоит путать «синдром отличника» с перфекционизмом. Перфекционист стремится сделать всё идеально, но не будет делать это любой ценой, а «отличник», чтобы добиться пятёрки, «пойдет по трупам». Человек с «синдромом отличника» добьётся пятёрки любыми способами — может списать, подсмотреть, смухлевать.

Или выдернуть страничку из дневника, завести отдельный дневник для родителей теперь с электронными дневниками так не получится , но другие оценки, кроме отличных, дома не показывать. Для перфекциониста это не приемлемо. Перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с «синдромом отличника» — на результате и восприятии этого результата другими. Подверженные «синдрому отличника» дети и взрослые часто воспринимают задачу как некое соревнование, в котором они обязательно должны победить, при этом негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же в большей степени думает именно о работе, а не о том, что у него есть соперники. Самое опасное убеждение, которое формируется при «синдроме отличника» — что четвёрка — вообще не оценка.

Казалось бы, что плохого в четверке, но внутри ребёнка уже срабатывает бинарная система: всё или ничего, если я не получил пятёрку, я ничтожество. И, даже если родители ругают несильно, ребёнок может сам себя съесть, пока дойдет домой из школы. А чью любовь пытается заслужить молодая мама, которая начинает делать из своего ребёнка идеального — мучает его правильными конструкторами, ранним развитием и английским языком с восьми месяцев? Иногда, даже будучи атеистом, человек ищет одобрения и любви у такого вот образа. Очень часто, вырастая, чтобы доказать всему миру, что они не ничтожество, такие мамы будут доказывать всем, что они лучшие мамы на свете. Для этого их ребёнок должен быть самым лучшим: лучше всех одет, больше всех выучил английских слов в 8 месяцев.

И, к сожалению, воцерковленных людей с «синдромом отличника» тоже очень много. Они живут по принципу: «Каждое воскресенье я должен быть на службе, если я на неё не приду, Господь меня накажет. На службу я должен принести список своих грехов и в них отчитаться». Я, конечно, немного утрирую, но их мысли развиваются именно в этом направлении. Каким образом из религиозной идеи получается конструкция, в которой нет места любви? Формируется мысль: «Любить больно, любить нельзя» и поведение людей, которые выросли в недостатке любви: сами они любить не умеют и боятся, но очень хотят получить то, чего недополучили.

При этом они уверены, что любовь нужно заслужить. А то, что Бог любит всех, отличники они или двоечники, как, например, в притче о блудном сыне, им непонятно. А ведь немало святых, которым с детства не давалась наука. Это и Сергий Радонежский, и Иоанн Кронштадский.

Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями. О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья. На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим».

По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям.

Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет.

Так как внутри у него нет той части, которая может похвалить, принять, позволить расслабиться на какое-то время. Также как и нет части, способной прощать и принимать ошибки и несовершенства. Как свои, так и, зачастую, окружающих. Имеет смысл бороться с перфекционизмом, если только он Вам действительно мешает. Перфекционисты — люди весьма успешные. Они всегда в движении и в поисках способа покорения новых вершин. Если же Вы чувствуете, что Ваш перфекционизм требует слишком много сил и эмоциональных вложений, если Вы понимаете, что такой ритм — не Ваш и Вы хотите иначе, то начать можно с малого: планируйте день. То, в котором не надо соревноваться, которое никто не оценит и не увидит. Разбросайте бумаги на столе, откажитесь от мытья полов или посуды, позвольте себе опоздать, забыть, не выполнить без глобального ущерба для бизнеса и семьи. Вполне возможно, Вы откажетесь от безупречности, а оценки и критики не последует.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий