Каторга, каторжные работы (от греч. κατεργων — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) —. Многие декабристы после провала восстания также были осуждены на каторжные работы.
История каторги в России
Каторга: что делали на ней и как она повлияла на историю России | Каторжные работы – это особый вид работы, который назначался осужденным и находившимся в заключении на особом государственном режиме. |
Русская каторга в конце XIX– начале XX века | Основной особенностью каторжного труда являлось то, что приговоренные каторжники обязаны были выполнять физическую работу в тяжелых условиях. |
Каторжанин: кто такой и каким образом попадает в каторжную ссылку? | Cтатья Каторга, каторжные работы в Энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. |
Содержание
- Каторга – что это такое?
- Вы точно человек?
- Заключенные на галерах. Как жили каторжники в XVIII веке
- Что такое каторжные работы и их значение в истории?
- Каторга: что это такое, история, особенности, примеры
Жизнь ссыльных и политкаторжан на рубеже XIX-XX веков
Пытки заключенных - это не только всевозможные избиения и изнасилования, к которым в последнее время было привлечено внимание СМИ, но и истязания, связанные с принудительным трудом в невыносимых условиях. Издевательства над трудовыми рабами Трудовая повинность осужденных к лишению свободы устроена удивительно парадоксально. С одной стороны, УИК устанавливает, что каждый осужденный обязан трудиться статья 103. Месячная зарплата в 200-300 рублей при работе по 12-16 часов — обыденное явление. Правозащитники получают массу свидетельств коллективных наказаний например, лишение групп осужденных свободного времени , избиений, помещения в ШИЗО за отказ от работы в таких условиях или пошив брака. В колониях шьют спецодежду для госорганов, включая ФСИН, и крупных госкомпаний — например, РЖД Но, в отличие от ситуаций, когда должностные лица ФСИН используют заключенных для работы на себя лично например, для строительства дач , возбудить уголовное дело о превышении должностных полномочий по факту рабского труда практически невозможно.
Это связано с тремя факторами. Первый — игра со ставками. Мизерная фактическая заработная плата чаще всего объясняется просто. Само по себе это не нарушение закона, но и работать человек должен соответственно. В нашем примере — одну десятую положенного по ставке времени.
Но на деле человек работает как все, то есть полный рабочий день, а зачастую и более. При этом камеры в любом случае могут отключать после 17. Осужденные рассказывают о случаях, когда к концу дня их выводят из цехов, а когда камеры выключаются, заводят обратно, на дополнительную смену. Третий фактор — низкая себестоимость труда заключенных и возможность его бесконтрольного использования. Пусть квалификация заключенных как работников низка, пусть они выдают много брака, но низкие затраты и возможность использовать неучтенную рабочую силу в отсутствие какого-либо контроля дают возможность обогащаться здесь и сейчас.
Речь идет именно о неучтенных рабочих ресурсах: есть масса свидетельств того, что администрации колоний используют нехитрые уловки — привлекают к «серому» труду фактически нетрудоустроенных даже на частичные ставки осужденных. Для этого от них получают согласие на труд по благоустройству колоний свыше двух часов в неделю. Такая работа до двух часов в неделю — обязанность осужденного, предусмотренная статьей 106 УИК. Это согласие не дает права работать на производстве, но формально ретуширует использование фактического раба. Проверять и расследовать подобное, казалось бы, несложно, но реальность говорит о другом.
О любых проверяющих колониях знает загодя. Зэков готовят, инструктируют. И оно работает. Сами проверяющие чаще всего со спецификой труда осужденных знакомы мало, да и вдаваться нет ни времени, ни желания. Непосредственная проверка в колонии, собственно, проверкой не является, членов ОНК, прокуроров или других гостей водят по заранее оговоренным маршрутам и болевых точек не показывают.
Но даже то, что на поверхности, остается без внимания. К примеру, мы не встречали случаев, когда проверяющие обратили бы внимание на то, что количество рабочих станций, обустроенных и функционирующих в швейном цехе, в два-три раза превышает количество трудоустроенных на этом производстве людей. Казалось бы, что проще, задать вопрос «Почему? Но никто не задает. Бывает, что СКР проверяет условия труда осужденных, например, при травмах на производстве.
Но и в этих случаях система отработана. Следователи изучают лишь официальные документы и опрашивают «активистов», которые, разумеется, никаких жалоб не имеют, но подтверждают, что пострадавший был грубо неосторожен, хоть и прошел все инструктажи. Почему люди не жалуются? Хоть и без особых надежд быть услышанными, но в с твердой уверенностью в неизбежности кары за жалобы. Она рассказала о невыносимых условиях труда на швейном производстве.
По ее словам, администрация поставила задачу: за неделю сшить 600 костюмов для работников РЖД, то есть примерно 120 костюмов в день силами 160-170 заключенных. За невыполнение — снижение месячной зарплаты. Это подтвердила бывшая заключенная ИК-2 Алеся Бондаренко. Она рассказала, что женщин заставляют работать практически до ночи.
Разделение К. Осуждение к кат. Работы отбываются на заводах Кабинета Его Величества, где центральным их местом является зерентуйская каторжная тюрьма, на казенных солеваренных заводах — Иркутском, Усть-Кутском и др. На острове Сахалине работы заключаются в проложении дорог, труде на каменноугольных копях, устройстве портов, сооружении домов, мостов и пр. В последнее время правительство стремится сосредоточить К. Сибири см. К разряду каторжных тюрем следует отнести еще Шлиссельбургскую крепость, где содержатся осужденные к К. Все осужденные к каторжным работам делятся на 3 разряда, осужденные без срока или на время свыше 12 лет именуются каторжными первого разряда. На подземные работы при добывании руд могут быть назначаемы лишь каторжные первого разряда. По поступлении в работы каторжные зачисляются в разряд испытуемых и содержатся в острогах, бессрочные — в ножных и ручных кандалах, срочные — в ножных. Мужчины подлежат бритью половины головы. При удовлетворительном поведении испытуемый переводится затем в отряд исправляющихся, которые содержатся без оков и употребляются для более легких работ отдельно от испытуемых. По истечении установленных сроков исправляющиеся пользуются правом жить не в остроге, могут себе выстроить дом, для чего им отпускается лес. Срок К. Работа каторжных оплачивается закон 6 января 1886 г. Осужденные на бессрочную К. Каторжные, не способные ни к какой работе, размещаются по сибирским тюрьмам и через известные сроки обращаются на поселение. О пересылке каторжных см. Ссылка, Этап. Ссылка, Телесные наказания. Тюремное заключение, Тюрьмы. Характеристику каторжных работ как вида наказания и оценку их с точки зрения карательной политики см. Для военнослужащих, приговариваемых к ссылке в каторжные работы, до 1890 г.
Именно тогда началось активное освоение рудников, где добывали различные полезные ископаемые. Повсюду стали открываться заводы, на которых перерабатывались металлы. Понадобилась рабочая сила. Тогда Петр решил отправлять на эти заводы провинившихся перед законом. Параллельно каторжан стали использовать и для строительства Санкт-Петербурга. Работы каторжных в мастерских Система поначалу была очень жестокой — многие преступники на этих рудниках и заводах погибали. Но постепенно условия содержания стали улучшать. Здесь, на Нерчинских рудниках, добывали серебро. Сюда стали отправлять каторжан, обустраивать их, постепенно создавать условия для жизни и труда, строить им деревянные бараки. Организацией процесса занимался Корпус горных инженеров. Это было военизированное формирование — все горные инженеры носили офицерские звания. Каторжане жили при этих горных заводах и работали. Лазарет для каторжных в Нижне-Карийском промысле С 1879 года вместе с образованием Главного тюремного управления в Забайкальском крае начали строить уже добротные каменные тюрьмы, более комфортные для проживания. Причем проектом Нерчинской каторги занимались профессиональные архитекторы. Эта была целая система тюрем, разбросанных по разным горным рудникам. Нерчинская каторга перестала существовать в 1917 году. Свидание каторжных с семьями Я долго изучал историю русской каторги, в том числе и Нерчинской, которая была основным местом ссылки на каторжные работы в Российской империи.
Каторжные "паханы" и "отверженные" На каторге были свои "паханы" и "отверженные". Они получили такое прозвище, так как назывались чужими фамилиями или заявляли, что вообще её не помнят. Публицист конца XIX века Влас Дорошевич описывал их как дерзких, наглых преступников, у которых всегда "руки в карманах", "картуз сдвинут на ухо", а "халат держится на одном плече". Штрафная камера. Они часто становились местными царьками, обкладывая данью менее ушлых каторжан. Тюремное начальство весьма успешно боролось с ними, и к концу XIX века "иванцов" не пускали на места старост или на кухню. А тех, кто пытался качать права, ссылали на Сахалин. Это тоже были профессиональные преступники, но калибром помельче, — карманники, воры, подельники главарей. Они поддерживали "иванцов", а некоторые открыто шестерили перед ними, таких именовали "поддувалами". Словечки пришить, шишка, стрельнуть, фартовый, баланда были уже тогда. Любопытно, что в те годы воровать у своих не считалось тяжёлым проступком, зато каторжане хватались за ножи, если их называли пассивными, продажными гомосексуалистами, это считалось реальным оскорблением. Внизу каторжной иерархии стояли крестьяне, мещане — в общем, обычные люди, совершившие преступления. После каторги они старались вернуться к обычной жизни. Работа каторжников на Уссурийском участке Транссибирской железнодорожной магистрали. Обычно они состояли в определённой социальной группе: крестьянки, мещанки, казачки. Большая часть из них была осуждена за убийство мужа, ребёнка или другого члена семьи. По правилам женщин должны были размещать отдельно от мужчин, их не заковывали в кандалы, а с 1863 года для них отменили телесные наказания. С одной стороны, работы для женщин были более лёгкими: их не отправляли на рудники и заводы, они носили дрова, мыли полы, чинили одежду и мешки, убирали сено, нанимались слугами к местному начальству. Однако быт и сексуальные домогательства делали каторгу невыносимой. Чтобы унизить каторжанок, местное начальство могло селить их вместе с мужчинами. Женщин напрямую насиловали и избивали, причём как заключённые, так и тюремщики. Если красивая каторжанка становилась любовницей начальника, считалось, что ей повезло. Женщины, сидевшие без работы, были вынуждены продавать себя, чтобы выжить.
История каторги в России
Отдельной трудностью была «заготовка» морской воды: из-за частых штормов её было непросто даже набрать, поэтому черпали вручную вёдрами, обливаясь ледяной влагой. Среди каторжников два — два с половиной века назад почти не было грамотных, так что воспоминаний об их тяжком труде не осталось. Зато сохранились отдельные документы начала XIX века, в которых начальство Охотского завода отмечало тюремную «бухгалтерию»: сколько каторжников за плохое поведение и побеги заковано в ножные кандалы, какому количеству добавлены ручные оковы и сколько из особо «злостных» прикованы к угольной тачке. Сохранились и документы о том, как кормили каторжан в Охотске. С учётом, что цены в Охотске были в разы выше, чем в Москве и Петербурге картина привычная для Крайнего Севера и в наши дни , то этих денег на еду не хватало. Поэтому летом каторжников, свободных от цепей, иногда отправляли на лов рыбы. Однако, как докладывало начальство Охотска, каторжане, «беспрерывно находясь в казённой работе», часто не успевали заготовить достаточное количество пищи, и в результате местные власти регулярно жаловались вышестоящему руководству на «самое жалкое положение находящихся в солеваренном заводе бедных людей…» Доходило до того, что из Охотска отправляли в Якутск и Иркутск ходоков собирать «вспомосуществование» гуманитарную помощь, как бы сказали сегодня для каторжников. Сохранились и факты такой помощи. Например, в 1813 году некий иркутский мещанин Храмков «из человеколюбия» пожертвовал охотским каторжникам 23 фунта масла и 130 швейных иголок. В том году непосредственно на Охотской солеварне работало 68 каторжников под охраной 14 солдат и 5 казаков.
Ежегодно этими силами получали около 2 тысяч пудов почти 33 тонны соли, которой снабжали всё побережье Охотского моря, Камчатку и Чукотку. Однако в начале XIX века в Сибири наладили массовую добычу соли, цены на этот продукт упали и существование каторжной солеварни в далёком Охотске стало экономически невыгодным. В 1836 году власти Иркутской губернии куда в то время входило Охотское побережье со всей Камчаткой подсчитали, что пуд соли, добытый в Охотске каторжным трудом, обходится казне в 15 рублей 44 копейки, тогда как сибирская соль, привозимая на морское побережье через Якутск, стоит не дороже 8 рублей за пуд. После такой неутешительной бухгалтерии 19 сентября 1836 года вышел приказ «прекратить совершенно действие Охотского солеваренного завода». Просуществовавшая целое столетие каторга на берегу Охотского моря была ликвидирована. Но российский Дальний Восток недолго оставался без подневольного труда заключённых — спустя всего два десятилетия новая каторга возникла на Сахалине. Каторжный уголь СахалинаОсенью 1851 года недалеко от устья Амура капитан Геннадий Невельской, глава исследовавшей эту дальневосточную реку экспедиции, заметил на одежде местного аборигена-нивха необычные застёжки, сделанные из чёрного блестящего камня. Моряки того времени, плававшие на пароходах, хорошо разбирались в угле — без сомнения застёжки были сделаны из каменного угля, при том очень качественного. Невельской тут же стал расспрашиваться «гиляков», как называли тогда русские нивхов, об этом необычном камне.
Вскоре ему принесли увесистый чёрный обломок. Мыс Погиби — самая близкая к материку часть Сахалина. И уже к началу 1852 года люди из экспедиции Невельского достигли острова по льду замерзшего пролива на собачьих упряжках и обнаружили на Сахалине огромные запасы каменного угля, выходящие прямо на поверхность. Находка имела стратегическое значение. Россия в то время активно развивала Тихоокеанский флот, приходилось платить большие деньги за уголь, покупаемый в Китае и Японии. Наиболее качественный по высокой цене закупали даже в Англии. Уголь Сахалина по качеству не уступал английскому, был куда лучше китайского и японского. К тому же иные месторождения каменного топлива на российском Дальнем Востоке тогда были ещё не известны. Уже осенью 1853 года на Сахалине матросы со шхуны «Восток» вручную добыли первые 30 тонн угля.
Сначала сахалинский уголь добывался силами военных моряков, но вскоре решено было привлечь для этих целей дальневосточных ссыльных и заключённых. Чехов в книге «Остров Сахалин» пишет: «Существует мнение, что мысль избрать это место для ссыльной колонии пришла впервые самим каторжным: будто бы некий Иван Лапшин, осуждённый за отцеубийство и отбывавший каторгу в г. Николаевске, попросил у местных властей позволения переселиться на Сахалин, и в сентябре 1858 г. В апреле 1859 г. Маленькое село Дуэ и ныне находится на берегу Татарского пролива, здесь некогда работала самая старейшая угольная шахта Сахалина. Первые каторжники, добывавшие там уголь, работали фактически без охраны — бежать в совершенно диких краях было некуда, а казна платила им 2 копейки за каждый добытый пуд угля. Труд заключённых оказался крайне выгоден: добыча одной тонны сахалинского угля в итоге стоила казне 1 рубль 25 копеек, тогда как за тонну японского угля платили свыше 20 рублей, а британский уголь стоит вообще 68 рублей. Неудивительно, что добыча угля каторжанами стала стремительно развиваться. В 1861 году на Сахалин, несмотря на все сложности с транспортировкой, прислали вторую партию — более 80 каторжников.
Официально документ назывался «Положение Комитета об устройстве каторжных работ» — предполагалось, что каторжники будут осваивать далёкий остров и добывать уголь для создававшегося Тихоокеанского флота России. Каторга должна была ускорить освоение Сахалина, который считался «ничейной землёй» и на который тогда претендовали одновременно три империи: Китай, Япония и Россия. Правительство Александра II решило использовать английский опыт; к середине XIX столетия успех заселения Австралии ссыльными и осуждёнными стал как раз очевиден. Решено было перевести на Сахалин каторжников из Иркутской губернии и Забайкалья.
Он считает, что «тяжкий физический труд без амнистии, без помилования, свиданий, переписки крайне необходим в качестве наказания в уголовном праве» и каторжные работы вполне адекватная замена смертной казни в отличие от пожизненного содержания в спецколонии. Впрочем, Александров оказался не против облегчения участи виновных в незначительных, например экономических, преступлениях, где «нужно назначать большой штраф». ЗА Не искупят, зато хоть почувствуют А что такого в возрождении каторги? И какие возражения, кроме криков записных правозащитников: «Каторжный труд - это негуманно, мы так скатимся в Средние века... Почему все эти нелюди должны знать, что для их жизни нет угрозы, и растирать онемевшие от безделья бока? К примеру, тот гот, который убил и съел школьницу, а сейчас подает иск, оскорбившись словами ее матери, назвавшей его сволочью и моральным уродом.
Как правило, эти заключенные и на воле предпочитали лиц своего пола. Гомосексуалистам обычно давали женские имена Манька, Катька, Танька и относились к ним с презрением. Вместе с тем они не были неприкасаемыми, другие каторжане не считали зазорным пользоваться их личными вещами в случае нужды. Большевик Александр Воронский встретил такого человека во Владимирской пересыльной тюрьме: Его звали Марусей: он торговал собой, зазывая ночами арестантов под нары. За "ласки" ему платили гривенниками, махоркой, чаем, сахаром, побоями. Днем он кокетничал. Он по-женски расслабленно вихлял бедрами, заворачивал кверху полушубок, складывал "сердечком" губы, "делал глазки", смотрел в зеркальце немного больше медного пятака, слюнявил нечистую ладонь, чтобы пригладить свалявшиеся войлоком волосы. К нему относились с гадливым презрением, но его халатом накрывались многие. Якубович в своих мемуарах посвятил целую главу появлению на каторге гомосексуалиста по фамилии Шустер: Он явно старался в то же время подделаться к тюремным силачам и воротилам, был перед ними, как говорится у арестантов, хвостом, шутил, заигрывал, и иногда ему удавалось достичь своей цели: какой-нибудь Чащин или Быков расхаживал с ним по двору, фамильярно обнявшись и дружелюбно беседуя. Но проходило несколько минут, и тот же Чащин давал своему новому приятелю здоровенный пинок… Шустера презирали, готовы были гнать, бить, и в то же время под сурдинку "добрая половина тюрьмы" не считала зазорным участвовать в его позоре. Практиковавшееся в советских тюрьмах в качестве наказания провинившихся сексуальное насилие не было известно на дореволюционной каторге. Иллюстрация к "Запискам", 1893 Иллюстрация: Николай Каразин Женщины на каторге Иногда на мужской каторге появлялись и женщины. Как правило в составе вольных команд, которые занимались хозяйственным обслуживанием тюрьмы. Такие команды могли набираться из местных жительниц или ссыльных поселенок. Если ни тех, ни других не было, в вольные команды зачислялись каторжанки из женских тюрем. Посещая мужские тюрьмы, эти женщины почти всегда вступали в отношения с каторжанами. Якубович вспоминал: Уголовная каторжанка всегда в большинстве случаев и продажная женщина. Скопление огромного количества мужчин при почти полном отсутствии женщин делало то, что в Шелайской вольной команде эти 5-6 каторжанок были в буквальном смысле коммунальными женами. Разврат достигал ужасающих размеров. Бесстыдство некоторых из этих мегер, всегда почти пьяных и не боявшихся никаких наказаний, доходило до какого-то кретинизма. Дорошевич так описывал этапирование женщин-каторжанок по морю на Сахалин: Женский трюм превращается в плавучий позорный дом… Это обычное явление, и если этого нет, каторжанки даже негодуют. Пароход "Ярославль" перевозил каторжанок из поста Александровского в пост Корсаковский. Старший офицер господин Ш. На пароходе "ничего не было". И вот, когда в Корсаковске каторжанок пересадили на баржу, с баржи посыпалась площадная ругань: - Такие-сякие! В монахи вам! Баб везли — и ничего. Нас из Одессы везли, с нами на пароходе вот что делали! Женщины лишились маленького заработка, на который сильно рассчитывали, и сердились. На Сахалине женщин на каторге почти не было. Каждой каторжанке по прибытии на остров предлагали выбор: стать сожительницей ссыльнопоселенца или отправиться в тюрьму. Подавляющее большинство выбирало первый вариант. В других регионах также практиковалась передача каторжанок в пару к поселенцам, но не повсеместно. Каторжанки в Сибири.
В каторжных тюрьмах сформировался особый жаргон, в то время никому не понятный никому за исключением самих каторжан, но в настоящее время ставший неотъемлемой частью современного русского языка: пришить — убить, шишка — начальник, важный человек; стрелять — просить, фартовый — удачливый, везучий; баланда — похлебка. Воровство у сокамерников не считалось табу. Как правило, обворованный должен был сам разбираться со своим обидчиком в меру своих сил. Чаще всего обворовывали представителей шпанки, которые не могли за себя постоять и "арестантского закона" не знали. Коллективному избиению подлежали только не знавшие меры воришки либо покусившиеся на имущество иванов. Абсолютным табу было только "наушничество" — доносы администрации на других каторжан. В лучшем случае если доносчик просто пожаловался на кого-то, его могли сильно избить. В худшем, если донос существенно навредил каторжанину, доносчика могли убить. Иногда в тюрьме был один арестант, оказывавший остальным сексуальные услуги по своему собственному желанию насилие в данном случае абсолютно исключалось. Как правило, эти заключенные и на воле предпочитали лиц своего пола. Гомосексуалистам обычно давали женские имена Манька, Катька, Танька и относились к ним с презрением. Вместе с тем они не были неприкасаемыми, другие каторжане не считали зазорным пользоваться их личными вещами в случае нужды. Большевик Александр Воронский встретил такого человека во Владимирской пересыльной тюрьме: Его звали Марусей: он торговал собой, зазывая ночами арестантов под нары. За "ласки" ему платили гривенниками, махоркой, чаем, сахаром, побоями. Днем он кокетничал. Он по-женски расслабленно вихлял бедрами, заворачивал кверху полушубок, складывал "сердечком" губы, "делал глазки", смотрел в зеркальце немного больше медного пятака, слюнявил нечистую ладонь, чтобы пригладить свалявшиеся войлоком волосы. К нему относились с гадливым презрением, но его халатом накрывались многие. Якубович в своих мемуарах посвятил целую главу появлению на каторге гомосексуалиста по фамилии Шустер: Он явно старался в то же время подделаться к тюремным силачам и воротилам, был перед ними, как говорится у арестантов, хвостом, шутил, заигрывал, и иногда ему удавалось достичь своей цели: какой-нибудь Чащин или Быков расхаживал с ним по двору, фамильярно обнявшись и дружелюбно беседуя. Но проходило несколько минут, и тот же Чащин давал своему новому приятелю здоровенный пинок… Шустера презирали, готовы были гнать, бить, и в то же время под сурдинку "добрая половина тюрьмы" не считала зазорным участвовать в его позоре. Практиковавшееся в советских тюрьмах в качестве наказания провинившихся сексуальное насилие не было известно на дореволюционной каторге. Иллюстрация к "Запискам", 1893 Иллюстрация: Николай Каразин Женщины на каторге Иногда на мужской каторге появлялись и женщины. Как правило в составе вольных команд, которые занимались хозяйственным обслуживанием тюрьмы. Такие команды могли набираться из местных жительниц или ссыльных поселенок. Если ни тех, ни других не было, в вольные команды зачислялись каторжанки из женских тюрем. Посещая мужские тюрьмы, эти женщины почти всегда вступали в отношения с каторжанами. Якубович вспоминал: Уголовная каторжанка всегда в большинстве случаев и продажная женщина. Скопление огромного количества мужчин при почти полном отсутствии женщин делало то, что в Шелайской вольной команде эти 5-6 каторжанок были в буквальном смысле коммунальными женами. Разврат достигал ужасающих размеров. Бесстыдство некоторых из этих мегер, всегда почти пьяных и не боявшихся никаких наказаний, доходило до какого-то кретинизма. Дорошевич так описывал этапирование женщин-каторжанок по морю на Сахалин: Женский трюм превращается в плавучий позорный дом… Это обычное явление, и если этого нет, каторжанки даже негодуют. Пароход "Ярославль" перевозил каторжанок из поста Александровского в пост Корсаковский. Старший офицер господин Ш. На пароходе "ничего не было". И вот, когда в Корсаковске каторжанок пересадили на баржу, с баржи посыпалась площадная ругань: - Такие-сякие!
В России вернут каторгу?
Итак, что такое каторга? Когда она появилась в России? История каторги начинается в середине XVII столетия. В годы освоения Сибири такая мера наказания была как никогда актуальна. Однако ссылка с обязательным подневольным трудом на пользу государства появилась лишь в конце XVIII века. По мнению одного из историков, именно в 1691 году в России возникла каторга как вид наказания.
При Петре Первом в русскую речь прочно и надолго вошло слово "каторга". В первоначальной своей форме этот термин был заимствован с Запада. Тогда подневольный труд был сосредоточен на кораблях. При Петре I, как известно, шло активное строительство морского флота. Рабочей силы не хватало.
А потому и стал активно использоваться дармовой бесплатный труд осужденных. К преступникам применяли строгие меры. Смертная казнь была заменена «урочными годами». Осужденных клеймили, били кнутом, ссылали на вечную работу. Укрывательство беглых каторжан наказывалось смертной казнью.
Широко применялся каторжный труд и в послепетровский период. При Елизавете Петровне ссылка на непрерывную, вечную работу заменила смертную казнь. Осужденные отбывали срок, как правило, в крепостях.
Решено было наладить отправку каторжников на Сахалин из Одессы через Суэцкий канал при помощи пароходов, переделанных в плавучие тюрьмы. Первый рейс, или, как тогда говорили, «сплав» плавучей тюрьмы на Сахалин состоялся летом 1879 года.
Пароход «Нижний Новгород» за 52 дня перевёз на Сахалин 569 каторжников. За следующие 20 лет на Сахалин через Египет было перевезено 22 642 заключённых мужского пола и 1838 женщин-каторжниц. Иногда вместе с ними или вслед за ними на тюремных пароходах добровольно отправлялись на каторжный остров члены их семей — за два десятилетия таковых было 1548 женщин и всего 6 мужчин. Именно эти «морские этапы» впервые в истории обеспечили массовый завоз заключённых на Дальний Восток. Большую часть плавания до Сахалина заключённые проводили в раскалённых тропической жарой трюмах, когда пароход шёл через Красное море и Индийский океан.
Доктора тюремного ведомства оставили записки с ежедневными замерами температуры и влажности воздуха в трюмах с каторжниками. Страшная жара и духота — основной мотив всех дошедших до нас воспоминаний о плавучем «этапе» на Сахалин. Бывший студент петербургской Военно-медицинской академии Борис Еллинский, получивший за революционную деятельность 20 лет каторги, плыл на Сахалин в 1894 году и позднее описал быт раскалённого трюма: «Люди пораздевались донага. Пот лил со всех ручьями, как в бане. Грудь сжимало и в глазах мутило.
Казалось, что голова сейчас лопнет от боли. У многих все тело покрылось нарывами, из которых сочился гной. Это — так называемая тропическая сыпь. Появились смертные случаи от тепловых ударов… Как только с кем-либо случался обморок, кричали часовому; он давал свисток; являлись два санитара и уносили беднягу на палубу. Большинство не возвращались уже оттуда.
После я узнал, что почти все они умерли и их спустили в море зашитыми в холст». Труд в угольных шахтах по праву считался самым тяжёлым и страшным: никакой механизации не было. Петербургский журналист Влас Дорошевич в 1897 году посетил Сахалин и оставил впечатляющее описание угольных шахт, где работали каторжане. Вода просачивается, капает на вас большими, тяжёлыми, холодными каплями, руки хватаются за мокрое, холодное, скользкое, вы ползёте по чёрной жидкой грязи…» В сопровождении горного инженера Дорошевич рискнул проползти вглубь шахты, чтобы увидеть, как работают каторжане: «Словно какие-то черви, мы ползли в недрах земли по узеньким, кривым, извилистым параллелям… На четвереньках идти можно было только местами, в виде роскоши. По большей же части приходилось ползти на животе.
Схватиться правой рукой за какой-нибудь выступ в стенке и притягиваться на мускулах, в левой держа свечу…— А рабочим здесь постоянно приходится лазить. Немудрено, что ходят все в лохмотьях. Работы эти считаются не только самыми трудными изо всех существующих, но и прямо убийственными…"По узким подземным лазам Дорошевич с сопровождающим инженером добрались до забоя, где каторжане добывали уголь: «Мерные удары слышатся всё яснее, громче. Ближе, ближе. Послышался глухой человеческий говор и мы, наконец, друг за дружкой, выползаем в забой.
Работа останавливается. Рабочие снимают шапки…В каменноугольном пласту от угля душно и жарко. Чёрные стены. Пылает, еле освещая забой, несколько керосиновых факелов, — в забое, вместо воздуха, крутится какой-то вихрь керосиновой копоти. Люди одеты в невероятные лохмотья, сквозь которые на каждом вершке видно голое, чёрное тело.
Только арестантские шапки остаются целы на рабочих и составляют резкий контраст с остальными лохмотьями. Пока инженер показывал мне устройство старого рудника, настал час арестантского обеда. Рабочие расползлись, как черви, по параллелям, с головокружительной быстротой, слетели на спине по штрекам, зашлёпали чуть не по колено в воде по главной штольне и ушли в тюрьму…" Архивные документы позволяют представить, каков был упомянутый Дорошевичем «арестантский обед». В сутки сахалинскому каторжнику полагалось около килограмма хлеба, 160 грамм мяса или 400 граммов рыбы. К ним добавлялось 300 грамм крупы, картофеля и капусты.
В основном каторжников кормили доступной на Сахалине рыбой — согласно тюремной инструкции рыбная «пайка» полагалась 208 дней в году. По свидетельству очевидцев ведро такой «баланды» стоило 5 копеек. Тюремный врач Николай Лобас, проработавший на Сахалине 7 лет, в начале XX века писал осторожно, но недвусмысленно: «На каждом шагу можно увидеть, что пища сахалинского арестанта не восполняет трат его организма, если ему приходится выполнять тяжёлую работу, и он постепенно идёт к упадку…»За четверть века существования Сахалинской каторги заключённые добыли на острове почти 600 тысяч тонн угля. Подневольный труд здесь мог бы продолжаться и далее, но после русско-японской войны, когда южная половина острова отошла к Японии, Сахалинскую каторгу пришлось закрыть.
Если кто-то из арестантов пытался бунтовать либо происходила драка, конвоиры пускали сквозь решетку горячий пар.
Чтобы не свариться заживо, все старались сидеть тихо. А спали пассажиры на длинных нарах по 200 человек. Такое мучительное путешествие длилось примерно полтора месяца. Корсаковская тюремная пристань. Каторжане становились поселенцами Сахалин идеально подходил в качестве места для ссылки каторжных.
Для этих целей его стали использовать с 1960-70-х годов позапрошлого века. Сначала сюда отправляли только политических заключенных — противников самодержавия, но в конце века он стал пристанищем и для другого рода преступников — убийц, грабителей и так далее. Как известно, здесь отбывала наказания и знаменитая Сонька Золотая Ручка. Сонька Золотая ручка в кандалах. Попав на остров, ссыльный проходил три стадии: каторжный, поселенец, ссыльный крестьянин и крестьянин вольного содержания.
Последним, уже отбывшим свой срок в тюрьме, выделялись земельные участки. На таком клочке земли крестьянин возводил простой дом, распахивал огород, обзаводился курами. Ну а в первые годы пребывания на Сахалине осужденный ходил исключительно в кандалах. Поселенцы Сахалина. Спали прямо с тачкой Кандальные каторжане жили в гнилых бараках с земляным полом, на котором и спали.
Кормили их хлебом, состоявшим из неперемолотого зерна и сена, и похлебкой из муки и полугнилого картофеля. Особо опасных приковывали к тачкам. А вот особо опасных преступников приковывали цепями к тачкам, и так они ходили постоянно — не только во время работы, но и в бараке, а спали, поставив тачку рядом.
Вечная каторга означала, что и потомство каторжан будет навечно приписано к горным заводам. Первые казаки каторжане За десять лет до отмены крепостного права, в 1851 году, Губернатору Восточной Сибири Н.
Муравьеву-Амурскому удалось убедить Кабинет Его Императорского Величества перевести кабинетских горнозаводских крестьян в казачье сословие. Так из потомков каторжан было образовано Забайкальское казачье войско. Что сохранилось сегодня от Нерчинской каторги? Ведь история органов юстиции Забайкалья началась именно с нее. Именно здесь родилась и получила свое развитие тюремная система страны.
Основными целями акции были поиски остатков каторжных тюрем, их фотографирование и формирование общественного мнения по сохранению и возможной их эксплуатации. В Акатуйской тюрьме Первым пунктом на пути следования был Акатуй место расположения Акатуйской каторжной тюрьмы. Тюрьма была открыта при руднике в 1832 году. Первыми политическими заключенными Акатуя были участники польского восстания 1830 года. Здесь отбывали каторгу с 1841 по 1845 год декабрист М.
Лунин, с 1890 по 1895 революционер-народоволец П. Якубович и многие другие революционеры. После ликвидации тюрьмы в марте 1918 года деревянные здания тюремных построек были разобраны. Часть из них была перевезена в село Александровский Завод для строительства двух школ. К настоящему времени одно из зданий школы сохранилось, действует и поныне в качестве учебного заведения.
Судя по старой фотографии Акатуйской каторжной тюрьмы, здание школы напоминает здание администрации тюрьмы, расположенное ранее напротив въезда в тюрьму.
История каторжных работ и их значение в современности
- Что такое каторга? История русской каторги ::
- Жизнь ссыльных и политкаторжан на рубеже XIX-XX веков
- Что значит каторжные работы
- 2. Каторжане становились поселенцами
Русская тюрьма. Каторга. Непростая жизнь каторжан
В системе наказаний каторжные работы долго занимали неопределённое положение, применяясь иногда как дополнительная кара или как следствие другого наказания. Каторжная работа имеет свое происхождение в России и достигла наивысшего расцвета в 18-19 веках. галера) - вид уголовного наказания, состоящий в использовании осужденных на тяжелых принудительных работах в местах заключения или ссылки в сочетании с особо жестким режимом содержания.
Заключенные на галерах. Как жили каторжники в XVIII веке
В этой статье мы рассмотрим понятие и особенности каторжной системы в России, условия жизни заключенных, исторический контекст и последствия этой. это вид труда, который предполагает вынужденное осуществление работы, часто в связи с совершенными преступлениями или политическими. Так, по мнению главы СПЧ Валерия Фадеева, будет целесообразным восстановить каторгу как вид уголовного наказания.
Каторжники со всей страны – в Петербург
- Каторга — Что такое Каторга
- По кандальному пути | Забайкальский рабочий
- Каторга: история и значения
- Каторга: что это такое, история, особенности, примеры
Каторга в царской России. Как появилась?
Виды каторжных работ. Каторжная работа в концлагере. Каторжные работы нацистские лагеря. Вообще-то каторжные работы назначались за тяжкие преступления. КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудительные работы и, как правило, строгий режим лишения свободы.