В сентябре 2022 года Госкорпорация «Роскосмос» рассекретила личное дело первого в мире космонавта Юрия Гагарина, которое на протяжении долгих лет хранилось в строжайшей секретности в Центре подготовки космонавтов, названным в его честь Фото уникальных.
Главное сегодня
- Новости и события Российского исторического общества
- Юрий Гагарин: «Я чувствовал себя хорошо...» (Комментарий к Главному полёту ХХ века) | Наука и жизнь
- Совсем не космос: наследие Юрия Гагарина приходит в упадок
- Москва — Саратов
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Гагарина г. Помимо безупречной учебы, будущий космонавт проявлял всестороннюю активность, занимаясь в литературном и физическом кружках, играя в духовом оркестре, катаясь на лыжах и забрасывая мячи в баскетбольной секции. Однако многое в жизни Гагарина предопределил Саратовский областной аэроклуб. За два года обучения в нем инициативный студент успел налетать 42 часа 23 минуты, освоить Як-18, выполнить в общей сложности 196 полетов и окончить курс начальной подготовки с отличием. Юрий Гагарин слева на фотографии из школьного архива в экспозиции музея первого космонавта Земли в Лицее имени Ю. Юрий Гагарин с учащимися Саратовского индустриального техникума. Снимок из газеты "Известия". Юрий Гагарин в Люберцах, 1951 год.
Ах, этот день двенадцатый апреля, Как он пронесся по людским сердцам. Казалось, мир невольно стал добрее, Своей победой потрясенный сам. Фотография 1956 года.
И только тогда подъехала поисковая группа. Тогда в Подгорном стоял гарнизон.
Сейчас его нет уже. Юрия Алексеевича они повезли в Энгельс, потом в Самару. Гагарин говорил, что обещал колхозникам в знак благодарности приехать. Он приехал в Саратов на 20-летие своего техникума. Это 5 января 1965 года, а 6-го к нам приехал.
Он ехал на электропоезде до мясокомбината. Его встретили и поехали в Узморье. Я в это время училась в педучилище, но у меня были каникулы. У меня мама работала уборщицей в клубе, мы с ней драили его. Мы всю ночь драили, топили, все кресла протирали, чтобы не было пыли, нам помощников не дали.
К Гагарину было такое трепетное отношение. Клуб был забит, тут весь райисполком, не пробиться было. Я стояла около крыльца, когда встречали. Когда он выступал в клубе, его приняли в почетные колхозники, и деньги ему начисляли. Там большие были деньги, тысяча с чем-то деньги начисляли и отдавали на благотворительность еще несколько лет после гибели Гагарина, — прим.
По рассказам, эти деньги отправляли куда-то в детские дома по его просьбе. Я помню, кто-то говорил: «Гагарин уехал, а люди гуляли, песни спевали». Так его провожали. Такое восхищение было. Он был родной для нас.
Это непостижимо было для нашего времени, для нашего села такое событие». Совхоз «Безымянский». И там все говорят: «У вас на территории приземлился такой человек». Как-то душа радовалась, что это у нас. Аппарат у нас на горе упал, а сам Гагарин дальше приземлился.
Корабль упал не там, где стела стоит. Он упал на наших полях, колхоза Шевченко. Всего — человек шесть. Помогли ему вылезти. Он спрашивает: «А можно позвонить у вас тут?
Там в полях телефона нет, только в селе. Когда он сказал, что нужно позвонить, у нас тут военная часть была в Подгорном. Сразу приехала машина крытая, все это погрузили: и этот шар, и его самого. Потом он приезжал к нам 6 января 1965 года. Тут уже все люди знали, что он к нам приедет.
Вся дорога — полтора километра — от трассы и до села была заполнена людьми. До самого клуба. Когда приехали в клуб, там уже все собрались. Перед этим меня председатель вызывает и говорит: «Люб, вот Гагарин приезжает. Пойдешь и поможешь постряпать».
Все это было у председателя в доме рядом со старой школой. Я говорю: «Какая из меня повариха? Апельсины привезли. Тогда их вообще не было как сейчас в каждом магазине. У нас учитель был по ботанике.
Он очень любил играть в баскетбол и был капитаном баскетбольной команды училища, хотя рост его не был баскетбольным по сегодняшним меркам». Учитывая его успехи в спорте, Юрию было предложено поступать в Ленинградский физкультурный техникум. Но так как вступительных экзаменов в физкультурный техникум надо было ждать месяц, поддавшись уговорам товарищей и преподавателей училища, он выбрал для дальнейшей учёбы литейное отделение Саратовского индустриального техникума трудовых резервов, куда он был направлен как отличник учёбы. Саратовский индустриальный техникум давал серьёзную подготовку как по специальности, так и по общеобразовательным наукам с педагогическим уклоном. Его выпускники работали мастерами производственного обучения в системе трудовых резервов. В техникуме тогда училось немало бывших фронтовиков, отслуживших в армии, долгое время поработавших на производстве.
Среди этих учащихся Юрий Гагарин был одним из самых младших. По воспоминаниям преподавателей техникума, Юрий был исключительно прилежным в учёбе, собранным, дисциплинированным, трудолюбивым, отзывчивым. У него чувствовался напор энергии, он был живым, добрым, и глаза его всегда были с «веселинкой». Он никогда не останавливался на полпути, всегда доводил начатое дело до конца, умел рационально использовать время, поэтому успевал отлично учиться и активно участвовать в общественной работе. Избирался в комитет комсомола, был заместителем секретаря комсомольской организации литейного отделения. После окончания третьего курса техникума у Юрия Гагарина появилась новая страсть — аэроклуб.
На курсы лётчиков подали заявления несколько человек из учащихся техникума, но они потом отсеялись, так как не выдержали одновременно учёбы в двух местах. В зимнее время в аэроклубе курсанты изучали теорию, а в апреле приступили к практическим занятиям по парашютным прыжкам и полётам. Надо было ездить на аэродром через Волгу на пароме к трём часам ночи, а к девяти утра быть в техникуме на занятиях, и Гагарин никогда не опаздывал на занятия. В июне 1955 года Юрий с отличием окончил техникум — из тридцати двух итоговых оценок за время учёбы у него была только одна оценка «4». Коллектив Саратовского аэроклуба ДОСААФ состоял из сотрудников, закалённых во время войны, награждённых многими боевыми орденами и медалями, совершивших много боевых вылетов, в том числе Героев Советского Союза. Там же была и фотография Юрия в кабине самолёта.
Летал он отлично, любил большие перегрузки, выполнение фигур сложного пилотажа, которые можно было создать на самолёте Як-18. В сентябре 1955 года Юрий Гагарин успешно закончил занятия в аэроклубе и получил направление в Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. Ворошилова в Оренбурге. Он сразу стал старшиной звена и старшиной группы. Обучившись в теоретическом батальоне, Юрий Гагарин попадает на аэродром для практических занятий. Обучал Гагарина лётному искусству на учебных самолётах типа Як-18 И.
Крючков, впоследствии заслуженный лётчик Советского Союза. После окончания учебной программы Гагарина вместе с другими курсантами переводят на более усовершенствованные самолёты, на последнем этапе обучения — на самолёты МиГ-15бис. Юрий Гагарин попал в экипаж инструктора А. Колосова в числе тех, кто был отобран для прохождения ускоренного курса подготовки на боевом самолёте. Преподаватель курса теории и конструкции реактивных двигателей А. Резников отмечал такой случай: в 1957 году, перед началом полётов на реактивных самолётах после окончания теоретического курса, он поставил по реактивным двигателям Гагарину оценку «удовлетворительно», и тот не был допущен к полётам на реактивных МиГах.
Резников вспоминал, что Гагарин пять дней с мрачным видом, ни на что не отвлекаясь, просидел в классе, обложившись учебниками и наглядными пособиями, и на шестой день пришёл для пересдачи, на которой получил оценку «отлично». Резников считает, что в этом эпизоде проявились некоторые черты того Гагарина, которого весь мир узнал через несколько лет — честность перед самим собой, трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей. Непросто давался молодому курсанту Гагарину боевой самолёт. Причиной тому было то, что Юрий имел налёт на учебных самолётах по сравнению с другими курсантами в два раза меньше, поэтому опыта было меньше, и труднее давались полёты, особенно основные элементы — взлёт, расчёт, посадка. Продолжил обучать боевому применению на самолёте МиГ-15 полигон, воздушные стрельбы и пр. Юрия Гагарина лётчик-инструктор Я.
В своих воспоминаниях он отмечал, что Гагарин поступил к нему в составе экипажа более опытных лётчиков — все уже летали четвёртый год, а Юрий был только год в училище. Программу он усваивал неровно, средне. Не было у него постоянства, чтобы всё время «отлично», были даже «тройки» за полёт. Но благодаря упорству, огромному желанию летать, старательности, Юрий Гагарин закончил программу обучения по высшему первому разряду и сдал государственный экзамен на «отлично»: в зону — «пять», воздушный бой — «пять», по кругу — «четыре». Ворошилова в 1957 году Юрий Гагарин был направлен на службу в 769-й ИАП ВВС Северного флота, в Североморск, куда позже после окончания медицинского училища приехала и его будущая жена — Валентина Ивановна Горячева, с которой он познакомился на вечере в училище, куда она пришла вместе с подругами на танцы. В 1957 году они поженились, а в 1959 году у них родилась дочь Лена.
Гагарин со своими товарищами был первым пополнением в авиации Северного флота из выпускников сухопутного училища. Аэродром находился вблизи норвежской границы, посадочный курс проходил в 13 километрах, а в 30 километрах находилась граница с Финляндией. Подготовка молодых лётчиков проводилась в течение одного года. Лётчики были допущены к полётам только в конце января, когда в Заполярье начался полярный день. В апреле 1958 года состоялся первый самостоятельный полёт Юрия Гагарина. Дальнейшие его полёты предусматривали совершенствование боевой подготовки, необходимо было и бомбить, и стрелять, и вести воздушные бои, перехватывать воздушные цели противника.
Все программы подготовки боевого лётчика Гагарин выполнял успешно, вся его годичная подготовка прошла отлично. Так начался его жизненный и лётный путь в Заполярье. В трудных и неблагоприятных условиях для полётов Гагарин получил очень богатый опыт полётов в сложных метеоусловиях, и это должно было наложить отпечаток на его последующую жизнь как волевого, подготовленного лётчика, способного выполнить задание в любых метеоусловиях днём и ночью. В отряде первых РГАНТД продолжает серию публикаций в рамках интернет-выставки документов и фотографий «Каким он парнем был…» о подготовке первого отряда космонавтов и выборе Ю.
Ведь он, будучи совсем молодым, понимал, что реально рискует своей жизнью, но, тем не менее, решился и достиг цели! Никогда раньше я не задумывался об этом. Мы обсуждали технические вопросы, спорили о том, какое управление для человека будет удобным и какое неудобным, но не принимали во внимание внутреннее состояние будущего космонавта. Ведь заявляя о желании лететь, он должен был себе ответить на вопрос: правильно ли он распряжается своей жизнью? И это тогда, когда нет войны, есть хорошая профессия, семья и так много интересного вокруг. Но он выбрал столь рискованный полет.
Я хорошо помню свою реакцию, когда впервые услышал об отборе кандидатов для первого полета от сотрудников нашего отдела, вернувшихся с казахстанского полигона, - места, откуда теперь стартуют космические ракеты. Там готовили к пуску первый беспилотный спутник-корабль. Ребята рассказывали, что на полигоне руководство обсуждало, какие профессии лучше формируют качества, наиболее важные для космонавта. Первыми были названы летчики-истребители. Каждый из них приучен к высоте и к тому, что один несет всю ответственность за полет. Вторыми рассматривали моряков-подводников. Они могут подолгу находиться в изоляции, в отрыве от нормальной земной жизни, и при этом выполнять очень ответственные функции. Наконец, в качестве третьей группы были названы инженеры - люди, которые профессионально наиболее подготовлены к тому, чтобы изучить устройство корабля и контролировать его работу. Когда произнесли слово «инженеры», меня как будто ударило электрическим током, словно кто-то сказал «ты». И какая-то внутренняя дрожь пробежала, как если бы выбор был уже сделан.
След от этого ощущения надолго во мне сохранился. Наверное, что-нибудь похожее было и у Гагарина перед полетом. Может быть, иначе окрашенное, но, скорее всего, более яркое, - ведь у него была реальная перспектива, а не абстрактная фантазия. Позднее я узнал, что выбор остановили на летчиках и отобрали шесть человек. Однажды я видел их на территории нашего предприятия. Они быстро переходили из одного здания в другое, явно стараясь быть незамеченными. Я испытал тогда чувство глубокого уважения к этим людям. Нужно было обладать сильным характером, чтобы взяться за грандиозное дело. В подготовке космонавтов к первому полету мне не довелось принимать участия. Я занимался лишь вопросами, связанными с созданием системы управления.
В то время нам многое было неясно. Мы, например, не знали, будет ли видна Земля из корабля ночью; можно ли отличить ночную Землю от звездного неба - огни больших городов иногда светят так же, как звезды. Не знали, удастся ли определять направление полета, когда корабль будет находиться над океаном, - на поверхности воды ориентиров нет, а достаточных данных о том, как часто будут встречаться облака и как они выглядят сверху, у нас не было. Система давала возможность космонавту разворачивать корабль в любом направлении, но определять положение корабля он должен был визуально, и мы надеялись, что после полета космонавт расскажет, в каких ситуациях это возможно, а в каких нет. Как много было дебатов по поводу того, разрешать ли космонавту участвовать в управлении кораблем! Существовало мнение, что он может не справиться с психологической нагрузкой полета и начнет действовать безрассудно. В этом случае, взяв управление на себя, он может сам себя погубить. В результате решили усложнить процедуру включения системы до такой степени, чтобы при отсутствии здравого мышления космонавт не смог ее выполнить.
Публикации
- Юрий Гагарин космонавт и дипломат
- «Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос — РТ на русском
- Еще по теме
- К 80-летию со дня рождения первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина
- Публикации
Юрий Гагарин космонавт и дипломат
Ю.А. Гагарин прекрасно осознавал огромную ответственность, возложенную на него страной. По ней и шёл Гагарин, а его шаги сопровождал оркестр, исполнявший авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Сделав кружок над Землей, Юрий Гагарин открыл новую эпоху в истории человечества. РИА Новости, 1920, 04.03.2022. 8 ярких фактов о Гагарине — они превращают его из покорителя галактики в обычного человека.
Детство Гагарина: арифметика на патронных гильзах
Юрий Гагарин — первый космонавт, биография, фото | Тогда они заявляли, что надпись сделал рабочий по фамилии Давидянц — еще когда костюм был на предприятии. |
Гагарина подставили по халатности? Чего он лишился во время первого полета в космос | И несмотря на то, что Гагарин сделал вокруг Земли всего один виток, звезды стали близки к нам как никогда. |
Юрий Гагарин – последние новости
“Получение высшего инженерного образования, весьма успешную защиту дипломной работы Ю.А. Гагарин переживал исключительно эмоционально, восторженно, с подъёмом. — Летчик старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов! 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, советский космонавт, стал первым человеком в истории, совершившим орбитальный космический полёт. Он мог отказаться, но не стал этого делать, т.к. тогда бы полетел Гагарин, назначенный его дублером. На съемках Гагарин вновь повторил все, что делал 12 апреля 1961 года. -«Восток-1» с Юрием Гагариным на борту сделал один оборот вокруг Земли, и на 108-й минуте корабль успешно завершил полет.
«Коммунист в космосе»: каким был полет Гагарина, как отреагировал на него Запад
Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. Эта экспедиция была рассчитана на 191 сутки, и 17 октября «Гагарин» успешно вернулся на Землю с первой космической съемочной бригадой на борту. Первые шаги в авиации Гагарин сделал ещё студентом техникума. В 1963 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. 12 апреля 1961 года космонавт Юрий Гагарин поднялся на стартовую площадку, которая доставила его на вершину ракеты Р-7.
Юрий Гагарин
Как и в апреле 1961 года, мягкую посадку «Гагарину» обеспечила парашютная система производства НИИ парашютостроения. Космические парашюты: 60 лет в штатном режиме НИИ парашютостроения — это единственный в России разработчик и производитель космических парашютных систем. Все спускаемые аппараты и корабли в истории отечественной космонавтики были оснащены парашютами института. Началось все в 1961 году, когда на орбиту отправился «Восток» с первым космонавтом Земли. Спускаемый аппарат «Востока» весил порядка 2,5 тонны, и для него была создана парашютная система, которая состояла из нескольких парашютов: вытяжного, тормозного и основного. Вытяжной необходим для ввода купола основного парашюта, тормозной снижает скорость до значений, когда свою работу может начать основной купол площадью более 500 кв. Кстати, в отличие от распространенного мнения, Юрий Гагарин приземлился не в кабине спускаемого аппарата, как современные космонавты. На самом деле он катапультировался и спустился на Землю на парашюте. Тогда это было не только средством аварийного спасения, но и методом посадки. Катапультируемое кресло приземлялось с помощью основного парашюта площадью 83,5 кв. В случае отказа вводился запасной — с куполом в 56 кв.
В конце 1960-х в космос полетел корабль нового поколения — «Союз». Основная парашютная система также состояла из трех парашютов, при этом купол основного увеличился до 1000 кв. Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» на месте приземления. Фото: Российский государственный архив научно-технической документации В 2002 году впервые с космодрома стартовал корабль «Союз ТМА» транспортный, модифицированный, антропометрический. Новый «Союз» был усовершенствован, изменения коснулись и его парашютной системы. В частности, добавился тормозной парашют площадью 16 кв. При этом парашюты изготавливались из облегченного высокопрочного материала, который относится к арамидным волокнам.
Тот тоже участвовал в полетах, но его вылет был запланирован уже после Гагарина.
Шаталов говорил, что в момент катастрофы рассматривались обычные проблемы с радиопередатчиком. Бортинженер планировал починить его после приземления. Каманин писал: «Более четырех часов поиск был безрезультатным. В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома «Чкаловский» и в трех километрах от деревни Новоселово». Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия». Валентина Романова Первое доказательство гибели Гагарина — планшет, который нашла поисковая группа. Он был в куске куртки Гагарина. Каманин писал об этом в дневнике.
Адриян Николаев подтверждал ему: Гагарин при нем заполнял такой планшет красными чернилами. Уже потом нашелся талончик на завтрак на имя Гагарина. Только тогда все поняли — он погиб. Гибель Серегина подтвердилась по обломку челюсти. Об этом тоже рассказывал Каманин: «Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина». Космонавт Виталий Севастьянов вспоминал опознание по двум ведрам с частями тел: «На столе лежали два правых уха с кусочком кости черепа и волосами.
Больше того, за одним ухом была родинка, как бородавка на ножке. Эта была родинка Юры. Его даже когда стригли, он просил осторожнее, чтобы не задеть. Мы тогда отстригли волосы, положили в конверт и отдали Вале [вдова Гагарина]». В тот день мой дед Николай Живоглядов возил работников киржачского аэродрома на место катастрофы на поиски останков. Тогда же экстренно прибыли спецслужбы и люди с аэродрома «Чкаловский». Дед был простым водителем и не участвовал в поисках, но попал в эпицентр. Говорят, что часть кишок висело на срубленных самолетом деревьях.
Виктор Кириллов работал механиком-водителем на киржачском аэродроме. В день катастрофы он участвовал в поисках останков тел и разлетевшихся частей самолета. Так рассказывал об этом в книге «Кумир планеты»: «В 11:45 на КП поступает команда из «Чкаловского»: «В вашем районе упал самолет в деревне Новоселки. Поднять вертолет на поиски». Командир вертолета Замычкин отметил на карте Новоселки Александровского района, и вертолет ушел в Новоселки. Через некоторое время звонок из деревни Новоселово. Звонила бригадир колхоза Салеева: «Упал ваш самолет в районе погоста, ориентир — церковь». Экипаж собрался в считанные минуты: радист Круглов, парашютисты Левченко, Хомутов, Овчинников, а дальше дело техники.
Поля, леса. Через час мы были на месте падения самолета. Огляделись, видим, на высокой березе висит на оборванной подвеске парашюта половина куртки. Спилили березу, а в куртке — левая рука. В кармане куртки водительское удостоверение, технический паспорт на машину, ключи от машины на брелке шарик примерно 30 мм, в нем жидкость, там циферблат плавающий. В метрах 200 от места падения была сторожка, где жил лесник. Я объехал поляну: пней, ям нет. Радист передал на борт вертолета, что площадка подготовлена.
Как только приземлился вертолет, вышли генералы, полковники. Я отвез их на место гибели. Генерал-майор спросил меня: «Откуда техника? Сказали генералу: «У нас рабочий день до пяти часов». Он ответил на высокой ноте: «С этого часа, с этой минуты вы выполняете постановление Совета Министров». Вот и закипела работа. Генерал спросил: «До вас здесь были посторонние? Генерал сел в кабину: «Давай за ним по следу».
Подъезжаем к дому. Стоит трактор, в кабине парашют. Выходит парень. Спрашиваем: «Твоя техника? Садись, поехали, покажешь, где он лежал». Потом парня посадили в вертолет и увезли в «Чкаловский». Поздно вечером пришла колонна спецтехники в Новоселово. Дороги к месту не было, снега была тьма.
Всю эту технику буксировали на место гибели. Днем ездили по деревням, спрашивали очевидцев: как летел, сколько взрывов слышали. Парашют Юрия Алексеевича Гагарина нашли, когда растаял снег, под елью, в шести метрах от костра, где мы коротали ночь». Еще один член поисковой группы — Иван Колосов. Его воспоминания из книги Льва Данилкина «Юрий Гагарин»: «Наш вертолет взлетел в 12:20 и пошел курсом, противоположным тому, по которому самолет МиГ-15 должен был возвращаться на аэродром «Чкаловский». Периодически мы садились прямо на поляны и дороги, а один раз в поселке Черноголовка на площадку какого-то завода, и спрашивали, не видели ли падающий самолет или не слышали ли взрыва самолета в воздухе. При первых посадках ответы были отрицательными, а несколько позже стали попадаться люди, которые видели круто спускавшийся в лес самолет. При дальнейшем полете в районе деревни Новоселово Покровского района в лесу штурман заметил яму шириной 4-5 метров, окруженную глубоким снегом, политым какой-то желтоватой жидкостью.
Спустились ниже и убедились, что это место падения какого-то самолета. Вертолет сел в 50 метрах от ямы в снег на брюхо. Я схватил свою медицинскую укладку и выпрыгнул из вертолета. Снег был настолько глубокий, что двигаться было очень трудно. Поставишь ногу — и проваливаешься в снег до пояса. Чтобы шагнуть, приходилось руками поднимать вверх ногу. С трудом мы добрались до ямы. Яма глубиной в 2-3 метра и шириной в 4-5 метров окромлена слегка желтоватым снегом.
На дне ямы еще дымилась матерчатая часть кресла летчиков. Кругом густой смешанный лес. Под углом 50 градусов срезано крылом падавшего самолета несколько деревьев. Детали самолета и останки летчиков во время взрыва были разбросаны от ямы на 20-30 метров. Стало ясно, что кто-то из членов экипажа погиб. В подтверждение этой мысли обнаружили в снегу лишь один парашют. Выходит, что один из членов экипажа катапультировался и сохранил себе жизнь. Но кто он?
Перед последним полетом Гагарин навещал жену в больнице и впервые в жизни забыл пропуск на аэродром Алексей Леонов вместе с Гагариным часто ходил на стрижку. Процесс всегда проходил одинаково: гостиница «Юность», мастер Игорь, привычное напоминание о родинке на шее у Гагарина. За несколько дней до трагедии Гагарин и Леонов опять зашли к парикмахеру. Тогда Леонов заметил странную деталь.
Там готовили к пуску первый беспилотный спутник-корабль.
Ребята рассказывали, что на полигоне руководство обсуждало, какие профессии лучше формируют качества, наиболее важные для космонавта. Первыми были названы летчики-истребители. Каждый из них приучен к высоте и к тому, что один несет всю ответственность за полет. Вторыми рассматривали моряков-подводников. Они могут подолгу находиться в изоляции, в отрыве от нормальной земной жизни, и при этом выполнять очень ответственные функции.
Наконец, в качестве третьей группы были названы инженеры - люди, которые профессионально наиболее подготовлены к тому, чтобы изучить устройство корабля и контролировать его работу. Когда произнесли слово «инженеры», меня как будто ударило электрическим током, словно кто-то сказал «ты». И какая-то внутренняя дрожь пробежала, как если бы выбор был уже сделан. След от этого ощущения надолго во мне сохранился. Наверное, что-нибудь похожее было и у Гагарина перед полетом.
Может быть, иначе окрашенное, но, скорее всего, более яркое, - ведь у него была реальная перспектива, а не абстрактная фантазия. Позднее я узнал, что выбор остановили на летчиках и отобрали шесть человек. Однажды я видел их на территории нашего предприятия. Они быстро переходили из одного здания в другое, явно стараясь быть незамеченными. Я испытал тогда чувство глубокого уважения к этим людям.
Нужно было обладать сильным характером, чтобы взяться за грандиозное дело. В подготовке космонавтов к первому полету мне не довелось принимать участия. Я занимался лишь вопросами, связанными с созданием системы управления. В то время нам многое было неясно. Мы, например, не знали, будет ли видна Земля из корабля ночью; можно ли отличить ночную Землю от звездного неба - огни больших городов иногда светят так же, как звезды.
Не знали, удастся ли определять направление полета, когда корабль будет находиться над океаном, - на поверхности воды ориентиров нет, а достаточных данных о том, как часто будут встречаться облака и как они выглядят сверху, у нас не было. Система давала возможность космонавту разворачивать корабль в любом направлении, но определять положение корабля он должен был визуально, и мы надеялись, что после полета космонавт расскажет, в каких ситуациях это возможно, а в каких нет. Как много было дебатов по поводу того, разрешать ли космонавту участвовать в управлении кораблем! Существовало мнение, что он может не справиться с психологической нагрузкой полета и начнет действовать безрассудно. В этом случае, взяв управление на себя, он может сам себя погубить.
В результате решили усложнить процедуру включения системы до такой степени, чтобы при отсутствии здравого мышления космонавт не смог ее выполнить. Система была заблокирована кодовым замком, похожим на те, которые сейчас устанавливают на входных дверях. Код космонавту не сообщали. Его напечатали на листе бумаги, который заклеили в конверт, а конверт должны были перед стартом уложить в один из имеющихся в кабине настенных карманов. Предполагалось, что если космонавт сможет найти код, ввести его и после этого включить систему, то он будет способен и разумно управлять кораблем.
Любопытно было узнать, доставал ли Гагарин конверт. Я бы, наверное, достал и посмотрел код - на всякий случай, чтобы не терять времени, если нужно будет действовать быстро. Удерживает ли он в памяти методику управления?
Встретиться с Гагариным считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты. Как проходила эта поездка, смотрите в нашем сюжете. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме.
Юрий Гагарин: «Я чувствовал себя хорошо...» (Комментарий к Главному полёту ХХ века)
Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г.
Чтобы шагнуть, приходилось руками поднимать вверх ногу. С трудом мы добрались до ямы. Яма глубиной в 2-3 метра и шириной в 4-5 метров окромлена слегка желтоватым снегом.
На дне ямы еще дымилась матерчатая часть кресла летчиков. Кругом густой смешанный лес. Под углом 50 градусов срезано крылом падавшего самолета несколько деревьев. Детали самолета и останки летчиков во время взрыва были разбросаны от ямы на 20-30 метров. Стало ясно, что кто-то из членов экипажа погиб. В подтверждение этой мысли обнаружили в снегу лишь один парашют. Выходит, что один из членов экипажа катапультировался и сохранил себе жизнь.
Но кто он? Перед последним полетом Гагарин навещал жену в больнице и впервые в жизни забыл пропуск на аэродром Алексей Леонов вместе с Гагариным часто ходил на стрижку. Процесс всегда проходил одинаково: гостиница «Юность», мастер Игорь, привычное напоминание о родинке на шее у Гагарина. За несколько дней до трагедии Гагарин и Леонов опять зашли к парикмахеру. Тогда Леонов заметил странную деталь. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда. Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал.
А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик», — говорил Леонов. В день гибели Гагарин впервые в жизни забыл пропуск на аэродром. Он выходил из дома вместе с соседкой по лестничной клетке Тамарой Волыновой [жена летчика-космонавта Бориса Волынова]. Они встретились в лифте и вместе дошли до перекрестка — там Гагарин вспомнил о забытом пропуске. Волынова выделила то, что такое произошло впервые. Об этом ей тогда сказал сам Гагарин. Его жена Валентина Гагарина в то время лежала в больнице после перенесенной операции из-за язвы желудка.
Гагарин был у нее в палате 26 марта: рассказывал о домашних делах и долго не уходил. Дальше прошла предполетная подготовка, 27 марта — полеты. Через день Гагарин планировал снова приехать в больницу к жене. Шофер Гагарина рассказывал , что изначально Гагарин собирался к жене только 27 марта — сразу после полетов. Он поменял решение 26 марта и резко сорвался к ней. В день катастрофы Валентина Гагарина несколько раз звонила домой. Слонялась по палате и сильно переживала.
Официально она узнала о смерти мужа 28 марта. Тогда приехали Терешкова, Попович и другие люди космоса. Они появились из-за засекреченных материалов, которые не раскрывались десятилетиями. Главная из них — Гагарин и Серегин перед полетом выпили по стакану водки. Летчик Владимир Аксенов тоже официально опровергал. Все связаны с фантастическими предположениями: КГБ устранил Гагарина, он вообще был арестован, прошел принудительное лечение в психиатрической клинике и вовсе не погибал. Память о Гагарине: мемориальный комплекс строится 10 лет, а посол США оставлял букет гвоздик с ленточкой «От американского народа» Останки Гагарина и Серегина были кремированы, урны с их прахом захоронены у стен Кремля.
Руководство СССР объявило общенациональный траур — впервые в истории он не связан со смертью действующего главы государства. Сначала на месте катастрофы среди сосен и берез появился большой памятный камень: «Здесь будет воздвигнут обелиск памяти героев». Рядом планировалось высадить 34 рябины — возраст Гагарина на момент смерти. На этом настаивал главный архитектор Владимирской области Алексей Акимов, который работал над созданием стелы. Образовавшаяся после крушения самолета воронка весной наполнялась растаявшим снегом. Мини-озеро ограждал деревянный забор — у него люди оставляли венки и цветы. В этой точке школьники читали клятву и становились пионерами.
Когда поисковая операция закончилась, сюда потянулись простые жители. Среди первых — пионеры из лагеря Паньково, которые обвязывали поломанные березы пионерскими галстуками. Через семь лет после катастрофы на этом месте выросла 16-метровая стела из красного гранита. Мы приехали к ней мартовским утром: пепельное небо, слякоть под кроссовками, жидкий туман. Такая же погода стояла, когда Гагарин и Серегин последний раз поднялись в небо. Он работает здесь с 2012 года: занимается экскурсиями, уборкой, охраной. Здесь был непролазный лес, непроходимое болото.
По нему ехали тракторы и работали поисковики. Первый, кто сюда прибежал через три часа, увидел перемешанный с землей и кровью снег и останки самолета. Здесь поставили солдатское оцепление. Это практически могила: с них собрали не больше ведра. Что собрали — захоронили на Красной площади. Валентина Романова В 2013 году в нашей районной газете «Красное знамя» читал интервью одного мужчины. Он рассказывал, что в марте 1968 года на Красном октябре [микрорайон в Киржаче] с отцом на крыше сарая ставил антенну.
Они услышали гул со стороны неба и увидели, как из-за облачка вылетел самолет, таща за собой кипу парашютов типа зонда. Движок работал на исходе. Самолет пролетел — через несколько минут они услышали взрыв. Образовалась воронка больше четырех метров. Старожилы опускали туда четырехметровую палку и до дна не доставали. Потом здесь поставили камень из гранита весом больше тонны». Сотни метров вокруг мемориала окружают лес, храм имени Андрея Первозванного и кладбище.
Идеальное место, чтобы помолчать и подумать. Открытая калитка ведет к аналогичной модели самолета, на котором разбился Гагарин и Серегин. Здесь же находился дом: в нем останавливались первый отряд космонавтов и мама Гагарина. Он сгорел. Около стелы стоит небольшая часовня и единственная живая береза, часть которой срубило самолетом. Остальные деревья убил короед или время. На вбитые металлические прутья молодожены крепят замки.
Приезжать на мемориал в день свадьбы — традиция. После росписи в загсе молодожены едут сюда, оставляют цветы и фотографируются. Так исполняют гражданский долг. Но не все. Последний раз стелу реставрировали в 2015 году. Просим не распивать спиртные напитки. Доходило до того, что из кольца делали стол: на нем нарезали хлеб, колбаску.
Береза огорожена металлическим заборчиком, чтобы отметить, что это единственный живой свидетель. Так молодожены на него вешают свадебные замки. Перед 27 марта там висело 128 замков. Три года назад было 350. Это не дело».
В 1949 году Гагарин окончил шесть классов и поступил ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Одновременно юноша учился в вечерней школе рабочей молодежи. Тогда же Юрий начал играть в баскетбол и даже стал капитаном команды. В 1951 году Юрий Гагарин получил специальность «формовщик-литейщик» и окончил седьмой класс в школе рабочей молодежи. Московское областное управление трудовых резервов направило его на учебу в Саратовский индустриальный техникум. В 1955 году Юрий получил диплом с отличием по специальности «литейное производство». Во время учёбы в Саратове произошло знакомство Гагарина с небом. Занимаясь в Саратовском областном аэроклубе, он выполнил 196 полетов на самолёте ЯК-18, налетав 42 часа 23 минуты. Учёба в лётном училище После окончания аэроклуба Юрия Гагарина направили в Оренбург в Первое Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков. Во время учёбы он летал на самолётах: ЯК-18; МиГ-15бис. Он выполнил 586 полетов, общий налет составил 166 часов 41 минуту. Получив квалификацию летчика-истребителя, Юрий Гагарин отправился к месту службы в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота. К тому времени у молодого летчика уже была семья. В 1957 году Гагарин женился на Валентине Горячевой, сотруднице Центра управления полетами. В 1959 году у них родилась дочь Елена, а в 1961 году вторая дочь — Галина. В 1959 году Юрию Гагарину присвоили звание старшего лейтенанта.
Вытяжной необходим для ввода купола основного парашюта, тормозной снижает скорость до значений, когда свою работу может начать основной купол площадью более 500 кв. Кстати, в отличие от распространенного мнения, Юрий Гагарин приземлился не в кабине спускаемого аппарата, как современные космонавты. На самом деле он катапультировался и спустился на Землю на парашюте. Тогда это было не только средством аварийного спасения, но и методом посадки. Катапультируемое кресло приземлялось с помощью основного парашюта площадью 83,5 кв. В случае отказа вводился запасной — с куполом в 56 кв. В конце 1960-х в космос полетел корабль нового поколения — «Союз». Основная парашютная система также состояла из трех парашютов, при этом купол основного увеличился до 1000 кв. Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» на месте приземления. Фото: Российский государственный архив научно-технической документации В 2002 году впервые с космодрома стартовал корабль «Союз ТМА» транспортный, модифицированный, антропометрический. Новый «Союз» был усовершенствован, изменения коснулись и его парашютной системы. В частности, добавился тормозной парашют площадью 16 кв. При этом парашюты изготавливались из облегченного высокопрочного материала, который относится к арамидным волокнам. Эволюция «Союзов» продолжилась, и в 2016 году состоялся первый полет «Союза МС». Практически каждая система корабля была модернизирована, включая парашютную. Новые «Союзы» также оснащены многокаскадной парашютной системой: сначала выводится вытяжной, затем тормозной, а после основной парашют. Имеется и запасной парашют площадью 590 кв. Космические парашюты НИИ парашютостроения возвращают на Землю корабли уже на протяжении 60 лет.
Совсем не космос: наследие Юрия Гагарина приходит в упадок
Юрий Гагарин сегодня положил начало освоению человеком космоса | | Полет старшего лейтенанта Юрия Гагарина в космос, приземлившегося уже майором по личному распоряжению Хрущева, вдохновил скульпторов, художников. |
Гагарин Юрий Алексеевич | Гагарин также провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. |
Гагарин в космосе! Как это было… | Новости Шымкента | И несмотря на то, что Гагарин сделал вокруг Земли всего один виток, звезды стали близки к нам как никогда. |
— Летчик старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов! | |
Юрий Гагарин – последние новости | Лишь 8 апреля было решено, что полетит Гагарин, а Титов будет в запасе. |
Новости и события Российского исторического общества
Юрий Гагарин — все самые свежие новости по теме. О том, без чего был бы невозможен полет Гагарина, вспоминали «Известия». Юрий Гагарин прославил свою страну, а человечеству дал надежду на встречу с инопланетными существами. Сделав кружок над Землей, Юрий Гагарин открыл новую эпоху в истории человечества. «А я — Юрий Гагарин»: неизвестные факты о приземлении первого космонавта, рассказанные старожилами села Узморье.
Первый в космосе, первый в вечности. 12 фактов о полете Гагарина
Так первые снимки разлетелись по родственникам и газетам. Место приземления Гагарина — около села Смеловка в Саратовской области. Изначально первый космонавт должен был сесть на несколько сотен километров южнее, но небольшой технический просчет привел к тому, что местное колхозное поле теперь самое знаменитое на планете. На месте посадки сейчас строят огромный мемориальный комплекс.
Так закончился этот космический полёт. Капсула «Востока-1» после приземления После полёта После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка — они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена. Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора.
А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления. А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза». Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы. Гагарин едет по Москве на машине с открытом верхом Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву.
Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталька сделала космонавта ещё более любимым в народе. Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего «Поехали», были сняты не перед самим запуском, а значительно позже — то есть это чистой воды имитация. Потом эти кадры решили воссоздать — Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском. Юрий Гагарин и Сергей Королёв на переднем плане Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил приблизительно три десятка стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза. Интересно, что в шестидесятые годы прошлого века наиболее популярным мужским именем в СССР стало имя Юрий. Многие пары захотели назвать детей в честь человека, летавшего в космос.
Гагарин выступает перед аудиторией: на него восторженно смотрит итальянская актриса Джина Лоллобриджида В шестидесятые годы Гагарин вёл заметную общественную деятельность, трудился в Центре подготовки космонавтов, в планах у него был второй космический полёт...
Гагарин после окончания училища выбрал Заполярье. В конце 1957 г. К октябрю 1959 г. Юрий Алексеевич налетал в общей сложности 265 часов. Следующим этапом в жизни Ю. Гагарина стал отряд космонавтов.
Главный конструктор ракетно-космической техники С. Королёв утверждал, что для такого дела, как космические полёты, лучше всего подготовлены лётчики. И вот врачебно-летные комиссии начали отбор претендентов в первый отряд космонавтов. К кандидатам предъявлялись очень жёсткие требования. Они должны были обладать прекрасным здоровьем, быть не старше 25—30 лет, иметь рост в пределах 170 см, а массу тела — 70 кг. Такие жёсткие ограничения диктовались сравнительно небольшими размерами создаваемого корабля-спутника «Восток». Было просмотрено более 3 тыс.
Они и составили первый отряд космонавтов. Гагарин прошёл всестороннее медицинское обследование в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале и был признан годным для осуществления космических полётов. С 14 марта приступил к занятиям и тренировкам вместе с девятнадцатью другими лётчиками по программе подготовки космонавтов. Гагарин в числе шести других слушателей специальной группы ЦПК был назначен на должность космонавта с присвоением квалификации «космонавт ВВС». Королев 8 апреля 1961 г. В окончательном выборе первого космонавта решающее значение наряду со степенью его профессиональной подготовки, отличным физическим здоровьем учитывался такой фактор, что первый космонавт должен был в какой-то степени олицетворять эпоху, быть символом своего времени. Из аттестации Ю.
Гагарина: «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, дух к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чист душой и телом.
Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: «Так учили! Прекрасная память.
Но он иконы не снял… Я Юрия Гагарина и в то время всегда только крёстным звала.
Бабушка рассказывала мне, как 13-летний Юра в храме носил меня на руках вокруг крестильной купели. Он и своих двух дочек маленькими крестил», — вспоминает Тамара Филатова, племянница Юрия, дочь его сестры Зои [1]. У него была очень чуткая совесть Каким рос Юра Гагарин? Вполне обычным мальчишкой, очень живым, непоседливым, шаловливым.
Хотя что-то его уже тогда отличало. Вот вспоминает одна из его учительниц: «Не было в шалостях Юры вредности, злости, грубости. Деликатным он был». Он умел почувствовать боль другого человека…».
И еще: «Не припомню, чтобы он когда-либо не сдержал слова» [2]. Об этой его верности своему слову будут вспоминать потом многие. А вот пишет мама, Анна Тимофеевна: «Юра не то что выделялся своей добротой, а, скорее, к доброте других призывал. Не словом призывов ребята не любят , а делом.
Он не стеснялся быть внимательным, вежливым, отзывчивым. А ведь обычно ребята в этом возрасте любят показаться грубее, чем есть на самом деле… Юра с детства был по-особенному чутким, умеющим распознавать, что человек чем-то обеспокоен, расстроен. Хоть был ребенком — знал: взрослый тоже теплоты ждет. Я, во всяком случае, теплоту эту ощущала.
Оказывается, другие тоже замечали» [3]. А еще замечали: он всегда умел свои ошибки признавать и спешил исправить. Не боялся признать свою вину публично. Умел просить прощения.
У него была очень чуткая совесть. А если он видел, что его поступок недостойный, что он кому-то причинил боль, переживал это очень глубоко, очень остро. Литейщик Совсем юным, окончив всего 6 классов, Юра принял решение поступать в ремесленное училище, чтобы начать зарабатывать и помогать семье, с трудом сводившей концы с концами. Учеба всегда давалась Гагарину легко, от природы он был наделен умом и прекрасной памятью, быстро все схватывал.
Однако трудно приходилось, времени не хватало. Но Юрий успевал учиться сам, помогать в учебе товарищам, заниматься спортом, а в выходные помогал по хозяйству тетке, маминой сестре, которая жила недалеко от Москвы. Отлично закончившие училище могли продолжить учебу по специальности. Так Гагарин оказался в Саратовском индустриальном техникуме.
По-прежнему любил заниматься спортом. А на четвертом курсе представилась возможность записаться в аэроклуб. Сбывалась давняя мечта — стать летчиком. По характеру Юра оставался таким же веселым, живым, душой компании.
Никогда не был незаметным «тихоней». Вместе с тем обладал большой силой воли, каким-то внутренним стержнем. Но я никогда не отступлю от принципов», — писал он матери в одном из писем [4]. Учеба в техникуме Техникум Гагарин закончил с отличием.
Но его уже неудержимо влекло к себе небо. В ведомости индивидуальных оценок пилотов первоначального обучения Саратовского областного аэроклуба ДОСААФ было сказано: «Решение комиссии о дальнейшем использовании по специальности: курсанта Гагарина Ю. Началась увлеченная учеба в Чкалове ныне Оренбург. Впрочем, из училища Гагарин чуть было сам не ушел: тяжело заболел отец, и Юра готов быть бросить дорогое сердцу дело ради помощи семье.
Но обошлось. В Оренбурге встретил Юрий свою невесту, Валентину Горячеву, которая вскоре стала его женой. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли и появились сообщения о запусках на орбиту собак, стало ясно, что не за горами и полет человека. Гагарин еще в юности был восхищен идеями Циолковского, они зацепили его.
Вспоминал потом: «Читая в те дни газеты, описывающие полет второго искусственного спутника Земли, я размышлял: раз живое существо уже находится в космосе, почему бы не полететь туда человеку? И впервые подумал: почему бы мне не стать этим человеком? Подумал и испугался своей дерзости: ведь в нашей стране найдутся тысячи более подготовленных к этому людей, чем я. Мысль мелькнула, обожгла и исчезла» [5].
Он стремился всегда выбрать самое сложное — не ради похвалы, а чтобы другим было легче Местом службы после окончания училища Гагарин выбрал Заполярье. Он вообще стремился всегда выбрать самое сложное и тяжелое — не для того, чтобы выделиться, и не ради похвалы, а ради того, чтобы другим было легче. Самое трудное взять на себя. Не выделялся делами, не стремился казаться лучше, чем на самом деле.
Он был свойским, общительным пареньком с заражающей, неповторимой улыбкой. К нему шли, позволю себе сравнение, как на свет…» [6]. Сказка становится былью Отряд первых космонавтов решили набирать из летчиков-истребителей. Было просмотрено более 3500 личных дел.
Отобрали 700 человек, которых стали приглашать сначала для беседы. Соглашавшихся работать на «принципиально новой технике» подвергали жесточайшим медицинским комиссиям и испытаниям, которые проходили в несколько этапов. Так появился отряд из 20 человек, которых стали готовить к полету в космос. Одним из них был 26-летний старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин.
Началась напряженная подготовка к полету. Теоретические дисциплины, парашютная подготовка, различные тренировки: центрифуга с огромными перегрузками, барокамера с пониженным содержанием кислорода, тепловая камера с жарой до 70-80 градусов, вибростенд, сурдокамера — пребывание в абсолютной тишине и одиночестве. Говорят, сейчас подготовка космонавтов тяжела, но все же легче, чем тогда, когда никто не знал, что ждет человека в космосе. Поэтому испытывали и тренировали «с избытком».
Тренировки были жестокими. Вспоминает Герман Титов: «Помню, посадят тебя в кресло, закрепленное на длинном коромысле, обвяжут тело всякими датчиками и счетчиками и начинают раскручивать. Через несколько секунд чувствуешь, что на тебя наваливается адская тяжесть. Будто слон наступил на грудь и давит, давит всем своим слоновьим весом.
Веки наливаются свинцом, пальцы делаются пудовыми, и даже вдох и выдох стоят неимоверных усилий, а врачи по радиотелефону требуют, чтобы ты им популярно объяснял, как себя чувствуешь и что при этом видишь и думаешь. А что тут будешь думать, когда центрифуга несется все быстрей и быстрей, а перегрузки достигают десятой кратности? Парашютная подготовка Одним из испытаний была сурдокамера — «камера тишины». Человека на 10—15 суток полностью изолировали от внешнего мира и помещали в условия абсолютной тишины.
При этом надо было не бездельничать, соблюдать определенный распорядок дня. Человек, находящийся в условиях длительной изоляции, без доступа к внешним впечатлениям и информации, может испытывать различные расстройства, вплоть до галлюцинаций [8]. Перед испытанием в сурдокамере один из будущих космонавтов, Георгий Шонин, решил поговорить с Юрой Гагариным, чтобы тот посоветовал, как лучше справиться: «…Юрий долго молча смотрел в чистое, но уже по-осеннему блеклое небо. Потом неожиданно спросил: — Скажи-ка мне, у тебя есть любимое состояние души, в котором ты можешь находиться бесконечно долго?
Меня удивил и несколько озадачил этот, казалось бы, не относящийся к теме нашего разговора вопрос. Но тем не менее, подумав, я ответил: — Конечно. Я могу часами смотреть на небо или подолгу сидеть на берегу моря и не шелохнувшись слушать прибой. И еще я люблю смотреть на огонь костра.
Я ухожу в себя. Все вокруг исчезает. И мне обычно кажется, что я остаюсь один на один с небом, водой или огнем. Ты слушал ее, тишину!
Я удивился такому заключению, хотя возражать не стал. Над этим надо было подумать. А Юрий продолжал: — Иногда я целиком отдавался тишине, какую даже трудно представить. Я всегда любил тишину.
Тишину раздумий, тишину труда… Жаль, что в наш энергичный XX век мы все меньше обращаемся к ней, к тишине! Так что пользуйся случаем! Теперь понял, в чем дело? Да, я, кажется, понял.
Юрий открылся мне с какой-то совершенно новой стороны. Стало ясно, почему в классе, в автобусе, в лесу во время прогулок, даже во время физзарядки этот непоседливый человек мог вдруг умолкнуть и отключиться на несколько минут от всего окружающего» [9]. С врачами Из заключения комиссии о Юрии Гагарине при аттестации 23 августа 1960 года: «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды.
Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения… Его очень трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краёв полна голова.
Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделён беспредельным самообладанием.