Баян отличается от аккордеона своим строем и количеством клавиш. В годы Великой Отечественной Войны баян и аккордеон звучали на привалах, в землянках, скрашивая суровое время, снимая усталость, придавая силы, вдохновляя на боевые подвиги. Зачем баяну кнопочки, а аккордеону клавиши? Как баян называют за рубежом? Ответы на эти вопросы узнали маленькие слушатели филармонического концерта в Ревде. инструменты тяжёлые (в прямом смысле: маленькому ребёнку будет тяжело их таскать). Баян удобен для исполнения танцевальных мелодий (вместе с другими инструментами он создаёт характерный насыщенный звук), в то время как аккордеон — мелодический, ведущий инструмент Аккордеон (фр.
Появление гармоник, баянов и аккордеонов в России
Чем отличается баян от аккордеона? | Аккордеон отличается от баяна клавишами и звучанием множества регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, хотя принцип его аналогичен баяну. |
Аккордеон, гармонь, баян – как отличить эти музыкальные инструменты | Чем отличаются гармонь и баян и почему их не следует путать,несмотря на "родственные узы". |
БАЯН • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Аккордеон отличается от баяна клавишами и звучанием множества регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, хотя принцип его аналогичен баяну. |
Баян, аккордеон, гармонь - в чём разница? - YouTube | инструменты тяжёлые (в прямом смысле: маленькому ребёнку будет тяжело их таскать). |
День одного инструмента. Баян
Если же вместо клавиш вы видите кнопки, то определить вид инструмента сложнее. Исторически аккордеон сразу разделился на два вида по типу звукового ряда: с хроматическим и диатоническим. По поводу первого: после появления аккордеона в России того, он претерпел конструктивные изменения, что повлекло за собой расширение звукового диапазона. В результате модернизации получился инструмент, который стал называться баяном, получил широкое распространение именно в России, но больше нигде не прижился.
Внешне кнопочный аккордеон и баян очень похожи, отличить их крайне трудно, в связи с чем принято оба инструмента называть баянами. В правой клавиатуре у него может быть 3,4 или 5 рядов кнопок, в левой — 5 или 6 рядов. Аккордеон — инструмент, знакомый каждому не только внешним видом, но и особенным звучанием, которое может вызвать самые разные ассоциации и эмоции.
Аккордеон пережил времена и гонений, и поклонения, он представляет собой модернизированный вариант гармоники с хроматическим звукорядом.
Слушай меня. Бывает кнопочный аккордеон, но бывает и клавишный баян.
В советском музыкознании они отличаются характерным "розливом". Но и это тоже не существенно. Совершенно нетипичное название для европейских инструментов.
Примерно здесь и различие. Бандонеон или концертину никто не называет баяном. Как и какую-нибудь марла-кармун.
То есть, пытаюсь пояснить, что разница лишь в названиях. Для "готового" баяна, как и любого аккордеона, характерен набор готовых басов и аккордов в левой руке.
Каждая планка имеет два язычка, которые установлены с разных сторон. Это сделано для того, чтобы гармонь издавала звук как при растягивании, так и при сжимании меха.
Первые такие ручные инструменты появились сравнительно недавно, только в XIX столетии. Что интересно, изобретатель из Вены Кирилл Демиан назвал его аккордеоном, потому что инструмент мог создавать не просто звуки, а аккорды. Но он тогда был только с одной левой клавиатурой. И уже в России данный инструмент стали называть гармошкой.
Баян и аккордеон: история создания Музыкантам сразу понравилась гармонь. Но они сразу подметили, что у нее имеется один существенный недостаток — это ограниченный звуковой диапазон. Речь идет про малое количество октав. Обычно гармонь бывает только мажорная или минорная.
На протяжении всего XIX столетия специалисты работали над усовершенствованием данного музыкального инструмента: к нему была добавлена правая клавиатура. И только в 1907 году удалось создать первый трехрядный баян, а уже в 1913 году появился инструмент с 5 рядами кнопок на правой клавиатуре.
Аккордеон, в свою очередь, имеет более яркое и мощное звучание. Он способен заполнить пространство и создать насыщенную звуковую палитру. Аккордеон зачастую применяется в различных музыкальных жанрах, включая фолк, джаз, рок и популярную музыку.
Его звук более пронзительный и острый, что делает его отличным инструментом для соло-игры. Важно отметить, что на звучание инструмента также влияет мастерство и манера игры самого музыканта. Каждый исполнитель придает инструменту свою индивидуальность и уникальное звучание. Таким образом, выбор между баяном и аккордеоном зависит от жанра музыки, стиля исполнения и личных предпочтений музыканта. Вопрос-ответ: Какие основные отличия между баяном и аккордеоном?
Основное отличие между баяном и аккордеоном заключается в организации клавиш. У баяна клавиши организованы в два ряда, при этом каждой клавише соответствуют две ноты — одна при нажатии клавиши, вторая при отжатии. У аккордеона клавиши организованы в один ряд, и каждая клавиша имеет только одну ноту. Какой инструмент сложнее в обучении: баян или аккордеон? Обучение игре на баяне и аккордеоне может быть сложным, но многие считают, что баян требует более высокого уровня сложности и мастерства.
Это связано с организацией клавиш, двойным нажатием и другими особенностями игры на баяне.
Терминология
Чем отличается аккордеон от баяна? | Если вам понравилось бесплатно смотреть видео чем баян отличается от аккордеона онлайн которое загрузил Ремонт баяна, аккордеона и гармони 01 февраля 2017 длительностью 00 ч 07 мин 18 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям. |
Вы точно человек? | Чем аккордеон отличается от гармони и баяна? |
Разница между баяном и аккордеоном: Подробный анализ
В годы Великой Отечественной Войны баян и аккордеон звучали на привалах, в землянках, скрашивая суровое время, снимая усталость, придавая силы, вдохновляя на боевые подвиги. Баян-аккордеон как музыкальный инструмент Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение». почти все тоже самое, только у последнего с правой стороны как клавиатура фортепиано, в остальном все тоже самое. При внешнем сходстве баяна и аккордеона, отличить их по дизайну и звучанию совсем несложно. Если вы плохо разбираетесь в музыкальных инструментах, то для вас незаметна разница между баяном, гармонью или аккордеоном.
Портал правительства Москвы
Подобная раскладка, примененная российским мастером, стала именоваться петербургской, а в дальнейшем — ленинградской. Он же создал и пятирядный баян, правая клавиатура которого имела два вспомогательных ряда кнопок. Современный баян состоит из трех частей: правого и левого полукорпусов, соединенных мехами. По количеству одновременно вибрирующих язычков наиболее выразительным звучанием отличаются четырехголосые и пятиголосые баяны. Дублирование кнопок на правой клавиатуре и басов на левой позволяет исполнителю плавно переходить в нужную тональность. Нумерация вертикальных рядов кнопок обеих клавиатур начинается от меховой камеры. Читайте также: Что такое счет справка и как её оформить Аккордеон в России появился примерно в то же время, что и баян.
Этот клавишно-пневматический музыкальный инструмент был создан на основе гармоники венским органным мастером К. Современный аккордеон имеет правую клавиатуру фортепианного типа и левую кнопочную — по типу баяна. На правой клавиатуре располагается 41 клавиша, левая, как и у баяна, состоит из 120-ти кнопок.
Инструмент имел полноценный хроматический звукоряд. Название было дано в честь легендарного певца-сказителя древней Руси Бояна. На нем можно исполнить как народные мелодии, так и сложные классические. Основные отличия Разница между инструментами определятся расположением кнопок и клавиш: Когда баян находится в руках у музыканта, под правой рукой будет расположен хроматический звукоряд из трех или более рядов крупных клавиш, под левой — басы и аккомпанемент, состоящие из пяти-шести рядов кнопок. У аккордеона под правой рукой исполнителя располагается клавиатура фортепианного типа, с белыми и черными клавишами удлиненной формы. Готово-выборный аккомпанемент, находящийся под левой рукой, состоит из пяти или шести кнопочных рядов. Аккордеон значительно крупнее баяна.
Для детей можно рекомендовать любой инструмент, так как они оба бывают разных размеров, в зависимости от возраста и роста ребенка. Являясь самыми ближайшими родственниками, аккордеон и баян различаются внешним видом и, конечно же, звучанием. Интерес музыкантов выражен одинаково как к одному, так и к другому инструменту, но у каждого из них есть свои поклонники.
У двойных аккордеонов клавиши располагаются в два ряда. У аккордеона звук мягче, не такой резкий, как у баяна, хотя мастер может настроить голос инструмента как угодно. Является усовершенствованием русской гармошки.
Аккордеон отличается от баяна клавишами и звучанием множества регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, хотя принцип его аналогичен баяну.
Рекомендованный возраст для начала занятий — пять лет», - рассказывает преподаватель. При этом размер музыкального инструмента подбирается в зависимости от возраста и роста ребенка. Чем дороже, солидней инструмент, тем больше у него возможностей», - отмечает Михаил Владимирович. Музыканты выступают как соло, так и в составе оркестра. К примеру, в детской музыкальной школе имени Эдварда Грига баянисты и аккордеонисты играют в оркестре русских народных инструментов «Калейдоскоп».
На самом деле, их начали производить в Европе.
Баян, аккордеон, гармонь - в чём разница?
в чём разница?» на канале «Гурманские Секреты» в хорошем качестве и. По звучанию баян и аккордеон довольно сильно отличаются. Отличие баяна от аккордеона и гармошки. Баян удобен для исполнения танцевальных мелодий (вместе с другими инструментами он создаёт характерный насыщенный звук), в то время как аккордеон — мелодический, ведущий инструмент Аккордеон (фр.
Как появились гармонь, баян и аккордеон в России
Статья рассказывает о том, как отличается баян от аккордеона, двух очень похожих музыкальных инструментов. Основное отличие между баяном и аккордеоном заключается в организации клавиш. Аккордеон сложнее и неудобнее, тяжелее к тому же, чем баян, но на нём можно так сымпровизировать, что ни баян, ни пианино, ни даже гармоника не сравняться, но от него быстро устаешь, физически, да и морально, мне.
Какая разница между баяном, аккордеоном и гармонью?
Подобного рода инструменты тех или иных модификаций в российских каталогах значились под именами: «Орел», «Финиш», «Фурор», «Реформа». Во всех появившихся названиях инструмента авторы хотели подчеркнул, новизну модели, программирующую ее уникальные концертные возможности. Название «баян» тоже встречалось, но применительно к национальным диатоническим гармоникам сельского типа, улучшенной работы. Впервые инструмент под названием «баян» в современном значении этого слова был изготовлен мастером П. Стерлиговым в 1907 году. Он тогда сконструировал заказной концертный инструмент для известного гармониста-виртуоза на трехрядной петербургской гармонике Я. Орланского-Титаренко, который и приложил огромные усилия для популяризации этого названия. Гармонист очень гордился своим новым инструментом и выступал не только в Петербурге и в Москве, но и на знаменитой Нижегородской ярмарке, откуда весть об этом инструменте разлетелась по всей России В 1912 году он создал оркестр под названием «Баян».
Впервые название «баян» появилось именно на афише Орланского-Титаренко 13 мая 1908 года. В экспозиции Музея русской гармоники А. Мирека представлены оригинал афиши и первый серийный инструмент мастера Стерлигова. Впоследствии этим же мастером был создан в 1925 готово-выборный инструмент, который был запатентован в1929году. Баян мастера П. Стерлигова значительно отличался от европейских инструментов и представлял собой исконно русскую модель — она сразу была четырехрядной. Корпус, его конструкция и отделка были во многом заимствованы у петербургской гармоники.
Отличались от европейской и конструкция клавиш они имели форму лопаточек и были заимствованы у , и расположение звуков на правой клавиатуре. Впоследствии такой баян получил название баян петербургской системы. Эта исконно русская система баяна была широко распространена до революции и первое десятилетие после революции, когда еще оставались инструменты, сделанные известными мастерами. После революции почти все частное производство баянов было прекращено. В 1928 году комиссия, в составе которой были известные московские гармонисты, рекомендовала баяны европейской системы для промышленного производства. Так началось промышленное производство баянов с европейской клавиатурой — сначала трехрядной, потом четырехрядной и пятирядной. Эти баяны получили название баянов московской системы и почему-то стали гордо именоваться русскими баянами, несмотря на то, что в, России на тот момент уже изготавливались прекрасные концертные инструменты в исконно русской традиции.
Готово-выборный баян С. Новикова Почти одновременно с мастером Стерлиговым над разработкой и совершенствованием баяна петербургской системы работал мастер Сергей Захарович Новиков. Его инструменты считались наилучшими по качеству и были самыми дорогими. В 1912 году им был сконструирован уникальный готово-выборный баян с тремя клавиатурами, правая клавиатура была съёмной. По желанию артиста он мог пользоваться либо готовой клавиатурой с басами и готовыми аккордами , либо выборной одиночные звуки как и в правой клавиатуре. Такой баян позволял играть произведения мировой классики. Оригинал готово-выборного баяна, изготовленного в 1912 году мастером С.
Новиковым, выставлен в экспозиции. Развитие баяна после 1930-х годов С 1930-х годов в России начинает совершенствоваться баян московской системы. Пик популярности этого инструмента приходится на послевоенные годы. Огромный вклад в его усовершенствование внесли известные московское мастера — В. Колчин, Н. Косоруков, Ю. Волкович, А.
Они стояли у истоков самого известного российского многотембрового готово-выборного баяна «Юпитер», который по праву считается звездой первой величины среди концертных инструментов во всем мире. Совершенствовалось создание концертных инструментов и в Туле. Здесь были созданы прекрасные моготембровые концертные инструменты «Мир» и «Русь», очень полюбившиеся российским и зарубежным исполнителям. Несмотря на то, что современные московские баяны были созданы на основе баянов европейской системы, сейчас с полной уверенностью можно сказать, что они обрели истинно российский национальный характер. Благодаря усилиям талантливых мастеров российские инструменты приобрели свой неоспоримый театральный колорит, и это отличает их от инструментов европейского производства. Баян муз. Предшественники Б.
Название Б. Стерлиговым и гармонистом Я. Орланским в 1907 Петербург. С начала 20 в. Хегстрема, Н. Синицкого, «московская», или «заграничная» она же «венская», изобретена немецким мастером Г. Мирвальдом в 1891.
В 20-х гг. В международной практике применяются системы: венская трехрядная , бельгийская аналогичная венской, но пятирядная , итальянская и французская пятирядные. Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- шести- рядная клавиатура, дублирующая основные ряды в той же последовательности, а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. Для Б. Большая советская энциклопедия.
Смотреть что такое "Баян муз. Музыкальный инструмент, большая гармоника со сложной системой ладов. По имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в Слове о полку Игореве. Толковый словарь Ушакова. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия Гусли - рус.
Подразделяются на неск. Вместе с тем их музыке присущи особенности, к рые коренятся в языках и нек рых локальных условиях жизни, в т.
Их количество может варьироваться, на «полном» аккордеоне их 41.
Имеются звуковые отверстия, которые выполнены так, что точно совпадают с резонаторными. Звуковые отверстия открываются при помощи клапанной системы. На резонаторы установлены так называемые «голосовые планки».
Регистры служат для быстрой смены тембра звука, управление регистрами осуществляется путем нажатия соответствующих переключателей. На левой клавиатуре может быть 5, реже 6 рядов. При этом 2 ряда занимают басовые кнопки, а остальные — это готовые аккорды: минорные, мажорные, септаккорды полные плюс уменьшенные.
Обычно применяется 120-кнопочное строение. Мех состоит из картона, кожи, бумаги, специального клея, ткани. Обычно усиливается стальными накладки, если речь идет о качественном инструменте.
Марка и модель В мире существует не так уж и много производителей аккордеонов, но все они достаточно известны, титулованы, имеют серьезную историю. Выпуском изделий, которые отличаются самым качественным звучанием, занимаются немецкие и итальянские бренды Weltmeister, Hohner и Royalstandart. Среди отечественных производителей, безусловно, выделяется легендарная Тульская гармонная фабрика — которая уже в течение нескольких столетий выпускает самобытные, идеально настроенные язычковые инструменты — массовым выпуском или индивидуально, на заказ.
Новые фабричные аккордеоны стоят довольно внушительную сумму, поэтому многие новички предпочитают искать подержанные варианты, восстановленные и отреставрированные. В таких случаях предлагаемые инструменты стоит осматривать очень внимательно, узнавать нюансы хранения аккордеона — даже если музыкальное изделие выглядит идеально и не имеет видимых дефектов, стоит уточнить, в каких условиях хранился инструмент продолжительное время. Возможно, лучше выбрать инструмент неизвестного выпуска, но который сохранился в лучшем виде — для музыканта он представляет больше ценности, чем раритетный вариант, потерявший в качестве, который невозможно настроить по всем правилам звучания.
История Farfisa Transicord и прилагаемый к нему блок питания и ревербератор.
Итого, когда мы говорим "баян", то сразу возникает представление о том, как он устроен, как звучит, какую музыку и как на нем играют. При словах "аккордеон", "гармонь" представляются другоие инструменты со своим звуком и репертуаром. И исторически он, все-таки заслуживает статус отдельного инструмента. Современный концертный баян играет почти тот же репертуар, что и современный концертный аккордеон - разница в клавиатуре и расширенном диапазоне правой клавы "баяна" супротив аккордеона.
Гармонь — это разновидность аккордеона, имеющая диатонический строй, и предназначенная для исполнения произведений в двух в исключительных случаях — в трёх тональностях. Для расширения исполнительских возможностей инструмента многие мастера изготовления музыкальных инструментов пытались и продолжают пытаться усовершенствовать гармонь, вводя в систему её правой клавиатуры хроматические полутона. Однако и в этом случае левая клавиатура музыкального инструмента, продолжает оставаться диатонической, что позволяет исполнять произведения только в одной мажорной и в параллельной минорной тональностях. Конструктором первой гармони является Кирилл Демиан. Первая отечественная гармонь изготовлена тульским оружейником Иваном Евстратьевичем Сизовым. В подобной системе невозможно следование подряд двух «альтерированных» полутонов, например, ДО, ДО-диез. При исполнении аккорда на выборной клавиатуре необходимо нажимать набирать все клавиши соответствующие звукам данного аккорда. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются баян или аккордеон с выборным аккомпанементом. В разговорной речи: выборный баян или выборный аккордеон. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готовым аккомпанементом. В разговорной речи: готовый баян или готовый аккордеон. Переключение с одной клавиатуры на другую происходит при помощи приспособления, которое мастера называют регистром, клавишей, переключателем. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готово-выборным аккомпанементом. В разговорной речи: готово-выборный баян или готово-выборный аккордеон.
Аккордеон, гармонь, баян – как отличить эти музыкальные инструменты
Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра. Как устроена гармонь? У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше — эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше — здесь звуки получаются более высокими. На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении — другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две. Для усиления звука служат воздушные камеры - резонаторы, к которым прикрепляются планки.
Эти резонаторы деревянные как правило, еловые. Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку — особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой. При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук. Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться.
Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа — хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка искаженное «итальянка». Отличия левой и правой клавиатур Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.
На правой клавиатуре играют саму мелодию.
От баяна и гармоники его отличают продолговатые клавиши в правой руке, похожие на фортепианные. Левая же рука абсолютно такая же, как у баяна. История возникновения гармоники, баяна и аккордеона. Первым высказал идею создания инструмента с язычками - В 1780 г. В 1821 г. Бушман сконструировал губную гармонику.
Такая гармоника представляла собой продолговатую коробку, разделенную на ячейки камеры , в каждой из которых помещался металлический язычок, настроенный на определенный тон. На правой крышке находился гриф с небольшим числом клавиш 6-9 шт. На такой гармонике исполнялась только мелодия, клавиатуры для исполнения аккомпанемента не было. Усовершенствовал вид гармоники венский мастер Демианов, по происхождению он был русским, это произошло в 1829 году.
Основное отличие между баяном и аккордеоном заключается в организации клавиш. У баяна клавиши организованы в два ряда, при этом каждой клавише соответствуют две ноты — одна при нажатии клавиши, вторая при отжатии. У аккордеона клавиши организованы в один ряд, и каждая клавиша имеет только одну ноту. Какой инструмент сложнее в обучении: баян или аккордеон? Обучение игре на баяне и аккордеоне может быть сложным, но многие считают, что баян требует более высокого уровня сложности и мастерства.
Это связано с организацией клавиш, двойным нажатием и другими особенностями игры на баяне. Однако, все зависит от индивидуальных способностей и усилий ученика. Какой инструмент используется чаще в разных жанрах музыки: баян или аккордеон? Использование баяна и аккордеона зависит от жанра музыки и музыкальных традиций разных регионов. Например, в русской и украинской народной музыке часто используется баян, в то время как в мировой популярной музыке чаще используется аккордеон. Однако, оба инструмента могут быть использованы в разных жанрах и стилях музыки. В чем разница в звучании баяна и аккордеона? Разница в звучании баяна и аккордеона связана с конструкцией инструментов и их механизмами. Баян обладает более насыщенным и выразительным звучанием, благодаря наличию басовых педалей и системе свободного дыхания.
Аккордеон зачастую применяется в различных музыкальных жанрах, включая фолк, джаз, рок и популярную музыку. Его звук более пронзительный и острый, что делает его отличным инструментом для соло-игры. Важно отметить, что на звучание инструмента также влияет мастерство и манера игры самого музыканта. Каждый исполнитель придает инструменту свою индивидуальность и уникальное звучание. Таким образом, выбор между баяном и аккордеоном зависит от жанра музыки, стиля исполнения и личных предпочтений музыканта. Вопрос-ответ: Какие основные отличия между баяном и аккордеоном? Основное отличие между баяном и аккордеоном заключается в организации клавиш. У баяна клавиши организованы в два ряда, при этом каждой клавише соответствуют две ноты — одна при нажатии клавиши, вторая при отжатии.
У аккордеона клавиши организованы в один ряд, и каждая клавиша имеет только одну ноту. Какой инструмент сложнее в обучении: баян или аккордеон? Обучение игре на баяне и аккордеоне может быть сложным, но многие считают, что баян требует более высокого уровня сложности и мастерства. Это связано с организацией клавиш, двойным нажатием и другими особенностями игры на баяне. Однако, все зависит от индивидуальных способностей и усилий ученика. Какой инструмент используется чаще в разных жанрах музыки: баян или аккордеон?
Чем баян отличается от аккордеона?
Вы точно человек? | баяне, аккордеоне, гармони, - и о том, чем отличается баян от аккордеона. |
Терминология в баянной индустрии | Scandalli | Таким образом, баян и аккордеон имеют свои отличия в истории, звуковых характеристиках и применении. |
Терминология в баянной индустрии | Scandalli | Зачем баяну кнопочки, а аккордеону клавиши? Как баян называют за рубежом? Ответы на эти вопросы узнали маленькие слушатели филармонического концерта в Ревде. |
Мини-словарь баяниста
Кроме всего прочего, гармошка от баяна отличается размером (несколько меньше). Главная особенность аккордеона, по которой даже неспециалист может отличить его от баяна, — это наличие клавиш, как у пианино. В Европе еще встречается кнопочный аккордеон, который внешне от баяна неспециалисту не отличить.
Аккордеон, баян, гармонь: как отличить и выбрать
Ранние модели имели 5—10 кнопок на правой и 2—4 на левой клавиатурах, при смене движения меха извлекались звуки разной высоты. Аккордеон произошёл от губной гармоники. Он устраивается в виде четырёхугольного ящика, боковые стенки которого состоят из сложенной в складки кожи и образуют мехи, которые надуваются посредством поднимания и опускания дна играющим на аккордеоне. На верхней доске находятся клавиши. Каждая клавиша дает два звука: один при вытягивании, другой при сжимании инструмента. На дне инструмента один или два клапана, служащие для произведения аккордов доминанты и тоники.
И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.
На аккордеоне уже можно было играть — правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава. Здесь бы надо остановиться и точнее разобраться в истории. Аккордеон мы привыкли считать гораздо более современным инструментом, чем гармошка, и вдруг оказывается, что с него-то все и началось. А кроме того, ведь у аккордеона фортепианная клавиатура для правой руки, а на инструменте Демиана были только кнопки. Однако подождем уточнять эти вопросы — они требуют отдельного разговора, и мы к нему скоро вернемся.
А пока посмотрим, как гармоника попала в Россию. Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники — не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром — очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный. А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам.
Летом 1830 года один из них, Иван Сизов , поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники и знакомые Ивана Сизова , а через них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструментом, было немало умельцев — Тула вообще всегда славилась мастерами.
Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас мы назвали бы это массовым хобби. Очень быстро производство гармоники было поставлено на промышленную основу. Сначала открылись кустарные мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился своей первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск. Ещё свежа была в памяти его диковинная нижегородская покупка, а Тула уже выпускала больше десяти тысяч инструментов в год.
Производство перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская — всех и не перечислить. А ведь минуло всего два десятка лет после изобретения Кирилла Демиана и меньше тридцати с тех пор, как Фридрих Бушман приспособил для настройки органа язычок с мехом. Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники? Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения. Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента. Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой. И, в-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом. Какими-то из этих качеств обладают и многие другие инструменты. Но сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой.
Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли даже «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Инструмент еще некоторое время оставался несовершенным, иногда с чрезмерно резким звучанием, техника игры не была так основательно разработана, как для старинных инструментов, и большинство любителей настолько неумело обращалось с гармошкой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши. Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей. Голоса противников мало-помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян.
Источник информации: Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Некоторые исследователи утверждают, что нет совершенно никаких подтверждений того факта, что первую гармонь изобрёл Фридрих Бушман. Поэтому они отдают пальму первенства изобретения этого музыкального инструмента гениальному мастеру — Кириллу Демиану. Орланский-Титаренко с баяном конструкции Стерлигова. В 2007 в нашей стране и за рубежом прошло большое Количество концертов, фестивалей и конкурсов, посвященных 100-летию русского баяна.
Этому событию были посвящены научно-практические конференции. И это не случайно. Несмотря на большую изученность этой темы, ученые до сих пор не могут дать окончательный ответ, когда и кем был изобретен баян. Это объясняется тем, что в различных странах мастера приблизительно в одно и тоже время изобрели различные конструкции концертной хроматической гармоники с готово-выборным аккомпанементом в левой руке, охватывающим все гармонические тональности по кванто-квинтовому кругу. В мировой практике конструкция подобного аккомпанемента впервые была применена еще в архичембалах клавесинах «Итальянский след» Подобный аккомпанемент, используемый в гармонике, был запатентован в 1897 году известным итальянским мастером-изготовителем и владельцем фабрики гармоник Паоло Сопрани. Он впервые в Европе изготовил и запатентовал левую клавиатуру с валиковой механикой для получения различных готовых аккордов с помощью одних и тех же 12 хроматических звуков.
Она соответствовала, по сути, той , которая используется и по сей день. Клавиатура была изготовлена известным итальянским мастером Маттиа Беральди, работавшим на фабрике Паоло Сопрани. В этом же патенте была впервые представлена конструкция трехрядной кнопочной правой клавиатуры, создателем которой по данным французского исследователя Пьера Монишона был итальянский мастер Раймондо Питанези. Модель этого инструмента была представлена впервые на всемирной выставке в Париже в 1900 году. Мирвальд и Чулков Однако Паоло Сохрани не был первым, кто представил инструмент с правой клавиатурой соответствующей конструкции баяна московской системы. Значительно раньше его в 1891 году инструмент с такой клавиатурой был изготовлен К.
Мирвальдом в Германии. Приблизительно в это же время, по данным доктора искусствоведения, профессора А. Мирека, известный тульский гармонный мастер Павел Чулков проводил эксперименты над созданием -сначала однорядной, затем двухрядной и трехрядной. Гармоника была представлена на промышленной выставке в Туле в 1897 году. Павел Чулков лично играл министру В.
Такой инструмент часто называют язычковым, потому что звук получается за счет специального язычка, являющегося гибкой металлической пластиной. Когда она начинает вибрировать, появляется звук. При растягивании и сжимании меха создается поток воздуха, который начинает двигаться через тот или иной язычок. А гармонист при этом нажимает соответствующие кнопки.
Каждая планка имеет два язычка, которые установлены с разных сторон. Это сделано для того, чтобы гармонь издавала звук как при растягивании, так и при сжимании меха. Первые такие ручные инструменты появились сравнительно недавно, только в XIX столетии. Что интересно, изобретатель из Вены Кирилл Демиан назвал его аккордеоном, потому что инструмент мог создавать не просто звуки, а аккорды. Но он тогда был только с одной левой клавиатурой. И уже в России данный инструмент стали называть гармошкой. Баян и аккордеон: история создания Музыкантам сразу понравилась гармонь. Но они сразу подметили, что у нее имеется один существенный недостаток — это ограниченный звуковой диапазон.
Для баянистов — любителей, для тех, кто только учится играть на баяне, выпускаются баяны проще и, естественно, дешевле. Они отличаются друг от друга количеством кнопок на правой и левой клавиатуре. Наиболее простые из них — полубаяны. У них имеется минимальное количество октав на правой клавиатуре и минимальное число рядов с готовыми аккордами на левой клавиатуре. Вес и размеры таких инструментов также значительно уменьшены. Какие бывают баяны Внешне они похожи на гармонь, и их легко носить с собой в специальном футляре или на ремнях через плечо. Такие баяны превосходно адаптированы для веселья и имеют звонкий с переливами голос, схожий со звуком гармони или аккордеона. Такое специфическое гармошечное звучание достигается небольшой расстройкой язычков голосовых планок. В результате и получается вибрирующий и переливчатый звук. Еще по теме Основные причины напряженности при игре на баяне За границей не делят музыкальные инструменты на народные и не народные. В мире нет и такого понятия, как баян.