Работы у Достоевского на каторге были такие – разбор старых речных судов на дрова, выжигание известняка и чистка снега. В дальнейшем Достоевский неоднократно писал и говорил, что каторга полностью изменила его. 27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск. Вместе с Натальей Дмитриевной Фонвизиной они познакомились с Достоевским, когда его везли на каторгу – во время остановки в Тобольске. Фёдор Достоевский был осужден и отправлен на каторгу за участие в кружке подпольных революционеров.
Федор Достоевский – каторжанин и монархист
Членов общества называли петрашевцами. Участниками были представители разночинной интеллигенции, любители философской литературы, увлекавшиеся модными в те годы либеральными идеями. В начале 1847 г. Собирались участники общества по пятницам. На таких пятничных собраниях они обсуждали идеи социального переустройства России, выдвинутого ранее декабристами. Но в отличие от участников восстания на Сенатской площади, петрашевцы не желали военного переворота. Они говорили: «В России возможно лишь крестьянское восстание, поводом для которого станет крепостное право». Константин Трутовский «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского в 26 лет», 1847 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва Петрашевцы критиковали существующий политический режим, осуждали крепостное право, выступали за ликвидацию частной собственности. Тайное общество привлекло к себе внимание Третьего отделения в 1848 г. Агитки были напечатаны на собственном типографском станке петрашевцев. Насколько я знаю, в то время иметь такой станок уже считалось преступлением, а уж если на нем еще печатать что-то провокационное… По указу чиновника по особым поручениям И.
Липранди за петрашевцами было установлено наблюдение, а в само общество был внедрен провокатор — агент полиции П.
Все это делалось украдкой». Каторжники встретили Достоевского и Дурова настороженно.
Новенькие были людьми образованными, дворянами — барами, следовательно, врагами. Кроме того, они не понимали в чем их преступление. Кого они убили?
Что украли? Федору Михайловичу очень хотелось завоевать расположение своих товарищей по каторге, и он острее других страдал от их заносчивости и враждебности. Тем не менее он по доброй воле, терпеливо старался не выделяться среди них, понять их образ мыслей, вникнуть в их ссоры, уяснить их претензии.
Но каторжники находили, что он нарушает меру. Раз он добивается их дружбы, значит, он ее недостоин. Однажды каторжники, недовольные плохой пищей, решают заявить «претензии» майору Кривцову.
Достоевский к ним присоединяется. Да ведь и из ваших есть, что свое едят, а вышли же. Ну, и нам надо было… из товарищества.
Достоевский вынужден был уйти. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой». Каторгу отбывали несколько польских интеллигентов, осужденных на каторжные работы за участие в польском восстании: бывший профессор Жадовский, которого каторжники называли «святым» за то, что он без конца молился; Богуславский, прозванный «больным», а также Токаржевский и Мирецкий, оба они перед отправкой в Сибирь были наказаны палками.
Но и они не понимали Достоевского и не любили его. Воодушевленные национальной идеей, они ненавидели Россию и русских и считали за честь проявлять эту ненависть при каждом удобном случае. Они не признавали в Достоевском ни социалиста, ни демократа, ни просто «пионера свободы».
Они находили его слабым и лишенным самолюбия. Они не понимали, как человек, осужденный как политический преступник, приговоренный самим императором к каторжным работам, терпевший ссылку, усталость, холод, лишения — весь невыносимый быт каторжного острога, не ропщет на судьбу, не позволяет себе ни единого слова жалобы на суровость приговора да еще провозглашает мессианскую роль монархии и народа, которые так несправедливо отступились от него. Эта покорность оскорблениям, это смирение, наслаждение этим смирением казались им всего лишь нелепой позой и выводили их из себя.
И однако Достоевский был искренен, когда признавался, что не таит зла на тех, кто искалечил его жизнь. Есть удары такой силы, что любой протест против них — мелок и даже смешон. Есть некие таинственные знаки, которым можно только повиноваться, потому что они низводят вас до ваших подлинных — ничтожных размеров.
Вы что-то делаете, пишете, разговариваете, и вдруг могучая длань хватает вас, мощный глас заглушает ваш крик, и вы превращаетесь в ничто и счастливы превратиться в ничто, не принадлежать себе, позволить неведомой силе управлять вами, играть вами, заставляя вас то проигрывать, то выигрывать, и уготовить вам будущее — то ли радостное, то ли горестное. Что за глупое тщеславие вечно добиваться первой роли! Как опрометчиво вечно пытаться победить судьбу!
Да, иногда так ощутима близость Бога, то кроткого, то карающего. И его незримое присутствие вырывает вас из привычного течения жизни. Это может длиться несколько мгновений, несколько часов, несколько дней… А потом вы чувствуете, что Его всевидящее Око отвратилось от вас — поводок ослабел… Пробил урочный час — теперь предстоит действовать самому, полагаться на самого себя — и держать ответ за содеянное.
Вот тогда-то и начинается подлинная трагедия человека. Эти резкие повороты — от внезапных приступов апатии, овладевающих в разгар событий, к неожиданному пробуждению совести, — пережили все персонажи Достоевского, как пережил их и он сам. Раскольников, убив старуху-процентщицу, чувствует, что его воля парализована, и он принужден сам донести на себя, оправдываться, как если бы кто-то направлял его, несмотря на все его сопротивление, «…как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой… Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».
А когда зубья шестеренки разжимаются, индивидуум может распрямиться, расправить члены и вновь почувствовать себя свободным. Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. Он смог вновь обрести себя потому, что на некоторое время отказался быть самим собой.
Он победил потому, что был готов проиграть. Достоевского определили во второй разряд, то есть назначили отбывать каторгу в крепости, подчиненной военному ведомству. Во второй разряд включали самых опасных преступников.
Этот разряд считался более тяжелым, чем первый, отбывавший каторгу в рудниках, и чем третий, отбывавший каторгу на заводах, потому что «устройство этого разряда — все военное, очень похожее на арестантские роты». Каждый день арестанты ходили на «каторжные работы». Они перевозили кирпич, вертели точильное колесо или обжигали и толкли алебастр.
Раз я провел четыре часа на экстренной работе, когда ртуть замерзала и было, может быть, градусов 40 морозу. Я ознобил себе ногу». Больше всего ему нравилось перетаскивать кирпичи с берега Иртыша к строившейся казарме.
Но мне нравилось то, что от работы во мне видимо развивалась сила». Сначала он мог таскать по шести кирпичей, а в каждом кирпиче было по двенадцати фунтов, потом он дошел до десяти и даже до целой дюжины и очень этим гордился. Перед арестантами катил свои могучие величавые воды Иртыш.
За ним расстилались бескрайние вольные степи. Воздух был свеж и прозрачен. Далекая песня киргиза доносилась с другого берега, где можно было различить обкуренную юрту, дымок над юртой и киргизку, хлопотавшую возле своих баранов.
Все здесь напоминало о свободе, бегстве, о дикой, но вольной жизни. И при виде чахлого цветка, весной вылезшего из расселины между камнями, еще больнее сжималось сердце и нестерпимее становилась тоска об утраченном… Особенно же любил Федор Михайлович разгребать сугробы снега у казенных зданий. Лопата по самую рукоятку погружается в рыхлый снег.
Медленный нажим, затем рывок — и подхваченная лопатой белая пирамида отрывается от земли, летит в воздух и разлетается блестящей пылью. И снова лопата вонзается в сверкающую на солнце снежную массу. И можно ни о чем не думать.
Забыть о цепях, сковывающих израненные лодыжки. И на мгновение поддаться иллюзии, что ты свободен. Но уже выкрикивают команду и нужно строиться и, понурив голову, снова возвращаться в казарму.
Нередко какой-нибудь горожанин, разжалобившись, останавливался при виде каторжников под конвоем и совал пару копеек арестанту. Местные власти, за исключением майора Кривцова, благожелательно относились к Достоевскому. Однажды по причине слабого здоровья, а также, без сомнения, благодаря хлопотам друзей в Петербурге и Тобольске, Федора Михайловича направили в канцелярию инженерного управления переписывать бумаги.
Целых три месяца он там отдыхал, испытывая чисто животное удовольствие. Но полковник Мартенс решил, что политическому преступнику не место в канцелярии, и вскоре Достоевский снова влился в толпу кандальников. Унтер-офицерами на каторге были бывшие моряки Балтийского флота, разжалованные в рядовые и сосланные в Сибирь за участие в бунте в Морском кадетском корпусе.
Через год ссылки их произвели в унтер-офицеры и определили нести караульную службу в самом остроге, так что в их подчинении оказались арестанты, назначавшиеся для работ внутри острога. Нередко эти «морячки», как их ласково называли, сами выбирали арестантов для легких работ в остроге. В их число они как можно чаще включали Достоевского, начальство закрывало глаза на эти невинные поблажки.
Но однажды, когда Достоевский под предлогом «работы в кордегардии» остался в казарме, туда неожиданно вошел майор. Увидев лежавшего на нарах Федора Михайловича, он закричал: — Это что такое? Почему он не на работе?
Я знаю, что вы потакаете им!.. Караульные бросились выполнять приказание, а «морячок» побежал предупредить коменданта крепости.
В таком виде он вступил в каторжный каземат. Это было ветхое деревянное здание, намеченное к слому, с прогнившим полом, протекающей крышей, угарными печами. Голые нары. Общий ушат с сумерек до рассвета, духота нестерпимая. А вокруг несмолкаемый крик, шум, ругань, бряцание цепей.
Он увидел здесь в действии и на практике древний грозный устав о наказаниях: клейменые лица «для вечного свидетельства об их отвержении», истерзанные спины наказанных шпицрутенами, распухшие, багрово синего цвета, с застрявшими в них занозами. Омские каторжники были неумолимо окутаны железом. В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале. Достоевского поразила ненависть арестантской массы к приговорённым дворянам. Бывшие крепостные выражали свою вражду к недавним помещикам, утратившим безграничную власть над ними. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего наш брат стал». Но обычно сословная вражда между заключёнными не проявлялась столь бурно.
Днём, вечером вечные драки, кражи налёты и обыски со стороны начальства, постоянные побудки ночью. Всё угнетало, всё было направлено на то, чтобы человек забыл что он человек. Особой жестокостью отличался конечно же Кривцов. В его привычке было придираться попусту. Даже если не на том боку спит арестант, и из-за этого одного уже наказание. На фото памятник Достоевскому в Омске. Изображает Писателя возвращающимся с каторжных работ.
Лицо списано с посмертной маски Ф.
Но в Забайкалье, как известно, Фёдор Михайлович не был. Тем не менее в его судьбе и творчестве было несколько достойных внимания, но малоизвестных эпизодов, связанных с удивительной землёй Даурской. Теоретически Достоевский мог бы попасть за Байкал, когда был осуждён по делу петрашевцев на каторгу в Сибирь. Однако его отправили в Омск, в то время, как многие петрашевцы отбывали наказание именно в Забайкалье, на печально известной Нерчинской каторге. Там же работал его друг юности — врач и ботаник Александр Егорович Ризенкампф. В Забайкалье он служил с 1848 года, боролся с распространением тифа. В одном из рапортов, хранящихся в Государственном архиве Забайкальского края, он докладывал начальству о сложной эпидемиологической обстановке: «Внезапное появление в октябре месяце жестоких морозов, скопление народа в большом числе, недостаток удобного помещения этому народу, недостаток тёплой одежды, охраняющей от простуды, неудобное стеснённое устройство на Карийских промыслах больничных помещений; все эти вреднодействующие причины были менее ощутительны в тёплое время года». Александр Егорович подробно описал течение болезни: «Горячка сия при появлении своём обыкновенно бывает свойства воспалительного, нередко гастрического; тифозный характер большею частию развивается через несколько дней существования ея обыкновенно на 3-ий или 4-ый , он проявляется бредом, спячкою, кровотечениями, нервными припадками; тифозный процесс локализируется большею частию на четырнадцатый или на двадцать первый день болезни, то на внутренних органах, производя чахотку, нарывы лёгких и печени, желтуху, параличи, эпилепсию, поносы, то наружных, производя гангрены, нарывы на коже, поты; исцеление всегда бывает медленно и продолжительно». Желая помочь страждущим и борясь за их жизни, врач сам дважды переболел тифом.
Среди известных пациентов доктора Ризенкампфа были революционеры Петрашевский, Львов, Григорьев. В 1851 году, уезжая из Сибири, он навестил в Омске своего старого друга Достоевского и поэта-арестанта С. Плохое самочувствие писателей удручило его, о чём он сообщил штаб-доктору Ивану Ивановичу Троицкому. Дошло до того, что он у нас нажил падучую болезнь!
Участие в кружке петрашевцев
- Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия
- XI.2021: Фёдор Достоевский
- Федор Достоевский - каторжанин и монархист – Военное оружие и армии Мира
- Омск - «гадкий городишка»
- Достоевский Федор Михайлович :: Биография :: Арест Достоевского и каторга
- Несостоявшаяся казнь
Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь
Рамблер/субботний. Достоевскому была назначена четырехлетняя каторга с последующим определением в солдаты. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ.
Достоевский на каторге в Сибири
Но, несмотря на все невзгоды, именно с Сибири началось развитие основной главы жизни будущего великого писателя. Граница Европы. Ещё с романов Радклиф, которые я читал ещё восьми лет, разные Альфонсы, Катарины и Лючии въелись в мою голову. А дон Педрами и доньями Кларами ещё и до сих пор брежу. Потом пришёл Шекспир — Верона, Ромео и Джульетта — чёрт знает какое было обаяние. В Италию, в Италию! А вместо Италии попал в Семипалатинск, а прежде того в Мёртвый дом... По этапу Достоевский отправился рождественской ночью 1849 года.
В Перми — сорокаградусный мороз. Сибирь и сегодня ассоциируется со снегом и холодами, а тогда и вовсе казалось, что за Уралом начинается царство зимы. Как будто слово "вечность" само складывается из кусочков льда, как в недавно вышедшей сказке про Снежную королеву. В остроге Четыре года пребывания в Омском остроге — с 23 января 1850 до конца февраля 1854 года — запомнились писателю как череда невыносимо тяжёлых дней, когда угнетал не столько физический труд, сколько невозможность нормально отдохнуть в прогнившем щелястом бараке. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать.
На стёклах на вершок льду. С потолков капель — все сквозное. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь", — вспоминал Достоевский в письме брату, моля его выхлопотать ссылку на Кавказ взамен Сибири — тоже ведь Россия! Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома". Художник Николай Каразин. Фото: wikipedia.
Но это была возможность увидеть не просто "маленький краешек неба" над земляным валом, а великий простор Иртыша.
На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь». На сифилис, впрочем, он тогда не жаловался, только на геморрой и расстройство нервов Ф. Полное собрание сочинений.
Письма, 1832—1859. Достоевский был педофилом Вердикт: это неправда. Кадр из фильма «Бесы» по одноименному роману Федора Достоевского. Режиссер Владимир Хотиненко.
Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка» Переписка Л. Толстого с Н. Толстой на это никак не отреагировал. По ее словам, история совращения маленькой девочки, которую привела в баню гувернантка, была только в черновых материалах к роману «Бесы».
Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым? После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений. Записные книжки и тетради 1860—1881 гг.
Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст рано или поздно будет опубликован, как и переписка Толстого Л. Неизданный Достоевский. Легенда 7. А также православным фанатиком Вердикт: это почти правда.
Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия. Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти» Ф. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен.
Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Во второй половине 1860-х , во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви.
Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку А. Дневник 1867 года. Легенда 8.
Алебастровый сарай стоял у самого берега. По-видимому, в «Преступлении и наказании» был описан именно тот пейзаж, который открывался перед Достоевским в Омске во время отдыха от работы. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня.
Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». Каторжники очищали городские улицы от снега, делали ремонт в домах например, Достоевский участвовал в штукатурных работах в здании военного суда — сейчас это корпус медицинской академии на Спартаковской, 9. Тогда-то им и удавалось заработать немного денег, чтобы купить еды.
Отдохнуть получалось только в дни больших церковных праздников и великих постов, когда жителей острога вели в Воскресенскую военную церковь для исповеди и молитвы. В Воскресенском соборе каторжник Достоевский бывал регулярно. Церковь разрушили в советское время, а недавно построили заново Источник: Николай Эйхвальд «Нас водили под конвоем с заряженными ружьями в божий дом, — вспоминал Достоевский. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона, да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника».
Достоевский очень тяжело воспринимал арестантский быт. Другие каторжники, в основной своей массе уголовники из низшего сословия, не могли принять его за своего. Они понятия не имели, в чём состояло его преступление, и даже не думали сочувствовать. Судя по следующей фразе — «Они бы нас съели, если б им дали», — администрация острога защищала «интеллигентных» узников от остальных.
Стопроцентного эффекта, по понятным причинам, быть не могло. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего, наш брат стал" — вот тема, которая разыгрывалась 4 года. Именно в Омске у него начались припадки «падучей» эпилепсии , проблемы с желудком. К физической работе Достоевский не привык и с огромным трудом выполнял ежедневный «урок» план.
Он часто лежал в госпитале, но этому скорее был рад: болезнь обеспечивала ему отдых и смену обстановки. Кстати, здание госпиталя сохранилось: скорее всего, это деревянный дом на Гусарова, 4. В XIX веке это была улица Скорбященская. Друзья и благодетели Комендант Омска Алексей Граве, судя по всему, помог Достоевскому пережить каторгу Источник: wikimedia.
Первым в списке стоит назвать коменданта Омской крепости Алексея Фёдоровича Граве. Достоевский в письме брату и в «Записках из Мёртвого дома» называет его «человеком очень порядочным». Уточнений в тексте нет, и понятно почему: по уставу, комендант должен был относиться ко всем каторжникам с одинаковой строгостью, но для писателя он, по-видимому, шёл на разные неофициальные послабления. Сообщать об этом даже в личных письмах было рискованно из-за перлюстрации, к тому же в Омске, по словам Достоевского, хватало доносчиков.
Однако известно, что в 1852 году Граве направил в столицу запрос, чтобы выяснить, нет ли возможности причислить Достоевского и Дурова к «военно-срочному разряду арестантов». В случае положительного ответа срок каторги сократился бы на шесть месяцев; плюс к этому Граве спросил начальство, нельзя ли освободить обоих петрашевцев от ножных оков. Положительный ответ он так и не получил. В 1859 году, отбыв всё наказание и возвращаясь из Семипалатинска в европейскую часть России, Достоевский проезжал через Омск.
Остановился он как раз в доме Граве, и литературоведы считают это стопроцентным доказательством того, что между комендантом и каторжником установились в своё время добрые отношения.
Впрочем никакого особого криминала в собраниях петрашевцев не было: серьезных идей революции, переворота или заговора они не вынашивали, а их политический диспут сводился к критике цензуры и отсутствия гражданских свобод в обществе. Никакой модной политической программы у общества петрашевцев не было. Примечательно, что в царствование Николая I в России была распространена практика инсценировки казней: осуждённым зачитывали смертный приговор, готовили к казни, выводили на плац, соблюдая всю соответствующую процедуру, а затем...
Сибирское перерождение Достоевского
Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь. Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты. Освободился с каторги Достоевский в январе 1854 года, он был отправлен на службу рядовым солдатом в город Семипалатинск. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге.
Выбор редакции
- решение вопроса
- Арест и инсценировка казни
- Недонесениe o распространении преступногo
- Достоевский в местах лишения свободы
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Ссылка Достоевского
Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. Достоевский на каторге «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение. На каторге Достоевский понял наконец, как далеки умозрительные, рационалистические идеи "нового христианства" от того "сердечного" чувства Христа, каким обладает народ. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России.
Достоевский в местах лишения свободы
Пройдя путь каторги, Достоевский сумел обрести страстную веру в Россию, в русский народ. Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге за участие в 1847–1849 гг. в кружке М.В. Петрашевского, являвшегося сторонником взглядов революционного характера. Сибирь и каторжные работы неотделимы в нашем сознании от политических заключённых, которые в XIX веке считались «уголовниками», за которыми следили особым образом. В 1846 г. в биографии Достоевского произошло событие, повлиявшее на всю его последующую жизнь. Смотрите BigPicture история За что Достоевского приговорили к расстрелу, который заменили каторгой.
Из пopyчикoв – в литepaтopы
- Участие в кружке петрашевцев
- Достоевский в местах лишения свободы (Вячеслав Анатольевич Тихонов) / Проза.ру
- За что сидел в тюрьме Достоевский
- Легенда 1. Достоевский был страстным игроком
- Начало писательской деятельности
- Ссылка Достоевского
Почему Достоевский попал на каторгу? [111]
Герой Достоевского, от имени которого ведется повествование, попал на каторгу за убийство жены. Читайте о Достоевский на каторге в Сибири, а также другие интересные статьи о Сибири на сайте Это Сибирь! В 1846 г. в биографии Достоевского произошло событие, повлиявшее на всю его последующую жизнь. После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. Сибирь и каторжные работы неотделимы в нашем сознании от политических заключённых, которые в XIX веке считались «уголовниками», за которыми следили особым образом. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге.