Значение второго концерта Рахманинова в мировой музыкальной культуре Концерт отличается своей грандиозностью и эмоциональной глубиной. Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место.
Разделы сайта
Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных принципов мелодического развития, взаимодействием и взаимопроникновением которых определяется своеобразие его мелодики. Читать онлайн книгу «Второй концерт Рахманинова как национальная идея: критика, полемика, интервью» автора Вадима Месяца полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Второй концерт Рахманинова получил заслуженное признание и стал одним из самых известных и часто исполняемых произведений репертуара классической музыки.
Сергей Рахманинов
В исполнении Евгения Кисина (фортепиано) и Академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор, соч.18, в 3-х частях Сергея Рахманинова. Главная» Новости» Второй концерт рахманинова мацуев. Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Рахманинова – грандиозные шедевры, воспевающие необъятный, полный драматизма и величия, русский мир – прозвучали в исполнении лауреата международных конкурсов Филиппа Копачевского и оркестра «Русская. Главная» Новости» Фортепианный концерт 2 рахманинова. 28 ноября 2023 года в Якутске прошел второй концерт фестиваля "Мой Рахманинов", посвященный 150-летию со дня рождения великого композитора.
Рахманинов и музыкальный юмор: каким был "Старый Новый год с Денисом Мацуевым"
В программе — Вторая симфония Рахманинова, произведение, ставшее для автора символом творческого возрождения после провала первого опыта в этом жанре. Рахманинов. 35:05. Слушать. Скачать MP3. Читать онлайн книгу «Второй концерт Рахманинова как национальная идея: критика, полемика, интервью» автора Вадима Месяца полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Музыкальный мир празднует 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова. Главная» Новости» Рахманинов 2 концерт мацуев. 28 ноября 2023 года в Якутске прошел второй концерт фестиваля "Мой Рахманинов", посвященный 150-летию со дня рождения великого композитора.
Концерт № 2 до минор
К 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Второе отделение было посвящено Второму концерту Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром. Второй концерт Рахманинова получил заслуженное признание и стал одним из самых известных и часто исполняемых произведений репертуара классической музыки. Второй концерт для фортепиано с оркестром (до минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Ильича Зилоти (двоюродный брат Сергея Рахманинова).
В Воронежском театре оперы и балета станцевали Второй концерт Рахманинова
Переложить знаменитый Второй концерт Рахманинова на сценические движения взяли на себя смелость хореографы Софья Гайдукова и Константин Матулевский, которые славятся своими работами в жанре современного танца. В исполнении Евгения Кисина (фортепиано) и Академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор, соч.18, в 3-х частях Сергея Рахманинова. Оркестр колледжа, состоящий из юных дарований региона, впервые исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.
В Воронежском театре оперы и балета станцевали Второй концерт Рахманинова
Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» — информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами. Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф.
Спустя почти десять лет на эту же сцену вышел человек, персонально ответственный за самое радикальное потрясение в музыке XX века: имя его было Арнольд Шёнберг, а его изобретением была додекафония — принципиально новая система звуковысотной организации, отрицавшая традиционную тональность. Впрочем, в 1912 году до рождения додекафонии еще оставалось несколько лет, а музыкальный стиль Шенберга пока вполне укладывался в определением «поздний романтизм». Появление пьесы Метерлинка о запретной, обреченной любви, в которой символы и атмосфера значили ничуть не меньше слов и действий героев, стала большим художественным событием, многократно отразившимся в музыкальном искусстве: вскоре свет увидели одноименные опера Дебюсси, сюита Сибелиуса, музыка к драме Форе и симфоническая сюита Шенберга — написанная для впечатляющего состава оркестра, столь последовательно воспроизводящая события драмы, что литературный текст, хоть и не озвученный, подразумевался, становился важным компонентом целого.
В других разделах «тяжелая медь» вступает лишь изредка, эпизодически и на коротких промежутках.
После достигнутой кульминации следует столь же длительная линия непрерывного, постепенного затухания. Границы между тематическими разделами репризы стушевываются и становятся слабо ощутимыми. Второе построение главной партии в котором на этот раз ведущая роль принадлежит фортепиано непосредственно «втекает» в побочную партию, значительно изменяющую свой облик. Тема ее мягко и приглушенно звучит у валторны solo в ритмическом увеличении на фоне чуть слышного тремоло струнных. Трепетная лирическая мелодия как бы застывает в неподвижности, лишаясь порыва и воодушевления. Побочная партия значительно сокращена по сравнению с экспозицией и исчерпывается однократным проведением основного тематического построения Вследствие ритмического увеличения темы восьмитактовое построение расширяется до размеров шестнадцатитакта.
В основе коды лежит коренным образом переосмысленный «императивный» мотив вступления. Благодаря иному типу изложения и увеличению ритмических длительностей партия фортепиано с такта 7 после цифры 14 он утрачивает свой волевой, энергичный характер и приобретает лирически-мечтательную окраску, сближаясь с темой побочной партии. В этом новом своем «обличии» мотив развивается плавно и медлительно посредством ряда восходящих секвенций Здесь секвенция служит средством не усиления напряженности, а, наоборот, ее ослабления. Завершает первую часть небольшое заключительное построение Meno mosso , основанное на ровном и легком моторном движении с выразительными «всплесками» такты 3 и 7 и стремительным нарастанием к концу, которое решительно и властно «обрубается» краткой, повелительной аккордовой репликой. Вторая часть концерта — Adagio sostenuto — является одним из совершеннейших образов светлой, поэтической лирики Рахманинова. Своеобразие этой части состоит уже в том, что при довольно значительной продолжительности звучания она вся построена на одной теме.
Единство и выдержанность эмоционального колорита подчеркиваются остинатностью непрерывно текучего триольного ритмического фона. Тема состоит из двух элементов. Первый четырехтакт вступительного характера Этот четырехтактможно рассматривать как вступление к теме. Однако он настолько тесно спаян с последующим мелодическим развитием, что становится неотъемлемым элементом самой темы и неизменно появляется при каждом ее проведении. Но мелодия взлетает наверх не так легко и стремительно, фаза ее восхождения короче. После активного восходящего хода на кварту с последующим хроматическим повышением второго звука идет плавная нисходящая секвенция, а затем она словно застывает на одном уровне: Многократное опевание терцового звука лада, к которому настойчиво и неизменно возвращается мелодия, создает впечатление чуть заметной зыби или плавного парения.
Но под покровом кажущейся неподвижности и застылости проявляется интенсивная внутренняя жизнь. Этому способствуют, в частности, разнообразие ладовых нюансов, постоянные смены гармонической окраски при сохранении основной тональности E-dur, устойчивое ощущение которой подкрепляется длительно выдерживаемым тоническим органным пунктом. Так, очень выразительно звучит отклонение в минорную параллель в конце первого предложения, где мелодия соответственно «сползает» на терцию вниз Тональность cis-moll «просвечивает» и раньше, способствуя известному «оминориванию» темы. Характерно в этом смысле вступительное модулирующее построение, где тональное развитие идет по направлению к cis-moll, доминанта которого непосредственно сопоставляется с тоническим трезвучием E-dur. Во втором предложении мелодия развивается более динамично и целеустремленно. Ярко выделенный, напряженный ход на септиму вверх в предпоследнем такте окрашивает всю тему Здесь возможна известная аналогия с мелодическим строением темы главной партии первой части, где открытый восходящий ход на сексту вносит элемент напряженной экспрессии в плавно и сдержанно развивающуюся мелодию, при различном характере обеих тем в целом.
Но эта внезапная эмоциональная вспышка сразу угасает. Последующее хроматически нисходящее движение с остановкой на терцовом звуке, служащем «мелодической осью» темы, приводит к повторному ее проведению у фортепиано: Сдерживаемое сильное чувство открыто вырывается на простор в среднем разделе — Un росо piu mosso. Тихий мечтательный покой сменяется тревожным, взволнованным порывом. Композитор вычленяет из темы наиболее подвижный мелодически отрезок, развивая его секвенционно, тональный план становится неустойчивым, непрестанно модулирующим, с преобладанием минорных тональностей. Средняя часть Adagio распадается на два раздела, соотносящиеся между собой как две последовательные волны нарастания с яркими экспрессивными кульминациями allargando, ff. Постепенно ускоряется ритмическая пульсация, во втором разделе вместо плавного триольного движения восьмыми появляется оживленная фигурация в шестнадцатых нотах.
За указанными двумя разделами средней части следует еще одна короткая, но стремительная волна нарастания, приводящая к центральной, наивысшей кульминации всего Adagio в виде широкого, светлого и блестящего по звучанию арпеджированного пассажа протяженностью в шесть октав, основанного на трезвучии Cis-dur. В восприятии слушателя она невольно сопоставляется с «тихой кульминацией» из коды первой части, построенной на аналогичном же широко разливающемся трезвучном пассаже. Таким образом, перекидывается еще одна арка между частями. Но если там этот пассаж возникал в результате «исчерпания» лирического чувства, как некое «растворение в тишине», то здесь это момент наивысшего эмоционального подъема, бурного прорыва восторженной, ликующей эмоции. Далее следует довольно развернутое по размеру построение типа виртуозной каденции, которое, однако, не воспринимается как нечто инородное, нарушающее логический ход развития. Бурный поток пассажей естественно вытекает из завоеванной крутой вершины и, стремительно вздымаясь вверх, словно силится еще раз ее достигнуть, а затем постепенно затихает и плавно «вливается» в репризу.
Реприза короче экспозиции вместо двух проведений темы дано только одно , но это компенсируется заключительным построением, проникнутым таким же светлым, спокойным настроением. Ровно, неторопливо покачивающиеся аккорды на фоне волнообразных арпеджированных пассажей представляют собой замечательный образец рахманиновской «поющей» гармонии. Как выразительный прощальный вздох звучит завершающая эту часть краткая реплика фортепиано после того, как оркестр умолкает. В финале — Allegro scherzando — образно-тематические контрасты выявлены с гораздо большей резкостью и отчетливостью, чем в предыдущих частях, и в этом отношении он ближе к традиционному типу сонатного allegro, нежели начальное Moderato. Вместе с тем индивидуальное своеобразие рахманиновского мышления ясно выражено как в его тематическом материале, так и в общем характере музыкального развития. Четко разграниченные между собой темы главной и побочной партии интонационно связаны с тематизмом первой части, хотя эта связь и не всегда улавливается сразу, по первому впечатлению.
Так в мелодико-ритмическом рисунке первой темы финала есть элементы, общие с эпически суровой начальной темой концерта, однако они настолько видоизменены и переосмыслены, что это приводит к возникновению нового тематического образа. В ритмически упругой теме главной партии финала соединяются черты маршеобразности и скерцозности: Характерна изменчивость и неуловимость ее облика. Четко ритмованная начальная фраза растворяется далее в ровном и легком пассажном движении. Эту свою многоликость, способность к постоянным метаморфозам тема обнаруживает и на протяжении дальнейшего развития. Тема побочной партии, первоначально излагаемая в оркестре, содержит явственные интонационные «переклички» с аналогичной по своему местоположению темой из первой части концерта. Но она более собранна, сжата по построению, в сопровождающих ее синкопированных аккордах валторн Этот синкопированный ритм подготавливается уже в главной партии такты 5—6 темы.
Однако этот оборот передвинут с начала на границу третьей и четвертой четверти в примере обозначен прямыми скобками , образуя кульминацию темы, постепенно завоевываемую путем последовательно нарастающих волн мелодического подъема. Тем самым мелодия приобретает более активный, поступательно развивающийся характер. При повторном изложении темы у фортепиано она полнее «раскрывается» мелодически и звучит с большей выразительной напряженностью благодаря значительному ее расширению на 12 тактов , достигаемому посредством секвенционного развития отмеченного кульминационного оборота. Небольшая заключительная партия Meno mosso, цифра 32 носит типичный для Рахманинова «затухающий» характер. Тема главной партии здесь «расщепляется» на два одновременно звучащих плана: легко звенящие, словно доносящиеся издалека аккорды в оркестре деревянные духовые, валторны и струнные pizzicato с тарелками и мягко вьющаяся, спокойная триольная фигурация у фортепиано.
Adagio sostenuto — музыка редкой красоты, жемчужина русской лирики. Она воплощает бесконечно длящееся состояние покоя, полного растворения в природе, «…подслушанное чуткой душой музыканта» Б. Метрическая структура второй части совершенно уникальна; она характеризуется разными размерами одновременно у солиста и оркестра; в восприятии слушателя музыка постоянно колеблется между трёх- и четырёхчетвертным тактом, создавая фантастическое ощущение зыбкости и даже некоторой нереальности основной темы. Allegro scherzando — «Праздник жизни».
Вторая симфония Сергея Рахманинова
Выступал с оркестрами Белгородской и Томской филармоний, Камерным оркестром филармонии Великого Новгорода, Камерным оркестром «Виртуозы Праги», Филармоническим оркестром Бакэу Румыния , Симфоническим оркестром Республики Сан-Марино, Токийским симфоническим оркестром и другими коллективами. Пианист принимал участие в международных фестивалях в Италии и Франции, выступал на Фестивале Генриха Нейгауза и Фестивале романтической музыки в Москве. В 2017 году Алексей Мельников стал победителем II Манхэттенского международного музыкального конкурса в Нью-Йорке и выступил на сцене знаменитого Карнеги-холла. Александр Земцов Александр Земцов родился в 1978 году в семье музыкантов композитора Евгения Земцова и скрипачки и альтистки Людмилы Левинзон. Обладатель первых премий международных конкурсов «Классическое наследие» в Москве, Фонда Элизы Мейер в Гамбурге, имени Иоганнеса Брамса в Пёртшахе, лауреат других престижных состязаний альтистов. В 2001—2012 гг. С 2012 года посвятил себя карьере солиста, дирижера и педагога.
Как альтист выступает с сольными концертами, в камерных ансамблях и с ведущими оркестрами в лучших залах Европы, Америки, Азии и Австралии. Дирижерский дебют Александра Земцова состоялся в 2014 году в Финляндии с симфоническим оркестром Лаппеэнранты. В феврале 2020 года дебютировал в Национальной опере Украины с оперой «Алеко» Рахманинова. В числе его записей — Концерт для альта с оркестром Эмила Табакова с оркестром Болгарского радио под управлением автора , Концертино для гитары и камерного оркестра Ханса Хауга с Марисой Миндер и ансамблем солистов Базельской филармонии , альбом с 24 каприсами Паганини в аранжировке для симфонического оркестра Мирослава Скорика с INSO. В настоящее время Александр Земцов — профессор Высшей школы музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне, Венского университета музыки и исполнительского искусства, Высшей школы музыки Лозанны и Высшей школы музыки и танца в Кёльне. Светланова в Москве, Лондонским филармоническим оркестром, филармоническими оркестрами Софии и Словакии.
Воронежцы услышат ещё одну трактовку Второго концерта Рахманинова 17:24, 29 ноября 2020 г. Музыка Концерты Фото: vrn-uk. Подобный концерт — большая редкость по нынешним временам, когда свои законы диктует коронавирус. В первом отделении Игорь Андросов исполнил прелюдии N10 ор.
Следом — суровая мелодически долгая тема. Она длится и длится, словно очерчивает поля, холмы, леса, озёра, реки, — иногда чуть взмывая над землёю, но снова, изгибами, возвращаясь к «горизонтальной» тверди.
С этого начнётся Второй фортепианный концерт. Через многие годы, услышав его первые звуки, будут говорить: это Рахманинов. Второй концерт стал узнаваемым символом всего творчества композитора». А эти пронзительные слова о сочинении принадлежат Николаю Метнеру, русскому композитору и пианисту: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но и неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская.
Рахманиновская музыка не совсем танцевальная в привычном восприятии. И как призналась Софья Гайдукова, это был рискованный проект. Но получилось изысканно.
Воронежским зрителям понравилось: артистов и музыкантов искупали в овациях.
2-й фортепианный концерт Рахманинова: история шедевра
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) — Википедия | Второй концерт для фортепиано с оркестром (до минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Ильича Зилоти (двоюродный брат Сергея Рахманинова). |
Депрессия. Гипноз. Шедевр. Второй концерт Рахманинова | Как указано в пресс-материале, Второй концерт Рахманинова – одно из самых популярных произведений музыканта. |
Депрессия. Гипноз. Шедевр. Второй концерт Рахманинова
Концерт № 2 до минор | Второй концерт Рахманинова Денис Мацуев исполнил совместно с Московским государственным симфоническим оркестром. |
Второй концерт Рахманинова | Главная» Новости» Второй концерт рахманинов. |
Закрытие филармонического сезона: семь интересных фактов о Втором концерте Сергея Рахманинова | II Концерт классической музыки «От поколения к поколению» к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова состоится в Российском национальном Музее Музыки. |
Концерт № 2 до минор | Второй фортепианный концерт, оконченный в 1901 году, приносит музыканту европейскую известность. |
2-й фортепианный концерт Рахманинова: история шедевра | Вторую и третью часть фортепианного концерта номер№2 Сергей Рахманинов написал в селе Красеньком Новохопёрского уезда. |