Новости в чем ценность метода майевтики

Главная ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку самостоятельно приходить к истинным знаниям. майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину.

Майевтика как философский метод

  • IT-майевтика XXI века: чем хорош метод трекинга для бизнеса и трекера
  • Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа
  • Родоначальник философии и его влияние на метод майевтики
  • Сущность метода майевтики

IT-майевтика XXI века: чем хорош метод трекинга для бизнеса и трекера

В современном мире метод активно используется в философии, психологии, образовательных практиках, медиации и советовании. Он может быть полезен для постановки проблем и поиска решений, для развития логического мышления и умения анализировать информацию. Майевтика также служит инструментом формирования аргументов и разрешения конфликтов. Эффективность сократовской майевтики обусловлена ее способностью активизировать мышление и самостоятельное поисковое мышление. Она способствует развитию критического мышления, умению задавать верные вопросы, наблюдать и слушать активно. Майевтика помогает участникам находить новые пути мышления и пересматривать свои убеждения под новым светом. Она также способствует обнаружению скрытых предубеждений и ограничений. В заключение, сократовская майевтика является мощным инструментом для поиска истины и развития мышления. Она позволяет нам сами раскрывать знания и обнаруживать истину внутри себя. Майевтика имеет широкое применение в различных областях и может положительно влиять на процесс мышления и принятия решений.

Философская история метода майевтики Майевтика — это философский метод, разработанный Сократом в Древней Греции. Он основывается на идее, что истинное знание уже присутствует в каждом человеке, и философ должен задавать вопросы, чтобы помочь субъекту обнаружить это знание самостоятельно. Слово «майевтика» происходит от греческого слова «маиевтейн», что означает «помогать кому-то рождаться». Таким образом, майевтика — это искусство помогать другим людям осознать свои идеи и убеждения. В Древней Греции майевтика была широко использована в платоновских диалогах, где Сократ встречался с различными персонажами и задавал им вопросы, чтобы помочь им разобраться в своих мнениях и установить истину. Сократ верил, что люди руководятся знанием и пониманием, и его цель заключалась в том, чтобы помочь им обнаружить это знание через диалог и рассуждение. К сожалению, метод майевтики не был полностью задокументирован Сократом или его последователями, поэтому его точные детали и применение остаются предметом дискуссии среди философов. Однако он оказал значительное влияние на западную философскую традицию и оставил наследие, которое до сих пор используется в современной практике. Применение метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики широко применяется в образовании, психологии, педагогике и личностном развитии.

Он используется для развития критического мышления, решения проблем, обучения и формирования самосознания. В образовании метод майевтики помогает студентам развивать навыки самоанализа, осознанности и самостоятельности. Студентам задаются открытые вопросы, чтобы они сами пришли к ответам, фактам и истинам. Это помогает им углубить свое понимание и лучше запомнить материал. В психологии метод майевтики используется для помощи клиентам в осознании и разрешении проблем.

Майевтический метод включает в себя несколько этапов. Сначала Сократ задавал вопросы, чтобы разрушить установленные верования. Затем он анализировал ответы своих собеседников, выявляя неглубокие знания и противоречия в их мыслях. В конечном итоге Сократ стремился привести их к осознанию своей невежественности и стимулировать мышление, чтобы они могли найти истину самостоятельно.

Майевтический метод Сократа считается одним из ключевых элементов западной философии. Он оказал огромное влияние на многих мыслителей и ученых, таких как Платон и Аристотель. Идея самоанализа и самостоятельного мышления до сих пор ценится в образовательной и научной среде, и метод майевтики остается актуальным и полезным до сегодняшнего дня. Основные принципы метода Метод майевтики, разработанный Сократом, основан на нескольких ключевых принципах, которые позволяют достичь глубокого понимания истины: Ирония: Сократ ставил под сомнение знания и убеждения людей, чтобы их сознание открылось для новых идей. Майевтика: Сократ помогал людям самостоятельно искать истину, задавая им провокационные вопросы и подталкивая их к размышлению. Диалог: Сократ предпочитал обсуждать истину с другими людьми, ведь в процессе общения можно обнаружить новые аргументы и найти решения. Критическое мышление: Сократ завлекал людей к анализу, оценке и обсуждению своих убеждений. Он не давал легких ответов, а искал истину вместе с другими. Все эти принципы позволили Сократу создать уникальный метод, который активно используется до сих пор для обсуждения важных философских и этических вопросов.

Преимущества использования метода Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет ряд значительных преимуществ, которые делают его эффективным инструментом для достижения понимания и истины: Активное участие студента.

Дети и взрослые, не ориентированные на саморазвитие в рамках культуры, на второй этап не приглашаются. На втором этапе происходит разработка собственного «пробного» гуманитарного проекта.

Он получается только в результате тройного самоопределения проектировщика: 1 осознания собственных ценностных ориентаций и проблем и их реализации; 2 выбора, освоения и самостоятельной интерпретации определенной области духовной культуры в контексте соцоикультурной региональной ситуации; 3 освоения средств методологической культуры рефлексии, критического мышления, понимания, самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др. Попытка разработки и реализации гуманитарного проекта заканчивается фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата.

Проявление и закрепление личностной позиции можно считать окончанием обучения на втором этапе в школе майевтики. На третьем этапе к проектной составляющей добавляется исследовательская. Предполагается углубленное изучение определенной культурной традиции до понимания ее возможностей и границ, и разработка собственного жизненного проекта для сохранения и развития этой традиции [7].

Рассмотрев деятельность Сократа и воплощение его методов в обучении, можно выяснить её историческое значение. Оно заключается в том, что Сократ способствовал распространению знаний, просвещению граждан; философ искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли, а также образовательного процесса.

Список литературы: Джуринский А. Воспоминания о Сократе. Толстых В.

Сократ и мы. Сократический, воспитательный диалог Автор ы : Телегин М.

Гуманитарный проектировщик принадлежит двум мирам: физически-социально- культурному и миру абсолютных ценностей. Гуманитарный проект есть локальный по масштабу проект. Это не огромная бездушная социальная машина, а небольшое ценностное, рефлексивное и коммуникативное сообщество. Образовательный процесс в «Школе майевтики» организован в три этапа.

Первый этап обучения в школе майевтики предполагает организацию культурно-ценностного самоопределения участников выездных сессий 3 раза в год по 5 дней «Школы майевтики», фиксацию занимаемой позиции, разработку собственного социального или технического проекта и получение экспертной оценки в любом региональном тематическом проектном конкурсе. Дети и взрослые, не ориентированные на саморазвитие в рамках культуры, на второй этап не приглашаются. На втором этапе происходит разработка собственного «пробного» гуманитарного проекта. Он получается только в результате тройного самоопределения проектировщика: 1 осознания собственных ценностных ориентаций и проблем и их реализации; 2 выбора, освоения и самостоятельной интерпретации определенной области духовной культуры в контексте соцоикультурной региональной ситуации; 3 освоения средств методологической культуры рефлексии, критического мышления, понимания, самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др. Попытка разработки и реализации гуманитарного проекта заканчивается фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата.

Проявление и закрепление личностной позиции можно считать окончанием обучения на втором этапе в школе майевтики. На третьем этапе к проектной составляющей добавляется исследовательская. Предполагается углубленное изучение определенной культурной традиции до понимания ее возможностей и границ, и разработка собственного жизненного проекта для сохранения и развития этой традиции [7]. Рассмотрев деятельность Сократа и воплощение его методов в обучении, можно выяснить её историческое значение. Оно заключается в том, что Сократ способствовал распространению знаний, просвещению граждан; философ искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли, а также образовательного процесса.

Сущность метода майевтики

  • Майевтика: философский метод раскрытия ценности в себе
  • В чем ценность метода майевтики Сократа для саморазвития и развития мышления
  • Майевтика — Колчевики
  • Еще термины по предмету «Логика»

Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике

Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он помогает людям. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".

Метод майевтики Сократа: ценность и преимущества

Ученик Платона Аристотель основал «ликей», а также разработал правила формального мышления. На наш взгляд, «метод Сократа» - майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. Щедровицкого и Н. Мы, являясь их учениками, в рамках этой традиции шестнадцать лет назад начали реализовывать проект «Школа майевтики». В этой школе ученики, студенты, аспиранты и педагоги учатся разрабатывать и реализовывать собственные гуманитарные проекты.

Щедровицкий в 1979 году впервые организовал коллективную мыслительную деятельность и рефлексию в форме организационно-деятельностной игры ОДИ. Организация образовательного процесса на сессиях «Школы майевтики» также происходит в форме ОДИ. Организация образовательного процесса. Основные процессы, организуемые на сессиях и семинарах «Школы майевтики»: коллективное выявление и развитие личностных позиций посредством исследования, понимания, критического отношения к позиции автора культурного текста под текстом понимаются любые предметы и явления мировой культуры: научные тексты и художественные произведения, нормы и правила, ценности и смыслы и т.

Образовательный процесс в «Школе майевтики» будет организован в шесть этапов. Первый этап обучения предполагает организацию самоопределения участников выездных сессий 3 - 4 раза в год от 3 до 5 дней «Школы майевтики» к предлагаемой модели образования. Дети и взрослые занимают позицию «непонимающего слушателя», которая специально инспирируется организаторами. Слушателям, чтобы понять и разобраться в том что происходит, вынуждены задавать вопросы на понимание: «Правильно ли я понял…?

Неориентированные на дальнейшее саморазвитие в рамках предлагаемой традиции критического рационализма , на третий этап не попадают. На третьем этапе происходит дополнение выездных мероприятий новыми формами работы: деловыми играми, семинарами и лекциями, целью которых является освоение средств гуманитарной методологической культуры рефлексии, критического мышления, понимания, культурно-ценностного самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др. Попытка разработки и реализации собственных мини-проектов заканчивается фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации своего способа понимания, личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата.

Под культурным текстом понимаются научные, художественные и публицистические тексты, документальные, игровые и анимационные фильмы, драматические постановки, песни и любые другие формы воплощения ценностей и смыслов людей как в наглядно-образной, так и в знаково—символической форме. Проявление своего способа понимания, личностной позиции можно считать окончанием обучения на третьем этапе в школе майевтики. Под позицией понимается интегральное отношение к деятельности, культуре, социуму и самому себе. Мы выделяем шесть позиций: «иждивенец», «имитатор», «исполнитель», «организатор», «новатор», «классик».

В подростковом возрасте жизненная позиция еще достаточно слабая, подверженная изменениям и корректировкам. Ребенок «прыгает» с позицию на позицию, но годам к двадцати пяти человек уже вполне сознательно выбирает одну из представленных позиций и, как правило, уже практически не меняет ее до конца жизни. Гуманитарное проектирование ставит и пытается решить две фундаментальные проблемы. Возможно ли, при создании определенных условий повлиять на выбор подростка так, чтобы одной из ведущих жизненных ценностей для него стала ценность саморазвития, поиск призвания, самореализация в разработанном и реализованном им культурном проекте?

Возможно ли «разоформить» взрослого человека и организовать ситуацию его саморазвития из занимаемой им бесперспективной жизненной позиции в деятельностную и творческую? Жизненная позиция складывается из отношений человека к деятельности, к другим людям и вытекающим из этого типа объединений; из его отношения к культуре и соответственно уровню образования, имеющемуся у него типу мышления; и, наконец, из отношения к себе самому сквозь призму ценности саморазвития. По вертикали снизу вверх выделены уровни развития жизненной позиции в направлении повышения ответственности человеком за свою жизнь. Всего нами выделено шесть уровней.

Кратко охарактеризуем каждый из них. Предельным случаем, фиксирующим не только почти полное отсутствие процессов развития и саморазвития, но скорее обнаруживающим ситуации личностной деградации является первая, описываемая нами, жизненная позиция «иждивенца». Она характеризуется отсутствием выполняемой профессиональной или какой-либо случайно организованной деятельности, отношения к людям только как источникам поступления необходимых ресурсов. Социальные связи у человека, занимающего такую позицию, случайные, ситуативные.

Объединения с другими людьми возможны как стихийно складывающиеся группы выживания или так определившиеся люди существуют в роли «приживальщиков» при обладающих материальными ресурсами людях. У них отсутствует логическое мышление, критическое отношение к себе и ценность саморазвития. Человек, занимающий позицию «иждивенца», легко подвергается манипуляции, подвержен различным формам зависимости ПАВ, компьютерные игры и т. На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «имитатора».

По отношению к деятельности, занимающие эту позицию люди имеют не совпадающие цели и средства, поэтому, они никогда не могут достичь положительного результата. Рассматривают других людей как средство для достижения своих целей. Имеют склонности к организации или участию в асоциальных группах. Обладают непродуктивным мышлением поскольку не находятся ни в одной из культурных традиций.

Для выживания и карьерного роста широко используют техники и приемы манипулирования. Ценность саморазвития не является ни приоритетной, ни актуальной. Значимыми ценностями являются «выгода», «ресурсонакопление». На следующем уровне находятся люди, принадлежащими определенной культурной традиции.

Эту позицию мы назвали «исполнитель», так как самое существенное ее качество — выполнение деятельности в соответствии с культурной нормой.

Оно означает, что, каких бы высот человек не достиг в своих рассуждениях, он не желает оставаться на месте и продолжает идти вперед, не обманывая себя тем, что, якобы, нашёл истину. Здесь будет уместно напомнить, что у Сократа были как и сторонники, восторгавшиеся им, так и враги, его ненавидевшие. Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что — нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти. Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей».

А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа. Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого. Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон».

Метод Сократа Майевтика — это «искусство повивальной бабки», как называл её сам Сократ. Еще можно встретить такое определение, как «сократовская ирония» или «сократовская беседа». Майевтика в философии — это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя». С помощью этого приема оппонент не только осознает свою неправоту, он еще и становится соискателем истинного знания. Сущность этого приема состоит в том, чтобы посредством постановки наводящих, специально продуманных вопросов подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей.

Таким образом, оппонент сам приходит к истине, а вы лишь незаметно подталкиваете его к этому. Майевтика Сократа — это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге. Философ был убежден, что к истинному знанию можно прийти лишь через самопознание другого человека. И для этого необходима процедура очищения, осуществляемая путем постановки вопросов о сущности того или иного феномена.

Этим могут воспользоваться только нравственные и интеллигентные люди. Здесь та же ситуация, что и в одном античном мифе, герой которого превращал в золото все, к чему бы ни прикасался. И в этом смысле гуманитарное знание, или знание о знании, автоматически делает человека духовным и нравственным, поскольку вне духа эти знания не могут употребляться. Это то, что англичане называют «личные знания», знания, которые работают на становление и саморазвитие человека». То есть гуманитарный проект предполагает появление после его реализации соавтора культурной нормы в лице проектировщика, создания им нового смысла, а затем создание условий для его реализации в конкретной деятельности. Процесс гуманитарного проектирования заканчивается появлением личностной позиции или автора собственной деятельности и жизни. В таком определении фиксируется три составляющие позиции: ее деятельностный, личностный и нормативно-культурный характер. Позиция важнейший и необходимейший фактор в проектировании. Именно она появляется и развивается в ходе преодоления проблемной ситуации в рамках той или иной деятельности [5]. Гуманитарный проект предполагает ценностное самоопределение конкретного человека к одному из реализующихся и не до конца реализованных культурных проектов, к определенной традиции таким образом, что фиксируется ситуация проблемности его реализации и предлагается новое решение. Гуманитарное проектирование есть всегда новая интерпретация, перепроектирование незавершенного социально-культурного проекта. Гуманитарный проект связан с процессом трансцендирования проектировщика в мир абсолютных ценностей. Отсюда и появление нового смысла. Гуманитарный проектировщик принадлежит двум мирам: физически-социально- культурному и миру абсолютных ценностей. Гуманитарный проект есть локальный по масштабу проект. Это не огромная бездушная социальная машина, а небольшое ценностное, рефлексивное и коммуникативное сообщество.

В другие времена и вплоть до наших дней Сократа также оценивали и оценивают по-разному. Для одних он был великим философом, для других — скучным моралистом, для третьих — политическим реакционером. Сократ — первый афинский по рождению философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа—Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать — Финарета — повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз—в битве при Амфиподе в 422 г. Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. Победителей судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ заседателем в совете , Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином. Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти.

Сократ: диалектика и метод майевтики

один из методов, появившихся на свет благодаря Сократу, и активно используемых и поныне в риторике, переговорах, психотерапии, коучинге. один из методов, появившихся на свет благодаря Сократу, и активно используемых и поныне в риторике, переговорах, психотерапии, коучинге. один из методов, появившихся на свет благодаря Сократу, и активно используемых и поныне в риторике, переговорах, психотерапии, коучинге.

Что такое майевтика — в чём ценность метода Сократа (Диалог) — полное объяснение

Майевтика предполагает применение диалектического метода, который заключается в поиске истины путем вопросов и ответов. Ценность метода майевтики в поиске истины заключается в том, что он помогает нам стать более осознанными и размышляющими людьми. Думаю суть в том, что, поскольку этот метод основан по принципу вопрос-ответ, то в процессе осуществления этого метода собеседники приходят к некоему выводу, к истине. В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании.

Майевтика и некоторые другие идеи Сократа

Таким образом, майевтика — это искусство помогать другим людям осознать свои идеи и убеждения. В Древней Греции майевтика была широко использована в платоновских диалогах, где Сократ встречался с различными персонажами и задавал им вопросы, чтобы помочь им разобраться в своих мнениях и установить истину. Сократ верил, что люди руководятся знанием и пониманием, и его цель заключалась в том, чтобы помочь им обнаружить это знание через диалог и рассуждение. К сожалению, метод майевтики не был полностью задокументирован Сократом или его последователями, поэтому его точные детали и применение остаются предметом дискуссии среди философов. Однако он оказал значительное влияние на западную философскую традицию и оставил наследие, которое до сих пор используется в современной практике.

Применение метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики широко применяется в образовании, психологии, педагогике и личностном развитии. Он используется для развития критического мышления, решения проблем, обучения и формирования самосознания. В образовании метод майевтики помогает студентам развивать навыки самоанализа, осознанности и самостоятельности. Студентам задаются открытые вопросы, чтобы они сами пришли к ответам, фактам и истинам.

Это помогает им углубить свое понимание и лучше запомнить материал. В психологии метод майевтики используется для помощи клиентам в осознании и разрешении проблем. Терапевты используют вопросы, чтобы помочь клиентам осознать и разобраться в своих мыслях, эмоциях и убеждениях. Это позволяет клиентам найти решения и принять их собственные решения.

Метод майевтики также используется в педагогике для создания интерактивного и повышенного вовлечения учебного процесса. Учителя могут задавать открытые вопросы и стимулировать диалог, чтобы помочь учащимся лучше понять и запомнить информацию. В личном развитии метод майевтики может быть использован для самоанализа и постановки целей. Он позволяет людям задавать себе вопросы и искать ответы для лучшего понимания себя и своих целей.

Примеры вопросов для метода майевтики: Вопрос Что вы думаете об этом? Позволяет людям выразить свое мнение и проверить свои суждения Почему вы считаете это правильным? Побуждает людей анализировать и обосновывать свои убеждения Какие факты или доказательства подтверждают вашу точку зрения? Поощряет людей искать подтверждение своих убеждений и суждений Какие противоположные аргументы могут быть приведены против вашей точки зрения?

Заставляет людей рассмотреть альтернативные взгляды и учесть все стороны вопроса В целом, метод майевтики остается важным и эффективным инструментом для поиска истины и развития мышления. Он помогает людям осознать свои идеи, убеждения и ограничения, а также поощряет критическое мышление и саморефлексию. Ключевые принципы и особенности сократовской майевтики 1.

Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать.

Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Тем не менее он беседует с укрощенным «знатоком», спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству — профессии своей матери.

Подобно тому, как та помогала рождаться детям, сам Сократ помогал рождаться истине. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой — повивальным искусством. Что значить знать? Знать — значит знать, что это такое.

Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета — его определение, достижение понятия о нем. Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно.

Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Проблема истины в философии и науке Основные формы познания: Чувственное познание, или живое созерцание, — это активное отражение органами чувств человека непосредственно или с помощью приборов воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Исходной предпосылкой чувственного познания является включение человека во всеобщее взаимодействие природных и социальных факторов и условий. Чувственное познание имеет три формы — ощущения, восприятия и представления.

Особенность ощущений в том, что в них отражаются отдельные стороны и свойства предметов и явлений материального мира, внутренние состояния организма при непосредст-венном воздействии на органы чувств человека рецепторы материальных раздражителей. Все ощущения подразделяются на внешние экстероцепторы — контактные и дистантные, которые отражают свойства предметов и явлений внешнего мира; внутренние интероцепторы , которые отражают состояние организма; внешне-внутренние. Среди этих трех групп ощущений выделяются следующие виды: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, болевые, тактильные, температурные, равновесия и ускорения, вибрационные, статико-динамические, мышечно-суставные. Читайте также: Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики Ощущение — одновременно и компонент чувственного образа, и компонент деятельности, реакции организма.

Вне реакции, движения, деятельности оно так же невозможно, как и без внешних раздражителей. В этом смысле можно сказать, что неподвижный глаз слеп, неподвижная рука — не орган познания. Субъективность ощущений означает, что они, во-первых, не существуют в отрыве от субъекта личности; во-вторых, зависят от определенным образом организованных органов чувств, нервной системы, мозга, их состояния, от уровня развития практики и знаний человечества. Наконец, ощущения субъективны как идеальная форма материальных предметов, противоположная их объективному бытию.

Субъективность в этом смысле ничего общего не имеет с субъективизмом, как искаженным отражением. Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формирующийся мозгом из ощущений под непосредственным воздействием на органы чувств этого предмета. Возьмем, например, арбуз. Он обладает определенной формой, размером, цветовой гаммой, букетом запахов и т.

Но все эти ощущения при восприятии арбуза не фиксируются отдельно. Он воспринимается нами как нечто целостное. Как и ощущения, восприятия вызываются непосредственным воздействием объекта. Поэтому они служат лишь ступенькой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения в форме представления.

Представление — это уже обобщенный образ предметов и их отношений. Оно формируется на основе ощущений и восприятий, полученных в прошлом опыте, и складывается, следовательно, без непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств. Для представления характерна новая черта — обобщение, то есть более глубокое отражение предмета. Оно — источник воображения, фантазии.

На его основе можно формировать не только образы того, что есть, но и того, что не существует в действительности. Абстрактное мышление рациональное познание является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем. Поэтому оно есть высшая ступень познания. Во-первых, абстрактное логическое мышление является опосредованным отражением мира.

Оно складывается и развивается лишь на основе чувственного отражения и связано с внешним миром через органы чувств. Во-вторых, абстрактное мышление — это обобщенное отражение действительности. Сравнивая и анализируя данные органов чувств, мышление выделяет сходные, общиепризнаки и свойства у различных предметов действительности. При этом параллельно идет процесс отвлечения от существенного для анализируемого класса предметов, свойств, признаков и т.

В-третьих, логическому познанию свойственна и такая черта, как конкретизация. Она выражается в том, что мышление познание не останавливается на ступени абстракции общего вывода, правила, закона , а на их основе путем тех же операций анализа и синтеза, сравнения применяет обобщенное знание к новым фактам, частным, отдельным процессам. К основным формам рационального познания относятся понятия, суждения, умозаключения. Простейшей, исходной формой отражения в мышлении внутренней стороны предметов, их сущности, законов, определяющих бытие предметов, их конкретно-всеобщую природу является понятие.

Понятия образуются посредством следующих операций мышления: 1 выделения предмета как нового, необычного, неизвестного или отдельных его сторон и свойств; 2 «узнавания», осмысления, понимания неизвестного на основе известного; 3 анализа и синтеза; 4 сравнения и обобщения, как выделения общего в различном и специфического в общем; 5 классификации и систематизации. В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия глубже отражают действительность. Следующей ступенью процесса рационального познания выступает суждение. В широком плане суждение — это мысль, в которой посредством одного или нескольких логически связанных понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания.

Суждения могут быть истинными и ложными. Критерием истинности их, как и любых других форм познания, является практика. Умозаключением называется такой способ мышления, когда на основе нескольких суждений посылок по законам логики делается определенный вывод следствие. Умозаключение, если оно получено в соответствии с законами логики и исходит из истинных посылок суждений , всегда содержит новое знание.

Основные методы познания: Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод — это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод — это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы — на методы эмпирические и теоретические.

Какие проблемы пытался изучить Сократ? Сократ родился в Афинах примерно в 469 г. Он занимался вопросами морали и нравственности, пытался определить, что такое добродетельная жизнь, обсуждал общественные и политические проблемы. В чем особенности философского метода Сократа? Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно- нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение «я знаю, что ничего не знаю» должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию «познай самого себя».

Читайте также Сколько нельзя наращивать ресницы после ламинирования? Что представляет собой Сократовский метод Майевтики? Майевтика др. Что значит слово диалектика?

Смысл майевтического искусства — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом с помощью Сократа, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я» — Plat. В дальнейшем «майевтика» и производное прилагательное «майевти-ческий» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Procl.

In Ale. Энциклопедический словарь повивальное искусство» — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака». Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я». Теэтет, 150d , отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов.

В дальнейшем майевтика и производное прилагательное «майевтическни» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад I» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Prod. Сократ Расцвет афинской философии приходится на классический период истории античной философии вторая половина V — IV в. Это время расцвета полисной демократии и утверждения норм гражданского права в качестве правил всеобщего законодательства. Хозяйство, государство, нравственность, воспитание — все стороны общественной жизни становятся предметом обсуждения и размышлений. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится «человеком среди людей», воспринимающем мир и себя самого изнутри специфически человеческого социального и гражданского опыта. Метод Сократа. Философски чрезвычайно важен метод Сократа, применяемый им при исследовании этических вопросов.

В целом его можно назвать методом субъективной диалектики. Будучи любителем самосозерцания, Сократ вместе с тем любил общаться с людьми. К тому же он был мастером диалога, устного собеседования. Не случайно обвинители Сократа боялись, что он сумеет переубедить суд. Он избегал внешних приемов, его интересовало прежде всего содержание, а не форма. На суде Сократ говорил, что будет говорить просто, не выбирая слов, ибо он будет говорить правду так, как привык говорить с детства и как он сам потом говорил на площади у меняльных лавок. Алкивиад отмечал, что речи Сократа на первый взгляд кажутся смешными, будто он говорит теми же словами об одном и том же, а говорит он о каких-то вьючных ослах, кузнецах и сапожниках.

Но если вдуматься в речи Сократа, то только они и кажутся содержательными. К тому же Сократ был искусным собеседником, мастером диалога, с чем и связана его субъективная диалектика как метод познания. Сократ был собеседником себе на уме. Он ироничен и лукав. Не страдая ложным стыдом, прикинувшись простаком и невеждой, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своего занятия этот собеседник должен был, казалось бы, хорошо знать. Не подозревая еще, с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа. Тот задавал несколько заранее продуманных вопросов, и собеседник Сократа терялся.

Сократ же продолжал спокойно и методически ставить вопросы, по-прежнему иронизируя над ним. Наконец один из таких собеседников, Менон, с горечью заявил: «Я, Сократ, еще до встречи с тобой слыхал, будто ты только и делаешь, что сам путаешься и людей путаешь. И сейчас по-моему, ты меня заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная путаница… Ведь я тысячу раз говорил о добродетели на все лады разным людям, и очень хорошо, как мне казалось, а сейчас я даже не могу сказать, что она вообще такое». Итак, почва вспахана. Собеседник Сократа освободился от самоуверенности. Теперь он готов к тому, чтобы сообща с Сократом искать истину. Сократовская ирония — не ирония скептика и не ирония софиста.

Скептик здесь сказал бы, что истины нет. Софист добавил бы, что, раз истины нет, считай истиной то, что тебе выгодно. Сократ же, будучи врагом софистов, считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина же для всех должна быть одной. На достижение такой истины и направлена положительная часть метода Сократа. Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать. Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Тем не менее он беседует с укрощенным «знатоком», спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы.

Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству — профессии своей матери. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, сам Сократ помогал рождаться истине. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой — повивальным искусством. Что значить знать? Знать — значит знать, что это такое. Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель.

Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета — его определение, достижение понятия о нем. Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Проблема истины в философии и науке Основные формы познания: Чувственное познание, или живое созерцание, — это активное отражение органами чувств человека непосредственно или с помощью приборов воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Исходной предпосылкой чувственного познания является включение человека во всеобщее взаимодействие природных и социальных факторов и условий. Чувственное познание имеет три формы — ощущения, восприятия и представления.

Особенность ощущений в том, что в них отражаются отдельные стороны и свойства предметов и явлений материального мира, внутренние состояния организма при непосредст-венном воздействии на органы чувств человека рецепторы материальных раздражителей. Все ощущения подразделяются на внешние экстероцепторы — контактные и дистантные, которые отражают свойства предметов и явлений внешнего мира; внутренние интероцепторы , которые отражают состояние организма; внешне-внутренние. Среди этих трех групп ощущений выделяются следующие виды: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, болевые, тактильные, температурные, равновесия и ускорения, вибрационные, статико-динамические, мышечно-суставные.

Основатель майевтики как способ ведения диалога

Процесс запущен, необходимо только как бы «размыть» смысл первоначального определения. Хитрый ход, мудрец, бесконечно спрашивая о чём-то, добивается от оппонента осознания того, что тот попал в тупик. Демонстрирование того, что люди не обладают всеми знаниями мира, что, к примеру, только Бог ведает истиной. Раскрытие неверности образовавшегося предрассудка. Разговор «по душам», который носит больше наставительный характер, с советами и моралью. Как это происходило — мыслитель о чём-то спрашивал и внимательно выслушивал ответы, пытаясь обнаружить в них малейшие ошибки и недочёты.

После чего, опять-таки с помощью этого метода подводил к этим нелогичным утверждениям, да так, что собеседник ощущал себя, как в тупике. Кстати, именно за это Сократа не раз избивали, да и жизнь его прервалась, потому, что кто-то донёс на него, утверждая, что своими заключениями и речами мыслитель нарушает гражданские нормы. Поэтому был приговорён к казни путём принятия яда. То есть, её целью было помочь «разродиться», как утверждал мыслитель. История Чтобы вам был более понятен смысл этого метода, хочу привести в пример историю беседы с Евтидемом, который собирался стать государственным деятелем.

В силу новых обязательств ему следовало обладать мудростью, но Евтидем никак не мог дать чёткое определение таким понятиям, как справедливость и несправедливость. Философ вызвался помочь другу таковыми он считал всех своих учеников, даже не беря оплаты за обучение , и предложил создать список дел, разделив его, соответственно, на две графы. Первое утверждение Евтидема После чего начал спрашивать, к примеру, куда именно отнести ложь, воровство, торговлю людьми и прочее. Будущий государственный деятель, конечно же, все эти определения отправил к несправедливости.

Системный подход. Метод майевтики учитывает все аспекты проблемы или вопроса, не ограничиваясь поверхностным рассмотрением. С помощью постепенного продвижения от общего к частному, он помогает обнаружить скрытые причины и связи. Развитие критического мышления. Майевтика позволяет обучаемому стать критическим мыслителем, способным анализировать и оценивать различные точки зрения, а также осознавать ограничения своих знаний и умений. Развитие навыков коммуникации и аргументации.

С помощью майевтики обучаемый учится выстраивать логические аргументы и объяснять свои мысли, а также убеждать и увлекать других участников диалога. Поиск истины. Майевтика помогает обучаемому осознать свои предубеждения и недостатки знаний, а также учит искать истины через критическое мышление и обсуждение с другими. Эти и другие преимущества метода майевтики Сократа делают его незаменимым инструментом для стимуляции мышления и развития личности обучаемого. Майевтика Сократа: умение задавать верные вопросы Сократ верил, что истина заключена внутри каждого человека и может быть обнаружена посредством активного диалога. Его целью было задавать вопросы, которые позволяли людям осознать свои недостатки в логическом мышлении и принять их собственные ошибочные предположения. Задавая верные вопросы, Сократ стимулировал своих собеседников к самоанализу и осмыслению своих суждений. Вопросы Сократа заставляли людей смотреть на проблему с разных сторон, анализировать свои собственные убеждения и искать альтернативные решения. Основные характеристики верных вопросов в методе майевтики включают следующее: Открытость: вопрос должен быть открытым, то есть не предполагать однозначного ответа. Вместо этого он должен провоцировать размышление и возникновение новых идей.

Продуктивность: задаваемый вопрос должен способствовать развитию критического мышления и исследованию темы. Он должен вызывать дальнейшую дискуссию и анализ проблемы. Углубление: Сократ старался задавать вопросы, которые заставляли собеседника рассмотреть проблему более глубоко и осознать свои собственные противоречия и предрассудки.

Отношение к Сократу было различным в различные времена, нередко диаметрально противоположным. Одни из его современников увидели в нем опасного безбожника и приговорили его к смертной казни, другие сочли сие обвинение безосновательным и представляли Сократа глубоко религиозным человеком.

В другие времена и вплоть до наших дней Сократа также оценивали и оценивают по-разному. Для одних он был великим философом, для других — скучным моралистом, для третьих — политическим реакционером. Сократ — первый афинский по рождению философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа—Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать — Финарета — повивальная бабка.

Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз—в битве при Амфиподе в 422 г. Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г.

Победителей судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ заседателем в совете , Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.

Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам.

У него было много учеников.

Задавайте вопросы: Ключевой момент в методе Сократа — задавание вопросов, чтобы провоцировать собеседника к более глубокому и аналитическому мышлению. Не стесняйтесь использовать различные виды вопросов, чтобы раскрыть суть проблемы. Будьте скептичны: Майевтика поощряет критическое мышление и сомнение. Важно оставаться скептичным и не принимать информацию на веру. Активно исследуйте и анализируйте аргументы, чтобы прийти к справедливому заключению.

Уважайте собеседника: Важно помнить, что цель майевтики — помочь собеседнику формировать свои собственные мысли и осознавать свои проблемы. Будьте вежливы и уважительны к собеседнику, выслушивайте его точку зрения и учитывайте ее в дальнейшем обсуждении. Не бойтесь неопределенности: Майевтика не всегда приводит к конкретному и однозначному ответу. Часто целью является стимулирование размышлений и поиска новых путей и решений. Будьте открыты для неопределенности и готовы к созданию новых идей и возможностей. Как правильно вести беседу Слушайте внимательно: Один из самых важных аспектов эффективной беседы — это умение слушать без прерывания и с полным вниманием.

Покажите собеседнику, что вы интересуетесь его мнением и точкой зрения. Задавайте открытые вопросы: Вместо того чтобы задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», старайтесь задавать вопросы, которые позволяют собеседнику выразить свои мысли и дать подробные ответы. Это поможет вам понять его точку зрения и углубить разговор. Избегайте суждений и предубеждений: При ведении беседы важно помнить, что каждый имеет право на свою точку зрения. Избегайте высказывания суждений и предубеждений, которые могут вызвать напряженность или конфликт. Вместо этого, попробуйте понять и сопереживать чужому мнению.

Будьте терпеливы: Ведение беседы может потребовать времени и терпения, особенно если есть разногласия или конфликтные моменты. Будьте готовы выслушать все аргументы и старайтесь найти общий язык с собеседником. Ведение беседы — это навык, который может быть развит с опытом и практикой. Учтите эти советы и практикуйтесь в общении с разными людьми, и вы обязательно станете лучше вести беседы и достигать желаемых результатов. Искусство диалога Искусство диалога лежит в основе майевтики и обладает несколькими ценностями: Стимулирует мышление Диалог, основанный на открытом обсуждении и задавании вопросов, способствует активизации мыслительных процессов участников и побуждает их к осмыслению и размышлению.

Метод майевтики: суть и история

  • Майевтика в педагогической деятельности
  • Ценность метода майевтики Сократа — основные принципы и преимущества
  • Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины
  • Майевтика и некоторые другие идеи Сократа | Блог 4brain

Вы точно человек?

Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы. МАЙЕВТИКА — МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Суть метода майевтики заключается в том, чтобы задавать вопросы, которые провоцируют собеседника к размышлению и самостоятельному обнаружению истины. Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов. Майевтика была создана Сократом как метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов[2].

Ценность метода майевтики в философии: основные принципы

Получив утвердительный ответ, он переходит ко второму шагу — индукции. То есть интересуется, считает ли правильным взятие в плен, рабство людей жителей города, с которым ведётся вражда и война? Евтидей подтвердил, что это справедливо. А обворовать их, отобрав всё имущество, или обмануть, тоже будет верным и достойным решением? Услышав и в этот раз согласие, мудрец предложил тогда все эти понятия перенести в колонку справедливости. Удивлённый такому ходу событий, Евтидей указал, что эти поступки считал по отношению к друзьям, поэтому отнёс в графу неправильных. Вследствие чего «родилось» утверждение, что нельзя обманывать близких и ценных людей, обворовывать и, тем более, пользоваться ими. Окончательное умозаключение Но и тут мыслитель не отступал, вернувшись к методу индукции, он решил выяснить, а будет ли неверным поступком то, если командир скажет своим военным, чтобы не отчаивались и не теряли боевой дух, ведь им на помощь идёт подкрепление, но на самом деле это будет неправдой? Или родители дадут лекарство тяжело больному, но капризному ребёнку незаметно, спрятав в еде?

Будет ли такой обман, ради сохранения жизни несправедливым по отношению к малышу? А как быть с женщиной, которая, заметив, что любимый долгое время страдает и замышляет самоубийство — украдёт у него на всякий случай оружие и спрячет кухонные ножи? Стоит ли её осуждать и считать воровкой, которая должна ответить перед законом за свой проступок? Евтидей понял, что ошибался, и был вынужден признать, что даже близким и друзьям ложь и обман могут быть в пользу, а воровство совершается, чтобы не причинить вред, а наоборот, защитить. В конце разговора он пришёл к выводу, что несправедливость — это действия, совершённые с целью нанести ущерб. Заключение В чем ценность этого метода — так это действительно в том, что он помогает найти ответы на сакральные и даже порой экзистенциальные темы.

Теэтет, 150d , отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. В дальнейшем майевтика и производное прилагательное «майевтический» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию , к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в комментариях на «майевтический» диалог «Алкивиад I» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Procl. In Alc.

Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи. Название закрепилось в научном обороте благодаря одноименной работе Хаима Перельмана. Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология англ. Скептицизм может варьироваться от сомнений в современных философских подходах до агностицизма и отрицания реальности внешнего мира. Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности. Осевое время нем. Achsenzeit — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 700—200 годами до новой эры. По его мнению, все учения осевого времени которые в изменённом виде существуют до сих пор отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших... Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Имеет онтологический и гносеологический аспекты. Обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично, дух или материя? Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм, при котором материя обладает... Необходимость — характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней. Необходимость противопоставляют случайности. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон , вслед за итальянскими неоэпикурейцами Лоренцо Валла , в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов... То есть признающее божество началом и основой всех вещей всё есть Бог , обожествляющее Вселенную, природу, но отрицающее личного Бога, Откровение и Промысел, и вообще богословское, догматическое учение. Самая обширная книга по пандеизму была написана Максом Бернхардом Вайнштейном в 1910 году. Также является соотносительной с категорией прекрасное. Безобразное определяется как проявляемое внешне нарушение определенной внутренней меры бытия. Само по себе слово «безобразное» означает «отсутствие образа», то есть нечто хаотичное и бесформенное: психологическое понятие, производное от деструкции или инстинкта смерти. Апейрон греч.

Умение вести беседу полезно не только в повседневной жизни, но и в работе, учебе и других сферах общения. Искусство диалога Один из основных принципов искусства диалога — убеждение не через доказательства, а через вопросы. Сократ верил, что только задавая вопросы и выявляя противоречия в ответах, можно прийти к пониманию истины. Он не стремился выступать в качестве источника знания, а скорее выступал в роли проводника, помогая людям обнаружить свое собственное знание. Особенность искусства диалога Сократа заключалась в том, что он не просто учил людей, какова истина, но и помогал им обнаружить истину в самих себе. С помощью вопросов и диалога Сократ способствовал самоосознанию и поиску истинных ответов, а не зависимости от внешнего авторитета. Преимущества искусства диалога: Позволяет достичь глубокого понимания истины; Может вызывать конфликты и споры; Помогает обнаружить истину в самих себе; Требует времени и терпения; Учит критическому мышлению; Не всегда дает однозначные ответы; В целом, искусство диалога позволяет людям развить свои интеллектуальные способности, научиться искать истины, а также развивает навыки эффективного общения и слушания. Майевтика Сократа продолжает оставаться ценным методом обучения и саморазвития в современном мире. Как правильно вести беседу Один из важных аспектов проведения беседы — это активное слушание. Будучи внимательным к собеседнику, вы не только улучшаете качество взаимодействия, но и показываете свою заинтересованность в разговоре. Важно демонстрировать свою заинтересованность с помощью невербальных сигналов, таких как улыбка, кивок головой и поддерживающие фразы. Однако активное слушание не означает просто молчать и прислушиваться к собеседнику. Важно также задавать открытые вопросы, которые помогут углубить разговор и показать интерес к мнению вашего партнера. Убедитесь, что вы не перебиваете собеседника, давая ему возможность полностью выразить свои мысли и чувства. Кроме того, следует быть вежливым и уважительным во время беседы. Не поднимайте голос и не используйте оскорбительные или унижающие выражения. Берегите чувства других людей и стремитесь к согласию, даже если вы не согласны с мнением собеседника.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий