В 2013 году Праздник святых Сорока мучеников в Штипе был внесен в списки нематериального культурного наследия Северной Македонии ЮНЕСКО.[10]. Память сорока севастийских мучеников отмечают и православные сербы.
Какого числа день памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся в 2024 году
В этот день почитается память сорока Севастийских ик имеет несколько названий: Сорока мучеников, Сорок святых, в народе –. Праздник 40 Севастийских мучеников или день Сорока сороков по новому стилю приходится на 22 марта (9 марта по старому стилю). По-другому его именуют Сорок сороков или Сорок святых, а также День сорока мучеников и День жаворонка. Выберите рубрику Без рубрики Житие Сорока мучеников Новоначальным Новости О храме Публикации. Память сорока севастийских мучеников отмечают и православные сербы. В этом году праздник 40 Севастийских мучеников, который всегда совершается 22 марта, пришёлся ровно на середину 48-дневного предпасхального поста.
40 Севастийских мучеников и весенние жаворонки
В Празднике 40 Севастийских мучеников присутствует Евангельская символика. ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. Какого числа день памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся в 2024 году? Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. День сорока мучеников – один из важнейших церковных праздников – ежегодно отмечают 22 марта. В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки или Жаворонки.
Память о подвиге и страданиях: Чем прославились Сорок мучеников Севастийских
Но кем являются воины, которые отдают свои жизни за веру? Кем являются защитники Отечества, которые сражаются с врагом с именем Божиим на устах? Является ли герои мучениками, а мученики — героями?
Сначала язычник пытался уговорить их, обещая поощрение и богатство. Затем стал угрожать тюрьмой и смертью. Воины отказались, и их посадили за решётку.
Но они не прекращали молиться. Воины молились усердно и ночью услышали голос Божий: "Претерпевший до конца спасётся". Значение иконы Сорока мучеников Севастийских заключается в несокрушимой силе духа. Кидали в тех камни, но они их не задевали, а возвращались обратно в обидчиков. Мучители были удивлены и отправили заключённых снова в тюрьму, думая, что же им делать с ними дальше.
Ночью опять раздался голос Господа: "Верующий в меня, если умрёт, оживёт. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримите венцы нетленные", — услышали воины. На следующий день мучеников повели к озеру возле Севастии. Был лютый мороз. Их поставили в воду, а на берегу затопили баню.
Мучители сказали, что любой может оказаться в тепле, если отречётся от своей веры.
Он решил не просто умертвить ослушавшихся солдат. Он решил их медленно и изощренно пытать.
Всех легионеров загнали в холодные воды местного озера. Условие было жестким: отрекайтесь от веры и бегом в горячую баню. Ну, или медленно и мучительно погибайте от переохлаждения.
Воины остались в воде. Один какой-то смалодушествовал, но его место тут же занял другой товарищ. После казни тела погибших солдат, замерзших до смерти в ледяной воде, сожгли.
Одна пристарелая прихожанка, вспоминает: «Мне тогда было 9 лет, мы с мамой пришли на первую, после открытия храма, службу в Никольский собор. Народу было очень много, что храм не вмещал всех желающих, окна храма открыли и многие стояли на улице и также молились. Многие плакали от радости, ведь в Казани появился второй действующий храм. Мне показалось, что это была Пасха посередине Великого поста».
Сегодня прошло праздничное вечернее Богослужение, завтра в 8. Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу.
Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима.
Народные приметы на 22 марта 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день
Издавна день сорока мучеников Севастийских — любимый и почитаемый в нашем народе. Сорок Севастийских мучеников были арестованы в 320 году военачальником Агриколой. 9/22 марта – день Сорока мучеников севастийских, установлен в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру на Севастийском озере в 320 г. н.э.; народное название Дня – «Сороки». Праздник 40 Севастийских мучеников православная церковь отмечает 22 марта по новому стилю или 9 марта по старому стилю. Икона сорок Севастийских мучеников изображает полуобнаженных воинов разного возраста, стоящих в ледяной воде и обхвативших себя руками от холода. 22 марта 2023 года проходит народный праздник Сороки или Жаворонки и церковный день памяти сорока Севастийских мучеников.
22 марта большой праздник: что можно делать в этот день
Традиции и обряды В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу. В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло. Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки — сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день. Приметы Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
В 313 году началась волна борьбы с христианством, которую обрушил на Севастию язычник Ликиний. Он взял в плен каждого из 40 человек и приказал им принести жертву языческим богам. После отказа все 40 воинов оказались в темнице. Они усердно обращались к Господу в молитвах, пока в одну из ночей не услышали заветные слова: «... После этого события состоялся суд над воинами, однако даже там они не отказались от своих убеждений. За это Ликиний приказал забить воинов камнями, однако все они летели мимо цели. Господь обратился к мученикам со следующими словами: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». После ночи мольбы мучеников снова ждало испытание. Их лишили одеяний и устром поставили в озеро, покрытое льдом. Для тех, кто отказался бы от своей веры в Христа, на берегу истопили жаркую баню.
Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор. Но бывают такие испытания, которые охватывают всю Церковь. И те гонения, которые были в древней Церкви, и те, что были в самое недавнее время, были отмечены этим: одни избирали Христа, а другие отрекались от Него. Некоторые отрекались, когда как будто были уже близки к тому, чтобы получить мученический венец. А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди её гонителей внезапно обретались исповедники веры» — свидетельствует протоиерей Александр Шаргунов. Мучению верных Христу воинов в севастийском озере предшествовал изданный в 313 г. Святым Константином Миланский эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. Первоначально им предложили отречься от Христа, на что воины ответили отказом. Святых пытались побить камнями, но камни пролетали мимо. Затем их привели к озеру и оставили замерзать на морозе. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. Лед стал таять, и воины погружались в воду.
В Каширском районе Воронежской области блины пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье [22]. Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 году. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах [15]. На Переяславщине [uk] в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней — «чтобы мороз любисток не побил» [32]. На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек [33]. Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто — в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия [8]. Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф Зинаида Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья в середине песни , что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?
Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта
На берегу специально растопили баню, чтобы заставить мужчин сдаться. Когда мороз стал нестерпимым, один из воинов побежал к спасительному теплу, но как только переступил порог и упал замертво. А тем, кто остался непреклонен, через два часа пришло спасение: лед на озере внезапно растаял, и вода согрелась. Один из стражников увидел над головами Севастийских мучеников светящиеся венцы. Тогда он тоже разделся, бросился в воду и стал молиться: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Утром Севастийских мучеников ждало последнее испытание: их вывели на берег, а затем каждому из 40 перебили голени. Все, кроме самого юного воина, умерли от боли. Их тела побросали на колесницы и повезли на сожжение.
Последний еще дышал, поэтому его оставили умирать на земле. Тогда его мать, присутствовавшая при страшном истязании и подбадривавшая сына претерпеть все мучения, взвалила его себе на спину и понесла следом. Когда тот умер, его бросили в костер вместе с остальными воинами. Останки Севастийских мучеников было приказано выбросить в реку, чтобы никто не смог найти их. Спустя три дня 40 мучеников явились во сне епископу Севастийскому и велели найти их кости, которые светились ночью в воде, и предать погребению. Почему 22 марта называют Сороки или Жаворонки В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки. В деревнях говорили: «На 40 мучеников прилетают 40 птиц», «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается». В этот день происходила символическая вторая встреча весны.
Ответы на эти и многие другие непростые вопросы будут искать герои программы, любознательные Вера и Фома. Для этого им придется побывать в древней Армении и в фашистской Германии, стать свидетелями великих подвигов — сорока севастийских воинов и мужественного советского генерала. А помогут ребятам в нелегких путешествиях, полных приключений и испытаний, их друзья — мудрый наставник, доктор Михаил Гаврилович и его верный пёс Алтай.
Запрещен тяжелый физический труд, рукоделие и ремесла. Зато никакими приметами не возбраняется приготовить сегодня что-то необычное для своих родных и близких. Нельзя есть мясо, рыбу и яйца, а также пить молоко, иначе голод в семью придет. Разрешается только заправлять пищу растительным маслом и пить травяной чай или в малых количествах кагор. Не рекомендуется в день Жаворонка давать в долг — по примете, не только его не отдадут, так еще и другие деньги утекут безвозвратно. Нежелательно 22 марта застилать стол белой скатертью — можно привлечь в дом обманщика, который, воспользовавшись наивностью хозяев, разведет их на деньги или втянет в серьезную аферу. Не нужно покупать веник — он может оказаться от нечистого.
Когда хозяйка будет им мести, — станет привлекать темные силы в дом. И тогда даже Домовой не сможет защитить хозяев от злобных духов. Нельзя птиц кормить хлебом — это примета к тому, что тогда семье придется жить впроголодь, прося хлеб взаймы. В качестве угощения птичкам в день Жаворонка можно насыпать зерна. Запрещено девушкам надевать блестящие бусы — по поверью, сорока их себе заберет, а у девицы женихов не будет. Не рекомендуется в день Жаворонка считать пролетающих ворон и галок — из дома все деньги пропадут.
Можно мечтать, строить планы, заниматься планированием будущих дел. Такие дела, которые были распланированы на Сороки, могут исполниться. Можно ли убираться? Нельзя мыть полы — к слезам. Можно ли ходить на кладбище? Нет запретов на посещение могил родных и близких. Можно ли крестить ребёнка? Крещение взрослых и детей разрешено в любой день. Можно ли жениться? В народной традиции нет запретов на проведение свадьбы, а вот в православном календаре проходит Великий пост, когда не приветствуется проведение пышных торжеств. Можно ли работать? Нельзя заниматься рукоделиями и тяжёлым физическим трудом — ничего не получится. Можно ли мыться? Воду после купания или умывания нельзя выливать на землю — здоровье пропадёт. Можно ли сегодня гадать?
Память о подвиге и страданиях: Чем прославились Сорок мучеников Севастийских
Увидеть больше десяти птиц сулит богатый урожай и скорый приход весны. Кроме этого, в народе существуют и другие приметы, которых придерживались верующие. Что можно делать 22 марта: Отличный день для дальних поездок и путешествий. Однако в дороге стоит быть бдительным: следите за своими вещами и выбирайте только знакомый путь, иначе неизвестность может привести к беде. Рекомендуется провести в доме генеральную уборку. Чистота в доме говорит о добрых помыслах и светлом разуме хозяина, поэтому разгрузиться от тяжелых мыслей поможет именно уборка. Если вы хотели переехать, сделать перестановку или полноценный ремонт, этот день идеально подойдет для этого, так как начинания 22 марта могут увенчаться большим успехом. Внешние изменения тоже могут пойти на пользу, поэтому смелее отправляйтесь в салон и обновляйте стрижку. Это поможет избавиться от дурных мыслей, негатива и увидеть себя с другой стороны.
Обязательно нужно покормить птиц на улице.
Он отмечается еще с древности как отмечено в статье "Преполовение Пятидесятницы" в «Православной энциклопедии», середину поста стали отмечать даже раньше, чем Преполовение Пятидесятницы, хотя никаких доказательств там не приводится. Кроме значения среды как «преполовения Великого поста», здесь еще совершается полная служба Кресту, Минея выносится на повечерие. Потому совмещение службы среды 4-й седмицы с полиелеем невозможно, вследствие чего появилось предписание Типикона о переносе полиелея на вторник. Служба Великого канона не совмещается ни с какими праздниками и в то же время она выше по статусу, чем служба полиелейному святому, потому богослужение 40 мученикам переносится. Служба субботы Акафиста — Богородичный праздник, по Уставу он может быть совмещен только со службой Благовещения Пресвятой Богородице или престольного праздника святому. Кроме перечисленных, возможными но не обозначенными в Типиконе днями, когда следует перенести службу 40 мучеников, являются пятница 4-й седмицы 2058, 2069 и 2080 гг. В Типиконе нет Марковых глав, посвященных этим совпадениям, но по аналогии можно предположить, что в случае совпадения праздника с пятницей 4-й седмицы возникает проблема, аналогичная совпадению со средой 4-й седмицы. В пятницу 4-й седмицы служба совершается по тому же чину, что и в среду, однако это приравнивание пятницы к среде произошло достаточно поздно в нашем Уставе — только после середины XVII века , потому не нашло отражение в Марковых главах. Потому при совпадении праздника мучеников Севастийских с пятницей 4-й седмицы лучше службу святым перенести на четверг.
Что же касается среды 5-й седмицы, то служение 40 мученикам в этот день создаст прецедент: на литургии Преждеосвященных Даров в среду наряду с песнопениями праздника нужно будет петь еще 24 стихиры Великого канона. Эти стихиры являются покаянными песнопениями и их пение в праздничной литургии невозможно. Кроме идейной несовместимости, придется составлять специальный Устав пения стихир на «Господи, воззвах…», то есть петь не 30, а 34? Исходя из этого, разумнее избежать подобных проблем и перенести службу мучеников на вторник 5-й седмицы. Таким образом, всего 9 дней поста из 35 возможных , при совпадении с которыми службу 40 мучеников Севастийских следует перенести. Особенности в случае праздника 40 мучеников Севастийских в седмичный день Великого поста. Этот случай — наиболее частый и потому является стандартным. Великая вечерня накануне праздника Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. Это — наиболее частый случай. Вечерня начинается без начального возгласа «Благословен Бог наш…» после поклонов на изобразительных, как обычно в Великий пост.
Кафисма 18-я на 5-й седмице — рядовая. На «Господи, воззвах…» стихиры на 6: Триоди — 3, Минеи — 3; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: догматик 2-го гласа. Вход с кадилом. Паремий 5: Триоди — 2 и мучеников — 3. Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный «Гавриилу вещавшу…». Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…».
После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 году икона была немного повреждена французами, а в 1829 году отреставрирована. После закрытия в 1832 году кармелитского монастыря Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона одинаково почитается и православными, и католиками. Антония, Иоанна и Евстафия Виленских Литовских 1347 ; мч.
Ардалиона 305—311 ; мчч.
Он отмечается еще с древности как отмечено в статье "Преполовение Пятидесятницы" в «Православной энциклопедии», середину поста стали отмечать даже раньше, чем Преполовение Пятидесятницы, хотя никаких доказательств там не приводится. Кроме значения среды как «преполовения Великого поста», здесь еще совершается полная служба Кресту, Минея выносится на повечерие. Потому совмещение службы среды 4-й седмицы с полиелеем невозможно, вследствие чего появилось предписание Типикона о переносе полиелея на вторник.
Служба Великого канона не совмещается ни с какими праздниками и в то же время она выше по статусу, чем служба полиелейному святому, потому богослужение 40 мученикам переносится. Служба субботы Акафиста — Богородичный праздник, по Уставу он может быть совмещен только со службой Благовещения Пресвятой Богородице или престольного праздника святому. Кроме перечисленных, возможными но не обозначенными в Типиконе днями, когда следует перенести службу 40 мучеников, являются пятница 4-й седмицы 2058, 2069 и 2080 гг. В Типиконе нет Марковых глав, посвященных этим совпадениям, но по аналогии можно предположить, что в случае совпадения праздника с пятницей 4-й седмицы возникает проблема, аналогичная совпадению со средой 4-й седмицы.
В пятницу 4-й седмицы служба совершается по тому же чину, что и в среду, однако это приравнивание пятницы к среде произошло достаточно поздно в нашем Уставе — только после середины XVII века , потому не нашло отражение в Марковых главах. Потому при совпадении праздника мучеников Севастийских с пятницей 4-й седмицы лучше службу святым перенести на четверг. Что же касается среды 5-й седмицы, то служение 40 мученикам в этот день создаст прецедент: на литургии Преждеосвященных Даров в среду наряду с песнопениями праздника нужно будет петь еще 24 стихиры Великого канона. Эти стихиры являются покаянными песнопениями и их пение в праздничной литургии невозможно.
Кроме идейной несовместимости, придется составлять специальный Устав пения стихир на «Господи, воззвах…», то есть петь не 30, а 34? Исходя из этого, разумнее избежать подобных проблем и перенести службу мучеников на вторник 5-й седмицы. Таким образом, всего 9 дней поста из 35 возможных , при совпадении с которыми службу 40 мучеников Севастийских следует перенести. Особенности в случае праздника 40 мучеников Севастийских в седмичный день Великого поста.
Этот случай — наиболее частый и потому является стандартным. Великая вечерня накануне праздника Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. Это — наиболее частый случай. Вечерня начинается без начального возгласа «Благословен Бог наш…» после поклонов на изобразительных, как обычно в Великий пост.
Кафисма 18-я на 5-й седмице — рядовая. На «Господи, воззвах…» стихиры на 6: Триоди — 3, Минеи — 3; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: догматик 2-го гласа. Вход с кадилом. Паремий 5: Триоди — 2 и мучеников — 3.
Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный «Гавриилу вещавшу…».
Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…».
Обычаи и традиции дня 22 марта
- 22 марта — Сороки. История праздника, традиции, приметы
- Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта
- 40 святых: праздник и приметы
- Праздник настоящих мужчин: 22 марта — память 40 Севастийских мучеников
- Предыдущие выпуски
40 Севастийских мучеников и весенние жаворонки
Простой ритуал, которым может воспользоваться каждый. Крестьяне верили, что их заберет сорока, а у дамы не будет женихов. Те, прежде чем его съесть, должны подбросить угощенье вверх, призывая подобным образом птиц скорее вернуться из теплых краев. Считалось, что птицы являются защитниками дома от темных сил. Лучше покормите их, - это принесет вам благополучие. Это поможет избавиться от дурных мыслей, негатива и увидеть себя с другой стороны. Погодные приметы на 22 марта: - Солнечный день предвещает тёплый и ясный месяц.
Подобным можно навлечь неприятности. Не следует 22 марта давать в долг и брать взаймы. Считалось, что весь год придется прожить в долгах. Согласно приметам, к финансовым проблемам может привести покупка веника. Что можно делать 22 марта Сороки считались официальным началом весны.
Даже пожилые люди выходили в поле и топтались по зеленым всходам. Приметы С этим церковным праздником связаны особые приметы, на которые стоит обращать внимание: Если в этот день зима не торопится уходить, а погода снежная, то Пасхальная неделя будет холодной. В этот светлый праздник не стоит ожидать тепла и солнечных лучей. Если в день 40 Святых погода была теплой, то можно утверждать, что весна вступила в свои законные права. Она прогнала снегопады и стужу, поэтому люди смогут насладиться солнечными деньками. Если птицы, которые прилетели из теплых стран, начинают вить гнезда с солнечной стороны, то лето будет чрезвычайно холодным. Увидев в этот праздник скворца, можно успокоиться, поскольку лето будет солнечным, а урожай богатым. Необходимо тщательно подготовиться к прилету скворцов, смастерив для них домики и насыпав угощения в кормушки. Это позволит вам насладиться волшебным пением небольших птичек. Говорят, что если погода в день 40 Святых хорошая, то тепло будет еще 40 дней. Если в праздник погода пасмурная и дождливая, то все 40 дней после него зима будет бороться с весной. Погода будет постоянно меняться. Такие приметы подтверждаются, поэтому стоит обратить на них внимание. Церковный праздник 40 Святых — это очень важное торжество, к празднованию которого христиане должны подойти ответственно.
На малом повечерии в неделю вечером особенности такие же, как и в 3-й части великого повечерия в другие дни см. Напомним, что вечером в Неделю 1-ю Великого поста на малом повечерии читается канон пророков из Триоди. Утреня Утреня совершается с полиелеем, но славословие в конце утрени читается и окончание бывает по чину утрени вседневной. Кафисмы 3 по Уставу. По 1-й и по 2-й кафисме — нет малой ектении и читаются седальны Триоди. По 3-й кафисме диакон произносит малую ектению возглас — «Яко Твоя держава…» и читаются седальны Минеи: 1-й седален мучеников, «Слава»: 2-й седален мучеников, «И ныне»: Богородичен Минеи. Полиелей схема этой части утрени от полиелея до канона — такая же, как на обычной полиелейной утрене. Канон: а в тех песнях, где нет трипеснца: 2 канона мучеников со ирмосом на 8. Катавасия — «Отверзу уста моя…». Катавасия — Триоди. Во вторник 2-я песнь поется только по Триоди ирмос — 1-го трипеснца, тропари с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», катавасия — 2-го трипесца. Библейские песни поются по праздничному варианту «Поем Господеви…». Однако в приходской практике праздничный вариант не употребляется и потому здесь стихи песней заменяются припевами. К тропарям трипеснца обычно используют припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни: седален мучеников дважды ; «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: 1-й светилен мучеников, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры мучеников на 4; «Слава»: стихира святым; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду. Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает славословие. Тропари: тропарь святым, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…». Возглас «Яко Милостив…». Чтец: «Аминь» и последование 1-го часа. Отпуст произносится после 1-го часа полный праздничный с поминанием святого храма и святых мучеников. Часы и изобразительны Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмы читаются без пения то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются. Тропарь и кондак святого читаются на каждом часе постные тропари и кондаки часов опускаются. Молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя поклонами на 1-м часе «конечное Трисвятое» и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…». Паремия на 6-м часе с прокименами совершается как обычно. На изобразительных «Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...