Экс-омбудсмен предложил ограничить съемку на избирательных участках.
Хочу снимать видео в общественном месте. Это законно?
Выборы в России 2024: как проголосовать, способы и рекомендации — 12.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Яндекс Кью — платформа для экспертных сообществ, где люди делятся знаниями, отвечают на вопросы, общаются. |
Правила поведения на избирательном участке | Могу ли я фотографировать или снимать на видеокамеру на избирательном участке, если я не журналист? |
Защита документов | Однако возникает вопрос, разрешено ли снимать видео или фотографировать на территории избирательного участка. |
Почему и где запрещена видеосъемка в России по закону
Журналисты и наблюдатели на избирательных участках должны находиться на отведенных им участковой комиссией местах и не мешать ни голосованию, ни подведению результатов. «Принятый сегодня закон существенно дополняет использование в избирательном процессе средств видеонаблюдения при проведении выборов Президента. Можно ли избирателям фотографировать и снимать видео на избирательном участке – подробности на Можно ли снимать фото и видео на избирательных участках – ответы ЦИК. и видеосъемки на избирательных участках, а также работу СМИ. Если конструктивно разрешить вопрос о съемке не удается, то оптимальнее вручить камеру коллеге, имеющему статус представителя СМИ и попытаться снять конфликт в таком варианте.
Хочу снимать видео в общественном месте. Это законно?
Памфилова сообщила о "тотальной" системе видеонаблюдения за голосованием на выборах | Экс-омбудсмен предложил ограничить съемку на избирательных участках. |
Сенатор решил ограничить право журналистов снимать фото и видео на избирательных участках | Разрешает ли закон съемку в общественных местах? |
Глава ЦИК прокомментировала новую схему видеонаблюдения на выборах | Зона ограничения: На избирательном участке съемка может быть разрешена только в специально отведенной зоне, обычно указанной знаками или оградой. |
Защита документов | По словам Суминой, предупреждать избирательную комиссию о проведении съёмки можно, но не обязательно: «У них есть свои задачи по организации выборов на участке. |
Памятка избирателю
При этом для наблюдателей и аккредитованных представителей СМИ указанной схемой могут быть отдельно обозначены места при проведении голосования, места при осуществлении подсчета голосов избирателей, участников референдума и места при установлении участковой комиссией итогов голосования. Места для наблюдателей и аккредитованных представителей СМИ определяются таким образом, чтобы наблюдатели и аккредитованные представители СМИ имели полный обзор действий членов комиссии и при этом не нарушалась тайна голосования, отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей, участников референдума и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законодательством. Места расположения наблюдателей и аккредитованных представителей СМИ должны быть обозначены специальной отметкой табличкой или иным способом, однозначно позволяющим определить указанные места. В поле зрения наблюдателей и аккредитованных представителей СМИ должны одновременно находиться места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании , увеличенная форма протокола об итогах голосования.
Наблюдателям и аккредитованным представителям СМИ должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии, в том числе при непосредственном подсчете повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума, включая перемещение бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакет в случае принятия решения, предусмотренного пунктами 1 или 2 статьи 63. При сортировке бюллетеней и подсчете голосов избирателей, участников референдума наблюдателям и аккредитованным представителям СМИ должна быть обеспечена видимость отметок в бюллетенях.
Члены ТИК, осуществляющие работу со средствами видеонаблюдения, и вышестоящая ИКСРФ на служебном портале осуществляют контроль за выполнением указанного требования. При составлении протокола ТИК об итогах голосования с отметкой "Повторный", сводной таблицы с отметкой "Повторная" председатель ТИК возобновляет трансляцию изображения из помещения ТИК с использованием служебного портала либо по телефону горячей линии следуя указанию автоинформатора. После завершения указанных действий члены ТИК приступают к составлению протокола об итогах голосования с пометкой "Повторный", сводной таблицы с отметкой "Повторная". При этом производятся действия, предусмотренные пунктом 3. С содержанием ведомости применения средств видеонаблюдения в помещении ТИК могут ознакомиться лица, указанные в части 5 статьи 32 Федерального закона. После составления протоколов ТИК об итогах голосования указанная ведомость передается техническому оператору. Организация трансляции изображения на служебный портал 4.
Изображение из помещения для голосования, помещения ТИК транслируется на служебном портале далее - трансляция изображения , на средствах отображения информации коллективного пользования Информационного центра ЦИК России, центров наблюдения за выборами в субъектах Российской Федерации. Оснащение Информационного центра ЦИК России и центров наблюдения за выборами в субъектах Российской Федерации средствами отображения информации коллективного пользования обеспечивает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Трансляция изображения доступна ЦИК России, ИКСРФ, ТИК, УИК , Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, членам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, техническому оператору, а также зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам, представителям центров наблюдения за выборами, а также иным участникам избирательного процесса по решению ЦИК России. Трансляция изображения сопровождается информацией о дате и времени, номере избирательного участка, наименовании ТИК, номере камеры видеонаблюдения, наименовании субъекта Российской Федерации. Трансляция изображения на служебный портал из помещений для голосования осуществляется в режиме реального времени с 8. Трансляция изображения на служебный портал из помещений ТИК осуществляется в режиме реального времени с 20. После ввода данных протокола УИК об итогах голосования в ГАС "Выборы" на комплексе средств автоматизации ТИК руководитель группы контроля за использованием ГАС "Выборы" или по его поручению член группы контроля отключает трансляцию изображения из помещения для голосования УИК с использованием служебного портала или по телефону горячей линии следуя указанию автоинформатора. При отсутствии возможности отключения трансляции изображения из помещения для голосования УИК с использованием служебного портала или по телефону горячей линии следуя указанию автоинформатора отключение трансляции производится с помощью телефонограммы по горячей линии путем сообщения представителю технического оператора о прекращении трансляции изображения из соответствующего помещения для голосования. Представитель технического оператора после приема телефонограммы отключает трансляцию изображения из соответствующего помещения для голосования.
После проведения итогового заседания ТИК, составления и подписания протокола ТИК об итогах голосования, выдачи копий протокола ТИК об итогах голосования председатель ТИК завершает трансляцию изображения из помещения ТИК с использованием служебного портала или по телефону горячей линии следуя указанию автоинформатора. При отсутствии возможности отключения трансляции изображения из помещения ТИК с использованием служебного портала или по телефону горячей линии следуя указанию автоинформатора отключение трансляции производится с помощью телефонограммы по горячей линии путем сообщения представителю технического оператора о прекращении трансляции изображения из соответствующего помещения ТИК. Представитель технического оператора после приема телефонограммы отключает трансляцию изображения из соответствующего помещения ТИК. Сроки хранения видеозаписей, полученных в ходе видеонаблюдения 5. ЦИК России осуществляет хранение видеозаписей, полученных в ходе видеонаблюдения на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатным избирательным округам, не менее одного года со дня официального опубликования общих результатов указанных выборов, в том числе с использованием инфраструктуры технического оператора в течение срока, установленного государственным контрактом между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и техническим оператором. За пять дней до истечения трех месяцев со дня официального опубликования результатов выборов с учетом пункта 3 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ЦИК России сообщает в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации наименование ТИК, номер УИК , итоги голосования по которым обжалуются в судебном порядке. Порядок организации доступа к видеозаписям 6. Доступ к видеозаписям предоставляет возможность просмотра, остановки и прокрутки видеозаписи в соответствии с полномочиями участников избирательного процесса, определенными в Порядке, а также сохранения видеозаписи на носителе информации. ЦИК России, ИКСРФ при необходимости используют соответствующую видеозапись из помещения для голосования, помещения ТИК при реализации полномочий, предусмотренных подпунктом "к" пункта 9 статьи 21 и подпунктом "к" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
ЦИК России при необходимости использует соответствующую видеозапись из помещения для голосования, помещения ТИК при реализации иных полномочий в рамках своей компетенции. При этом доступ через служебный портал возможен к видеозаписям, полученным в ходе видеонаблюдения в помещениях для голосования, помещениях ТИК, имеющих доступ к сетям передачи данных, - непосредственно после завершения всех действий УИК , связанных с установлением итогов голосования, включая проведение итогового заседания УИК , подписание, оглашение и демонстрацию в сторону видеокамеры протокола УИК об итогах голосования, выдачу заверенных копий протокола УИК об итогах голосования. Доступ к видеозаписям предоставляется по запросу суда, рассматривающего административное дело, уголовное дело, дело об административном правонарушении, связанное с событиями, имевшими место в помещении для голосования, помещении ТИК, а также по запросу прокурора, следователя, иного должностного лица, осуществляющего свою деятельность в связи с решением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела и или проведением расследования указанных дел. Порядок и форма направления запроса указанными органами и должностными лицами устанавливаются в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации , Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации , Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , иных федеральных законов.
Важно уведомить избирательную комиссию, что к вам обратились с такой просьбой. Разрешена ли агитация на участке Никто не имеет права агитировать за того или иного кандидата на участке или поблизости от него.
Это запрещено законом. Также в дни выборов не рекомендуется публиковать в социальных сетях информацию о том, как вы проголосовали, иначе этот тоже могут посчитать агитацией. Продажа или распространение товаров с именем кандидатов или символикой партии в дни выборов запрещается. Сколько можно находиться на участке Ограничений по времени пребывания на избирательном участке нет. Вы можете спокойно ознакомиться с информацией о кандидатах, подумать и затем проголосовать, но при этом не мешать работе комиссии и другим избирателям, не нарушать общественный порядок.
Статья 29 Конституции РФ позволяет каждому человеку свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Фото- и видеосъемка людей, событий, объектов — это один из способов получения и фиксации информации. Ограничение прав и свобод человека в России возможно только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ч. Таким образом, фото- и видеосъемка людей, событий, объектов допускается, если это прямо не запрещено законом. Согласно ст. Такое согласие не нужно, когда: изображение гражданина используется в государственных, общественных или иных публичных интересах. К общественным интересам может быть отнесена потребность в обнаружении и раскрытии угрозы общественной безопасности или окружающей среде — например, распространение фото при объявлении человека в розыск или публикация видео, на котором зафиксировано, как человек совершает правонарушение, если это нужно для установления его личности. Публичный интерес имеет место и тогда, когда гражданин является публичной фигурой, а обнародование и использование изображения осуществляются в связи с политической или общественной дискуссией либо интерес к этому человеку является общественно значимым; изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях , за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Например, вы фотографируетесь на фоне местной достопримечательности. Если объектом съемки являетесь вы или выбранная вами достопримечательность и в кадр при этом попадают прохожие, то их согласие на фотосъемку и публикацию фотографий не требуется. Но если фокус съемки смещен на другого человека, который заинтересовал вас своим внешним видом, манерой общения или поведением, то для использования фото уже нужно его согласие; гражданин позировал за плату. Отсюда делаем вывод: нельзя снимать человека против его воли. Поэтому, прежде чем начать фото- или видеосъемку, заручитесь его согласием. Оно необязательно должно быть письменным. Достаточно устного одобрения или конклюдентных действий, например позирования.
Наблюдение на выборах: онлайн vs офлайн
Однако возникает вопрос, разрешено ли снимать видео или фотографировать на территории избирательного участка. узнал, можно ли фотографировать бюллетени, себя и снимать видео в избирательных участках. Если громко сказать о своих предпочтениях на избирательном участке, выйти на улицу с плакатом или даже значком с изображением кандидата, это могут счесть нарушением закона.
Съемка на участке, агитация, соцопросы: что запрещено на выборах
и видеосъёмка на избирательных участках может проводиться только лицами, имеющими на это право в соответствии с законом, исключая нарушение тайны голосования и контроль за волеизъявлением избирателей. Власти готовят новую порцию запретов на съёмку фото и видео в России. Допускается ли видеосъемка на избирательных участках в ходе голосования на выборах и референдуме, осуществляемая кандидатами, их доверенными лицами, наблюдателями? Пошёл членом избирательной комиссии с правом решающего голоса в Волгограде на участке Волгоградской Академии физической культуры. Участок сразу скажу небольшой, так как жилых домов не много проходит там в районе 2-3 тысяч человек на участке за день было. Совет юриста по делу: "Съёмка в избирательном участке", актуальные консультации на проекте и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется с учетом требований пункта 9 статьи 30 и статьи 68.
Госдума: снимать видео на избирательных участках позволят только имеющим право
Путин подписал закон, уточняющий положения о выборах президента России | Если громко сказать о своих предпочтениях на избирательном участке, выйти на улицу с плакатом или даже значком с изображением кандидата, это могут счесть нарушением закона. |
Можно ли фотографироваться на избирательном участке | Власти готовят новую порцию запретов на съёмку фото и видео в России. |
Фото и видеосъемка на избирательном участке: правила для избирателей, СМИ и наблюдателей | Если громко сказать о своих предпочтениях на избирательном участке, выйти на улицу с плакатом или даже значком с изображением кандидата, это могут счесть нарушением закона. |
Можно ли снимать на избирательном участке: разъяснения и ограничения | Ермошина рассказала, можно ли на избирательном участке сфотографировать бюллетень и выложить его в социальные сети. |
Памятка избирателю
Однако можно взять с собой несовершеннолетнего ребёнка. Можно ли проголосовать за родственника или друга Голосовать за другого человека запрещено. Каждому избирателю выдаётся только один бюллетень по его паспорту. Но можно помочь проголосовать другому избирателю, если он сам не в состоянии сделать это, например, из-за проблем со здоровьем. Важно уведомить избирательную комиссию, что к вам обратились с такой просьбой. Разрешена ли агитация на участке Никто не имеет права агитировать за того или иного кандидата на участке или поблизости от него. Это запрещено законом.
Был скандал, но голос все равно учли. Греки могут свободно выкладывать в соцсети свои фото с избирательных участков, включая изображение бюллетеней. В ЮАР избиратель за фото в кабине для тайного голосования может быть лишен свободы от 1 до 10 лет.
Фотографировать в кабинах для голосования законодательно запрещено в Венгрии, Грузии, на Филиппинах. В Индии, где также нельзя фотографировать на избирательном участке, за его пределами установили большую фоторамку и провели конкурс электоральных селфи среди впервые проголосовавших избирателей.
Также там указано, что правила «не распространяются на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров». Во всех остальных случаях необходимо за 15 дней до проведения съёмок подавать заявку на согласование. Но как отличить личное пользование от иного в случае размещения материалов в соцсетях, где граница создания неудобств другим пассажирам, можно ли просто снимать себя внутри вагона?
Ясных ответов на эти вопросы нет. Правила съёмки в Московском метрополитене не менее размытые. С одной стороны, правила пользования метрополитеном прямо запрещают любую фото- и видеосъёмку без письменного разрешения руководства метрополитена. Но на сайте метрополитена также указано , что разрешение не требуется, если съёмка ведётся без применения стационарного оборудования. Что считать стационарным оборудованием, а что — нет, остаётся только гадать.
Но к фото, сделанным на телефон, придираться не должны. Доцент департамента публичного права факультета права НИУ ВШЭ Лариса Солдатова рассказывает , что существуют запреты на съёмку стратегически важных и иных объектов. Запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей. Фото и видеосъемка на закрытых военных объектах строго запрещена. Кроме того, запрет на съемку может быть обусловлен пропускным режимом на территориях государственных учреждений.
Например, запрещено проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе него съемочную технику. Если захотят — все равно посадят Но все вышеперечисленные лазейки и разрешения на самом деле не имеют никакого значения. Олег Матюнин поясняет, что привлечь к ответственности сейчас могут кого угодно и за что угодно. Это статьи 275, 275. К ним можно добавить преступления террористической направленности, предусмотренные статьями 205-205.
Учитывая обстановку, вероятность ведения фото и видеосъемки не из праздного любопытства, а с более серьезными целями весьма высокая.
Пропаганда исключительности, неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; 4. Информация, унижающая национальное достоинство; 5. Агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности; 6. Изображения нацистской символики и сходных с ней изображений до степени смешения; 7. Информация, публикация которой может быть расценена как злоупотребление свободой массовой информации о том, что является злоупотреблением, указывается в статье 4 Закона «О СМИ» ; 8.
Коммерческая реклама. Если в агитационном тексте есть хоть что-то из описанного выше списка, главный редактор издания должен отказать в публикации этого материала, предложив внести в него правку или заменить его другим. Согласно статье 56 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы, которые размещаются на телевидении, также не должны содержать пункт 5. Этот запрет не действует на агитационные материалы, распространяемые на радио, в печатных и интернет-СМИ. Кто не может вести предвыборную агитацию? Кандидаты и партии могут привлекать к агитации других людей, но важно помнить, что закон устанавливает некоторые запреты и в этой части.
Вести предвыборную агитацию не могут пункт 7 статьи 48 : 1. Государственные органы и органы местного самоуправления. Люди, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, при условии, что при этом используется преимущество служебного положения. Исключение — если человек зарегистрирован как кандидат. Руководители организаций независимо от форм собственности исключение — руководители политических партий. Воинские части, военные учреждения и организации.
Благотворительные и религиозные организации, а также организации, учреждённые ими. Члены и участники религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний. Избирательные комиссии, члены комиссий с правом решающего голоса. Иностранные граждане, иностранные юрлица и лица без гражданства исключение — если граждане постоянно проживают на территории соответствующего муниципального образования. Международные организации и общественные движения. Журналисты, редакторы и другие сотрудники любых СМИ.
Люди, включенные в реестр иностранных агентов. В пункте 14 проекта постановления «Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов» Верховный Суд Российской Федерации прямо подчеркнул, что иностранные агенты не вправе осуществлять предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума за исключением случаев, когда лицо, являющееся иностранным агентом, зарегистрировано в качестве кандидата. Люди, которые нарушили ограничения при проведении предвыборной организации во время текущей кампании должно быть решение суда. Такое согласие не требуется: — если высказывание о партии принадлежит кандидату, выдвинутому от неё; — при цитировании высказываний, которые раньше были обнародованы другими избирательными объединениями или кандидатам в своих агитационных материалах; — если высказывания были опубликованы раньше в этом случае в материале нужно указать дату публикации, название СМИ и дать ссылку. Ограничения при использовании в агитации фотографий людей При проведении выборов в агитационных материалах нельзя использовать изображения третьих лиц пункт 9.