Сегодня в парке на острове Даманский открылась выставка масленичных кукол «Краса Масленица – 2023». «Речь» о том, где на Масленицу побросать валенок и поплясать с ряжеными. Фотографиями с Масленицы поделился в своем телеграм-канале глава города Валерий Никольский. Взрослые, дети и ряженые перетягивают канат на ярмарке в честь празднования традиционного русского зимнего праздника Масленица (Масленичная неделя). Агентство городских новостей «Москва» - информационное агентство.
В Ярославле проходит открытый конкурс масленичных кукол «Краса Масленица – 2023»
Блины и ярмарка Масленичные гуляния в парке «Амазония» запомнятся изобилием блинов с разными начинками и многих других вкусностей. Продолжит работу «Выставочный зал» с изысканным меню и напитками. В парке развернется большая ярмарка. У гостей будет уникальная возможность приобрести сувениры и изделия из лозы, мыла, глины, керамики.
В Доме И. Провожать зиму и встречать весну будут веселыми играми на улице, загадками, рассказом о традициях русского чаепития и масленичных гуляний, с чаем и блинами в уютной атмосфере музея. Гости знакомятся с историей праздника, на свежем воздухе пробуют силы в традиционных забавах, замешивают тесто, играют в шалыгу, затем на мастер-классе изготавливают небольшую куклу Масленицу. В самый разгар праздника приходят ряженые — Козел и Медведь. Череповецкий ансамбль песни и танца «Русский Север» художественный руководитель — народный артист России Евгений Максимов 26 февраля проведет в областной столице три программы. Декорации, костюмы и все предметы вплоть до лопаты и тележки связаны вручную. В спектакле заняты оркестровая и вокальная группы «Русского Севера».
Именно с этого дня начинали печь блины. Кстати, традиционно блинами делились друг с другом. В этот день обычно проходили смотрины невест. Среду именовали «лакомкой». В этот день зять приходил к теще на блины. Четверг был «разгуляй». Именно с этого дня начиналась Широкая Масленица. Народ начинал предаваться разным потехам. С точки зрения сегодняшнего дня, даже странным. Например, мужчины любили кулачные бои. Хотя в традициях донских армян изначально кулачных боев не было. Армяне всегда любили борьбу. У кулачного боя были свои строгие и благородные правила. Конечно, случалось всякое. Но тех, кто нарушал негласные правила, очень осуждали окружающие. Вот как описывает правила кулачного боя ростовский историк и писатель Василий Вареник в книге «Ростов и ростовцы. Трогать нельзя. Также нельзя было бить по гениталиям. Строжайше запрещено было пользоваться кастетами, свинчатками и прочими усиливающими средствами. Виновного в таком нарушении начинали бить и свои, и чужие.
Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма. Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай. Отсюда и термин — «Кровавая Масленица». Битвы с медведями В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле. Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем. Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти. По мнению исследователя Б. Рыбакова «Язычество древних славян», 1981 , в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года. Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем. Тот же Фрезер рассказывает, что древние славяне практиковали ритуал сожжения на Масленицу медвежьего чучела. Похороны Масленицы А вот сведений о том, что людей в древности сжигали на масленичных кострах, нет.
В Перми набережную реки Камы на Масленицу наводнят скоморохи и ряженые
С копьями и баяном: Бабкина развлекала гостей на Масленице в Захарово | один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы. |
Древний праздник Масленица | Известно, что во времена культа Ярилы осуществлялись символические «жертвоприношения»: роль Масленицы исполняли ряженые, которых в ходе церемонии «убивали». |
Заключенные ярославских колоний отметили масленицу | ОТР | Либо остальные ряженые были задействованы как суженые на какой-нибудь другой полит-тусовке местного разлива. |
Новости - КВЕСТ – ИГРА «В ПОИСКАХ ПРОПАВШЕЙ МАСЛЕНИЦЫ»... | Ряженые и шуты, повара и ремесленники, танцоры и певцы ждут сегодня на масленичное застолье во всех районах нашей области. |
Сжечь Вавилон и покататься на танке: как в России встречают Масленицу | Хозяйка праздника расскажет о значении каждого дня Масленичной недели, ряженые пригласят принять участие в народных играх и забавах. |
В Зауральском Еманжелинского района на Масленицу было организовано шествие ряженых
На площадях выступали скоморохи. Начинались катания на санках. Это была самая популярная забава на Масленицу по всей России. Впервые эту забаву иностранцы отметили в 1472 году при Иване Грозном. Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I. Он устраивал шумные и веселые катания по Москве-реке, вдоль кремлевской стены от Воскресенских ворот до Троицких. Среда — лакомка, пекли блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Хозяйки старались одна лучше другой, чтобы никто в обиде не остался. А по вечерам собирались все вместе — пели песни, разыгрывали сценки. Четверг — разгул, этот день сам за себя говорит. Как на Рождество, так и на Масленицу, на замершей Царице проходили кулачные бои бутырских и зацарицынских мясников.
В одной из царицынских газет было сообщение, что на Масленицу, по примеру мясников, бились бабы — пришлось их разливать водой.
Подготовка костюмов и саней заняла около недели. Мы волновались, но как оказалось, мы — вне конкуренции», — с улыбкой отметила одна из победителей городских конкурсов Ольга Терюмина. Участников наградили дипломами и призами.
Детский парк им. Николаева анонсировал «Масленичный разгуляй». Гуляния, соревнования, концерты, угощения и фотозона - гостям будет чем заняться в праздник, заверили в госпаблике Парка. Ровно в полдень 17 марта посетителей встретят артисты Чувашского государственного театра кукол.
Череповецкий ансамбль песни и танца «Русский Север» художественный руководитель — народный артист России Евгений Максимов 26 февраля проведет в областной столице три программы. Декорации, костюмы и все предметы вплоть до лопаты и тележки связаны вручную. В спектакле заняты оркестровая и вокальная группы «Русского Севера». Особое внимание организаторы уделят символу праздника — обрядовой кукле, которая станет героиней представления. Посетители встретятся с самим Петром Петровичем Болтушко в народе его кличут Петрушкой , также их ждут масленичные развлечения и белозерские угощения, традиционные состязания метание валенка, катание на лошадях, молодецкие забавы, перетягивание каната и другое. Также в музее расскажут, как в старину на Белозерье выпекали красные блины и как белозерская ребятня выпрашивала их у хозяюшек. Под Вологдой в музее «Семенково» пройдет этнографическая программа.
Масленица, ряженые ...
Суббота, 25 февраля, будет посвящена программам для детей: в этот день будут проходить выступления детских коллективов, конкурс самодельных Маслениц с парадом и награждением, а также традиционные забавы - перетягивание каната и метание валенка, отметила на пресс-конференции начальник отдела культурных программ Анастасия Ермакова. В их афише - игровые тематические экскурсии для детей, мастер-класс по креативному рисованию, экскурсия о Масленице в системе народных праздников русской деревни, а также фольклорные программы для всей семьи - с частушками под гармонь, хороводами, играми и потехами. Так, одна из программ составлена по материалам экспедиций в деревню Пожарище Вологодской области, рассказала заведующая отделом экскурсионного обслуживания и приема посетителей РЭМ Ольга Подшувейт. Государственный музей истории религии подготовил для юных посетителей программу "Масленица.
Соколова всё же правы в том, что некоторые идентичные святочным масленичные персонажи например, цыганки, солдаты, барыни и т. Идентичность в костюмах не говорит полной схожести обычаев ряженья на этих праздниках. Ивлева указывает, что в отличие от «ночного» святочного ряженья, для масленичных окрутников характерно дневное время хождения и приуроченность главным образом к последнему дню масленичной недели [1, с. Добавим, что в отличие от святочной традиции, где ряженые делали представления в домах, в Масленицу они действовали главным образом на уличном, открытом пространстве. Кроме того, в роли масленичных ряженых чаще выступала не молодежь, а взрослые и пожилые люди. Отчасти различалась и публика, на которую были направлены действия святочных и масленичных ряженых. Если действия святочных ряженых были направлены на «посиделочную» аудиторию главным образом как развлечение и игра с эротическим подтекстом и на всех домохозяев в основе магический ритуал , то на Масленицу подобное ряженье ориентировалось на дома с молодоженами, что является отличительной особенностью последней. Примером таких форм является обычай хождения в Боровичском у. Затем, в целом масленичное ряженье отличалось от святочного сравнительно бедным ассортиментом и более узкой специализацией. Если на Святках мы повсеместно видим множество равноценных антропоморфных и зооморфных ряженых персонажей [2, с. Соколова, выступает образ уходящей зимы старого года, Масленицы в виде наряженных лошади и кучера в санях нередко и всадника , представляемых с атрибутами старости, увядания, выполненных в гипертрофированном, вызывающем смех виде. Обычно этот образ создавали с помощью необычных атрибутов, странной запряжки и транспорта или старой лошади клячи , рваной упряжи, старых дровней, старых людей, находящихся в санях [3, с. Говоря об этом способе персонификации Масленицы, В. Соколова и Л. Ивлева акцентируют внимание на ряженом человеке [3, с. На мой взгляд, не меньшее значение в этом масленичном обычае играла и лошадь, без которой ряженье теряет масленичный облик. Более того, лошадь как важный персонаж ряженья присутствует на Святках и других праздниках русского народного календаря [2, с. Разница между ними состоит в том, что в Святки обычно использовали лошадь-куклу, представляемую ряжеными, а в Масленицу лошадь была настоящей. Новгородские материалы по масленичному ряженью с лошадью имеют различные варианты. В южной части Демянского у. Там была такая женщина Катя, такой чудик, то… нарядится, то обвязала лошадь соломой и эту лошадь завела в дом. Смешила народ» [7]. Подобный вариант масленичного ряженья в новгородском регионе является эпизодическим. Сходный обычай, но на Святках, зафиксирован в Валдайском и Кирилловском уездах. В первом случае это была ряженая лошадь, во втором — без атрибутов ряженья [10, л. Не наряжали лошадь при вводе в дом и во время свадьбы в Демянском и Старорусском уездах [12, Т. Святочной, свадебной и праздничной во время местных, т. Наиболее логичным объяснением ввода лошади в дом во время Масленицы в Демянском регионе является предположение о расширении таким образом пространства святочной и свадебной традиции. Однако оно может быть верным только при условии, что и в эпоху Московской Руси, то есть до переноса даты Нового года Петром I, мы имеем такую же картину бытования обычая. К сожалению, у нас нет таких данных, поэтому лучше воздержаться от конкретизации первоначальной зоны возникновения обычая и дальнейших векторов его распространения. Более распространенной но также не сплошной, как в Святки, а очаговой в Новгородской губ. Для этого на лошадиные ноги во многих районах надевали старые порты: «помню, шутили: конь запряжен в дровни и одет в штаны» [14, л. Такую тихую лошадь возьмут. Сряжены сидят — одна правит, а друга[я] кнутом стегает. Тихую [лошадь] выберут, чтоб ребятищки сзади бежали. Сами оденутся: выворотят пальтушки шубные, да рушникам обернутся. Зайдут к кому: пирогов им дадут» [5, Т. В другом варианте лошадь обували: «мой деверь — у него маленький мерин был, он веники попарно навяжет — [как] «борки» бубенцы — М. В некоторых случаях юг Демянского у. Сходные обычаи ряженья лошади существовали и в ряде соседних регионов: Псковской губ. Важным материалом для масленичного ряженья в ряде районов Демянский, Боровичский уезды выступала солома: «лошадей, сбрую на них и себя обвязывали соломенными вязками…» [16, с. В разных частях губернии Новгородский, Тихвинский, Демянский уезды некоторые домохозяева или старик-весельчак запрягали лошадь не в обычные дровни, а в корыто [12, Т. В одних случаях такой шутник сидел в корыте или подсанках, в других — верхом на лошади [12, Т. Для усиления смеховой ситуации к шлее, оглоблям при дужной запряжке — к дуге привязывались веники, гремевшие при езде [21, Т. В Боровичском уезде встречались случаи катаний позади лошади стоя на лыжах, держась за веревочные постромки. Оскуй Новгородского у. Особенностью этого варианта обычая было магическое представление о том, что катаются «на длинный лен» [13, с. Магия плодородия в катаниях ряженых на Масленице хорошо прослеживается и в Старорусском уезде: «а пораньше наряжали лошадь: ноги опутают тряпкам до колен, и к дуге [тряпки]. Вот на этой-то лошади и катались ребятишки и кричали: «Долгой лён! Долгой лён! Другой старик кричит: «Мою-то лошадку возьмите, покатайтесь, покричите: «Долгой лён! В отдельных селениях Демянского у. Великий Заход магическую функцию «на долгий лен» имело и простое хождение ряженых: «бабы нарядятся и идут из одного конца деревни в другой. Катание ряженых на лошади в корыте в ряде случаев поставленном на сани применялось и в юго-западных районах Гдовском, Лужском у. Санкт-Петербургской губ. Нечто похожее совершалось и женщинами. Только в отличие от мужчин они запрягали лошадь не в корыто или «желоб», а в дровни. В Боровичском у. Обычно лошадь и упряжь они убирали разноцветными тряпочками и ленточками, рядились и сами. К дуге и оглоблям привязывали один-два веника. Распевая песни, катались по окрестным деревням. При этом одна из женщин нередко садилась верхом на лошадь Старорусский, Демянский, Боровичский уезды. При этом в Боровичском уезде она сидела задом наперед, держась за хвост лошади [21, Т. В Демянском уезде сидящая на дровнях женщина играла на гармони, а сидящая верхом кричала: «Невеста едет! Сходным образом вели себя ряженые женщины «в двоих или троих, завесой завернутся…» в Старорусском уезде: «кума сядет на коня в раскорячку и песни поет; вожжи были, она сидела там для смеха» [25, Т. Катание женщин задом наперед на лошади фиксируется в Вологодской губ.
Паргенанк и мырмырас донских армян Донские армяне также торжественно отмечали Масленицу. По-армянски этот праздник называется Паргенанк. Во время масленичной недели жители Нахичевани и армянских деревень делали мырмырас. Что такое мырмырас? Это луковица, в которую втыкали семь перьев домашней птицы, украшенных разноцветными ленточками. Перья символизируют семь недель Великого поста. По окончании каждой недели поста вытаскивалось по одному перу. Эта луковица, то есть мырмырас, помогала отсчитывать недели Великого поста до Пасхи. Кстати, почему-то мырмырасом пугали детей, которые себя плохо вели. Донские армяне во время масленичной недели любили ходить в гости к соседям вместе с ряжеными друзьями. Мужчины переодевались в женскую одежду и наоборот. Возможно, сегодня такие переодевания нам показались бы странными, как и кулачные бои. Но тогда люди от души веселились, не вкладывая во все эти переодевания никаких подтекстов. Конечно, Масленица донских армян несколько отличалась от казачьей. Она не была столь военизированной. А вот казаки относились к празднику серьезно. Устраивали соревнования по джигитовке. И даже выбирали себе гулебного атамана. Кстати, им мог стать любой уважаемый человек. Гулебный атаман играл еще одну важную роль.
Суббота, 25 февраля, будет посвящена программам для детей: в этот день будут проходить выступления детских коллективов, конкурс самодельных Маслениц с парадом и награждением, а также традиционные забавы - перетягивание каната и метание валенка, отметила на пресс-конференции начальник отдела культурных программ Анастасия Ермакова. В их афише - игровые тематические экскурсии для детей, мастер-класс по креативному рисованию, экскурсия о Масленице в системе народных праздников русской деревни, а также фольклорные программы для всей семьи - с частушками под гармонь, хороводами, играми и потехами. Так, одна из программ составлена по материалам экспедиций в деревню Пожарище Вологодской области, рассказала заведующая отделом экскурсионного обслуживания и приема посетителей РЭМ Ольга Подшувейт. Государственный музей истории религии подготовил для юных посетителей программу "Масленица.
Гостей Масленицы веселили иностранцы-ряженые
В Instagram запустили фотоконкурс с уникальными веб-масками, которые похожи на маски ряженых на «Московской Масленице». Настоящее название чучела Масленицы как его правильно сжигать и загадывать желания. В Костроме масленицу награждали не только похвальными прибаутками, но и шутливыми ругательствами – «Масленица-кривошейка». Город Масленица обзор Обряды, ряженые, тир: куда поехать на Масленицу в Ярославской области. Ряженые крестьяне за основу сюжета брали сам праздник и какие-то эпизоды из повседневной жизни.
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста
Также нельзя было бить по гениталиям. Строжайше запрещено было пользоваться кастетами, свинчатками и прочими усиливающими средствами. Виновного в таком нарушении начинали бить и свои, и чужие. Нельзя было бить женщин! Именно так! Женщины имели право участвовать в кулачных боях, выступая на подмогу своим мужьям, если тем приходилось туго. Об этом не без удивления сообщал и русский этнограф Тимошенков. Надо сказать, что эти бои никогда не носили характера национальной вражды. Сегодня, конечно, сложно понять, как можно «по-дружески набить соседу морду»… Но так было.
Словно в подтверждение правоты моих слов Василий Иванович Вареник в книге «Ростов и ростовцы. Путешествие в 1913 год» пишет: «Что можно сказать о взаимоотношениях казаков и неказаков? В общем можно сказать, что взаимоотношения эти были скорее хорошими, чем плохими. Это были взаимоотношения благожелательной взаимности, веротерпимости и вообще всякой терпимости. Но не только к калмыкам-«братуням» испытывали казаки искреннюю симпатию. Они с любовью относились и к донским армянам, называя их «нашими армянами». И если уж и подраться с ними на Масленицу, то, конечно, только любя. Как говорится, чем бы ни тешились… На Масленицу также разводили костры и прыгали через них.
Кстати, подобные обычаи есть у многих народов. В пятницу на Масленицу были «тещины вечерки». То есть теперь уже теща приходила в гости к зятю.
Спрашиваешь у пожилой женщины: «Вы для чего Кострому хороните? Из года в год это делается». То есть ритуал связан с продолжением некой традиции.
Конечно, если антрополога спросить, то он ответит, что это продуцирующая магия, восходящая корнями к определенным мистериям. А бабушки таких слов не знают и знать не хотят. Они понимают, что если этого не будет, то жизнь безвозвратно изменится. Делают по инерции то, что когда-то давно предками было запущено. Сохраняют некий уклад, устой. И замечательно, потому что деньги любят тишину, а традиции любят глупость.
Когда человек начинает задавать вопросы, он теряет мифологическое сознание. Любое традиционное явление сохраняется в той среде, которая сопротивляется любым изменениям. Вот приедет к ним священник, спросит: «Зачем вы это делаете? Вы же все православные». Они скажут: «Грешны, грешны, батюшка, больше не будем». Он уедет — они дальше продолжат.
Потому что без этого их местечковый мир начнет разрушаться. Вот я маму отпевал, поп пришел на могилу, свечки всем раздал, отпел ее и говорит: «Поминать не ходите на могилу, поминайте в церкви». Все головами покивали. Он ушел: тут же конфет, денег набросали. Это непреодолимая история. И такие явления надо рассматривать в контексте культуры, как рудимент архаики, который нужно сохранять.
А как тут разграничить религию и культуру, традицию? Традиционные маскарадные игры, окрутники — это явление не в плоскости религии — язычество, архаический шаманизм, — а исключительно в плоскости традиции. Все первобытные смыслы — камлания, заклинания — были выхолощены теми тысячелетиями, через которые прошло ряжение. Это ряжение положило начало и театру, и перформансу, и цирку, и многим другим явлениям. Так что его мы рассматриваем исключительно как антропологический уникум, который является рудиментом первобытной культуры, дошедшим до нашего времени приблизительно в том виде, в котором существовал много тысячелетий назад. И когда человек пытается выйти за рамки этого явления, он не может этого сделать.
Потому что ряжение существует, когда есть несколько вещей, которые должны быть неизменными: маска, публика и определенное время — праздничное, не будничное.
На финише все участники по традиции встанут в большой и дружный хоровод. А еще все смогут сделать фото возле тематических арт-объектов: на масленичной неделе в детском парке установили гигантский трехметровый надувной самовар и внушительного размера чувашскую куклу Илемпи. Посетителей ожидают молодецкие забавы, игры, блинная карусель.
Нередко древние славяне на Масленицу сжигали медвежье чучело.
Приглашение усопших за стол и угощение для них После ужина на столе оставляли еду на ночь, чтобы умершие тоже могли откушать. Называлась она родительским днём. Блины, испеченные для усопших, оставляли в разных местах — на божнице, на крыше или окне. Иногда раскладывали на могиле поминаемого человека. Масленица была и остается одним из любимых народных праздников. К примеру, в Калужской губернии это было принято делать в родительскую субботу, утром и вечером.
Покойников вежливо звали позавтракать или поужинать вместе со всеми. Если от вечерней трапезы что-то оставалось, то еду оставляли на столе до утра. Говорили, что усопшие, прикрываясь ночной тьмой, выходят из-за печки, чтобы как следует подкрепиться. Потому во время праздника широко применяли обряды, называемые «очищение от скоромного». Так как во время Масленицы люди вовсю гуляли, много ели, то есть чревоугодничали. Некоторые ритуалы были весьма смешными.
Например, в Архангельской губернии при наступлении последнего дня масленичной недели по деревне возили старые дровни, на которых была установлена шлюпка. В ней лежал мужчина с оголенной спиной, которая щедро была измазана краской-суриком. А в районе реки Тавды было еще веселее: выбирались ряженые, чтобы изображать Масленицу и Воеводу, и в последний день они скидывали одежду, раздевались догола и начинали имитировать перед праздничной толпой мытье в бане. А в отдельных местностях выбранный главным на празднике мог не только сказать торжественную речь, но и раздеться донага это в морозные-то дни , начать кривляться и даже оголить те части тела, которые в обычной жизни люди стараются не показывать окружающим.
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА
Лид — 25 февраля в Измайловском парке прошел праздник для детей из многодетных и приемных семей «Масленица Добра». 28 февраля в первом корпусе прошла игра-квест «В поисках пропавшей Масленицы», посвященная Масленичной неделе. В столице 21 февраля стартовал фестиваль «Московская Масленица».
Древний праздник Масленица
Например, на Масленицу, как и во многие другие славянские праздники, по улицам гуляют ряженые. Фотографиями с Масленицы поделился в своем телеграм-канале глава города Валерий Никольский. Ряженые-наряженые, Весна-красна, медведь, скоморохи и Зимушка-зима провели в детском саду «Журавушка» незабываемое гулянье, посвященное Масленице. Развлекали народ маленькие скоморохи, да ряженые Масленица с Постом. 28 февраля в первом корпусе прошла игра-квест «В поисках пропавшей Масленицы», посвященная Масленичной неделе.
С копьями и баяном: Бабкина развлекала гостей на Масленице в Захарово
Блины с куском молока и ряженые мужики: костромичам рассказали о местных традициях на Масленицу | Масленичная неделя в 2023 году начинается 20 февраля и заканчивается 26 числа. Главная Новости администрации Масленица не за горами. |
Масленица пришла. | В столице 21 февраля стартовал фестиваль «Московская Масленица». |
Ряженые и скоморохи из разных стран приехали на "Московскую Масленицу" | области чиновники извинились перед верующими за сожжение чучел Масленицы Маразм, Дно пробито, РПЦ, Мурманская область, Апатиты, Оскорбление чувств верующих, Масленица. |
Обряды, ряженые, тир: куда поехать на Масленицу в Ярославской области. Программа
26 февраля «Сударыня Масленица» развернется и в талнахском филиале музея на Енисейской, 8а (0+). На центральных площадках фестиваля (на Манежной, площади Революции и пространстве между ними) выступят ряженые артисты, которые приехали на «Московскую Масленицу» из. Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо.