Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила подумать об увеличении количества часов уроков истории в школах на фоне событий на Украине. Минпросвещения предложило увеличить количество часов истории в школах в 1,4 раза. Она назвала правомерной инициативу об увеличении количества часов истории в школе, а также указала на необходимость изменения качества преподавания. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила подумать об увеличении количества часов уроков истории в школах на фоне событий на Украине. Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе.
Российским школьникам дважды переписывают учебники истории
В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории | Таким образом планируется закрыть вопрос о недостаточности преподавания истории в школе. |
В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории | Admin к записи Правила предоставления, рецензирования и опубликования авторских материалов в журнале «Преподавание истории в школе». |
Новые учебники по истории для старшеклассников: как изменится преподавание этого предмета в школах | Общественники предложили внедрить в школах единый подход к преподаванию истории. |
Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края" | Для совершенствования преподавания истории России и истории зарубежных стран в школе президент предложил использовать наработки отечественных университетов, в частности МГИМО. |
О чем рассказал Кравцов
- О проблемах преподавания истории в школе - 9 Августа 2022 - "Агинская правда"
- Об объединении курса всеобщей истории с историей России и возвращении интереса детей к физике
- Юные россияне проверили знание истории
- Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Принята новая концепция преподавания истории России в школах
На преподавание истории в школе хотят выделить больше часов
Она противоречива, она полна героев, наследие которых трудно вписать в черно-белую картину мира с однозначным знаком плюс или минус. В то же время всякое усиление идеологической составляющей неизбежно приведет не только к примитивизации предмета, но и выхолостит его, сделает неинтересным и в конечном итоге отвратит школьников от глубокого изучения истории родной страны. Не говоря уже о мировом контексте, который так и хочется некоторым переписать от Адама и до Потсдама в угоду текущей политической конъюнктуре. Так уже было в советской школе, когда подобная примитивная идеологизация привела к воспитанию поколений циников, которые вмиг сменили одну идеологическую обертку на другую, даже не поморщившись. Так было и в царской России, где все вроде бы учили Закон Божий в церковно-приходских школах, а потом, когда грянула революция, пошли громить церкви, сбивать колокола и устраивать там конюшни и склады, а также резать попов. Нет ничего плохого, разумеется, в том, чтобы начинать историческое просвещение с начальной школы. Это правильно.
Но делать это надо не в стилистике преподавания Закона Божьего или его советской версии — научного коммунизма, где каждый шаг влево — шаг вправо приравнивается к опасной ереси. По силам ли такое учителям начальной школы? Которым будет главным отчитаться о правильно проделанной работе по патриотическому воспитанию? Способны ли они отойти от ходульных образов и объяснить детям все сложности и противоречивость нашей многогранной и драматической истории на понятном им уровне? И смогут ли дети в возрасте семи-десяти лет это именно с интересом воспринять? Конечно, в контексте текущего политического момента многим чиновникам и политикам хочется отметиться по части предложений по усилению «патриотического воспитания», а еще больше — по части искоренения крамолы.
Вот уже, к примеру, прозвучали предложения создать некие общественные художественные советы , чтобы отсматривать, а проще говоря, цензурировать произведения и события в мире искусства.
Но смогут ли учителя объяснить всю сложность исторических процессов семи-десятилетним детям? Георгий Бовт. Мной принято решение, что историческое образование начнется в школах с первого класса», — сказал он и добавил, что министерство не допустит, чтобы при изучении отечественной истории «как-то по-плохому относились» к народам Белоруссии и Украины. Сейчас школьники начинают учить этот предмет с пятого класса. Ранее Кравцов предложил начинать неделю в школах с подъема флага под гимн России. Чуть позже Кравцов уточнил суть своего заявления, сказав, что речь идет не об уроках истории, а об историческом просвещении в рамках предмета «Окружающий мир». Вводить уроки истории в школе с первого класса в России все же не планируется. Посещать музеи, выставки — это можно делать будет в рамках внеурочной, внеклассной деятельности», — сказал глава Минпросвещения. Что же будут преподавать в начальной школе?
Какие-то элементы исторического просвещения в начальной школе есть уже сейчас. В рамках предмета «Окружающий мир». Там с первого по третий класс дается базовая информация о народах, населяющих Россию, о территории нашей страны, странах-соседях. Затем в четвертом классе дается некое введение в мировую и российскую историю и основы обществознания. И лишь с пятого класса история становится отдельным предметом, ее продолжают преподавать до окончания школы.
История же как наука ставит перед собой совершенно иные задачи. Она отвечает на этически нейтральные вопросы: «Что было? Школьный курс истории представляет собой микст из истории как беспристрастной науки и исторической памяти как пристрастного «воспитательного нарратива». Но вот вузовский курс истории должен быть, на мой взгляд, сугубо научным, а не «идейно-воспитательным».
Однако, как мы прекрасно знаем, преподаватели истории в вузах, согласно гос. Просто идейные установки везде разные. Но стремление заставить преподавателя непременно «промыть студенту мозг» возникает у государства, независимо от того, как оно себя именует или как его аттестуют политологи. В США тоже есть нечто подобное нашим Федеральным государственным образовательным стандартам. Правда, на уровне штатов, а не США в целом. Впрочем, принципиально это мало чем отличается от российской модели, если вспомнить, что state штат — в переводе означает «государство». И вот что, например, там предписывается «вставлять» в головы студентам: «Студенты будут изучать Русскую революцию и развитие Советской идеологии, а также национализм при Ленине и Сталине». Что такое «национализм» при Ленине, главной целью которого, как известно, была скорейшая мировая революция, и почему авторы данного пассажа решили именно национализм сделать ключевым элементом советской идеологии эпохи Ленина, для меня остаётся загадкой. Ясно, что добросовестный университетский профессор истории должен будет по возможности просто проигнорировать этот «стандарт».
А вот и «ненавязчивый евро-атлантический патриотизм» как ещё одна стандартизированная директива: «Студенты будут изучать роль ООН, НАТО, Евросоюза, негосударственных организаций и усилия по созданию коалиций, развивающих международное сотрудничество для разрешения конфликтов и иных проблем. Студенты также будут изучать степень, до которой эти усилия были успешными». Обратите внимание — вариант рассмотрения мотивов действий указанных структур не как априори ориентированных на мир и международное сотрудничество, «стандартом» не предусмотрен. Допускается лишь обсудить вопрос о том, удалась та или иная «мирная инициатива» или нет. И далее: «Студенты будут изучать одну организацию и одну международную акцию, которые стремились решить проблемы окружающей среды, включая Киотский протокол». Вопрос о целесообразности и эффективности Киотского протокола, как мы видим, не ставится. Ну, и само собой, куда же без «глобальной безопасности»: «Студенты будут изучать угрозы глобальной безопасности, такие, как международная торговля оружием например, химическим, биологическим и ядерным , распространение ядерного оружия, кибернетические войны и терроризм, включая дискуссию о событиях 11 сентября 2001 г. А вот еще одна цитата, которую вполне можно охарактеризовать как державно-патриотическую: «В ответ на Вторую мировую войну и Холокост США сыграли главную роль major role в усилиях по предотвращению таких человеческих страданий в будущем». Сомнение в этой исторической заведомо небесспорной гипотезе, как мы видим, нью-йоркскими образовательными стандартами не предусматривается.
Одним словом, проблема попыток идейно-воспитательного диктата государства по отношению к историческому образованию в вузах актуальна сегодня не только для России. В результате были народные герои — Болотников, Пугачев, Радищев, декабристы, парижские коммунары и т. И разнообразные враги прогресса. Это сильно исказило представления советских людей об истории страны и мира? И что в университетах решающую роль даже в эпоху СССР играли не учебники, а преподаватели. Но если брать школьное образование, то, конечно, здесь вред идеологизации истории был очень значителен. Дело в том, что «марксистско-ленинское учение» было предельно заштамповано и агрессивно-назидательно.
В конце месяца появились сообщения о том, что в высшей школе собираются вводить новый предмет : тогда состоялась научно-просветительская конференция «ДНК России», где шла речь в том числе об усилении контроля за воспитанием молодежи. А 9 ноября в РФ утвердили основы госполитики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей. Наконец, с 2023-2024 учебного года в российских вузах хотят ввести новый курс «Основы и принципы российской государственности».
В основу дисциплины войдет не только историческая составляющая, но и ценностная программа, включающая пентабазис российских ценностей. ЕАН проанализировал перемены в российском образовании, которые подарил один только 2022 год. Журналисты издания «КоммерсантЪ» отмечают, что нововведение должно стать масштабной реформой гуманитарного университетского образования. Работы над ним начались в конце лета. В обсуждениях принимали участие Министерство образования и науки, администрация президента РФ и профильные эксперты. По словам разработчиков новой обязательной дисциплины, перед авторами не стояла задача составить государственную идеологию. Однако в основе российской государственности, если верить их комментариям, лежит ценностное ядро, которое должно восприниматься как общепризнанная аксиома. Предтечей «Основ» стала «ценностная матрица» , названная пентабазисом. Она состоит из пяти уровней, к каждому из которых авторы подобрали свой посыл. Для «страны» это «патриотизм», видение будущего своих детей именно в России, гордость и идентификация себя с ней.
Для «государства» это «доверие к общественным институтам», признание эффективности и компетентности государства, уважительного его отношения к человеку. Для «общества» это «согласие», терпимость к другому мнению, осуждение дискриминации, но только по национальному, религиозному и возрастному признаку. Для «семьи» это «традиции», союз поколений и пространство безопасности и любви. Для «человека» это «созидание», осознание ценности успеха и понимание его зависимости от личных усилий. У нее другие культурные основания: «активное действие для другого». Если у него есть активная гражданская позиция, то государство ее поддерживает. Но, в отличие от западного мира, самореализация в этом образе будущего должна заключаться во вкладе в развитие своей страны без обязательного денежного вознаграждения за это. Также авторы отмечают, что капитализации должно подвергнуться само российское гражданство: каждый гражданин должен иметь дом, землю и процент от продажи природных ресурсов страны. Дополняет картину мнение, что владение российским паспортом в таком случае станет престижным, а защита государства — честью. Чтобы эта модель работала, от государства требуется помогать людям, быть неравнодушным к их проблемам, а обществу быть толерантнее внутри себя.
Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края"
RU историк подчеркнул, что единый учебник — это хорошая идея, потому что поможет структурировать работу. Учебников на самом деле просто в какой-то момент не было подходящих, а те, что были, можно назвать «шероховатыми»: они не синхронизированы со всеобщей историей, — уточнил он. При линейной системе исторические события изучаются постепенно: сначала дети знакомятся с историей древнего мира, потом со Средневековьем и постепенно доходят до современности. Концентрическая система предполагает, что школьники изучают одни и те же периоды несколько раз: в пятом классе они проходят элементарные знания, а, став старше, глубже погружаются в тот или иной период. Лутовинов подчеркнул, что QR-коды, которые разместят в новых учебниках, также сделают образовательный процесс интереснее. В новом учебнике истории появятся ссылки на дополнительные материалы: сведения из архивов, документальные фильмы, библиотеки и произведения искусства. Чтобы изучить какую-либо тему глубже, нужно будет навести камеру телефона на QR-код, отсканировать его и перейти по ссылке. Там ссылки и на видеоролики будут, и на фрагменты документальных фильмов. При выполнении домашнего задания дети могут посмотреть такой материал, — отметил учитель. Что говорят политики Владимир Путин поручил создать единый учебник истории еще в 2013 году.
Спустя десять лет он действительно появится в школьных библиотеках.
Одновременно глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова высказывала мнение, что материал в учебниках истории должен излагаться с акцентом на патриотическое и духовно-нравственное воспитание. О необходимости разработать новый единый учебник истории для школ заявлял в мае первый замглавы Комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров, напомнив, что «в СССР историю изучали по пособиям, в которых трактовка произошедших событий была единой», а теперь в России существуют десятки учебников, в которых исторические события трактуются часто с диаметрально противоположных точек зрения. В сентябре спикер СФ Валентина Матвиенко высказалась за то, чтобы провести конкурс на создание учебника истории России , освещающего её максимально правдиво. Она отметила, что ни у педагогов, ни в обществе нет удовлетворения от проделанной работы по созданию единой линейки школьных учебников.
Опасность такого решения присутствует и в России. Уже давно известно о стремлении некоторых идеологов регионального национализма переписать историю России ради смягчения, как они полагают, слишком острых углов. Например, объявить золотоордынское иго несуществующим. Или хотя бы просто умолчать об этой продолжавшейся 300 лет части нашего прошлого, оставившей в национальной памяти русского народа самые неприятные воспоминания. Ничуть не меньше попыток «удлинить» собственную историю, когда без каких бы то ни было исторических и тем более археологических доказательств у некоторых народов обнаруживается внезапное увеличение возраста. Ведь чем древнее — тем престижнее. Например, попытки приписать Казани несколько сотен лишних лет были еще в советское время. Но тогда, несмотря на господство одной идеологической доктрины, историческая наука обладала куда большим весом. Ученые смогли объяснить властям, что уже в 1970-х годах были попытки подлога археологических источников, из-за чего даже 800 лет Казани было сочтено сомнительной датой. В 1990-е годы стесняться перестали, контроль со стороны Москвы ослаб, и Казани просто взяли и «нарисовали» тысячу лет, хотя убедительных оснований для такого вывода не существовало. В той же Казани звучат рассуждения, что вхождение в состав России носило характер колониального завоевания и привело к национальному угнетению татарского народа.
Это действительно уникальная цивилизация и уникальная культура. Безусловно, мы должны самым внимательным образом посмотреть, как нам выстраивать преподавание этого предмета", — сказал российский лидер. Он также отметил, что вопросы образования и технологий чрезвычайно важны, но в первую очередь нужен потенциал.
В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов
Фото с пресс-конференции в ТАСС Фото с пресс-конференции в ТАСС В числе важных отличительных особенностей нового учебника — формат преподнесения материалов, наличие QR-кодов, понятный и доступный для всех стиль изложения, а также воспитательный аспект. В последнее время больше внимания уделяется формированию личности ребенка, его гражданской позиции, чувства патриотизма, сопричастности ко всему, что происходит вокруг. И конечно, учебник истории должен содержать верные акценты для того, чтобы эти личностные качества были сформированы. Единый учебник дает возможность обеспечить высокое качество подготовки школьников из всех регионов. Во все школы страны будет доставлено свыше 720 тысяч экземпляров книг. Подчеркну, что это первый единый учебник для всей страны. До конца 2025 года мы подготовим единые учебники по всем предметам, ведь их использование позволяет нам укрепить единое образовательное пространство, чтобы каждый школьник, вне зависимости от места проживания или школы, получал качественные знания, учился по самым передовым учебникам.
Теперь она называется Великой российской революцией 1917-1922 годов и включает в себя Гражданскую войну. А вот программа этого не учла. Сейчас это исправлено. Председатель РИО Сергей Нарышкин предложил обновить школьные учебные пособия по региональной истории.
По его мнению, нуждаются в совершенствовании и механизмы их экспертизы. Александр Чубарьян: Действительно, разноголосица, которая есть в региональном компоненте, вызывает серьезную критику. Это странно, когда дети изучают российский XVIII век, а в мире по учебникам стоит XVII Пособия по региональной истории вне компетенции федерального научно-методического совета, который утверждает перечень учебников. Поэтому в начале следующего года пройдет Всероссийское совещание по региональной истории. С моей точки зрения, этот предмет должен касаться этнокультурных процессов развития данного региона. А политические и другие оценки события, например, присоединения той или иной территории к России, не могут расходиться с теми, которые даны в федеральных учебниках. Ваш институт издает брошюры-приложения к учебникам в помощь учителям по трудным вопросам истории. Как двигается работа? Александр Чубарьян: Мы издали уже 25 брошюр. Все они публикуются на сайте института.
Последняя - по истории Второй мировой войны с расширенной частью о Нюрнбергском процессе. По просьбе учителей будем делать отдельную книжечку по оценке всего советского периода. Это связано и с тем, что в науке есть разные точки зрения на это время. Еще одна задача - подготовить рекомендации по истории после 90-го года.
Детальный обзор современной истории авторы учебника дают в 17 параграфах. Зачем это нужно Идея единого учебника вначале вызывала много споров: люди боялись, что программа потеряет свою вариативность, однако в конечном итоге число плюсов перевесило количество минусов, заявила MSK1. Мы перешли на единую образовательную программу по всем предметам во всех школах.
Каждая школа теперь вправе выбирать два предмета, которые она будет вести на углубленном уровне. Сейчас не только по истории, но и по другим предметам подобные учебники разработают, — рассказала она. Сейчас стараются сформировать мировоззрение при изучении истории у учащихся, не только включить их в зубрежку, но и в активные действия: в поисковую, социальную, волонтерскую деятельность. Такой учебник, конечно, серьезно повлияет на то, чтобы сделать выпускников более компетентными, — подчеркнула Абанкина. В разговоре с MSK1. RU историк подчеркнул, что единый учебник — это хорошая идея, потому что поможет структурировать работу. Учебников на самом деле просто в какой-то момент не было подходящих, а те, что были, можно назвать «шероховатыми»: они не синхронизированы со всеобщей историей, — уточнил он.
При линейной системе исторические события изучаются постепенно: сначала дети знакомятся с историей древнего мира, потом со Средневековьем и постепенно доходят до современности.
Подписаться Коллегия Минпросвещения 23 октября приняла концепцию преподавания предмета «История России». Как рассказал автор новой концепции преподавания и научный руководитель Института всеобщей истории ИВИ РАН Александр Чубарьян, идея культурно-исторического стандарта родилась 6 лет назад и она направлена на объединение общества: «История может быть фактором консолидации общества, а может быть и фактором раскола. В основе концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории — изложение событий, которое должно способствовать консолидации», — заявил он. На изучение отечественного 20 века с его катаклизмами и коренными переломами в судьбе общества в целом и каждого человека в отдельности будет отведено два года — 10-й и 11-й классы. Концепция включает указание обязательных тем, которые должны изучаться в каждой школе. Однако «трактовка этих тем будет зависеть от учителя,— подчеркнул Чубарьян, — Ведь в сегодняшнем мире школьный учебник — далеко не единственный, а, возможно, и не основной источник знаний для школьников.
Новые учебники по истории для старшеклассников: как изменится преподавание этого предмета в школах
С какого класса преподавать историю в школе? Комментарий Георгия Бовта | Действительно ли он стал основой для преподавания истории в школе? |
Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться | Образование - 21 апреля 2022 - Новости Тюмени - |
Преподавание отечественной истории в школе: Великая Отечественная война | Таким образом планируется закрыть вопрос о недостаточности преподавания истории в школе. |
Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023) | По информации, опубликованной на сайте Кремля, Президент РФ Владимир Путин поручил Минпросвещения до 15 мая 2023 года «проработать вопрос» об объединении курсов истории России и всеобщей истории в школах. |
Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. До этого общее количество часов на преподавание истории в школах составляло 340. Действительно ли он стал основой для преподавания истории в школе? Доктор исторических наук подчеркнул, что он сторонник преподавания литературы и истории с первого класса, потому что при грамотном подходе это позволит вызвать интерес у детей к самостоятельному изучению в будущем. Президент России поручил правительству заняться комплексным обновлением системы преподавания истории в рамках общего образования. В школах изменится преподавание истории: В 11 классе выпускники будут подробно осваивать блок, посвященный событиям второй половины 20 века. + читать дальше на Поступи онлайн.
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной»
Действительно ли он стал основой для преподавания истории в школе? Образование - 9 августа 2023 - Новости Перми - Admin к записи Правила предоставления, рецензирования и опубликования авторских материалов в журнале «Преподавание истории в школе». Углубление корректировок курса школьной истории подтверждается косвенно. По мнению политолога, в обучении истории в школе главное — не свести ее преподавание к выхолощенным догмам и красивой отчетности. Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе.
Школьные уроки истории хотят деевропеизировать
Преподавание истории — Первое сентября | Новые курсы и учебники, введение «Истории религий» — как еще изменится преподавание истории в школах и вузах? |
Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году | При этом дополнительные уроки для преподавания истории в начальной школе вводиться не будут, уточнил министр. |
Преподавание истории в школе | Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить. |
В ЮФУ рассказали об инновационных подходах к преподаванию истории
Кроме того, прорабатываем вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе», – отметил он. По инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе 9 октября 2023 года прошел круглый стол «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы.