Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам). В одном старинном слове Правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, которая открылась святому Пахомию. Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет.
Что нельзя
- Великий пост: рецепты на каждый день
- Дни поста в православии (4 видео)
- Великий Пост 2023: подробный календарь питания по дням для мирян
- Посты в среду и пятницу
- Что такое сухоядение: особенности питания постящихся в эти дни: правила и рекомендации | MedAboutMe
- Начался Великий Пост. Как правильно его соблюдать?
Великий пост: рецепты на каждый день
Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем. В летний и осенний мясоеды периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским среда и пятница — дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.
И все же пост таит в себе опасность.
Правда, она другого рода. При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов... Телесный пост без поста душевного, считают святые, ничто.
Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза? Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений.
Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты".
Помимо обычных традиционных постов, в православной церкви верующие постятся однодневными постами в среду и пятницу. Их обязательно соблюдать? В основном это люди, которые только начали приобщаться к церкви и церковной жизни. А ведь действительно, зачем нужен этот однодневный пост? А если человек постоянно следует многодневным постам, ему нужно держать со всей строгостью однодневные? Как соблюдать пост в среду и пятницу?
Почему недостаточно традиционных? Чтобы ответить на все эти вопросы, заглянем в недра истории. Пост в среду и пятницу — зачем нужен Двухдневный пост люди следовали еще с давних времен. Даже до появления христианства. Первые просветители прекрасно понимали, что искоренить эту привычку из жизни новых и только принявших христианскую веру людей не получится. Именно поэтому церковь решила не бороться с иудейскими традициями, а просто их модифицировать под православную веру. Так появился пост в среду и пятницу для мирян. Он был приурочен очень трагическим дням в истории христианства. Люди, которые держат пост в среду, отдают дань памяти тому дню, когда святого Иисуса предал Иуда.
А вот постясь в пятницу, верующие отдают дань памяти дню, когда Иисус был распят и приговорен к крестной смерти.
Что нельзя есть в среду и пятницу В соответствии с церковными правилами, посты в среду и пятницу должны соблюдаться с такой же строгостью, как и каждый пост. В эти дни рекомендуется исключить из рациона яйца, мясо, молочные изделия и рыбу. Вместо этого можно потреблять овощи, фрукты, ягоды, орехи и мед. Важно отметить, что эти правила не распространяются на тех, кто получил благословение священника на послабление постных требований, как было указано ранее. Существуют особые дни, когда в среду и пятницу разрешается употреблять рыбу. Это время, когда постные дни приходятся на зимний и весенний мясоеды. Зимний мясоед относится к периоду между Рождественским и Великим постами. А весенний мясоед — к промежутку между Пасхой и днем Святой Троицы. Во время больших церковных праздников можно употреблять рыбу.
Великий пост: что можно и чего нельзя есть
- Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | 360°
- Пост среда пятница. Короткий пост, однодневный пост. Что можно есть что нельзя
- Чего нельзя есть в Петров пост с 12 июня по 11 июля
- Меню для среды и пятницы. Что есть в дни сухоядения Великого поста | Аргументы и Факты
- Посты в среду и пятницу
- Дни поста в православии (4 видео)
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Кроме четырех многодневных постов — Великого, Рождественского, Успенского и Петровского, Церковь установила для верующих однодневные посты в среду и пятницу в. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Так появился пост в среду и пятницу для мирян. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия.
Правила постов
Помогают замороженные овощи и овощные консервы из них как собственного производства, так и пищевой промышленности. Быстро приготовьте салат из пекинской или белокочанной капусты, нарежьте огурцы и помидоры. Вы можете быстро подать: Гречневая каша с зеленым горошком. Рис с рыбными консервами и жареным луком. Картошка запеченная с квашеной капустой. Булгур или перловая крупа с кабачковой икрой или лечо. В теплую погоду — суп гаспачо а также свекольник или окрошка без мяса и яиц. Тюрю: гренки, огурцы, редис и много зелени заливаются томатным соком. К чаю и кофе — пряники Марди Гра, мед или мармелад не увлекайтесь! На десерт — фрукты.
Перекус — орехи, курага, несколько фиников. Все предлагаемые варианты питательны и сытны, поэтому голодать вам точно не придется. И редакция, и читатели сайта будут очень признательны, если вы поделитесь «развитием Великого поста» в комментариях». Обычно христиане решают эту проблему в зависимости от своих способностей, настроения близких и степени их посещения церкви или не посещения церкви , например: отложите дни рождения и другие семейные торжества на субботу; если после этого вы еще захотите участвовать во всенощном бдении, то можете собрать гостей раньше, днем, или наоборот — по окончании службы; если это не поможет, то так, как рекомендовал архимандрит. Иоанн Крестьянкин , если это значительный праздник, «исключительное время, то во имя любви им не грех быть дома»; пригласить гостей в воскресенье после литургии; Конечно, это требует некоторых усилий, чтобы подготовить некоторые блюда к столу и выпечку заранее, возможно, накануне. Но более всего, совмещая домашние торжества и постные дни или посещая религиозные службы, следует остерегаться осуждать своих близких, которые еще не понимают смысла воздержания, и не гордиться своим постом. Однако каждый решает, как вести себя в каждом отдельном случае, исходя из личных обстоятельств. Бывают ситуации, когда нарушить пост и не пойти на службу приходится из-за слабости близкого человека, но бывают и случаи, когда антицерковный родственник издевается над постом, даже над верой — и тогда, наоборот, вы должен быть твердым. Праздничные мероприятия в пятницу Иногда христианина приглашают на день рождения родственника или свадьбу друга, например, в пятницу вечером.
Что делать, следует решать в каждом конкретном случае.
Рис с рыбными консервами и жареным луком. Картошка запеченная с квашеной капустой. Булгур или перловая крупа с кабачковой икрой или лечо. В теплую погоду — суп гаспачо а также свекольник или окрошка без мяса и яиц. Тюрю: гренки, огурцы, редис и много зелени заливаются томатным соком. К чаю и кофе — пряники Марди Гра, мед или мармелад не увлекайтесь!
На десерт — фрукты. Перекус — орехи, курага, несколько фиников. Все предлагаемые варианты питательны и сытны, поэтому голодать вам точно не придется. И редакция, и читатели сайта будут очень признательны, если вы поделитесь «развитием Великого поста» в комментариях». Обычно христиане решают эту проблему в зависимости от своих способностей, настроения близких и степени их посещения церкви или не посещения церкви , например: отложите дни рождения и другие семейные торжества на субботу; если после этого вы еще захотите участвовать во всенощном бдении, то можете собрать гостей раньше, днем, или наоборот — по окончании службы; если это не поможет, то так, как рекомендовал архимандрит. Иоанн Крестьянкин , если это значительный праздник, «исключительное время, то во имя любви им не грех быть дома»; пригласить гостей в воскресенье после литургии; Конечно, это требует некоторых усилий, чтобы подготовить некоторые блюда к столу и выпечку заранее, возможно, накануне. Но более всего, совмещая домашние торжества и постные дни или посещая религиозные службы, следует остерегаться осуждать своих близких, которые еще не понимают смысла воздержания, и не гордиться своим постом.
Однако каждый решает, как вести себя в каждом отдельном случае, исходя из личных обстоятельств. Бывают ситуации, когда нарушить пост и не пойти на службу приходится из-за слабости близкого человека, но бывают и случаи, когда антицерковный родственник издевается над постом, даже над верой — и тогда, наоборот, вы должен быть твердым. Праздничные мероприятия в пятницу Иногда христианина приглашают на день рождения родственника или свадьбу друга, например, в пятницу вечером. Что делать, следует решать в каждом конкретном случае. Может: тактично откажитесь, если уверены, что это не вызовет огорчения; выбирать на столе постную пищу вполне возможно. Во время застолья не следует ни демонстрировать свой пост, осуждая тем самым ближних, ни скрывать его: на вопрос о причинах отказа от поста можно ответить правильно и спокойно. Как правило, постоянная, значимая должность вызывает уважение.
Благочестивый христианин должен помнить о той цене, которой ему досталось спасение. Поэтому пятница для православного - это время особого телесного и душевного воздержания. Необходимо отметить, что церковный устав обуславливает разную степень воздержания в среды и пятницы года. Так, если эти дни приходятся на многодневные посты, то запрещается употребление в пищу рыбы. В среды и пятницы, приходящиеся не на пост, вкушение рыбы разрешено.
Их пять: Святки — с Рождества до Крещения, неделя мытаря и фарисея за две недели до Великого Поста , последняя неделя перед Великим постом Масленица , Светлая седмица неделя после Пасхи и Троицкая неделя перед Петровым постом. В среду мы постимся, вспоминая предательство Христа Иудой, а в пятницу — страдания и крестную смерть Господа. Часто спрашивают, как правильно поститься в эти однодневные посты: можно ли есть рыбу, растительное масло, когда начинать и заканчивать пост — одновременно с календарными сутками в полночь или с вечера, со времени вечерней службы. Современная практика такова: если это не период одного из четырех длительных постов, то можно есть рыбу и растительную пищу с маслом.
О посте в среду и пятницу
Некоторые люди воспринимают пост как диету, но это заблуждение: когда человек постится, он очищается духовно. Сухоядение в традиционном его понимании для мирян является личным решением каждого. Для мирян лучше всего обратиться к священнослужителям, которые дадут благословение на Великий пост 2023 с теми или иными послаблениями. Как правильно соблюдать пост по средам и пятницам. Наш Пост достиг вершины. Слово в среду 5-й седмицы Великого поста.
Начался Великий Пост. Как правильно его соблюдать?
Как поститься по средам и пятницам? В 2024 году пятая неделя Великого поста у православных христиан приходится на период с 15 по 21 апреля. Какие послабления для мирян в Великий пост предусмотрены церковью? Пост по средам и пятницам спасает жизни солдат на войне. Но помимо длительных ежегодных постов, в христианстве существуют еженедельные – в среду и пятницу для мирянина, монашествующие же придерживаются поста и в понедельник. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия.
Церковный пост по средам и пятницам: что можно есть
Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально.
Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор.
Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство.
Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим».
Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт.
Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.
Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы.
А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св.
Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды».
Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее».
Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи.
И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога.
Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи.
Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига.
Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества.
В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю!
Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени.
Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт.
Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона.
Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью.
Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся. В целом соблюдать ограничения нужно не только в пище, но и в мыслях. В этот период стоит избегать шумных застолий и других развлечений, не рекомендуется ссориться и выяснять отношения с близкими. В Страстную пятницу запрещено делать уборку в доме: этим лучше заняться накануне, в Чистый четверг. Читайте также.
Блаженный Иероним писал, что воздержание от еды и питья охлаждает пыл человеческой похоти. Особенно надо стараться избегать излишних разговоров во время поста. Во-вторых, соблюдая пост, мы освождаем свой ум и сознание для созерцания небесных вещей. В связи с этим мы читаем о том, что пророк Даниил перед получением Божественного откровения пребывал в посте три седмицы дней. И мы должны пребывать в состоянии поста, чтобы созерцать духовное. Чисто физический пост не такой сложный. Человек довольно легко может ограничить и даже полностью исключить скоромную пищу, но при этом зрелища, разговоры, анекдоты, хохот. Пророк Даниил, который стремился получить от Бога откровения, видения, чтобы созерцать иную реальность, пребывает в строгом посте. Третья причина важности и необходимости соблюдения спасительного поста, — ради искупления грехов. Господь говорит: «Обратитеся ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Эта книга пророка Иаиля. Пост предполагает воздержание от пагубного и прежде всего от любого греха, от греховных помыслов и рассуждений.
В эти дни, как в обычный пост, недозволительно развлекаться, веселится, сидеть перед телевизором, это дни для дел милосердия, размышлений о Боге, о грехах своих, чтение духовной литературы и так далее. Еще часто спрашивают, можно ли рыбу по средам и пятницам, нам батюшки отвечают: когда обычные дни — то можно, если это время какого-то поста и среда с пятницей попадают в дни строго поста, то нельзя. Вот пример: сейчас начнется Рождественский пост, и в дни его среда и пятница будут строгими, рыбу вкушать нельзя. Примечание из достоверных источников: От Петрова поста до Рождества — рыбу вкушать по средам и пятницам нельзя. Что касается праздничных дней, выпадающих на постные дни — тоже нужно придерживаться строгих правил без вкушения животных продуктов. А если праздник выпадает во время поста не в среду или пятницу — возможно послабление в еде. Вообще, что касается Рождественского поста, то рыбу тоже не все дни можно есть.
ПОСТНЫЕ ДНИ СРЕДА И ПЯТНИЦА.
Откажитесь от этого напитка полностью — дня на два. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. Любая зависимость — это грех, с которым нужно бороться», — говорит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Подобным образом можно разбираться и другими напитками. Можно ли принимать лекарства в пост Конечно можно! Планируя соблюдать пост, надо помнить, что цель отказа от пищи — не нанести вред организму, а лишь укротить желания. Поэтому пост смягчается по отношению к больным, беременным и кормящим женщинам, а также путешествующим — тем, кто в этот период несет дополнительные физические нагрузки.
Надо помнить, что правила Великого поста не распространяются на лекарства, поскольку они не являются пищей. Например, если врач прописал вам особую диету, в которой используются масло, молоко или яйца, то нельзя отказываться от нее во время поста. Кушая все эти продукты, больной человек не чревоугодничает, а лечится! Календарь питания в Петров пост по дням в 2023 году Весь пост можно разбить на несколько недель или, как их называют в Православии, — седмиц.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю.
Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими Лк. Следовательно, пост — то средство, которое служит нашему освящению и единению с Богом. Через пост в среду и пятницу мы приобщаемся к страданиям и смерти Господа Иисуса Христа, умершего на Кресте за наши грехи. При этом надо понимать, что телесный пост, под которым имеется в виду воздержание от определенных видов пищи, супружеской близости и всевозможных увеселений, мало принесет пользы, если не будет подкреплен постом духовным. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, без прощения наших обидчиков пост становится всего лишь диетой.
Ибо и душа имеет свою вредную пищу — грех».
Причастники с 00 часов до подхода к Чаше держат евхаристический пост, то есть отказываются от еды и питья. На вечерне читается четвертая, последняя часть Великого канона Андрея Критского. Этот уникальный покаянный гимн в дни Великого поста будет прочитан еще раз — целиком — на пятой седмице.
Дни памяти: Священномученика Ермогена, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Пост: В четверг возможно небольшое послабление поста, строгий устав разрешает мирянам вареную пищу. Эта великопостная служба представляет собой вечерню с причащением мирян, поэтому в некоторых храмах, следуя древней традиции, ее совершают во второй половине дня. Таким образом посетить это удивительное богослужение могут те, кто утром занят на работе или учебе.
Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива кутьи. Дни памяти: Святителя Льва I, папы Римского. Пост: Пятница — день строгого воздержания в течение всего года, за исключением сплошных седмиц. Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост.
В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке. Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом вареной крупой с медом , приготовленным из домашних запасов.
Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св. Иоанна Златоуста. Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу.
Соблюдать однодневные посты относительно несложно, но очень важно: они задают своеобразный ритм нашей церковной жизни, помогают быть собранными, организованными и не расслабляться духовно.
Нужно при этом стараться, чтобы пост был не просто гастрономическим, но аскетическим упражнением, то есть соединялся с размышлением и молитвой. О важности такого соединения для противодействия искушающим нас темным силам сказал Сам Господь: Сей же род изгоняется только молитвою и постом Мф 17:21. Читайте также:.
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
Человек должен осознать: пост — это не то, что нужно от нас Богу, пост — это то, что нужно нам самим. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими Лк. Следовательно, пост — то средство, которое служит нашему освящению и единению с Богом. Через пост в среду и пятницу мы приобщаемся к страданиям и смерти Господа Иисуса Христа, умершего на Кресте за наши грехи. При этом надо понимать, что телесный пост, под которым имеется в виду воздержание от определенных видов пищи, супружеской близости и всевозможных увеселений, мало принесет пользы, если не будет подкреплен постом духовным. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, без прощения наших обидчиков пост становится всего лишь диетой.
В случае наступления тяжелых бедствий — засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшиеся как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий. Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» «Посты». Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий — засуха. Осенью, в месяце мархешван начало периода дождей в Израиле, октябрь — ноябрь по нашему солнечному календарю , назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли — отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета ноябрь — январь , однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом — как люди, на которых разгневался Вездесущий». Образец благочестия Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, — это раввины и книжники «те, кого можно поставить руководителями общины» , либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу. Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом. Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Два из семи Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели. Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон пятницей и воскресеньем : во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года ; во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем. Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день т. Иудейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
Можно пить морковный сок или овощной смузи. Четверг: День горячих салатов. На завтрак можно запечь в духовке 2 баклажана с крупным томатом, и порезав их с зеленью заправить постным маслом. Хорошим обедом станут овощи на гриле. А вечером можно запечь грибные шляпки в духовке с зеленью. Не забудьте сварить густой кисель. Пятница: День холодных супов. На завтрак его можно сделать фруктовым, а на обед — овощным. Вечером для сытности сделайте густой смузи с бананами и полакомьтесь горстью сухофруктов или орешками. Суббота: На завтрак гречневая каша с обжаренными грибами и луком. На обед постный борщ с ломтиком цельнозернового хлеба. На ужин жареный картофель и салат. В течение дня можно пить разбавленный морс. Воскресенье: Благовещенье, поэтому в течение дня можно кушать рыбу. На завтрак можно побаловать себя бутербродом из грубого серого хлеба с слабосоленой рыбкой. На обед сварить уху с пшеном и овощами, а вечером запечь кусочек нежирной рыбы с картофелем. Так же разрешено выпить вина. Пятая неделя Великого поста: что можно кушать На этой неделе в Великий пост в 2023 году во всех церквях проходят богослужения в честь Марии Египетской. Понедельник: На завтрак залитая холодной водой с вечера гречневая или овсяная каша без сахара, можно добавить немного соли. На обед салат с зеленью из овощей, которые имеются в наличии. На ужин можно приготовить фруктовый салат или густой смузи с орешками. Пить можно холодный зеленый чай. Вторник: На завтрак стоит приготовить тушеные без масла овощи с листовым салатом. На обед томатный суп пюре с гренками. На ужин голубцы с грибами и солеными огурчиками. В течение дня морсы, компоты или травяные отвары. Среда: Овсяная каша на воде, с добавлением соли и сахара, по желанию тост из постного хлеба. На обед грибной суп с овощами и лапшой без добавления яиц. На ужин порция винегрета и отварной картофель в мундире. Зеленый чай в течение дня. Четверг: На завтрак овощной сэндвич без термической обработки, ломтик хлеба. На обед салат из квашенной капусты с луком и сахаром и 2 сладких яблока. На ужин залитая утром холодной водой гречка и салат из огурцов. Пятница: Фруктовый день. В течение дня можно кушать свежие или замороженные фрукты и ягоды в виде густых взбитых напитков, салатов или просто в чистом виде. Можно включить сухофрукты и орешки. Пить днем лучше всего простую воду или мятный отвар. Суббота: На завтрак порция любой каши на воде с сахаром и солью, можно добавить фрукты, семечки или мед. На обед постный фасолевый суп с ломтиком черного хлеба с семечками. На ужин половинки запечённого картофеля со специями, салат из помидоров и красного лука. Компот или кисель в течение дня. Воскресенье: Оладушки из пшенки с мукой и сладкими фруктами, чашка зеленого чая с жасмином. На обед порция овощного супа пюре с гренками.
Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление? Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? В патериках приводится такая история. Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями. Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать. Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем — недопустимо. И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва. Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой — о некотором послаблении… Как ему поступить? Есть такое понятие — «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону? К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла. Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом. Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму?
Как правильно поститься по средам и пятницам: что можно есть
Пост по средам и пятницам Пост в эти дни недели установлен в память о том, что Иисус Христос был предан Иудой (в среду) и распят (в пятницу). Как поститься в среду и пятницу мирянам. Пост в среду и пятницу — как правильно соблюдать пост мирянам. Для верующих среда и пятница — дни строгого поста в течение всего года. В среду и пятницу Великим постом совершаются Литургии Преждеосвященных Даров. Строгий пост в этот период приходится только на среду и пятницу.
ПОСТНЫЕ ДНИ СРЕДА И ПЯТНИЦА.
Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Для мирян в Рождественский пост запрещены мясо, яйца и молочная продукция. Православный пост в среду и пятницу приурочен к самым трагическим дням христианской истории.