Новости отец достоевского

Интерфакс: Президент РФ Владимир Путин поздравил папу Римского Франциска с 85-летием, отметив его вклад в развитие отношений между Русской православной и Римско-католической. Говорят, что папа Франциск весьма образован, значит ему известны слова другого величайшего русского человека, почти современника Достоевского. Даже музей Достоевского открыть было не просто, хотя адрес последней квартиры писателя в Петербурге был известен. По линии отца Достоевский имел дворянское происхождение, но о своей родословной ничего не знал.

Смотрите также

  • Реставрация церкви и кладбища с захоронением отца Достоевского завершилась в Подмосковье
  • Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
  • Реставрация церкви и кладбища с захоронением отца Достоевского завершилась в Подмосковье
  • Чудо Достоевского

Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье

Сегодня к ежегодному духовно-просветительскому проекту «Дни Достоевского в Оптиной пустыни [ ]. Когда Достоевскому было 15 лет, умерла его мать, когда ему было 17, умер отец. Я лично считаю, что Достоевский есть отец-основатель современного русского фашизма, и этой постановкой я хочу это доказать. Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. Отец Достоевского из духовного сословия, кроме того он был садистом, за что был убит своими крестьянами. Был ли Достоевский слишком застенчив и нелюдим или это проявлялась внутренняя гордость, но книгу свою он для публикации сразу никому не предложил.

«Род Достоевских продолжается»

Папа боится Достоевского! Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.
Папа Римский процитировал Достоевского: Общество: Мир: По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года.
«Отец Иоанн (Крестьянкин)» удостоился Премии им. Ф. М. Достоевского Отец будущего писателя, Михаил Достоевский, работал штаб-лекарем московской Мариинской больницы для бедных.

Достоевский Фёдор

Участники заседания намерены обратиться к губернатору Московской области Борису Громову с просьбой поддержать необходимые восстановительные работы в Даровом: здесь необходима срочная реставрация церкви Сошествия Святого Духа, где молились отец, мать, сестры и братья Достоевского. Планируется также благоустройство двухсотлетнего парка и продолжение археологических исследований.

Один из тех, кто стоял в первой тройке, вскоре сошел с ума. Достоевский же, напротив, преобразился.

Вечером того же дня он писал брату Михаилу, что «жизнь — это дар, жизнь — счастье»: «Брат! Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее.

Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою». Иллюстрация Галифакской виселицы — одного из первых и самых известных орудий казни.

Достоевский, как и Чарльз Диккенс, диагностировал нравственное положение общества XIX века в зависимости от морального или физического состояния ребенка; это была эпоха, заложившая основы современного детоцентризма. Свидригайлов, совращающий юных девушек, Ставрогин, растлевающий ребенка, Иван Карамазов, описывающий зверские пытки турок, русских и евреев над детьми, — таких примеров в произведениях Достоевского полно. Но в первую очередь дети, по Достоевскому, — это не только жертвы человеческого зла, но и лица Царствия Божия на земле; неспроста Алеша Карамазов читает свою заветную проповедь двенадцати мальчикам.

Детские образы в романах Достоевского также играют важную символическую роль. Раскольников вспоминает во сне, как семилетним мальчиком увидел мужика, забивающего до смерти лошадь, а Дмитрий Карамазов видит сон про исхудавшую мать с плачущим младенцем, — в обоих случаях мучения ребенка подталкивают героев к принятию надвигающихся страданий. За это ему доставалось от консерваторов.

В 1882 году, спустя год после его смерти, мыслитель Константин Леонтьев опубликовал книгу " Наши новые христиане ", в которой подверг критике христианские взгляды Толстого и Достоевского. Он ставил им в вину, что писатели сводят "всю сущность христианства к одной гуманности". Если Толстой в самом деле переписал Евангелие , то Достоевскому выговаривали за истолкование христианства в его романном пятикнижии.

Поэт и богослов Владимир Соловьев ответил Леонтьеву заметкой в защиту Достоевского , в которой указывал, что "Достоевскому приходилось говорить с людьми, не читавшими Библии и забывшими катехизис", и объяснял, что в действительности он не был лишен мистического начала в понимании христианства. Будет к месту вспомнить слова самого Достоевского, а точнее, его письмо Наталье Фонвизиной, жене декабриста, сыгравшей огромную роль в его судьбе: "Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных".

Христос с апостолами — миниатюра из Сийского Евангелия, 1340 год Ж журналистика С 1861 по 1865 год Достоевский и его брат Михаил издавали литературно-политические журналы "Время" и "Эпоха". В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество. Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома".

Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов. Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам.

После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести. Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец".

Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций". Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства.

Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле? Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью.

Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может". Детскую травму Достоевский перенес в произведения.

Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу".

Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд. Анна Достоевская оставила воспоминания, как во время заграничной жизни муж постоянно заговаривал о рулетке и играл в нее, умудряясь заложить все их состояние, вплоть до обручальных колец и сережек жены.

Катастрофа наступила в 1868 году, когда очередной проигрыш Достоевского довел беременную жену до выкидыша. Несмотря на клятву больше не играть, Достоевский все равно срывался. Я сделал преступление, я все проиграл, что ты мне прислала, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера проиграл.

В этой семье было восемь человек детей, но одна девочка умерла ещё младенцем. Отец Достоевского Михаил Андреевич пятнадцатилетним мальчиком попал в Москву, здесь окончил медицинскую академию, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Это был человек тяжелого нрава, вспыльчивый, подозрительный и угрюмый. На него находили припадки болезненной тоски; жестокость и чувствительность, набожность и скопидомство уживались в нем. Он доходил до патологических преувеличений в своих обидах и фантазиях.

Он был способен обвинить жену в неверности на седьмом месяце её беременности и мучительно пережить свои сомнения. Почти такой же болезненный характер носили и вспышки его гнева. Мать Достоевского — Мария Федоровна происходила из купеческого рода Нечаевых. У матери Ф. Достоевского была «веселость природного характера», ум и энергия.

Хотя она полностью признавала авторитет главы семьи, но сама не была пассивной и безгласной. Она любила своего мужа настоящей горячей и глубокой любовью. Ее письма к нему дышат и наивной преданностью, и большим поэтическим настроением: для мало образованной женщины тридцатых годов прошлого столетия она писала письма исключительно хорошо, с тем литературным даром, который передала детям. Мягкая, добрая и нежная, она в то же время отличалась и практичностью, и вела хозяйство и в городе и деревне крепкой рукой. Внешность её отличалась женственностью и хрупкостью: её здоровье было ослаблено частыми родами.

У неё открылся туберкулез, она много болела, проводила целые дни в постели, и дети подходили к её кровати и целовали тонкую руку с синими прожилками. На всю жизнь мальчик Федор, будущий писатель, запомнил болезнь матери — и в его сознании любовь и жалость, женское и увядающее слилось в безраздельном, волнующем и трогательном единстве. В 1837 году мать Достоевского умерла от чахотки. После смерти жены отец писателя вышел в отставку и поселился в своем небольшом имении в Тульской губернии, имении, состоявшем из двух деревень — Даровое и Черемашня.

Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой.

Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить!

Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти.

Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей. Благодаря Анне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Переписку они вели чуть ли не с первых дней знакомства. В письме от 29 декабря 1866 года Федор Михайлович писал Анне Григорьевне: Как-то ты проводила вчерашний день?

Думал тебя во сне увидеть — не видал. Загадал о тебе на книге, то есть развернуть книгу и прочесть первую строку на правой странице; вышло очень знаменательно и кстати. Прощай, милочка, до близкого свидания. Целую тысячу раз твою рученьку и губки. Твой весь, твой верный, вернейший и неизменный. Я в тебя верю и уповаю, как во все мое будущее. Знаешь, вдали от счастья больше ценишь его.

Мне теперь несравненно сильнее желается тебя обнять, чем когда-нибудь.

Отец и мать

Одна из исследователей Ольга Арамова сообщила, что некоторое время назад ученые проводили процесс идентификации предположительно отца писателя Достоевского Михаила. Отец, Михаил Андреевич Достоевский — лекарь Мариинской больницы для бедных (к моменту рождения Федора исполнилось тридцать два года). «Около мёртвого сидел художник и рисовал Достоевского в его вечном сне» Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела. Отец будущего писателя, Михаил Достоевский, работал штаб-лекарем московской Мариинской больницы для бедных. Правда ли, что отец Достоевского был жестоко убит крепостными крестьянами, как писатель в разные годы жизни относился к «крестьянскому вопросу» и почему каторга.

Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского

Говорят, что папа Франциск весьма образован, значит ему известны слова другого величайшего русского человека, почти современника Достоевского. Достоевские были православными и от активного окатоличивания ушли на Украину, там продолжили род. «Например, у нас была работа по идентификации предположительно отца писателя Фёдора Достоевского — Михаила Достоевского, чья могила утеряна в подмосковном поместье.

Род Достоевского не стоит в том же ряду, что и древние дворянские фамилии

Все музыканты собирались в подвале соседнего детского садика, изумительная заведующая которого нас всех пригрела и дала место для репетиций. В одном из проектов играла я, в другом Лёша. Потом стали играть вместе. О том, что он потомок Достоевского, я не знала. Да я даже не знала его имени, не то что фамилии. Потому что представлялся он Густавом. В монастырь вместо армии Алексей: Так как я уже не учился, осенью 1995-го обо мне вспомнил военкомат. Это была первая чеченская война, мои знакомые возвращались в цинковых гробах, и идти в армию совсем не хотелось. Как поступить, меня надоумил священник Геннадий Беловолов, знакомый моего отца, бывший научный сотрудник музея Достоевского. Он рассказал, что у Министерства обороны заключен с РПЦ договор, по которому насельники двух монастырей, в Оптиной и на Валааме, проходят службу, если подошел срок, не абы где, а в размещенных там военных частях. Таким образом я отправился на Валаам.

На осенний призыв я опоздал, но остался там зимовать — не упускать же такой случай. Я, как естествоиспытатель, таким образом испытывал естество: cначала сплющило, потом проперло. И унесло меня лет на сто пятьдесят назад. До весеннего призыва я был в монастыре трудником. Мыл посуду, водопровода не было, обледенелую воду набирали в девятисотлитровой бочке из-под кваса, стоявшей во дворе, нагревали в тазах, никаких фейри, только горчичный порошок. Затем был поваренком: растопка печей, чистка овощей. Потом стал трапезником, накрывал на стол. А в итоге попал на конюшню. И там прижился, лошадей не боялся и работы тоже. Лошади на Валааме были рабочие.

Гаража как такового не было: две машины, для них запчастей нет, топлива нет, — всё на лошадях. Подошло время весеннего призыва, но к этому моменту у меня уже нашлись болезни, успел полежать в больнице в Сортавале, и меня комиссовали. После этого я вернулся на остров и прожил там еще полтора года, продолжив трудиться на конюшне. Наталья: Кстати, лошади — это тоже у Достоевских семейное. Сын Фёдора Михайловича, Фёдор Фёдорович, всю жизнь занимался лошадьми, его статьи на эту тему печатались в Императорском коннозаводческом журнале. Щупать эфир и лежать в сторону Бога Алексей: Эти два года, пока я жил на острове, мы с Натальей переписывались. Писали настоящие бумажные письма. Из-за нее прежде всего я и решил вернуться. Родители тоже дали понять через игумена, что им бы хотелось продолжения рода. Все-таки я последний.

А вера? Был период неофитства. Но я так уставал, что на службах часто просто спал. Уходил на хоры, заворачивался в ковер и просыпался, только когда слышал, как запирают двери храма. Остальное происходило как-то помимо меня, хоть и во мне. Вот живешь, ходишь, совершаешь броуновское движение, но какие-то твои приборы всё время щупают эфир, и когда они ловят энергии, о которых ты даже не помышлял, потому что они в принципе неизъяснимы, это бесследно не проходит. Там, на Валааме, я впервые испытал благодать. Это вошло в меня и осталось таким стержнем. Помирая, именно это я себе, наверное, и оставлю. За эти два года я открыл для себя надстройку определенную, понял, что не только трюмная палуба есть, но и главная, и спардек, и твиндек.

Наталья: Когда Лёша приехал, мы через какое-то время, никому ничего не сказав, пошли и расписались. А спустя три месяца обвенчались. Я крестилась еще в подростковом возрасте. Неожиданно появилась такая потребность. Но это было так: я вошла в храм, покрестилась, вышла и долго потом не заходила. Как снова пришла? Думаю, что если в 15 лет ты читаешь Достоевского, то неизбежно будешь двигаться к православию или хотя бы думать, на худой конец лежать в этом направлении, если идти сил нет. Очень мне нравятся строки из стихотворения нашего друга Ивана Андреева: «Над вашей больницей крест красный, над моею — крест золотой». Снова флот, снова Валаам Алексей: Обвенчались у архимандрита Исидора, сейчас он настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Постепенно пришел интерес к изучению творчества Фёдора Михайловича, а еще больше к изучению истории рода.

Люблю покопаться в архивах. Отучились с Натальей на вагоновожатых. Пошли дети. Наталья: Может, мы бы на четверых и не остановились, но уже складывать некуда смеется. Алексей: Когда в городе постепенно стали сокращать трамвайные линии, Наталья вернулась в ателье, а я на Валаам. Но на этот раз во флот. Это не паломнические суда, не регистровый грузовой флот, а обслуживание архипелага островов. Маломерных судов диспетчерское регулирование не касается, все решения принимаешь, как у нас говорят, на выпуклый морской глаз.

В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля.

Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые. Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа. Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления.

Они были важной темой и для самого Достоевского. Он играл в рулетку не потому, что ему нравился процесс, а потому, что был одержим навязчивой идеей выиграть крупную сумму. При этом Достоевский добился цели, которую себе ставил, он стал профессиональным литератором и зарабатывал только писательским трудом, что было относительно редким явлением в те времена, когда писателями были либо праздные богачи, либо высокопоставленные чиновники. Достоевский не был самым высокооплачиваемым писателем в стране, но зарабатывал достаточно. Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей. Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов. Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам.

Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино. Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым. С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы. Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой. Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым. Достоевского часто критиковали за бедность языка. Выдающийся художник слова Бунин морщился: "Знаете, почему у Достоевского нет описаний природы? Да потому что он не умеет писать! В "Бесах" он выступает уже не как писатель, а как пророк и визионер.

В сцене бала, в описании одного из выступавших революционеров, ясно угадывается грядущий вождь пролетариата Ленин: "Улыбок не примерял, хотя часто и плотоядно улыбался. Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично. Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника". Достоевский признавал, что его язык нельзя оценить как вершину мастерства, но на это у него были вполне убедительные аргументы. И Тургенев потомственный миллионер , и Толстой аристократ-миллионер никогда ни в чём не нуждались и могли позволить себе потратить год на то, чтобы обдумать, как лучше сформулировать пару строк из произведения. Тогда как Достоевский творил в условиях жесточайшего цейтнота, подгоняемый растущими долгами и нетерпеливыми издателями. При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период. Тогда как Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов. Достоевский ещё при жизни утвердился в России в роли одного из главных писателей.

А после его смерти началось триумфальное шествие его произведений по западным странам, где случился настоящий вал изданий его сочинений. Великие мастера оценивали его труды по-разному. Набоков и Бунин считали, что он не умел писать. Горький полагал его вторым гением в литературе после Шекспира, но гением злым. Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Эйнштейн считал "Братьев Карамазовых" величайшей из прочитанных им книг, а папа римский Бенедикт XVI цитировал Достоевского в своих энцикликах. Многими исследователями Достоевский рассматривается как предтеча и вдохновитель экзистенциализма — одного из самых влиятельных философских течений ХХ века. В западном мире он считается одним из двух главных русских писателей наряду с Толстым и является неотъемлемой частью также и общемировой культуры, о чём красноречиво говорит огромное количество экранизаций, театральных постановок и переизданий Достоевского.

Главное, чего требовал отец от сыновей — образование. Фёдор очень много читал, рано знал наизусть библейскую историю и русскую историю по Карамзину. Когда в дворянском пансионе не нашлось учителя латыни, отец стал заниматься с сыновьями сам и тут и раскрылась вся неровность его характера — он был добрым, никогда не применял физического воздействия, но очень требовательным и гневливым. Главное инженерное училище в Михайловском замке в Санкт-Петербурге После смерти жены Михаил Достоевский отправляет сыновей в лучшее из возможных учебных заведений — инженерное училище в Петербурге. Император Николай I сам военный инженер, он любит инженеров, сыновья будут на виду… Сам Михаил Андреевич остается с младшими детьми в имении. Там-то и происходит трагедия — июньским днем 1839 года помещика Достоевского находят мертвым в поле — признаков насилия нет, но всем очевидно, что его убили крестьяне. Шептались, что он пьянствовал, бранился, взял себе в хирургические помощницы крестьянскую девушку и начал с нею жить. Федор Михайлович тяжело переживал смерть отца, именно после неё появляются первые признаки эпилепсии. На протяжении всего творчества Достоевского его герои так или иначе изживают действительные или мнимые и сильно преувеличенные грехи Михаила Андреевича — пьянство, жестокость, соблазнение беззащитных, всегда на страницах этих романов царит преступление, и тщетный поиск отца.

Потому что представлялся он Густавом. В монастырь вместо армии Алексей: Так как я уже не учился, осенью 1995-го обо мне вспомнил военкомат. Это была первая чеченская война, мои знакомые возвращались в цинковых гробах, и идти в армию совсем не хотелось. Как поступить, меня надоумил священник Геннадий Беловолов, знакомый моего отца, бывший научный сотрудник музея Достоевского. Он рассказал, что у Министерства обороны заключен с РПЦ договор, по которому насельники двух монастырей, в Оптиной и на Валааме, проходят службу, если подошел срок, не абы где, а в размещенных там военных частях. Таким образом я отправился на Валаам. На осенний призыв я опоздал, но остался там зимовать — не упускать же такой случай. Я, как естествоиспытатель, таким образом испытывал естество: cначала сплющило, потом проперло. И унесло меня лет на сто пятьдесят назад. До весеннего призыва я был в монастыре трудником. Мыл посуду, водопровода не было, обледенелую воду набирали в девятисотлитровой бочке из-под кваса, стоявшей во дворе, нагревали в тазах, никаких фейри, только горчичный порошок. Затем был поваренком: растопка печей, чистка овощей. Потом стал трапезником, накрывал на стол. А в итоге попал на конюшню. И там прижился, лошадей не боялся и работы тоже. Лошади на Валааме были рабочие. Гаража как такового не было: две машины, для них запчастей нет, топлива нет, — всё на лошадях. Подошло время весеннего призыва, но к этому моменту у меня уже нашлись болезни, успел полежать в больнице в Сортавале, и меня комиссовали. После этого я вернулся на остров и прожил там еще полтора года, продолжив трудиться на конюшне. Наталья: Кстати, лошади — это тоже у Достоевских семейное. Сын Фёдора Михайловича, Фёдор Фёдорович, всю жизнь занимался лошадьми, его статьи на эту тему печатались в Императорском коннозаводческом журнале. Щупать эфир и лежать в сторону Бога Алексей: Эти два года, пока я жил на острове, мы с Натальей переписывались. Писали настоящие бумажные письма. Из-за нее прежде всего я и решил вернуться. Родители тоже дали понять через игумена, что им бы хотелось продолжения рода. Все-таки я последний. А вера? Был период неофитства. Но я так уставал, что на службах часто просто спал. Уходил на хоры, заворачивался в ковер и просыпался, только когда слышал, как запирают двери храма. Остальное происходило как-то помимо меня, хоть и во мне. Вот живешь, ходишь, совершаешь броуновское движение, но какие-то твои приборы всё время щупают эфир, и когда они ловят энергии, о которых ты даже не помышлял, потому что они в принципе неизъяснимы, это бесследно не проходит. Там, на Валааме, я впервые испытал благодать. Это вошло в меня и осталось таким стержнем. Помирая, именно это я себе, наверное, и оставлю. За эти два года я открыл для себя надстройку определенную, понял, что не только трюмная палуба есть, но и главная, и спардек, и твиндек. Наталья: Когда Лёша приехал, мы через какое-то время, никому ничего не сказав, пошли и расписались. А спустя три месяца обвенчались. Я крестилась еще в подростковом возрасте. Неожиданно появилась такая потребность. Но это было так: я вошла в храм, покрестилась, вышла и долго потом не заходила. Как снова пришла? Думаю, что если в 15 лет ты читаешь Достоевского, то неизбежно будешь двигаться к православию или хотя бы думать, на худой конец лежать в этом направлении, если идти сил нет. Очень мне нравятся строки из стихотворения нашего друга Ивана Андреева: «Над вашей больницей крест красный, над моею — крест золотой». Снова флот, снова Валаам Алексей: Обвенчались у архимандрита Исидора, сейчас он настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Постепенно пришел интерес к изучению творчества Фёдора Михайловича, а еще больше к изучению истории рода. Люблю покопаться в архивах. Отучились с Натальей на вагоновожатых. Пошли дети. Наталья: Может, мы бы на четверых и не остановились, но уже складывать некуда смеется. Алексей: Когда в городе постепенно стали сокращать трамвайные линии, Наталья вернулась в ателье, а я на Валаам. Но на этот раз во флот. Это не паломнические суда, не регистровый грузовой флот, а обслуживание архипелага островов. Маломерных судов диспетчерское регулирование не касается, все решения принимаешь, как у нас говорят, на выпуклый морской глаз. Это по мне. Вот так с 2003 года и по сию пору, то есть уже почти двадцать лет, как я на валаамском флоте. Вообще, чем бы я ни занимался и где бы ни был, что-то остается неизменным. Костяк компании наших друзей не меняется десятилетиями. Даже с теми, с кем пересекаемся где-нибудь на концерте после долгого перерыва, такое ощущение возникает, что не расставались.

Отняли все, кроме генов. Как живут прямые потомки Достоевского в Петербурге

Через двое суток из Каширы приехали: исправник, становой пристав, стряпчий и лекарь, дабы провести «тщательное изыскание». Лекарь Х. Шенкнехт, так же как и И. Шенрок, констатировал смерть от апоплексического удара. Общее заключение в донесении Тульскому губернатору звучало так: «…в насильственной смерти его; г-на Достоевского сомнения и подозрения никакого не оказалось». Казалось бы, все ясно. Полиция произвела следствие обычным порядком, ничего подозрительного не обнаружила, и 20 июня 1839 года Каширский уездный суд вынес решение о прекращении дела, но вскоре было возобновлено следствие, поскольку поступил письменный донос о том, что имело место убийство. Следствие тянулось почти полтора года, и в результате в конце 1840 года дело по скоропостижно умершем» сдано в архив. Естественная смерть от апоплексического удара подтверждена судебным порядком.

При этом никаких противоречий в документах, составленных разными людьми ведь при доследовании бригада следователей меняется , нет.

Об отце говорить не любил. Из этого умолчания последующие авторы слепили образ бездушного отца-деспота, на всю жизнь нанесшего сыну душевную травму. Это ложь. Именьице Достоевских в Даровом Михаил Андреевич положил много усилий, чтобы захудалый род выбился в люди — выслужил потомственное дворянство, приобрел имение Даровое в Тульской губернии и несколько лет юные Достоевские чувствовали себя настоящими баричами. Главное, чего требовал отец от сыновей — образование. Фёдор очень много читал, рано знал наизусть библейскую историю и русскую историю по Карамзину. Когда в дворянском пансионе не нашлось учителя латыни, отец стал заниматься с сыновьями сам и тут и раскрылась вся неровность его характера — он был добрым, никогда не применял физического воздействия, но очень требовательным и гневливым. Главное инженерное училище в Михайловском замке в Санкт-Петербурге После смерти жены Михаил Достоевский отправляет сыновей в лучшее из возможных учебных заведений — инженерное училище в Петербурге.

Император Николай I сам военный инженер, он любит инженеров, сыновья будут на виду… Сам Михаил Андреевич остается с младшими детьми в имении.

Царь помиловал его в последнюю минуту перед казнью вместе с 40 другими осужденными. Дочери писателя сложно объяснить вступление Достоевского в ряды противников царя, так как он плохо знал Россию. Она рассказывает, как годы заключения в Сибири заставили его принять противоположные взгляды, особенно после того, как он предстал перед военным судом и был на волосок от смерти в ходе инсценировки, устроенной Николаем I во время казни. Сначала он убедил заключенных в том, что их действительно казнят, а после, за секунду до стрельбы, помиловал. В шестой главе своей книги «На каторге» она рассказывает, как Достоевский выбрал путь братства во имя Христа и близость к народу и как хорошо к нему относились другие заключенные, хотя это были воры и убийцы. Именно тогда писатель познакомился поближе с русским народом — удивительной смесью славян и монголов, покоривших шестую часть земли. Так он узнал, что он совершенно отличается от образа дикого народа, который за ним закрепился.

На самом деле его окружали хорошие люди, и поэтому каторга спасла Достоевского от безумия и самоубийства. В тюрьме Достоевский отказался от республиканских идей, стал защитником церкви и даже призывал превратить ее в независимую структуру во главе с патриархом. Достоевский понимал, что религия играет важную роль в России, изучал монархизм и, наконец, понял, что для страны царь лучше, чем глава республики, поскольку он пользуется доверием и обладает короной, а к республиканцу будут относиться с подозрением. Таким образом, Достоевский стал монархистом и врагом писательской интеллигенции в Петербурге — противника царского режима. По ее словам, пока на каторге отец изучал русский народ, эти джентльмены продолжали свои дискуссии в петербургских салонах, черпая информацию о России из европейских книг. Став глубоким верующим, тем, кто не отступил от Евангелия за четыре года каторги, Достоевский теперь был готов создавать свои великие произведения, которые не мог написать до ареста. Он проявил рвение, понимая, что лекарство от отчаяния — тяжелый труд, и видя мудрость в заключении. Любовь процитировала слова Достоевского, мужественно обращавшегося к Богу: «Мучай меня, если это удвоит мое дарование и позволить повлиять на людей.

Не жалей меня, я все вынесу ради исполнения миссии, с которой ты послал меня на землю». Ужасная жена Достоевский женится на ужасной женщине, которая завоевала его сердце через несколько месяцев после освобождения. Для вдовы неудачливого таможенника Достоевский был драгоценным уловом — талантливый писатель с богатой тетушкой в Москве. Как рассказывает Любовь Достоевская, этой ужасной женщиной была Мария Дмитриевна, первая жена писателя, не родившая ему детей, но изменявшая ему даже накануне свадьбы. Известно, что за несколько дней до смерти она призналась ему в этом. По словам дочери писателя, возможно, он презирал себя за наивность и то, что узнал об измене столь поздно и не наказал предателей. Книга Достоевской содержит важные главы, в которых она рассказывает об истории отношений отца с ее матерью Анной. Так, после знакомства с писателем последняя была разочарована разницей в возрасте между ними.

К тому же Достоевский относился у ней как к печатной машинке, поскольку Анна приходила к нему лишь для работы в качестве стенографистки, записывающей его произведения.

Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства. Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле? Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может".

Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд. Анна Достоевская оставила воспоминания, как во время заграничной жизни муж постоянно заговаривал о рулетке и играл в нее, умудряясь заложить все их состояние, вплоть до обручальных колец и сережек жены. Катастрофа наступила в 1868 году, когда очередной проигрыш Достоевского довел беременную жену до выкидыша.

Несмотря на клятву больше не играть, Достоевский все равно срывался. Я сделал преступление, я все проиграл, что ты мне прислала, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера проиграл. Аня, как я буду теперь глядеть на тебя, что скажешь ты про меня теперь! Его обрили, облачили в куртку, заковали в кандалы и заключили в деревянную казарму. Он работал вместе с остальными каторжанами на кирпичном заводе на берегу Иртыша. Условия жизни Достоевский подробно описывал брату Михаилу в тайной переписке. Достоевский навсегда покинул острог 15 февраля 1854 года, в возрасте 32 лет. В марте того же года он был зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске.

Там он провел еще четыре года, после чего только вновь обрел свободу. В поздние 1870-е годы он дружил с религиозным философом и поэтом Владимиром Соловьевым. Они часто обсуждали самые серьезные "русские вопросы", в том числе каторжный опыт. Во время одного из этих обсуждений Достоевский разгорячился и вполне в своем духе наговорил Соловьеву: "Я только там [на каторге] и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик... Христа понял... Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно. Ах, если бы вас на каторгу! Л лагерная тюремная проза Врач-психиатр Виктор Франкл часто вспоминал повесть Достоевского "Записки из Мертвого дома" во время заключения в нацистских концентрационных лагерях.

Глядя на поведение сокамерников, он особенно часто возвращался к мысли Достоевского, что "человек есть существо ко всему привыкающее". В "Записках из Мертвого дома" Достоевский отразил впечатления от личного каторжного опыта. Он опубликовал повесть спустя десять лет вынужденного молчания. Эта публикация стала единственным его произведением, к которому благосклонно отнеслась почти вся отечественная критика. Эта книга дала читающей публике первое детальное и всеохватывающее описание "каторжных нор". Она также положила начало русской лагерной, или тюремной, прозе. Кадры из фильма "Мертвый дом", 1932 год. С Федором их сближало многое.

Они любили одних и тех же писателей, издавали вдвоем литературно-политические журналы, собирали вокруг себя единомышленников и все время, когда были разъединены пространством, писали письма. По их переписке можно узнать истоки духовного становления Достоевского. Так, еще в 18 лет он признавался старшему брату: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". Михаил умер в возрасте всего 43 лет. Из писем Достоевского известно, что он взял на себя все долги брата и заботился об овдовевшей невестке и племянниках. Он также посвятил ему две статьи — одну по смерти, а вторую, спустя больше десяти лет, в "Дневнике писателя".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий