Православная Церковь установила праздник Обрезание Господне в IV веке. Обрезание Господне в 2024 году православными христианами будет праздноваться 14 января.
День Обрезания Господня – это день Закона Божия
Обрезание совершалось в восьмой день, что на языке святых отцов означает будущую бесконечную жизнь. Православная церковь отмечает Обрезание Господне 14 января. Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: будущего непрестанную осьмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезался плотию. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание (а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение – как крещение у христиан) и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься.
НОВЫЙ ЗАВЕТ: КРЕЩЕНИЕ ВМЕСТО ОБРЕЗАНИЯ
В это время старики предсказывали погоду на ближайший год. Если утро было ясное, то год будет благополучным. Если поля покрывались инеем, то хорошо поспеют зерновые, а если день погожий — год будет урожайным. Снег, который выпадал в день Обрезания, считался предвестником удачи.
Что можно делать 14 января В День обрезания Господня в народе было принято собираться всей семьей, просить друг у друга прощения и отпускать все обиды. Считалось, что на праздник обязательно нужно помочь нуждающимся. Люди верили, что таким образом они становятся ближе к Господу и очищаются от грехов.
Многие угощали друг друга и говорили теплые слова. В ночь на 14 января верующие также ежегодно посещают храм, где совершается всенощное бдение. Поскольку наряду с православным праздником, 14 января отмечается Старый Новый год, в этот день было принято загадывать желания.
В народе верили, что если записать его на листочке и при этом исключить частицу «не» при формулировке, мечта обязательно осуществится. Что категорически нельзя делать 14 января На обрезание Господне нельзя охотиться и резать скотину — по приметам можно накликать беду. Венчаться на Обрезание Господне, а также проводить любые другие светские праздничные мероприятия также нельзя.
В Обрезание Господне нельзя отказывать человеку в помощи и прощении — это может привлечь неудачу. Нельзя в праздник ругаться и злиться, оскорблять близких людей, думать о плохом. По приметам все слова и мысли, сказанные в это день, вернутся сторицей.
На этом они не останавливаются и «троллят» православных словами Господа из Ветхого Завета: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». Если ты христианин — обрежься, говорят неоязычники. Между тем, в Новом Завете у апостола Павла на эту тему сказано совершенно однозначно: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих». Однако уместен вопрос: почему, если для христиан обрезание заменилось крещением, православные всё же празднуют Обрезание Господне?
Иисус Христос принял обрезание 14 января — на восьмой день после рождения. По еврейскому закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу и не причислялся к народу Израилеву. Таков был древний обычай, который выражал верность и преданность народа Всевышнему.
А в чем суть Обрезания Господня? Иисус , приняв обрезание, исполнил закон. Праздник Обрезания Господня стал одним из важнейших для православной церкви. Дело в том, что в конце 1 века среди христиан возникла ересь «докетизм».
Зерно за зерном... Вот как впервые говорится об этом в Слове Божием, в Библии Быт. И потому переменяет ему и имя из «Аврама» в «Авраама». И заключает с ним завет; и со всем потомством его, в завет вечен да буду тебе Бог, то есть буду твоим Богом, Близким. Дам тeбе землю и потомкам; и буду им Бог.
А ты завет Мой соблюди: благоугождай Мною и будь непорочен. И вот знамение этого завета: «обрежется от вас всяк мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу, и будет в знамение завета между Мною и вами. И младенец осми дний обрежется вам, всяк мужеский пол в родех ваших... И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен. Необрезаный же мужеский пол, иже не обрежет плоти крайния своея в день осмый, погубится душа та от рода своего: яко завет Мой разори Быт. И 99-летний старец Авраам со всею семьею обрезался в тот же день. И этот завет так строго исполнялся, что из-за нарушения его едва не погиб сам «друг Божий» Моисей. Когда он после явления ему Бога на Хориве возвращался из Мадиамской земли в Египет для спасения народа, и шел вместе с женою Сепфорою и сыном а последний был необрезан; видно, мать жалела его и не хотела исполнять этого еврейского обычая, а отец, Моисей, не настоял по снисходительной нежности к жене , тогда Господь, терпевший это в чужой стране, не потерпел, когда Моисей шел к своим и притом с такою высокою Божьею целью. И явился Бог ночью на ночлег и хотел поразить Моисея смертью.
В чем это выразилось — в Библии не говорится... Тогда жена взяла острый камень и обрезала сына своего... И Господь пощадил Моисея Исх. Так строго исполнялся Божий завет! Спрашивается: какой смысл именно в этом символе? Обрезание говорит о смерти... Крайняя плоть — путь жизни человеческой. В то же время — средоточие страстности. Значит, кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти или грехи: жить непорочно.
Поэтому у пророка Иеремии сказано: «Обрежитеся Богy вашему и обрежите жестокосердие ваше, мужие иудины,... То же святой Моисей говорит Втор. Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради или принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога. Таков сильный смысл этого обряда. А это ясно приводит нас к двум выводам: ко Кресту и к крещению. Обрезание и Искупление Идея обрезания — идея крестного пути за Богом. Человечество внешне исполняло это, но внутренне евреи отошли от Бога... А язычники и внешнего не творили.
За это грозила гибель человечеству. Так, следовательно, обрезание служило прообразом Голгофской Смерти. И, обрезываясь в восьмой день по рождении, Господь этим уже предсказывал Свою Искупительную Жертву. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить Закон, быть непорочным в завете с Богом; а за их грехи умрет смертью. Так открывается связь обрезания с Искуплением Другая связь — с нашим крещением. Об этом апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное. Там — обрезание плоти, здесь — обрезание сердца; там — рукодельное; здесь — нерукотворенное; но и там, и здесь — связь с Богом. Здесь, в крещении, эта связь выражается только в ином обряде, но значение его то же: смерть ради Бога. Человек, погружаясь в воду, умирает как бы в гробе опускается для прежней греховной жизни, чтобы ожить верою и чистотою, жизнью новой, христианской.
Господь и принес этот новый путь: тайну крещения; и Сам крестился. Но сначала Он исполнил прообразовательный ветхозаветный обряд. Кстати, сектанты говорят, что нельзя крестить детей младенцами, потому что они несознательны; но если восьмидневные еврейские младенцы по повелению Божию вступали в завет с Ним, то и крестить можно, ибо крещение заменило обрезание. И сюда же, к крещению, нужно присоединить и мысль о принятии на себя креста и нами. Как Спаситель, обрезываясь, принимал на Себя Крест, так и мы, крестясь, принимаем на себя обязательство нести крест своего искупления всю жизнь: пить Чашу, которую Он пил и креститься крещением, которым Он крестился Лк. Таков глубокий смысл обрезания. И понятно, почему евреи чрезвычайно держали его; и потому, когда апостолы объявили обрезание ненужным после Крещения и Искупления , то это страшно восстановило иудеев: им казалось, рушилось все! Это весьма похоже на то, как если бы теперь перестали креститься что и есть уже во Франции, России и других странах... Крест и имя Если теперь спросить, почему же именно наречение имени новорожденному приурочивалось к этому крестному мучительному обряду, то я выскажу лишь свое мнение.
Пока еще человек не вошел в завет с Богом, он еще — не вполне человек; он еще недостоин именоваться человеком, ибо человек есть образ и подобие Божие; а пока сей образ не сочетался с Первообразом, то есть не определил еще своей цели — отдать себя Богу. И до той поры он больше как бы животное, только высшего качества. А вступивши в связь с Богом, сделавшись — по общению хотя бы — членом Его Царства, он уже — Божий; и потому ему и дается теперь «человеческое» имя, отличающее его от животных. А нередко и в самых именах отмечалась та или иная связь человека с Богом. Но почему завет и имя соединяются с крестом обрезанием? Потому что падший человек не иначе может возвратить утерянную связь с Богом, как уже через страдания при исполнении завета. Но поелику он, в конце концов, оказывается бессильным исполнить завет и заповеди, то его крест переходит на Сына Божия. И только после Его страдания люди становятся «чадами Божиими» и получают это славное имя, а Бог становится снова им Отцом. Так, следовательно, наименование при обрезании указывало на то, что после Искупления Христом мы уже не принадлежим себе, ибо «откуплены» Кровью Его; и Он уже, как Господин, как Владетель наш, волен давать нам имена.
Поэтому в христианстве даются имена при крещении или при предварительном моменте крещения — наречении имени — как бы подобном обручению пред свадьбою, или наречению во архиерея раньше хиротонии. И Спаситель нарекся ранее Своего Крестного служения, уже взяв на Себя обязательство дав «залог» спасти людей. Замечательно, что у сербов день «славы» так и называется: «крестно имя» крестное имя. То есть они, как и их предки, получали имя при крещении, но самое слово «крещение» заменилось однозвучным — и внутренне, догматически, сродным — словом «крест». Получилось: «крестное имя». Праздник имеславия Осталось мне из «своих» мыслей упомянуть разве о том, что если бы когда-нибудь возник вопрос об установлении особого праздника святому имени Иисус, то несомненно, сим днем подобало бы избрать сей день наречения имени Спасителю. В связи с этим глубокий богослов в нынешний праздник мог бы углубиться в эту великую тайну имени Божия и имеславия. Искупительное послушание Человек должен был исполнять закон, чтобы спастись. Он этого не смог.
Закон же, данный после, оказывался ему непосильным, и только обличал его беспомощность и подвергал клятве за неисполнение, подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял на Себя исполнение закона — и вот с самого рождения начинает исполнять закон. А исполнять закон — значит проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит — отречься от своей пагубной воли. Исполнением закона Господь показал, что и первые люди могли бы исполнить заповедь Божию. А если не исполнили, то виноваты сами перед Богом. А эта вина опять снимается Им же: Сам Господь исполнил закон; Он Крестом заслужил власть ходатайствовать пред Отцем о помиловании неисполнивших его. И еще: так как все Искупление есть смиренное исполнение послушания Отцу «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, — говорит Господь, — но волю пославшего Меня Отца» Ин. И Апостол Павел говорит о Христе: «Он был послушлив даже до смерти», — то можно сказать, что нынешнее обрезание уже есть начало Искупления, как начало послушания законам Божиим.
Традиции празднования Обрезания Господня
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Обрезание Господне - 14 января. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2024
- Новости - Обрезание Господне
- День Обрезания Господня – это день Закона Божия
- История и традиции праздника
Литература
- Обрезание Господне — Русская вера
- Православные празднуют Обрезание Господне
- Обрезание Господне | Предание.ру - православный портал
- Что нельзя делать в праздник Обрезания Господня?
Обрезание Господне 14 января — смысл и традиции праздника
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ / ПРАЗДНИК ДНЯ - Телеканал «СПАС» | Удивительным образом церковный праздник Обрезания Господня совпал с празднованием Старого Нового года и потому оброс в России не только старыми традициями, но и новыми приметами. |
Обрезание Господне: почему православным важен этот праздник | Православная церковь отмечает Обрезание Господне 14 января. |
Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского | 14 (1) января Православная Церковь вспоминает Обрезание Господе — великий христианский праздник, установленный в воспоминание обрезания, совершенного во исполнение Моисеева закона над Богомладенцем в восьмой день по рождении. |
Обрезание Господне: что можно и нельзя делать в этот православный праздник
Христос сам пришел на землю, и дал возможность приобщиться к Богу более полно и совершенно. Исполнив Завет, Христос вывел его на новый уровень. Сегодня ветхозаветная обрядность уже не нужна. Мы, через сменившее обрезание таинство крещения.
Таинство крещения несёт более высокий смысл, содержание и значение.
Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце I века, когда среди христиан возникла одна из первых ересей —докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться». Последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Иисус прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.
Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Из года в год она приходится на 14 января по новому стилю — на восьмой день после праздника Рождества Христова. Васильев день — традиции 14 января Обрезание Господне отмечают в одно время с Васильевым днем. Традиции праздника связаны с отмечанием Старого Нового года.
С давних времен в это время люди ходили по соседским домам: поздравляли, желали добра, благополучия и мира всей семье. По приметам желание, загаданное в ночь с 13 на 14 января, обязательно исполнится. В ночь с 13 на 14 января молодые девушки совершали обряд гадания. Период Святок считали лучшим временем для гаданий на суженого и ворожбы на будущее. Перед сном девушки распускали волосы, расчесывали их, клали гребень под подушку и произносили магические слова: «Суженый-ряженый, приди расчесать мне волосы».
Дети распевали «засевальные песни» и пожелания, ходили по деревенским домам и «сеяли» зерна. Также существовал предпраздничный обычай «щедрого» вечера.
XII в. Сакраментариях VII в. Тем не менее в иерусалимском Лекционарии см. В качестве основного аргумента в пользу существования праздника О. Некоторые из них назначаются в качестве уставных чтений за богослужением 1 янв.
Василию Великому , произнесенное свт. Амфилохия Иконийского на О. Василия Великого Oratio in circumcisionem et in Basilium - см. N 3254. Первое из них всецело посвящено свт.
Белгород», «МОЁ! Курск», «МОЁ! Липецк», «МОЁ! Тамбов», в газете «МОЁ!
Васильев день. Что можно и что нельзя делать 14 января 2024 года
Обрезание уже в Ветхом Завете приобщало людей к Царству Божию, но Царству Божию на земле. 13 и 14 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре совершили праздничное богослужение в честь Обрезания Господня. Слово в день праздника Обрезания Господня Господь наш Иисус Христос по истечении восьми.
Святитель Димитрий Ростовский: почему христиане празднуют Обрезание Господне
Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: «Будущего непрестанную осьмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезался плотию». Иконы, Обрезание Господне, Основы православия, Статьи, Церковные праздники, Церковный календарь. 14 января Русская Православная Церковь отмечает великий праздник Обрезания Господня.
Священник раскрыл смысл праздника Обрезание Господне
14 января 2020 года Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предречённое. Обрезание Господне – великий христианский праздник, отмечаемый католиками и православными, появился еще в IV веке. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.
Обрезание Господне: почему православным важен этот праздник
Святителя повсюду преследовали обличаемые им еретики. Они угрожали святому разорением его и без того скудного имущества, изгнанием из родных земель, пытками и мучительной смертью. Однако врагам не удалось запугать епископа Церкви Божией, он сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь». Также святитель прославился глубоким знанием Священного Писания и вообще редкой ученостью, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Святитель составил чин Литургии, названный его именем. Славен св.
Василий и своими трудами на благо церковного мира и единства, он с пастырской заботой неизменно поддерживал христиан, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению в борьбе со сторонниками лжеучения Ария. Известны нестяжательность святого и его подвиги воздержания, он щедро жертвовал бедным, строил богадельни, странноприимные дома, лечебницы, основал несколько монастырей в Понтийской области и продумал для них устав. Уже в возрасте сорока лет св. Василий называл себя в письмах стариком, его не крепкое с юности здоровье был подорвано аскетическими трудами. Святитель Василий Великий Один из самых известных святых отцов, входящий в число Великих Каппадокийцев, богослов и проповедник Василий Великий отошел ко Господу на пятидесятом году жизни, но успел оставить богатейший вклад в святоотеческую литературу, его сочинения девять бесед на шестоднев; шестнадцать бесед на разные псалмы; пять книг в защиту православного учения о Св. Троице против Евномия; двадцать четыре беседы о разных предметах; семь аскетических трактатов; нравственные правила, в двух редакциях пространной и краткой ; устав подвижнический; две книги о крещении; книга о Духе Св. Обрезание было установлено Богом и заповедано чрез Авраама всему избранному народу еврейскому.
Оно было знаком вступления в Завет с Богом, печатью обещания быть в неизменном послушании Ему с дней детства, быть Ему верным до пролития крови; оно совершалось во образ отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца, которое так гибельно было для Израиля и так часто заставляло его отступать от Бога своего. И вот Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, чтобы научить покоряться воле Божией требующих обрезания сердец, очищения от множества грехов, «закона Творец законная исполняет», чтобы Своим примером показать, как никто не может прийти к Богу помимо закона Господня.
Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола Быт 17:10—12. В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира. Именно поэтому, чтобы стать частью израильского общества, и был произведён этот ритуал.
Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число восемь выражало полноту и совершенство. Откладывать совершение повеленного на более позднее время считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь идет о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено, прежде всего, единство крови и веры. Эти события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» Кол. Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом. По толкованию отцов Церкви, Бог Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Но если в Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания вплоть до внезапной смерти , то Новый Завет объединяет всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только стремлением усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками Быт. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики докеты. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся Кол. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" Кол.
Обрезание Господне: почему православным важен этот праздник
Фотоальбомы, Центральное викариатство (новости). В праздник Обрезания Господня митрополит Дионисий совершил Литургию в Храме Христа Спасителя. Поэтому в день Обрезания Господня Церковь исполняется тою радостию, что данное в этот день бестленному Младенцу достопоклоняемое имя Иисус есть сокровищница и залог нашего спасения и поклонения. Обрезание уже в Ветхом Завете приобщало людей к Царству Божию, но Царству Божию на земле. Главная → Новости → Московская Митрополия → Обрезание Господне.