Неделя о блудном сыне. Неделя о блудном сыне. Новости, Фото. Впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
12 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Вторая подготовительная неделя «О блудном сыне» начинается в воскресенье 12 февраля. Роспись "Возвращение блудного сына" на стене Троицкой церкви Успенского монастыря. 3 марта в Православной Церкви совершаются богослужения Недели о блудном сыне.
Официальный сайт храма во имя преподобного и благоверного князя Олега Брянского
20 февраля, в воскресение, Неделю о блудном сыне было совершено две Литургии. 19 и 20 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, за которыми вспоминали евангельскую притчу о блудном сыне. В это воскресенье верующие вступают во вторую подготовительную неделю к приближающемуся Великому посту и вспоминают евангельскую притчу о блудном сыне. Сегодня, во время второй предуготовительной недели перед началом Великого Поста, Святая Церковь вспоминает притчу о блудном сыне. Притча о блудном сыне – обращение ко всем нам, грешным, научиться признавать свои ошибки, уметь просить прощения и прощать.
Неделя о блудном сыне - вторая подготовительная неделя к Великому посту
Поэтому приношу Тебе голос блудного сына: согрешил пред Тобой, Милосердный Отец, прими меня, каюшегося, как одного из наемников Твоих. В это воскресенье верующие вступают во вторую подготовительную неделю к приближающемуся Великому посту и вспоминают евангельскую притчу о блудном сыне. Все мы, все подобны блудному сыну: все стремимся к наслаждениям, всем нам тяжело, тяжело служение духу. Сегодня неделя о блудном сыне. Это вторая из подготовительных недель перед началом Великого Поста. Мы читали сегодня притчу о том, как грешный сын ушел на «сторону далече», но в конце концов вернулся к своему Отцу. После недели о блудном сыне начинается седмица рассуждений о Страшном суде, куда попадут все. Кроме этой основной недели, у нас есть еще одна «неофициальная» неделя о блудном сыне – 2-е воскресение Великого поста.
Оптина пустынь
Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство и расточив, пуст бых, во страну вселився лукавых граждан». Отец разделил имение, младший сын ушел на страну далече, жил блудно и все имение расточил, обнищал, ничего у него не осталось. 3 марта 2024г, в Неделю о блудном сыне, в храме совершены воскресные богослужения. Сегодняшний воскресный день именуется Неделей о блудном сыне.
Компас на пути к Пасхе. Неделя о блудном сыне
Потому что она прожила свой век в нашей стране и, может быть, не зная Христовых слов, догадывалась, что если идти за Богом, то надо, необходимо идти до конца. А мы знаем, что нас ждёт? Неужели возможно кровавое безумие прошлых лет! Не пугайте вы народ зря! Могли ли они в самом страшном ночном кошмаре представить себе, что всё это будет совершено только за то, что дети их — христиане? И будете ненавидимы всеми за имя Мое! И дело вовсе не в том, что нас непременно будут убивать за имя Христово. Может быть, мера крови, мера предательства, мера ненависти уже исчерпана.
Потому что человек не упавший и так силен, а тот, кто упал, кто сильно ударился, кто потерял равновесие, кто потерял жизненный ориентир, тот особенно нуждается в поддержке. Кстати, слово «блуд» в славянском языке прямо связывается с другим понятием и словом — это заблуждение, это потеря ориентира, это потеря правильного пути. В нашей художественной литературе и в обиходе под словом «блуд» подразумеваются в первую очередь греховные деяния, связанные с незаконной близостью. Но это лишь одна из разновидностей блуда, а вообще блуд — это и есть потеря ориентира, потеря правильного пути в жизни. Конечно, всякое греховное отношение с другой личностью, не благословенное Богом, — это тоже отклонение от правильного, истинного пути, и мы знаем, что это заблуждение, этот блуд никогда не приносит человеку счастья. Блуд есть потеря правильного пути, что очень часто случается с людьми, — и не только тогда, когда они вступают в незаконную близость. Когда люди отказываются от Бога, отказываются признавать единственно правильным тот путь в жизни, который Господь предначертал, они также блуждают по жизни. И мы знаем, что это блуждание часто сопровождается очень болезненными ударами о препятствия, с которыми человек поневоле встречается на своем пути. Сегодняшнее евангельское чтение помогает нам понять: для того чтобы не сбиться с жизненного пути, для того чтобы не впасть в трудности и искушения, через которые проходит человек, потерявший жизненные ориентиры, нужно иметь путеводителя по жизни, очень мощный ориентир, некий компас, который действительно помогает человеку не заблудиться. Этим компасом, этим ориентиром является Сам Господь, и если мы живем по Его заповедям, если мы принимаем Его слово, если мы руководствуемся Его учением в той мере, в какой способны все это осуществить, то, несомненно, обретаем возможность, даже сбившись с пути, выйти на единственно спасительную дорогу в жизни. Но как же мы можем вернуться на правильный путь? Через что мы должны пройти, чтобы обрести спасение, чтобы выйти из некоего жизненного заблуждения? Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том, что искренним и сердечным покаянием пред Богом мы можем, даже утратив верный путь в жизни, снова его обрести. И это евангельское чтение, которое предлагается нам в преддверии Великого поста, должно всех нас настроить на правильный духовный лад. Каждый проходит через искушения, на пути каждого — соблазны, и дай Бог, чтобы через покаяние, дарованное нам Самим Господом, особенно в течение Святой Четыредесятницы, мы могли преодолеть искушения и соблазны и вновь вернуться в отчий дом, в то место, где обретается спасение через общение с Самим Господом. Проповедь в Неделю о блудном сыне по окончании богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина 28 февраля 2021 года. Каким образом можно перевести эту притчу, такую богатую и такую дивную, в понятия, которые относятся непосредственно к нам? Сейчас я попробую сделать это еще раз. Как часто случается, что мы разрушаем глубокие, полные значения и смысла отношения, потому что привыкаем, что любящий нас человек дает, — дает щедро, дает постоянно, никогда не вспомнив о себе: просто дает; и как легко постепенно забыть дающего, помня только дары. Это случилось с блудным сыном, но это случается так постоянно в наших человеческих взаимоотношениях. Взаимоотношения устанавливаются, потому что каким-то чудом мы вдруг человека увидим, действительно видим человека очами души во всей его красоте, в полном значении этого слова; и затем этот человек являет жизнью и величие, и щедрость души, и жертвенность.
А мы знаем, что нас ждёт? Неужели возможно кровавое безумие прошлых лет! Не пугайте вы народ зря! Могли ли они в самом страшном ночном кошмаре представить себе, что всё это будет совершено только за то, что дети их — христиане? И будете ненавидимы всеми за имя Мое! И дело вовсе не в том, что нас непременно будут убивать за имя Христово. Может быть, мера крови, мера предательства, мера ненависти уже исчерпана. Может быть, Суд Божий над нашей многострадальной страной преложен на милость.
На Литургии читается отрывок Евангелия от Луки 15:11—32, где говорится о блудном сыне: он покинул отчий дом, оказался на дне жизни, но смог раскаяться и вернуться к Отцу, который с любовь, нежностью, всёпониманием простил его. Эта притча — одна из самых востребованных в мировой культуре. Тема ухода и возвращения к Отцу волновала писателей, поэтов, музыкантов всегда. Каждое слово притчи «О блудном сыне» важно, и человечество веками пытается вникнуть в ее смысл.
Компас на пути к Пасхе. Неделя о блудном сыне
Свойства ежедневного покаяния. Для этого нет нужды, с утра до ночи, поститься и молиться; достаточно: а Ежедневно примиряться с Богом: "Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Если другие думают о Боге только однажды в год, когда приступают к исповеди, то мы должны думать о Нем всякий день: "Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Не делать никакого греха сознательно и свободно: "Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония. Мы ежедневно заботимся о пище и питье для нашего тела; не тем ли более должны заботиться о душе?
Однако же, как много таких людей, которые совершенно забывают о душе своей! Сегодня ты еще живешь, сегодня и кайся. Сколько представляется нам ежедневно случаев призывающих к покаянию! Заходящее солнце, усопший во гробе, болезнь в членах, каждый удар колокола… Почему мы откладываем свое покаяние? Сознав свои грехи, блудный сын немедленно кается и обращается к небесному Отцу. Слово Божие призывает нас к немедленному покаянию и обращению: "Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день. Чем объяснить это?
Или потому, что предполагаем, что Бог простит нам или не простит. Если мы думаем, что Бог не простит нам наших грехов, то какое безумие оскорблять всесильного Бога без надежды на Его прощение, гневить Его карающее правосудие, умножая свои грехи? Если же мы думаем, что Бог так милосерд, что простит нам все наши грехи, как бы мы Его ни оскорбляли, то какая черная злоба с нашей стороны без меры оскорблять всеблагого Бога? Бог благ, следовательно необходимо, чтобы я был зол. Он по своей благости простит мне все, следовательно я не должен иметь страха грешить. Он имеет довольно терпения, чтобы ожидать моего раскаяния, следовательно я хочу иметь достаточно наглости, чтобы продолжать оскорблять Его грехами». Тертулиан о покаянии 2.
Или потому, что думаем, что Бог дает нам мало времени для покаяния и обращения, или много. Если вы думаете, что Он дает вам мало, то отчего вы не спешите пользоваться каждой минутой столь короткого и столь дорогого времени для вашего спасения? Если же вы думаете, что Он дает вам много, то не обязаны ли вы благодарить Его за это? A чем лучше можете вы выразить Ему вашу благодарность, как не употреблением времени, согласно с Его волей? Бог не дал нам времени для Его оскорбления, следовательно, какая неблагодарность с нашей стороны употреблять время для греха? Откладывать покаяние по таким несправедливым побуждениям — не значит ли подвергаться опасности никогда не каяться? Бог обещал покаявшемуся грешнику прощение, но не обещал часа u времени покаяния.
Иной говорит: «я покаюсь в старости! Если вы находите, что теперь для вас трудно исторгнуть из души пороки, которые не успели еще в ней укорениться, то неужели вы думаете, что со временем для вас будет это легко, когда они пустят глубокие корни? Теперь вас отягощают некоторые грехи, a вы надеетесь впоследствии идти свободнее под бременем неисчислимых грехов! Теперь вы не желаете бороться с неокрепшими еще страстями, a позже думаете преодолеть закоренелые привычки! Можете ли вы рассчитывать тогда на победу с меньшим трудом? Каждый удар, наносимый телу острым орудием, более и более вонзается в него. Каждое греховное действие глубже и глубже запечатлевает порок в нашей душе, в которую он наконец проникает так далеко, что исправление его становится почти невозможным.
Вот почему мы видим обыкновенно, что старость грешника загрязнена пороками его юности. Слабая природа, истощенная распутной жизнью и преклонностью лет, желала бы остановиться, но сила греховной привычки, обратившейся во вторую природу, невольно влечет сердце к греховным пожеланиям, несмотря на сопротивление возраста и немощь тела. Непреклонным постоянством во грехе затрудняется для вас постоянство в добре. И это даже в том случае, если бы вы совершенно покаялись. С душой бывает то же самое, что и с телом: редко продолжительная болезнь не оставляет глубоких неизгладимых следов на теле. Человек, долгое время подчинявшийся греховным привычкам, никогда не освобождается от них совершенно. Его ослабленная воля легко поддается греховным соблазнам.
Наконец, какая несправедливость и в то же время какое безумие — назначать конец своей жизни для покаяния. А лучшие годы растрачивать во грехе! Кто ожидает старости, чтобы посвятить себя Богу, тот ясно показывает, что он хочет сберечь для добродетели только такое время, которого он не может употребить ни на что другое. Странное распределение вашей жизни! Юности и мужеству, полным сил и энергии, вы предоставляете покой, негу и наслаждения, a на старость, возраст слабый, которая едва поддерживает саму себя, вы возлагаете все бремя труда и лишений, все подвиги покаяния! Не уподобляетесь ли вы в этом случае тому безумцу, который, имея нескольких рабочих животных, складывает всю тяжесть на самое слабое из них, a всех прочих заставляет идти без клади? Покаяние доставляет несомненное отпущение грехов.
Как велики были грехи блудного сына! Но едва только он раскаялся, Отец небесный все простил ему. Покаяние доставляет немедленное отпущение грехов. Едва только Давид исповедал свой грех и сказал: «согрешил я пред Господом», как пророк Нафан возвестил ему: «Господь снял с тебя грех твой» 2Цар. Покаявшийся разбойник непосредственно за этим услышал из уст Распятого: «ныне же будешь со Мною в раю» Лк. Покаяние доставляет отпущение полное и совершенное. Бог не прощает на половину.
Не будем же говорить, подобно Каину: «наказание мое больше, нежели снести можно» Быт. Он заслуживает отвержения, a встречает объятия Отца небесного ст. Он заслуживает изнурения от наготы, a облекается в одежду первую. Он заслуживает томления от голода, a получает хлеб жизни. Он заслуживает вечных мучений, a его окружают радостные ликования. Надобно сознать тяжесть своих грехов: «придя же в себя»: "Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу.
Надобно раскаяться в них с сердцем сокрушенным и смиренным: «отче! Надобно исповедать их пред священником. Надобно исправиться от них и загладить их противоположными добродетелями. Божественная Литургия 3 марта 2024 года Евангелие от Луки, 15:11-32 зачало 79 В ходе Божественной Литургии Евангелие читается на церковнославянском языке. Кому пока еще трудно читать тексты, написанные церковнославянским шрифтом, размещаем их транслитерацию написание гражданским шрифтом , а также синодальный перевод. Церковнославянский язык является священным богослужебным языком потому, что создан был Кириллом и Мефодием для высшей цели — для богослужебного употребления, для церковного прославления Бога и общения с Ним. Единого общепринятого текста Библии в православной традиции нет.
Существуют расхождения между цитатами из Писания у Отцов; между Библией, принятой в греческой Церкви, и церковнославянской Библией; между церковнославянскими текстами Библии и рекомендованным для домашнего чтения русским Синодальным переводом. Эти расхождения не должны нас смущать, ведь за разными текстами на разных языках, в разных переводах стоит единая Благая Весть. Наша церковнославянская Библия имеет в своей основе греческий текст Библии Септуагинту. Это драгоценное достояние нашего народа, и Русская Православная Церковь проявляла и проявляет заботу об этом достоянии. Выполненный под руководством святителя Филарета Московского Синодальный перевод был сделан впервые в православном мире непосредственно с еврейского масоретского текста, с учетом, в отдельных случаях, чтений Септуагинты. Этот перевод сегодня за пределами богослужения приобрел статус общецерковного или даже официального перевода Русской Православной Церкви. Благодаря Синодальному переводу Священное Писание стало более доступным для вocприятия, а это помогло людям сохранить веру и заложило основы для возрождения религиозной жизни Таким образом, в Православной Церкви сосуществуют переводы, ориентирующиеся на разные текстуальные традиции.
Это отражает, с одной стороны, верность древним библейским истокам христианства, с другой — верность святоотеческому преданию и традиции ранней Церкви. Даже если вы не воспринимаете церковнославянский шрифт - смотрите также и на третью строчку - на этом языке читали Писание наши предки - это язык Богообщения. Ибо если воистину Он стал ради нашего спасения Человеком, то что удивляться, если ради нашей пользы Он представил Себя в притче одним из людей, Он — Который является всегда Хранителем и души и тела, как Владыка и Творец и того и другого; Который единый явил дела любви к нам и преизобильной заботы еще и до того, как мы пришли в бытие? Ибо до того как мы пришли на свет, Он уготовал нам вечное наследие Царства, как Он Сам говорит, — «прежде сложения мира» Ин. Прежде нас ради Он сотворил служебных посылаемых Ангелов, как говорит Павел, ради имущих наследовать спасение. Прежде нас, ради нас Он простер над всем этим чувственным миром небо, воздвигнув как бы некий общий и для всех в равной мере сущий шатер; небо всегда самодвижущееся и многообразно движущееся, как бы для того, чтобы в равновесии самодвижения оно удержало свойственное ему место; всегда же движимое в самом себе, оно несет с собою и множество звезд, дабы мы и из этого познали мимотечность настоящей жизни и восприяли пользу, как от всего того, что находится под ним, так иногда и от другого, того — что находится над нашими головами. Ради нас, прежде нас Он сотворил великое светило в начале дня, и — меньшее в начале ночи, и установил их и прочие звезды на тверди небесной, движимые в том же направлении, как и она, или же в обратном, и многовидно или идущих вместе, или отклоняющихся, дабы они служили нам знамениями и для определения времен года , и цикла лет; в чем не нуждается ни ангельское естество, сущее выше чувственных восприятий, ни существо бессловесных животных, живущее только согласно чувственности.
Итак, они созданы ради нас, одаренных чувством и иных потребностей, и ощущением красоты видимого мира, умом же через чувства воспринимающих эти знамения. Ради нас до нас Он основал землю, простер море, над ним богато излил воздух и над ним затем премудро свесил стихию огня, дабы умерить сопряженную чрезмерность холода в том, что находится внизу под ним, и чтобы пребывала в сохранности чрезмерность тепла того огня в его области; если же для своего бытия и бессловесные животные нуждаются в тех же вещах, что и люди, но и сами они для того, чтобы быть рабами людей, раньше нас пришли в бытие, как воспевает Пророк Давид. Толкование святителя Иоанна Златоуста Есть два рода людей: во-первых, люди праведные, и во-вторых, люди, достигающие оправдания при помощи покаяния; первые изначала сохраняют праведность, а вторые приобретают ее путем покаяния. Хотя наклонности и образ жизни разделили их, и нечестивого удалили от благочестивого, но истина признает всех единым созданием Творца; все — сыны Божии, хотя по своей злой воле и очень далеки теперь от этого своего достоинства. И сам Бог, когда мы предаемся дурным страстям и отступаем от благочестия, не отрекается от родства с нами, но даже к восстающим против Него обращается с отеческим увещанием: «обратитесь ко Мне... Конечно, Он всегда помнит Свое создание и не отказывает ему в Своем благодеянии. Толкование святителя Николая Сербского У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче!
И отец разделил им имение. Что может быть проще этого драматичного начала притчи? А какие судьбы скрываются под сею простотою! Под именем человека скрывается Бог, а под именем двух сынов — человек праведный и человек грешный, или все праведники и все грешники. Человек праведный старше человека грешного; ибо Бог в начале сотворил человека праведного, который затем сам сделал себя человеком грешным. Грешник требует раздела, раздела и с Богом, и с братом-праведником. Также под двумя сынами подразумевается двойственность природы в одном и том же человеке: одна природа жаждет Бога, а другая влечет ко греху.
Одна природа подвигает человека жить по закону Божию, по закону ума, как говорит апостол, а другая — по закону плоти Рим. Духовный человек и плотской человек — сии суть два человека в одном и том же человеке. Духовный человек не может представить своей жизни отдельно от Бога, в то время как плотской человек полагает, что его жизнь только начинается разделением с Богом. Духовный человек — старший, плотской — младший. И по самому происхождению духовный человек старше, ибо рассказывается, как сперва Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему» Быт. Конечно, плоть человеческая, какою ее создал Бог, ни в чем не была грешною, хотя и была сотворена из праха земного. Но ею человек был приведен ко греху.
И Ева была младше Адама. Она, созданная из плоти Адама, чрез желание плоти своей нарушила заповедь Божию и впала в искушение, и падением своим отделилась от Бога, а умом своим пошла в дальнюю сторону — в царство диавола. Толковая Библия А. Лопухина В прекрасной притче о блудном сыне Христос также дает ответ на возражения фарисеев по поводу благосклонного отношения Христа к мытарям и грешникам Лк. Как отец, обнимающей возвратившегося к нему непокорного сына, Бог принимает кающегося грешника с великой радостью. Обыкновенным людям непонятна эта радость, - и это прекрасно изображено под видом ропота оставшегося в доме отца сына, когда он узнал, как ласково принял его отец его вернувшегося брата. Таким образом, цель притчи очень ясна: Христос хочет показать, что Он, как и Бог, любит грешников и хочет спасти их, а фарисеи этому противятся и поступают в этом случае совершенно безжалостно в отношении к этим грешникам, которые им - братья.
Напрасно поэтому искать какого-либо другого смысла в этой притче, и все аллегорические изъяснения ее могут иметь только духовно-нравственное применение, но не находят для себя прямого основания в самой притче. А таких опытов изъяснения очень много. Так одни толкователи разумеют под старшим сыном - иудеев, а под младшим, блудным, - язычников Августин, а из новых - Баур, Швеглер, Ричль и др. При этом аллегоризация простираема была означенными толкователями и на отдельные пункты притчи. Другие - под обоими братьями разумеют фарисеев и мытарей Годе, Гебель, Кейль , или праведных и грешных... Толкование святителя Григория Паламы «Приступив же, юнейший рече отцу» — действительно «юнейший» то есть несерьезный, незрелый , потому что он представил требование юношеское несерьезное и полное безрассудства; так и грех, замышляемый кем-либо, рождая отступление от Бога , является более новым по происхождению и более поздним рождением злого нашего произволения; а добродетель — первородна, от вечности сущая в Боге, вложенная же в наши души от начала от Бога, как следствие благодати. И приступив, говорится, младший сын сказал отцу: «Даждь ми достойную часть имения».
Вот какое безрассудство: не припал коленопреклоненно, не попросил, но просто «сказал», и не только это, но как бы долг требует от Того, Который всем туне дает. И какой это закон и как может быть справедливым, чтобы отцы были должниками детей?! Напротив, конечно, сама природа явила, что дети должники отцам, как приявшие от них жизнь. Но и это его поведение показывает незрелость его мышления. Что же сделал Посылающий дождь на праведных и неправедных и Заповедующий солнцу светить на дурных и добрых? Видишь ли, что ни в чем не испытывает недостатка Сей Человек и Отец? Так, один говорит Богу: «Весь день воздех к Тебе руце мои» Пс.
А другой проводит день в пьянстве и ищет где будет выпивка, и проводит ночь в недостойных и беззаконных делах, и спешит к устроению скрытых западней или же явного злого умысла и на похищение денег и на дурные замыслы. Итак, разве не разделили эти два вышеприведенных типа людей одну ночь и одно солнце, а прежде сего собственное естество, пользуясь одним и тем же совершенно по-разному. Бог же равно разделил всем всю тварь, предложив в употребление по воле каждого. Толкование блаженного Феофилакта Болгарского И "сказал младший из них: дай мне следующую мне часть имения". Праведность есть древний удел человеческой природы, поэтому старший сын не вырывается из отеческой власти. А грех есть зло, впоследствии родившееся; поэтому и вырывается из-под родительской власти "младший" сын, который вырос с грехом, прившедшим впоследствии. И иначе: грешник называется "младшим" сыном, как нововводитель, отступник и возмутитель против отеческой воли.
Ибо всякое разумное существо свободно. Господь дает нам разум, чтобы пользовались им свободно, как истинным нашим имением, и дает всем равно, ибо все равно разумны, самовластны. Но одни из нас пользуются сим достоинством согласно с назначением, а другие дарование Божие делают бесполезным. Толкование святителя Николая Сербского "Дай мне следующую мне часть имения. А что из принадлежащего человеку не принадлежит Богу Прах; и ничто, кроме праха. Правда, и прах сотворен Богом, но прах не принадлежит существу Божию. И посему человек только прах может назвать своим; все прочее — Божие, все прочее принадлежит Богу.
Пока человек не отделился от Бога, все Божие — и его. Как и сказал Бог: сын мой! Как и человек в этом случае может сказать: «Все, что имеет Отец, есть Мое» Ин. Ибо человек без Бога — ничто, и все его имение — ничто. Дав же ему прах, то есть одно тело без духа, без души и без каких бы то ни было духовных даров, Бог все-таки дал более, нежели следует человеку; и дал ему это не по правде, а по милости. Но поскольку милость Божия несравнимо больше, чем милость матери к своему чаду, то Бог дает Своему грешному сыну и нечто большее, нежели прах. А именно, наряду с телом, Он оставляет ему в теле душу, как и у животных, и, сверх всего того, оставляет ему и немногое из духовных даров: немного разума, совести, стремления к добру, лишь одну искру, чтобы только не отпускать его совсем как животное, равное другим животным.
Лопухина По еврейскому наследственному праву, младший сын по смерти отца получал половину того, что шло в пользу старшего Втор. Отец мог и не давать сыну заранее его часть, но все-таки, по своему соображению, нашел нужным удовлетворить просьбу сына и заранее разделил имение между обоими сыновьями, причем остался владетелем доли, предназначенной старшему, который по-прежнему оставался у отца в подчинении ст. Толкование святителя Иоанна Златоуста Теперь, почему именно младший сын дурно распорядился доставшейся ему частью имения? Тут скрывается особый смысл и вот в чем он заключается.
Пьер Пюви де Шаванн. Милосердие — это то, что принадлежит людям, гордыня, враждебность и высокомерные претензии которых сломлены. Когда сын понимает, что это уж точно не отец согрешил против него и даже не брат, что согрешил тут он, отец принимает его с ликованием и устраивает для него пир. Этот пир не был бы возможен, если бы сын стал предъявлять претензии — почему мне не слали ещё денег на страну далече? И вряд ли история закончилась бы так хорошо, если бы он с порога потребовал: «Ну, где мой упитанный телец?
А человеку наглому, высокомерному и требовательному оказать его просто невозможно. Поэтому, приближаясь к Великому Посту, мы и читаем эту притчу — мы согрешили, мы виноваты, встанем, пойдём к Отцу. Сергей Худиев. Источник: foma.
Какое-то время сын чувствует себя прекрасно — никакой отцовской опеки и этого зануды-брата, он волен тратить деньги как хочет, и пока отцовские деньги звенят в его кошельке, благосклонность блудниц и лесть собутыльников ему обеспечена. Жизнь хороша, и жить хорошо. Но вот деньги кончаются — и отец и брат проявляют свой ужасный, немилосердный, мстительный характер. Они что, не догадываются, что бедняга совсем издержался, может быть, даже впал в долги? Они не понимают, как это ужасно — ещё вчера у тебя были деньги, перед тобой услужливо распахивали двери, приятели почтительно смеялись твоим шуткам, женщины чуть не дрались за твоё внимание, ты был окружён почётом и предупредительностью…. Конечно, послал бы брата — раз уж он такой весь из себя послушный — передать сыну ещё денег, чтобы он мог продолжить свой праздник жизни. Вот почему не шлёт? Разве можно назвать отца, который отказывает сыну в помощи в трудную минуту, любящим? Не вызывает ли такая жадность и бессердечие у нас естественного чувства гнева и протеста? У многих вызывает; почему Бог не даёт нам того, другого, третьего и четвёртого, что мы хотим и требуем?
Приготовление к Великому Посту. Неделя о блудном сыне. Стихира на хвалитех в Неделю о блудном сыне В продолжение Подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу Великого Поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную. Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви. Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных недель, также относится к древнему периоду: в VIII-IX веке Феодор и Иосий Студиты составили службы на Неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX -веке Георгий, митрополит Никомидийский, - канон на Неделю мытаря и фарисея. Приготовляя верующих к Святой. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия дляспасение человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези наставимя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…. С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма: На реках Вавилонских…. В тpетье воскpесение, пpиготовляющее нас к Великомy Постy, мы слyшаем Евангельское чтение о Блyдном сыне Лк. Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
3 марта. НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
К тому же мнимые друзья покинули его, и он остался совсем одиноким. Наступившая нужда, а затем голод заставили его наняться пасти свиней у одного из жителей той страны. Голод настолько мучил его, что он рад был наполнить свой желудок пищей для свиней, но никто не позволял ему это делать. Во время своей беспутной жизни блудный сын ни разу не подумал об отце, и только теперь, когда дошел до отчаянного положения, вспомнил о нем и с чувством глубокого покаяния сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! И вот он, голодный, оборванный и усталый, встал и пошел с покаянным сердцем к своему отцу. Чем ближе подходил он к отчему дому, тем всё сильнее совесть обличала его: «Что же скажут мне мои отец и брат? И когда он был еще далеко, увидел его отец, побежал к нему навстречу, обнял его, нищего и убогого, и целовал его.
Отец все простил раскаявшемуся сыну, а своим слугам сказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И в доме отца началось веселие... Но среди веселящихся не было только старшего сына.
Сегодня мы читали евангельскую притчу о блудном сыне.
Следующее воскресение будет о страшном суде, а потом прощенное воскресение, и начнется что-то серьезное в нашей жизни —Великий пост. Мы все намерены раз в году по серьезному отнестись к своей жизни. Конечно, совсем не серьезно, если мы только раз в году делаем что-то для Бога, когда апостол Павел призывает каждого из нас молиться беспрестанно, молиться Богу — молиться как дышать. Но у нас получается так, что благодать вспоминаем, и благодать забываем.
Когда забываем, нам становится плохо, когда плохо, начинаем что-то вспоминать и молиться. А вспоминаем мы, как хорошо было с Богом, как хорошо было в доме Отца нашего. Скоро мы будем читать Евангелие об изгнании Адама из Рая. А сегодня мы читали, как добровольно уходит человек из отчего дома.
Выпросил то, что ему принадлежит, и пошел. Мы все сыны Божии. Но если бы таковыми являлись на самом деле, мы бы подождали, когда Отец Сам наградит нас наследством. Как это и должно быть.
Живут дети с отцом, когда приходит время умирать старому отцу, дети провожают его до конца, тогда к ним переходит наследство отца. Здесь же мы видим, что человек не дождался смерти своего отца, но попросил наследство. Параллель с Ветхим Заветом, когда дьявол соблазнил Адама, не жди до времени, а сейчас возьми. Не соблюдай заповедь Отца твоего, Бога, но попробуй плод дерева познания, и станешь как Бог.
Значит, когда мы получаем наследство своих родителей, мы ощущаем, что мы приемники отца своего, продолжатели дел его, сами становимся как отец. Мы будем как отец, если только будем носители духа отца своего. Но если мы прежде времени заберем наследство, украдем то, что якобы нам принадлежит. Вот и случилось, один из сыновей хозяина дома, не хотел ждать смерти своего отца, попросил свою долю и прекратил общение с отцом.
Потом становится ясно, все что он получил, потратил, и потратил зря. Отец его был человек милосердный, благородный, был меценат, вкладывал свое имение во благо. А тот взял для себя. Апостол Павел в своем послании сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно» 1Кор.
Можно получить наследство раньше времени, но полезно ли это будет. Молодой человек, взял то, что ему принадлежит, потому что он сын отца своего. Но он не умножил, а потратил все, и стал настолько бедным, что «Рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» Лук.
Но обращаем мы особенно внимание на то, как отец принял своего сына, простил его, сделал его вновь членом своего дома, своей семьи в ликующей радости. И мало обращаем внимание на то, как этот младший сын, подобно нам, изменил своему призванию сына, ушел из отчего дома, растратил всё, что ему было дано от отца, и только тогда вернулся в отчий дом, когда его измучил голод, оставленность, одиночество. Вспомним рассказ, который мы только что слышали, но не мягкими, не ласковыми, жалостливыми словами Спасителя, а с той резкостью, грубостью, с которыми когда-то происходило то, о чем говорил Христос. Юноша вырос; из ребенка он стал молодым человеком; простая, чистая, светлая, трудолюбивая, строгая жизнь отчего дома ему стала тягостью. И он обратился к отцу с самым, может быть, жестоким словом, которое можно сказать человеку: Отец! Дай мне сейчас то, что мне достанется, когда ты будешь мертв… Иначе сказать: Отец — твоя любовь, твой кров, наша общая жизнь мне нипочем; ты мне не нужен; мне нужно только то, чем я могу воспользоваться: плоды твоей жизни, а не жизнь твоя; плоды твоей любви, а не твоя любовь; твоя готовность всё отдать, нам, твоим сыновьям, но не ты, отдающий всё… Отдай мне теперь то, чем я воспользуюсь, когда ты умрешь, когда тебя больше не будет на моем пути… И отец ни словом не упрекнул своего сына, ни слова ему не напомнил о ласке, которой было окружено его детство, о любви, о тепле отчего дома. Он склонил голову и принял как бы преждевременную смерть ; он принял смерть из уст своего сына: пусть буду я для него трупом, мертвым, раз он хочет только того, чем он может воспользоваться из моей жизни… И сын, сбросив одежду отчего дома, грубую, простую, ношенную, нарядился в городскую одежду и ушел.
Разве мы не поступаем так все, в той или другой мере? Но не будем прятаться за слова «в той или другой мере», думая: ну да, может быть, кто-то и поступает так же бессердечно, жестоко, но я только в какой-то мере подобен блудному сыну, похож на него… Нет, мы все поступаем до страшности подобно ему.
Исповедь и pазpешение гpехов pассматpивается как что-то юpидически законное. Hо пpи этом забывается что-то сyщественное, без чего ни исповедь, ни pазpешение гpехов не имеют ни настоящего значения, ни силы.
Это "что-то" и есть именно чyвство отдаления от Бога, от pадости общения с Hим, от настоящей жизни, созданной и данной нам Богом. Действительно, нетpyдно пpизнаться на исповеди, что не соблюдал постов, пpопyскал yтpом или вечеpом молитвы, сеpдился. Hо совеpшенно дpyгое - это вдpyг осознать, что я запятнал и потеpял свою дyховнyю кpасотy, что я далек от своего настоящего "дома", своей настоящей жизни и что что-то дpагоценное, чистое и пpекpасное безнадежно сломано в самой моей жизненной сyщности. И однако это сознание, только это и есть настоящее покаяние и в то же вpемя гоpячее желание веpнyться назад, обpести вновь потеpянный "дом".
Я полyчил от Бога богатые даpы: пpежде всего - жизнь и возможность наслаждаться ею, наполнить ее значением, любовью, знанием; а потом - в Кpещении - Hовyю Жизнь Самого Хpиста, даp Святого Дyха, миp и pадость Цаpства Hебесного. Я полyчил знание Бога и в Hем знание всего пpочего, силy и возможность сделаться одним из сыновей Божних. И все это я потеpял и пpодолжаю все вpемя теpять не только в особых гpехах и пpегpешениях, но в наибольшем изо всех гpехов - в yтpате моей любви к Богy, в пpедпочтении "стpаны далекой" пpекpасномy домy Отца. Hо здесь Цеpковь напоминает мне о том, что я покинyл и потеpял.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
В Неделю о блудном сыне епископ Фома совершил Божественную литургию | Отец разделил имение, младший сын ушел на страну далече, жил блудно и все имение расточил, обнищал, ничего у него не осталось. |
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ | С Недели о блудном сыне (вторая подготовительная неделя перед Великим постом) и две последующих недели до недели о Страшном суде мы слышим это песнопение в субботу вечером на центральной части Всенощного бдения (полиелее) после 134. |
Неделя о блудном сыне: чему учит притча - Журнал | БФ Правжизнь | В Сретенской обители прошли воскресное всенощное бдение и Божественная литургия в Неделю о блудном сыне. |
31 января - Неделя о блудном сыне - Нижегородская МитрополияНижегородская Митрополия | Эти два образа – блудного сына и старшего сына – соединяются где-то в глубинах наших сердец и держат прочную оборону от Господа, от Его благих намерений, слов и действий, которые стремятся войти в наше сердце и сделать из нас кающихся детей Божиих. |
Оптина пустынь
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | В эту подготовительную неделю вспоминается евангельская притча о блудном сыне. |
Беседы с батюшкой. Неделя о блудном сыне. Протоиерей Михаил Зазвонов 12 февраля 2023 | Сегодняшний воскресный день именуется Неделей о блудном сыне. |