По мнению депутата, это ускорит реализацию мусорной реформы — переход к раздельному сбору отходов, уменьшит переполненные свалки. В июле 2022 года глава Минприроды России Александр Козлов заявил, что мусорная реформа идет «с опережением»: рисков срыва нет. При достаточном количестве правовых оснований нарушителям может грозить не только привлечение к административной ответственности, но и принудительное выдворение из России. мусорная реформа Татьяна Витушева законодательство ГУРБ. Главная Наша деятельность Новости О мусоре – начистоту: в «Единой России» обсудили ход мусорной реформы в Иркутской области. Работу старых мусорных полигонов в России хотят продлить ещё на три года.
Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?
Согласно постановлению правительства об организации проектной деятельности, национальный проект — это программа, направленная на достижение национальных целей развития страны. В нацпроекты входят федеральные проекты: они обеспечивают достижение общественно значимых результатов, выполнение задач национального проекта и их показателей. Научный эксперт Российского экологического движения Илья Рыбальченко, в свою очередь, считает, что реализацию мусорной реформы пока рано называть успешной: «Основной проблемой в части работы с ТКО является создание полноценных территориальных схем ТСО по работе с отходами в регионах». Сейчас ТСО формируются до определения способа утилизации остатков — это «грубая ошибка» государственного и муниципального управления, поскольку приводит к несоответствию между потребностями и возможностями различных звеньев системы обращения с ТКО, поясняет он.
Основная цель — снижение поступления отходов на полигоны — не достигнута, сказал «Ведомостям» член комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Сергей Завьялов. И хотя эта цель обозначена к достижению в 2030 г. Если учитывать, что цели нацпроекта «Экология» и федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» неоднократно корректировались в сторону ослабления, то основные задачи в части создания инфраструктуры по обращению с ТКО были решены, говорит Завьялов.
Большие надежды профсообществом возлагаются на развитие сети экотехнопарков, но без включения их в территориальные схемы обращения с отходами ждать больших результатов не стоит, предупреждает он.
Да, мы почувствовали обонянием, что «ЭкоЦентр» не регулярно заглядывает в эти места. Людям приходится ежедневно собирать порхающие на ветру пакеты и бумажки в огроде, на улице, снимать с деревьев. Естественно, они с возмущением обратились к главе поселения Евгению Курленко. Нарушения допускаются и со стороны самих жителей поселения — об этом рассказали нам встретившиеся жительницы поселка. Условия вывоза мусора — в пакетах, а бак наполовину заполнен прошлогодней листвой, ветками вперемешку с землей.
Не все жители связывают пакеты, мол, мы деньги платим — как хотим, так и выбрасываем. А в итоге страдают жители ближайших подворий.
По их утверждению, для легализации переполненных полигонов региональные операторы создают «муляжи» сортировочных станций, которые не способны переработать даже десятую часть поступающего мусора. От сбора до утилизации С 1 января программа заработала в 69 регионах. В рамках новой системы за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение мусора отвечают региональные операторы, выбранные на конкурсах. При этом затраты на их услуги больше не маскируются внутри общего тарифа ЖКХ, а выделяются в отдельную коммунальную услугу — в среднем 120—130 рублей в месяц с человека. Тарифы устанавливают регионы. Суммы могут рассчитываться как с квадратного метра, так и с количества проживающих в квартире. С юридических лиц плату взимают исходя из занимаемой ими площади.
Самая ясная и понятная часть реформы — это раздельный сбор мусора. Для этого на мусорных площадках предумотрены отдельные контейнеры для «сухих» отходов — емкости синего цвета, в которые нужно складывать пластик, стекло, бумагу и металл. От граждан требуется немного — соблюдать это нехитрое разделение отходов. Кое-где появились и отдельные контейнеры для каждого из видов мусора. Первые итоги и первые проблемы С началом реформы в одних регионах появились новые баки и начался раздельный сбор отходов, в других мусоровозы оборудовали видеокамерами и GPS, а где-то впервые за долгие годы вообще начали вывозить отходы. До этого в окрестностях многих российских городов вырастали стихийные свалки и нелегальные полигоны, а в селах и деревнях мусорными контейнерами служили берега рек и овраги.
Однако далеко не во всех регионах мусорная реформа состоялась. Если в Москве стоят контейнеры для раздельного сбора стекла, пластика и бумаги, то Сочи скоро может утонуть в мусоре из-за того, что там не могут найти места для строительства завода по его переработке, а в Якутии отходы с некоторых территорий вообще можно вывозить только по зимнику.
#МУСОРНАЯ РЕФОРМА — новости по теме
Промежуточные итоги «мусорной» реформы В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала. Как мы помним, так называемая мусорная реформа идет в России уже три года, но положительные результаты ее найти очень сложно, особенно на бытовом уровне. Мусорная реформа — все новости по теме на сайте издания фото 1 5 июля 2023 года на радиостанции.
#МУСОРНАЯ РЕФОРМА — новости по теме
Почему во всем мире мусорная отрасль приносит прибыль, а в России до сих пор финансируется из бюджета? Эти проблемы были подняты 19 октября на совместном заседании пяти думских комитетов с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии. Основные претензии депутатов к профильному ведомству фиксировала «Парламентская газета». На совместном заседании пяти комитетов Госдумы он подчеркнул, что эти цифры соответствуют целевым показателям федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».
Напомним, целью мусорной реформы является 100-процентная сортировка твердых коммунальных отходов ТКО и снижение мусора, отправляемого на полигоны, в два раза. Еще 400 миллионов рублей предусмотрено на проектирование двух объектов ТКО на новых территориях. Несмотря на большое количество вопросов, рассмотренных на заседании представителями Комитета по бюджету и налогам, Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитета по энергетике, Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, а также Комитета по строительству и ЖКХ, основная дискуссия развернулась именно вокруг мусорной реформы.
На обеспечение деятельности Российского экологического оператора РЭО , специально созданного в 2019 году, из федерального бюджета выделяется в год 2,1 миллиарда рублей, при этом «складывается ощущение, что ничего не сделано», подчеркнул во время прений председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Уникальная ситуация «Мы ежегодно индексируем тариф, предоставляем финансирование за счет средств федерального бюджета. Во всем мире эта отрасль прибыльна.
Вообще никто не контролирует. Бесконтрольно средств таких не может быть в стране. Они должны контролироваться и быть прозрачными", - подчеркнула Матвиенко. При этом она обратила внимание, что несмотря на такие большие суммы, качественного улучшения в мусорной сфере не произошло: адресные программы не реализуются, мусоровозов добавилось немного - они ездят старые и разбитые, сортировка мусора не сильно выросла. У нас беда с мусорной реформой. Прошло пять лет с момента принятия закона и проведения мусорной реформы.
Ответственным за организацию вывоза и правильное обращение с ТКО на каждом этапе обработка, обезвреживание, утилизация и размещение на специальных объектах стал региональный оператор по обращению с ТКО. Целями реформы правительство Петербурга называет усиление контроля за перемещением твердых коммунальных отходов, прежде всего недопущение их поступления на несанкционированные свалки; увеличение доли отходов, направляемых на переработку и возвращение их в экономику в качестве вторсырья.
Красивые слова, за которыми, возможно, стоит лишь чей-то меркантильный интерес и отсутствие реального решения мусорной проблемы. Заметим, ситуация не улучшилась до сих пор. В ночь с 11 на 12 января пожарные Петербурга 9 раз выезжали на тушение завалов мусора на улицах города. И город на Неве — не исключение. Схожая ситуация во время новогодних каникул сложилась и в Костроме. Там тоже масса невнятных объяснений происходящего: якобы слишком много мусора выбрасывают жители, подрядчики не отправили мусоровозы и так далее. Опять некое ООО, которое отвечает за один из стратегических проектов — мусорную реформу и некие личности, которые эти ООО представляют… В проигрыше граждане, которые, как правило, исправно платят за вывоз ТКО и окружающая среда, которая страдает от отсутствия должной утилизации отходов. Аналогичная участь постигла в прошлом году Каспийск и Махачкалу — столицу Дагестана, кстати, родину того самого Керимова.
Примеров масса. О том, что в каждом втором регионе отходы не вывозятся в срок, заявлял даже генпрокурор РФ Игорь Краснов , по оценке которого мусорная реформа в России проходит с системными нарушениями. Счетная палата охарактеризовала ситуацию в обращении с твердыми коммунальными отходами в России как неблагополучную, а реформу в этой сфере назвала безуспешной. Читайте также Согласно нацпроекту «Экология», рекультивировать землю, которая находится под 191 несанкционированной свалкой, изначально планировалось к 2024 году, но уже сейчас можно предположить, что этого сделано не будет. Больше того, число и площадь так называемых полигонов увеличатся, поскольку мусора становится все больше, и его надо куда-то сваливать. Ведь утилизировать и перерабатывать мусор мы, судя по всему, еще и не начинали. Как мы помним, так называемая мусорная реформа идет в России уже три года, но положительные результаты ее найти очень сложно, особенно на бытовом уровне. В большинстве регионов они сводятся к ликвидации конкуренции в этой сфере, создания так называемых региональных операторов и введения повсеместной платы за обращение с твердыми бытовыми отходами, независимо от объема, качества и самого наличия этой «услуги».
По всей стране собираются миллиарды рублей, а пользы стране от этих денег не видно. Напомним, толчком к «реформе» послужили скандалы с мусорными полигонами, в частности в Московской области, где жители выходили на массовые акции протеста. Пришлось, как всегда, вмешаться лично президенту России. Тогда-то и было решено переходить на современные методы утилизации отходов, начать раздельный сбор мусора, строить мусоросжигательные и утилизационные заводы и постепенно ликвидировать мусорные полигоны. Но, судя по всему, из этого плана реализовано немного.
При этом отечественные, даже незагруженные, выходят на линию с предельной нагрузкой на ось. Самые проблемные регионы — Новосибирская, Омская области, Алтайский и Краснодарский края. Из-за существенного увеличения турпотока критическая ситуация складывается на черноморском побережье. Там для четырех заводов по переработке мусора, запланированных в прибрежной зоне, до сих пор не найдены инвесторы, а в Сочи — еще и не могут подобрать подходящий для этих целей участок. В конце февраля вице-премьер Виктория Абрамченко , курирующая Сибирский федеральный округ в Правительстве, находясь в Абакане, раскритиковала ход мусорной реформы в регионах Сибири.
Абрамченко, которую процитировала «Российская газета», указала, что в СФО утилизируют всего около двух процентов твердых коммунальных отходов — это худший показатель в России. А объем отходов, направляемых на обработку, — на 30 процентов меньше, чем в среднем по стране. Касперская рассказала, при каких условиях заблокируют смартфоны россиян То пандемия, то санкции Сейчас в стране — серьезный дефицит инфраструктуры по переработке мусора, отметили по итогам ревизии. По плану к 2030 году необходимо построить или реконструировать 868 предприятий по обращению с ТКО. Пока же за пять лет ввели только 250 объектов, из них по обработке мусора — 34 и еще 65 — по утилизации. Такими темпами нужных показателей не достичь. При этом в ответе Минприроды нашему изданию указано, что «весь объем мощностей, запланированных к вводу в 2023 году, достигнут в полном объеме». По обработке ТКО ввели в эксплуатацию объекты, сортирующие 20,39 миллиона тонн в год при плане 19,49 миллиона. Мощность открывшихся заводов по утилизации министерство оценивает в 6,1 миллиона тонн в год при плане в 6,05 миллиона. По факту в эксплуатацию не сдан ни один.
Причина — сначала пандемия, потом — санкции, введенные в отношении госкорпорации, из-за которых не могут поставить необходимое оборудование. У главы Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрия Кобылкина особую озабоченность вызывает эксплуатация так называемых временных объектов захоронения, на которые нет нужных документов. Тарифы выше результата Еще одна больная тема — работа регоператоров.
Новости по тегу: Мусорная Реформа
ТСЖ одного из многоквартирных домов Хабаровска пыталось через суд оспорить тариф на обращение с ТКО, установленный администрацией на 2022 год. Последний раз объем мусора тут замеряли в 2017 году — значит, норматив накопления мог устареть. Регоператор ответил, что он предложил такой тариф, а местные власти сочли его обоснованным исходя из затрат на транспортировку и захоронение отходов. Суд в отмене тарифов отказал. Жалоба в вышестоящий суд не принесла результата.
От Москвы и Московской области по этому вопросу уже подготовлены законодательные предложения, сообщил он. С тем, что эти проблемы требуют законодательного решения, согласилась и Матвиенко. Она поддержала предложение комитета начать системную работу на основе проведенного анализа и подготовить изменения в законодательство. Прорывных вещей особо не наблюдается, поэтому надо заняться серьезно этой темой», — подытожила спикер палаты.
Кроме того, Владимир Путин акцентировал внимание на экономической и экологической целесообразности создания предприятий для переработки мусора, отметив безопасность современных технологий для экологии и для людей. Более того, создание таких заводов сопровождается другими позитивными составляющими, среди которых — новые рабочие места, уровень зарплаты и т.
Они позволят нарастить объемы обработки отходов на 3,62 млн тонн, а утилизации — на 0,76 млн тонн ежегодно. Кроме того, созданы 37 предприятий по переработке и 20 участков утилизации. К концу 2022 года ожидается завершение еще двух проектов по сортировке и утилизации, а также пяти участков по утилизации. В течение 2019-2021 годов в России утилизировалось 4,63 млн тонн отходов ежегодно. При участии РЭО до конца года планируется заключить концессионные соглашения по созданию и реконструкции 65 предприятий в 31 регионе России.
В Госдуме предъявили мусорной реформе главную претензию
Мусорная реформа стартовала в России в 2019 году. При достаточном количестве правовых оснований нарушителям может грозить не только привлечение к административной ответственности, но и принудительное выдворение из России. мусорная реформа Татьяна Витушева законодательство ГУРБ. По ее словам, с реализацией мусорной реформы в стране «лучше не стало, стало хуже» и «надо разбираться на местах, почему так происходит». Новости по тегу: Мусорная Реформа. Сенаторы готовятся раскритиковать ход мусорной реформы На претензии к своим методикам в Российском экологическом операторе ответили, что те прошли все необходимые экспертизы. С 2019 года в России идет мусорная реформа, среди ее задач — переход к системе сортировки и переработки мусора.
Матвиенко поручила регионам разобраться, куда уходят средства граждан за вывоз мусора
Реформа по созданию устойчивой системы обращения с ТКО недостаточно эффективна, в этой сфере есть большое количество нерешенных вопросов, сообщил глава комитета Александр Двойных. Мы побывали на месте расположения мусорного сбора, поговорили с местными жителями, получили крайне негативные отзывы. Первые споры после проведения «мусорной реформы» добрались до высшей инстанции: Верховный суд РФ (ВС) рассмотрел несколько дел с региональными операторами, требующими оплаты услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). В пятницу, 19 апреля начали работу крупнейший в России завод по рециклингу полимеров ЭкоЛайн-ВторПласт и завод по производству готовых изделий из вторичной гранулы ЭкоПласт. Новости по тегу: Мусорная Реформа.
РЭО: Мусорная реформа столкнулась с препятствиями в 18 регионах России
Конечно, есть и некоторые успехи. Гражданам дана возможность участвовать в разделении коммунальных отходов на фракции, и многие населённые пункты наконец-то получили контейнерные площадки для селективного накопления и сбора отходов. Но поток отходов, поступающих на захоронение, только возрастает, для чего строятся и вводятся в эксплуатацию новые крупные объекты. Так называемые целевые показатели уменьшения объёмов захоронения отходов «в разы», заложенные в схемах и программах, пока не достигнуты. То есть, говоря словами великого баснописца, воз и ныне там: воз наших с вами отходов там, на полигонах. Говорят, что свой вклад должно внести мусоросжигание, и мы с вами получим, наконец, как минимум двукратное снижение объёмов полигонного захоронения. Действительно, если сжечь всё, что способно сгореть после отбора вторсырья , то теоретически этот показатель может быть достигнут.
Но относительно сжигания отходов надо иметь в виду следующее: Требуются сложное дорогостоящее оборудование и большие энергозатраты для условно безопасного сжигания пиролиза отходов при высоких температурах. Наиболее привлекательными для сжигания преимущественно являются утильные фракции отходов, подлежащие переработке либо компостированию. И сжигание здесь проигрывает по затратам и экологическим последствиям. Требуется создание индустрии топлива из отходов. Необходим тщательный отбор вредных фракций например, изделий из ПВХ , дающих при сжигании очень опасные выбросы в атмосферу. В России до сих пор отсутствует законодательство, устанавливающее льготы и преференции для лиц, продающих и покупающих образующуюся при сжигании отходов энергию.
Подытоживая изложенное выше, можно сказать, что мусорная реформа реализуется отнюдь не с блестящими результатами. В Подмосковье экологическая ситуация ухудшилась, поток отходов на полигоны, площадки временного складирования скорее возрос, чем уменьшился. По нашему мнению, одной из причин, тормозящих перевод обращения с отходами на рельсы переработки и грамотной утилизации, стала монополизация, заложенная в законодательстве. Как отмечено выше, собственник отходов лишается права на собственность с момента образования у него этих отходов и обязан передать их монополисту — региональному оператору. Вместе с тем, сегодня широко внедряется раздельное накопление ТКО с отбором утильных фракций.
И, как оказывается, это мизер на фоне отходов недропользования — 8 млрд т. В 2019 году казалось, что достаточно разобраться со свалками и построить до 2024 года 200 мусороперерабатывающих заводов, и проблема будет решена. По нацпроекту «Экология» общая мощность новых предприятий по переработке коммунальных отходов к 2024 году должна составить 23,1 млн т, а для всего мусора — на 37,1 млн т. Всего с 2019 по 2024 год на всю работу с ТКО планировалось направить 296,2 млрд руб. Необходимая для обращения с отходами инфраструктура создается, и это — самое главное направление, отметила в среду вице-премьер. По ее словам, за три года создано более 210 объектов общей мощностью 19 млн т в год для сортировки и 5 млн т в год для утилизации. Услуги по обращению с коммунальными отходами оказывают профессиональные участники — 182 региональных оператора. По его словам, в 2018 году в России было образовано 66 млн т отходов, в 2021-м — 52 млн т. В итоге большая часть мусора по-прежнему в лучшем случае прессуется и отправляется на полигоны».
Коротко цель этих изменений состоит в переходе к глубокой переработке взамен полигонного размещения. А в качестве основного приводного механизма для этого предусмотрена централизация и даже некоторая монополизация обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Соответственно, за счёт ограничения и сведения на «нет» конкурентных рыночных отношений в этом секторе коммунальных услуг. Объектами этой централизации являются регионы России, а именно субъекты федерации: республики, края, области. В каждом из них выбраны на конкурсной основе региональные операторы по обращению с ТКО, между которыми если их более одного административно распределяются внутри региона зоны ответственности по территориальному признаку. В нашем случае это, соответственно, Московская область и Каширский региональный оператор, ответственный в том числе и за городской округ Коломну. Каждый собственник ТКО, он же потребитель услуг регионального оператора, обязан «заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО». То есть отказаться в обязательном читай «принудительном» порядке от собственности. Да ещё и заплатить за это региональному оператору. Так выглядит эта процедура с точки зрения обывателя. Но вернёмся к реформам и их внедрению. На самом деле, за это время сделано немало. Однако оценить однозначно положительно первые итоги проведения в жизнь принятых реформ сегодня, к сожалению, нельзя. Схема и программа развития этой отрасли в Московской области разработаны и утверждены губернатором и парламентом. Региональные операторы выбраны, и уже больше нескольких лет мы наблюдаем результаты их работы, пока в основном посредственные. На подмосковные, и не только подмосковные полигоны, стремительно заваливая их, хлынула лавина московских отходов. Экологическая и санитарная ситуация вокруг таких объектов заметно ухудшилась, в связи с чем у населения к власти возникает много вопросов. Например, за 28 лет эксплуатации полигона «Воловичи» с 1989 по 2017 год не поступило ни одной!!
Это стало катализатором стихийных протестов. Под эти благие цели народу объявили новые тарифы на вывоз мусора. Для повышения доходов региональных операторов был введен экономически необоснованный и социально несправедливый расчет норматива образования ТКО, исходя из площади жилого помещения в многоквартирных домах и в индивидуальных жилых домах. Московскую область поделили на семь кластеров и заключили контракты с регоператорами на 10 лет. В результате, те компании, которые работали до региональных операторов, были или вытеснены с рынка, или привлечены на кабальных условиях на подряд. Каковы же итоги этих шоковых реформ. Объявили о закрытии всех 39 мусорных полигонов на территории Подмосковья. В настоящее время закончена рекультивация 17 полигонов ТКО. Запланировано к 2024 году, рекультивировать ещё 10 полигонов ТКО. Поскольку реализация федерального проекта «Чистая страна» рассчитана до 2024 года, то 12 закрытых полигонов Московской области не попали в данный проект. В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации вопрос о форме и объемах финансирования мероприятий по ликвидации объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, не вошедших в федеральный проект «Чистая страна», не проработан. К началу 2023 г. Эксперты оценивают процент отправляемых на переработку отходов значительно меньше. В любом случае Подмосковье по сравнению с другими регионами значительно продвинулось в экологической реформе, но до оптимистичных реляций далеко. На территории Московской области образуется 4,1 млн.
Мусорная реформа: что это такое
А некоторые операторы — это конторы из категории «рога и копыта», у которых нет ни мусоровозов, ни контейнеров, ничего нет», — заявила спикер. Последние записи:.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 24. В соответствии со статьёй 136 Гражданского кодекса РФ, «плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений». Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что собственник отходов, принудительно превращённый законодательством в потребителя услуг регионального оператора, совершенно точно лишается права распоряжения своими отходами по своему усмотрению. То есть, никто не может продать передать свои отходы, полностью или частично, никакому другому лицу, кроме регионального оператора или его законного представителя. Возможно восстановить право распоряжения своими отходами у собственников и дать им возможность самостоятельно накапливать и продавать вторичное сырьё, пользующееся спросом у переработчиков. Напомним, что это пластиковые бутылки и другая пластиковая тара, бумага, стекло, металлы. Малый и средний бизнес, развитие которого является приоритетной задачей государства, способен взять на себя эту работу и тем самым освободить региональных операторов для решения более сложных и дорогостоящих задач экологически безопасного сжигания, переработки и полигонного захоронения мусора.
Независимый предварительный отбор наиболее коммерчески привлекательных фракций ТКО позволит развить истинно рыночные отношения в сфере сбора и переработки вторичных сырьевых ресурсов. Раздельно накопленные фракции ТКО следует включить в Федеральный классификационный каталог отходов в качестве отходов пятого класса опасности, для обращения с которыми не требуется получать лицензию. В результате будут достигнуты следующие цели: Население, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых образуются ТКО, получат возможность распоряжаться своей собственностью - утильными фракциями ТКО и продавать их на свободном рынке. Селективное накопление отходов будет проводиться более осмысленно и полно в ситуации, стимулируемой последующей прямой продажей накопленного вторсырья. Получит развитие и придёт в каждый дом малый и средний бизнес, работающий в сфере обращения с вторичными сырьевыми ресурсами. Региональные операторы при этом действительно потеряют некоторую часть своих доходов. Однако это даст им большой стимул к развитию глубокой переработки отходов, требующих больших инвестиций и создания крупных высокотехнологичных комплексов. Привлечение субъектов малого и среднего бизнеса к сбору вторичных компонентов непосредственно от населения и предприятий будет способствовать наибольшей полноте отбора таких фракций ТКО. Такое своеобразное разделение труда значительно снизит объёмы отходов, направляемых на сжигание, облегчит операторам по обращению с ТКО их сортировку с выделением и дальнейшей утилизацией минеральных и компостируемых составляющих.
Оживление рыночных отношений в этой области создаст основу для снижения цен на вторсырьё, привлечёт предпринимателей и обусловит создание новых рабочих мест. И, в конечном итоге, будет способствовать развитию бизнеса, сохранению и улучшению среды обитания, в первую очередь в столичном регионе России.
На одной площадке в штабе общественной поддержки «Единой России» партийный проект «Чистая страна» собрал учёных, представителей правительства Иркутской области министерства природных ресурсов и экологии, а также министерства экономического развития , Законодательного Собрания, общественных организаций, региональных операторов в сфере обращения с ТКО, предпринимателей, занятых сбором, сортировкой и переработкой вторичного сырья.
Он отметил, что также требует обсуждения законопроект, вводящий ограничения на использование пластика и полиэтилена на берегах Байкала. Проект закона уже прошел первое чтение в Госдуме, и сейчас необходимо подготовить поправки к нему. Как рассказала председатель общественного совета партийного проекта «Чистая страна» Нина Абаринова, согласно отчетам региональных операторов, с момента ввода мусорной реформы в Иркутской области около 680 млн тонн отходов было сформировано, 670 млн тонн — захоронено.
Между тем Нина Абаринова отметила, что в статистику по обработке и утилизации отходов не попадает информация о деятельности большого числа малых предприятий, которые самостоятельно работают в этом направлении в Иркутской области. Официально в регионе имеют лицензии на переработку различных видов отходов 147 субъектов бизнеса. В городе Иркутске функционировало 192 пункта приёма вторсырья и разных видов отходов.
Конечно, понять, куда идут органы государственной власти в этом направлении — в организации сортировки, переработки ТКО. Или мы все же будем сортировать сами эти отходы? Мы должны определиться с основными направлениями этой работы.
Наши предприниматели должны понять, куда им встраиваться, - подчеркнула Нина Абаринова. Министр природных ресурсов Иркутской области Светлана Трофимова подчеркнула, что ситуация была сложной изначально: прежде чем приступать к решению главной задачи реформы — утилизации ТКО и кратному снижению объема захораниваемых отходов, требовалось хотя бы полностью удовлетворить потребность населения в мусорных контейнерах. К сожалению, когда началась мусорная реформа у нас в стране, и соответственно, в Иркутской области, не было достаточного количества объектов инфраструктуры.
Так, в одном из поселков в Коми не появилась даже специальная площадка для мусора: люди оставляют отходы на околице, а региональный оператор по субботам их собирает. Все это тоже не способствует платежной дисциплине граждан. И это еще не все.
Жители ряда регионов оказались недовольны планами по строительству новых объектов по обращению с коммунальными отходами. Одним из ярких примеров стала станция Шиес в Архангельской области : жители близлежащих Архангельска, Северодвинска и других городов высказываются против строительства экотехнопарка, куда для переработки и захоронения планируется привозить отходы из Москвы. Мусорная проблема стала одной из больных тем, которая была затронута во время прямой линии с Владимиром Путиным в июне.
Президенту пришлось комментировать фотографии заваленных мусором улиц и отвечать на жалобы на то, что тарифы растут, а реформа пока видна лишь на бумаге. Он объяснил, что долгосрочная программа борьбы с накопившимся в стране мусором предусматривает строительство 200 комплексов по переработке отходов, их возведение обойдется примерно в 300 миллиардов рублей, при этом только треть денег возьмут из бюджета, остальное даст бизнес. Также Путин признал, что рост мусорных тарифов неизбежен, ведь нужны какие-то первичные вложения, чтобы программа заработала.
Владимир Путин, президент РФ: «Никто раньше не считал, сколько стоит вывоз мусора. Сегодня никто не хочет, чтобы рядом с домом были свалки и полигоны. Значит, надо вывозить дальше и тратить деньги на транспорт, горючку, зарплаты.
Это действительно может быть дороже, но требует дополнительной проверки и внимательного рассмотрения».