Можно ли в пост есть морепродукты? Есть всего два дня во время поста, когда можно есть рыбу, зато морепродукты — «морских гадов» — можно есть без ограничений. Можно ли в Великий пост молиться дома и не ходить в храм?
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Посмотрим на второй аргумент — об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал. Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11-е правило Трулльского собора — совсем не про бороду.
Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями. Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава.
Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах. Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» 1Кор.
Так что авторы 40-й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот. Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша».
Где, почему? Очень уж сильное выражение — «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые.
Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину. Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию всецерковной полноты. Но о волосах такие правила есть.
Что они говорят? Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе.
Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом?
Это нам разъясняют толкователи. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют.
Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика». Итак, речь идет о гуменце — выбритой макушке, отличительном знаке клириков.
На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».
Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их — вымысел». Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города.
Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов». Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние.
А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую». Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами.
Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше».
И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею».
Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».
То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос.
А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы».
Во-вторых, можно уделить время близким людям, которым из-за повседневной работы не хватает нашей заботы и внимания. Например, погулять с детьми, выехать с ними на природу, на рыбалку и т. Можно посетить пожилых родителей или просто старых знакомых, или кого-то в больнице. И конечно, никто не запрещает собраться всей семьей, с друзьями, знакомыми, посидеть за праздничным столом и выпить чего-нибудь спиртного.
Конечно, в меру. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-нибудь скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего. Например, знакомых обижают и обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христова, духа веры христианской!
Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас, прежде всего. Господь Бог наш? Когда я училась в школе, всех нас воспитывали атеистами. И дома тоже. Но моя мама почему-то все равно придерживалась каких-то церковных обычаев.
На Пасху она пекла куличи и всегда говорила, что в праздники нельзя работать. Что считается грехом в церковные праздники В православной религии существует семь смертных грехов , которые, естественно, нельзя делать никогда. А в праздники считается грехом еще и любая работа. Особенно грязная, связанная с мытьем и грязной водой. Значит, в церковные праздники и воскресенье не следует: мыться самому; что-то мыть: полы, окна, даже посуду; стирать белье; прибираться в доме; работать на земле: в саду, в поле, в огороде.
Все эти работы необходимо сделать заранее и лучше закончить в канун праздника или в субботу до 2-х часов дня. И начинать работать можно было по словам, опять же, моей мамы в праздник или воскресенье после 4-х часов. Мне она объяснить не могла, почему именно так, но я думаю, что это связано со службами в церкви. В церкви сутки начинаются не в полночь, а в 6 часов вечера. Тогда или чуть раньше начинается вечерняя служба.
Значит к этому времени должны быть закончены все дела. И человеку нужно привести себя в порядок, нарядиться, чтобы пойти на службу в храм. Потом, перед восходом солнца начинается утренняя служба. Богослужение проводится как бы в несколько этапов. Завершается литургия примерно в 4 часа дня.
На заключительной службе обычно вспоминают о смерти Христа, день закончен. Перед праздниками и воскресеньем вечернюю службу объединяют с утренней. Называется это всенощным бдением. Видимо, мама моя была права, если именно так учила меня придерживаться церковных праздников. Смертным грехом считается и сквернословие.
Поэтому в праздничные дни особенно нужно воздержаться от брани, ругачки, ссор. Не стоит выяснять отношения. Лучше найти повод для примирения. Моя мама не разрешала мне в воскресенье и церковные праздники вязать. Это меня очень раздражало.
Это ведь не грязная работа, и даже не работа, а хобби. Когда занимаешься любимым делом — это просто удовольствие. Хотя раньше, когда все вещи люди делали сами своими руками, это считалось работой. Позже я узнала, что священнослужители сейчас разрешают в праздники заниматься рукоделием. Но я все равно, по совету мамы, с утра в церковные праздники стараюсь ничем таким не заниматься.
А чтобы не нагрешить, иду прогуляться или в магазин. Иногда даже в церковь. Но очень редко. Может быть, зря? Многие верующие люди часто задаются вопросом, можно ли в церковные праздники работать?
Ответ в этом случае не может быть однозначным, так как зависит от разных факторов. Если руководствоваться тем, что написано в Ветхом Завете, то четвертая заповедь его гласит о том, что день субботний должен быть проведен свято и посвящен Господу. Остальные шесть дней недели необходимо посвятить работе. Согласно этой заповеди, полученной Моисеем от Бога на горе Синай, раз в неделю должен быть день для отдыха от повседневных хлопот, когда нужно посвятить свои мысли и дела Господу, посещать церковь и храм, изучать Слово Божье. Что говорит Новый завет?
Новозаветные тексты таким днем называют воскресенье, которое и стало для верующих людей днем, когда не стоит работать, а лучше посетить церковь и помолиться. Но учитывая темпы современной жизни, мало кому удается отстраниться от выполнения самых разных задач, поэтому и в выходной день люди продолжают заниматься текущими вопросами. Почему нельзя работать в церковные праздники? Тем не менее есть периоды, когда верующие стараются отложить все дела, — это церковные праздники. В народе считается, что работать в эти дни грешно, так как они посвящены святым и событиям из Библии, которые следует почитать.
Человека, нарушающего традицию и предписания Нового Завета, ждет наказание. Поэтому христиане стараются воздерживаться от работы в главные двунадесятые церковные праздники. В какие церковные праздники нельзя работать? Что нельзя делать в праздники? Чтобы избежать неприятных ситуаций, все-таки старайтесь избегать работы в большие праздники, даже если вы не очень верующий человек и церковь посещаете нечасто.
Какие же существуют приметы и поверья? На Рождество не стоит ходить на охоту, рыбалку, в походы — в общем, активно проводить день, так как велика вероятность несчастного случая. Праздник этот семейный, и проводить его нужно в кругу родных и близких. На Рождество также нельзя заниматься делами, связанными с производительным трудом: шитьем, вязанием, плетением, прядением.
Там стрижение бороды — не иначе, как латинская ересь. Что это — вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех. Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св. Савве Сербскому. В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное — дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты. Есть ли в Кормчей подлоги? Увы — есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли? Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом. Большой Московский собор 1666—1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле — разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария , не было других святых? Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься — а насколько вообще неправы отцы собора 1666—1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными. В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос. Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут — абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве. Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае — если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей. В связи с поднятым собором РПСЦ вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь». Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века Матфея Властаря , составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги. То есть нормы о бороде — факультативные и вспомогательные. Но выше мы видели 21 правило Трулльского Пято-Шестого Вселенского собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков. Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасафа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце». Когда перестали выбривать гуменце? Почему его не выбривают ревнующие об исполнении норм о волосах наши современные старообрядцы? В России гуменцо обязательно выбривалось у клириков еще два столетия назад. В просторечии оно именовалось «поповой плешью». Поэтому священнослужителей иногда именовали — «стрижники». Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя маленькой шапочкой, в просторечье — «плешегрейкой», или «наплешником», которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. А уже поверх «плешегрейки» надевалась скуфья. Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно.
Считалось, что это способствует оздоровлению всего организма, а новые волосы после этого растут крепкими и более густыми. Однако стричься в пост перед Пасхой начиная со Страстной пятницы не стоит, ведь это самый скорбный день христианского календаря и самый строгий день Великого поста, когда некоторые верующие полностью отказываются от пищи до выноса плащаницы во время церковной службы. Страстная пятница — это период очищения души и смирения плоти. Неслучайно с этим днем связано множество примет: в народе говорят, что выстиранное в пятницу белье будет сохнуть с пятнами крови, а растения, посаженные в этот день, погибнут. В этот день также не стоит протыкать землю железом: того, кто это сделает, постигнет беда. В это время нельзя не только заниматься делами по дому, но и мыться, а также подстригать волосы. А можно ли стричься на пасхальной неделе? Если вы верующий человек и стараетесь соблюдать традиции, не нужно стричься в и день Пасхи. В этот день, как и в другие церковные праздники, также не рекомендуется заниматься ремонтом или уборкой, шить, вязать, стирать, выполнять работы в саду и огороде. Хотя в церковном уставе строгого запрета на этот счет не существует, верующие стараются этого не делать, если на то нет особой необходимости. Когда можно стричься во время пасхальной недели с 6 по 12 мая 2024 года?
Можно ли христианину бриться?
Можно ли в Великий пост поминать усопших. В пост человеку нельзя ругаться и злословить. Можно ли в пост есть морепродукты? Есть всего два дня во время поста, когда можно есть рыбу, зато морепродукты — «морских гадов» — можно есть без ограничений.
Стригутся ли в пост
Например, известный всем шейх Ибн Таймийя, говорил, борода обязательна для каждого верующего мужчины и ее нельзя лишаться. Но современные ученые утверждают: мы живем в другое время и в другом мире, поэтому у нас могут обычаи разниться, так и борода, возможно, была для наших пророков только обычаем. Каждый верующий верующий обязан уделять больше времени своему духовному развитию, чистоте своего тела и гигиене. Такой образ жизни для истинного мусульманина считается святым, ведь если верующий отказывается следить за собой, этим он оскорбляет Аллаха.
Можно ли бриться в Рамадан, нужно разбираться.
Нельзя поститься без благословения Индивидуальное благословение нужно лишь в том случае, если человек берет на себя особенное бремя или же послабление в посте. Возможно, потребуется благословение, если человек захотел поститься в другое время, когда по церковному календарю нет поста. В пост нельзя вступать в брак, венчаться и крестить детей Венчаться в пост нельзя. Значит, расписываться в ЗАГСе тоже не стоит. Это благочестивая традиция. Конечно, бывают исключения. Почему в пост нельзя венчаться? Потому что венчание предполагает супружескую близость, а в период поста и некоторые другие дни церковного года на нее наложен запрет в виде воздержания.
Если же по каким-то обстоятельствам вам необходимо оформить брак в ЗАГСе во время Великого поста, сохраните себя в чистоте до венчания. А венчаться можно сразу после поста. Крестить в Великий пост не возбраняется. Тем более что в древней церкви желающие принять крещение в течение поста проходили особую подготовку, в том числе оглашение, а накануне праздника Пасхи, в Великую субботу, крестились. В современности Таинство крещения в православных храмах совершается в течение всего года. В пост нельзя смотреть телевизор, слушать музыку, смеяться Здесь нужно говорить не о запрете, а о уместности или неуместности. Соблюдение поста мирянами регламентировано не сильно, что оставляет определенную свободу в том, как его проводить, что позволять и чего не позволять себе в эти дни. Отказ от просмотра телевизора, прослушивания музыки и смеха чаще мотивирован двумя причинами: общее ограничение в развлечениях и удаление от всего, что отвлекает от внутренней собранности. Святой Апостол Павел сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор.
Но в будущем такое возможно. Нужно постараться поговорить и прийти к приемлемому образу жизни. В конце концов, мир в семье важнее любых предписаний, ведь не толкает же ваш муж вас на преступление или нарушение заповедей.
Постарайтесь где-то уступить ему и одновременно показать, какую внутреннюю силу и радость приносит христианство. Старайтесь больше терпеть и подавать пример добрых отношений. Не забывайте, что муж — глава семьи, чаще молитесь за него перед Богом.
Остальное уладится со временем. А быть бабулькой не надо! Что касается приема пищи, то применяйте крестное знамение по возможности.
Если это неудобно разные люди бывают , то молитесь внутренне и кратко Господи помилуй, Господи благослови или Иисусовой молитвой. Старайтесь делать это неявно, чтобы другие просто не догадывались бы об этом. Такой молитвы, произнесенной мысленно и с благоговением, вполне достаточно, ибо Бог смотрит на сердце человека, а не на его уста или формально совершенное крестное знамение.
Пусть ваша совесть будет спокойна. Кстати, благословляют весь стол сразу, а не по отдельности каждое блюдо. Этот же принцип относится и к проезду мимо храма и.
А насчет того, что «кто постыдится Меня…», — это сказано не по этому поводу, Бога вы не оскорбите, в вашем случае будьте спокойны. Постарайтесь стать настоящей христианкой внутри себя, тогда и все внешнее приобретет определенный вид и смысл. Старайтесь больше читать Священное писание с толкованиями и письма Оптинских старцев особенно Амвросия Оптинского — думаю, все это поможет вам научиться правильной духовной жизни.
Храни вас Господь. Не обнажайте бород ваших». Стоглавый Собор 1551 года — решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» — строго запретил пострижение бороды.
Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести». Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него. В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную.
Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» Лев. Борода в двадцать первом веке — это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода? Иеродиакон Феодорит Сеньчуков врач-реаниматолог: — Мужчина вообще должен быть с бородой.
Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам — чтобы их не схватили за бороду. Православный человек — человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность.
Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне. В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений — чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.
В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого — там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.
Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции.
Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки — это не православная традиция. Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды.
В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда. Лично я не брил бороду никогда — кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу.
В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая. Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена.
Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался. Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше.
Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану — монаху нельзя ни бриться, ни стричься. Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит — под одеяло или на одеяло.
После этого вопроса спать человек перестал — так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней — не надо тратить времени на бритье. Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности.
Без нее — это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.
Женщинам борода не нравится — легкомысленные они! Борода для православного мужчины — это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства — в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу.
И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать. Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными.
И борода в данном случае — это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей — ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.
В нашем климате борода может быть очень даже полезна — согревает в морозы. Единственный минус — долго расчесывается по утрам. Владимир Лавров доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН: — К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось.
Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере.
А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее. Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья.
В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».
После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад — в связи с расставанием с любимой женщиной. Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере.
В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее… Александр Басалаев, фотограф, журналист: — Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа.
Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады. Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.
Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки.
По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил — он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено. А вот по отцу — Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь.
Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями — точно я ответить себе не могу. Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную.
Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить.
Борода — это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции. Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают — не у всех же священников растет борода — и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.
Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.
А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги.
И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал. Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты.
Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев». Наступил Рамазан - один из самых благословенных для мусульман месяцев - время поста и особых благодеяний, искупления грехов и предопределения судьбы. В месяц Рамазан Аллах ниспосылает людям большие блага, прощает, облагораживает и одаривает.
Существуют определенные моменты поста, которые вызывают у людей сомнения. Чтобы прояснить их, Trend Life, по просьбам читателей, обратился к заведующему организационным отделом Управления мусульман Кавказа, декану Бакинского Исламского университета гаджи Фуаду Нурулле. Главное, не становиться донором, т.
Но если ваша кровь спасет кого-то от смерти, то, несомненно, можно в исключительном случае стать и донором. Это является богоугодным делом. Пост, конечно, будет нарушен, но этот день можно будет скомпенсировать на протяжении года.
Вообще, любая полученная травма не прерывает пост, даже если будет сломана одна из частей тела. Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же инъекция подпитывает организм общеукрепляющими витаминами, тогда нельзя.
Также нельзя принимать таблетки любого рода. Если человек внезапно заболеет, можно только сделать инъекцию.
Нельзя грустить, печалиться, выносить планы мести.
Нельзя поддаваться агрессии, ссориться, сплетничать. Ни в коем случае не переедайте, чревоугодие - это грех. Нельзя соблюдать пост людям с хроническими заболеваниями, беременным, кормящим матерям и детям.
Поэтому надо молиться каждый день и ни раз - перед и после еды, а также по любому важному для вас поводу. Посещать храмы - обстановка поможет стабилизировать ваше внутреннее состояние. Помощь ближнему, благотворительность, добрые дела - приветствуются в Великий пост.
Обязательно нужно посетить своих близких и урегулировать все конфликты. Смотрите только к себе в тарелку и не осуждайте тех, кто не соблюдает пост.
Как есть в пост, чтобы не умереть
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. Узнайте, что можно и нельзя делать в пост, как можно разнообразно питаться, а также можно ли поститься детям. Одним из вопросов, которые могут возникать перед верующими, является то, можно ли бриться в эти дни или стоит ли отказаться от этого обычая на время праздника. Разрешается ли мужчинам бриться во время поста Рамазан?
Вербное воскресенье 2024: в чем суть праздника, что можно и нельзя делать
Допустимо ли прослушивание в пост музыки, чтение книг, просмотр фильмов и пр. Можно ли кушать сладкое во время поста? Узнайте, что можно и нельзя делать в пост, как можно разнообразно питаться, а также можно ли поститься детям.
Петров пост в 2023 году: что можно и чего нельзя есть, главные традиции
Я хотел спросить, можно ли в пост есть щербет(простой без шоколада) и халву? И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? — ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), — будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи. Можно ли бриться в пост | Уход за волосами: стрижки, окрашивание, прически. Например, у многие возникает вопрос по поводу того, можно ли в постные дни стричь или красить волосы. Можно ли во время поста стричь волосы?
можно ли бриться в пост
Дух посетил учеников и апостолов и даровал им понимание Закона Божиего вместо задокументированных правил. После этого события апостолы постились, чтобы очистить свои мысли и проповедовать, будучи не обремененными мирской пищей. В православии акцент делается на Петре и Павле. В них объединяются истовость веры, твердость и простота Петра и красноречие, а также разум Павла. Кстати, первым русским источником, где упоминается Петров пост, является «Белечский устав», написанный в XI веке. Что можно есть в Петров пост Правила и ограничения Апостольского поста довольно мягкие. Так, запрещено есть и пить продукты животного происхождения, кроме рыбы и молочных продуктов.
Дело в том, что рыба — это символ религиозности апостола Петра, поэтому она остается в рационе. Но по средам и пятницам предписано отказываться и от нее. Обыкновенными яствами на Петровский пост считаются простые щи, окрошка, ботвинья. Вдобавок нужно исключить употребление спиртных напитков и табака. Как провести Петров пост Церковь во время Петрова поста проводит специальные богослужения.
Читайте также Приметы на Вербное воскресенье Лучшим подарком в этот день будет сделанный своими руками Вербное воскресенье — исключительно церковный праздник, а христиане над приметами смеются: священнослужители называют суеверия, обряды, ритуалы мракобесием.
Но в сознании многих людей православие и язычество тесно сплетены, и вера в приметы прекрасно уживается с посещением храма в Вербное воскресенье. Если вы тоже считаете, что стоит прислушиваться к советам предков и верить их наблюдениям, то вот вам информация к размышлению. Приметы, связанные с погодой Хорошая погода на Вербное или туман с утра — к обильному урожаю. Дождь в этот день — к отличной всхожести посаженных культур по другой версии — к промозглому лету , а солнце — к сухому и жаркому. Если в этот день ударит мороз — будет хороший урожай яровых. Сильный ветер — к прохладному, зябкому лету.
Пасмурная погода в Вербное воскресенье обещает щедрый урожай летом. Птицы поют на рассвете — удачным будет весь год. Сережки на деревьях — осенью удастся собрать много зерна, фруктов и овощей. Другие приметы На Вербное воскресенье подумайте о любимом человеке, и к вечеру или на следующий день он даст о себе знать. Покормите птиц — будете богаты. Посадите с утра цветы — деньги приумножите.
Когда я училась в школе, всех нас воспитывали атеистами. И дома тоже. Но моя мама почему-то все равно придерживалась каких-то церковных обычаев. На Пасху она пекла куличи и всегда говорила, что в праздники нельзя работать. Что считается грехом в церковные праздники В православной религии существует семь смертных грехов , которые, естественно, нельзя делать никогда. А в праздники считается грехом еще и любая работа. Особенно грязная, связанная с мытьем и грязной водой. Значит, в церковные праздники и воскресенье не следует: мыться самому; что-то мыть: полы, окна, даже посуду; стирать белье; прибираться в доме; работать на земле: в саду, в поле, в огороде.
Все эти работы необходимо сделать заранее и лучше закончить в канун праздника или в субботу до 2-х часов дня. И начинать работать можно было по словам, опять же, моей мамы в праздник или воскресенье после 4-х часов. Мне она объяснить не могла, почему именно так, но я думаю, что это связано со службами в церкви. В церкви сутки начинаются не в полночь, а в 6 часов вечера. Тогда или чуть раньше начинается вечерняя служба. Значит к этому времени должны быть закончены все дела. И человеку нужно привести себя в порядок, нарядиться, чтобы пойти на службу в храм. Потом, перед восходом солнца начинается утренняя служба.
Богослужение проводится как бы в несколько этапов. Завершается литургия примерно в 4 часа дня. На заключительной службе обычно вспоминают о смерти Христа, день закончен. Перед праздниками и воскресеньем вечернюю службу объединяют с утренней. Называется это всенощным бдением. Видимо, мама моя была права, если именно так учила меня придерживаться церковных праздников. Смертным грехом считается и сквернословие. Поэтому в праздничные дни особенно нужно воздержаться от брани, ругачки, ссор.
Не стоит выяснять отношения. Лучше найти повод для примирения. Моя мама не разрешала мне в воскресенье и церковные праздники вязать. Это меня очень раздражало. Это ведь не грязная работа, и даже не работа, а хобби. Когда занимаешься любимым делом — это просто удовольствие. Хотя раньше, когда все вещи люди делали сами своими руками, это считалось работой. Позже я узнала, что священнослужители сейчас разрешают в праздники заниматься рукоделием.
Но я все равно, по совету мамы, с утра в церковные праздники стараюсь ничем таким не заниматься. А чтобы не нагрешить, иду прогуляться или в магазин. Иногда даже в церковь. Но очень редко. Может быть, зря? Многие верующие люди часто задаются вопросом, можно ли в церковные праздники работать? Ответ в этом случае не может быть однозначным, так как зависит от разных факторов. Если руководствоваться тем, что написано в Ветхом Завете, то четвертая заповедь его гласит о том, что день субботний должен быть проведен свято и посвящен Господу.
Остальные шесть дней недели необходимо посвятить работе. Согласно этой заповеди, полученной Моисеем от Бога на горе Синай, раз в неделю должен быть день для отдыха от повседневных хлопот, когда нужно посвятить свои мысли и дела Господу, посещать церковь и храм, изучать Слово Божье. Что говорит Новый завет? Новозаветные тексты таким днем называют воскресенье, которое и стало для верующих людей днем, когда не стоит работать, а лучше посетить церковь и помолиться. Но учитывая темпы современной жизни, мало кому удается отстраниться от выполнения самых разных задач, поэтому и в выходной день люди продолжают заниматься текущими вопросами. Почему нельзя работать в церковные праздники? Тем не менее есть периоды, когда верующие стараются отложить все дела, — это церковные праздники. В народе считается, что работать в эти дни грешно, так как они посвящены святым и событиям из Библии, которые следует почитать.
Человека, нарушающего традицию и предписания Нового Завета, ждет наказание. Поэтому христиане стараются воздерживаться от работы в главные двунадесятые церковные праздники. В какие церковные праздники нельзя работать? Что нельзя делать в праздники? Чтобы избежать неприятных ситуаций, все-таки старайтесь избегать работы в большие праздники, даже если вы не очень верующий человек и церковь посещаете нечасто. Какие же существуют приметы и поверья? На Рождество не стоит ходить на охоту, рыбалку, в походы — в общем, активно проводить день, так как велика вероятность несчастного случая. Праздник этот семейный, и проводить его нужно в кругу родных и близких.
На Рождество также нельзя заниматься делами, связанными с производительным трудом: шитьем, вязанием, плетением, прядением. Нить считается символом судьбы и жизни, и завязывать ее или делать какие-либо другие действия — плохая примета. Рождество — это праздник семьи, покоя и радости, поэтому нельзя заниматься хозяйственными делами, которые можно отложить: уборкой, стиркой. Убирать нельзя вплоть до 14 января — в это день весь мусор собирается и сжигается на улице, чтобы в течение года злые духи не беспокоили дом. Еще одна примета, связанная с Рождеством: если вы пригласили гостей и первой на порог ступила представительница слабого пола, значит, женщины в семье будут болеть весь год. В праздник Сретения не стоит уезжать из дома, так как поездка может закончиться не так, как вы ожидали, или вернетесь домой не скоро. В Благовещение и Вербное Воскресенье нельзя выполнять работу по дому до вечера. Также не рекомендуется работать на земле, из которой в этот день, согласно поверью, выползают змеи.
Существует даже поговорка: «Птица гнезда не вьет, девка косу не заплетает». На Пасху и вообще всю предшествующую ее Пасхальную неделю также рекомендуется воздержаться от работы. Но если есть неотложные дела, то церковь воспринимает это обстоятельство лояльно. Церковный праздник Вознесение.
А когда пост закончится, то тогда можно смело приступать к решительным действиям. Ведь для посещения парикмахерской у вас всегда будет время, а для духовного развития и просвещения оно находится не всегда. Если настаивает любимый человек Эта ситуация является очень распространенной.
И, действительно, сложно отказать сделать что-либо второй половинке. Особенно, если это желание совпадает с вашим. Как утверждает Церковь, супруги должны жить в полном согласии и гармонии.
Можно ли в великий пост бриться - 82 фото
Можно ли в Великий пост белый хлеб и лапшу? Можно ли в пост слушать музыку, играть в игры, смотреть телевизор? Узнайте, что можно и нельзя делать в пост, как можно разнообразно питаться, а также можно ли поститься детям. Можно ли подстригать волосы во время Великого поста: церковные правила. С какого возраста можно привлекать детей к посту? — Знаете, вопрос очень неоднозначный, так как все зависит от воспитания в семье и от телесных сил младенца, от его здоровья. Можно ли бриться, стричь и красить волосы, пересаживать цветы, крестить ребёнка, гадать?