— Обычно кружево выступает в роли декора, — рассказывает глава клуба кружевниц «Коклюшечка» Наталья Рычкова. Юная мастерица из Мценска Елизавета Давыдова завоевала самую высокую награду в XII Всероссийского конкурса профессионального мастерства по коклюшечному кружевоплетению.
Узор - дело тонкое: в Костроме открылась выставка традиционного кружева
Кружевница из Челнов отреставрировала шаль XVII века | Глядя на работающую кружевницу, непосвящённый видит лишь мелькание коклюшек в её руках. Что же делает мастерица? |
Вологодские кружевницы стали обладателями Гран-при Всероссийского конкурса «Киришский сувенир» | полторы сотни рукодельниц со всех концов света, в том числе из Ирландии. |
Кружевница Мастерица
- "Радую себя и окружающих". Мастерица из Бреста представила работы на выставке "Ее рук дело"
- Выставка «Мастерица-кружевница»
- Кружевное панно мастериц из разных стран представили на фестивале в Вологде
- Кружевное панно мастериц из разных стран представили на фестивале в Вологде
- Комментарии
- Кружевница-мастерица кружева свои плетет: История рукоделия в журнале Ярмарки Мастеров
Волгоградская мастерица при помощи техники «тай-дай» обновила весенний гардероб
Дизайнерский подход «Цель проекта — переосмыслить захожское кружево, которое имеет большую историю, но, к сожалению, потеряло свою актуальность. С помощью коллекции я показала сочетание разных цветов, форм, текстур с элементами кружева. Ведь ключевая проблема в том, что оно самодостаточно, и важно, чтобы дополнительные материалы в изделии не «спорили» с кружевом», — пояснила «Петербургскому дневнику» дизайнер и стилист Варвара Терехова, создавшая коллекцию современных украшений с элементами захожского кружева. Ей удалось создать выставочные образцы, или прототипы, которые показывают, что кружево может быть современным и популярным сегодня для людей всех возрастов и с разными вкусовыми предпочтениями. В дальнейшем эти идеи будут использоваться как макет и совершенствоваться путем изменения моделей, цветовой палитры и применяемых материалов. В течение двух месяцев Софья Владыкина, руководитель мастерской «Славутница», создавала вторую коллекцию из десяти захожских изделий: украшений-чокеров на бархатной ленте с кружевными элементами и полудрагоценными камнями по центру, украшений на металлической основе — браслетов, кулонов, серег, брошей и лент-твиллей, украшенных кружевом и расшитых перламутром и жемчугом. Ленты напоминают традиционные накосники — украшения девичьей косы. Все изделия включают кружевные элементы, созданные киришскими мастерицами в рамках проекта «Захожская социальная мануфактура». Планируются мастер-классы по созданию мелкосерийных партий по образцам Софьи.
А зачем они? Они на этот форум летели 30 часов. Самая юная в компании - Лидия, ей 66 лет, и она на русском языке с приятным акцентом гордо рассказывает всем, что ее папа - казак, а мама - полька, жившая на Украине.
Как призналась Лидия, кружевоплетение - это ее хобби. Австралия - страна молодая, собственных традиций у нас нет, поэтому австралийское кружево вобрало в себя элементы французского, бельгийского, английского, русского. Кстати, вологодское кружево у нас теперь тоже знают!
Подруги Лидии Бригитта и Дайана к слову, ей 75 лет прилетели на фестиваль впервые, а вот Кристин - постоянная участница вологодских кружевных форумов. Она член Совета Гильдии кружевниц Австралии, изящным искусством занимается профессионально. А вот семилетняя Ева Маргиева - самая юная участница акции, кружево плетет с четырех лет.
На предприятии делали кружевные изделия по сколкам сколок — технический рисунок на плотном картоне, закрепив который на подушке мастерица выплетает изделия легендарных мастериц: Виктории Ельфиной, Галины Мамровской, Ангелины Ракчеевой — все они заслуженные художники РСФСР. Ираида вышла замуж, родила дочь. Когда ребёнок подрос, наша героиня вернулась на родную «Снежинку» и проработала там ещё десять лет, пока её не пригласили на вновь организованное предприятие «Вологодская кружевница» художником по кружеву. К этому времени она уже рисовала свои сколки, и изделия по ним пользовались спросом у покупателей. Первой работой на новом предприятии стал большой оплёт форма кружев в виде прямоугольной, овальной или круглой каймы для украшения. Когда предприятие закрылось, Ираида отправилась на вольные хлеба — стала фрилансером. И тогда я сама сделала обучающий видеокурс по кружевоплетению. Сама плела, снимала видео и редактировала ролики, благо опыт в этом был — раньше всегда было интересно заниматься съемкой праздников. К слову, курс на её сайте бесплатный: любой может зайти на портал и учиться. Кружевной палисад Позже Ираида стала выкладывать на сайте и свои сколки, ведь воротнички, салфетки, дамские украшения, аксессуары, предметы для интерьера и детали для декорирования одежды — всё выплетается по этим техническим рисункам.
На предприятии делали кружевные изделия по сколкам сколок — технический рисунок на плотном картоне, закрепив который на подушке мастерица выплетает изделия легендарных мастериц: Виктории Ельфиной, Галины Мамровской, Ангелины Ракчеевой — все они заслуженные художники РСФСР. Ираида вышла замуж, родила дочь. Когда ребёнок подрос, наша героиня вернулась на родную «Снежинку» и проработала там ещё десять лет, пока её не пригласили на вновь организованное предприятие «Вологодская кружевница» художником по кружеву. К этому времени она уже рисовала свои сколки, и изделия по ним пользовались спросом у покупателей. Первой работой на новом предприятии стал большой оплёт форма кружев в виде прямоугольной, овальной или круглой каймы для украшения. Когда предприятие закрылось, Ираида отправилась на вольные хлеба — стала фрилансером. И тогда я сама сделала обучающий видеокурс по кружевоплетению.
Сама плела, снимала видео и редактировала ролики, благо опыт в этом был — раньше всегда было интересно заниматься съемкой праздников. К слову, курс на её сайте бесплатный: любой может зайти на портал и учиться. Кружевной палисад Позже Ираида стала выкладывать на сайте и свои сколки, ведь воротнички, салфетки, дамские украшения, аксессуары, предметы для интерьера и детали для декорирования одежды — всё выплетается по этим техническим рисункам.
YouTube - Мастерица - кружевница
Мастерство кружевоплетения передавалось из поколения в поколение. Девушки в каждой деревне старались привнести в кружева что-то свое. Так появились свои традиции. Очень медленно на подушке вырисовывается узор. Это михайловское кружево.
Вязанием занималась в основном зимними вечерами, нравилось делать своими руками подарки коллегам на праздник.
А когда вышла на пенсию, работники районного Дома культуры открыли путь моему творчеству на областные выставки. В 2000 году впервые представила свои работы и заняла первое место в конкурсе «Мастер золотые руки». Увидев выставку работ на Дне села, одна приезжая особа не устояла перед соблазном приобрести трехметровую в диаметре кружевную скатерть. Продала ее Валентина, не зная истинной цены своего товара, и не пожалела. Пусть, говорит, добром вспоминает.
Сама другую создала. Лучше ли? Да разве ж детей сравнивают?! У Васильевой есть швейная машина, по мере потребности может шить. Зная основы кроя, казалось бы, легче вязать одежду.
Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. Промысел по помещичьему велению.
Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.
В сочетании с золотым шитьем парчой, драгоценными камнями кружево использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту русских бояр, дворян, купечества. В этот период в нем ценили не столько искусную работу сколько сам материал. Кружева даже продавали на вес. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Появляются первые крепостные мануфактуры. С отменой в 1861 году крепостного права, в семнадцати губерниях складываются центры кружевоплетения. В Петербурге была открыта Мариинская практическая школа кружевниц, где обучались наиболее способные мастерицы из разных губерний. Окончив школу выпускницы своей творческой и преподавательской работой способствовали развитию и совершенствованию кружевного промысла в России. И теперь уже русские кружева вывозились в страны Западной Европы. Постепенно была создана самобытная русская художественная традиция кружевоплетения: огромное разнообразие узоров, неповторимые приемы профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре. В советское время кружевной промысел получил развитие в четырех основных центрах: Вологде, Кирове вятское кружево Ельце Липецкой области и Михайлове Рязанской. Сегодня как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Под названием «вологодское» часто подразумевается русское кружево вообще.
Кировские мастерицы поделились секретами плетения знаменитого кукарского кружева
В номинации «Мой первый кружевной конкурс» для занимающихся кружевоплетением не более двух лет все 3 диплома достались нашим мастерицам. На 1-м месте Мария Чуркина, на 2-м — Светлана Назарова, они занимаются кружевоплетением во Дворце детского и юношеского творчества. В номинации «Любительское кружевоплетение» победила череповчанка Марина Пороскова, на 2-м месте череповчанка Анна Седакова, замыкает тройку лидеров любительница из Белозерска Мария Даричева. А вот среди профессионалов вологжане оказались сильнее.
Не уступили взрослым череповецким кружевницам и юные любительницы плетения. Среди детей от 7 до 12 лет диплом за 2-е место получила Софья Ермакова. А среди детей от 13 до 17 лет лучшими стали череповчанки Варвара Кляузова и Александра Уволина.
Все юные мастерицы учатся кружевоплетению в ДДЮТ. Также отмечены поощрительными призами 7 участников с ограниченными возможностями здоровья в номинации «Стремление побеждать».
Мы долго никого не обучали и не принимали в клуб, но в 2018-м нашу «оборону» пробили, и мы открыли при клубе курсы. Ирина Николаева ведет их вместе с Натальей Сологубовой — выпускницей Вологодского губернаторского колледжа, единственной профессиональной кружевницей в «Звонких коклюшках».
В группах — не больше пяти человек, кружево — не массовка, только для истинных ценителей. За три месяца они осваивают азы кружевоплетения, а совершенству в этом деле предела нет. Плетение кружева — это очень мелодично. Деревянные коклюшки в руках мастериц отстукивают быстрый ритм.
У каждой он свой. И звук разный — зависит от материала, из которого изготовлены коклюшки. В старину кружевницы сами ходили в лес и вырезали себе инструмент — из черемухи, ясеня, дуба, ароматного можжевельника. Считалось, чем мелодичнее звон, тем качественнее коклюшки.
Кружево плетут из льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Стоимость готовых изделий напрямую зависит от объема работы и часов, а порой недель и месяцев, затраченных кружевницей. По затратам материалов — это вроде сущие копейки, по трудозатратам кружевоплетение весьма дорогое удовольствие. Мастерица должна обладать не только навыками, но и интуицией, находчивостью, для того чтобы распутывать хитроумные узоры, придуманные художником по кружеву.
Разве я его продам? Дочь говорит — это семейная реликвия! При этом мы рады дружбе и сотрудничеству с известными вологодскими художницами и мастерицами кружевоплетения М. Медковой, О.
Кирилловой, И. С удовольствием приобретаем их сколки, ездим в Вологду на семинары. Гордимся знакомством с Ольгой Валовой, нашей землячкой, директором вологодской кружевной фабрикой «Северные узоры». Переплетения судеб Любовь к кружеву объединила в клубе инженеров, юристов, предпринимателей, библиотекарей, учителей, экономистов, военнослужащих, пенсионеров.
Алину Копеину в «Звонких коклюшках» ласково называют «наша мудрейшая». В мае ей исполнилось 85 лет, она уже прабабушка.
Чтобы освоить основные приемы плетения, необходим примерно месяц - и уже можно самостоятельно сплести прямую тесемку в разных вариациях переплетения. Чтобы выплетать простой узор, понадобится еще пару месяцев. А затем уже можно изучать техники вологодского, елецкого, вятского кружева и самостоятельно создавать изделия сказочной красоты. У нас в Краснотурьинске сказочный мир кружевоплетения существует в объединении «Кружевница» при Центре детского творчества. Руководит объединением Татьяна Ежова, а обучаются кружевоплетению более 60 учеников. В кружок ходят не только девчонки, но и даже мальчишки. Несмотря на то, что кружевоплетение на коклюшках — это очень кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, ребята по-настоящему увлечены этим видом рукоделия.
Татьяна Ежова уверена, что кружевоплетение не только красиво, но и очень полезно для здоровья — прекрасно успокаивает, расслабляет человека от городской суеты.
По словам вологодской мастерицы, лучшие подушки те, которые набиты стружкой. Деревянная подставка для подушки называется «козликом». Наиболее распространены коклюшки из яблони и клёна. Главное, чтобы они были лёгкие и гладкие, дабы не посадить занозы.
Секреты кружевоплетения Глядя на работающую кружевницу, непосвящённый видит лишь мелькание коклюшек в её руках. Что же делает мастерица? Говоря по-простому, она с помощью коклюшек наматывает нити на булавки, расставленные в узловых местах на сколке, прикреплённом к подушке. Существуют несколько техник кружевоплетения: сцепная, парная и численная. Самым простым считается численное и сцепное, в котором детали работы создаются отдельно и потом пришиваются друг к другу.
Где обучают В Вологде кружевному искусству учат в Губернаторском колледже народных промыслов. Поступать сюда едут со всей России, принимают по конкурсу. Кружеву обучают и в других регионах. Почти в каждом городе существуют студии и школы по кружевоплетению, в основном при центрах народного творчества. По словам мастеров, чтобы начать плести самостоятельно, нужно обучаться не менее 3 — 4 лет.
На изготовление воротника опытная кружевница тратит около 20 часов. В училищах обучают не только кружевоплетению, но и подходу к работе. Например, во избежание чрезмерной нагрузки на зрение советуют после каждых 10 — 15 минут труда некоторое время смотреть вдаль. На вологодской фабрике кружевницы не случайно сидели возле окон, выходящих в парк.
Кружевница Мастерица
- Лучшие из лучших кружевниц: сказы о вологодском кружеве и выставка современных мастериц
- Коклюшечный реформатор
- В печатном номере
- 16-летний бригадир
- Кружевница – бердюжская мастерица
Кружевницы в городе
В 2018 году мастерице предложили работу на вновь открывшемся предприятии «Северные узоры», где она и трудится по настоящее время главным художником. «Кружевница» Кружевница плетет Свой узор балахнинский, Так напевно звучит Звон коклюшек старинных. Кружевницы из местности Захожье, объединяющей несколько деревень Пчевской волости Киришского района, что в 160 километрах к юго-востоку от Петербурга, в XIX веке соперничали. Обучение плетению вологодского кружева по видеоурокам.
Кружевные хитросплетения в русской глубинке
— Обычно кружево выступает в роли декора, — рассказывает глава клуба кружевниц «Коклюшечка» Наталья Рычкова. Юная мастерица из Мценска Елизавета Давыдова завоевала самую высокую награду в XII Всероссийского конкурса профессионального мастерства по коклюшечному кружевоплетению. Талантливая кружевница обучается мастерству кружевоплетения в коллективе «Звонкие коклюшки» под руководством педагога Дигуровой Татьяны Михайловны.
Коклюшечный реформатор
- Музыка коклюшек: самарская мастерица сохраняет секреты плетения кружев
- Подарок Рыбинску на 950 лет: местные мастерицы создали уникальное кружевное панно - Вести Ярославль
- Кружевное панно мастериц из разных стран представили на фестивале в Вологде
- Поделиться статьей
"Радую себя и окружающих". Мастерица из Бреста представила работы на выставке "Ее рук дело"
Удивительно то, что кировская кружевница окончила медакадемию. Самарская кружевница принесла на мастер-класс буковые, сосновые, кленовые коклюшки. Что такое "коклюшки" и как мастерица из Челябинска возрождает традиционное искусство?