بلوچ [baloːtʃ]) — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной группы.
Ракетный диалог
- Новости Центральной Азии
- Мятеж в Белуджистане
- Белуджистан: долгосрочная угроза пакистано-китайским связям
- День единства белуджей и пуштунов
Белуджистан: что это, при чем тут Пакистан и Иран, кто такие белуджи?
Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани. Под руководством племенных вождей белуджи неоднократно поднимали восстания, но неизменно терпели поражения от превосходящих сил Персии и Британской империи. Если мир продолжит игнорировать реальность и важность неперсидских народов, это приведет к гражданской войне в Иране, и к тому, что аятоллы создадут ядерную бомбу». Иранские белуджи обвиняют шиитские власти страны в дискриминации по религиозному признаку, а в Пакистане местные белуджи. Народ с благодарностью помнит, что построил Советский Союз в его стране, большинство объектов работает до сих пор.
Кочевые народы Ирана
Наиболее ранние исторические упоминания о белуджи имеются у арабских географов 9 и 10 вв. Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством. Английский ученый М. Лонгуорс Деймс считает родиной белудж северный Иран, что подтверждается лингвистическими и антропологическими данными. В результате вторжения эфталитов в севный Иран 6 в. Белуджи переселились в Керман. Ограниченность пастбищных угодий вызвала постепенное передвижение белудж на восток.
Нашествия сельджуков нач. На всей этой территории белуджи живут в близком соседстве с пуштунами и дравидоязычной народностью брагуи; в Пакистанском Белуджистане полоса земель, заселенных племенами брагуи, разделяет белуджи на две группы племен: западную или мекрани и восточную или сулеймани. В результате нацинального-освободительного движения у белудж Пакистанского Белуджистана начался процесс складывания нации.
Ефрона Белуджи — мн.
Народ иранской этноязыковой группы, живущий в Пакистане, Иране, Афганистане и некоторых других местах. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой.
Толчком стал арест лидера племени марри Наваба Хаира Бахша Марри по обвинению в убийстве судьи Высокого суда. В начале нулевых годов сепаратисты устроили несколько нападений на объекты и представителей силовых структур Пакистана. Ответственность за большинство этих акций взяла на себя АОБ, и в 2006 году центральные власти внесли ее в список запрещенных организаций. АОБ, кроме независимости Белуджистана, борется еще и против экономической экспансии Китая в Пакистан и в последние годы устраивала нападения с участием смертников на китайцев. Первое такой нападение было осуществлено в августе 2018 года в городе Далбандин: смертник пытался взорвать автобус с китайскими рабочими, работающими на разрезе Саиндак, где добывают золото и медь. В результате погиб только сам смертник. Затем, в ноябре того же 2018 года, АОБ взяла на себя ответственность за нападение на китайское консульство в Карачи. В нем участвовали три бомбиста-смертника.
Кроме них, погибли еще четыре человека. Джейш аль-Адль Вооруженная группировка «Джейш аль-Адль», или «Армия справедливости и равенства», провозгласила своей целью защиту прав суннитов в иранской провинции Систан и Белуджистан. Иран — фундаменталистская шиитская страна, белуджи же в подавляющем большинстве — сунниты.
Здесь останавливают большинство машин легковых и грузовых , некоторых хорошо проверяют, а у некоторых лишь документы. Иностранцу было определено место на территории 50 на 40 метров , огороженной колючей проволокой с 2 вагончиками и туалетом.
Вагончики, видимо, для сотрудников живут там , а ждать, сказали, сидя на стульчике подле вагончиков. Через минут 40 приходит некий сотрудник в гражданской одежде в сопровождении двух военных или они всё-таки полицейские? Никто из них не знает английского, окромя пары десятков слов. Сей прибывший сотрудник задаёт вопросы о целях посещения холмов, Захедана и вообще Ирана. Проверяют рюкзак, прошмонывая его полностью весь.
При этом, большинство вещей рюкзака осталось в доме принявшей меня молодой пары. Сотрудники так прямо и не спросили, где поселился пленённый турист. Хотя, один из них коий поймал шпиона на подходе к холмам, и знающий около 50 слов на инглиш задал вопрос типа «Hotel? Ему в ответ сразу последовало типа «Угу, да», и тут же незамедлительное продолжение непринуждённой беседы по другим важным вопросам лишь бы не спросили, что за отель, а то могли бы и поймать на словах. На базаре в Захедане.
Швейный станок работает почти без отдыха. Надо грести деньги… Мужик хозяин ремонтируемой обуви наклонился, дабы контролировать качество работы. Остальные зрители, видимо, стоят в очереди на ремонт своей обуви. Шмонают содержимое рюкзака и фотоаппарата Итак, идёт обыск содержимого рюкзака. Что-то всё-таки нашли!.
Что-то, кажется, зашито в жилетке. Нащупыванием пытаются определить содержимое зашитого, не удаётся. Им на помощь приходят ножницы, пойманные из того же рюкзака с подсказки шпиона. После вскрытия оказывается, что там какой-то странный то ли порошок, то ли ещё что, но похоже на порошок. Здесь, кстати, рядом граница с Пакистаном и Афганистан не так далеко, и наркотрафик из Афгана в Европу проходит как раз через Иран.
И в Иране тоже есть наркоманы. Пытаются понять добытое вещество. На запах вообще ни о чём не говорит. Мы сообща сходимся-таки на версии, что это рассыпавшийся некий материал, либо даже материя. Эта жилетка была подарена в Турции за 4 дня до вторжения в Иран.
Она не такая уж тёплая, но ветер почти не пропускает. Ладно, оставили порошок в покое, вроде не похож на наркотик. Ищем дальше. Не спроста же «турист» хотел пойти на гору. Смотрят фотографии в фотокамере.
Там их штук 200 было на тот момент остальные были удалены по ере загрузки в интернет. В фотографиях ничего шпионского тоже не обнаружено, как ни странно. Но должно же что-то быть!. И даже видео-съёмок не обнаружено на карте. Должна быть запасная карта памяти к камере!.
Они не верят, что её нет!!!. Сей дядя встречен в столице Систана и Белуджистана. Возможно, он бомж либо малоимущий по иранским меркам. Однако, он может оказаться и шпионом, выдающем себя за бомжа. И специально сюда подсел, дабы следить за иностранцем, выдающим себя за туриста-путешественника.
Русско-говорящий сотрудник иранских спецслужб Вскоре прибывает ещё некий сотрудник. И он неплохо говорит на русском!. Может, и не сотрудник спецслужб, а просто когда-то пришлось поработать в России и нахвататься русского языка. Но он с ними как-то очень по-свойски общался. Похоже было, что виделись уже раньше.
Он задал стандартные вопросы «Зачем?
Белуджи и их культура: исследование обычаев и истории этого народа
С запада это делают курды и сепаратисты, на востоке – народ белуджи, живущий в Иране и Пакистане. По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами (которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном) и англосаксами. Белуджи — это древний народ иранской группы, в мире их насчитывается менее 15 млн. иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
Еще со времен английского колониального владычества белуджи как народ оказались разделенными между Британской Индией и Персией. Белуджи народ фото. Читайте также. На юго-востоке Ирана проживает еще один безгосударственный народ ближнего Востока – белуджи. Вооружённый конфликт в Белуджистане начался в 1948 году и продолжается до настоящего времени. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят националисты-белуджи.
Белуджи народ фото
Белуджи – это древний народ иранской группы. Белуджи и пуштуны относятся к хазарейскому населению весьма прохладно, так как считают хазарейцев низшей частью афганского / пакистанского общества. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят белуджи-националисты, добивающиеся независимости разделённого народа. Это самый беспокойный регион в Иране, поскольку народ белуджи (основное население провинции) не исповедует шиизм, а суннизм (доминирующее нынче течение в исламе). Правительствам Ирана и Пакистана противостоят белуджи-националисты, добивающиеся независимости разделённого народа.
Мятеж в Белуджистане
Помимо этого, белуджи знамениты своими ремеслами, такими как вышивка, наряды и украшения, которые делаются вручную. Кроме того, белуджи уважают своих предков и историю своей культуры. Эти люди считаются героями и символами национального единства белуджского народа. Образ жизни Белуджей Белуджи — народ, проживающий в западной части Индийского субконтинента. Они известны своей общинной культурой, которая сочетает в себе элементы ислама и местных обычаев. Образ жизни Белуджей очень интересен для исследования, так как он отличается от традиционных образов жизни других народов Индии. Один из ключевых элементов образа жизни Белуджей — мобильность. Они переселяются с одного места на другое в поисках пастбища для своего скота. Этот обычай остается важным даже в условиях глобализации и современных технологий.
Белуджи живут в палатках, которые они собирают и разбирают по мере необходимости. Они охотятся на животных для получения мяса, который является их основным источником пищи. Традиционный костюм Белуджей состоит из шелковой рубахи и штанов. Женщины носят длинные платья и головные уборы. Кроме того, Белуджи имеют свои собственные традиции и обычаи, которые сохранились на протяжении многих лет. Они отличаются своим гостеприимством и уважением к старшим. Важным событием в жизни Белуджей является свадьба, которая сопровождается большими торжествами и музыкой. Религия белуджей: особенности и роль в культуре Белуджи — древний народ, его история и культура тесно связаны с религиозными представлениями.
Большинство белуджей исповедуют ислам, но есть и представители меньшинств, населяющих отдельные регионы Пакистана и Ирана, которые придерживаются древних верований, таких как зороастризм и хиндуизм. Ислам пришел в Белуджистан в VII веке, и за последние несколько веков белуджи присоединились к различным суфийским, шиитским и суннитским течениям. В религиозной практике белуджей сильным влиянием обладают мистические, ортодоксальные и национальные представления. Религиозные обряды, такие как посещение мечетей, чтение Корана, совершение паломнических путешествий, играют важную роль в культурной жизни белуджей. Помимо этого, существуют многие обряды и ритуалы, связанные с семейным и общественным празднованием, которые имеют ярко выраженный религиозный оттенок. Парадоксы религии белуджей Несмотря на кажущуюся религиозность белуджей, эти люди имеют сложный и противоречивый относительно веры опыт. Одной из наиболее заметных особенностей является то, что религиозные обряды соседствуют с представлениями, которые могут противоречить мусульманским учениям. К примеру, мужчины и женщины могут объявлять клятвы, которые попадают под определение греха согласно исламскому закону.
Это противоречие может быть связано с историческим контекстом, а также со спецификой культуры белуджей. Несмотря на это, религия продолжает являться важным элементом культуры белуджей, где она оказывает влияние на многие стороны их жизни, начиная от обычаев и заканчивая экономической деятельностью. Белуджи: современное положение этого народа Современное положение белуджей — одного из народов, проживающих на территории Ирана, Афганистана и Пакистана — вызывает большой интерес среди исследователей. Белуджи являются народом с богатой культурой и историей, и изучение их обычаев и традиций помогает понять не только этот народ, но и саму историю этого региона.
Женщины также могут носить свободные брюки и красочные платья, украшенные вышивкой, которая показывает социальное положение своей хозяйки.
Голову они покрывают шарфом, который на местном диалекте называется сариг. Одежда иранских белуджей более консервативна и требует, чтобы женщины закрывали лица красной паранджой и носили головной платок. Поскольку они проживают в слаборазвитых регионах, у белуджей мало возможностей для получения образования. Местом компактного проживания белуджей в Пакистане является провинция Белуджистан. В этом регионе в конце XVII в.
Несмотря на то, что регион богат природными ресурсами, такими как нефть, газ, медь и золото, он недостаточно развит.
Правительство Ирана выделяет белуджам очень мало средств из бюджета. Мало школ, широко распространена неграмотность и так далее». Солтан отметил, что к белуджам применялись все виды дискриминации. По его словам, именно поэтому белуджи более активно участвуют в акциях протеста, проводимых в последние годы. Выступления в этом направлении уже были. Из-за того, к какой секте они принадлежат, иранские власти относились к Белуджистану как к отчиму. Во время недавних протестов лидеры белуджей предложили провести референдум об изменении конституции. Говорят, что важно провести референдум, чтобы определить политическую власть в стране. В связи с этим представители верховного лидера Ирана Хаменеи неоднократно встречались с лидерами белуджей.
В последнее время лидеры не хотели с ними встречаться. В Белуджистане арестован ряд известных священнослужителей и интеллектуалов. Даже среди студентов, приехавших учиться в «Университет Захедан» из Афганистана, есть арестованные и сосланные, но о многих из них сведений нет. Даже два профессора этого университета до сих пор находятся в тюрьме.
Населяет малоплодородную юго-восточную часть Иранского плато от побережья Аравийского моря вглубь материка, поделённую между Пакистаном провинция Белуджистан , Ираном остан Систан и Белуджистан и югом Афганистана.
Значительно присутствие белуджских племён также в ОАЭ и Омане.
Где поднимется «новый Дубай»
В 1973 году, белуджи получили поддержку от Ирака в восстании в пакистанском Белуджистане. В том же году пакистанское правительство получило информацию о том, что в иракском посольстве в Исламабаде хранится большое количество оружия для белуджских инсургентов, что и подтвердилось в результате операции пакистанского спецназа. Было обнаружено 300 пистолетов-пулемётов с боеприпасами и большим количеством денег. В следующем году началась широкомасштабная операция пакистанских войск против белуджей, продолжавшаяся до 1977 года, в ходе которой восстание было подавлено. Меры по урегулированию ситуации В настоящее время Иран прилагает усилия для развития своей самой отсталой провинции, являющейся к тому же очагом напряжённости. Планируется строительство железной дороги Керман-Захедан-Чахбахар, которая должна стать звеном в железнодорожной сети, соединяющей Переднюю Азию с Китаем и Индией. Согласованы планы по строительству железной дороги, соединяющей афганскую провинцию Бамиан и порт Чахбахар в остане Систан-Белуджистан. Иранское правительство надеется, что Белуджистан может стать зоной транзита между государствами Персидского залива и Центральной Азии, однако ухудшение экономической ситуации внутри страны и общемировые экономические проблемы несколько притормозили процесс осуществления этих планов. Предпринимаются усилия и в сфере безопасности. Иран развернул дополнительные воинские подразделения в Белуджистане, поручив координировать их действия Корпусу стражей исламской революции, провёл учения в провинции и принял меры для примирения и устранения разногласий между шиитской и суннитской общинами Систана-Белуджистана. Кроме того, для поощрения желания белуджей служить в рядах иранских вооружённых сил, был открыт новый учебный центр для сержантского состава в населённом белуджами и пуштунами городе Заболе на крайнем севере Систана-Белуджистана, на границе с Афганистаном.
Было заявлено, что преимущество при поступлении будет отдаваться выходцам из этой провинции. Очевидно, белуджская проблема в Иране не может быть решена и без взаимодействия с Пакистаном, тем более ввиду планов строительства газопровода Иран-Пакистан, проходящего как раз по белуджским территориям.
Попробуйте сервис подбора литературы. Вы всегда можете отключить рекламу. И хотя для лучшего понимания их идентичности уместно пользоваться параллелями с процессами этногенеза у европейских народов этнических групп , необходимо постоянно помнить, что формирование и развитие белуджей проходило во многом не так, как у народов Европы. Впрочем, даже между самими белуджами, проживающими на территориях Ирана, Афганистана, Пакистана и Туркменистана, существуют немалые различия; одно только это обстоятельство позволяет увидеть их отличие от европейских народов. Говоря о белуджах, мы имеем в виду один народ, отдельные группы которого имеют определенные локальные различия и особенности, в том числе и языковые. В условиях Европы этому соответствовала бы, вероятно, языковая группа, состоящая из нескольких подгрупп с более или менее отличающимися диалектами, а впоследствии и этнических групп. Элементы выделения этнических групп и национальных меньшинств Меньшинство как группа людей выделяется или поддается выделению из своего окружения на основе определенных различий. Основными и наиболее явными признаками, по которым различают этнические группы а следовательно, и меньшинства , явля- ются, прежде всего, язык, культура и историческое самосознание; в этом же ряду можно упомянуть расовую принадлежность, незначительные физиономические различия, первоначальную заселенность некоторых областей и др.
Язык Одной из наиболее характерных черт большинства этнических групп является их специфичный язык, не обязательно официальный кодифицированный. При этом различные языковые нюансы могут указывать на происхождение или географическую принадлежность даже в пределах одной этнической группы. Язык белуджей Языком белуджей является белуджский язык. Он принадлежит к северо-западной группе иранских языков и схож, в частности, с курдским языком. Они проживают главным образом в Пакистане Белуджистане, северо-западной части провинции Синд, юго-западном Пенджабе ; небольшая их часть 800 чел. Несмотря на то что во второй половине XIX века делались попытки кодифицировать грамматику белуджского языка балучи , приблизительно до 1940-х годов письменной формы этого языка в принципе не существовало; множество сказок и героических эпосов передавались устно из поколения в поколение. Одновременно в 1930-х годах в СССР на языке балучи с использованием латинского алфавита начали издаваться учебники в Ашхабаде и газеты в Мары. В 1940-х годах в Пакистане появилась печатная литература на белуджском языке с использованием арабского алфавита. В Пакистане проживают представители всех групп диалектов белуджского языка. Они сконцентрированы, главным образом, в трех провинциях — Белуджистане, Пенджабе и Синде; восточную и западную языковые группы отделяет друг от друга область расселения народа брагуи.
Вообще типичной чертой пакистанских белуджей является их дисперсное расселение среди других народов, живущих в Пакистане: афганцев пуштунов , пенджабцев, брагуи, ласов и синдхов. Но, несмотря на этническое разнообразие Пакистана, местные белуджи хотя и не селятся особенно компактно, все же сохраняют свою идентичность и язык. Более того, окружающие народы нередко принимают многие элементы культуры и языка белуджей и в каком-то смысле ассимилируются ими например, некоторые брагуи заимствовали белуджский язык. Языковая ситуация в Туркменистане Язык диалект , на котором разговаривают туркменские белуджи, называется рах-шани. Он существенно отличается от диалектов белуджского языка, использующихся в Пакистане, Иране и Афганистане. По мнению И. Зарубина1, язык белуджей Хорасана и Туркменистана сходен с принятым в западной диалектной группе, однако между ними существуют некоторые фонетические различия. Наиболее существенна разница между диалектами туркменских и пакистанских белуджей. Зачастую они даже не понимают друг друга. Между речью туркменских и иранских белуджей различия не так значительны.
Белуджским языком пользуются и проживающие в Туркменистане представители этноса брагуи. Они перекочевали сюда вместе с белуджскими кочевниками с территорий Ирана и Афганистана; тогда сами они считали себя белуджами клана брагуи, хотя некоторые представители старого поколения еще сохраняли свой язык2, относящийся к северодравидской ветви. Процесс их ассимиляции завершился в 1960-х годах. На территории Туркменистана брагуи3 пользуются тем же статусом, что и представители других родов белуджей, с которыми они заключают браки4. Тем не менее, как указывали респонденты-белуджи из деревни Турбин, все еще бытует мнение, что «чем темнее кожа, тем хуже» темная кожа типична для брагуи. Как уже отмечалось, у туркменских белуджей возникла было своя собственная письменность, созданная в начале 1930-х годов на основе латинского алфавита, но она просуществовала лишь до 1938 года; за этот период было издано всего несколько учебников и брошюр политического содержания5. До конца 1980-х годов туркменские белуджи могли использовать свой язык только в разговорной речи, ни газет, ни книг на нем не издавалось. В связи с либерализацией политического режима в СССР в 1980-х годах, у туркменских белуджей появилась надежда на создание собственной системы образования. Им была обещана возможность изучать родной язык в школах по белуджским букварям, разработанным на основе кириллицы. Однако после создания независимого Туркменистана, отмены кириллицы и введения латиницы созданные учебники остались лежать без применения.
К изучению белуджского языка и фольклора. Записки коллегии востоковедов. Историческое самосознание Культурная память не отражает реальную историю, а стремится интерпретировать ее при помощи таких мотивов, как поражение, предательство, месть, мудрый правитель, Золотой век, жертва и др. В некоторых случаях культурная память может быть значительно изменена или даже выдумана. В результате возникают народные предания, которые часто упрощают и приукрашивают историю, а иногда и пытаются адаптировать ее под сегодняшние реалии. Предшественники сегодняшних туркменских белуджей Существует достаточно много теорий, касающихся арабского, индийского или иранского происхождения белуджей. Согласно легенде, корни белуджского этноса связаны с сирийским городом Алеппо и уходят во времена халифа Али двоюродного брата Мухаммеда. Его дядя переселился в область Макран, где женился на явившейся ему фее; у них родился сын, от которого и происходят все белуджи6. По мнению В. Фроловой7, наиболее вероятной является «иранская» версия.
В период V—VIII веков белуджи постепенно перекочевали с южного побережья Каспийского моря на сегодняшние территории своего расселения, находящиеся в Иране, Афганистане и Пакистане. В белуджских балладах и героических эпосах, повествующих о событиях XV—XVI веков, появляется слово болак, обозначающее клан. Согласно сказаниям, белуджи делились на 44 болака 40 белуджских и 4 четыре клана, которые считались рабскими ; на протяжении веков клановая система претерпела значительные изменения, связанные с кочеванием и смешением отдельных кланов и основанием новых нередко причиной бегства из одного клана и основания нового были браки либо страх кровной мести. На изменение структуры белуджских кланов также влияли войны и тяжелые условия жизни, связанные с правлением отдельных ханов или вторжениями других народов. Пикулин8 указывает, что этот процесс стал причиной исчезновения первоначальных белуджских болаков и привел к возникновению новых, более мелких групп. В Афганистане и Иране они получили название тайфа, а в Белуджистане — тумен; их создание основывается не столько на клановом, сколько на политическом принципе, предполагающем подчинение тому или иному хану. Первые кочевые племена белуджей появились на территории южного Туркестана поселок Серахс и г. Гаф-ферберг9 указывает, что сведения о пребывании белуджей в этой области можно найти и в Государственном архиве Туркменской ССР ныне Центральный государственный ар- 6 См.
В религиозной практике белуджей сильным влиянием обладают мистические, ортодоксальные и национальные представления. Религиозные обряды, такие как посещение мечетей, чтение Корана, совершение паломнических путешествий, играют важную роль в культурной жизни белуджей. Помимо этого, существуют многие обряды и ритуалы, связанные с семейным и общественным празднованием, которые имеют ярко выраженный религиозный оттенок. Парадоксы религии белуджей Несмотря на кажущуюся религиозность белуджей, эти люди имеют сложный и противоречивый относительно веры опыт. Одной из наиболее заметных особенностей является то, что религиозные обряды соседствуют с представлениями, которые могут противоречить мусульманским учениям. К примеру, мужчины и женщины могут объявлять клятвы, которые попадают под определение греха согласно исламскому закону. Это противоречие может быть связано с историческим контекстом, а также со спецификой культуры белуджей. Несмотря на это, религия продолжает являться важным элементом культуры белуджей, где она оказывает влияние на многие стороны их жизни, начиная от обычаев и заканчивая экономической деятельностью. Белуджи: современное положение этого народа Современное положение белуджей — одного из народов, проживающих на территории Ирана, Афганистана и Пакистана — вызывает большой интерес среди исследователей. Белуджи являются народом с богатой культурой и историей, и изучение их обычаев и традиций помогает понять не только этот народ, но и саму историю этого региона. Одной из особенностей культуры белуджей является их музыкальное наследие, которое сочетает элементы индийской, иранской и аравийской музыки. Танцевальные выступления и музыкальные шоу составляют важную часть культурной жизни этого народа. Однако современное положение белуджей не так уж и благоприятно. На территории Ирана и Пакистана этот народ сталкивается с политическими и экономическими проблемами, а также страдает от высокой безработицы и низкого уровня жизни. Несмотря на это, белуджи сохраняют свою культуру и традиции, и многие исследователи продолжают изучать этот народ и его наследие. Еще одной интересной особенностью белуджей является их религиозная культура. Белуджи являются мусульманами суниитского толка, но у них есть свои традиции и обряды, которые отличаются от традиций других народов. Например, в период праздника Эйд аль-Адха белуджи исполняют специальный традиционный танец, который считается священным. Исследование культуры, обычаев и истории белуджей не только помогает понять этот народ и его наследие, но и расширяет наши знания о регионе в целом. Белуджи играют важную роль в истории и культуре Южной Азии, и изучение их традиций и трагических событий, связанных с современными проблемами этого народа, невероятно важно для сохранения исторической памяти об этом регионе. Выводы Исследование культуры, обычаев и истории белуджей является очень важным для понимания этого народа и его места в мировой истории. Белуджи долгое время занимали земли, лежащие на пересечении различных культурных и торговых маршрутов, что придало им особое значение для исследования. Изучение истории белуджей показало, что они имели богатую и разнообразную культуру, которая существовала на протяжении многих веков. Их традиционный образ жизни был связан со скотоводством и сельским хозяйством, а также с различными ремеслами, такими как текстильное производство и изготовление ковров. Интересно, что белуджи еще до появления Ислама имели свою религию и веру, которая была основана на дуализме. Тем не менее, многие из них приняли Ислам и стали его сторонниками, сохраняя при этом свои традиции и обычаи. В целом, исследование белуджей позволяет получить более полное представление о культуре и истории этого народа. Оно помогает лучше понять их место в мировой истории и вносит вклад в сохранение и продвижение их культуры и обычаев в нашем современном мире. Кто такие белуджи?
Белуджистан в его обоих частях — пакистанской и иранской — играет стратегическую роль в китайской политике из-за прохождения экономических коридоров через эту провинцию и наличия важного порта, который теоретически можно использовать и в военных целях, поэтому нестабильность в Белуджистане может перечеркнуть все усилия Пекина. Посредническое участие Китая выглядит вполне обоснованно, учитывая финансовые интересы Поднебесной в регионе. По данным Reuters, после ударов по Ирану армия Пакистана приведена в «чрезвычайно высокую» боевую готовность. Пакистан стал первым государством, ударившим по территории Ирана со времён ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Иран же, в свою очередь, стал одной из немногих стран, которая нанесла ракетный удар по территории обладателя ядерного оружия. Несмотря на возникшую вероятность резкого обострения отношений между полноценной ядерной страной Пакистаном и державой, предположительно владеющей тремя зарядами Ираном , Вашингтон изначально старается занять гипертрофированно однобокую позицию, направленную на подстёгивание одну из сторон, и на дальнейшее углубление конфликта. Официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер заявил, что США осуждают удар Ирана по Пакистану, демагогически при этом утверждая, что якобы именно Иран является ведущим спонсором терроризма в регионе. Активно разжигает таким же способом конфликт и New York Times , однобоко и безапелляционно заявляющая: «Иран нанёс ракетные удары по своим соседям — Пакистану и Ираку, вызвав резкие осуждения со стороны обеих стран и усилив опасения, что волнения на Ближнем Востоке могут выйти из-под контроля. С тех пор как в октябре началась война в Газе, Иран использует свои марионеточные силы против Израиля и его союзников. Но 16 января он заявил, что его последние ракетные удары были нанесены в ответ на террористические атаки в пределах его границ. Тем не менее ракетные удары усилили напряженность в регионе, где конфликт уже затронул как минимум пять стран». Прозападные медиа пытаются вбрасывать нарративы в духе того, что удар Ирана по территории Пакистана означает, что КСИР считает Пакистан несостоятельным государством, не способным контролировать свою территорию. В расчёте на то, что и самому Ирану можно предъявить примерно такие же обвинения, так как на его территории действует аутентичная белуджская группировка, известная как «Джундалла»… Геополитическим острием инструмента Запада в регионе на данный момент являются люди и структуры, которые несколько лет назад начали использовать на протестах в Иране флаг «независимого Белуджистана», а также карты с территориями, включающими иранский Систан и Белуджистан, пакистанский Белуджистан и часть афганских провинций Нимроз, Гильменд, Кандагар. По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном и англосаксами.