обитатели пустынь), кочевые арабы-скотоводы (преим. верблюдоводы) Передней Азии и Сев. Африки. В Викиданных есть лексема бедуин (L90672). бедуин (аналогично русскому слову) Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). Израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в 7-ом веке нашей эры (на волне мусульманских завоеваний).
Последние вопросы
- БЕДУИНЫ. Миф № 1. КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ? | Пикабу
- Смотрите также
- Этимология и перевод
- Кто такие бедуины? - 2024
- Кто такие бедуины
- История развития и вероисповедания
Каково это — принять ислам и переехать из Киева в пустыню? Рассказывает жена бедуина
это арабская этнокультурная группа. кочевые арабы, населяющие пустыни Аравийского полуострова, Леванта и Северной Африки. Бедуины рассматриваются как осколки патриархальности библейских времен. Бедуин, происходит от арабского Badawī بدوي, родовое имя жителя пустыни, это термин, обычно применяемый к арабским кочевым скотоводческим группам, которые встречаются на большей части пустынного пояса, простирающегося от атлантического побережья Сахары. Бедуины (по-арабски «обитатели пустыни (степи)») распространились по всей Северной Африке и Леванте, переезжая с места на место по суровым пустыням региона. это арабская этнокультурная группа.
Традиции бедуинского народа
- Кто такие бедуины кратко. Как кочуют бедуины
- БЕДУИНЫ. Миф № 1. КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ? | Пикабу
- Бедуины пустыни Негев
- Значение слова БЕДУИНЫ. Что такое БЕДУИНЫ?
- Важные разделы:
Чем живет поселок бедуинов
Но их первобытная родина — Аравийский полуостров. Бедуины традиционно жили за счёт разведения верблюдов и коз, а также устраивали случайные набеги или взымали дань с поселений. В этих фотографиях, снятых в конце 19 века, запечатлены бедуины в эпоху перемен. Поскольку современные правительства распространили свою власть на ранее неуправляемые участки пустыни, многие бедуины добровольно либо по принуждению отказались от кочевничества, и перешли на полукочевой или оседлый образ жизни. Но даже бедуины, которые осели в городах, по сей день сохраняют культурные традиции своего народа: от свадебных церемоний в палатках до танцев и верховой езды на верблюдах.
Настоящих бедуинов в Саудовской Аравии, на самом деле, осталось мало. Настоящие бедуины все время живут в пустынях и горах, пасут овец и верблюдов, а не просто по выходным приезжают, чтобы чай попить в бедуинском шатре», — угрюмо рассуждает бородатый 56-летний Абу Зейд. Мы едем с ним по отличной асфальтированной дороге через самую северную провинцию Саудии так Саудовскую Аравию обычно называют местные жители — Эль-Худуд-эш-Шамалия. Полноприводный пикап Toyota набит припасами: питьевой водой, овощами и хозяйственными принадлежностями, которые Абу Зейд закупил в магазинах в ближайшем городе. Он направляется на свою стоянку в каменистой пустыне, где пасутся его овцы. От трассы, по которой мы едем, до границы с Ираком несколько десятков километров.
С иракской стороны постоянно неспокойная с 2003-го года суннитская провинция Анбар. Граница у нас надежная», — говорит Абу Зейд. У нас две больницы в округе. Государство построило для бедуинов», — продолжает он, пока мы огибаем пологий холм. Одноэтажное вытянутое здание с плоской крышей в модной на Ближнем Востоке песчаной расцветке койот — это больница. Сбоку от нее бедуинский шатер — хема, она служит в качестве комнаты ожидания для бедуинов, которые приезжают на прием к врачам. Тут же здание полицейского участка, магазин, где можно купить продукты питания, и бензозаправка. На Крайнем Севере России подобное назвали бы факторией. До ближайшего города отсюда около 100 километров. Сразу за факторией Абу Зейд сворачивает с асфальтовой дороги и катит по набитой в пустыне колее в сторону иракской границы — к своей хеме, семье и овцам.
Конная саудовская полиция в пустыне Фото: предоставлены героем материала Саудовская Аравия для многих, кто там никогда не был, — это страна бедуинов, которые внезапно разбогатели, потому что под их песками и камнями американцы около 80 лет назад нашли громадные запасы нефти. Помимо того, что это страна двух главных исламских святынь Мекки и Медины, конечно. Восстание бедуинских племен на Аравийском полуострове против власти Османской империи началось в 1916-м году. Заслуга в том Лоуренса Аравийского и британских офицеров, которые убедили бедуинов выступить против османского султана, являвшегося в то время халифом мусульман всего мира. Правда, по итогам Первой Мировой войны британцы обманули арабов и не позволили им создать единое государство, а в тех государствах, которые они нарезали, сделали ставку на суннитов, совершенно отбросив фактор шиитов и других этнических групп. В конце 1930-х в саудовских пустынях американцы нашли огромные запасы нефти. После Второй мировой аравийские арабы начали стремительно богатеть. Покупали американские пикапы, позднее — японские, строили громадные дома. Но в монархиях Залива не появлялись университеты, где был бы высокий уровень преподавания, не развивались альтернативные сферы производства, которые могли бы снизить зависимость от нефтедобычи. Ситуация с правами женщин стала хуже, чем даже в период османского правления.
Люди хотят больше комфорта, поэтому меняют пустыни на удобное жилье в городах» Он считает, что нет ничего трагического в том, что абсолютное большинство саудовцев не ведут тот же образ жизни, что и их предки ровно сто лет назад, когда эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд объединял разрозненные племенные недогосударства, чтобы затем провозгласить королевство Саудовская Аравия. Они с презрением относятся к хадари. Мол, мы предали традиции предков». У Абу Ахмеда нет собственного дома в каком-нибудь городе или поселке. Да, такие граждане в Саудии тоже есть, хотя принято считать, что они все богатые владельцы нескольких домов и десятка дорогущих автомобилей. У Абу Ахмеда три автомобиля. По меркам саудовских хадари, это — рухлядь: помятый полноприводный пикап Toyota, который используется для разъездов по делам, автоцистерна, в которой перевозится вода, и старенький пикап, переоборудованный под голубятню. Только движимость», — Абу Ахмед показывает на свою хему, автомобили и разгуливающих вперемешку с голубями кур. Он раскатывает матрас в тени шатра и выставляет газовую горелку и закопченный чайник.
О: Бедуины были погонщиками и погонщиками верблюдов, кочевниками овец и коз, погонщиками скота, а также торговцами. В: Все ли бедуины до сих пор ведут кочевой образ жизни? О: Нет, сегодня многие бедуины отказались от кочевой жизни и живут и работают в городах. В: Каков вклад бедуинов в развитие арабского коневодства? О: Бедуины являются первоначальными заводчиками арабской лошади.
При встрече бедуины из разных кланов заводили короткие песни, превозносящие свой род замиль. На праздниках исполняли танцы с саблями или другим оружием, играли на музыкальных инструментах и соревновались в сказительстве. Живут они племенами и кланами хамулами или бейтами , то есть группой семей, связанных общим предком. Во главе племени стоит вождь шейх, звание которого передается по наследству или военный предводитель мукаддам, амид. Кроме того, несколько кланов могут подчиняться кади, который играет роль одновременно судьи, военачальника и местного «сотрудника загса», заключая браки, как правило, внутриобщинные. Большой вес в принятии решений играют старейшины. У алжирских кочевников шавия семьи объединяются в общины тайфе , группы кабиле или племена бени. Традиционно бедуины селились родами в палаточных лагерях, шатрах или шалашах, при этом скот был частной собственностью семьи, а колодцы и пастбища — собственностью общины. Современные бедуины чаще всего живут в хижинах или бараках, а шейхи — зачастую в частных домах крупных туристических городов, предлагающих экскурсии и сафари в «бедуинские поселения». Бедуинский город Рахат на юге Израиля. В гардеробе бедуина непременно должны быть длинные одежды для женщины — платье мадрага или абая , головные уборы и куфия — платок, защищающий от палящего солнца и песка другие названия — шемаг, хатта, гутра, арафатка, у туарегов — лисам или тагельмуст. Остального — по минимуму. Само кочевничество объяснялось попросту тем, что найти пригодные для земледелия участки в пустынях и степях Аравийского полуострова было крайне трудно в основном использовали оазисы , — приходилось передвигаться с места на место в поисках воды и пастбищ для скота. С переселением в Северную Африку с водой стало еще сложнее. Многие реки здесь сезонные, и, когда они пересыхают, остаются лишь русла из камней, зато уж если течет по дну мелкий ручеек, то эти русла напоминают «реки зелени», ведь временные огороды разводят прямо в них. Поэтому бедуины могут в буквальном смысле питаться «в день по зернышку» — во время длительных переходов их обед нередко ограничивается жареными зернами ячменя или пшеницы. Но, конечно, есть у них и своя особая кухня. Традиционные блюда бедуинов — рис или кус-кус с мясом минсаф , пресные лепешки фалашиа , хлебная каша айш , финики. Пьют они кофе, мятный чай шай бил нана и молоко — верблюжье, козье или овечье.
С пустыней по пути: как живут бедуины
Бедуины – это обобщенное название для всех жителей Аравии (Аравийского полуострова), которые не живут в городах и не занимаются хлебопашеством, а кочуют, передвигаясь по пустыне от оазиса к оазису. Бедуины (по-арабски «обитатели пустыни (степи)») распространились по всей Северной Африке и Леванте, переезжая с места на место по суровым пустыням региона. Бедуин (обитатель пустыни, кочевник) – это не национальность, а приверженность к определенному образу жизни. Кто такие бедуины? Кто расскажет мне друзья, Люди с мордой лошадиной, или с мордою лося? Или это обезьяна, Или молодой козел? Во-первых, кто такие бедуины? Несколько похож на туарегский костюм национальные одежды других пстынных путешественников — бедуинов.
Бедуин - это кочевник пустыни
Бедуины Египта: кто такие, где живут, основное занятие и обычаи — В Викиданных есть лексема бедуин (L90672). бедуин (аналогично русскому слову) Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). Бедуины рассматриваются как осколки патриархальности библейских времен.
Значение слова «бедуины»
Где живут Их можно встретить не только в Египте , но и в других странах арабского мира, например в Марокко, Ливане, Алжире. Территория проживания бедуинов простирается от бескрайних пустынь Северной Африки до каменистых песков Ближнего Востока. Почти все они исповедует ислам, исключение — некоторые племена, расселившиеся на территории Сирии. Передвигаться с места на место их заставляли непростые условия жизни — нехватка воды и пастбищных угодий. В средние века бедуины служили Мамлюкскому султанату. Марокканский путешественник Ибн Баттута писал, что в 1326 году у египетских властей был таможенный пост в Катье — на северном побережье Синая. Здесь кочевники не только охраняли дорогу, но и занимались отслеживанием тех, кто пытался пересечь границу без разрешения. Ещё одним источником дохода бедуинов была перевозка людей и товаров в караванах, запряжённых верблюдами.
Бедуины в Египте, 1898 год. В 1858 году турецкие власти издали закон о земле, который устанавливал правила перемещения странников пустынь: правительством поощрялся отказ от кочевого образа жизни. К началу ХХ века постоянные бедуинские поселения появились почти во всех регионах арабского мира. Количество бедуинов значительно сократилось в 1950-60-е годы — благодаря социально-экономическим преобразованиям в странах Ближнего Востока. Вчерашние пастухи без гражданства становились оседлыми жителями городов Марокко и Египта, Туниса и Саудовской Аравии. Сегодня, по оценкам исследователей, только пять процентов бедуинов продолжает вести полукочевой образ жизни. Бедуин, 1958 год.
Фото: belkovphoto Бедуины заповедных зон Набк и Абу-Галум Страна фараонов — одно из немногих мест, где можно прикоснуться к самобытной культуре кочевников. В провинции Южный Синай бедуины проживают в заповедной зоне Набк, расположенный в 25 километрах от Шарм-эш-Шейха. Именно здесь находятся самые северные на планете мангровые леса. Национальный парк Абу-Галум, куда приезжают дайверы со всего мира ради «коралловых садов», — ещё одно место, где раскинулись бедуинские деревни.
Еще могут носить имам — это чалма по ихнему, или шапочку, тарбуш. Характерный головной убор туарегов — большая чалма синего цвета, иногда белая, закрывающая лицо. Бедуинам больше свойствены куфии. Иногда верхняя одежда современных бедуинов серая, рубашечного кроя, с кармашками, европейского типа.
Для древнего типа одежды свойственны другие цвета. Рубашка бедуинов может называться галабия. Пояс у бедуинов и туарегов есть, он тканый. Это широкий длинный кусок ткани, часто яркой или полосатой. Иногда он плетеный. Иногда у бедуинов и туарегов встречаются кожаные перевязи. А вот верхняя одежда не подпоясывается, остается свободной, лишь связывается спереди завязочками. Пуговицы этнографическому пустынному костюму несвойственны.
Бедуины — общее название, данное европейцами всем племенам и народностям Аравии, которые, в отличие от обитателей городов, занимающихся хлебопашеством и торговлей хадези , ведут кочевую жизнь. Со своей древней родины, из внутренних районов Аравийского полуострова , они издавна распространились по сирийской и египетской пустыне, затем после падения древних культурных государств — по Сирии , Месопотамии и Халдее. С завоеванием Африки мусульманскими арабами в VII веке они заняли Сахару , которая стала для них второй родиной. Таким образом, бедуинские племена арабского происхождения завоевали пространство, простирающееся от западной границы Персии до Атлантического океана. Однако на этом обширном пространстве они являются господами только в пределах пустыни, тогда как в удобных для земледелия странах, в Месопотамии, Халдее, на сирийской границе, в Варварийских владениях , нильских странах и у северной окраины Судана , рядом с ними и посреди них живут народы иного происхождения. Особенно в Африке именем «бедуины» называют себя и такие кочующие племена, которые ничего общего не имеют с арабами, хотя и принадлежат к хамитской языковой ветви, но которые с течением времени отчасти усвоили арабский язык и выдают себя за настоящих бедуинов или арабов, пришедших из Аравии араб, множ. В физическом и нравственном облике бедуинов ясно сказывается их семитское происхождение, но видоизмененное под влиянием другого уклада жизни. Они хорошо сложены, очень худощавы, скорее жилисты, чем мускулисты, но вместе с тем отличаются силой, ловкостью, выносливостью и привычкой ко всякого рода невзгодам. Политическое и социальное устройство их такое же, как у других племен, ведущих патриархальный образ жизни. Они живут родами в шатрах или шалашах, деревни их управляются шейхами, и род из 40—50 таких деревень подчинен кади , который в одно и то же время и судья, и военачальник.
Все бедуины исповедуют ислам за исключением некоторых племён в Сирии, образующих особые секты. Они превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их состоят в танцах, пении и слушании сказок. Общая характеристика бедуинов теперь едва ли возможна, так как при широком распространении этих кочевников многие черты их сгладились или, напротив, ярче обрисовались под влиянием местных условий и смешивания с другими племенами. Вообще говоря, название «бедуины» служит для обозначения не одной определённой народности, а скорее для целой группы племён с более или менее смешанным арабским элементом.
Народный лекарь табиб ничем не мог помочь — нога начала распухать.
Тогда родители решили обратиться в местную больницу. На третий день они пришли навестить дочь, но пациентка бесследно исчезла из палаты. Полиция стала ее разыскивать, и выяснилось, что одновременно с Алией из больницы пропал молодой врач из Шри-Ланки. Целый год беглянка не давала о себе знать, но потом все же объявилась. Родители были потрясены: оказывается, Алия сбежала вместе с молодым доктором и даже вышла за него замуж по всем правилам народа Шри-Ланки.
Видимо, причиной такого бесшабашного поступка был страх остаться старой девой. Дело в том, что у бедуинов девочки выходят замуж очень рано, в 13 — 14 лет. Пятнадцатилетняя невеста считается уже «залежалым товаром». Алие было уже 14 лет, а жениха все не было. Вот она и сбежала с первым встречным.
Семья новоиспечённого мужа жила в Коломбо и считалась зажиточной, девушке ни в чем не отказывали. Можно сказать — они открыли ей свои объятия, оформили паспорт как родственнице, сыграли свадьбу, выделили жилплощадь. Но бедуинка Алия недолго выдержала в таком раю. Ей не нравилась жизнь в большом городе , приемы гостей, походы по магазинам. Говорят, что она тосковала бескрайней египетской пустыне , где надо вставать с восходом и ложиться с закатом.
Вполне вероятно, что Алия не любила своего мужа, и жизнь с ним была ей невыносима. Родив ребенка, через год она сбежала на свою суровую родину. История эта вызвала много толков и пересудов во всем Египте. Алию активно осуждали, ведь она позволила себе нарушить устои целого народа. В жизни бедуинов не бывает внебрачных связей, поэтому нет и слова «проститутка».
Но зато есть понятие - не уважающая родителей. К счастью, пятнадцатилетняя грешница Алия и ее ребенок не были отвергнуты бедуинским племенем. Спустя пару лет Алию взял в жены 30-летний кочевник в качестве второй жены, поскольку первая оказалась бесплодной. В настоящее время большая часть бедуинов Египта сторонятся населенных пунктов. Старики учат детей чтению Корана.
Женщины занимаются хозяйством, мужчины охотятся, а днем сидят в теньке под тентами без какого-либо движения, размышляя, видимо, об Аллахе. Но есть часть бедуинов, которые открыли для себя неожиданные промыслы. Они занялись туристическим бизнесом и предлагают прогулки на верблюдах, культурную программу в виде плясок и песен у костра с незамысловатым ужином и кофепитием. Бедуины говорят о кофе, что он должен быть крепкий, как любовь, и горький, как жизнь. Особенно примечательны рецепт приготовления напитка и сама церемония потребления.
Его пьют из особой посуды, под жарким солнцем, ведя дружескую беседу, в том числе с туристами. Неважно, что не понимают язык друг друга. Если повезет, то туристам, во время экскурсии в бедуинские поселения, можно стать свидетелем бедуинской свадьбы. Это очень красивая церемония, с ритуальными танцами и широким и щедрым застольем, с обилием праздничных блюд из мяса. Примечательно, что даже состоятельные цивилизованные бедуины, живущие в городах, проводят свадебные церемонии только в пустыне.
Обычно парень, если присмотрел себе невесту, приходит к вождю племени вместе со своими родителями. После этого вождь приглашает девушку к себе и просит приготовить ему и его гостям чай. Девушка подает его всем присутствующим. Отпивая первый глоток, юноша очень волнуется, ведь если его возлюбленная положила туда сахар — значит, она согласна быть его женой. Если же нет, то неудачливый жених, переживая отказ любимой, не пьет и не ест несколько дней.
После сладкого чая встает вопрос о калыме. Родственники девушки стараются увеличить его размер, родственники юноши делают все возможное, чтобы сэкономить. Они отыскивают у девушки физические недочеты - нездоровые зубы, некрепкие волосы. Чтобы определить, например, крепость волос, будущая свекровь встает на возвышение и наматывает прядь невестиных волос на кулак. Невеста обязана присесть и повиснуть на собственных волосах.
Если она при этом не оставляет вырванных волос, то размер калыма должен быть увеличен. Тут можно и на хитрость пойти — например, взять более тонкую прядь. После определение крепости волос доверенные кумушки раздевают девушку, изучают кожу она должна быть без родинок и прыщей , белки глаз, ступни ценятся узкие с удлиненными пальцами , фигуру, суставы необходимо приседать без скрипа и хруста. После выплаты калыма назначается день свадьбы, куда приходит все племя. Чтобы стать участниками такого празднества, туристам достаточно выложить долларов по 80.
Также можно встретить в пустыне местного шейха, который содержит в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе приличный особняк с целым парком автомобилей и прислугой, но время от времени бросает все и срываются в пустыню, чтобы неделю — другую пожить в тесной лачуге. Видимо, дух свободы и любовь к пустыне у всех бедуинов в крови. Введение Понятие « мусульманский мир » имеет несколько значений. С точки зрения культуры, это мировое сообщество мусульман, которое сейчас насчитывает примерно 1 млрд. В геополитическом смысле, понятие «мусульманский мир» обозначает совокупность важнейших, наиболее развитых стран, в которых ислам - государственная религия и основа политики.
Говоря об арабо-мусульманском мире, мы подразумеваем 23 страны включая Джибути, Палестину и Западную Сахару , говорящие на арабском языке, с их мусульманским населением. Особое внимание мы уделим бедуинам. Теперь необходимо обратиться к другой стороне нашей темы, понятию «суеверие». Суеверие букв. С рационалистической точки зрения - всякая вера в сверхъестественные явления.
Суеверие - явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. Вера в приметы - одно из характерных проявлений суеверия. Суеверие 1. Вера в то, что некоторые явления представляют собою проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Предрассудок, основанный на такой вере.
Образ жизни бедуинов Суеверие формируется исходя из образа жизни народа, его быта, условий обитания. Поэтому обратимся к данной информации и попробуем выявить закономерности и влияния. Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, но часть бедуинов, настаивающих на своем арабском происхождении , проживает в Египте и в северной Сахаре. Точная численность бедуинов неизвестна, поскольку серьезных попыток проведения переписи этих кочевников не предпринималось. По приблизительным оценкам, их число составляет от 4 до 5 млн.
Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Племя у бедуинов состоит из нескольких групп, считающих себя связанными родством по мужской линии и происходящими от общего предка мужского рода. Племена могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждая группа племени подразделяется на имеющие собственные наименования мелкие подгруппы со своими собственными общими предками и т. Некоторые наиболее крупные племена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп.
Семья - это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины, его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этого мужчины. Организация племени бедуинов подвижна. Его части нередко отпочковываются и соединятся вновь, время от времени к племени присоединяются чужаки. Но при этом сама идея родства остается неизменной, а генеалогии преобразуются через измышление новых родственных связей и другими способами в соответствии с изменениями, происходящими в составе племени или его подразделений. Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту.
В наиболее крупных подразделениях должность шейха может наследоваться в кругу определенных семей. Шейхи всех уровней осуществляют управление совместно с советом взрослых мужчин. Бедуины отдают предпочтение бракам внутри «хамулы». Нередко это бывают родственные браки, поскольку все люди одного поколения в «хамуле» являются кузенами и кузинами. В идеальном случае браки организуются родителями молодой четы, а «приданое» для невесты обеспечивается семьей жениха.
Несмотря на эти обычаи, поэзия бедуинов богата историями о тайной любви и побегах с возлюбленными. Бедуины ведут кочевой образ жизни. Зимой, когда выпадают небольшие дожди, «хамулы» постоянно перекочевывают со стадами и отарами по пустыне в поисках воды и пастбищ. Большинство из них придерживается регулярной последовательности в посещении определенных колодцев и оазисов, то есть участков плодородия в безжизненных пространствах пустыни. В совершенно сухое летнее время «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев, где обеспечение водой более надежно.
Каждое племя и его подразделения вынуждено защищать свои пастбищные земли, им часто приходится бороться за права на землю и воду. Некоторые шейхи бедуинов владеют целыми сельскохозяйственными районами, получая с них дань в дополнение к обычным средствам своего существования. Бедуины признают два основных вида деятельности - разведение верблюдов и разведение овец и коз. Верблюдоводы считают себя стоящими выше овцеводов, и иногда вторые иногда платят дань первым.
Что такое бедуины по истории. Бедуинские деревни
По законам гостеприимства, бедуин обязан, как минимум, напоить гостя чаем. Он и накормить должен. Но я, видя не слишком богатое хозяйство Абу Ахмеда, отказываюсь. Он настаивает. Тогда я использую устоявшееся в подобных ситуациях у бедуинов выражение: «Валла май эксым лана хляф аш-шай виль кахва шей» Я точно ничего не буду, кроме чая и кофе. Пока закипает вода в чайнике, мы сидим на матрасе и смотрим на ровную до горизонта во все стороны пустыню.
На севере темные плотные облака. С иракской стороны границы тоже кочуют бедуины. Еще в начале XX века не было государств Ирак и Саудовская Аравия, бедуины делились по племенам и враждовали друг с другом из-за пастбищ и племенных интересов. В 1921-м границу между свежеобразованным королевством Ирак и набиравшей силу и территорию державой эмира Сауда прочертила женщина — британка Гертруда Белл. В своем письме из Багдада отцу в Британию от 4 декабря она написала: «Я провела сегодняшнее утро очень продуктивно — я проложила южную границу Ирака».
Делала она это по заданию британского правительства. Этнограф, авантюристка и путешественница, Белл работала совместно с знаменитым Лоуренсом Аравийским и стала одним из создателей кризисов, бушующих по сию пору в разделенном арабском мире. Иран, конечно, сейчас сильно способствует, чтобы арабы враждовали между собой. Мой прадед по этой пустыне ходил в любую сторону свободно и бед не знал. Тут когда-то пролегал путь из Дамаска в Медину, мусульмане здесь проходили в хадж.
Тогда была мораль, сейчас выгода двигает людьми. У вас в России то же самое? Он задумчиво смотрит на птиц и рассказывает, что в былые времена голубятню в пустыне могли позволить себе только самые привилегированные бедуинские семейства, так как дело это хлопотное, а практического дохода от него никакого. Лишь эстетическое наслаждение. Абу Ахмед и его работник-суданец Фото: предоставлены героем материала Попив чай, мы на пикапе отправляемся на пастбище, где пасутся овцы Абу Ахмеда.
За ними следит его единственный наемный работник — суданец. Километров пять трясемся по каменистой пустыне. Все чаше попадаются проплешины зеленой слабой растительности. Съезжаем в ложбину. Вот и отара.
Когда замолкает мотор, я слышу, как звенят бубенцы на шеях овец. Работник-суданец, голова которого замотана в красно-белый платок, лишь одни глаза и нос видны, следит за животными, восседая на ослике. Тут же крутятся собаки, охраняющие овец. Абу Ахмед достает из кабины еду для собак и небрежно разбрасывает себе под ноги. Затем из-под сиденья извлекает разношенные, но начищенные до блеска штиблеты — это подарок для работника.
По глазам суданца ясно — он просто счастлив. Сейчас овцу с ягненком отберу и отвезу в город, чтобы продать», — поясняет бедуин. Держать свои накопления «в овцах» гораздо надежнее, чем в бумажных купюрах или монетах. Это старинная бедуинская мудрость.
Все Б. Они превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их состоят в танцах, пении и слушании сказок. В умственном отношении они очень мало развиты, но тем не менее им нельзя отказать в здравом смысле, живости ума и пламенной фантазии, как показывают их сказки и поэзия.
Впрочем, общая характеристика Б. Вообще имя Б. Все такие племена называют Б.
Для перемещения и перевозки грузов по пустыням пригодны только верблюды, что ограничивает возможность транспортировки в больших объёмах.
По этой же причине шатры бедуинов быстро собираются и разбираются. В основном они состоят из полотнищ, сделанных из овечьей шерсти, которые легко укладываются на каркас из жердей и шестов. Основной вид деятельности кочевников - разведение верблюдов, коз и овец. Для этих людей верблюд является достаточно ценным животным.
Служит он как для транспортировки грузов, так и для верховой езды. Вместе с этим, двугорбое животное снабжает хозяев шерстью, а также является ценным предметом продажи. Одним из самых важных продуктов каждодневного меню бедуинов считается верблюжье молоко. Дополнением к питанию являются рис, финики, сорго и изделия из пшеничной муки.
Мясо кочевники едят исключительно по праздникам и другим особым торжествам, для чего забивают овцу и готовят её на открытом огне. Мятный чай и кофе являются их любимыми горячими напитками. Большая часть современных бедуинов, также как и предшествующие поколения продолжают вести кочевой образ жизни, занимаясь земледелием и разведением скота. Но многие из них в наши дни занимается в основном обслуживанием туристов.
Демонстрируя им при этом «быт и обычаи бедуинов». В большей степени это присуще египетским и синайским кочевникам.
Им стал 30-летний кочевник, которому жена все никак не могла родить наследника. Алия стала хоть и второй, но вполне полноправной женой, и вскоре в их семье появился еще один младенец. Богатая семья отца первого ребенка приезжает иногда посмотреть на своего внука, вносит солидный денежный взнос в казну племени и щедро одаривает Алию. Ведь когда ребенок вырастет, он наверняка захочет побывать на родине отца. Если, конечно, совет племени разрешит.
Шамиль Нугаев travel. Кочевникам тяготы и лишения жизни в пустыне в сто раз милее благ цивилизации. Впрочем, так уж ли тягостно им живется? Попробуем разобраться. Фото: today. А жить в пустыне — значит постоянно кочевать по ее бескрайним просторам, такова специфика этого сурового края. Свои бесконечные походы по пескам народ бедуинов начал примерно пять тысяч лет назад, и с тех пор их образ жизни претерпел лишь минимальные изменения.
Перманентное состояние похода является для каждого бедуина скорее жизненным кредо и философской позицией, чем суровой необходимостью. Переходы по кажущимся европейцам безрадостными просторам народ пустыни воспринимает как благословление свыше, и каждый бедуин твердо уверен, что на условной социальной лестнице он стоит на ступеньку-другую выше оседлых арабов. Широко известен железобетонный принцип пустынных жителей, в соответствии с которым даже самый бедный бедуин не выдаст свою дочь за горожанина из многоэтажного дома , каким бы тот ни был обеспеченным. Ибо жизнь в городах и поселках противна самой природе кочевников. Стремление к походному образу жизни на лоне милой сердцу пустыни гораздо сильнее для любого бедуина, чем соблазны так называемого цивилизованного образа жизни. Фото: dakhlabedouins. В реальности основная масса кочевников является, пусть и не богачами, но людьми вполне обеспеченными.
Они по понятным причинам ничего не производят и не выращивают, но перегоняют по родным просторам немалые стада верблюдов, коз и овец. Поэтому в большинстве случаев бедуины не бедствуют. В их повседневный рацион входят довольно разнообразные продукты, включая рыбу, фрукты и всевозможные зерновые. Все это кочевники покупают или выменивают при посещении населенных пунктов. В плане жилья, вопреки еще одному заблуждению, бедуины выгодно отличаются от пушкинских цыган, которые «в шатрах изодранных ночуют». К примеру, сотканный из козьей шерсти зимний шатер бедуина оценивается в немалую сумму в две тысячи американских долларов. А вот рассказы о глубокой привязанности восточных кочевников к их извечным спутникам верблюдам имеют все основания считаться даже приуменьшенными.
На верблюдах племена перемещаются при кочевье, верблюжье молоко крайне питательно и, по бедуинским поверьям, имеет сильнейшие целебные свойства, а отходы жизнедеятельности верблюдов используются для разведения костров. Мало того, что верблюд является основой благосостояния семьи, к нему еще и относятся с особым религиозным почитанием. По обычаям бедуинов, — а строгое следование обычаям, традициям и заветам предков является основой образа жизни для любого кочевника пустыни — тело отошедшего в мир иной животного следует похоронить на специальном верблюжьем кладбище! Даже когда речь заходит о таком важном деле, как поиск воды в пустыне, бедуины полагаются опять же на чутье своих горбатых друзей. Если верблюд, испытывающий жажду, ложится на землю и наотрез отказывается двигаться дальше, значит, есть смысл копать именно в этом месте. Для рытья колодцев, кстати, современные бедуины с удовольствием используют экскаваторы — традиции традициями, но за техническим прогрессом народ пустыни старается поспевать. Хотя в своих путешествиях по пустыне бедуинские племена полностью обходятся без электричества, как и тысячи лет назад.
Фото: fran-oise. Мужчины, кроме заботы о стадах, активно занимаются охотой. Это только в голливудских боевиках пустыни населены сплошь ядовитыми гадами и неупокоенными египетскими жрецами. Маршруты кочевья бедуинов пролегают по таким регионам пустыни, в которых умелый охотник без труда добудет и газель, и волка, и зайца. Разнообразные птицы также нередко попадают в руки бедуинов-охотников. А ловля таких малоприятных тварей, как скорпионы, нужна пустынникам для бальзамирования ядом чучел животных в этом искусстве бедуины достигли немалых успехов. Вечерний досуг племени может проходить в оттачивании искусства танца и рассказа — мастерство сказителей и поэтов у бедуинов в крови.
Старики учат молодежь читать Коран. Но особое внимание на вечернем привале уделяется кофе. Этот ароматный напиток занимает в жизни бедуинов особое место, а тонкости кофейной церемонии напоминают схожие тонкости японского чаепития. Кофе, по словам жителей пустыни, должен быть "крепким, как любовь, и горьким, как жизнь". Воистину же поэты! Фото: fineartamerica. Еще век-другой назад племена кочевников одним из основных направлений своей деятельности считали помощь путникам и сопровождение караванов в пустыне.
Причем помощь встречному страннику по традиции оказывалась на безвозмездной основе, но только если тот действительно нуждался в воде, еде и крове, и только на три дня и три ночи. Ныне с караванами в пустыне ситуация напряженная, и бедуинские общины осваивают туристический бизнес. Аравийская пустыня близ туристических центров усеяна бутафорскими деревнями кочевников. Они ходят туда, как на работу, и усиленно имитируют свой "быт" перед объективами туристических фотоаппаратов. Шейх племени нередко по совместительству является его менеджером по туризму. Фото: howthehillsaremade. Гражданин с ПМЖ для правительства, к примеру, Египта гораздо ценнее, чем вольный кочевник, который даже в переписи населения не участвует по идейным соображениям.
Поэтому молодежи бедуинских племен предлагается возможность получения образования, создаются условия для занятия бизнесом... Но даже шейх бедуинов, устав сиживать в роскошном городском особняке, отправляется время от времени в длительное путешествие по бесконечно любимой ему пустыне, сменив шуршание шин дорогой иномарки на мерную поступь флегматичного верблюда. Зов пустыни силен. Фото: kukmor. Ему, приближенному фараона Сенусерта, после смерти царственного покровителя довелось близко познакомиться с теми, кто кочевал за крепкими фараоновыми стенами. Европейская же наука открыла для себя кочевые пустынные народы достаточно поздно, лишь в XIX столетии. И долго еще оставалась под очарованием их необычности — этим очарованием ученые-этнологи заразили своих читателей, и оно до сих пор владеет умами почтенной публики, охочей до всего диковинного.
Калейдоскоп экзотических подробностей мелькает перед глазами, и вот уже трудно отличить один пустынный народ от другого… Подчас и ученый может совершить подобную ошибку. Вернемся к путешествию древнего египтянина Синухета. Внимательный читатель, возможно, уже успел удивиться: откуда, собственно, взялись бедуины в тексте эпохи Среднего царства, если «бедуин» — арабское слово, а арабы в ту далекую эпоху не успели даже возникнуть на историческом горизонте? Бедуины на границах державы фараона появились… в середине XX столетия, произволом переводчика документа, знаменитого советского египтолога Исаака Лифшица. В 1950-е бедуины, разумеется, были куда актуальнее неведомых кочевников, нарушавших покой Древнего Египта: как раз в середине прошлого века молодые ближневосточные государства пытались принудить бедуинов к оседлости. Так незаметно одни кочевники подменили других — тем более что речь шла об одной и той же территории, — и бедуины оказались на месте неизвестного нам народа, который египетский текст называет «хериу-ша», «находящиеся на песке». Или «шасу» — что значит «бродяги».
С первого взгляда создается впечатление, что за шесть тысяч лет в пустыне едва ли что-то поменялось: все так же до горизонта простираются песчаные дюны, и все так же движутся по ним караваны, ведомые кочевниками. Одни народы уступают место другим — но уклад жизни людей в пустыне меняется мало хотя именно пристальный анализ различий дает пищу ученым-этнологам. Жестокий климат, где так ощущается кожей и всем организмом разница между днем и ночью, среди песков и каменистых нагорий, и необходимость вести хозяйство в этих непростых условиях... Приспособиться к жизни здесь — значит постоянно накапливать опыт, но не руководствоваться раз и навсегда установленными правилами, а уметь непрерывно вглядываться в изменчивый рисунок песчаной стихии и принимать решения по ситуации. Единственное, за что стоит держаться, — за твердое самосознание, свою идентичность. В пустынях трудно найти тех, кто исповедует язычество в привычном для нас смысле — миропонимание, основанное на балансе «добрых» и «злых» сил природы. Окружающая кочевников природа вряд ли может показаться «доброй» — вот и ветхозаветная история о сорокалетнем скитании избранного народа представляет пустыню не только как географическую реальность на пути из Израиля в Египет, но и как символ труднейшего испытания.
Не случайно, что кочевники арабских территорий охотно и почти сразу приняли монотеистический ислам. А у кочевого народа рендилле, живущего в Африке и говорящего на одном из многочисленных языков кушитской группы, сохранилась вера в божество Ваак — монотеистическая религия, которая, возможно, старше иудаизма. Идентичность диктует не только религию, но и «особость» повседневных привычек. Оказавшись на границе оседлых поселений, кочевники предпочитают не задерживаться там, ограничиваясь только торговлей. Но это занятие для них не главное — главным остается скотоводство. Для тех народов, которые разводят верблюдов скажем, многочисленных аравийских кочевников , частью идентичности становятся и сами верблюды — их владельцы аттестуют себя верблюдоводами, хотя в их хозяйстве важное место занимают и лошади, и козы, и овцы. Среди саудовских кочевников можно найти и таких, у которых мелкий рогатый скот преобладает, — например, шаммаров.
Но верблюд — часть их уникальной жизни ; оседлые народы не могут разводить этих животных, а оттого на горбах «кораблей пустыни» зиждется кочевое «я». Чтобы понять, как это работает, стоит обратиться к тем же бедуинам — пожалуй, из всех пустынных кочевников они знакомы нам лучше всего. Говорящие на разных языках, исповедующие разные религии , но объединенные образом жизни, основанным на кочевом скотоводстве, — они стали для нашей цивилизации своего рода эталоном пустынных кочевников. В пустыне Аравийского полуострова они живут не менее четырех тысяч лет, и уже в начале II тысячелетия до н. В большинстве своем они приняли ислам — но эта религия родом из больших и развитых городов не изменила их кочевого образа жизни. Пустыня, весной богатая травами в том числе и такими сочными, что они позволяют животным вовсе обходиться без воды, а людям — ограничиваться молоком , летом принуждает к постоянному перемещению в поисках воды и корма для скота. В самое жаркое время года приходится откочевывать на границы пустыни, чтобы получить доступ к ручьям.
Зимой же можно добывать воду, скапливающуюся в естественных впадинах, и пользоваться колодцами, многие из которых вырыты еще несколько веков назад. Маршруты кочевок тоже не меняются столетиями. Вот, например, саудовский народ аназа и сегодня движется теми путями, которые были описаны этнографами еще в первой половине XIX века, на пространстве от пустыни Хамад до границы с Сирией. Гораздо менее постоянно их социальное устройство — настолько, что для бедуинских общностей ученые подчас затрудняются подобрать подходящий термин. Общественное устройство бедуинов принято «по умолчанию» считать племенным — но при ближайшем рассмотрении все оказывается не так однозначно. Во время кочевок они объединяются в обширные караваны; дефицит корма для скота тоже заставляет кочевников сбиваться в большие группы с предводителями во главе — и это правда похоже на племя. К единству — на основе памяти о принадлежности к тому или иному племени или союзу племен — призывают бедуинов и военные опасности.
Но когда наступают времена благоденствия, бедуины рассеиваются по окрестностям, останавливаясь совсем небольшими группами, по 3-4 палатки. И это показывает, насколько призрачна власть в пустыне. Как мираж: она то появляется, то рассеивается сама собой, ведь власть — это символическая сила, основанная на обладании ресурсами, недоступными другим; а когда ресурсов достаточно, ничего больше и не нужно. Социальные связи, которые актуализируются в моменты опасностей и голода, могут быть не только родственными, но и, как говорят этнографы, соседскими. В иных случаях они могут переплетаться — именно так были устроены тире, объединения кочевников Туркмении, к нашему дню, правда, в большинстве своем осевших на земле. Те, кто всю жизнь проводит в движении, мало думают о границах. Именно поэтому вопрос собственности на землю встал перед бедуинами только в начале XX века, с распадом Османской империи.
И встал довольно остро. Предписания властей молодых восточных государств запретили междоусобные столкновения между племенами и рабовладение, снизили экономическую ценность верблюдов, пообещали передать земли северных кочевий шейхам — все это было призвано «осадить» кочевников. Остальные в основном включились в промежуточные формы хозяйства, и те, кто ведет кочевой образ жизни, остались в меньшинстве. Хотя современные бедуины в основном по-прежнему исповедуют ислам, они не слишком обласканы властями государств, на территории которых ставят свои палатки.