Только недавно закончились переговоры США и Германии по "Северному потоку — 2", а "Газпром" уже не стал бронировать на август дополнительный объём мощностей для транзита газа через Украину. Украина не хочет продлевать транзитный контракт по газу, что означает снижение экспорта еще примерно на 15 млрд кубометров.
Российские нефть и газ до сих пор проходят через Украину транзитом. Как это возможно?
Существовал коммерческий контракт на транзит газа между «Газпромом» и «Нафтогазом», а с 2019 года – «Оператором газотранспортной системы Украины». Прекращение транзита российского газа через территорию Украины возможно даже до истечения срока контракта. По словам Чернышева, Украина продолжает транзит в Европу по своей территории во время продолжающихся военных действий только потому, что в российском газе в преддверии наступления холодов нуждаются некоторые европейские страны: «Мы не можем лишить. Хазин о транзите газа через Украину: у России не было задачи его прекращать. Украина не собирается продлевать контракт с «Газпромом» на транзит российского газа в Европу. Украина не намерена продлевать договор о транзите российского газа, который истекает в конце следующего года, заявил глава "Нафтогаза" Алексей Чернышов.
Эксперт Юшков: отказ Киева от транзита газа не главная проблема «Газпрома»
Официального заявления по этому поводу Киев еще не сделал, однако в кулуарных беседах украинский министр энергетики подтвердил намерение прекратить поставки российского топлива. Ранее комиссия ЕС раскритиковала Австрию за отсутствие "четко определенного краткосрочного" плана полного отделения от импорта российского газа. Хотя Австрия смогла уменьшить свою зависимость, она по-прежнему намного выше среднего показателя по Евросоюзу.
Украина: новые возможности и риски Киев оказывается в сложном положении, когда нужно принять решение о продолжении или прекращении транзита российского газа.
Ведь такая транспортировка приносит стране не только деньги, но и влияние на геополитической арене. Украина сталкнется с огромным бюджетным дефицитом в 2024 году, который составляет более 43 млрд долларов. При этом западная помощь становится все более сложной в получении, особенно после провала контрнаступления ВСУ и изменения ситуации на поле боя.
Так что, транзит российского газа может стать дополнительным источником доходов для Украины, позволяя сократить подвластность от партнеров Запада. Важно также учитывать и иные аспекты. Например, транзит газа через Украину даёт ей возможность сохранять свою значимость на международной арене и сохранять контроль над энергетическими путями.
Это также позволяет избежать конфликтов с Россией, которые могут возникнуть, если Украина откажется от транзита и РФ найдет другие маршруты доставки газа. Но, существуют и противоположные аргументы. Сохранение экономической помощи от западных стран может быть весомым аргументом против продолжения транзита.
Если Украина получает достаточно помощи в виде кредитов, субсидий и грантов для полного покрытия бюджетного дефицита, то она вполне может отказаться от доходов, которые приносит транзит голубого топлива. Тогда, Украина будет стремиться не дать России заработать на продаже своего природного ресурса. Одно из главных противоречий заключается в том, что Украина не выполняет достаточное обслуживание и обновление своей газотранспортной системы.
Это может привести к проблемам с надежностью поставок газа в будущем. ЕС: ключевые доводы за и против украинского транзита Россия увеличивает свои усилия по развитию новых маршрутов газопровода в Азию, чтобы сократить зависимость от украинского транзита. Это означает, что в ближайшие годы спрос на транзит через Украину может снизиться.
В прошлом были случаи, когда Украина использовала газовый транзит как средство политического давления на Россию. Это создает риски для надежности поставок и может повлиять на цену газа для ЕС.
Вопрос тут в другом: они хотят, чтобы мы подписали контракт на 10 лет и платили в любом случае, а мы предлагаем свою схему, чтобы мы просто выкупали необходимые объёмы, в случае если они нам потребуются. У нас, к слову, с Польшей так обстоят дела, она же тоже транзитная страна.
Учитывая, что конкуренции у нас тут нет, получается, что мы в любом случае будем поставлять газ, но не постоянно, а по мере надобности. К политике это имеет весьма опосредованное отношение, — сказал эксперт. Напомним, контракт между "Нафтогазом" и "Газпромом", подписанный 31 декабря 2019 года, предполагал прокачку 65 миллиардов кубометров газа в 2020-м и по 40 миллиардов в 2021—2024 годах. Данная договорённость позиционировалась как политическая победа президента Украины Владимира Зеленского.
Если нет, то будем использовать газотранспортную систему для наших целей», — сказал Шмыгаль на пресс-конференции, которая транслируется в YouTube-канале кабмина. В мае 2022 года Украина прекратила прием для транзита газа через газоизмерительную станцию «Сохрановка», сославшись на то, что она находится под контролем российских сил на территории ЛНР. Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сообщил, что компания подает газ через Украину на ГИС «Суджа» — 41,5 миллиона кубометров на 18 февраля.
При этом транзитный договор «Газпрома» и Украины предполагает, что гарантированный ежесуточный объем прокачки с обеих сторон с 2021 года составляет 109,6 миллиона кубометров.
Объявлено о прекращении транзита российского газа через Украину
Станислав Митрахович о том, почему газ все еще идет через Украину и как надо останавливать ЗАЭС | Прекращение транзита российского газа через территорию Украины возможно даже до истечения срока контракта. |
"Газпром" подает газ для Европы через Украину в объеме 42 млн куб. м через "Суджу" | Украина не собирается продлевать контракт с «Газпромом» на транзит российского газа в Европу. |
Станислав Митрахович о том, почему газ все еще идет через Украину и как надо останавливать ЗАЭС | Россия будет принимать решение о продолжении транзита газа в Европу по территории Украины в первую очередь с учетом такого фактора, как наличие спроса среди потребителей. |
Киев не будет предлагать "Газпрому" продление контракта о транзите газа | Существовал коммерческий контракт на транзит газа между «Газпромом» и «Нафтогазом», а с 2019 года – «Оператором газотранспортной системы Украины». |
Украина оставляет Европу без российского газа | Пикабу | На Украине решили не продлевать контракт на транзитные поставки газа из России на территорию ЕС после того, как действие контракта в 2024 истечет. |
Проблемы у «Северного потока – 2»
- Украина прекратит транзит российского газа в Европу: кто кого наказал?
- «Газпром» поставил в ЕС 42,4 млн куб. м газа через украинскую ветку "Суджу"
- МИД РФ назвал условия сохранения транзита газа через Украину после 2024 года
- В Европе СПГ впервые стал популярнее трубопроводного газа
- Главные новости
Названы последствия разрыва договора России и Украины о транзите газа
В результате поставки сократились с 92-99 млн куб. Официальных данных по прокачке через Украину за 2022 г. Прекращение транзита российского газа в ЕС через Украину, несмотря на закономерность такого шага со стороны Киева в условиях продолжающейся СВО, окажет существенное влияние как на экспорт трубопроводного газа из РФ, так и на состояние украинской экономики, считает старший аналитик «Альфа-Банка» Никита Блохин. По мнению эксперта, речь идет по меньшей мере о потере экспортных мощностей в объеме до 15 млрд кубометров в год, вследствие чего Украина лишится соответствующих транзитных платежей, осуществляемых «Газпромом» в адрес «Нафтогаза Украины». Так российская экспортная монополия лишится значимого направления сбыта российского газа в ЕС, а украинский бюджет — одной из ключевых статей дохода, отмечает эксперт. С другой стороны, налицо общая тенденция на отказ европейских потребителей от российского газа, что рано или поздно привело бы к дальнейшему снижению объемов прокачки на данном направлении, рассуждает Блохин.
Официальных данных по прокачке через Украину за 2022 г. Прекращение транзита российского газа в ЕС через Украину, несмотря на закономерность такого шага со стороны Киева в условиях продолжающейся СВО, окажет существенное влияние как на экспорт трубопроводного газа из РФ, так и на состояние украинской экономики, считает старший аналитик «Альфа-Банка» Никита Блохин. По мнению эксперта, речь идет по меньшей мере о потере экспортных мощностей в объеме до 15 млрд кубометров в год, вследствие чего Украина лишится соответствующих транзитных платежей, осуществляемых «Газпромом» в адрес «Нафтогаза Украины». Так российская экспортная монополия лишится значимого направления сбыта российского газа в ЕС, а украинский бюджет — одной из ключевых статей дохода, отмечает эксперт. С другой стороны, налицо общая тенденция на отказ европейских потребителей от российского газа, что рано или поздно привело бы к дальнейшему снижению объемов прокачки на данном направлении, рассуждает Блохин. При этом Россия по-прежнему сможет снабжать ключевых потребителей российского трубопроводного газа, таких как Венгрия и Сербия, за счет экспортных мощностей «Турецкого Потока», отмечает он.
Заодно и через Польшу прекратил. Контракты выполнены, зима, газ в России нужен. Цены в Европе зашкалили за 1700, да ещё и цена электричества "рвонула в небеса". Контракт на транзит через Украину, предусматривает транзит 40 миллиардов куб. Он выполнен полностью, более Газпром не обязан. Украина понятно предлагает непрерывно свои "мощности" транзита на аукционе всем желающим, но покупать или не покупать их, это уже дело добровольное, Газпрому без надобности. Зима, холода идут, газ нужен и в России в больших объёмах. Заодно приостановлен и транзит через Польшу, так как договоры по поставкам в Европу, уже даже перевыполнены. Предложение о бронировании 89,1 миллиона кубометров на точке входа в польский участок магистрали осталось невостребованным. Вообще, "западные партнёры" же сами добивались "рыночных отношений", и судились с Газпромом, почти все по очереди, требуя вместо долговременных контрактов по стабильным ценам, "более выгодный им вариант" "рыночные", и не "бери или плати", а "как надо - они купят сколько им надо по рыночной цене". Газпром долго не хотел, ему как то ближе плановая и предсказуемая экономика, когда точно известно на много лет вперёд, сколько, когда и кому нужно будет поставлять газа. Собственно это связано и с особенностями самой отрасли, газ в больших количествах хранить сложно, быстро менять объёмы добычи, тоже не совсем просто. Но что делать, пришлось всё же принять те "правила игры", на которых настаивали "западные партнёры". Согласно которым, они вовсе не обязаны покупать газ "в стабильных количествах". И особенно им не нравилось "бери или плати". Они только упустили "нюанс" - у каждой палки два конца. Никто же и не обязан им "по первому щелчку пальцев" "давать дополнительные объёмы". Рынок "спотовый" как они и хотели. Они покупают сколько хотят, а продавец "Газпром" выставляет на продажу, сколько он хочет. Всё честно.
Это специфика виртуального реверса: Киев перекупает у европейцев транзитный российский газ, который остается на территории Украины и потребляется украинцами. Но как только территория переходит под контроль ДНР и ЛНР, Киев отказываются снабжать население газом, ровно как и платить пенсии и социальные пособия. Это было и в 2014 году, и повторяется теперь. Обвинения в воровстве Украине нужны потому, что отказ принимать газ через ГИС «Сохрановка» — это нарушение условий транзитного контракта. Косвенно об этом говорит тот факт, что обвинение ЛНР и ДНР в воровстве транзитного газа было предъявлено только к вечеру 11 мая. Тогда как самое «воровство» якобы произошло 9 мая. Но объяснить причину в Киеве сразу не смогли. Потому что последствия перекрытия транзита будут самые серьезные», — говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. По его мнению, Украина вносит очередной камень в разрушение российско-европейских газовых отношений, которые складывались последние пятьдесят лет. Эксперт считает, что мотивация Украины чисто политическая и действует она не самостоятельно, а по указке западных сил, которые хотят разрушить налаженные десятилетиями поставки газа в Европу. Можно предположить три варианта развития событий. В первом случае, говорит эксперт, Европа не останется в стороне от этого конфликта, вмешается в него, и на трехсторонних переговорах удастся найти компромиссное решение. Однако Газпром на это ответил, что технологически так сделать невозможно и что это нарушает контрактные обязательства. С последним все понятно: в соглашении прописаны конкретные точки входа российского газа на Украину, и Киев нарушает этот пункт. А какие существуют технологические проблемы? Ведь через ГИС «Суджа» в свое время прокачивали даже 180 млн кубометров газа в сутки. По контракту Газпром должен прокачивать через Украину в сумме 109 млн кубометров в сутки или 40 млрд кубометров в годовом исчислении. То есть одна ГИС «Суджа» может принять весь контрактный объем.
Украина обвинила Россию в отказе продлевать контракт на транзит газа
Эти планы, однако, так и не превратились из деклараций в практические действия. Предлагаемый экспорт каспийской нефти и газа через Украину в Европу не был подкреплён какими-либо документами и финансированием. Попытки реализовать указанные декларативные проекты осуществлялись на фоне длительных сложных переговоров Украины с Россией по вопросам транзита и своевременной оплаты Украиной российских газовых поставок. На фоне раздоров между союзниками по украинской «оранжевой» коалиции проявились неспособность и нежелание мирно договариваться с Россией по первоочередным вопросам. В итоге в 2006 и 2008 годах произошли два острых «газовых» конфликта, которые привели к отключению Россией поставок газа на Украину. Это значительно повысило уровень недоверия между странами [37] , крайне негативно сказалось на имидже России как надёжного поставщика энергоресурсов в Европу и Украины как транзитного государства. До 2007 года также шёл трудный диалог между Украиной и Туркменистаном. Виктор Ющенко предлагал Туркменистану заключить 20-летнее соглашение по поставкам газа на Украину, по которому государственная компания «Туркменнефтегаз» должна была бы взять на себя обязательство поставлять на Украину по 50-60 млрд кубометров газа в год. Соглашение также предусматривало возможность создания консорциума для строительства нового трубопровода по территории Туркменистана, Казахстана, России и Украины для прямого экспорта туркменского газа в Евросоюз.
Обсуждение застопорилось в связи с тем, что Туркменистан потребовал от Украины перейти на оплату поставок туркменского газа в денежной форме и срочно погасить долг в 600 млн долларов по товарным поставкам в оплату туркменского газа, поставленного ещё в 2004 году. Разработка Россией альтернативных транзитных маршрутов[ править править код ] Разрабатывая альтернативные маршруты поставок газа в Европу, в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода «Ямал — Западная Европа» через территорию Польши в обход Украины. Газопровод был введён в строй в конце 1999 года, на полную мощность вышел в 2006 году. С 1997 года велась проработка маршрута по дну Балтийского моря. С 2005 года началось строительство проекта, известного как « Северный поток ». Прокачка газа по нему началась в 2011 году. В рамках проработки южного маршрута поставок газа в Европу в 2007 году «Газпром» начал переговоры о прокладке газопровода « Южный поток », однако в связи с негативной реакцией Евросоюза проект не был реализован. Южный маршрут поставок газа прошёл через Турцию газопровод « Турецкий поток », запущенный 8 января 2020 года [38].
Создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и «Северный поток» привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину. Несмотря на это, Украина ещё в начале 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитным государством для поставок российского газа в Европу [3]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2005—2006 [ править править код ] Разрыв транзитных соглашений[ править править код ] В марте 2005 года назначенный незадолго до этого новым правительством Тимошенко председатель ГАК « Нафтогаз Украины » Алексей Ивченко предложил «Газпрому» отказаться от бартерных схем при взаиморасчётах и перейти к независимым контрактам на транзит и поставку газа. Обоснованием для разрыва действующих соглашений было желание украинской стороны повысить тарифы на транзит российского газа в Европу по территории Украины до 1,75—2 долл. Переход на денежные расчёты увеличивал прибыль «Нафтогаза», но исчезновение «недорогого бартерного газа» вело к повышению «платы за отопление и газ для населения»; кроме того, была опасность подорожания и «российского газа для промышленности». Юлия Тимошенко же в том числе, исходя из своих обещаний избирателям придерживалась политики «стабильных и посильных тарифов для населения». В декабре 2005 года уже при правительстве Еханурова именно на мартовские предложения Алексея Ивченко «Газпром» будет ссылаться, предлагая прекратить бартерные сделки и перейти на «рыночные формы взаимоотношений». Среднеевропейские цены к тому времени уже перешли отметку 150 долларов за тысячу куб.
Вице-премьер Украины Анатолий Кинах категорически отверг российское предложение, настаивая на сохранении условной бартерной цены на газ из существующих транзитных контрактов. Наступила патовая ситуация, в которой ни одна из сторон не желала соглашаться на предложения другой. Попытки Украины договориться о расширении и продлении поставок газа из Туркменистана успехом не увенчались. В середине декабря озвученная Россией цена была поднята до 220—230 долларов за тысячу кубометров цена на российский газ для Германии за вычетом транспортных издержек. Советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал конфликт, разворачивавшийся между Россией и Украиной, «газовой войной», в которой Россия, по его выражению, применила против Украины «энергетическое оружие» — при этом он признавал, что прежняя цена 50 долларов за тысячу кубометров, установленная 8 августа 2004 года на срок до 2009 года являлась «очевидно субсидируемой» и к тому же была установлена «в иной политической ситуации». Через неделю после этих заявлений Илларионов покинул свой пост [29] [30]. Кризис[ править править код ] В связи с тем, что украинская сторона отказалась подписать какие-либо контракты на поставку газа в 2006 году, 1 января 2006 года Газпром перестал поставлять в украинскую ГТС объёмы газа для Украины. Однако Украина не прекратила отбор газа из ГТС и в течение первых дней 2006 года осуществляла несанкционированный отбор газа для удовлетворения собственных потребностей [42].
Внешние видеофайлы Вопрос бывшему министру топлива и энергетики Украины Плачкову Конфликт был формально завершён в ночь с 3 на 4 января подписанием документов, которые, судя по первоначальным официальным заявлениям, удовлетворили обе стороны. Был подписан договор между « Газпромом » и « Нафтогазом » об условиях поставок российского газа на Украину через посредническую компанию « РосУкрЭнерго » и об условиях транзита российского газа в Европу через территорию Украины сроком на пять лет. Верховная рада Украины , однако, использовала факт подписания этого соглашения для обострения отношений с президентом Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку. Во второй половине января Украина возобновила сверхплановый отбор российского газа из транзитных газопроводов, что отразилось на поставках европейским покупателям. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы воспользовались этой ситуацией для того, чтобы обвинить Россию как ненадёжного энергопоставщика [43]. Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешёвого туркменского газа в трубе для Украины [44]. Туркменский кризис[ править править код ] Российско-украинский договор 4 января 2006 года, однако, не привёл к завершению газового конфликта [45]. Договором было предусмотрено подписание всех необходимых контрактов между «Газпромом», «Нафтогазом Украины», «РосУкрЭнерго» RUE и Туркменистаном до 20 января, однако этого не произошло в связи с тем, что Туркменистан затягивал принятие решения о том, кто — Россия или Украина — будет приоритетным покупателем её газа экспортные возможности Туркменистана были недостаточны для одновременного выполнения её газоэкспортных контрактов с Россией и Украиной.
Хотя Туркменистан обещал поставить на Украину 22 млрд кубометров природного газа по прямым договорам помимо поставок через RUE , с начала 2006 года по прямым договорам на Украину не было поставлено ни кубометра туркменского газа, поскольку Туркменистан заявил о намерении повысить цену на газ. При этом Сапармурат Ниязов вновь напомнил Украине о долге за природный газ, поставленный в предыдущие годы, — 159 миллионов долларов [46]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов[ править править код ] Основная статья: Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов Одновременно с решением ценовых и транзитных вопросов Россия поставила перед Украиной вопрос о погашении украинского долга за газ. Формально эта проблема была решена на встрече в феврале 2008 года президентов Ющенко и Путина в Москве. Кроме того, была достигнута договорённость о переводе всех отношений по поставкам газа на линию «Газпром» — «Нафтогаз Украины», минуя посредника — RosUkrEnergo [48]. При этом базовая цена российского газа для Украины была снижена до 179 долл. В начале 2009 года отношения двух стран прошли через новый газовый кризис, затронувший интересы европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью.
Комментируя это событие, Путин отметил достижение договорённостей «по всему комплексу вопросов, связанных с поставкой природного газа на Украину и с транзитом российского природного газа в Европу», но вместе с тем подчеркнул необходимость строительства альтернативных маршрутов транспортировки российского газа европейским потребителям. Идея газопровода « Северный поток » перешла в стадию практической реализации в апреле 2010 года [49]. Итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников. По условиям подписанного договора «Нафтогаз» был обязан расплачиваться за потребленное топливо в полном объёме не позднее седьмого числа каждого месяца, следующего за месяцем поставки. В случае нарушения этого условия «Газпром» имел право перейти на авансовую систему расчётов с Украиной [51]. Ставка на транзит через украинскую территорию была установлена на уровне 1,7 долл. При этом была предусмотрена специальная формула роста транзитной ставки, благодаря чему к 2013 году она достигла 3,4 долл. В августе 2009 года газовый конфликт между Россией и Украиной приобрёл новый оборот.
В начале августа представители европейских банков подтвердили возможность выделения кредита Украине на закупку газа в размере 1,7 миллиарда долларов [52]. С 2012 года «Нафтогаз» перестал полностью выбирать объём, законтрактованный согласно договорённости от 19 января 2009 года. В декабре 2013 года на фоне массовых протестов на Украине президент РФ Владимир Путин объявил о снижении для Украины цены на газ на треть с 400 до 286 долл. Одновременно было объявлено о предоставлении Украине кредита в размере 15 млрд долл. В 2014 году на фоне резкого ухудшения украинско-российских отношений, вызванного сменой власти в Киеве и аннексией Крыма Россией , Россия расторгла Харьковские соглашения [55] и Договор о базировании Черноморского флота. С 1 апреля 2014 года « Газпром » отменил все предоставлявшиеся скидки, что привело к повышению стоимости газа для Украины до базовой европейской — на тот момент, 485 долл. Новые украинские власти не признали отмену скидок и заявили, что «справедливой» является цена первого квартала 2014 года — 268,5 долл. В тот же день «Нафтогаз Украины» обратился в арбитраж с требованиями о ретроактивном изменении цены на природный газ, возмещении всех переплаченных сумм за период с 20 мая 2011 года не менее 6 млрд долларов и отмене положения контракта, запрещающего перепродажу поставляемого по нему природного газа за пределами Украины.
Отопление в конце ноября в некоторых небольших городах ещё даже не давали. Цена на электричество превышает возможности рядовых граждан, которые может даже и хотели «в Европу», но теперь они видят к чему это привело. Хорошо хоть владычицей морскою ещё не просили. Как говорил великий Пушкин в «Евгение Онегине»: «Слишком часто разговоры, принять мы рады за дела», сегодня поэт сказал-бы много про Украину. Столько лет обещать и ничего не сделать для экономики, обанкротить большинство крупных градообразующих предприятий — как вообще после этого можно верить в «евроассоциацию»? Отказ России поставлять газ через Украину в прежних объемах уже начинает давать результаты, во-первых она начала покупать российский газ в несколько раз дороже, а во-вторых начинают закрываться украинские крупные предприятия. Пример Одесского припортового завода, который является крупным производителем хим. Если бы Украина ремонтировала вовремя трубу и не завышала тарифы за транзит, то Германия не предложила бы России построить обходную ветку. Хотя можно предположить, что Германия специально организовала нестабильность на Украине, чтобы в будущем получать вместо неё огромные финансы и признать украинскую трубу ненадёжной, даже если при этом половиной прибыли придется делиться с Россией. Сокращение транзита российского газа через Украину лишает политиков рычагов давления на «Газпром» и самое главное — происходит намного меньший так называемый «технологический отбор», который придумали на Украине для обогащения.
И прекращение работы украинской ГТС — одна из ключевых составляющих грядущего коллапса украинской энергосистемы и украинской экономики в целом. Без российского газа система не сможет функционировать. Добываемого на Украине газа недостаточно даже для поддержания необходимого давления в трубе. При этом от работы магистральных газопроводов во многом зависит и работа распределительной сети, которая увязана с трубами большого диаметра в единое целое.
А значит, неизбежно возникнут перебои в доставке газа конечному потребителю преимущественно в сельской местности и, что важнее — к газовым теплоэлектростанциям. Последние представляют собой одни из немногих оставшихся так называемых маневровых мощностей после ликвидации крупнейших гидроэлектростанций и угольных ТЭС , позволяющих хоть как-то балансировать энергосистему в часы пиковых нагрузок. Дестабилизация энергосистемы Украины получила высший приоритет, и потери Газпрома не в счет. Тем более что эти потери уже сведены к минимуму.
Исходя из текущей динамики поставок, в 2024 году в Евросоюз может быть поставлено 20—25 млрд кубометров газа — мизер в сравнении с некогда пиковыми поставками в 170 млрд кубов. Невелики потери и для Украины, которая получает от транзита 1—1,5 млрд долл.
По словам экс-руководителя энергоконцерна, представители украинского правительства заверили его, что транзитный контракт не будет продлен. В МИД России заявили, что не удивятся, если контракт не продлят, так как известно, что киевский режим готов идти на любые шаги, чтобы навредить России, даже если от этого пострадает он сам и другие страны. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности ФНЭБ Алексей Гривач отмечал EADaily , что украинский транзит может прекратиться в любой момент, а не через полтора года. И европейцы могут повлиять на продление транзитного контракта, «а могут и запустить «Северный поток», замечал эксперт. Постоянный адрес новости: eadaily.
Страшный сон Европы: СВО вынуждает «Газпром» разорвать транзитный контракт с Украиной
Поставки российского газа в Европу через Украину после истечения срока действия транзитного договора будут осуществляться по новой схеме. Несмотря на российскую спецоперацию на Украине, до сих пор между Киевом и Москвой действует соглашение о газовом транзите, которое было подписано в 2019 году сроком на пять лет. Транзит российского трубопроводного газа в Европу через Украину может прекратиться после 2024 года. Главная» Новости» Газ в европе последние новости. 42 млн куб. м на 1 апреля. Якобы был зафиксирован несанкционированный отбор транзитного газа из МГП «Союз» в газопроводы на неконтролируемой Украиной территории Луганской и Донецкой областей (ЛНР и ДНР).
Прощаются, но не уходят. Транзит газа в Европу через Украину сохранится
Общество - 1 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Теоретически транзит российских нефти и газа через Украину действительно может остановиться. один из двух оставшихся маршрутов для поставок газа в Европу. Только недавно закончились переговоры США и Германии по "Северному потоку — 2", а "Газпром" уже не стал бронировать на август дополнительный объём мощностей для транзита газа через Украину. Транзит российского газа через Украину после 2024 года может быть продолжен только по договоренности с импортерами, заявил телеканалу Vocea Basarabie посол Украины в Молдавии Марко Шевченко. На Украине решили не продлевать контракт на транзитные поставки газа из России на территорию ЕС после того, как действие контракта в 2024 истечет.
Вылет в трубу: Почему "Газпром" может оставить Украину без денег
Эта задолженность оформлялась в виде так называемых технических кредитов — межгосударственных кредитов, предоставляемых для закупки определённых товаров. Они могли погашаться бартером либо оформлялись как госдолг. К концу 1992 года долг достиг 227 млрд рублей [1] [2]. Зимой 1992—1993 годов состоялся ряд межправительственных контактов, в результате которых технические кредиты были преобразованы в госдолг Украины и был разработан план их погашения до 1999 года. Однако проблема неплатёжеспособности Украины не была решена, и к августу 1993 года ситуация обострилась настолько, что поставки газа на Украину были ограничены на несколько дней. Но уже 26 августа РАО «Газпром» вновь заявило о 25-процентном сокращении поставок природного газа на Украину в связи с непрекращающимся ростом украинской задолженности. Сокращение поставок газа, однако, оказалось малоэффективным механизмом обеспечения возврата долгов. В связи с тем, что основная часть транзитного маршрута к европейским потребителям проходила по территории Украины, это позволяло украинской стороне беспрепятственно осуществлять несанкционированный отбор российского экспортного газа на собственные нужды [1].
В октябре 1993 года «Газпром» предложил погасить долги Украины путём долгосрочной аренды ряда объектов украинской газотранспортной системы. Украинская сторона, однако, не желала соглашаться на это предложение, так как это могло поставить страну в крайне сложное положение в случае нового прекращения подачи газа [1]. В феврале 1994 года после длительного обсуждения было подписано ключевое для газовой отрасли соглашение. В качестве основных исполнителей по реализации экспорта газа на Украину и его транзита по украинской территории в нём были названы РАО «Газпром» и производственное объединение «Укргазпром». Особенно подчёркивалось, что объёмы экспортного газа, поступающего на территорию Украины и выходящего с её территории, должны совпадать [1]. Март также начался с заявления РАО «Газпром» об остановке подачи газа на Украину в связи с тем, что задолженность Украины за газ превысила 1 трлн рублей. Украина вновь отвергла возможность оплаты объектами газотранспортной системы [1] [18].
По итогам 1994 года компания так и не добилась возврата долгов за энергоносители, которые к тому моменту приближались к двум миллиардам долларов. Наоборот, по итогам межправительственных переговоров в ноябре 1994 года Украина получила гарантии поставок газа на декабрь и на весь следующий год. Причиной такого поворота событий послужило намерение украинской стороны уступить в споре о зарубежных активах бывшего СССР [1]. В декабре 1994 года между Россией и Украиной после длительных споров было подписано соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР. Украинская сторона согласилась на так называемый «нулевой вариант», при котором Россия брала на себя обязательства по оплате всех долгов бывшего СССР, но при этом оставалась единственным владельцем всей советской заграничной собственности [2]. В начале 1995 года прошла серия прямых переговоров между украинским правительством и РАО «Газпром». Стороны договорились о реструктуризации долга Украины путём выпуска государственных облигаций с рассрочкой платежей на 12 лет и их передачи «Газпрому».
Тогда же в Киеве на межправительственном уровне был поднят и вопрос о реструктуризации задолженности Украины по государственным кредитам, выданным Россией в 1993 и 1994 годах [2]. Осенью 1995 года на Украине разгорелся очередной топливно-энергетический кризис, связанный с приближением отопительного сезона. Более чем 50-процентное отсутствие оплаты за энергоресурсы внутренними потребителями автоматически увеличивало внешние долги Украины, в первую очередь, перед Россией. В связи с этим украинское руководство предприняло попытку развести оплату импортируемого из России газа и плату за транзит топлива в Европу. Это, однако, не решило проблемы долгов: контрагенты были также ненадёжны, а взыскивать долги с них было гораздо труднее. К примеру, известность получило дело компании Юлии Тимошенко Единые энергетические системы Украины , задолженность которой в размере более 400 млн долларов так и не была погашена [19] [20]. Бартерные схемы[ править править код ] Огромное значение для российско-украинских отношений имело подписание комплекса соглашений о Черноморском флоте и Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве в мае 1997 года.
Согласно достигнутым договорённостям, Россия получила в аренду на 20 лет несколько бухт в Севастополе и Феодосии, причём внесение арендной платы за пользование объектами флотской инфраструктуры было связано с погашением украинской задолженности за энергоносители [2]. К концу 1997 года правительство Украины приняло принципиальное решение об объединении нефтяного и газового секторов путём создания на базе «Укргазпрома» и «Укрнефти» холдинга « Нафтогаз Украины ». Одновременно, несмотря на многочисленные протесты российских чиновников и представителей газовой отрасли, Украина продолжала несанкционированный отбор газа сверх установленных объёмов. Так, по данным РАО «Газпром», только в декабре 1997 года Украина превысила допустимый лимит отбора газа на 660 млн кубометров, что в денежном выражении составило 48 млн долларов [1]. В начале 1998 года Россия и Украина разработали и подписали детальную программу экономического сотрудничества на период с 1998 по 2007 годы, которая предоставляла российским компаниям возможность принять участие в приватизации украинского энергетического комплекса путём приобретения акций формировавшегося «Нафтогаза Украины». Вскоре, однако, в России наступил период «правительственной чехарды», закончившийся приходом на пост главы правительства Владимира Путина. Вследствие этого в 1999 году ОАО «Газпром» оказалось в центре внутриполитических событий, и вопрос о возврате долгов Украины за газ временно отошёл на второй план [1].
В 1999—2001 годах Украина передала России в счёт урегулирования задолженности за природный газ доставшиеся ей в наследство от СССР восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160 , три Ту-95МС , около 600 крылатых ракет, стоявших на вооружении дальней авиации, а также наземное оборудование. Таким образом Украине удалось погасить 285 млн долларов из долга за поставленный российский газ. Разделение оплаты транзита и покупки газа[ править править код ] Средние цены импорта газа в Германии, долл. О справедливости этой фиксированной цены высказывались диаметрально противоположные мнения. Президент России Владимир Путин , например, в середине 2000-х заявлял, что Россия в течение 15 лет ежегодно спонсировала Украину на три-пять миллиардов долларов за счёт дешёвых энергоносителей. Президент Украины Виктор Ющенко , однако, тогда же утверждал, что Россия на протяжении 1990-х поставляла Украине газ по ценам выше среднеевропейских. При этом статистика импорта газа в Германию показывает, что лишь в 1999 году цена импорта газа в Германию опускалась ниже 80 долларов за 1000 м3.
Так или иначе, но эта схема оплаты за газ, далёкая от рыночной, устраивала и украинскую промышленность, и «Газпром» [3]. Если здесь откачают миллиард кубометров — это же ничтожная доля», — заявил президент Украины Леонид Кучма в интервью журналу «Spiegel» в 2000 году. Это заявление вызвало скандал в России [3]. По этому соглашению Украина получала примерно 30 млрд м3 в год. Летом 2004 года было подписано очередное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», продлевающее эти условия на 5 лет, до 2009 года. Воспользовавшись ростом мирового спроса на продукцию чёрной металлургии, наличием свободных мощностей и поставками дешёвых российских энергоносителей, металлургические предприятия Украины смогли существенно нарастить объёмы выпуска экспортоориентированной продукции, что привело к экономическому оживлению в промышленных регионах Востока [27]. Именно в Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством.
Масштабный характер стало приобретать сотрудничество Украины и России в высокотехнологичных отраслях, разрабатывались крупные проекты, в том числе и по совместному использованию газотранспортной системы. Все социально-экономические прогнозы обещали стране стабильное развитие и высокую динамику экономического роста [28]. В конце 2004 года на Украине состоялись президентские выборы. Россия рассчитывала на победу Виктора Януковича, который шёл на выборы в качестве главы кабинета министров. Исходя из этого, 8 августа 2004 года было подписано дополнительное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», которым на пятилетний срок, до 2009 года, для Украины была установлена фиксированная цена на российский газ — 50 долларов за тысячу кубометров [29] [30]. Однако намерение правительства Виктора Януковича интегрировать Украину в Единое экономическое пространство стало одной из причин начала массовых протестов в Киеве [31] , в результате которых пост президента достался его оппоненту — Виктору Ющенко. Поиск Украиной путей избавления от «российской газовой зависимости»[ править править код ] Ещё в 1994 году соглашение с Россией предусматривало транзит по территории РФ на Украину среднеазиатского газа.
Первые поставки туркменского газа были в основном бартерными [32]. Тариф на транзит туркменского газа через РФ был увязан с ценой транзита по Украине. В 2006 году поставки из Средней Азии прекратились в связи с ростом цен на туркменский газ, требованиями перейти на полную оплату газа живыми деньгами и ростом задолженности Украины перед Туркменией [34]. С победой Виктора Ющенко произошёл резкий крен украинской власти в сторону Запада — новый президент провозгласил евро-атлантический вектор развития страны, отказавшись от «многовекторного» геополитического курса своего предшественника Леонида Кучмы. Начался постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией [35]. Стало ясно, что времена «льгот» цена в 50 долларов за тыс. Новое украинское руководство в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных источников топлива.
Была выдвинута задача создания открытого и прозрачного рынка купли-продажи и транспортировки углеводородов из Каспийского региона в Европу путём диверсификации маршрутов поставок нефти и газа в обход России.
При этом транзитный договор «Газпрома» и Украины предполагает, что гарантированный ежесуточный объем прокачки с обеих сторон с 2021 года составляет 109,6 миллиона кубометров. Ранее СМИ сообщали со ссылкой на источники в украинском правительстве, что Украина не собирается продлевать договор о транзите газа. Европейский комиссар по энергетике Кадри Симсон заявила, что уведомила Украину, что в ЕС не заинтересованы в продлении договора о транзите российского газа в Европу, который истекает в конце 2024 года. Популярное за сутки.
Такова логика этой войны на истощение, вести которую в белых перчатках уже не получается. И прекращение работы украинской ГТС — одна из ключевых составляющих грядущего коллапса украинской энергосистемы и украинской экономики в целом. Без российского газа система не сможет функционировать. Добываемого на Украине газа недостаточно даже для поддержания необходимого давления в трубе. При этом от работы магистральных газопроводов во многом зависит и работа распределительной сети, которая увязана с трубами большого диаметра в единое целое.
А значит, неизбежно возникнут перебои в доставке газа конечному потребителю преимущественно в сельской местности и, что важнее — к газовым теплоэлектростанциям. Последние представляют собой одни из немногих оставшихся так называемых маневровых мощностей после ликвидации крупнейших гидроэлектростанций и угольных ТЭС , позволяющих хоть как-то балансировать энергосистему в часы пиковых нагрузок. Дестабилизация энергосистемы Украины получила высший приоритет, и потери Газпрома не в счет. Тем более что эти потери уже сведены к минимуму. Исходя из текущей динамики поставок, в 2024 году в Евросоюз может быть поставлено 20—25 млрд кубометров газа — мизер в сравнении с некогда пиковыми поставками в 170 млрд кубов.
При этом совокупная годовая мощность двух «Северных потоков» — 110 млрд кубометров, а пропускная способность «Турецкого потока» — еще 31,5 млрд кубометров в год. В сумме это как раз 141,5 млрд кубометров. Сейчас по «Турецкому потоку» проходит вдвое меньше газа, но в июле Сербия и Венгрия завершили строительство газопровода-перемычки между странами. Он позволит Венгрии получать российский газ через Турцию и Болгарию, а не через Украину. Поскольку Венгрия является одним из газовых хабов Европы, заполнение «Турецкого потока» вырастет. В 2020 году газ по нему получили Болгария, Греция, Македония и Румыния. С начала 2021 года, вопреки попыткам США сорвать строительство его балканской ветки, газ получили Сербия, Босния и Герцеговина. Но его объемы будут зависеть от объема закупок странами ЕС, которые и так невелики, а с учетом «зеленой» повестки могут снизиться еще больше. Внушает сомнения Путину и техническое состояние украинской ГТС. Почему обойти Украину будет сложно Это можно истолковать, как готовность Москвы к полному отказу от прокачки через Украину. Однако не все так просто. В 2019 году Европарламент утвердил поправки в Газовую директиву ЕС , которые запрещают компании-владельцу морского газопровода монопольно поставлять по нему газ. Чтобы обойти это ограничение, в июне швейцарская компания-оператор Nord Stream 2 AG подала заявку на регистрацию в качестве независимого оператора газопровода.
Премьер Украины заявил, что не планирует продлевать транзит газа из России
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль уверен, что именно от европейских партнеров зависит возможность продления контракта. Правда, беспокойство Украины может вызывать не столько геополитический вопрос, сколько финансовый — недавно 5-tv.
В конце 2024 года истекает пятилетнее соглашение, регулирующее транзит российского газа через соседнюю страну. Хотя военный конфликт между двумя государствами сделала дипломатическую договоренность о его продлении недостижимой, существовала некоторая надежда на то, что могут быть заключены коммерческие сделки. Эти ожидания рухнули на конференции Flame в Амстердаме на этой неделе, когда руководитель украинского оператора системы транзита исключил для трейдеров возможность вести переговоры о поставках российского газа, поступающего на границу. Он заявил, что аукционов на мощности не будет. Объемы поставок, проходящие через Украину, невелики: после того как Москва резко сократила поставки в 2022 году, всего около 15 млрд кубических метров российского газа ежегодно проходит через страну.
Здесь подразумевается, что право собственности на газ должно переходить на восточную границу Украины. То есть границу России и Украины. Турция поможет Еще один вариант — прекращение транзита. Можно вообще не поставлять эти объемы. Или прокачивать часть тех, что шли последний год через Украину через турецкое направление. Через Украину прокачали [в 2023 году] очень мало газа — до 15 миллиардов кубов. Через турецкое направление можно прокачивать его часть. Но, учитывая свободные мощности, я бы предположил, что перенаправить можно треть или в крайнем случае две трети от и без того маленького объема, который прокачивали через Украину. То есть весь тот объем газа, который прокачивался и прокачивается через Украину, через турецкое направление прокачать в страны ЕС невозможно. Там просто нет столько мощностей. По сути, если и перенаправят какой-то объем, он в основном достанется Венгрии, потому что уже есть какие-то соглашения [с этой страной]. То есть Венгрия покупает где-то девять миллиардов кубов. Половина этого объема идет как раз через турецкое направление, еще половина — через Украину.
В 2022 г. В результате поставки сократились с 92-99 млн куб. Официальных данных по прокачке через Украину за 2022 г. Прекращение транзита российского газа в ЕС через Украину, несмотря на закономерность такого шага со стороны Киева в условиях продолжающейся СВО, окажет существенное влияние как на экспорт трубопроводного газа из РФ, так и на состояние украинской экономики, считает старший аналитик «Альфа-Банка» Никита Блохин. По мнению эксперта, речь идет по меньшей мере о потере экспортных мощностей в объеме до 15 млрд кубометров в год, вследствие чего Украина лишится соответствующих транзитных платежей, осуществляемых «Газпромом» в адрес «Нафтогаза Украины». Так российская экспортная монополия лишится значимого направления сбыта российского газа в ЕС, а украинский бюджет — одной из ключевых статей дохода, отмечает эксперт.
«Газовая война» за транзит: последствия для Украины
Энергетик Фролов: транзит газа в ЕС может продолжиться даже без участия Украины. «Газпром» сам не заинтересован в продлении контракта по транзиту природного газа через территорию Украины в Европу, который истекает 31 декабря 2024. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. 15.04.2024 Последние новости по тегу 'транзит газа через украину'.