Религия в России — совокупность религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации. Андрей Штыров коммерческий директор агентства ZOOM MARKET отметил, что по результатам исследования религий в России наибольшее количество Православных россиян проживают в Самаре (57%), Нижним Новгороде и Перми (53%), Новосибирске (49. Количество верующих в России. Сколько в России верующих. Российское студенчество ждет подобие того эксперимента, который был проделан над школьниками, изучающими основы религиозных культур и духовно-нравственные традиции народов России.
Прошу удалить мой номер
- Отзывы и истории поездок
- Основные религии России, вероисповедание в России
- Поиск по вопрос-ответу
- Какие религиозные течения есть в России. Инфографика | Аргументы и Факты
- Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор - Самые свежие новости мира
Религия России
Изучение роста числа неохристианских конфессий в России представляет интерес для понимания изменений в религиозной ситуации в стране. Это явление отражает динамику развития вероисповеданий и позволяет проанализировать основные факторы, влияющие на религиозные предпочтения населения. Таким образом, рост числа неохристианских конфессий отражает разнообразие религиозной жизни в России и имеет значительное значение для изучения этого явления в контексте современной общественно-религиозной ситуации. Особенности мусульманской общины в России Мусульманство в России имеет свою историю, основанную на традициях и культурных особенностях различных этнических групп. Большинство мусульман в России принадлежат к суннитскому направлению ислама, но есть и шиитские общины. Мусульманская община в России представлена такими этническими группами, как татары, чеченцы, ингуши, дагестанцы, башкиры и другие. Мусульманские общины в России активно участвуют в общественной жизни страны. Они имеют свои мечети, религиозные школы, благотворительные организации и другие институты. В российских городах можно найти мусульманские культурные центры, где проводятся мероприятия, направленные на просвещение и сохранение исламской культуры и традиций. Мусульманская община в России также сталкивается с рядом особенностей. Например, многие мусульмане сталкиваются с языковыми и культурными преградами, особенно если они проживают в регионах, где правит другая религия или где мусульманское население является меньшинством.
Кроме того, мусульманам часто приходится сталкиваться с недостаточным представительством в государственных органах и образовательных учреждениях, а также с негативными стереотипами и предрассудками со стороны нерелигиозного населения.
Выборка составила 8800 респондентов в возрасте от 19 до 67 лет. Основной специализацией агентства являются коммерческие маркетинговые исследования и тестирование названия бренда. С 2008 года мы провели более 500 исследовательских проектов более чем для 200 постоянных клиентов.
Как передавало ИА Регнум, 20 октября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Путин обсудит с руководителями религиозных конфессий международную обстановку, обменяется мнениями о нынешнем этапе развития страны, поговорит о внутренней ситуации.
По его словам, Путин встретится со всеми представителями религиозных течений в России, включая главу Русской православной церкви патриарха Кирилла и председателя Духовного управления мусульман РФ Равиля Гайнутдинова. Также на встрече будут присутствовать председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, глава Буддийской традиционной сангхи Дамба Аюшеев.
Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян. В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание , мусульман — только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами. В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих. Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий.
Главные новости
- Статистика религиозных объединений в России на 2023 год
- Религиозный и конфессиональной состав жителей России
- Поделиться
- Религиозный состав населения России — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Прошу удалить мой номер
Основные религии и конфессии в российской федерации
Протестантские вероисповедания в России Протестантские вероисповедания являются одной из наиболее распространенных христианских конфессий в России. Большинство россиян относят себя к православию, 15% не причисляют себя ни к какому вероисповеданию. процветания Президент России Дмитрий Медведев поздравил православных христиан и всех граждан России, отмечающих сегодня Рождество Христово. Россия — светское государство, но население страны имеет конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания. Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм.
В России с начала года появились 483 новые религиозные организации
К примеру, государство имеет право: Назначать религиозных лидеров и подтверждать статусы тех, кто были выбраны внутри организации. Принимать законодательные акты о регулировании внутренней деятельности организации. Привлекать лидеров религиозных объединений участвовать в государственных структурах. Однако, если государство поддерживает какое-либо вероучение неофициально, то статус государственного оно получить не может. Хотя многие думают, что государственной религией России является православие, на самом деле это далеко не так. Основная религия, представленная в РФ — христианство в большинстве своём православное, хотя также есть и католическое, и протестантское. Кроме того, в России широко распространён буддизм и ислам. Стоит также отметить, что значительный процент населения страны является неверующими. Сколько в России верующих людей?
В настоящее время в РФ отсутствует официальная статистика членства в религиозных объединениях, поскольку законом запрещено требовать от граждан, чтобы они предъявляли заявления о своих религиозных принадлежностях. Поэтому о религиозности граждан РФ и о том, к каким верованиям они принадлежат, можно узнать только из социологических опросов населения. Однако результаты таких опросов не всегда одинаковы. К примеру, в 2007 году к РПЦ, как она сама утверждала, относилось приблизительно 120 млн россиян. Но представители ислама с такой статистикой были несогласны и считали, что мусульмане занимают большую долю по сравнению с православными — до 49 млн. Поскольку общая численность населения РФ на 2007 год составляла всего 144 млн. В 2012 году служба «Среда» обнародовала результаты своего исследования по отношению граждан России к каким-либо конфессиям и их численности. Ислам в т.
Значительно более низкими цифрами в процентном соотношении обозначены представители старообрядческих, буддистских, иудейских и других религиозных групп. Однако следует учитывать, что человека, который посещает церковь всего несколько раз в году, используя её в качестве некой службы бытовых услуг, к примеру, для освящения кулича или воды, православным назвать можно лишь условно. Как считают аналитики, из полученных данных соцопросов получается, что значительной части населения свойственно отождествлять себя с православием. Причина этому — национальное самосознание россиян. Ислам в России Ислам, как государственная религия России, существовал с 922 по 1556 год на территориях современных Татарстана, Чувашии, Самарской и Ульяновской областей. В этот период княжества христиан были в вассальной зависимости от ханств мусульман. Однако, когда Иван III и его преемники объединили русские земли, некоторые мусульманские ханства попали в зависимость от православной монархии, а некоторые аннексировало Российское государство. В 18-19 веках к Российской империи были присоединены территории Северного Кавказа, основное население которого составляли мусульмане.
Всероссийская перепись 2002 года показала, что на территории современной России проживает около 5,5 миллиона татар, а это второе место по численности среди народов, которые живут в России. Таким образом, подавляющим большинством российских мусульман являются татары. При этом в разные времена российские правители к католикам относились по-разному: одни полностью их не принимали, а другие, напротив, относились крайне благожелательно. Сегодня в российской католической общине насчитывается несколько сотен тысяч граждан. Политика искоренения российского католичества была введена Советской властью в 20-х годах. В течение целых десяти лет католические священники преследовались, арестовывались и расстреливались новой властью. Практически всех активных прихожан репрессировали и сослали. В 1990-х годах Католическая церковь начала свободно функционировать на территории России.
Федеральной регистрационной службой в 2006 году было насчитано 230 российских католических приходов. Оценить число католиков, проживающих на территории России, в настоящее время довольно сложно, но по приблизительным оценкам 1997 года их количество составляет 200-500 тыс. Как Вы считаете, стоит ли вводить государственную религию в РФ, и какой она должна быть? Поделитесь своим мнением в комментариях. Все эти слова тесно связаны с верой в Бога. В нашей многообразной и многонациональной стране, есть четыре основные религии. Они разные, но все говорят о том, что нужно любить человека, жить в мире, уважать старших, делать добрые дела на благо людей, защищать свою Родину. В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ.
И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государства — Киевской Руси, произошедшего, согласно летописям, при святом князе Владимире Святославовиче. Они были записаны на каменных досках скрижалях. Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям. Заповеди христиан 1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. Не делай себе идола статуи и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им.
Самые крупные религиозные группы это: ислам, иудаизм, христианство, буддизм и индуизм. Численность их последователей по всему земному шару составляет порядка пяти миллиардов человек. Остальные объединения верующих имеют гораздо меньшую численность. Можно выделить следующие основные категории, в которых берут свое начало крупнейшие мировые религии: авраамическая ветвь, к которой принадлежат христианство, иудаизм и ислам последователи учения Авраама ; политеизм и язычество, подразумевающие поклонение многим богам, индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм. Далее религиозные течения дробятся на подкатегории, например: в христианстве выделяются православие, католицизм и протестанство, в индуизме — шиваизм, смартизм, шактизм и вайшнавизм, в исламе — сунниты, шииты и хариджиты. Все эти течения имеют свои подразделы и последователей. Морально-этические и философские учения, языческие культы разных стран, религиозные секты — современный религиозный мир весьма многогранен, в нем присутствуют даже неординарные секты, такие как «Небесные врата», карго, раэлианство, шейкеры, пастафарианство. Последнее, кстати, одно из новых официально зарегистрированных конфессий, не имеющее отношения ни к одной известной мировой религии. Верховным божеством здесь является макаронный бог или монстр. На самом деле возникновение этого учения в 2005 году было некоей игрой в воображение на идею властей внедрить в курс школьного образования новую дисциплину, именуемую «разумный замысел». Довольно новым религиозным течением можно считать неоязычество, которое базируется на старых политеистических культах, имеющих распространение на определенной территории. Ветви этнического неоязычества существуют в Европе и Китае, России и Индии, и других странах. Конечно, основная религиозная направленность в РФ представлена Православной Русской Церковью, а также альтернативными и старообрядческими объединениями. Согласно историческим данным, Русскую Христианскую Церковь основал в 988 году святой князь Владимир.
По стопам предков… Крещение Руси — важное событие в истории народов России, оказавшее значительное влияние на их общественное, духовное и культурное развитие. С 2017 г. Можно сказать, что это поколение изменило тренд православия: те, кто младше, — уже преимущественно неверующие, а те, кто старше, — все-таки остаются в православии. Кто и как часто ходит в церковь? Люди по-разному относятся к религии, для одних ее догмы — основа познания мира и себя, для других — часть истории и культуры. Опрос показал, что за три десятилетия роль религии в жизни россиян усилилась.
Там ведь свои нормы по модулям и часам. Но я понимаю, что если строго потребуют, то бюрократическими инструментами все будет устаканено. А вот контент учебной дисциплины — это уже интересно. Будет ли профилизация или это единообразный курс для всех? Вы про научный атеизм вспомнили — там профилизация была будущим медикам, педагогам, агрономам и другим преподавали с учетом их основной специальности ». И рассказ о каждой религии и религиозном направлении должен быть четко и единообразно структурирован, например: вероучение, культовая практика, организационные структуры, история данной религии или религиозного направления, ее социальная роль взаимоотношение с государством и обществом. Другое дело, что количество часов объем материала , конечно, будет разным для описания исторических религий и новых, имеющих еще краткую историю». Но скорее всего до контента дело не дойдет, все сведется к административным процедурам. Иными словами, я позитивно воспринимаю саму идею повышать у студентов уровень научных знаний о религиях.
Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор
Через сколько лет китайцев в России станет больше, чем русских! Можно сказать, что Основные религии и конфессии в России ныне переживают эпоху нового российского Ренесанса. В РФ количество последователей этого верования составляет порядка трех миллионов человек.
Путин встретится с главами всех основных религиозных конфессий России
многонациональная страна, более 190 народов проживают на её территории, существует более 60 конфессий. Сейчас в России зарегистрированы 31 392 религиозные организации более 60 различных конфессий. Сколько в России верующих. Протестантизм: в России большое количество различных протестантских конфессий, включая пятидесятнические церкви, баптистов, евангелистов и другие. Больше половины опрошенных сообщили, что они считают себя православными, восемь процентов исповедуют ислам, по одному проценту исповедуют другие религии или другие христианские конфессии. Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. Статистика верующих в России 2023 года: сколько верующих и как изменяется количество.
Религия в России
Но, как и тысячелетие назад, россияне видят в православии фундамент своей цивилизации, а Русская Православная Церковь остается главным защитником и хранителем этой веры. Спустя более чем тысячу лет православие остается самой распространенной конфессией в России Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты опроса, приуроченного ко Дню Крещения Руси.
Основная часть россиян, исповедующих ислам, живет на Северном Кавказе, в Татарстане и в Башкирии. Буддизм Буддизм — одна из самых древних религий. В России буддизм в основном исповедуют жители Алтая и Бурятии. Личность Бога в буддизме имеет не такую значимую роль, как состояние нирваны, которого пытаются достичь верующие.
В достижении этой цели помогают медитации, которые помогают отрешиться от земных благ и направить все силы на душевное состояние. Иуадизм Иудейские общины существовали на территории РФ еще до образования государства. Членами этих общин были и остаются не только этнические евреи, но и представители других этносов, которым близки религиозные взгляды иудеев. Главный ориентир в иудаизме — Заповеди, которые Бог дал Моисею. Это — монотеистическая религия.
Религиовед и историк Н. Митрохин в 2006 году писал: [22] Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин так прокомментировал эти данные [23] : Это число мало что показывает.
Но не реальной религиозной принадлежности. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг — кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными.
Довольно часто примерно в двух третях случаев эти группы пересекаются между собой. Вера в жизнь после смерти довольно устойчива. В последние несколько лет в это верили порядка половины респондентов.
Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью.
1.2. Религии и конфессии современной России
Вне Церкви нет спасения, как не было спасения во дни потопа вне Ноева ковчега. Православие есть твёрдая вера в то, что в таинствах Церкви заключается спасительная Благодать Божия. Православная Церковь , как «столп и утверждение истины» 1Тим. Но если Православная Церковь в целом не может погрешить, то отдельные её члены, отдельные собрания и группы и даже крупные части её могут впасть в заблуждение. И так как мнение всей Церкви проявляется на Вселенских Соборах, то Вселенские Соборы, суть непогрешимые хранители и истолкователи Божественного Откровения, — не потому, что члены соборов в отдельности непогрешимы, а потому, что решения соборов есть голос всей Церкви, руководимой Благодатью Духа Святого решения соборов всегда начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам». Этот взгляд на непогрешимость вселенской Церкви, идущий от Самого Христа и Его Апостолов, был общим в христианстве в течение первых веков и остался неизменным в Православной Церкви.
Но на Западе, наряду с другими отступлениями, подвергся искажению и этот взгляд на непогрешимость Церкви. Римский епископ всегда считался одним из членов собора и подчинялся его решениям. Но с течением времени папа Римский стал приписывать привилегию церковной непогрешимости себе одному и, после долгих усилий, добился, наконец, признания своей нелепой претензии на Ватиканском Соборе 1870 года. Католики, кроме невидимого Главы, Иисуса Христа, признают ещё видимого главу, Римского епископа, папу, и его, а не Вселенскую Церковь , считают непогрешимым. Учение о главенстве папы возникло в IX веке и является главным догматом Римского исповедания и главным его отличием от Православия.
Католики утверждают, что Христос одного из Своих учеников, именно ап. Петра, сделал Своим наместником на земле, князем апостолов, главой видимой Церкви с полномочной властью над апостолами и над всей Церковью, и что лишь через него все остальные апостолы получили свои благодатные права. Католики также утверждают, что преемником ап. Петра стал римский папа, который и получил от него все права и преимущества. Он, папа, глава всей Церкви, наместник Христа, единственный проводник для всей видимой Церкви всех её благодатных прав; голос его в делах веры, изрекаемый ex cathedra — «с кафедры», то есть официально, — непогрешим и обязателен для каждого члена Церкви в отдельности и для всех вместе.
В этом догмате Римско-католической церкви выделяются три главных момента: 1 учение о главенстве ап. Петра; 2 о главенстве папы, и 3 о его непогрешимости. Учение о главенстве ап. Петра католики основывают на двух местах Священного Писания. Первое относится к 16 главе Евангелия от Матфея ст.
Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: Ты — Пётр камень , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». В приведённых словах Спасителя ничего не говорится о главенстве ап. Петра или вообще об отношении его к другим апостолам.
Здесь Христос говорит об основании Церкви. Но Церковь основана не на одном Петре. Павел в послании к Ефесянам Еф. Павел выражается так: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ».
В Апокалипсисе, где Церковь сравнивается с городом, говорится: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» Откр. Но вернёмся к главному месту Евангелия от Матфея, по которому католики пытаются доказать главенство ап. Петра над другими апостолами и через него, папы римского над всей Церковью. В этом евангельском отрывке связь речи ясно показывает, что исповедание ап. Петром Иисуса Христа Сыном Божиим заключало в себе мнение не его одного, но и всех апостолов, а потому и обещание Спасителя, в действительности, относится ко всем.
Вопрос Спасителя «а вы за кого почитаете Меня? Пётр опередил их, как наиболее импульсивный, что нередко происходило и в других случаях, и первый ответил Спасителю. В словах Господа «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою» католики отождествляют слова «Пётр» и «камень» и делают вывод, как будто Спаситель хотел основать Церковь на самом Петре, как на личности, и на нём только одном. Но здесь смешение понятий — собственное имя смешивается с нарицательным. Собственное имя этого апостола, по-еврейски — Симон.
Спаситель, видя твёрдость его веры, даёт ему новое имя или, точнее, прозвище как это Он сделал и по отношению к Иакову и Иоанну, назвав их «Воанергес», то есть сыны Громовы, Мк. Здесь своего рода игра слов, которой и пользуется католическая схоластика. Что же касается упоминания о ключах Царства Небесного и праве вязать и решить, то здесь, в лице ап. Петра Господь даёт обещание всем апостолам, — тем более что в том же Евангелии от Матфея, несколько позднее Мф. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Ин.
Теперь обратимся к тому месту в Евангелии от Иоанна, на которое католики ссылаются, пытаясь доказать Богоустановленность главенства ап. Петра над прочими апостолами. В 21 главе Евангелия от Иоанна Ин. Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.
Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Пётр говорит ему: так, Господи! Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин!
Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». В этих словах католики видят исполнение Господом того обетования, которое дано было Им прежде ап. Петру, то есть предоставление Петру власти и главенства в Церкви, причём под овцами они понимают апостолов, а под агнцами — остальных верующих.
Слова Спасителя, записанные в Евангелии от Иоанна, были произнесены вскоре после воскресения, то есть тогда, когда ап. Пётр всё ещё находился под тяжёлым гнётом своего малодушия и отречения от Христа. Необходимо было не только для него, но и для других учеников, восстановить его в прежнем апостольском достоинстве. Это восстановление и совершилось в этой беседе. Слова «любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Троекратный вопрос «любишь ли ты Меня? То, что Пётр опечалился после третьего вопроса Господа — было бы совершенно необъяснимо, если допустить, что здесь идёт речь о предоставлении Петру, главенства и наместничества. И, наоборот, печаль эта вполне понятна, если ап. Пётр усмотрел в словах Господа напоминание о его отречении. И дальнейшие слова Спасителя трудно примирить с главенством ап.
Следуя за Учителем и увидав Иоанна, ап. Пётр спросил: «а он что? Ты иди за Мной». Трудно предположить, чтобы Спаситель сказал так тому, кого Он назначил Своим наместником и князем апостолов. Что же касается слов Спасителя Петру: «паси агнцев Моих», то слово «паси» вовсе не означает верховной власти пастырства, как утверждают католические богословы, а просто власть и обязанности пастырства, свойственные всем апостолам и их преемникам.
А слова «агнцы» и «овцы» нет необходимости понимать в смысле паствы и пастырей, понимая под последними и самих апостолов, как хотелось бы католикам, но проще, вслед за Св. Отцами Церкви видеть в агнцах и овцах две группы верующих, — менее совершенных и более совершенных, младенцев по вере и взрослых. Православная Церковь учит, что 12 апостолов были совершенно равны между собой по своему достоинству, власти и благодати. Петра можно назвать, в известном смысле, первым, но первым между равными. Это учение подтверждается всей историей апостолов, как она изложена в книгах Нового Завета, где неоспоримо доказано полное равенство апостолов между собой например, Мф.
Петра Мф. Особенно ясно говорит против главенства ап. Петра история Апостольского Собора Деян. Антиохийские христиане за решением своего недоумения обращаются не к ап. Петру, как бы следовало, если верить католическому догмату, а ко всем апостолам и пресвитерам.
Мы видим в этом отрывке из книги Деяний апостольских, что вопрос на соборе подлежит общему обсуждению собора, и что завершение дела на соборе принадлежит ап. Иакову, и с его слов пишется решение, а не со слов ап. Против католического учения говорит и то, что Пётр, по свидетельству Священного Писания , посылается апостолами Деян. Православное богословие строго разграничивает благодатное служение Апостолов и епископов. Епископ Александр Семёнов тянь-шаньский об этом пишет: «Значение Апостолов было исключительным и во многом превышало значение епископов.
Епископы возглавляют поместные Церкви, а Апостолы были странствующими проповедниками Евангелия. Основав в какой-либо местности новую поместную Церковь , Апостол рукополагал для неё епископа, а сам уходил на проповедь в другое место. Тем не менее, Святая Церковь всегда допускала, что среди епископов один признаётся первым по чести, но о его непогрешимости нет речи. В первые века первенство чести принадлежало Римскому Епископу, а по отпадению его в раскол, оно перешло к Константинопольскому Патриарху» «Православный катехизис», Париж, 1981 г. Учение о непогрешимости папы, совершенно неизвестное древней, неразделённой Церкви, появилось так же, как и учение о главенстве папы, в средние века, но долго встречало оппозицию со стороны более просвещённых, честных и независимых членов католической церкви.
Только в 1870-м году на Первом Ватиканском соборе папе Пию удалось претворить это учение в догмат, несмотря на протест многих католиков, которые даже предпочли выйти из этой церкви и основать собственную общину старокатоликов , чем принять столь нелепый догмат. В силу определения Ватиканского собора, папа непогрешим, когда он, как пастырь и учитель всех христиан, определяет или провозглашает «с кафедры», то есть официально, как глава Церкви, истины веры. Туманное выражение «с кафедры» понимается католическими богословами неодинаково, но, как бы ни понимать его, католический догмат противоречит всему духу Христова учения, отвергающего возможность непогрешимости для отдельного человека, какое бы положение он ни занимал. Догмат о непогрешимости папы противоречит всей истории Церкви и самого папства. История даёт целый ряд неоспоримых фактов заблуждений пап в догматических вопросах и противоречий пап между собой в делах веры.
Например, папа Сикст 5-й, по согласию с епископами, выпустил исправленный им латинский перевод Библии и под угрозой анафемы требовал принимать его, как самый подлинный. В этом переводе оказались серьёзные ошибки, и последующие папы изъяли его из церковного употребления. Кто из пап был непогрешим, Сикст или его преемник? Папа Лев 3 -й не только отказался внести в Символ Веры «филиокве», прибавление «и от Сына», но и приказал начертать неповреждённый Символ на досках и выставить их в храме. Через 200 лет, папа Бенедикт 8-й внёс это прибавление в Символ Веры.
Кто же из них был непогрешим? Из многочисленных случаев догматических заблуждений римских епископов, достаточно упомянуть о папе Гонорие 625—638 гг. На этом соборе присутствовали и подписались под его определениями и делегаты римского епископа, Агафона. Однако, в 589 году, на местном испанском соборе в Толедо было сделано добавление к Символу Веры, согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына qui а Patre Filioque procedit. Эта вставка стала известной, как «филиокве», и впоследствии стала одной из главных причин отхода западного христианства от Православия.
Поводом к этому добавлению послужило то обстоятельство, что на Толедском соборе Испанской Церкви было решено присоединить к Церкви вестготов, которые исповедовали арианскую ересь. Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына и Отца, то, настаивая на полном равенстве Сына и Отца, испанские богословы на толедском соборе решили поставить и Сына в то же отношение к Святому Духу, в каком находится к Нему Отец, то есть сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Сначала римские папы отказывались признать филиокве. Более того, епископ Рима даже приказал вырезать текст Никео-Цареградского Символа Веры на двух серебряных досках и установить эти доски при гробнице Апостолов Петра и Павла с надписью: «Я, Лев, положил эти доски по любви к православной вере и для охранения её». Многие современные христиане считают, что спор вокруг прибавления к Символу Веры одного слова тривиален, предмет для исследований профессиональных богословов и никак не влияет на нашу веру.
Как мы отметили вначале, христианство есть религия Святой Троицы. А вера в Святую Троицу имеет самое непосредственное отношение ко всем сторонам нашей духовной жизни. Для христиан догмат Святой Троицы есть не только вероучительная формула, но живой и непрерывно развивающийся христианский опыт. Всякое добавление или изменение в учении о Святой Троице нарушает правильность этого краеугольного догмата и меняет нашу веру. На чём же основывают римские католики филиокве — свой догмат об исхождении Св.
Духа и от Сына? Католические богословы говорят, что сами слова Спасителя «Который от Отца исходит» — вовсе не исключают исхождения Св. Духа и от Сына, напротив, даже содержат в себе эту мысль, так как Отец и Сын — едины по существу, и всё, что имеет Отец, имеет и Сын. Православная Церковь учит, что Отец, Сын и Св. Дух действительно едины по существу, но отличаются между собой как Лица; всё, что имеет Отец, имеет и Сын, имеет и Дух Святой, за исключением личных свойств.
Если же мы допустим, что словами «от Отца исходит», предполагается исхождение Св. Духа и от Сына потому, что Сын един с Отцом по существу, то должны будем допустить, что и словами «от Отца рождается» — предполагается рождение Сына от Св. Духа, так как и Дух — един с Отцом по существу. Мало того, мы должны будем допустить, что Сын, рождаясь от Отца, рождается и от Самого Себя; и Дух Святой, исходя от Отца, исходит и от Самого Себя, так как Они — едины с Отцом по существу и притом все совечны. Католики ссылаются на слова Спасителя: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...
Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам» Ин. Выражение «от Моего возьмёт» католики объясняют так: возьмёт от Моего существа, то есть от Меня исходит.
Однако нерелигиозные верования в последнее время становятся все более популярными в России.
Отношение к религии в России со временем ослабло и колебалось. В течение долгой эры Советского Союза атеизм был широко распространенной практикой. Однако после распада Советского Союза в 1991 году религиозные верования начали возрождаться, закладывая основу для современного религиозного объединения.
Тем не менее, атеизм все еще остается предпочтительным образом жизни для многих россиян. Подробный анализ религиозных верований России доступен ниже. Хотя религиозная деятельность была тесно переплетена в российском обществе на протяжении многих веков, влияние Русской православной церкви уменьшилось после большевистской революции в 1917 году.
После создания Советского Союза в 1922 году религиозное участие в лучшем случае не поощрялось и в худшем случае преследовалось. Другие православные церкви, такие как Украинская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь и Белорусская Православная Церковь, столкнулись с подобным обращением в эту эпоху. Сегодня христианство в России пережило некоторый подъем, тенденция, которая началась после распада Советского Союза.
Однако надо учитывать, что цифры в этом вопросе весьма и весьма условны. Очень много незарегистрированных конфессий и течений встречается. Источник: Здравый смысл vodopads vodopads Мудрец 17224 14 лет назад 4 официально признанных религии в России - Буддизм, Иудаизм, Христианство, Ислам. Индуизм официально не признан.
Невозможно точно подсчитать количество существующих ответвлений от различных религий — учения, секты, конфессии появляются, как грибы после дождя. Самые крупные религиозные группы это: ислам, иудаизм, христианство, буддизм и индуизм. Численность их последователей по всему земному шару составляет порядка пяти миллиардов человек.
Остальные объединения верующих имеют гораздо меньшую численность. Можно выделить следующие основные категории, в которых берут свое начало крупнейшие мировые религии: авраамическая ветвь, к которой принадлежат христианство, иудаизм и ислам последователи учения Авраама ; политеизм и язычество, подразумевающие поклонение многим богам, индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм. Далее религиозные течения дробятся на подкатегории, например: в христианстве выделяются православие, католицизм и протестанство, в индуизме — шиваизм, смартизм, шактизм и вайшнавизм, в исламе — сунниты, шииты и хариджиты. Все эти течения имеют свои подразделы и последователей. Морально-этические и философские учения, языческие культы разных стран, религиозные секты — современный религиозный мир весьма многогранен, в нем присутствуют даже неординарные секты, такие как «Небесные врата», карго, раэлианство, шейкеры, пастафарианство. Последнее, кстати, одно из новых официально зарегистрированных конфессий, не имеющее отношения ни к одной известной мировой религии. Верховным божеством здесь является макаронный бог или монстр.
На самом деле возникновение этого учения в 2005 году было некоей игрой в воображение на идею властей внедрить в курс школьного образования новую дисциплину, именуемую «разумный замысел». Довольно новым религиозным течением можно считать неоязычество, которое базируется на старых политеистических культах, имеющих распространение на определенной территории. Ветви этнического неоязычества существуют в Европе и Китае, России и Индии, и других странах. Конечно, основная религиозная направленность в РФ представлена Православной Русской Церковью, а также альтернативными и старообрядческими объединениями.
В России с начала года появились 483 новые религиозные организации
К ним же относятся старообрядцы и молокане. Ислам — вторая по распространенности религия в России. Также из распространенных религий на территории России стоит назвать буддизм, иудаизм и протестантизм.
Индуизм официально не признан. Что касается веток и язычества их не принято называть религиями , то можно считать, что кол-во религий почти чуть больше соответствуют количеству народов населяющих Россию. Так же следует учесть Учения мистического толка и Атеизм. Приличное число людей следует различным мистическим учениям.
По состоянию на конец 2011 года Церковь Иисуса Христа Святых последних дней насчитывала около 3000 приверженцев в Армении; перепись 2011 г. Отношения между езидами и армянами крепкие. Самый большой в мире езидский храм построен в небольшой деревне Акналич. Иудаизм В настоящее время в стране проживает около 750 евреев, остаток когда-то более крупной общины. Большинство из них уехали из Армении в Израиль после распада Советского Союза из-за стремления к повышению уровня жизни. Тем не менее, несмотря на небольшую численность, высокий уровень смешанных браков и относительную изоляцию, существует большой энтузиазм, чтобы помочь сообществу удовлетворить свои потребности. Шииты Сунниты Минарет городской мечети в Ереване Азербайджанцы и курды, проживающие в Армении, традиционно исповедовали ислам , но большинство азербайджанцев, которые составляли самое многочисленное меньшинство в стране, бежали во время Первой войны в Нагорном Карабахе. Голубая мечеть 18 века открыта для пятничной молитвы.
На протяжении всей истории армяне не обращались в ислам в больших количествах, несмотря на длительные периоды мусульманского правления. Во время арабского завоевания к армянам пришел ислам; однако очень немногие армяне обратились в ислам, поскольку мусульманские законы не требовали от христиан принимать ислам. Однако существует меньшинство этнических армян-мусульман, известных как амшенцы , подавляющее большинство которых проживает за пределами Армении, в основном в Турции и России. Вера бахаи Вера Бахаи в Армении начинается с некоторыми поражениями в исполнении и высылки в Баб , основателе Бабизм , если смотреть со стороны Бахаи как религии предшественника. В тот же год после казни Баба религия была введена в Армению. В период бахаи в Армении потеряли связь с бахаи в других местах. Однако в 1963 году общины были выявлены в Ереване и Артезе. После перестройки первые бахаи в Армении образовались в 1991 году, а армянские бахаи избрали свое первое в 1995 году.
По оценкам, по состоянию на 2010 год в Армении насчитывалось около 1200 бахаи. Православие как неотъемлемая часть христианства Православие — это не отдельная религия, а конфессия христианства. Поэтому православие было и остается неотъемлемой частью христианства. В этом мире мы получили заповеди блаженства , получили возможность спасения и Жизни Вечной. Бог умалился до человека, пришел в мир и принес в этот мир весть о спасении, которая, к сожалению, не всеми была услышана. Исполнились древние пророчества, мир увидел обещанного Мессию. Многие представляли его сокрушительным и грозным, а Он въехал в Иерусалим на ослике. Чтобы взойти на Крест.
Чтобы расплатиться за наши грехи. Чтобы заключить с людьми удивительный договор, равный которому мир не знал прежде. Мы хорошо знаем эти события, они описаны в Новом Завете. Страдание и смерть Христа, Его воскресение из мертвых стали началом для христианства. Ученики Иисуса проповедовали по всему миру, определив, кто и в какие земли пойдет говорить об учении Христа. Все они приняли страдания, а многие мученическую кончину за Христа. Они знали, на что идут, но готовы были страдать за Его имя. Не значит ли это, что вера во Христа истинна?
На этот вопрос у богословов любой христианской конфессии есть единственный истинный ответ — да! Нам всем: православным, католикам и протестантам не приходится сомневаться, что наше спасение во Христе. Почему же при таком единодушии возникли разные конфессии? Каждый из апостолов пошел своим путем. Апостолу Петру выпали Египет, Испания и Италия. Апостол Фома — в Китай и Индию. Апостол Матфей проповедовал в Сирии и Персии. Иаков Алфеев направился в Египет.
Апостол Фаддей пошел в Месопотамию. Апостол Симон Зилот в числе прочих посетил Мавританию и Абхазию. Апостол Матфий был на Кавказе, а на берегу Адриатического моря — апостол Марк. Апостола Филиппа услышали в Аравии и Эфиопии.
А слова «агнцы» и «овцы» нет необходимости понимать в смысле паствы и пастырей, понимая под последними и самих апостолов, как хотелось бы католикам, но проще, вслед за Св. Отцами Церкви видеть в агнцах и овцах две группы верующих, — менее совершенных и более совершенных, младенцев по вере и взрослых. Православная Церковь учит, что 12 апостолов были совершенно равны между собой по своему достоинству, власти и благодати. Петра можно назвать, в известном смысле, первым, но первым между равными.
Это учение подтверждается всей историей апостолов, как она изложена в книгах Нового Завета, где неоспоримо доказано полное равенство апостолов между собой например, Мф. Петра Мф. Особенно ясно говорит против главенства ап. Петра история Апостольского Собора Деян. Антиохийские христиане за решением своего недоумения обращаются не к ап. Петру, как бы следовало, если верить католическому догмату, а ко всем апостолам и пресвитерам. Мы видим в этом отрывке из книги Деяний апостольских, что вопрос на соборе подлежит общему обсуждению собора, и что завершение дела на соборе принадлежит ап. Иакову, и с его слов пишется решение, а не со слов ап.
Против католического учения говорит и то, что Пётр, по свидетельству Священного Писания , посылается апостолами Деян. Православное богословие строго разграничивает благодатное служение Апостолов и епископов. Епископ Александр Семёнов тянь-шаньский об этом пишет: «Значение Апостолов было исключительным и во многом превышало значение епископов. Епископы возглавляют поместные Церкви, а Апостолы были странствующими проповедниками Евангелия. Основав в какой-либо местности новую поместную Церковь , Апостол рукополагал для неё епископа, а сам уходил на проповедь в другое место. Тем не менее, Святая Церковь всегда допускала, что среди епископов один признаётся первым по чести, но о его непогрешимости нет речи. В первые века первенство чести принадлежало Римскому Епископу, а по отпадению его в раскол, оно перешло к Константинопольскому Патриарху» «Православный катехизис», Париж, 1981 г. Учение о непогрешимости папы, совершенно неизвестное древней, неразделённой Церкви, появилось так же, как и учение о главенстве папы, в средние века, но долго встречало оппозицию со стороны более просвещённых, честных и независимых членов католической церкви.
Только в 1870-м году на Первом Ватиканском соборе папе Пию удалось претворить это учение в догмат, несмотря на протест многих католиков, которые даже предпочли выйти из этой церкви и основать собственную общину старокатоликов , чем принять столь нелепый догмат. В силу определения Ватиканского собора, папа непогрешим, когда он, как пастырь и учитель всех христиан, определяет или провозглашает «с кафедры», то есть официально, как глава Церкви, истины веры. Туманное выражение «с кафедры» понимается католическими богословами неодинаково, но, как бы ни понимать его, католический догмат противоречит всему духу Христова учения, отвергающего возможность непогрешимости для отдельного человека, какое бы положение он ни занимал. Догмат о непогрешимости папы противоречит всей истории Церкви и самого папства. История даёт целый ряд неоспоримых фактов заблуждений пап в догматических вопросах и противоречий пап между собой в делах веры. Например, папа Сикст 5-й, по согласию с епископами, выпустил исправленный им латинский перевод Библии и под угрозой анафемы требовал принимать его, как самый подлинный. В этом переводе оказались серьёзные ошибки, и последующие папы изъяли его из церковного употребления. Кто из пап был непогрешим, Сикст или его преемник?
Папа Лев 3 -й не только отказался внести в Символ Веры «филиокве», прибавление «и от Сына», но и приказал начертать неповреждённый Символ на досках и выставить их в храме. Через 200 лет, папа Бенедикт 8-й внёс это прибавление в Символ Веры. Кто же из них был непогрешим? Из многочисленных случаев догматических заблуждений римских епископов, достаточно упомянуть о папе Гонорие 625—638 гг. На этом соборе присутствовали и подписались под его определениями и делегаты римского епископа, Агафона. Однако, в 589 году, на местном испанском соборе в Толедо было сделано добавление к Символу Веры, согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына qui а Patre Filioque procedit. Эта вставка стала известной, как «филиокве», и впоследствии стала одной из главных причин отхода западного христианства от Православия. Поводом к этому добавлению послужило то обстоятельство, что на Толедском соборе Испанской Церкви было решено присоединить к Церкви вестготов, которые исповедовали арианскую ересь.
Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына и Отца, то, настаивая на полном равенстве Сына и Отца, испанские богословы на толедском соборе решили поставить и Сына в то же отношение к Святому Духу, в каком находится к Нему Отец, то есть сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Сначала римские папы отказывались признать филиокве. Более того, епископ Рима даже приказал вырезать текст Никео-Цареградского Символа Веры на двух серебряных досках и установить эти доски при гробнице Апостолов Петра и Павла с надписью: «Я, Лев, положил эти доски по любви к православной вере и для охранения её». Многие современные христиане считают, что спор вокруг прибавления к Символу Веры одного слова тривиален, предмет для исследований профессиональных богословов и никак не влияет на нашу веру. Как мы отметили вначале, христианство есть религия Святой Троицы. А вера в Святую Троицу имеет самое непосредственное отношение ко всем сторонам нашей духовной жизни. Для христиан догмат Святой Троицы есть не только вероучительная формула, но живой и непрерывно развивающийся христианский опыт. Всякое добавление или изменение в учении о Святой Троице нарушает правильность этого краеугольного догмата и меняет нашу веру.
На чём же основывают римские католики филиокве — свой догмат об исхождении Св. Духа и от Сына? Католические богословы говорят, что сами слова Спасителя «Который от Отца исходит» — вовсе не исключают исхождения Св. Духа и от Сына, напротив, даже содержат в себе эту мысль, так как Отец и Сын — едины по существу, и всё, что имеет Отец, имеет и Сын. Православная Церковь учит, что Отец, Сын и Св. Дух действительно едины по существу, но отличаются между собой как Лица; всё, что имеет Отец, имеет и Сын, имеет и Дух Святой, за исключением личных свойств. Если же мы допустим, что словами «от Отца исходит», предполагается исхождение Св. Духа и от Сына потому, что Сын един с Отцом по существу, то должны будем допустить, что и словами «от Отца рождается» — предполагается рождение Сына от Св.
Духа, так как и Дух — един с Отцом по существу. Мало того, мы должны будем допустить, что Сын, рождаясь от Отца, рождается и от Самого Себя; и Дух Святой, исходя от Отца, исходит и от Самого Себя, так как Они — едины с Отцом по существу и притом все совечны. Католики ссылаются на слова Спасителя: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам» Ин. Выражение «от Моего возьмёт» католики объясняют так: возьмёт от Моего существа, то есть от Меня исходит. Но, в действительности, это выражение означает только, что новый Наставник, Дух истины, не будет проповедовать какого-либо нового учения, отличного от учения Господа Иисуса Христа, а раскроет, утвердит и поможет верующим усвоить учение, возвещённое Спасителем. Римо-католики ссылаются ещё на то, что Ап. Но из связи слов в высказывании видно, что у Ап.
Павла речь идёт не о вечной Ипостаси Св. Духа, а о Его благодатных дарах, ниспосылаемых в сердца верующих; и так как все духовные дары приобретены для нас бесконечными заслугами Сына Божия, то поэтому и Дух Святой называется Духом Сына. Епископ Калист Уэр , видный английский православный богослов, хорошо знакомый с западным богословием, пишет: «Латинское тринитарное богословие уделяет больше внимания сущности Лиц Святой Троицы за счёт их свойств и, в результате, превратило Бога в некую отвлечённую идею. Он становится Существом отдалённым и неличным, бытие Которого можно доказать метафизическими доводами. В отличие от латинствующего Запада, Православный Восток меньше интересуется поисками философских доказательств бытия Божия. Православная Церковь учит своих чад не столько дискутировать о Божестве, сколько искать прямой и живой встречи с личным Богом. Православная Церковь утверждает, что добавление к Символу Веры Римско-католической Церкви «филиокве» — есть ересь. Оно вносит путаницу в учение о Лицах Пресвятой Троицы и нарушает хрупкий баланс между единством и различием Божества.
В латинском богословии единство Божества подчёркивается за счёт Его Троичности; Бог рассматривается больше в понятиях отвлечённой сущности, чем как конкретная личность» The Orthodox Church, стр. В западном церковном сознании Дух Святой подчинён Сыну Божию. Достаточно перелистать западные богословские тексты, чтобы убедиться в том, какое незначительное место католические богословы уделяют действию Святого Духа в мире, в Церкви и в жизни отдельных людей. Филиокве ставит Св. Духа в положение субординации Отцу и Сыну и искажает учение о Церкви на Западе об этом мы будем говорить отдельно. Всякое лжеучение о Святом Духе есть удар по догмату о Церкви. Из-за того, что в западной богословской мысли игнорировалось место Святого Духа в жизни Церкви и в замысле Божием о человеке, Церковь постепенно стала восприниматься как земной институт, устрояемый и управляемый по принципам мирской власти и юридического права. Сверхдолжные дела По римско-католическому учению, сущность грехопадения заключается не столько в повреждении духовных и телесных сил, сколько в том, что человек оскорбил Бога, навлёк на себя Его праведный гнев и лишился первобытной праведности.
Благодаря искуплению, совершенному Иисусом Христом, человеку возвращается первобытная праведность, и людям для оправдания и спасения остаётся только усвоить заслуги Спасителя и воспользоваться благодатью, подаваемой в таинствах. И так как естественные силы человека сохранились почти в неповреждённом состоянии, то он может сам через веру и, в особенности, через свои добрые дела заслуживать у Бога и приобретать себе право на получение наград от Бога и вечного блаженства. Таким образом, в католичестве дела превращаются в нечто само по себе ценное, в заслугу перед Богом; спасение человек ожидает получить не по милости Божией, а как должное за свои труды. В этом сказывается наследство древнего, языческого Рима, где все понятия и отношения основывались на чёрством, бездушном праве. С исключительно правовой, внешней, судебной точки зрения католик смотрит и на свои отношения к Богу. Добрые дела для него не есть плод известной настроенности души, не выражение любви ко Христу Ин. По католическому учению, многие из угодников Божиих, особенно Пресвятая Дева Мария, стараясь осуществить в своей жизни не только закон Божий или заповеди praecepta , принесли божественному правосудию удовлетворение преизбыточное, сверхдолжное, совершили сверхдолжные добрые дела opera supererogationis. От них остаётся ещё известное количество как бы излишних, сверхдолжных добрых дел.
Этот излишек образует собой так называемую сокровищницу сверхдолжных заслуг thresaurus meritorum , которая находится в полном, безусловном распоряжении папы. Кто не имеет столько своих собственных подвигов, сколько нужно для удовлетворения правды Божией за грехи его, тот может, по милости папы, воспользоваться сверхдолжными заслугами святых из церковной сокровищницы. Учение это было утверждено в 1343 г. Это нелепое и даже кощунственное учение объясняется исключительно корыстолюбием пап и католического духовенства, и всецело противоречит ясному учению Священного Писания о спасении человека. Идеал христианского совершенства настолько высок, настолько недосягаем, что человек никогда не может не только совершить что-либо сверхдолжное, но и достигнуть этого идеала. Господь сказал Своим ученикам: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» Лк. Павел говорит: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» Еф.
Чистилище и индульгенции Учение о чистилище представляет собой одно из характерных отличий римско-католического исповедания от Православной Церкви. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, а души людей, отягчённых смертными грехами, направляются в ад. Но католики верят также, что в загробной жизни существует ещё и так называемое «чистилище» purgatorium , — особенное, между раем и адом, состояние, в котором находятся души умерших с раскаянием в грехах, но не успевших на земле принести Богу удовлетворение за грехи, а также почему-либо не покаявшихся в маловажных грехах, за которые было бы жестоко посылать на вечность в ад, но нельзя также допускать и прямо в рай. В чистилище души горят в очищающем огне; когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Здесь в течение известного срока, в зависимости от важности и количества грехов, души умерших терпят разнообразные муки и этими мучениями платят за совершённые на земле, но ещё не оплаченные грехи. Когда срок мучений оканчивается, когда долг правосудию Божьему уплачен сполна, душа переходит из чистилища в рай. Чистилище будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления грехов.
Участь души в чистилище зависит не только от её раскаяния, но и от молитв, возносимых за неё на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в чистилище может быть облегчена, и срок пребывания её там может быть сокращён. Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят главным образом два места из Священного Писания: 1 «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» Мф. В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором слово об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле. Православная Церковь понимает слова ап. Павла «огонь испытает» «огонь искусит» в том смысле, в каком объясняют их Отцы Церкви после-апостольского века, т. Подробно учение о чистилище было разработано и развито Фомой Аквинским и окончательно принято как догмат на Флорентийском соборе в 1439 году.
Некоторые смешивают латинское учение о чистилище с православным учением о мытарствах. Мытарства — только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из чистилища — в рай, путь из мытарств — и в рай, и в ад. Впрочем, в основной своей идее латинское учение о чистилище имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения. Сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению Православной Церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего в силу молитв и благотворений членов Церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, души умерших людей получают прощение грехов в чистилище в силу самих чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Срок мучений в чистилище может быть сокращён, по учению католиков, и путём папских индульгенций. Индульгенция — это прощение грехов или уменьшение наказания, которое должен понести грешник для удовлетворения правды Божией, после того, как ему будут отпущены вина и вечное наказание за грехи, через усвоение или присвоение ему римским епископом переизбыточествующих заслуг Спасителя и сверхдолжных добрых дел Богородицы и святых вне таинства покаяния. Эти индульгенции даются живым людям, и освобождают их от обязанности приносить удовлетворения, исполнять за известные грехи епитимии; индульгенции даются и умершим, и им сокращается срок мучения в чистилище.
Индульгенции эти, по великому милосердию Божьему и по снисхождению папы, могут быть розданы даром или за какие-нибудь благочестивые подвиги — путешествие к святым местам в Рим, например , за полезные общественные мероприятия, за какие-нибудь заслуги и пожертвования в пользу папы. Индульгенции бывают полные, простирающиеся на всю жизнь и на все грехи, и неполные — на несколько дней или лет. Есть ещё индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме — в каких-нибудь особенных случаях, например, во время торжественного празднования юбилеев в римский церкви, при избрании нового папы. Индульгенции эти даются лично самим папой, или через кардинала пенитенциария, через епископов и других членов церковной иерархии. В католических странах есть особые, привилегированные церкви, часовни, алтари, иконы, статуи, перед которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенции может быть получена путём приобретения известного рода медалей, чёток, крестиков, освящённых в Риме. Доходность индульгенций приводила к всё большему их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индульгенций — откровенно денежными интересами руководствовались их проповедники и продавцы.
Всё это давно уже вызывало протесты против самих индульгенций, и против торговавшего ими папства. Нападки на индульгенции были одним из первых моментов реформаторского движения. Само собой разумеется, что это средневековое учение об индульгенциях совершенно неизвестно в древней, неразделённой Церкви, и неприемлемо для нас, так как оно противоречит всему духу Православия. Новшества в таинствах Римо-католики отстаивают мысль, что достаточно совершить известное таинство законно поставленному священнослужителю и по установленному чину, чтобы оно воздействовало на человека. В этом понимании таинства приближаются почти к каким-то магическим действиям, которые производят ту или иную перемену в природе человека без особого участия с его стороны. В противовес латинскому взгляду, протестанты всю силу и значение таинства приписывают исключительно внутреннему расположению, вере принимающего это таинство человека. Вера здесь — всё. Отсутствие веры превращает таинство в пустую, лишённую всякого смысла формальность.
Поэтому отвергают, в важнейшем из христианских таинств — таинстве Евхаристии, — пресуществление хлеба и вина в истинное тело и кровь Христовы.
Основные религии в России
Свежий опрос ВЦИОМа зафиксировал тенденцию к снижению количества россиян, которые считают себя православными христианами. Можно сказать, что Основные религии и конфессии в России ныне переживают эпоху нового российского Ренесанса. Религия в России — совокупность религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации.
Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор
В России в 2023 году существует множество религиозных традиций и конфессий, каждая из которых имеет свою уникальную историю и верования. Сколько в России верующих. В России представлены все три основные направления (конфессии) христианства — православие (41%), католицизм (0,5%) и протестантизм (0,5%).