Развлечения - 16 декабря 2023 - Новости Архангельска - ЛУЧШИЕ КАЗАНСКИЕ РОК-ГРУППЫ примут участие в вечере памяти известного в городе бизнесмена, диск-жокея МЦ Рустема Бакунина, трагически погибшего в автокатастрофе. К концу же 90-х классический состав группы развалился, Боров ушёл к Наталье Медведевой, а Паук увлекся идеями скинхедов.
«В Архангельск мы больше не приедем»: зал довел солиста известной группы до слез
Российские рокеры из 90-х часто вели свободный образ жизни, и казалось, что они не задумываются о будущем. Интервью с лидером культовой рок-группы Нижневартовска Александром Керном. Рев гитар, рычание мотоцикла, толпы красивых девушек и жизнь на полную катушку. Один из первопроходцев русского рока и лидер группы «Зоопарк», а также один из главных героев фильма «Лето» вместе с Виктором Цоем. Лучшие русские рок-группы 80-90-х годов. Афиша Plus - 7 июня 2021 - Новости Санкт-Петербурга -
«Свободные люди в несвободной стране»: 40 лет с основания легендарного Ленинградского рок-клуба
И не только Оркестры и инструментальные ансамбли СССР Посвящается Битлз Поющие актёры Ремиксы и Ремейки Ретро зарубежной эстрады Ретро СССР Романсы Российские группы Русский Рок Солисты зарубежной эстрады Солисты советской эстрады Социал-демократы. Ленинградская рок группа, пик, известности которой пришелся на конец 80-х начало 90-х годов. гораздо чаще группа выступала дуэтом Рыбина и Кадырова. Это действительно величайшие русские рок-группы всех времен, поскольку в списке представлены самые известные российские рок-исполнители, а порядок определяется настоящими поклонниками лучшей русской рок-музыки. Начало 90-х: русский рок на переломе эпох Девяностые годы ХХ века отложились в памяти людей по-разному. Для кого-то они стали прорывом в становлении своей музыки, бизнес.
Где сейчас музыканты Ленинградского рок-клуба
К концу же 90-х классический состав группы развалился, Боров ушёл к Наталье Медведевой, а Паук увлекся идеями скинхедов. Русский рок 90-ых – это рок-музыка со всего постсоветского пространства, исполняемая на русском языке. Русский рок зародился более 50 лет назад и существует по сей день. Русский рок 90-х от пользователя Николай Медников. Слушать бесплатно онлайн на Музыка Ровно 40 лет назад, 7 марта 1981 года, открылся легендарный Ленинградский рок-клуб, с которого официально началась эпоха русского рока.
Омский рок в лихие 90-е: как это было?
гораздо чаще группа выступала дуэтом Рыбина и Кадырова. В конце 80-х и в начале 90-х в нашей стране невероятную популярность приобрело рок движение. Вышедшие из подполья группы в момент стали кумирами молодёжи. Все новости Хабаровск. Хабаровский рок 90-х вспомнили зрители концерта «ТрибуХа» (ФОТО; ВИДЕО). Группа Grade Zero на выходных презентовала трибьют-альбом «ТрибуХа». По звучанию русский рок к середине 90-х (примерно с 1993 года) снова приблизился к мировой музыке, фактически влившись в её различные направления уже без того отставания, которое было неизбежным во времена железного занавеса.
Как изменились звезды Ленинградского рок-клуба 40 лет спустя?
Вышла книга «Песни в пустоту», написанная экс главным редактором «Волны» Александром Горбачевым и промоутером, журналистом и музыкантом Ильей Зининым,— история потерянного поколения русского рока 90-х, рассказанная авторами и участниками тех событий. Это действительно величайшие русские рок-группы всех времен, поскольку в списке представлены самые известные российские рок-исполнители, а порядок определяется настоящими поклонниками лучшей русской рок-музыки. Лучшие русские рок-группы 80-90-х годов. Топ лучших клипов русского рока 90-х по версии журнала «Fuzz Music».
Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока
Безразницы Коллектив, который умудрился держаться в стороне от каких бы то ни было около-музыкальных тусовок Красноярска, и тем не менее, почти сумевший проложить свой собственный яркий маршрут — пока не закончился по той же причине, что и большинство местных историй в связи с отъездом основных творческих сил, брата и сестры Рязанцевых, в Санкт-Петербург. Впрочем, несколько их концертов, думаю, навсегда останутся в памяти тех, кому посчастливилось на них побывать — а это уже немало. Fuzzwords У Fuzzwords было несколько периодов активности. Поначалу, если не ошибаюсь, они играли что-то вроде эйсид-джаза с живыми ударными и бас-гитарой.
Потом состав сократился, и группу снесло в более электронное звучание. Они тоже были из коллективов, склонным к непредсказуемым вывертам и хулиганскому чувству юмора — благодаря этим качествам каждое их выступление превращалось в увлекательное и странное действо. Пикапика Теарт «Пикапика теарт» были довольно необычным коллективом по красноярским меркам — пока остальные музыканты заглядывались на Запад и сочиняли песни на английском, участники этой группы, называвшей себя «камерным пост-модернистским оркестром», изучали импровизацию и минимализм, штудировали философов и историю искусства, и находили всему этому применение в своём довольно оригинальном творчестве.
В активе «Пикапики» и такой курьёз, как альбом, выпущенный на итальянском лейбле, специализирующемся на прог-роке — что их строгой, хитро устроенной инструментальной музыке вполне подходило. Эхолов Ещё один коллектив, пошедший по пути постепенного сокращения состава пополам с изменением курса, «Эхолов» начинал с тёплой аналоговой электроники, в звучании которой участвовали живые барабаны и саксофон — но постепенно сдвинулся в сторону более электронного звучания. Но нет.
Анонс 1988-1992 Звездный час электро-поп группы из Ижевска во главе с Александром Касимовым пришелся на конец 1980х - начало 90х. Первые альбомы группы в стиле Ласкового мая не снискали особой популярности, ведь такого добра тогда было навалом, а вот вышедший в 1989 году альбом Хочу все знать! Несмотря на отсутствие раскрутки по ТВ и радио, магнитоальбом по сарафанному радио молниеносно распространился по всему Союзу, как это было с Сектором газа, хотя Анонс не использовать непечатную лексику в своих текстах. На волне бешеной популярности Анонс устроил турне по всей стране, а фанаты группы на концертах отличались многочисленными драками и хулиганскими выходками, соответствуя духу песен.
Для меня это определяется тем, что с кем-то я не был знаком, а кому-то, как Лехе Никонову, например, я сделал много концертов в начале нулевых. Если брать самого действующего героя, для меня это Леха Никонов.
Что касается остальных — я был и в сквоте Епифанцева, и смотрел программу «Дрема», и общался с представителями московского формейшна, и ходил на концерты «Машнинбэнда». Все-все слышал — гораздо больше, чем мы описали. Как-то получилось, когда уже была возможность посмотреть с определенной дистанции, что все эти герои остались очень важны. Личностные пересечения были с кем-то в большей степени, с кем-то в меньшей. У нас изначально был почти такой же список героев — то есть мы ничего особенно не выкидывали и не добавляли. Была одна глава, которую сначала мы решили не делать, а потом решили все же сделать. Это глава про московский формейшн — сами герои поначалу не очень захотели общаться, но потом, так как книгу мы писали долго, мы решили, что это важно.
Важный медиаартефакт 90-х, неоднократно упоминаемый в главе о «Собаках табака», — ночная программа «Дрема», в создании которой непосредственно участвовали лидер группы Роберт Остролуцкий и выходец из круга «Собак табака» Владимир Епифанцев. В этом выпуске «Дремы» снялась Анфиса Чехова — еще задолго до «Секса с Анфисой Чеховой» Александр Горбачев: У меня другая ситуация, поэтому я говорю большое спасибо Илье, который придумал эту идею и подключил меня к ней. На тот момент, когда он это сделал, из тех героев, кто уже был, для меня самым дорогим и самым первым был Дркин. Он столь же важная часть моего юношеского музыкального анамнеза, как и группа «Аукцыон». То есть я их в одно время услышал и полюбил, все это было сопряжено с поездками в лес и песнями у костра. С тех пор были разные этапы слушательских отношений, но это всегда было важной, дорогой частью. Что касается Машнина — эта книжка, как говорили у Довлатова, стала еще и крупнейшим источником познания.
Я не большой любитель такого звука, как в «Бомбе», при всем огромном уважении и понимании ее важности, и свой любимый альбом Машнина «Тихо в лесу! Я проникался им как персоной — но не «П. А потом вышел «Порядок вещей». То есть в данном случае долгое вынашивание книги сказалось на ней хорошо, потому что группа «П. Илья Зинин: У меня очень много личного связано. Про тех же «П. Про «Машнинбэнд» тоже кто-то сказал, я нашел кассету с концертом в Tamtam, там игралась программа «Трезвые злые»… Для меня это все очень большая, важная, прожитая еще тогда история.
Было ли из-за того, что кто-то вам был дороже, писать о ком-то легче или тяжелее? Александр Горбачев: Тяжелее не было — я все же довольно долго этой профессией занимаюсь и привык, что важные для меня люди оказываются объектом моего письма или даже каких-то вопросов в режиме интервью. Скорее, я чувствовал большую правомочность возвышенных слов относительно одних артистов и меньшую правомочность относительно других. Но я не могу сказать, что мы где-то лукавим или специально гиперболизируем. Все, что написано в книжке, — это мои, Илюхины и наши общие обсуждения. Илья Зинин: У нас часто были на одни и те же истории разные взгляды, и мы в большинстве случаев соглашались с правками друг друга. Если была цитата Машнина из журнала Fuzz, которая в 1996 году на меня сильно подействовала, а Шурик говорил: «Илья, это скучная цитата, она на тебя подействовала, но у нас про это уже десять раз рассказано», — я отвечал: «Хорошо, убираем».
То есть фрагменты глав про всех героев появились в разных сетевых изданиях — но и только. Илья Зинин: Я думал о презентации. Многих героев нет в живых. Некоторые из тех, что есть, пребывают не в лучшей форме. Сделать презентацию пока не получилось: я связывался с некоторыми музыкантами, но не смог собрать лайнап, который выглядел бы органично. Мне хотелось, чтобы получилось событие, не притянутое за уши. Здесь все должно быть честно.
Презентация как лишний пиар-повод здесь не нужна, поэтому мы сконцентрировались на том, чтобы выходили фрагменты. Чтобы люди о книге узнавали, но презентации клубной не было. Хотя она будет в конце ноября в рамках книжной ярмарки — скромно, просто поговорим о книге. В будущем я все же хочу сделать концерт, посвященный «Песням в пустоту». Я не буду раскрывать всю интригу — и надеюсь, что тот музыкант, которого я прошу сделать реюнион ради презентации, поймет, что это было бы круто. Если он это сделает, то все будет, и необязательно, чтобы это было привязано к дате выхода, — даже через полгода это все равно будет круто. Концертная запись группы «Химера», из которой понятно, что никто ничего подобного сейчас не играет — Аннотация сообщает, что книга написана «самым влиятельным музыкальным журналистом страны» и «промоутером, журналистом и музыкантом».
При этом самый влиятельный музыкальный журналист страны общается с нами из США — да и Илья сейчас не работает с текстами на полной ставке. Как так получилось, что вы оба от сочинительства несколько отстранились? Александр Горбачев: Я бы не сказал, что я отстранился от текстов. Я занимаюсь Volna Records, пишу довольно много, мне хватает — и иногда думается о том, что можно было бы и поменьше делать. Я уж не говорю о том, что до хрена пишу на английском — и это все журналистские материалы. Довольно много учебных штук — это не просто упражнения: условно говоря, я каждую неделю выдаю размышления на 650 слов на темы, касающиеся деятельности массмедиа, всяких теорий типа фрейминга и гейткипинга, размышлений по поводу прочитанных текстов о возможном будущем журналистики. Я бы не сказал, что я отстранился от чего-то.
Мне, безусловно, в какой-то момент не то чтобы наскучило… Ну, отчасти, наверное, наскучило, да, писать про музыку, потому что это нестерпимое желание разобраться и сформулировать свои отношения с той или иной музыкой при помощи текста, из-за которого я и занялся музыкальной журналистикой, уже не было таким нестерпимым. Учитывая те объемы работы, которые я проделывал, мне хотелось попребывать в такой ситуации, когда мне не нужно выяснять свои отношения с музыкой, а можно ее переживать. Временами это получается, чем я вполне доволен. Илья Зинин: Для меня по жизни главным была собственно музыка, а все остальное — пусть важной, но все же сопутствующей деятельностью. Маятник все время качался. Я постоянно промоутировал концерты и параллельно куда-то писал — просто в каких-то разных пропорциях. Для меня это тоже вполне органично: в какой-то момент я жил музыкальной журналистикой и делал концерты для себя, а в какой-то момент я, наоборот, занимаюсь промоушеном и куда-то пишу тоже для себя.
Планок я не устанавливал — по большому счету писать сейчас особо некуда, по крайней мере для меня, и в какой-то промоутерской истории я себя чувствую органично. В 2007-м…» А дальше второй абзац. Что после многоточия? Александр Горбачев: В 2007 году началась новая фаза развития русской музыки с выявлением нового поколения, которое в изобилии есть на сайте «Волна», которое ширится и растет. Илья Зинин: И соцсети тоже все очень изменили — как раз в 2007 году это стало массовым. Хотя я бы не говорил категорично про 2007 год, но вторая половина нулевых была уже другим временем. Если да, то кто эти герои и какие в эту книгу могут войти истории?
Александр Горбачев: Я полагаю, 20 лет ждать необязательно. И «Песни в пустоту»-2 тоже писать необязательно, потому что и песни сейчас не в пустоту хотя у кого-то, может быть, и в пустоту.
Тогда мы поняли, что все на месте. Химия никуда не исчезла, и нам не надо начинать заново, - поделился Сергей. В свою очередь Андрей так охарактеризовал их человеческое и творческое взаимодействие: На уровне «ребенок — ребенок» понимаем друг друга без слов, а на уровне «взрослый — взрослый» мы друг друга часто вообще не понимаем. У нас сильный творческий тандем, но при этом мы в жизни разные люди, и нас вообще мало что объединяет.
Мы не проводим вместе много времени — собираемся, репетируем, пишем, гастролируем, потом разбегаемся и каждый живет своей жизнью. Но такой союз обогащает — встречаются два совершенно разных мира, а на выходе получается нечто третье, — рассказал Андрей. Группа «7Б» Рок-группа из Воронежской области несмотря на долгие годы работы, по сути, так и осталась группой одной песни. И «Молодые ветра» навсегда стали визитной карточкой группы. Еще один хит с этого альбома — «Некрещеная луна». В 2004 году песня «VIVA!
Группа активно выступала на различных музыкальных фестивалях, записывала новые альбомы, но таких же громких хитов создано не было. Это уже его второй перелом позвоночника. Первый случился после неудачного прыжка с парашютом. В 2016-ом году группа отмечает своё 15-летие туром и документальным фильмом «7Б — 15 ветреных лет» и одноименной автобиографической книгой. Биография группы была написана в соавторстве с писательницей Марией Сорокой. Но и они не ужились на одной сцене.
К концу нулевых популярная группа словно испарилась и несколько лет о братьях не было слышно. Интересно, что группа существует и сейчас, но в двух разных вариантах. У Константина история группы представлена так, будто она не распадалась и не прекращала быть — только поменяла состав. Об уходе Бориса в 2009 году сказано одной нейтральной фразой. Борис же рассказывает о «расколе» весьма эмоционально. Он говорит, что Константин даже не известил об этом брата — тот узнал обо всем случайно, прочитав новость на сайте.
Директор группы в 2009 году говорил, что причиной разрыва стала звездная болезнь одного из братьев — намекала на Бориса. Костя, со своей стороны, не скрывал, что единолично решил прекратить совместное творчество с братом, которому, по его словам, был нужен отдых. Борис хоть и уверял, что не держит зла и прощает поступок брата, все же не переставал говорить о его «предательстве» в последующих интервью. Он вылил на меня ушат грязи, что я пью, употребляю... Ко мне домой журналисты какие-то гнусные приходили, пытались что-то снимать, подсматривать. Мы перестали общаться не из-за музыки, а из-за его меркантильных соображений.
Ему нравится зарабатывать деньги и ни с кем не делиться. Это одно из самых больших разочарований, которое я получил в жизни, — заявил он в 2014 году газете Metro. Примирения и воссоединения, на которое еще надеялись поначалу, не произошло.
Русский рок: история, жанры, группы, легенды, события
Петр Мамонов умер 15 июля 2021-го. Александр Липницкий — «Звуки Му» globallookpress. Липницкий учился на класс младше Мамонова. Друзья интересовались музыкой и вместе посещали концерты. После окончания школы Липницкий поступил на факультет журналистики МГУ. Его тексты печатали в советских изданиях. В 20 лет Александр зарабатывал коллекционированием и продажей икон. Он стал бас-гитаристом коллектива, и чтобы играть в группе, придумал свою нотную грамоту. По задумке Липницкого, он рисовал в тетради струны и придумывал последовательность, по которой играл нужным пальцем по определенной струне заданное количество раз.
Увлекшись музыкой, Липницкий перестал продавать иконы, но сохранил интерес. Когда Петр Мамонов распустил группу на пике популярности, Липницкий стал тележурналистом. Позже музыкант создал цикл телепередач о роке. Его считали одним из авторитетных музыкальных журналистов, так как Липницкий не только изучал историю жанра, но и был одним из символов рока в России. Суходрев был отчимом Липницкого — в картине Липницкий рассказал о детстве Суходрева и показал архивные фотографии. О смерти музыканта сообщил его друг, журналист Артемий Троицкий. Название придумали перед первым концертом группы, который дали в Доме Культуры в Свердловске. Уже через год коллектив пригласили в Ленинград, а в 1990-м группа записала первый альбом.
Расцвет популярности «Чайфа» пришелся на 90-е, когда были записаны хиты «Пусть все будет так, как ты захочешь» Шахрин посвятил песню жене Елене , «Не спеши» и «Трамвай». Группа стала известна за пределами России — музыканты ездили с концертами в Великобританию. В 1996-м группа «Чайф» дала восемь концертов на передовой во время военных действий в Чечне. В 2000-м коллектив отпраздновал пятнадцатилетие, дав большой концерт в «Олимпийском». Группа сделала перерыв в 2009-м, и вернулась с новым альбомом в 2013-м. Позже вышел альбом «Теория струн», а в 2019-м поклонники услышали «Слова на бумаге». В отличие от коллег по сцене, Владимир Шахрин не пустился во все тяжкие — свободное от работы время он проводит с семьей и почти не имеет вредных привычек. Шахрин познакомился с женой Еленой в 1976-м и женился сразу после армии.
В 23 года у него родилась старшая дочь Юля, а через два года — Даша. Владимир Шахрин признает, что в молодости ставил «Чайф» на первое место и потому не всегда уделял внимание близким, но сейчас он это компенсирует и воспитывает внуков. Музыкальная карьера Гребенщикова в составе «Аквариума» началась в 1972-м. Тогда он вдохновлялся The Beatles и писал собственные песни на русском и английском языках. Первый альбом группы «Аквариум» под названием «Искушение Святого Аквариума» был записан в 1974-м. С получением диплома Гребенщиков не сразу связал жизнь с музыкой: он работал научным сотрудником в исследовательском институте. В свободное время он писал песни и выступал с концертами. Популярность к группе «Аквариум» пришла 1980-м, когда после выступления в Тбилиси группу запретили.
Через год «Аквариум» вошел в состав только что основанного Ленинградского рок-клуба. После участия в фестивалях клуба популярность «Аквариума» лишь возросла, а официально выпущенную в конце 80-х пластинку «Равноденствие» раскупили за несколько часов. В 90-х состав группы обновили, и «Аквариум» выпустил хитовые альбомы «Лилит», «Навигатор» и «Снежный лев». В это время Бориса Гребенщикова уже считали значительной фигурой в истории русского рока.
С некоторыми было так — я их интервью читал опять же в 90-х, они тогда были яркими, крутыми, а сейчас говорят: «Ну да, было такое». Александр Горбачев: Мы с Ильей очень сильно рассчитывали на Фирсова, который пропагандировал в свое время Летова, Башлачева, Машнина и обладал невероятным запалом. Мы были очень удивлены, когда он оказался преисполнен лаконичной печали по поводу всего и совершенно не горел желанием поделиться воспоминаниями о былых подвигах. В общем, был настроен скептически по отношению к собственному прошлому, что в книжке заметно. По итогам это добавило колорита главе, но это казус, когда ожидания не вполне совпали с результатом. Мы все-таки говорили с людьми, которым это было близко, дорого, важно; если они удивлялись, то только в положительном смысле, скажем так.
Илья Зинин: Очень характерная деталь — многие наши рассказчики спрашивали: «Про кого еще книжка? Берешь интервью про «Химеру», спрашивают: «Кто еще будет? С таким я сталкивался неоднократно. А про кого сейчас можно было бы сказать то же самое? Александр Горбачев: Про Арсения Морозова и все его проекты. Илья Зинин: Я такое про Арсения Морозова сказать не могу. Но есть группа «Петля пристрастия», те же «П. Очень много всего. У вас есть история про Рэтда из «Химеры», который на сцене забирает кровь из вены в шприц и начинает ею рисовать. Илья Зинин: Сейчас это будет выглядеть надуманно, мне кажется.
Во все времена настоящих буйных мало, а сейчас и время к ним не особо располагает. Я за последние годы работы в клубе видел много концертов, на которых музыканты пытались эпатировать. Это было натужно. В 90-х ценность была еще и в том, что какие-то вещи происходили в первый раз. Это было откровением и для зрителей, и для самих музыкантов. Тогда невозможно было посмотреть концерт Joy Division, а сейчас молодые музыканты смотрят очень много видео на ютьюбе — и сложно произвести такое же впечатление. Это будет выглядеть надуманно, в этом не будет новизны. Александр Горбачев: Я добавлю, что тот сегмент, про который мы говорим — ну, скажем так, в социальном смысле мидл-класс, аппер-мидл-класс или просто мейнстрим, — это сейчас не про кровь и не про эпатирование, не про попытку устроить перформанс, а про арт-штуки, которые умеет делать, например, группа «СБПЧ» на совершенно мировом уровне. Но абсолютно точно, хоть я этим не очень интересуюсь, существует специальная, не пытающаяся иметь никаких контактов с наземным миром сцена нового козявочного андеграунда: фестиваль «Структурность», концерты в заброшенных усадьбах и электричках — там люди похожие вещи вполне себе устраивают, и концерты тоже заканчиваются тем, что кто-то руку ломает на сцене. Но это тема для отдельного разговора и для отдельной книги.
Может статься, что из групп «Ленина пакет», «Взрыв кабачка в коляске с поносом» или из «Мутафории Лили» вырастет что-то большое и важное, как из группы «Химера» в какой-то степени выросла группа, прости господи, «Пилот». Или есть большие русские рок-группы, которые являются живым подтверждением того, что это все было не просто так, что оно не проросло, засохло и умерло, а что оно пустило корни и живет. Илья Зинин: Для меня все эти безумные вещи, которые домашние мальчики пытаются вытворять на фестивале «Структурность», выглядят очень натянуто. Здесь и сейчас таких героев я не вижу. В тех же 90-х появились «П. Ты попадал на концерт — и в зале и на сцене был такой дестрой, что это было органично. Притом что Леха Никонов может и сознательно людей эпатировать — но, когда он доставал свою бритву и резал себя ей по венам, это было естественно. Александр Горбачев: У меня, например, то же самое, что ты описываешь, произошло с теми же Padla Bear Outfit. Выступление с … [членом] наперевес на том же «Степном волке» и с будущим участником группы Pussy Riot ; или когда Лагутенко на басу играл на Пикнике «Афиши» — я правда чувствовал, что творится история. У каждого свои ощущения.
Я много раз в последние годы чувствовал себя похожим образом и испытывал те же ощущения, которые описывают герои нашей книги. Илья Зинин: На некоторых концертах я тоже. У меня есть свой круг героев, которых Шурик знает и о которых он пишет. Если мы переносимся в сегодняшний день, у меня такое ощущение, что я за последние года два-три для себя ничего нового не открыл. Как я понимаю, для Ильи дело обстоит похожим образом, а для Шурика — нет. Александр Горбачев: У меня есть ощущение, что кошмар происходит во всех других областях — а с музыкой как раз все нормально. Я имею в виду не только кровавый режим, но и то, как устроено российское культурное поле и как оно препятствует развитию разных явлений. Вот группа The Retuses, распавшаяся неделю назад, или группа «Наадя», или группа «Окуджав», или даже группа «Петля пристрастия» — вот уж абсолютно понятный, доступный, очень точный русский рок, который дрейфует между модной музыкой, которой он не является, и «Нашим радио», которым он тоже не является. И это все вызвано особенностями конструкции музыкального культурного поля, которые повторяют особенности российской культуры, экономики и социальной сферы. Илья Зинин: Для меня важен другой момент: у нового поколения нет героизма, который вдалбливали в голову нам.
В моем детстве говорили, что ты должен быть героем — Александром Матросовым, например. Может быть, именно поэтому сейчас нет буйных, и мне их не хватает. Я совершенно не разочарован в российской музыке — у нас есть люди от группы «НОМ» и группы «П. Мне хочется чего-то большего — хочется, чтобы раз в два месяца что-то крутое русскоязычное появлялось. Фотография: Максим Копосов — Вы думали о том, кто будет читателем вашей книги? Александр Горбачев: Нет. Я никогда не задавался вопросом, кто является моим читателем. Я не уверен, что это правильная позиция, и уж точно это не очень правильная позиция для главного редактора, например. Может быть, я ее поменяю. Но в целом я всегда думал, что мой читатель — это некий человек не глупее меня, которому интересна та же самая музыка, но который в силу каких-то обстоятельств вынужден или хочет обращаться к каким-то информационным ресурсам, чтобы про нее что-то понять, узнать, сравнить свое мнение с чужим экспертным мнением.
Поэтому я какую-то фокус-группу описать не могу. Илья Зинин: Когда мы начинали писать, ситуация была абсолютно другой. Все было по-другому. Концовки некоторых глав мы переписали с учетом нынешних реалий, и для меня удивительно, что за время, пока книга писалась, появилось новое поколение, которому это все очень интересно. Я не мог себе, честно скажу, представить 10 лет назад, что двадцатилетние будут слушать «Химеру», петь Веню Дркина под гитару, но это так. То есть мы ничего не просчитывали. Когда писали книгу, ситуация очень изменилась. То есть несколько лет назад многие западные группы копировали Joy Division, а сейчас никто не хочет быть как группа «Химера». Александр Горбачев: Отчасти эта книжка появилась для того, чтобы появились и эти подражатели. То есть никто себе такой цели не ставил, но я думаю, что в некотором смысле количество подражателей группы Joy Division обусловлено тем, насколько переработано британской культурой и осмыслено их наследие и их музыка.
Одно с другим идет рука об руку.
Науменко умер в своей квартире 27 августа 1991 года. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг, но история все равно совсем не банальная. Участники «Зоопарка» считали, что кровоизлияние произошло не само по себе. Согласно этой версии, Науменко ограбили во дворе дома и ударили чем-то тяжелым, а после кто-то из прохожих помог Майку подняться на этот счет есть мутные свидетельские показания. Музыкант смог самостоятельно вернуться в квартиру, где его и догнали последствия удара. В более приземленном изложении событий смерть Майка Науменко была связана с алкоголем. И падение во дворе с переломом основания черепа не было следствием ограбления.
А после Майк действительно поднялся в квартиру, упал еще раз и умер. Игорь Чумычкин «Алиса» Здесь все однозначно. До этого он находился в глубокой депрессии, но интереснее то, как смерть Чумычкина повлияла на «Алису». До происшествия активно употребляла вся группа, включая Константина Кинчева. После начался процесс отказа, а Кинчев в интервью рассказывал, что воспринял смерть Игоря как знак, что пора останавливаться. В 1994-м «Алиса» посвятила Чумычкину альбом под названием «Черная метка» — самый злой и жесткий в истории группы. Эдуард Старков «Химера» Один из самых недооцененных музыкантов в истории русского рока, а еще человек из первого состава «Последних танков в Париже». Старков из питерской «Химеры» был кем-то вроде Сергея Курехина от тяжелой музыки.
Он экспериментировал с пост-панком, психоделом, этникой, нойзом и еще кучей жанров, выдавая мощные и очень странные тексты.
Композитор получал пенсию по инвалидности в размере 8000 рублей. Вплоть до смерти о своём учителе заботился, в том числе и материально, его бывший подопечный Юрий Шатунов. Читайте по теме: Назло Госдепу. Продюсер «Ласкового мая» стал заслуженным артистом Крыма Как пишет «Мойка78» , после смерти Кузнецова в Сети вновь вернулись к теме злого рока группы — преждевременным смертям её участников: за двадцать лет ушло из жизни 18 человек, большинство — не дожив и до 50 лет. Менее месяца назад, 10 октября 2022 года, умер клавишник первого состава «Ласкового мая» Михаил Афанасьев — ему было всего 48. Тремя месяцами до него, в конце июня, — Юрий Шатунов, и тоже в 48 лет. Как и Шатунов, от инфаркта в 25 лет умер первый директор группы Рашид Дайрабаев. Самая ранняя смерть произошла в 2012 году — тогда умер 20-летний барабанщик Игорь Игошин.
На фронтмена российской рок-группы завели дело сразу по двум статьям
Тогда стали появляться отечественные коллективы, играющие на манер зарубежных «Битлз», «Роллинг Стоунз» и «Бич Бойз». Зародился рок-н-ролл, пусть отличный от канонического, подогнанный под советские реалии, но уже настоящий, свой, отечественный. Рок был запрещенным. Но первые альтернативные музыкальные коллективы старались во что бы то ни стало донести до поклонников мотивы своего творчества. Это были группы «Славяне», «Скоморохи», «Сокол».
Чуть позже возник коллектив «Интеграл», ставший широко известным в 70-е годы. В 1968 году была образована группа The Kids — будущая знаменитая «Машина времени». Официально тяжелая музыка была запрещена, ее не жаловало руководство Советского Союза. Творческие коллективы в этот период всячески старались не выделяться, многие выбрали путь наименьшего сопротивления — образование вокально-инструментальных ансамблей ВИА и работу в рамках разрешенного.
Но и тогда многие группы не боялись работать по канонам выбранного жанра, хоть и вынуждены были находиться в «подполье». Но новая группа «Воскресение», в силу более легкого своего звучания, иногда выступает на концертах, а «Високосное лето» работает над записью первого магнитоальбома. В начале 70-х появился «Аквариум». В конце десятилетия возникли такие группы, как «Магнетик бэнд», «Пикник» и «Автограф».
Это событие много значило для музыки тех лет, ведь теперь альтернативные коллективы могли выйти из «подполья».
Рок становится музыкой протеста против советской системы. К началу 80-х в СССР начинает формироваться полноценное рок-движение. Власти открывают рок-клубы, позволяющие музыкантам легально записываться и выступать, а властям — держать рокеров под надзором. В 1983 г. В 1985 году открывается Московская рок-лаборатория, позволившая музыкантом легализовать свою деятельность. Музыканты получают возможность записывать музыку и выступать, не боясь уголовного преследования за незаконное предпринимательство и тунеядство.
Русский рок 90-ых годов выходит на новый уровень К началу 90-х русский рок полностью выходит из подполья. Многие группы заново записывают свои старые альбомы, выпущенные ранее в подпольных условиях. В 90-е появляются первые независимые радиостанции, на волнах которых начинает играть русский рок. Однако большинство этих станций были ориентированы на материал западных исполнителей в силу относительно невысокого качества записей русскоязычных коллективов. В 1999 году появляется первая радиостанция, ориентированная целиком на русский рок, ей становится «Наше радио». У музыкантов появляется творческая свобода. Руки развязаны так же и у тех, кто занимается их продвижением.
В конце 1980-х её директором назначили Андрея Тропилло — первого отечественного рок-продюсера, управляющего лейбла «АнТроп», где записывались альбомы тогда ещё совсем не звёздных «Аквариума», «Кино», «Зоопарка», «Алисы» и других групп. На базе Тропилло активно выпускал пластинки западных музыкантов от The Beatles до Led Zeppelin, и не только не платил правообладателям, но и оформлял канонические обложки по своему вкусу. Некоторые названия групп писались кириллицей или переводились на русский, фотографии вольно заменялись. В 1990-е, за время своего директорства в стенах бывшей лютеранской церкви, Тропилло успел угодить и лютеранам, и российским меломанам.
К тому же раннее творчество «Бригадного подряда» повлияло почти на все остальные группы в списке — это настоящий анархический андеграунд. Сооснователь, вокалист и лицо «Бригадного подряда» Николай Михайлов в 1990-х получил серьезную травму головы. После этого он не мог нормально говорить, не то что петь. Травма наложилась на тягу к алкоголю, поэтому в нулевых Михайлов оказался на улице.
Эта история нисколько не позитивная, но по-своему панковская. В этом движении три пути: гнуть линию до конца, перегореть и уйти либо скатиться в коммерцию. В 2004 году Михайлову помогли коллеги-музыканты при большом содействии Михаила Горшенева из группы «Король и Шут». Но к музыке Михайлов возвращаться не захотел. Он умер уже в 2006 году. Стоит оценить всю дискографию группы 1980-х: альбомы «Бригадный подряд» , «Партсъезд» и «Членский взнос». Это едкий, сырой, а порой и крайне остросоциальный панк, отражающий дух времени. Не альбомы, а исторические документы.
Да и в целом это пусть и «фирмовый», но все еще бодрый поп-панк. Иронично, что последняя песня на диске называется «До свидания, панк-рок! А из самого актуального творчества стоит оценить альбом «Сомнамбула» 2013 года. Это типичный русский рок и вместе с этим один из самых успешных альбомов в истории группы. Пластинка хорошо отражает ее текущее состояние. Но сегодня из оригинального состава в группе остался только гитарист Александр «Сантёр» Лукьянов, а вокальные партии с 2009 года исполняет Анатолий «Толян» Скляренко. Пика группа достигла в конце 1980-х. Но и в 1990-х пользовалась уважением в кругах любителей панк-рока благодаря острым текстам и активной поддержке футбольного клуба «Зенит».
Это отлично сочеталось с эстетикой ой-движения. Но с 2000-х и по наши дни группа «повзрослела» и переформатировалась в русский рок, подходящий для «Нашего радио». Хотя в аранжировках и отдельных строчках до сих пор можно услышать отзывы молодецкого ой-панка. Ночная трость Источник: соцсети Константина Ступина Чем известна. Несмотря на вклад остальных участников, основанная в 1986 году орловская группа «Ночная трость» — это в первую очередь Константин «Ступа» Ступин с его хриплым пропитым баритоном. Изначально «Ночная трость» была локальным орловским явлением. О творчестве Ступина массы узнали в 2010-х, когда музыкант стал исполнять свои песни под гитару на «Ютубе». Многие с удивлением обнаружили, что это тот самый мужик из мемного ролика «Ты втираешь мне какую-то дичь».
А еще больше новоприбывших слушателей удивила не внешняя грубость и абстракция, но и глубина его текстов. А также богатые аранжировки, исполненные на одной лишь акустической гитаре. Алкоголь, наркотики, жизнь на улице и девять лет в тюрьме — уже нехилый такой ступинский панк-рок. Но наиболее показательный момент произошел в 1996 году. В подарок за одно из выступлений группа получила магнитофон. Ступин тут же обменял его в ларьке на выпивку. Начинать знакомство с творчеством Ступина стоит не с альбомов «Ночной трости», а с акустического сольника «Какая разница? Это сборник из почти 30 лучших песен Ступина.
В них он демонстрирует, как можно на акустике исполнять мелодичный и надрывный панк. Услышать песни Ступина в более тяжелом и современном звуке можно на альбоме «Когда я умер» , обработкой которого занимался музыкант Алексей Ракитин. А уже затем стоит слушать все альбомы «Ночной трости», которые вы только сможете найти — особенно последний диск «Все уже было» 2015 года. В 2017 году Константин Ступин умер от туберкулеза. Но группа распалась еще до этого, когда после выпуска альбома «Все уже было» басист и сооснователь группы Ростислав «Рост» Терехов ушел в монастырь. В 2020 году Рост единолично восстановил проект и выпустил альбом памяти Ступина «На блаженных берегах». Но это уже не панк-рок, а пост-метал с элементами дума и сильным религиозным влиянием. Формально группа существует до сих пор.
Основанная в Воронеже в 1987 году группа «Сектор Газа» — еще одна народная группа, которая не нуждается в представлении. Идеолог, лицо и единственный постоянный участник группы Юрий «Хой» Клинских не пытался делать именно панк. Он просто развлекался и под каждую песню сочинял подходящую ей по духу музыку. Ну или как получится. Его разрозненные песни в народном сознании все равно сложились в стиль «колхозный панк» — по названию одной из ранних песен «Сектора Газа», да и по духу музыки самой группы. Веселые похабные песенки с матом, дух русской глубинки, славянская мистика и умеренный, а поначалу и неостановимый лоу-фай — вот что такое «Сектор Газа». Для одних панк — это маниакальное следование анархической идеологии, а для других — полное раздолбайство. Хой скорее принадлежал ко второй группе.
А с 1995 по 1999 год у вокалиста даже была корочка помощника депутата ЛДПР. При этом Хою было плевать на политику, и никакие партии он на самом деле не поддерживал. Подпись Жириновского. Ну это солидняк, че». В действительности большая часть песен Хоя — это околопопсовые дворовые песни и советско-провинциальный взгляд на хэви-метал. Но песню «Колхозный панк» с одноименного альбома послушать стоит, чтобы проникнуться сутью жанра. А на последнем альбоме «Восставший из ада» 2000 года панк и дворовая попса встретились с ню-металом и рэпом — уникальная вещь. Активная история «Сектора Газа» закончилась в 2000 году со смертью Клинских.
Но в 2001 году первый гитарист группы Игорь «Кущ» Кущев создал группу «Ex Сектор Газа» и в ее рамках выпустил три альбома. Фанаты идею не оценили.
Русский рок 80-90 на Ямале. Как менялся русский рок. История. Всё это рок-н-ролл | Полярные истории
О группе заговорили не только в силовых структурах, но и среди любителей экстремальной музыки. В случае с «Гражданской обороной» на этот вопрос почти нереально ответить — материала гора. Но если следовать рассуждениям самого Летова, слушать нужно альбомы 1980-х, вплоть до «Русского поля экспериментов» — Егор считал его своей «вышкой». Но и последний альбом «Зачем снятся сны» тоже стоит послушать, пусть панка там и не так много.
Это самый чистый и позитивный релиз в дискографии Летова. Музыкант признавался, что впервые создал что-то «только для себя». Егор Летов умер в 2008 году, за чем последовал распад группы.
С тех пор вышли несколько концертных альбомов и сборники. Но в 2019 музыканты «ГрОба» воссоединились ради серии концертов. Так что из оригинального состава остался только гитарист Андрей «Босс» Бабенко.
В 2023 году благодаря жене Егора Летова вышли два альбома его первого проекта «Посев» — «Всякие картинки» и «Дождь в казарме». Записи долго и мучительно восстанавливали с аналоговых пленок. Основанный в 1985 году в Ленинграде «Бригадный подряд», или просто «БП», не самая экстремальная группа раннего русского панка — ни по звуку, ни по выходкам.
Но столь же ярких и аутентичных представителей пролетарского ой-движения на советской сцене в то время не было. А потому в узких кругах группа завоевала звание отцов советского панка. Да и звучали они уже в 1980-х настолько профессионально, насколько это было возможно.
По сравнению с «Бригадным подрядом» коллективы того периода вроде «АУ» можно назвать советским протопанком. К тому же раннее творчество «Бригадного подряда» повлияло почти на все остальные группы в списке — это настоящий анархический андеграунд. Сооснователь, вокалист и лицо «Бригадного подряда» Николай Михайлов в 1990-х получил серьезную травму головы.
После этого он не мог нормально говорить, не то что петь. Травма наложилась на тягу к алкоголю, поэтому в нулевых Михайлов оказался на улице. Эта история нисколько не позитивная, но по-своему панковская.
В этом движении три пути: гнуть линию до конца, перегореть и уйти либо скатиться в коммерцию. В 2004 году Михайлову помогли коллеги-музыканты при большом содействии Михаила Горшенева из группы «Король и Шут». Но к музыке Михайлов возвращаться не захотел.
Он умер уже в 2006 году. Стоит оценить всю дискографию группы 1980-х: альбомы «Бригадный подряд» , «Партсъезд» и «Членский взнос». Это едкий, сырой, а порой и крайне остросоциальный панк, отражающий дух времени.
Не альбомы, а исторические документы. Да и в целом это пусть и «фирмовый», но все еще бодрый поп-панк. Иронично, что последняя песня на диске называется «До свидания, панк-рок!
А из самого актуального творчества стоит оценить альбом «Сомнамбула» 2013 года. Это типичный русский рок и вместе с этим один из самых успешных альбомов в истории группы. Пластинка хорошо отражает ее текущее состояние.
Но сегодня из оригинального состава в группе остался только гитарист Александр «Сантёр» Лукьянов, а вокальные партии с 2009 года исполняет Анатолий «Толян» Скляренко. Пика группа достигла в конце 1980-х. Но и в 1990-х пользовалась уважением в кругах любителей панк-рока благодаря острым текстам и активной поддержке футбольного клуба «Зенит».
Это отлично сочеталось с эстетикой ой-движения. Но с 2000-х и по наши дни группа «повзрослела» и переформатировалась в русский рок, подходящий для «Нашего радио». Хотя в аранжировках и отдельных строчках до сих пор можно услышать отзывы молодецкого ой-панка.
Ночная трость Источник: соцсети Константина Ступина Чем известна. Несмотря на вклад остальных участников, основанная в 1986 году орловская группа «Ночная трость» — это в первую очередь Константин «Ступа» Ступин с его хриплым пропитым баритоном. Изначально «Ночная трость» была локальным орловским явлением.
О творчестве Ступина массы узнали в 2010-х, когда музыкант стал исполнять свои песни под гитару на «Ютубе». Многие с удивлением обнаружили, что это тот самый мужик из мемного ролика «Ты втираешь мне какую-то дичь». А еще больше новоприбывших слушателей удивила не внешняя грубость и абстракция, но и глубина его текстов.
А также богатые аранжировки, исполненные на одной лишь акустической гитаре. Алкоголь, наркотики, жизнь на улице и девять лет в тюрьме — уже нехилый такой ступинский панк-рок. Но наиболее показательный момент произошел в 1996 году.
В подарок за одно из выступлений группа получила магнитофон. Ступин тут же обменял его в ларьке на выпивку. Начинать знакомство с творчеством Ступина стоит не с альбомов «Ночной трости», а с акустического сольника «Какая разница?
Это сборник из почти 30 лучших песен Ступина. В них он демонстрирует, как можно на акустике исполнять мелодичный и надрывный панк. Услышать песни Ступина в более тяжелом и современном звуке можно на альбоме «Когда я умер» , обработкой которого занимался музыкант Алексей Ракитин.
А уже затем стоит слушать все альбомы «Ночной трости», которые вы только сможете найти — особенно последний диск «Все уже было» 2015 года. В 2017 году Константин Ступин умер от туберкулеза. Но группа распалась еще до этого, когда после выпуска альбома «Все уже было» басист и сооснователь группы Ростислав «Рост» Терехов ушел в монастырь.
В 2020 году Рост единолично восстановил проект и выпустил альбом памяти Ступина «На блаженных берегах». Но это уже не панк-рок, а пост-метал с элементами дума и сильным религиозным влиянием. Формально группа существует до сих пор.
Основанная в Воронеже в 1987 году группа «Сектор Газа» — еще одна народная группа, которая не нуждается в представлении.
За время их отношений у лидера «Крематория» появилось ещё две дочери. Сейчас же он в отношениях со своим концертным директором Наталией Серой. Музыкант гордится самостоятельностью повзрослевших наследников и подчёркивает, что они добились всего, не прибегая к связям отца. Глеб Самойлов трижды вступал в брак, и последняя жена Татьяна младше звезды на 16 лет, что совершенно не мешает влюблённым.
Ребёнка артисту родила только первая супруга, и назвали мальчика в честь знаменитого отца. Участник «Крематория» сейчас имеет совсем небольшой круг друзей и часто предпочитает компанию возлюбленной. Сергей Бобунец не расстался с первой женой и считает, что с появлением сына «Смысловым галлюцинациям» улыбнулась удача, ведь в это время они начали обретать популярность.
Выступив на международной выставке WOMEX в Стокгольме, группа Инны Желанной сразу же получила множество приглашений из различных стран Европы, после чего даже стала известна на Западе больше, чем в России. В связи с таким наблюдением отмечу, что именно с конца 1980-х, начала 1990-х в том числе на волне перестройки — авт.
Позже волна интереса к русскому року в мире сошла на нет. Многие группы и музыканты вернулись из-за границ практически ни с чем. Но факт сам по себе достаточно любопытный. Ибо именно тогда русский рок выступил как рок-явление, заимев своих поклонников не только в России, явив миру кусочек национальной самобытности. С тех пор существуя в условиях тотального доминирования англосаксонского рока, он тем не менее занял свое небольшое место на мировой рок-арене, вместе с такими диковинками, как вполне презентабельные, но локальные, японский J-Rock или рок аргентинский.
Из интересных работ начала 1990-х стоит отметить причудливую и загадочную пластинку «Все земное стало странным», весьма нехарактерную для российских северных широт, записанную группой «Квартал» в 1993 году. Музыка Артура Пилявина и томный вокал Татьяны Литвиненко сливаются в едином порыве рока, латиноамериканских самбы, румбы и английского бита. Песочные жирафы, золотистые лампы и ночные трамваи населяют просторы их диска. В 1993 вышел акустический альбом «На кухне» «Ва-Банка». Связав воедино каторжно-кандальные и академические экзерсисы, а также специально написанные песни, вроде запоминающегося «Черного знамени», творчество «Ва-Банка» широко прозвучало по России.
Культовые адепты «апоплексического рок-н-ролла» и «радикалы от эстрадной музыки» по определению лидера коллектива «Бахыт-Компот» Вадима Степанцова пишут мрачновато-стебовую «Пьяную-помятую пионервожатую». В 1994 был впервые издан альбом «Кабаре рюс» Наталии Медведевой с ее версиями русских народных песен, записанный в бытность проживания Наталии в Париже. Необыкновенный, низкий, очень эмоциональный голос Наталии и ее талантливые стихи делают следующий альбом Медведевой «Russian Trip» 1995 года ярким событием в русском роке. Середина 90-х: засилье попсы и блатного «шансона» На мой взгляд, середина 1990-х оказалась для русского рока определяющей вехой в его развитии в новом времени. Но прежде чем проанализировать состояние русского рока и альбомы, изданные в середине 1990-х, я хочу сделать небольшое отступление и сказать еще несколько слов о его самоидентификации.
Русский рок с 1960-х привык быть под идеологическим прессингом властей и не слишком продвинутого социума. Для него стала нормой оппозиция любым официальным советским структурам. С их отходом в небытие многие рок-группы творчески не сориентировались и долго адаптировались к создавшейся ситуации. Возможно они также учитывали меткий афоризм Фаины Раневской, сказавшей, что «сняться в плохой картине — все равно, что плюнуть в Вечность... Спору нет, в обществе должна быть музыка для всех.
Но невозможно слушать «Скованных одной цепью» или «Поворот» все время. Люди захотели чего-то новенького, легенького, не грузящего. Русский рок с его своеобразными ритмами на время оказался не у дел. Известно, что свято место долго пусто не бывает! Пока русские рокеры «врубались» в новую ситуацию, попса не дремала.
Многочисленные клоны «Ласкового Мая», «Миража», прочих «фристайлов» и старая советская эстрада заполонили собой музыкальные и эфирные пространства новой России девяностых. Рок как-то резко «сдулся», отказавшись от ответственности за выплескивание эмоций и социального протеста. Случилось так, что из многих форм музыкального фольклора в России пустил весьма глубокие корни довольно одиозный — тюремный. По явному недоразумению его окрестили «шансоном». Замечу, что еще Владимир Высоцкий баловался с «блатными» аккордами и это при том, что он сделал для русской авторской и бардовской песни, эстрадной, поп и рок-музыки!
Другой же «фольклор» — по сути тот же ритмический блатняк, но аранжированный до вида эстрадной попсы. Спрос на эту экзотическую «музычку» был продиктован объективными причинами. Как писал в свое время Сергей Довлатов: в 1970-х и 1980-х «полстраны сидело, полстраны — охраняло... В придачу в России 1990-х практически не существовало фирм грамзаписи. Несколько возникших лейблов записывают и тиражируют одно и то же.
ТВ и радио-эфир грешат пресловутым «форматом», зачастую определяемым вкусом программных директоров только появляющихся FM и теле-станций. Скляр — лидер группы «Ва-Банкъ» начинает вести свою авторскую программу «Учитесь плавать», в которой он рассказывает о новинках альтернативной музыки как за рубежом, так и в нашей стране. В целом вся остальная транслируемая и производимая в России 1990-х «музычка» за редким исключением — авт. Пространство абсурда и поиска смысла Возможно, слушая русский рок, вы поймете, откуда проистекает многое из того, что необъяснимо или непонятно в России многим этносам мира. Например, почему в России столь популярно принятие алкоголя и неразвита культура пития?
Потому что алкоголь, как один из важных цивилизационных продуктов, сопровождающих человека по жизни, наряду с хлебом, металлом, золотом, нефтью, оружием — авт. Вкратце, он дает быструю и доступную возможность сбросить стресс, унять страх от ощущения бытия, но привыкание к нему не сулит ничего хорошего в итоге... Также подмечено, что в России до сих пор неактуально «расширять сознание», употребляя различные вещества. Не стоит, конечно, упрощать проблемы, но опять же, недаром на Руси всегда был востребован культ юродивых, шутов, которым дозволялось говорить правду в лицо власть предержащим, кстати, откуда можно провести незримую смысловую параллель к некоторым современным рок-стилям, вроде «чудо-юдного» панка и к засилью «аншлаговых» пародистов на ТВ «нулевых» — авт. Еще государь Иван Грозный любил «поиграть в народ» — читаем мы у философа Юрия Буйды.
Каждая культура и русский рок это подтверждает, глубоко преемственна по сути, не путать с традиционностью!
Ленинградская рок-музыка всегда была очень чувствительна к социально-политическим мутациям государства, но это время смешало и вылепило заново весь ленинградский андеграунд. Девяностые стали в истории питерского рока совершенно новым этапом. Это было время первых рейвовых пространств, «самозахватных» сквотов и, конечно, рок-клубов совершенно нового формата. Централизованная организация досуга молодежи стала, мягко говоря, не самой важной государственной задачей. Да и мастодонты русского рока — «Алиса», «Пикник», «Аквариум» и прочие — уже выросли из штанишек клуба и отправились покорять крупные площадки Москвы. В музыкальной среде Петербурга зрел и рос нарыв из молодежной энергии и агрессии. В то же время, летом 1991 года, Всеволод Гаккель, бывший виолончелист группы «Аквариум», вернулся из путешествия по «странам победившего империализма». Вернувшись домой, музыкант, по собственным словам, ощутил некий импульс — потребность создать нечто похожее и в собственном городе. Импульс Гаккеля материализовался в первый в Санкт-Петербурге современный рок-клуб — Tamtam.
Это заведение должно было стать святилищем андеграунда в том смысле, в каком понимал его основатель: чистого, не обусловленного политическими репрессиями и экономическими трудностями. Локация для знакового клуба была выбрана довольно интересная: «Тамтам» располагался на Малом проспекте Васильевского острова, в доме 49, совсем недалеко от Смоленского кладбища. Здесь находился молодежный центр Василеостровского района, помещение в котором Гаккелю предложил председатель центра Александр Кострикин. Клуб «Тамтам» стал тем самым местом, где лопнул набухший творческий нарыв питерской молодежи. Здесь зародилась рок-музыкальная волна 90-х и появились многие знаковые группы: «Король и шут», Markscheider Kunst, «Нож для фрау Мюллер», «Последние танки в Париже» и другие. На сцене гаккелевского клуба играли Tequilajazzz, «Джан ку», Wine и «Автоматические удовлетворители». Заведение регулярно посещала милиция: рок-концерты часто сопровождались потасовками и мордобоем. Возможно, именно в «Тамтаме» оставил часть своих зубов Михаил Горшенев из «Короля и шута». Проявились и другие побочные эффекты освобожденной агрессии: так, в клубе практически всегда можно было найти наркотики — легкие и не очень. В этом году здание на Малом проспекте В.
Музыканты и публика первого современного рок-заведения не смогли смириться с этим сразу: в защиту «Тамтама» проводили митинги и акции протеста. Но самому Всеволоду Гаккелю, отцу-основателю клуба, его детище стало уже неинтересно.