Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Для того чтобы существовать в комфортных условиях даже в суровом климате севера Сибири, местные коренные народы изобрели несколько тысячелетий назад особый тип жилища — чум. Традиционное жилище коренных народов Севера видели все. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири.
Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля
На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой.
Традиционные жилища чукчей
Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Народы Севера называют традиционное жилище по-разному.
Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера
Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера. традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера.
Слово «Яранга»
Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото)
Стоит такая шкура дорого, объясняет директор Таймырского дома народного творчества Любовь Попова. И слишком сложная это работа, не всякая мастерица возьмется. Кочевники в настоящее время прекрасно обходятся нюками брезентовыми", - сказала Попова. Сложности возникают не только с нюками из шкур, но и с шестами, которые формируют каркас чума. Для их изготовления нужно потратить почти год.
Стоит отметить, места стойбищ мало когда меняют, как правило, они служат не одно десятилетие, что облегчает задачу оленеводам, заранее знающим свой маршрут, который всегда прокладывают так, чтобы он проходил возле поселков, где в магазинах можно прикупить необходимый провиант и вещи. Из нашего видео можно узнать, во сколько обходится чум оленеводу, и почему некоторые копят на него всю жизнь: 3. Технология сборки чума Для начала выбирается ровное место, устанавливается металлический щит, на него печка, затем укладываются доски напольного покрытия. Ходят легенды, что установкой чума занимаются женщины, они также ответственны за огонь в очаге, так что на их хрупкие плечи ложится и заготовка дров, и доставка воды. Стоит отметить, что в последние годы сильная половина кочующих и даже дети участвует в сборке дома, поэтому этот процесс в хорошую погоду занимает не более получаса на один чум. А вот женщины в перерывах между переездами занимаются подготовкой шкур и шитьем нюков, которыми покрывают остов чумов, создавая надежный барьер между внутренним пространством и суровыми погодными условиями Арктики.
После закрепления двух основных опорных шестов, устанавливаются все остальные, а потом они покрываются нюками или брезентом, все зависит от времени года. Технология монтажа, казалось бы, нехитрой конструкции, требует точное следованию этапам процесса, выработанным веками, ведь оленеводы достигли невиданного мастерства и рациональности, чтобы ускорить сборку и сделать жилище надежным. Все начинается с выбора ровной площадки в соответствии с временем года, затем в центральной части укладывается лист металла, а на него устанавливается печка, следом сооружают напольный настил, расставляют имеющийся минимум мебели стол и пару тумбочек , которую возят с собой. После этого раскладывают циновки, обозначая спальные места. Обустройство внутреннего пространства традиционного жилища коренных народов Крайнего Севера. Только после обустройства напольной части интерьера начинают собирать стены. Первыми устанавливают и скрепляют два основных шеста, затем постепенно и в определенном порядке закрепляются остальные их количество варьируется от 25 до 60 штук. При этом чем длиннее шесты, тем просторней получится чум, правда, придется использовать большее их количество. Как только чум будет собран, можно заносить вещи и разжигать печь. Если говорить о традициях, то в каждом жилище устанавливают еще один шест — священный симзы.
Он является центральной осью чума, отделяющей сакральное место, за которое переступать запрещалось как женщинам, так и маленьким детям. Также симзы поддерживает печную трубу, достигающую отверстия, образованного на вершине конструкции. На нем устанавливаются еще два поперечных шеста, а между ними закрепляют металлическую перемычку с крючком, на котором будет висеть котел. В последние же годы симзы стали местом, на которых можно увидеть телевизоры и места для установки компьютеров.
Рядом стояли бочки с квашениями. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им.
Иглу у канадских эскимосов зимнее жилище часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр — 3 или 4 метра. Иглу, жилище эскимосов из снега сев. План и разрез Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами.
А вот женщины в перерывах между переездами занимаются подготовкой шкур и шитьем нюков, которыми покрывают остов чумов, создавая надежный барьер между внутренним пространством и суровыми погодными условиями Арктики. После закрепления двух основных опорных шестов, устанавливаются все остальные, а потом они покрываются нюками или брезентом, все зависит от времени года. Технология монтажа, казалось бы, нехитрой конструкции, требует точное следованию этапам процесса, выработанным веками, ведь оленеводы достигли невиданного мастерства и рациональности, чтобы ускорить сборку и сделать жилище надежным. Все начинается с выбора ровной площадки в соответствии с временем года, затем в центральной части укладывается лист металла, а на него устанавливается печка, следом сооружают напольный настил, расставляют имеющийся минимум мебели стол и пару тумбочек , которую возят с собой. После этого раскладывают циновки, обозначая спальные места. Обустройство внутреннего пространства традиционного жилища коренных народов Крайнего Севера. Только после обустройства напольной части интерьера начинают собирать стены. Первыми устанавливают и скрепляют два основных шеста, затем постепенно и в определенном порядке закрепляются остальные их количество варьируется от 25 до 60 штук. При этом чем длиннее шесты, тем просторней получится чум, правда, придется использовать большее их количество. Как только чум будет собран, можно заносить вещи и разжигать печь. Если говорить о традициях, то в каждом жилище устанавливают еще один шест — священный симзы. Он является центральной осью чума, отделяющей сакральное место, за которое переступать запрещалось как женщинам, так и маленьким детям. Также симзы поддерживает печную трубу, достигающую отверстия, образованного на вершине конструкции. На нем устанавливаются еще два поперечных шеста, а между ними закрепляют металлическую перемычку с крючком, на котором будет висеть котел. В последние же годы симзы стали местом, на которых можно увидеть телевизоры и места для установки компьютеров. Рядом с печкой установлен священный шест, за которым могут жить и находится лишь мужчины. Затем готовый остов чума покрывают шкурами, точнее сказать, подготовленными по особым правилам нюками покрышками или покрытием. На один чум требуется до 80 «покрышек», на которые уходит около 60 шкур оленей. Они укладываются в 2 слоя, чтобы в самую стужу обитатели могли спокойно жить, не заботясь о дополнительном обогреве кроме тепла от печки-буржуйки. Летом же остов чума покрывают брезентом или специальным покрытием из геотекстиля, в былые же времена эту роль выполняла береста.
Как устроен чум у ненцев
В настоящее время типи в основном утеряли свою актуальность именно как жилища, используясь как обрядовая атрибутика или тематическая для реконструкций и туризма. Так в чем отличия? У всех этих жилищ есть два главных отличия — предназначение и территория распространения. Вигвам и типи были распространены среди народов Северной Америки, чум — по всей Сибирии, кувакса или вежа — по Скандинавскому и Кольскому полуостровам, яранга — традиционное жилище чукчей. Жилища подобной формы и по сей день распространёны по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана у финно-угорских, кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов. Идентичная конструкция, мобильность, простота в сборке, схожие материалы покрывашки сделали вигвам, типи, чум, вежу и другие подобные жилища едва ли не братьями-близнецами, разбросанными волею судеб по всему белому свету. И ныне эти жилища не потеряли своей актуальности именно благодаря вышеперечисленным свойствам. Нужны такие жилища? Звони и заказывай прямо сейчас!
И слишком сложная это работа, не всякая мастерица возьмется. Кочевники в настоящее время прекрасно обходятся нюками брезентовыми", - сказала Попова. Сложности возникают не только с нюками из шкур, но и с шестами, которые формируют каркас чума. Для их изготовления нужно потратить почти год. Нужно найти в тундре лиственницу с шестиметровым стволом, срубить ее весной и ждать летнего тепла — кору с бревна можно снять только при плюсовой температуре.
Причину предпринимательница видит в том, что чум становится даже для местных жителей какой-то экзотикой. Из-за этого некоторые даже бросают оленеводство, - констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Что происходит дальше? Молодым негде жить, денег на чум у них нет, самостоятельно сделать не из чего, они идут к родителям мужа. У родителей жены не живут, это против традиций. Двум семьям сложно вести в чуме хозяйство, начинаются конфликты. В какой-то момент молодые решают жить самостоятельно. Да потому что там можно взять ипотеку. А на чумы ипотеки нет, это же не недвижимость. В тундре остаются самые стойкие и обустраивают быт исходя из своих возможностей. Пока не накоплены шкуры для нюков, используют сукно. Правда, если в Коми на чумах серое шинельное сукно, то в НАО - черное, бушлатное. Раньше такое производили в Петербурге, сейчас фабрика закрылась. Можно купить китайское сукно, оно стоит 1700-2000 рублей, есть еще ткани из Ирана, у них качество получше, но и цена высока - от трех тысяч рублей за метр. Хорошая печка стоит 25-35 тысяч рублей. В общем, чум эконом-класса обходится около 300 тысяч рублей. Некоторые семьи покупают вагончики, такие же как у нефтяников, и живут там. По кочевьям их возят на повозках. Цена такого вагончика - 25-35 тысяч рублей. В соседнем регионе молодым семьям стали недавно выдавать чумовой капитал, деньги специально на покупку нюков, жердей, печей и нарт. В Ненецком автономном округе такой программы нет. По словам Выучейского, выручают гранты семейно-родовым общинам.
Жилища народов Украины Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор. Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет. В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались «колыба». Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг. Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка широкая лавка, заполненная глиной. Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная. Жилища кочевников Юрта Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Кот на «цепи» У женщин-чумработниц каждый день также расписан по минутам. Забот у них, пожалуй, больше, чем у мужчин. Утром нужно собрать мужчин, накормить, одеть, вечером встретить, одежду обсушить. А помимо этого еще снег растопить, дров натаскать, печь затопить». Зимой работы чуть поменьше, поэтому женщины могут уехать в отпуск на квартиру в город. Семья Ного свое благоустроенное жилье ждала больше десяти лет. Сейчас там живет старенькая мама Василия, а остальные члены семьи приезжают «в отпуск». Центральное место в чуме занимает печь: и еду приготовить, и жилище обогреть. Так как тумб и шкафов нет, то вещи либо в коробках на полу, либо, как, например, умывальник, радио, перекидной календарь. Не обходится здесь и без домашних животных. Только если лайки бегают на улице сами по себе, то кот в чуме сидит на привязи — чтобы под ногами не путался. Кстати, живет он там не ради красоты, а для отлова мышей, которые в жилье коренных народов Севера тоже наведываются. Кот и собака — лучшие друзья. Чум на несколько часов превращается в баню», — отвечает она. Постепенно небольшой чум начал наполняться гостями. За небольшой, но богатый стол садиться пришлось в два захода. Для гостей — все то, чем славится север: мясо оленины, строганина из щекура, морошка и национальная выпечка. Такой стол готовится преимущественно по праздникам. В будни в меню блюда попроще, даже лапша быстрого приготовления. Опасения ученых по поводу того, что вредная еда плохо сказывается на здоровье коренных жителей, сами аборигены не подтверждают. Особенно летом: затарились лапшой быстрого приготовления — и быстро, и удобно. Те же самые огурцы, помидоры, яблоки едим. Это в моем детстве ничего такого не было, а сейчас хоть арбузы зимой покупай. Снимем деньги с карты в банкомате и идем за покупками в магазин — не бестолковые же, — смеется Василий. Иглу — эскимосское жилище из снега и льда Соседи чукчей — эскимосы жили куда беднее и яранги у них появились значительно позже. Изначально же бедные эскимосы зимовали в самых настоящих «ледяных избушках», которые назывались иглу и представляли собой жилище, построенное из снежных или ледяных блоков. Такие куполообразные постройки существуют и сегодня: обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3-4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных снежных блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло. Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены — полностью или частично Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники.
Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!
Место для нового стойбища определяет мужчина, втыкая в землю или снег хорей. Зимой для стойбища подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое. Площадка вокруг чума должна быть относительно ровной для загона оленей , иметь источник чистой воды, но главное находиться среди хорошего пастбища. Именно состояние кормов в первую очередь проверяет глава кочевья. Если кочевник в точности повторяет пути своих касланий и останавливается на местах прежних стоянок, он старается не ставить чум ровно на то же место. Обычно стойбище на одном месте может находиться от двух недель.
Собирается чум быстро, впрочем, и разбирается тоже. Для его установки не требуется дополнительных приспособлений. Делают это в основном женщины, но пакуют нарты, перевязывают их и расставляют в аргиш - мужчины. Весь чум, вместе с его содержимым, упаковывается в несколько нарт. А чтобы установить или разобрать чум женщины тратят около часа времени.
Установка чума. Место для основного чума, если это зима, — хот вол место для стоянки первоначально хорошо утаптывается ногами. По всему периметру укладывается лапник.
Меня зовут Эльвира Егоровна, и я к вам в гости пришла из школы искусств со своей подругой Матреной. Ваша гостья Матрена вам приготовила сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о жилищах народов Севера, которые появились в глубокой древности, но существуют и сейчас.
Эти переносные жилища собираются и разбираются в строгой последовательности, конструкция которых не менялась веками. Посмотрите на карту, какая это страна? Конечно же, Россия. Весь Север России населен народами разных национальностей, название некоторых из них, возможно, вы впервые слышите. Это - саамы, ненцы, энцы, лопари, эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки, нганасаны, тувинцы, тоджинцы, эскимосы, чукчи, коряки, юкагиры и многие другие, посмотрите, сколько разных народностей на севере и все они дружно живут. Показывает фотографии северных народностей.
Первый слайд: Первое жилище, с которым я хочу вас познакомить это- иглу. Зимнее жилище эскимосов часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр - 3 или 4 метра. Второй слайд: Следующее жилище — яранга, переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.
Третий слайд: Ну и мы с вами плавно перешли к третьему жилищу. Может, вы мне подскажете, что это за жилище? Это всем нам знакомый — чум. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири.
Иглу у канадских эскимосов зимнее жилище часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр — 3 или 4 метра. Иглу, жилище эскимосов из снега сев. План и разрез Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами.
Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается и освещается жирниками — плошками с жиром, светильниками.
Такой скорости удаётся достичь не только за счёт техники, но и за счёт небольшого веса шестов и шкур в разобранном виде. Позади чума обыкновенно держат священные нарты, куда кладут фигурки идолов, оберегающих семью. Устройство традиционного чума довольно простое: Каркас основа чума, которую делают из шестов, количество которых может достигать пятидесяти.
Похожие записи
- Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
- Переносное жилище народов Севера России - сканворд | СловоПоиск.ру
- Презентация Жилище народов Севера доклад, проект
- Шатёр из шкур с видом на северное сияние - ответ из 6 букв
- Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов
Форма поиска
- Переносной домик у народов Севера
- Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624
- Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов
- Шатёр из шкур с видом на северное сияние - ответ из 6 букв
- Традиционное жилище чукчей
- Переносное жилище народов Севера России