Статья автора «История глазами писателей» в Дзене: Поразительно, что в годы опричнины царскому террору подвергалась и православная церковь, в том числе Московский митрополит Филипп, занимающий. Опричнина убийство митрополита Филиппа. Митрополит Колычев Филипп Иван 4. Митрополит при Иване Грозном. Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди. Но известно, что особенно яростно «обличал» святого архиепископ Пимен, надеявшийся стать митрополитом. Он был тринадцатым митрополитом Московским, который был назначен без одобрения Вселенского патриарха Константинополя, как это было нормой.
За что Иван Грозный убил митрополита Филиппа
Дополнение к вопросу посетителя. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины. Митрополитом Московским св. Филипп пробыл всего лишь два с небольшим года, умер еще через год (был задушен Малютой Скуратовым, несомненно, с ведома или по непосредственному приказу царя Иоанна Грозного, находясь в заточении в Отроч Успенском монастыре под Тверью). Малюта Скуратов, происхождение, начало службы в опричнине, убийство митрополита Филиппа и Владимира Старицкого Павел Рыженко. Митрополит, погибший во время опричнины, назывался Филипп Колейцевич.
Информация
Картина Малюта Скуратов убивает митрополита Филиппа. В миру митрополит Филипп носил имя Федор. Добиться ликвидации Опричнины ему было не под силу, поэтому митрополит в конце концов решает отказаться от управления Русской Церковью. Тогда же митрополит Филипп в последний раз всенародно, во время службы в Успенском соборе, потребовал отмены опричнины: „С тех пор как солнце светит в небесах, не было слышно, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу“.
Почему историки спорят о причастности Малюты Скуратова к смерти главы русского православия?
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Малюта Скуратов настоящее имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский[1]; дата рождения неизвестна — 1 января 1573 — русский государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины[2], думный дворянин с 1570 , любимый опричник и помощник Ивана Грозного[3]. Год и место рождения неизвестны. Прозвище «Малюта» получил за свой малый рост или, возможно, за свой говор: «Молю тя…». Имя «Малюта» сделалось в народе нарицательным названием палача и злодея[4]. Имя Малюта Скуратов было прозвищем Григория, так же, как и прозвищем его отца, Лукьяна Афанасьевича Бельского, было Скурат, что означает «вытертая замша» возможно, по мнению А. Панченко, из-за плохой кожи. Выходец из среды провинциального дворянства, он довольно медленно поднимался в системе государственного управления и первое время был больше на второстепенных ролях. Имя Григория Бельского впервые упоминается в разрядных книгах в 1567 году — в походе на Ливонию он занимает должность «головы» сотник в опричном войске. Вопреки распространённому мнению Скуратов не стоял у истоков опричнины[5], в которую он был принят на самый низший пост параклисиарха пономарь. Возвышение Скуратова началось позже, когда опричное войско начало действовать, «ограждая личную безопасность царя» и «истребляя крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде». Вскоре Скуратов выдвинулся в число самых приближённых к Ивану Грозному опричников.
Карамзин, ссылаясь на показания очевидцев, описывает, как Малюта с опричниками совершал налёты на дворы опальных вельмож, отбирая у них жён и дочерей «на блуд» царским приближённым. Вероятно, в 1569 году Григорий Бельский возглавил опричное сыскное ведомство — «высшую полицию по делам государственной измены», которой до того не было в государственном устройстве[6]. В этом году царь поручает Бельскому арестовать своего двоюродного брата удельного князя Владимира Андреевича Старицкого. Кузен царя был претендентом на престол, «знаменем» для недовольных бояр, однако, прямых доказательств измены Владимира Старицкого не было. Всё изменилось, когда следствие возглавил Малюта Скуратов. Главным свидетелем обвинения стал царский повар по прозвищу Молява, который признался, что Владимир Старицкий поручил ему отравить царя. У повара был найден порошок, объявленный ядом, и крупная сумма денег — 50 рублей, якобы переданная ему Старицким. Сам Молява не дожил до конца процесса. В обязанности Григория Бельского входила организация тотальной слежки за неблагонадёжными и выслушивание «изветчиков». Главным средством дознания опричных следователей была пытка.
Казни следовали одна за другой. В конце 1569 года Григорий Бельский получил «извет» от Петра Волынского о том, что новгородский архиепископ Пимен и бояре желают «Новгород и Псков отдати литовскому королю Сигизмунд II Август- король польский, великий князь литовский , а царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси злым умышлением извести». Историки считают, что Волынский подделал несколько сотен подписей под грамотой тайного сговора с королём Сигизмундом II Августом.
А свое обещание позволить митрополиту вступаться за опальных царь впоследствии нарушил. Но еще какое-то время отношения главы Церкви и главы государства остаются добрыми. Так, в одном из посланий к братии Соловецкого монастыря, митрополит, отправляя из Москвы милостыню, просил молиться за государя и его семью. Послание оканчивалось словами, в которых ясно виден душевный стержень святителя: «А я вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно». Отказ в благословении Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Турлыгин, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля В 1567 году, расследуя дело конюшего И. Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни. Репрессиям подверглось множество людей невинных — вельмож, их слуг, членов семей, крестьян. Московская Русь такой крови не знала, жестокий террор не был ее политической традицией. Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «…я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают! Оклеветан и убит «Митрополит Филипп 1507-1569 и Малюта Скуратов». Неврев, 1898 Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость. Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу Русской церкви под суд. Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу. Некоторые иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление.
Церковь в Смутное время. Учреждение Московского Патриаршества. Решение соборов 1589 и 1593 года. Опричнина, Ливонская война, привели к разорению Российского государства. Это связано и с отменой Юрьева дня дня, когда крестьянин, мог сменить помещика. С 1581 года началось закрепощение крестьян. Крепостное право — система законодательных актов, которое государство насильственно прикрепляет крестьянам. Против воли крестьян, иначе говоря. В 1584 году Иван Грозный умер. От браков у него осталось 2 сына. Фёдор Иванович, больной в физическом плане и 5-ний царевич Димитрий, больной эпилепсией. Последнюю жену Грозного с сыном отправили в Углич. Власть Фёдора прибрал к рукам Борис Годунов. Царь Фёдор Иванович управлять государством не мог. Ему было очень тяжело. Фёдор Иванович правил с 1584 по 1598 года и с его смертью Борис Годунов вступил на престол, так как у Фёдора Ивановича детей не было. Даже во время правления Фёдора Ивановича, фактически правителем был Борис Годунов, просто официально заступил на престол он с 1598 года. При Борисе Годунове русская церковь стала патриархией. Произошло это в 1589 году.
Митрополит остановился, обвел присутствующих взглядом и с расстановкой произнес: — В этом рубище и в делах государственных я не узнаю царя православного! Все замерли. Царедворцы боялись не то что посмотреть на царя, они дышать боялись! В этой жуткой тишине митрополит, глядя в глаза Иоанну, продолжил: — Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а ты за алтарем проливаешь кровь христианскую. В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а на Руси их нет! Грабежи и убийства совершаются именем царским! Как ты предстанешь на Суд Божий? Обагренный кровью невинных, оглушаемый воплем их муки? Слова правды жгли его как железо. В руках мелко дрожал посох, — Я был слишком милостив к тебе, митрополит! К тебе — и твоим сообщникам! Затем развернувшись, он буквально побежал к выходу! Царь испугался! Он, знавший силу слова, испугался. Испугался того, что Филипп сейчас произнесет самое страшное — отлучение от Церкви, анафему! Ведь тогда православный народ просто разорвет его на куски! За царем опрометью бросились опричники и бояре, иностранные гости и простой люд. Собор опустел почти мгновенно. Этого ужаса и унижения Иоанн Васильевич не забудет до конца своих дней. Участь митрополита Филиппа была решена. Его арестуют и осудят за измену. На его глазах казнят всех родственников, а затем сошлют в дальний монастырь. Но, ни пытками, ни щедрыми посулами, сломать волю митрополита царю не удастся. Нет, и никогда не будет благословения православной Церкви на кровь, беззаконие и насилие! Не в силе Бог, а в правде! В 1569 году в тверском Отроч-Успенском монастыре Малюта Скуратов задушит бесстрашного старца. А уже через сто лет митрополита Филиппа Колычева Русская церковь прославит в лике святых мучеников. Наследство бояр Колычевых Убийство митрополита Филиппа и расправа над его родственниками не могла не коснуться вотчинных владений бояр Колычевых. Но село на реке Пахре ими заранее было передано Московскому Богоявленскому монастырю. А потому уцелело. Это оказалось лишь отсрочкой. Храм в Колычево, современный вид Последствия тиранического правления Ивана Грозного привели страну к смуте 1612 года. Польские интервенты и грабители всех мастей не оставили от подмосковных деревень камня на камне, их пришлось десятилетиями отстраивать заново. Однако жизнь продолжалась. В древнем селе она была сосредоточена возле древнего деревянного храма.
Путин: версия убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым — не единственная
Еще один серьезный миф об Иоанне Грозном связан с именами священномученика митрополита Филиппа и преподобномученика игумена Корнилия. Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины, который задушил митрополита Филиппа. Некоторые исследователи полагают, что Афанасий ушёл под давлением Ивана IV, недовольного попытками митрополита заступаться за жертв опричнины. Митрополит, погибший во время опричнины, назывался Филипп Колейцевич. Митрополи́т Фили́пп II — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.
Филькина грамота, или Как Иван Грозный расправился с митрополитом Филиппом?
Поначалу Филипп, резко выступавший против опричнины, пытался увещевать царя. Затем, когда уговоры не помогли, митрополит пошел на открытый конфликт: он несколько раз игнорировал публичные просьбы Ивана Грозного о благословении, а после вообще стал прилюдно обличать его и опричников в совершенных ими преступлениях. Взбешенный Иван хотел казнить Филиппа, но его останавливали 2 фактора: первый - безупречная репутация митрополита, второй - народное обожание строгого церковного владыки. Тогда Иван решил действовать тоньше. В 1568 г. Филипп, понимая, что весь суд является спектаклем с целью его низложить, сам прилюдно отказался от митрополичьего сана. Грозный хотел казнить строптивого монаха; однако народная любовь и просьбы духовенства удержали его от этого решения.
Каждое значительное событие в жизни государства всегда находит свое отражение в летописях и иных письменных документах. Учитывая тот факт, что версия убийства митрополита Филиппа по приказу Ивана Грозного появилась значительно позже описываемых событий, нужно обратить особое внимание на все обстоятельства данного дела. Царь даже после наложения опалы продолжал считать святителя Филиппа законным митрополитом. Более того, публично низложившие священнослужителя опричники Алексей и Федор Басмановы с Афанасием Вяземским накануне новгородского похода сами оказались под арестом. Впоследствии, по одной версии, они были казнены, а по другой - сосланы в тюрьму в Белозерский монастырь, где вскоре скончались. Таким образом, в 1569 году Иван Грозный имел не только желание, но и возможность помириться с Филиппом, вернув его на митрополичий престол. Ни одного исторического документа о том, что Малюта Скуратов получил распоряжение расправиться с низложенным митрополитом в случае отказа благословить царя, естественно, не существует. В то же время пристав Стефан Кобылин, охранявший святителя Филиппа, официально сообщил, что тот умер в результате несчастного случая - угорел. Логично предположить, что Малюта Скуратов просто опоздал и, приехав в монастырь за благословением, нашел священнослужителя уже мертвым, за что устроил разнос настоятелю. В то же время, учитывая негативное отношение историков и мировой общественности к опричнине и Малюте Скуратову, логично предположить, что версия с удушением могла быть вымыслом и сознательным оговором. При этом важно отметить, что пристав Стефан Кобылин за то, что не уберег Филиппа, был пострижен в монахи и заточен в Спасо-Каменный монастырь. Все монахи, кто клеветал на низвергнутого митрополита, также подверглись жесткой опале. Однако эти репрессии не коснулись Малюты Скуратова. Очевидно, царь не считал главу своего сыскного ведомства виновным в смерти святителя Филиппа. В то же время подобных документальных подтверждений в отношении бояр, заподозренных в измене, - множество. В силу своего противоречивого характера Иван Грозный сочетал в себе качества талантливого государственного деятеля и глубоко верующего, но эмоционально неуравновешенного человека.
И главная фраза, которая наилучшим образом характеризует митрополита Филиппа, прочитывается в одном из его посланий. Главная фраза его жизни «Бога ради живите любовно», пишет он. И именно за эту любовь он, как великий пастырь, как один из главнейших светочей нашего иночества положил свою жизнь. Пастырь положил жизнь за словесных овец своих, как говорили в то время. Митрополит Филипп как будто прожил несколько разных жизней, и все они укладываются в его, не столь уж длинную, судьбу. Он родился в 1507 году и до 1537 года, в течение тридцати первых лет своей биографии не был человеком Церкви. Он был отпрыском знатного боярского семейства. Перед ним открывались возможности блистательной карьеры при дворе русских государей. Тем не менее, он отринул все это, и по прошествии 3 десятилетий своей жизни отправился на Север пешком, сделался простым монахом в крайне тяжелых условиях Соловецкого монастыря. Через некоторое время он стал уже игуменом этого монастыря и игуменствовал в течение 20 лет.
При этом в 1963 году после вскрытия гробницы Ивана Грозного и его сына профессором М. Тихомировым была предложена куда более достоверная версия преждевременной смерти царевича. Удара посохом по голове ученый обнаружить не смог. Череп Ивана Ивановича просто рассыпался в его руках, зато в волосах и ногтях царевича была обнаружена смертельная доза ртути. Не вызывает сомнений, что он был отравлен. При этом важно подчеркнуть, что придворным врачом у Ивана Грозного был бельгиец Елисей Бомелий, больше преуспевший в изготовлении ядов, чем в лечении. Кстати, принять на службу этого медика царю посоветовала английская королева, после чего здоровье и царя, и его сына начало постепенно ухудшаться, и в итоге оба преждевременно скончались. Вполне вероятно, что в истории с убийством патриарха Филиппа Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного также имел место оговор царя. Хотя, согласно данным исторических хроник, публичный конфликт митрополита и Ивана Грозного действительно имел место. До восхождения на митрополичий престол Филипп являлся игуменом Соловецкого монастыря, находился с царем в близких доверительных отношениях. Именно Иван Грозный санкционировал выдвижение Филиппа на митрополичий престол. При этом царь рассчитывал на поддержку Филиппом своей политики. Однако вышло наоборот. Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди. Однажды, 22 марта 1568 года, Филипп и вовсе отказался признать Ивана Грозного, который пришел в храм в одежде простого опричника.
Афанасий (митрополит Московский и всея Руси)
Игумен Алексий, видя его столь усердствующим в иноческих подвигах и украшенным глубоким смирением, весьма утешался им и держал его при себе своим помощником, поручив ему надзор за начальными послушниками. Филипп все это исполнял с ревностью и в этих трудах провел девять лет, вспомоществуем молитвами и благословением своего игумена. Потом игумен Алексий, отказавшись по старческой немощи от управления обителью, советом братии поставил святого Филиппа на игуменство 355. Но хотя святой и принял начальствование, однако нисколько не изменил своего прежнего жития. Напротив, он еще более усилил свои подвиги и предался еще большим трудам телесным, а когда видел себя хвалимым и почитаемым за это, считал то тщетным, ибо от юности был украшен смирением.
Посему он оставил игуменство и снова удалился в пустыню, приходя в монастырь только для причащения честного Тела и Крови Христа Бога нашего. Управлять монастырем стал прежний игумен Алексий, который через полтора года после того скончался. Тогда, по просьбе братии, святой Филипп снова принял игуменство. Он предался еще большим подвигам и достиг еще высшего совершенства в добродетелях.
Обитель же Соловецкая во время его управления процветала и благоукрашалась 356. Между тем слава о святом Филиппе дошла до благоверного царя и князя Иоанна Васильевича. В то время митрополит всей России Афанасий оставил престол 357. Царь пожелал, чтобы на престол Российской митрополии возведен был святой Филипп, — и вот он вызывает святого в Москву для «духовного совета» 358.
Православный народ тогда пребывал сначала в мире и любви; враг же дьявол , видя это и искони ненавидя истину, воздвиг многомятежную бурю, возбудив вместо любви в православных христианах ненависть друг к другу. При дворе среди бояр начались свары, ожесточенная вражда и всякого рода злоумышления друг на друга. Своим коварством и междоусобиям они в самом царе возбудили сильнейший гнев и ярость. От тех злых наветов боярских он начал бояться даже своих верных слуг, ближних родственников и друзей, и был в неукротимом гневе на бояр, видя в них своих врагов и крамольников.
И вот он разделил государство на две части, устроив себе особых телохранителей, под именем опричников, которые состояли при особе царя и составили особое управление 359. Опричники злоупотребляли данною им властью, угнетали народ, отнимали имущество, сопровождая свои разбои убийствами и пытками. Царь же верил в их верность и преданность, и потому управы на них нельзя было найти. В это время царь и вызвал из Соловецкой обители Филиппа.
С честью приняв его, царь объявил ему о своем желании видеть его на митрополичьем престоле. Филипп, по своему смирению, отказывался от этого высокого сана; но потом должен был уступить непреклонному желанию царя и был возведен на митрополичью кафедру 360. В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему.
Не вызывает сомнений, что он был отравлен. При этом важно подчеркнуть, что придворным врачом у Ивана Грозного был бельгиец Елисей Бомелий, больше преуспевший в изготовлении ядов, чем в лечении. Кстати, принять на службу этого медика царю посоветовала английская королева, после чего здоровье и царя, и его сына начало постепенно ухудшаться, и в итоге оба преждевременно скончались. Вполне вероятно, что в истории с убийством патриарха Филиппа Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного также имел место оговор царя. Хотя, согласно данным исторических хроник, публичный конфликт митрополита и Ивана Грозного действительно имел место. До восхождения на митрополичий престол Филипп являлся игуменом Соловецкого монастыря, находился с царем в близких доверительных отношениях.
Именно Иван Грозный санкционировал выдвижение Филиппа на митрополичий престол. При этом царь рассчитывал на поддержку Филиппом своей политики. Однако вышло наоборот. Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди. Однажды, 22 марта 1568 года, Филипп и вовсе отказался признать Ивана Грозного, который пришел в храм в одежде простого опричника. Благословение от митрополита царь в тот день получил лишь после просьбы бояр. Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь. В качестве предлога для примирения накануне новгородского похода царя в 1569 году к святителю Филиппу за благословением выехал Малюта Скуратов. Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность.
Генрих VIII получил в свое распоряжение большие доходы. Церковная реформация в Англии проводилась в условиях жесточайшего террора. Возникла англиканская церковь. Макарий постепенно укреплял свое влияние и в 1542 г. Макарий занимался распространением христианства на севере Руси, образованием духовенства, исправлением богослужебных книг.
Он составил огромный свод разных по характеру текстов, которые получили название Великие Четьи-Минеи ежемесячное чтение. Великие Четьи-Минеи включили в себя Священное писание с толкованиями, евангелия, патерики, книги Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иосифа Волоцкого и других, Кормчую книгу, ряд церковных актов, «Иудейскую войну» Иосифа Флавия, сочинение о Вселенной — «Космографию» Кузьмы Индикоплова, апокрифы, жития новых московских чудотворцев, канонизированных в середине XVI в. Минеи состояли из 12 рукописных томов объемом более 13 тысяч листов большого формата. На протяжении длительного времени Четьи-Минеи являлись одним из наиболее сложных и плохо изученных исторических источников. Считается, что Макарий был инициатором открытия в Москве первой русской типографии.
Первой печатной книгой, напечатанной в 1564 г. Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, стал «Апостол». Митрополит Макарий предполагал, что книги будут печататься с разрешения церкви. В 1551 г. Этот собор дал ответы на сто вопросов, сформулированных царем Иваном IV и составивших сто глав.
Утверждение царем Стоглава означало упорядочение внутренней жизни церкви в направлении, определенном царской властью. Макарий был старше Ивана IV на 48 лет.
Затем, когда уговоры не помогли, митрополит пошел на открытый конфликт: он несколько раз игнорировал публичные просьбы Ивана Грозного о благословении, а после вообще стал прилюдно обличать его и опричников в совершенных ими преступлениях. Взбешенный Иван хотел казнить Филиппа, но его останавливали 2 фактора: первый - безупречная репутация митрополита, второй - народное обожание строгого церковного владыки. Тогда Иван решил действовать тоньше. В 1568 г.
Филипп, понимая, что весь суд является спектаклем с целью его низложить, сам прилюдно отказался от митрополичьего сана. Грозный хотел казнить строптивого монаха; однако народная любовь и просьбы духовенства удержали его от этого решения. Тогда опальный митрополит был сослан в Тверской Отроч монастырь, а некоторые его родственники были казнены.
Тест по истории Опричнина 7 класс с ответами
Александра Солженицына, д. На улице Гиляровского, д. Среди святынь храма — икона с частицей мощей святителя Филиппа. Филиппа Московского Храм Преображения Господня в Переделкино На Патриаршем подворье в Переделкино левый придел храма Преображения Господня посвящен святителю Филиппу, и там также есть икона с частицей его мощей. Стоит отметить, что участие в строительстве храма в Переделкино принял сам святитель еще до своего предстоятельства — Переделкино было вотчиной бояр Колычевых. Отдельного упоминания заслуживает еще одна святыня, связанная с именем святителя Филиппа, хотя она еще не передана Церкви. Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом Московским и патриархом Никоном Совсем недалеко от Москвы, в Истре, в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим» находится святыня Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, построенного Патриархом Никоном — икона Спаса Вседержителя с припадающими святителем Филиппом и патриархом Никоном.
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги. Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.
Так в подчинении у Филиппа оказалась не только большая Московская епархия, но и вся Русская церковь. Наделённый большой властью, он стремился смягчить жесткую политику Ивана Грозного, развить книгопечатание.
Массовые казни, террор в отношении поданных царя и простых людей, опричнина не давали покоя митрополиту, который считал недопустимым такое управление государством. Когда Иван Грозный на богослужении попросил у Филиппа благословения, тот сделал вид, что не замечает царя. Последствия такого поступка были серьезными. Многие из окружения митрополита были казнены и подвержены пыткам, начался сбор «обличительных» доказательств против Филиппа. В 1568 году во время служения в кремлёвском храме была объявлена новость о лишении митрополита сана.
Вскоре над Филиппом состоялся церковный суд, после которого его поместили в качестве арестанта в Богоявленский монастырь. Сохранились документы, согласно которым Иван Грозный намеревался прилюдно сжечь Филиппа Колычёва, обвинив его в колдовстве. Лишь благодаря вмешательству духовенства бывшему митрополиту удалось спасти жизнь. Окончательным приговором для него стало пожизненное заточение в монастыре.
А в Новгород он ехал вовсе не за этим. Да и нелогично как-то: сперва Иван Грозный приказывает Малюте Скуратову задушить Филиппа, а через месяц расправляется с Пименом, который вместе с ним выступал против митрополита. Что любопытно, ни до, ни после встречи Филиппа и Пимена в Успенском соборе если таковая состоялась мы не найдем ни одного намека на козни новгородского владыки против первосвятителя.
Но обывательская логика навязывает: не мог Пимен не завидовать, не мог царь не убивать! Потому два взаимоисключающих сценария событий объединяются в один: и Филиппа убил, и Пимена за Филиппа покарал!? Но, повторюсь, об этом в свое время. А пока, если верить житию и официозной истории, нас убеждают, что к осени 1568 года были собраны доказательства проступков Филиппа, которые он совершил на Соловках. Иоанн Грозный, которому немедленно были доставлены через год! Ведь комиссия была в монастыре осенью 1567 года. Это было 4 ноября 1568 года.
В назначенный час прибыли сам государь и невинно обвиняемый первосвятитель; облаченный в святительские одежды, предстал он на суд. Началось чтение доносов, но обвинителей налицо не было, ибо царь побоялся дать святому очную ставку с клеветниками. Не побоялся, а отсутствовали на суде Паисий и его братия, потому что сами находились под следствием, как уже сказано выше. Это можно расценивать как домысел, а можно предположить, что Паисий настаивал на правдивости своих показаний против Филиппа. К сожалению, невозможно установить, какова была судьба Паисия и, конечно, тех, кто выступил против Филиппа с ложными доносами в последующие четыре года после суда над митрополитом. Складывается впечатление, что не так уж и тяжела. И это умышленно затушевывается современниками событий и историками.
Да, известно, что в 1572 году Иван Грозный сослал а может, перевел или игумен сам ушел? Паисия в Валаамский монастырь. А до того? Стало быть, с 1568 по 1571 год на Соловках игумена не было? Не ясно. Вот их дословный перевод: Царь вызвал представителей всех духовных и светских чинов и потребовал, чтобы они отрешили от сана порочного митрополита и привлекли его к публичному суду и приговорили бы к смерти.
Имя митрополита погибшего во время опричнины
Жизнь и смерть митрополита-4 | В миру митрополит Филипп носил имя Федор. |
Филипп (Колычев) | Имя пользователя или адрес электронной почты. |
Место погребения святителя Филиппа, митрополита Московского | Подчеркни всё имена прилагательные, определи их. |
11. Смерть митрополита
Иван Грозный и смерть митрополита | Митрополит, погибший во время опричнины, назывался Филипп Колейцевич. |
Информация | Несмотря на гнев царя, вызванный критикой со стороны митрополита, Филипп продолжил обличения опричнины. |
Иван Грозный и смерть митрополита — Мир новостей | Митрополит против опричнины фото. Слово митрополита. Митрополит беседовал с царём — взывал к его благочестивым устремлениям. |
Филипп Колычев биография кратко для детей – что сделал и судьба митрополита | Однако охраняющий низвергнутого митрополита пристав Стефан Кобылин сообщил, что Филипп умер в результате несчастного случая (угорел). |