Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обрезание младенца Иисуса происходит в доме священника Захарии, который был потомком Аарона, старшего брата Моисея. Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон.
Обрезание Господа нашего Иисуса Христа
А для христианин, получивших духовное обрезание в Крещении, церковь служит местом встречи с духовными родственниками и друзьями, прославляющими Иисуса Христа. согласно тексту,- ещё слыхом не слыхивали. Обрезание младенца Иисуса происходит в доме священника Захарии, который был потомком Аарона, старшего брата Моисея.
Обрезание Господне. История и традиции праздника
Очень хорошо мысль апостола развивает и объясняет преподобный Иоанн Дамаскин: «Как обрезание отсекает бесполезный телесный излишек, так и через Святое Крещение у нас обрезывает грех». Мы не нуждаемся в телесном обрезании, но для нас сохраняется его духовный смысл — отсечение греховных страстей. Родившись через Таинство Крещения в новую жизнь с Богом, мы должны отвергать всё греховное и бороться со страстями. Чтобы благодатное семя Божие, посеянное в нас при Крещении, проросло и дало свой плод, нужно возделывать свою духовную ниву: пропалывать сорняки страстей и орошать землю души водами добродетелей. Поэтому день Обрезания Господня становится еще и напоминанием о борьбе со страстями для всех нас. Известный духовный писатель XX века игумен Никон Воробьев так и говорит об этом в своей проповеди: «Мы должны постоянно, ежедневно, можно сказать ежеминутно совершать над собой эту духовную операцию». Всё Священное Писание изображает картину борьбы человека с грехом, победа в которой достигается только через спасительный подвиг Господа Иисуса Христа. Он желает, чтобы каждый из нас приобщился к этой победе, разделил ее с Ним.
И опять же, не случайно день Обрезания всегда приходится на Святки — период от Рождества до Крещения Господня. Святки — это время радости, и ничто не должно эту радость омрачать. Чтобы наша радость не омрачалась, будем удалять от себя всё греховное. Обрезание — не просто воспоминание произошедшего очень давно события, это напоминание о том, как совершается наше спасение. Любой церковный праздник а тем более столь значимый, как Обрезание Господне — это еще один повод прийти в храм. Обрезание всегда совершалось в кругу родственников и близких друзей, которые приходили, чтобы разделить с родителями радость о новорожденном. А для христианина — получившего духовное обрезание в Крещении — храм является лучшим местом, где можно побыть в кругу других христиан, духовных родственников и друзей, прославляющих Христа.
Апостол Павел подчёркивал, что с приходом Христа главным стало внутреннее, духовное «обрезание сердца», а не наружное, физическое Рим. О превосходстве внутреннего над внешним говорили и ветхозаветные праведники: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» Иер. Протоиерей Вячеслав Резников отмечает: «Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости». Итак, церковный праздник Обрезания Господнего призван напомнить православным христианам об отсечении греха от наших сердец, об исполнении Божественного Закона, а также о великом смирении Сына Божьего. Почитание праздника Обрезания Господнего Первые известные упоминания празднования Обрезания Христа относятся к 4 веку. В этот день в православных храмах проводятся праздничные богослужения.
На великой Вечерне читаются строки из книги Бытие, в которых говорится об установлении обряда обрезания. Церковь прибегает к ней всего 10 раз в году. Чаще всего служится Литургия Иоанна Златоуста. Богослужебное чинопоследование Василия Великого отличается, прежде всего, более пространными евхаристическими молитвами, которые являются сердцевиной Литургии. Памятуя, что с Обрезанием связано дарование Спасителю имени, христиане в этот день особенно прибегают к Иисусовой молитве. Протоиерей Андрей Ткачёв призывает: «Каждый христианин должен хотя бы понемножку, иногда читать молитву Иисусову. Обязательно в день Обрезания Господня.
Это ещё и праздник Иисусовой молитвы, поскольку в этот день имя Спасителя открылось миру. Оно Божественное, святое, сильное». В связи с наложением друг на друга двух церковных праздников, канун Обрезания в народе именуется Васильевым вечером. Также дата совпадает с празднованием Нового года по старому стилю. В вечер перед Обрезанием было принято ходить друг к другу в гости с посеваниями и угощениями.
Василия Великого Oratio in circumcisionem et in Basilium - см.
N 3254. Первое из них всецело посвящено свт. Василию, и тема обрезания Спасителя в нем не упоминается вовсе; 2-я проповедь имеет спорное происхождение и датировку, следов. Достоверными свидетельствами празднования О. Василия Великого см. Grand Lectionnaire.
Андрея , архиеп. Homilia in circumcisionem et in s. Василию известен по рукописям - см.
Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество. Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку.
Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«. Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией Ефес. Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи.
Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Обрезание Господне. Читайте на «Правмире»:.
Когда праздник Обрезания Господня в 2024 году
- Обрезание Господа нашего Иисуса Христа
- 14 января 2024 года – Обрезание Господне: история, значение праздника
- НОВЫЙ ЗАВЕТ: КРЕЩЕНИЕ ВМЕСТО ОБРЕЗАНИЯ
- 14 января 2022г. По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ
Значит «обрезание Христово» было «обрезанием нерукотворным», то есть рукотворно, по плоти, Христос не был обрезан. Сегодня 14 января мы отмечаем праздник, который называется «По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», или проще – Обрезание Господне. 14 января 2023 г., в праздник Обрезания Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 14 января 2023 года – праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и день памяти великого иерарха и вселенского учителя – святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Однажды в день Обрезания визионерка Агнес Бланнбекин (Agnes Blannbekin, 1243–1315) причащалась и оплакивала кровь, потерянную Иисусом Христом.
Обрезание Господне
Сегодня, в восьмой день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа Спаситель, по древнему священному обычаю, приносится в храм Господень и, как осмодневный Младенец, посвящаемый Небесному Отцу, терпит ради нас обрезание плоти, предуказывая пролитие. Соединяя Ветхий Завет с Заветом Новым, Господь и Спаситель наш Иисус Христос исполняет все древние законы, положенные народу Израиля, но и создает законы. это предписание только для евреев. Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что на восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус принял обрезание по обычаю народа, среди которого был рожден. Однажды в день Обрезания визионерка Агнес Бланнбекин (Agnes Blannbekin, 1243–1315) причащалась и оплакивала кровь, потерянную Иисусом Христом.
Великий не двунадесятый праздник: "Обрезание Господне" - 14.01 н.ст. (01.01 ст.ст.)
Сколько грехов прицепилось и присосалось к человеку, сделалось как бы его частью, и лишь с большой болью, с большим трудом, призывая на помощь имя Божие: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй, помоги мне», только с молитвою, напряжением, усилием можно отсечь их от себя. Вот почему Евангелие часто говорит: Царствие Божие силою, усилием, напряжением берется. Человек все время должен находиться во внимании, взывать: «Господи, помилуй». Что значит говорить «Господи, помилуй»?
Значит бодрствовать, то есть следить за собой, бороться с всяким греховным, не только делом, но и словом, и помыслом, и ощущением, отсекать их от себя, отрезать. Не можешь сам — большей частью мы этого не можем сделать, настолько мы уже погрязли в грехах, — так призови имя Божие: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помоги мне». Так человек должен всю жизнь от юности до смерти ежедневно, ежеминутно следить за собой, не давать воли ни глазам, ни ушам, ни особенно языку, никаким влечениям, не позволять себе никаких мечтаний, а все дурное отвергать от себя, отсекать, уничтожать с помощью призывания имени Божия, имени Господа Иисуса Христа.
С великим сожалением нужно сказать, что люди как будто бы разумные, люди стоящие в глазах многих как бы впереди, не понимают того, о чем я вам говорю. Считают так, что если она побывает иногда в церкви, если дома еще акафист почитает и псалтирь, да домашние дела выполняет, то она уже все сделала и лучше ее и нет, а если еще поклончики когда-нибудь сделает, или полунощницу прочитает, то уж выше ее и нет никого. Она всех осуждает и не видит того, что сама полна всех грехов, что за всю жизнь никогда не боролась, никогда не следила за собой, не очищала себя, не трудилась над этим.
А поэтому и остается полна всех грехов: и чревоугодия, и пьянства, и блуда, нечистоты всяческой, и зависти, гордости, осуждения, празднословия, ненависти, вражды, злопомнения. Так часто человек, будучи весь исполнен всех грехов, всякой мерзости, будучи отвратителен для Господа, считает себя праведником, потому что он в церковь ходит, иногда псалтирь читает, акафисты. Но разве в этом дело?
И акафисты, и богослужения, и молитвы, и посты — все дано для того, чтобы помочь человеку выкинуть из себя всякую мерзость, помочь ему обрезать себя, взять на себя крест борьбы с грехом. И Господь помогает в этом, посылая помощь в виде невольной скорби. Не может человек, например, побороть чревоугодие, или пьянство, или блудодеяние — Господь посылает болезнь.
Гордится человек, тщеславится, — Господь унизит его пред всеми так, что он делается в глазах людей последним человеком.
В ветхозаветном иудаизме в среде которого родился Христос ритуал символизировал посвящение младенца Богу. Возникновение священного обряда напрямую связано с родоначальником еврейского народа — пророком Авраамом.
Он жил на рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры. Согласно ветхозаветной книге Бытие, Всевышний заключил с бездетным праведником Авраамом завет договор. Творец пообещал ему Своё благословение и обильное потомство, которое образует великий народ Быт.
Пророк и весь его род, в свою очередь, должны были хранить верность истинному Богу. Всевышний также повелел Своему избраннику установить обычай обрезания — символического отсечения греха от человека. Ритуал стал видимым, внешним свидетельством завета, заключённого между человеком и Богом Быт.
Обрезание было одной из немногих Божественных заповедей, ниспосланных евреям до Моисеева Закона. Для потомков Авраама оно стало символом верности Творцу, принадлежности к богоизбранному народу и обособленности от остального языческого мира. Кровь у евреев считалась священным носителем жизни.
В связи с этим, обряд обрезания приобретает дополнительное символическое значение. Проливая кровь из продолжающего род органа, человек словно приносит в дар Богу всю свою жизнь. Значение Обрезания Христа Обрезание Господне — что это значит для христиан?
В соответствии с Законом, Господь был обрезан на восьмой день по рождении. По традиции, тогда же Богомладенцу было дано имя Иисус, означающее «Спаситель» Лк. Святая Церковь учит, что Иисус Христос был одновременно и Богом, и человеком.
Приняв обрезание, Господь как человек и еврей исполнил древний священный закон Своего народа. Таким образом Христос явил нам пример неукоснительного исполнения Божественного предписания.
Законодавец первый подчиняется закону». Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы свое окончательное, завершенное значение приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал. В Послании к Римлянам апостол Павел подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога Рим 2:28—29. И мы с вами теперь, верующие во Иисуса Христа, вместо обрезания принимаем крещение водой.
Давайте же с вами в этот праздник вспомним обеты крещения.
Дата: 14 января Статус: великий праздник В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви. Перевод: Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день.
Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец! История: Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя Быт 12:2.
Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола Быт 17:10—12. В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь.
А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.