В праздничной программе активное участие приняли иранские студенты нижегородских вузов Эльхам Хешмат (ННГУ), Али Вализаде, Мохаммад Арабпур (ПИМУ). В праздничной программе активное участие приняли иранские студенты нижегородских вузов Эльхам Хешмат (ННГУ), Али Вализаде, Мохаммад Арабпур (ПИМУ). Поздравляю вас с иранским Новым годом и желаю победы иранцам и украинцам. Формально закреплен день 21 марта, по календарю новый год в Иране начинается всегда 21 марта (1 фарвардина), однако фактически Ноуруз отмечается со дня астрономического весеннего равноденствия, т.е. иногда с 20 марта, как это будет в нынешнем году. Наурыз не персидский новый год, он появился во времена зароастризма, но его празднуют не только персы.
Новогодний базар в Иране
В столице Ирана, Тегеране, прошла конференция, посвященная иранскому Новому году, известная как Новруз. Я надеюсь, что новый год освободит иранский народ от цепей режима и что ваша любовь к жизни преодолеет тиранию и страх. В современном Иране Ноуруз отмечают с 21 марта – первого дня нового года – и в течение 13 последующих дней до 2 апреля, когда иранцы уезжают на пикники, прославляя весеннее возрождение природы.
Навруз, день надежды
Руководитель и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи назвал главной целью в новом году увеличение темпов производства за счет массового вовлечения жителей страны. 21 марта иранские народы и отдельные тюркские народы, перенявшие этот праздник у иранцев, празднуют Новый год – Навруз/Навуз. В рамках недели персидского языка на ФИЯ Астраханского госуниверситета прошло мероприятие, посвящённое празднованию Ноуруза — праздника мира и пробуждения новой жизни. В Иране не только выходные дни не совпадают с нашими, но и Новый год – Навруз (Navrooz) – празднуют весной, а точнее в день весеннего равноденствия. В рамках недели персидского языка на ФИЯ Астраханского госуниверситета прошло мероприятие, посвящённое празднованию Ноуруза — праздника мира и пробуждения новой жизни. В рамках недели персидского языка на ФИЯ Астраханского госуниверситета прошло мероприятие, посвящённое празднованию Ноуруза — праздника мира и пробуждения новой жизни.
Новруз: иранский новый год
Основные атрибуты иранского нового года – хафт син и цветущие деревья. В СПбГУ Ноуруз отмечают не первый год, но в этот раз среди всех интересующихся иранской культурой был впервые проведен фотоконкурс «Мое путешествие в Иран». Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет обратился к иранскому народу с поздравлением по случаю праздника прихода весны Навруз, отмечаемого в Иране как начало нового года.
В Иране отметят наступление Нового года по солнечному календарю
Новруз, который, кстати, празднуется сегодня - 21 марта), но совсем не связанный с нашим, европейским. Для посетителей прозвучит персидская музыка в исполнении иранских музыкантов. Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет обратился к иранскому народу с поздравлением по случаю праздника прихода весны Навруз, отмечаемого в Иране как начало нового года.
С Новым 1403 годом, Иран!
Condorita Высший разум 633173 15 лет назад Новый год в Иране. Отмечается в первый день весны по мусульманскому календарю, что соответствует 22 марта григорианского календаря. Праздник Нового года в Иране называется Новруз или Норуз , а первый весенний месяц носит название Фавардин. За несколько недель до Нового года иранцы проращивают зерна пшеницы, ячменя или чечевицы, которые используют для украшения домов. Проросшие зерна являются символом процветания, их сохраняют в доме в течение 13 дней наступившего года, а затем бросают в реку. В последнюю среду уходящего года Чахар Шанбех Сури — буквально Канун Красной Среды на улицах разжигают костры, символизирующие обновление и счастье в грядущем году. Люди прыгают через огонь, восклицая: «Дай мне твой красивый красный цвет, и забери мою болезненную бледность!
В Исфахане праздничные действия разворачиваются в Джульфе — армянском квартале, где расположен знаменитый собор Христа Всеспасителя Сурб Аменапркич , также известный как Ванк. View fullsize Рождественская ярмарка на улице Мирза Ширази в Тегеране isna. Относительно недалеко есть и ассирийские храмы. К новогодним праздникам как к интересной культурной традиции с любопытством относятся и мусульмане isna. Видно сильное влияние эпохи, когда он строился. Это XVII век, время строительства великолепного ансамбля центральной площади Исфахана, которая стала одним из знаковых образцов персидского искусства и зодчества isna. Хотя большую часть времени он функционирует как музейный комплекс. Туристов там всегда очень много isna.
Навруз как официальное начало нового года по солнечному календарю отмечают в Иране, Афганистане, Македонии, Иракском Курдистане, Индии, Азербайджане, Турции и других государствах. В России и странах СНГ праздник отмечают татары, киргизы, башкиры, узбеки, казахи и таджики. Телеканал «360» Исламовед и доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Азат Ахунов подтвердил «360», что праздник Навруз никак не относится к религии, поскольку «не имеет никакого отношения к исламу». Сначала этот языческий праздник был в ираноязычных странах, а потом распространился на тюркоязычные народы, на кого сильно повлияла иранская культура», — уточнил он. Как правило, они связаны с магией, а также культом природы и плодородия. Воссоединение с природой В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Затем люди выходили в поля и встречали Новый год, чтобы привлечь семейное счастье и благополучие в свой дом. Было принято наблюдать за изменениями в природе и выражать ей благодарность за это. В некоторых странах и по сей день следуют этой древней традиции, и 13-й день весны проводят вместе с родными и близкими на природе. Так, например, делают курдский и иранские народы. Курдский народ празднует Навруз. Каждый из них имеет свое название в соответствии со стихией природы — воды, огня, земли и воздуха, «пробуждению» которой он и посвящается. До наступления Навруза люди должны навести порядок не только в доме, но и на участке, если они живут в частном секторе. Считается, что в эти же сроки нужно отдать все долги. В ночь на 21 марта, по традиции, люди окуривают дома дымящимися веточками арчи, чтобы изгнать злых духов. Freepik Также людям советуют примириться с недругами, простить долги и покаяться в грехах. В дни Навруза, согласно поверьям, добрые ангелы по-персидски фаришта приносят благоденствие и изобилие тем, у кого чисты помыслы, светлая душа и убранный, аккуратный дом.
Считается, что таким образом не только приводятся города в порядок, но и происходит преображение души. Перед наступлением Нового "иранского" года жители больше улыбаются и больше расположены друг к другу. Исчезает привычная замкнутость и холодность. В Иране, готовясь к новому "религиозному" году, уделяют особое внимание благотворительности. Это стало традицией — помогать тем, кто нуждается, кто слабее. В Иране старшие дарят подарки младшим. Дети нередко получают в качестве презента купюры; также принято одарить новой одеждой — она выступает как символ обновления и возрождения. Свои дома жители украшают пророщенными зернами. Очень популярны чечевица и пшеница. Они хранят их в течение двух недель, а затем бросают в реку. Если выполнить этот обряд, то в предстоящем году будет процветание. Так считают местные жители. Дети, готовясь к Новому году, надевают на себя саваны и выбегают в таком виде на улице. В руках они держат глиняные горшки, по которым в процессе бега постукивают. Выглядит этот обряд для европейцев странно. Но иранцы верят в то, что перед новым "иранским" годом умершие души спускаются с небес на землю. Таким образом они приветствуют предков. Иран - теплая и дружелюбная страна.
§ 106. Иранский царь и празднование Нового Года
Вечером 14 марта число пострадавших увеличилось до 714 человек. Более 130 человек доставлены в медучреждения, в реанимации 8 человек. Некоторым из госпитализированных ампутировали конечности. Чахаршанбе-Сури отмечается в Иране ежегодно в ночь на последнюю среду года по иранскому календарю.
Оно считается символом плодородия, изобилия и процветания. На Навруз люди надевают яркую национальную одежду, украшают дома и улицы, устраивают музыкальные и танцевальные представления, спортивные соревнования и ярмарки. В этот день также принято принимать гостей, подарки и поздравления, делиться радостью и добром. Навруз объединяет людей независимо от религии, национальности и культуры в праздничном веселье, объединяет души своей символикой обновления, возрождения и надежды на лучшее будущее. Иранский Новый год В Иране Навруз всегда отмечают широко. Так, глава департамента туризма иранского Хамадана Мохсен Масум-Ализаде рассказал, что в городе в общей сложности планируется провести 128 программ, связанных с Наврузом, а еще 78 мероприятий запланировано в других частях западно-центральной провинции.
Самая приятная часть Навруза начинается еще до старта праздничного концерта: в большом зале накрывают столы с угощениями. Башкирская выпечка, азербайджанская пахлава, узбекский плов, татарский чай, таджикские лепешки… Хозяева кухни очень стараются накормить всех гостей. Считается, чем больше на столе блюд, тем богаче будет урожай. Это все обязательно, единственное, что можно изменить — технологию приготовления и вариант подачи. Мы готовимся к Наврузу за месяц, поскольку в марте каждая неделя посвящается одной из четырех стихий: огню, солнцу, земле и воде. В заключение, 21 числа, отмечается единый праздник, - рассказывает помощница председателя национально-культурной автономии азербайджанцев Сургута «Бирлик» Алмаз Худуева. Рядом с общим столом в центре большого зала ГКЦ начинаются зажигательные танцы под этническую музыку.
Такой формат праздника многим сургутянам напомнил народные гулянья, которые проходят в эти дни на их исторической родине. Правда там уже давно растаял снег и весна в самом разгаре, а, значит, Навруз отмечают под открытым небом. Впрочем, сургутская погода никому не смогла в этот день испортить настроение.
После объяснения Пророк и Ислама разделил это сладкое среди всех присутствующих отсюда и привычка предлагать подарки для NowRuz и сказал: «Я бы хотел, чтобы каждый день был NowRuz».
Согласно шестому имаму шиитов, Джафар ибн Мухаммад ас-Садик А , сейчас был день, когда Бог заключил завет с верными Ему, который обещал никогда не иметь другого Бога, кроме Бога то есть они приняли монотеизм и верить в своих пророков, его заповеди и имамы шиизма ; это был тот день, когда ковчег Пророка Ноя наконец коснулся горы Арарат после всеобщего наводнения; а также тот день, когда Пророк Авраам уничтожил идолов язычников. Имам Джафар А относится к рассказу об Аскаре, когда добавляет, что чудо воскресения тысяч сынов Израилевых по повелению Аллаха, как показано в суре «аль-Бакара», стих 243, Священного Корана , это произошло прямо в день NowRuz: мора убила многих в городе в Сирии, потому что Бог хотел наказать неповиновение населению местным религиозным лидерам; несколько десятков тысяч повстанцев покинули город, считая себя способным успешно противостоять божественной воле; и в пустыне Бог заставил их умереть от той же чумы, о которой они думали, что они могут убежать. Спустя годы Пророк Иезекииль, жалея при виде своих тел, помолился Богу, чтобы оживить их, и день Норуса был исполнен. Согласно другой легенде, царь Соломон, сын Давида, потерял свое кольцо, и вместе с ним он также потерял королевство.
Но в день NowRuz он нашел кольцо, и все птицы собрались вокруг него. Затем Соломон приказал ветру доставить его в новое место. Но удод остановил его, сказав ему, что он сделал гнездо на дереве вдоль дороги и положил туда яйцо: «Прошу вас, о царь, чтобы не заглушить мое гнездо». И царь, чтобы не разрушить это гнездо, сменил дорогу.
Чтобы поблагодарить его, удод плеснул немного воды клювом и дал ему кузнечика, и, возможно, он также может объяснить привычку ритуального спрея несколькими каплями воды и, прежде всего, раздавать небольшие подарки на день NowRuz. Некоторые иранские исследователи считают, что в день «Гадир Хом», в десятый год от Хегиры, когда Пророк S назвал своего зятя Али А своим преемником и представил его как такового для последователей он на самом деле стал первым имамом из шиитов , упал на день NowRuz, в двадцать девятый день месяца Рыб високосного года. То, что NowRuz перешло от Маздизма к Исламу как к особому культурному наследию, свидетельствуют традиции, согласно которым зороастрийцы пошли отдать дань уважения имаму Али A , несущему дары, наполненные сахаром; он раздавал сахар среди своих спутников и принимал суда в качестве оплаты налогов, причитающихся ему последователями Заратустры. В иранской традиции первый человек и первый мифический король Ирана называют Кимарами, о чем свидетельствует стихотворение Фердоуси Шахнех «Книга царей» , которое указывает NowRuz как день создания кимаров.
Что касается истоков NowRuz, существуют также теории, отличные от тех, которые были представлены до сих пор хотя и не противоречивые , разработанные различными учеными: например, по словам датчанина Кристиана Кристиана, этот праздник станет наследием вавилонского праздника Задмук. Среди самых популярных легенд, теперь становятся частью персидской басни, является возвращение «Дяди Новый год»: каждый год, в первый день весны, дядя Новый год носит войлочную шляпу, обертывается в шарф и спускается в город, опираясь на палку: он посетит каждый дом в Персии, принося новый год всем людям. У городских ворот есть один из самых красивых садов в Персии, покрытый цветами, особенно розами, которые ярко расцветают в начале весны. Хозяйка сада - милая старушка.
Она никогда не видела Дядю Нового Года, но каждый год в первый день весны с нетерпением ждет его в надежде встретить его: встает до рассвета и готовится принять его, тщательно убирая в доме, расстилает шелковый ковер. Он приносит немного корма для золотых рыбок в прохладную воду садовой кадки, следит за тем, чтобы фонтан в центре обильно разбрызгивал брызги, а перед входом ставит таз с водой, в котором плавают лепестки роз. Наденьте лучшее платье из тонко вышитого шелка, обвяжите волосы золотым платком, зажгите огонь в камине, накройте стол с «семью грехами» на веранде, а также расставьте семь хрустальных тарелок, заполненных семью разными. Когда все готово, старушка сидит на ковре, с нетерпением ожидая Нового года дяди: она знает, что каждый, кто его встречает, снова будет молод, как земля, когда она встречает весну.
В Иране разгораются протесты на фоне сообщений об убитых школьницах
До наступления Навруза люди должны навести порядок не только в доме, но и на участке, если они живут в частном секторе. Считается, что в эти же сроки нужно отдать все долги. В ночь на 21 марта, по традиции, люди окуривают дома дымящимися веточками арчи, чтобы изгнать злых духов. Freepik Также людям советуют примириться с недругами, простить долги и покаяться в грехах. В дни Навруза, согласно поверьям, добрые ангелы по-персидски фаришта приносят благоденствие и изобилие тем, у кого чисты помыслы, светлая душа и убранный, аккуратный дом. Люди считали, что вода в этот период смывает весь негатив, поэтому обязательно перед праздником стирали одежду, особенно детскую. Неделю перед Наврузом еще до появления ислама посвящали памяти предков.
Поэтому древние народы поминали своих праотцов — делали им подношения, просили помощи в будущем году, а также защиты их от всех бед и невзгод. Иранская девочка во время празднования Навруза. Как напомнила газета Freepress Kashmir , для местных жителей Навруз — это праздник не только возрождения всего живого и начала Нового года, но и повод для «омоложения своего тела и обновления жизни». Люди навещают родственников и друзей, надевают национальную одежду и устраивают торжественные застолья. Неотъемлемой частью празднования стали пиявки. Местные жители давно признали маленьких кровососущих существ настоящими целителями особенно в Навруз, поскольку, по поверьям, 20 или 21 марта целебный эффект от процедуры увеличивается в несколько раз.
Поэтому ежегодно взрослые, подростки и даже маленькие дети соблюдают древний обычай подобной лечебной физической и духовной терапии. Хозяйки накрывают богатые столы. На них всегда подают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз готовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов.
Летоисчисление ведется от Хиджры 16 июля 622 года н. Израиль В Израиле 1 января тоже обычный рабочий день, если, конечно, первый день нового года не случается в субботу — священный день для иудеев. Празднуют же свой Новый год израильтяне осенью — в новолуние месяца тишрей по еврейскому календарю сентябрь или октябрь.
Называется этот праздник Рош Ха-Шана. Его отмечают два дня, с его празднованием в Израиле связано множество традиций, ритуалов и церемоний. Как правило, традиции празднования Нового года в том смысле, в каком понимают его в Европе и в Северной Америке, поддерживает живущая в Израиле русская диаспора. И тут уж каждый выкручивается как может. Люди стараются взять отгул на работе и традиционно отметить праздник с семьей и друзьями. Кто-то собирается дома, а кто-то отправляется в русский ресторан. Некоторые израильтяне считают, что празднующие отмечают день католического святого Сильвестра, который выпадает на 31 декабря.
Поэтому в стране часто называют Новый год «Сильвестром». Иран 1 января — совсем не праздничный день и в Иране. Страна живет по собственному календарю.
В гостях обычно все рассаживаются — на пол или на мебель, если таковая есть в достаточном количестве — и перед гостями разносят традиционное новогоднее угощение.
Оно выглядит так: тарелка с фруктами апельсин, яблоко, киви, банан , семечки подсолнечные, арбузные, тыквенны или любые другие , крепкий черный чай и сладости в каждом городе обычно покупают свои местные. На обед или ужин приглашают только самых близких. Мехмуни — гости по-ирански Представьте себе: утром просыпаетесь, пьете чай завтракать не стоит , ждете, пока сестры-братья с детьми соберутся и начинаете обход по всем родственникам. До обеда, если хорошо постараться, можно посетить три-четыре дома и вдоволь наесться фруктами, чаем и орехами.
На обед возвращаетесь домой, отдыхаете пару часиков и снова отправляетесь по гостям до ужина или остаетесь ждать дома встречать гостей, если подошла ваша очередь. И так все 12 дней праздника, пока не окажете честь всем родственникам до 3-4 колена. Развлечение, мягко сказать, на любителя. Бабушки и дедушки, тети и дяди, кстати, тоже дарят младшим эйди деньги.
Теперь понимаете, почему новруз — праздник семейный? Иранцы побогаче летят в Турцию, Грузию, Армению и Дубай — в этот период там тоже очень много иранцев. Безумные пробки на выезд из города Честно говоря, на улицах творится треш — повсюду груженные до потолка машины с миллионом тюфяков, палатки на газоне и непринужденно отдыхающие иранцы, расположившиеся в 10 сантиметрах друг от друга. Справедливо отметить, иранцам нравится вся эта толпа народа, и никакого дискомфорта они не чувствуют.
Все федеральные трассы перегружены и буквально стоят. Можно сутками ехать 300 километров. Поэтому новруз — худшее время для путешествия иностранному туристу. Наплыв туристов Сиздах бедар На тринадцатый день новруза все иранцы большими семьями выезжают на природу — в парк, к реке или в собственный сад — и устраивают пикник до самого захода солнца.
Готовят кебабы с рисом, варят аш реште наваристый суп из бобовых и зелени , общаются, щелкают семечки, лакомятся фруктами, играют в футбол и волейбол. Города в этот день словно вымирают — везде тихо и безлюдно, словно и не было никогда толп новогодних туристов. Иранцы наслаждаются последним новогодним выходным В это время года погода в Иране стоит по-настоящему весенняя и теплая. Светит солнце, небо голубое, деревья покрыты благоухающими цветами, птицы радостно щебечут.
Это светлый и заряжающий энергией праздник, который все очень любят. Мало у кого возникает в голове мысль остаться в этот день дома. Сабзи, одно из главных украшений хафт сина, опускают в реку, чтобы оно навсегда слилось с природой. С наступлением темноты люди возвращаются домой, убирают праздничный хафт син, а на следующий день наступают трудовые будни.
Так заканчивается иранский праздник весны и возрождающейся жизни. Последний символ новруза уплывает вдаль Иранский дед мороз В последнее время в Иране большую популярность набирают Хаджи Фируз и Аму Норуз. Первый выступает в роли шута в красной одежде с красным колпаком и вымазанной сажей лицом. Он ходит по улице, поет частушки, стучит в бубен и просит деньги.
Второго можно считать аналогом деда мороза в Иране. С ним может соперничать лишь Эйде фетр окончание священного месяца Рамадан. Но если последний не отмечают светские иранцы, то новруз любят и чтят даже те, кто давно уехал из Ирана и привык к западной культуре. Новруз — это единственное время в году, когда можно полностью посвятить себя семье и не переживать о проблемах.
Повсюду слышится радостный смех, а в воздухе витает атмосфера любви и гармонии. Если вы еще ни разу не были в Иране, то первую поездку на это время лучше не планировать. Если, наоборот, Иран кажется уже родным и до боли знакомым, у вас есть много близких друзей-иранцев — тогда стоит съездить еще раз и прочувствовать праздник изнутри. Уверена, равнодушными вы не останетесь.
Напоследок дарим возможность познакомиться с музыкой, которая играет по всему Ирану с приходом нового года.
Именно царь Кир позволил евреям вернуться в Эрец-Исраэль, и мы благодарны за это. Вместе мы также сталкиваемся с общей угрозой: жестоким и деспотичным иранским режимом, будь то силы Стражей исламской революции — крупнейшей террористической организации в мире, её сателлитами или «Басидж». Мы знаем, что иранский режим не представляет вас, он продолжает лишать вас свободы, которой вы заслуживаете. Мы надеемся, что вы избавитесь от этого жестокого и безжалостного режима и обретете настоящую свободу.
Счастливого Навруза, Nowruz Piruz!
Иранский Новый год: провожаем Ноуруз в Тегеране
У иранцев и израильтян так много общего! Мы энергичные народы с древней историей и богатой культурой, стремящиеся к светлому будущему. Между нашими культурами на самом деле есть много общих черт. Именно царь Кир позволил евреям вернуться в Эрец-Исраэль, и мы благодарны за это.
Вместе мы также сталкиваемся с общей угрозой: жестоким и деспотичным иранским режимом, будь то силы Стражей исламской революции — крупнейшей террористической организации в мире, её сателлитами или «Басидж».
Последний луч заходящего солнца является сигналом для начала празднования. Всюду зажигаются костры, вокруг которых собираются люди. Знакомые, незнакомые — неважно.
Самые отважные смело прыгают через огонь, прося пламя «забери мою болезненную желтизну и подари мне свой огонь». Из-за логичной опасности и нарушения общественного порядка, все больше молодежи отдают предпочтение фейерверкам. Ночь на Чахаршанбе-сури напоминает первые пару часов после нашего нового года, когда во всех дворах взрываются салюты и петарды. Есть и другая традиция на Чахаршанбе-сури.
Называется она гашог-зани и напоминает Хеллоуин. Иранцы надевают разнообразные маски, прихватывают самую гулкую кастрюлю или таз и, стуча по ним ложкой, направляются к соседям. Соседи, видя эту шумную компанию, могут их заглушить лишь наполнив принесенную посуду орехами, традиционными сладостями или… знаменитым супом аш. Последний к огненной ночи перед ноурузом варят особенно много на случай шумных гостей.
Еще на Чахаршанбе-сури принято съедать 7 разных орехов фисташки, жареный горох, миндаль, лесные орехи, рис, курага, изюм на удачу и для исполнения желаний. Чтобы избавиться от полосы неудач, с крыши дома сбрасывают старый ненужный кувшин. Он как раз является символом невезения прошлого года, с которым в новом непременно нужно расстаться. Если же есть какая-то неразрешимая проблема, на Персидский Новый год нужно взять платок и завязать на одном его углу узелок.
Положить его в карман и выйти на ближайшую дорогу в поисках первого встречного. Если первый встретившийся на пути прохожий сможет развязать узелок, это считается хорошим знаком, что в новом году решение обязательно найдется. Многие иранцы предпочитают в Чахаршанбе-сури купаться в природных источниках или хотя бы прыгать через них 3 или 7 раз. Считается, что это избавляет от болезней и оставляет все хвори в прошлом.
Некоторые по традиции выливают всю воду из емкостей, выбрасывают или разбивают старую посуду, в которой хранилась вода, и заводят новые кувшины для свежей воды. Чтобы новый год был обильным и щедрым, на воде с ночи Чахаршанбе-сури нужно заварить чай и предложить всем домашним. Иранский дед мороз Что действительно может напугать вас в ноуруз, так это иранский дед Мороз. На самом деле, главных персонажей персидского нового года два: Аму Навруз в переводе «Дядюшка Навруз» и Хаджи Фируз — его помощник.
Приходят они до нового года, а не после, как это принято у нас. Дядюшка Навруз еще как-то напоминает Дедушку Мороза. У него тоже есть длинная белая борода, внушительный волшебный посох, широкий кушак и высокая войлочная шапка с узорами. А еще добрый нрав и мешок подарков, которыми он щедро делится.
Весь год они живут порознь и встречаются только раз в году в ночь на Иранский новый год. Хаджи Фируз — иное дело. Историки до сих пор в недоумении, откуда берет начало этот фольклорный персонаж. Он одет в яркие красные одежды, высокий острый колпак, а лицо черное, как смоль.
В руках Хаджи Фируз носит огромный бубен, ударяя в который он распевает незамысловатые песенки. Перед иранским новым годом его можно встретить везде. Иранцы надевают красный костюм и за пару монет поднимут вам настроение счастливыми пожеланиями в новом году и традиционными шутками. Есть версия, что Хаджи Фируз — образ древнего месопотамского бога Таммуза, который каждый год возвращается из мира мертвых.
Отдельно стоит сказать, что на Кула шав в талышской кухне есть особый вид тора омлет с зеленью : чагатега тора талыш. Также на праздничном столе должны быть самани проросшая пшеница , свечи по одной на каждого члена праздничного стола или 7 свечей и сладости чангури, хавло, зеран, кылча, гандакука, джыракука, локу и др. В отдельную посуду с праздничного стола собирают плов и различные сладости, которые дети относят сватанной невесте если она есть , замужним дочерям дома, а также братьям и сестрам родителей. Взамен последние наполняют посуду детей сладостями или деньгами в зависимости от достатка. Ночью после ужина дети идут бросать кышти соседям своего рода колядование.
Наутро, еще до рассвета молодые девушки дома берут свои кувшины и идут к роднику, где они умывают лица, пьют «новую» воду, наполняют ею свои кувшины, переходят через проточную воду будь то родник или река , таким образом, проходя обряд «очищения водой». Часть принесенной в кувшинах воды старшая женщина дома разливает по двору, другую — брызгают в спящих детей и говорят «растите! Матери с утра берут палку, нож или топор и любяще шутливо припугивают детей и говорят «будешь послушным? Также взрослые запугивают деревья топором, говоря им «приносите фрукты! В Южном иранском Талышистане обряд пугания деревьев проводят в Кула шав.
С деревьями связан и другой обряд Тожа куль: люди подходят к ним и говорят «пусть твоя молодость, зеленость перейдут ко мне, а мои горести и беды — к тебе». В этот день девушки продолжают различные гадания по поводу замужества и материнства. Становясь спиной к двери, бросают к ней обувь: если носок смотрит в сторону двери, значит, в этом году они выйдут замуж. По другой традиции, девушки кладут по одному яйцу в тану р традиционная глиняная печь , а с двух его сторон черный и красный карандаш. Через некоторое время проверяют, какой карандаш какого яйца коснулся: красный — к исполнению желанию, черный — к неисполнению.
Объяснение тому, что талыши празднуют сегодня только одну последнюю среду года, а не четыре, следует искать в историческом прошлом области. Праздники народного календаря талышей в большинстве своем связаны с доисламскими верованиями народа. С приходом новой религии ислама , старая религия стала играть в жизни местного населения меньшую роль, и ее обрядовый цикл, вместе с перевоплощением и значительной утерей своего религиозного характера, постепенно был сокращен. Видимо, в рамках этого процесса сначала две первые из четырех последних сред года были перенесены на ида шавы двух последующих, и, таким образом, вой куль талыш. Оташи кул талыш.
Затем с дальнейшей утерей обрядов, которые связаны с вой куль и хоки куль, постепенно стал забываться и праздник, отмечаемый в предпоследнюю среду года.
Сейчас этот изначально языческий праздник воспринимается скорее как часть народной традиции, так что во многих мусульманских странах его сделали государственным. Также встречают его в Китае и даже в Японии. С 2010 года Навруз был объявлен национальным праздником и в Грузии… Петербургу персидский Новый год тоже не в новинку — у нас он отмечается уже на протяжении десятилетия на разных площадках в течение нескольких дней. С большим концертом лучших национальных коллективов города, с палатками, где выставляются изделия народных промыслов и угощения, разнообразными мастер-классами, играми и хороводами. В общем — шумно, многолюдно, ярко и весело. Навруз проходил в последний мартовский день и не в парке, а в закрытом помещении — на площадке исторического парка «Россия — моя история». Охрана пропускала гостей внутрь по одному через рамки металлоискателей после тщательного досмотра. И началось это мероприятие не со здравиц и приветствий, а с минуты молчания в память о жертвах теракта в подмосковном Красногорске.
На стене зала — большое белое панно с силуэтами улетающих журавлей, на котором участники и гости Навруза-2024 пишут соболезнования, слова поддержки и обещания не забывать. Те, кто еще не умеет писать а такие на празднике тоже присутствуют , рисуют в нижней части полотна что хотят и как умеют: кривобокие солнышки, домики, цветочки, человечков. Они, конечно, не понимают сути акции «Журавли», организованной в память о жертвах теракта в Красногорске, но рисуют примерно то же, о чем сейчас думают и говорят взрослые. В тяжелейшие времена испытаний наш народ всегда объединялся и сплачивался вокруг главной идеи — патриотизма и любви к своему Отечеству… А Навруз за эти годы стал наглядным воплощением многовековой дружбы и согласия народов, живущих как в Петербурге, так и в России в целом. Со словами чиновника солидарна и общественница, председатель курултая конгресса башкир Санкт-Петербурга и Ленинградской области Гульназ Ибрагимова. Все ряды амфитеатра исторического парка заняты зрителями, замерев, они слушают песню «Журавли», ставшую символом памяти о павших защитниках нашей Родины, их бессмертия. Как мы помним, написал ее на стихи народного поэта Дагестана аварца Расула Гамзатова замечательный русский композитор еврейского происхождения Ян Френкель, родившийся в Киеве.
Иранский Новый год отметили в Сеченовском университете
Совершенно необычные ощущения для этого праздника. Найдя нужный хостел, а он был особый, мы неожиданно погрузились в другой мир - маленькую Европу - ведь именно в этот хостел со всего Ирана съезжаются все европейские путешественники для праздника. Ёлки, мишура, разговоры, и куча европейцев. И среди всех толп, помимо друзей, которые нас там ждали, мы встретили еще большую группу русских. Они оказались совершенно чумовыми и потрясными. Вообще, русские заграницей, если это не оллинклюзив и не популярные направления, это особенные люди. В нестандартные места приезжают как правило авантюристы. Если встречаешься в каком-нибудь глухом бэкпекерсе в дыре, с соотечественником, то у него почти со стопроцентной вероятностью будет интереснейшая история.
Это будет обязательно необычный человек. И я всегда очень радуюсь русским, а их нечасто встречаешь в хостелах Азии и Африки. Мы даже не успели вещи закинуть после потрясного трипа, как нас окружили толпы людей с безалкольным пивом. Ослиная моча, скажу я вам. Ничего другого не было, и европейцы понуро и не бодро ругались, но пили. Народ стал кучковался по странам, и все пытались придумать что-то интересное. Англичане залезнув на сцену что-то пели и поздравляли всех.
И они думают, что в этой стране у них нет будущего, и они продолжают демонстрации». В самом Иране, кажется, понимают: чем дольше гремят протесты, тем громче их эхо раздается по всему миру. И в иранские события вовлекаются все новые участники, прежде всего США и страны Евросоюза. Питер Кузник, профессор кафедры истории и директор Института ядерных исследований в Американском университете Вашингтона: «Евросоюз и Соединенные Штаты много лет выступали за смену политического режима в Иране. Можно сказать, что началось все еще в 1979 году, когда произошла революция и к власти пришел Хомейни. Иран старался сохранять строгий нейтралитет».
А сам аятолла Хаменеи в разгоревшихся беспорядках видит происки Запада. Так было и во времена протестов 2009 года, когда после объявления итогов президентских выборов и победы Махмуда Ахмадинежада тысячи протестующих вышли на улицы, считая выборы сфальсифицированными. Вашингтон, как и тогда, готов был бы приложить руку к свержению ненавистного иранского режима. Но если в 2009-м интересы Белого дома были абстрактными — установление демократии, то теперь цели весьма конкретные.
Иранские музыканты исполнят для гостей традиционные персидские музыкальные произведения.
Также посетители смогут принять участие в открытии выставки «Язык линий: книжная гравюра Ирана рубежа XIX—XX веков» и посмотреть презентацию сборника статей по исламскому искусству «История и антропология музыки мусульманского мира».
Эта тема активно распространяется и Белым домом, который заявил, что Иран является участником боевых действий на Украине. Беспилотники, которыми Россия наносит удары по критически важной украинской инфраструктуре, на самой Украине называют «мопедами». Звук двигателя летящего ударного дрона чем-то напоминает стрекотание мотора дешевого китайского мотоцикла.
Первыми их стали устанавливать на свои беспилотники-камикадзе еще иранские военные. На дронах «Шахид» установлен двигатель иранского производства, который скопирован с китайского. Наделавший же шума российский дрон «Герань-2» на Украине теперь опознают по характерному жужжанию. В самом же Иране уверены, что действие этого эмбарго закончилось еще в 2020-м.
И, кажется, это лучший повод для Запада обрушить на Иран весь свой санкционный гнев, чтобы раскачать режим аятолл. Картина дня.