Христос Воскресе — Воистину Воскресе! РПЦ больше не пытается установить пасхальное перемирие из-за его бессмысленности и непонимания со стороны Украины, заявил замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор 15:14). Просто получилось так, что Спаситель воскрес из мертвых именно в этот день.
Другие новости
- Пасха 2024 | Предание.ру - православный портал
- Пасха-2024 / Все новости и видео по теме //
- Содержание
- Христос Воскресе! Пасха 2023
- Навигация по записям
?Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве: прямая трансляция
Он напомнил, что миллионы верующих в России сначала примут участие в пасхальных службах и крестных ходах. Затем принято разговение, перед которым люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе! Праздник не должен превращаться в случай возлияния», — пояснил священник.
Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа.
В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы. Праздник Светлой Пасхи — самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку. Катание яиц — древнерусская пасхальная забава для малышей На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые — катание крашеных неосвященных яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке — желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз.
Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц. Катание яиц на Пасху в Москвинской старообрядческой моленной ДПЦЛ Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха — это Праздник праздников и Торжество торжеств, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти.
Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная», прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни! Библиотека Русской веры Читать онлайн Воскресение Христово. Иконы В старообрядческой иконографии нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.
В православной иконографии на иконе Воскресения Христова, как правило, изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением. Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов. Воскресение Христово — Сошествие во ад. Россия, XIX в.
Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света. Сошествие во ад. Средиземноморье, сер.
XVI в. Андрей Рублев, 1408-1410 Дионисий. Икона «Сошествие во ад» конец XV в. Воскресение со Страстями Господними. Великий Устюг, XVI в.
Воскресение Христово и Сошествие во ад. Палехские письма, кон. ХVIII в. Воскресение и сошествие во ад cо Страстями и с праздниками. XIX век.
Иерусалимский храм Воскресения Христова. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом. В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года.
На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня. Москва Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. Храм неоднократно перестраивался.
В 1990-х гг. Коломна Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого» , упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.
Храм св. Николы РПсЦ в г. Коломне Старообрядческие храмы Воскресения Христова Знаменитая рогожская колокольня была освящена 18 августа 1913 года во имя Воскресения Христова, после того как на средства благотворителей этот храм был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. После того, как во время гонений безбожников храм был осквернен, его нужно было переосвятить. В 1949 году он был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, поскольку старый антимис во имя Воскресения Христова исчез, однако на Рогожском хранился антимис, освященный во имя Успения Божией Матери.
В таком положении храм пребывал до 31 января 2014 года.
По Своём воскресении Подвигоположник нашего спасения призывает всех верных последователей: «Радуйтесь! Господь обещает всем верным Своим, что в жизни Вечной они войдут «в радость Господина» своего Мф.
Святая Церковь Христова призывает нас быть достойными драгоценного дара новой жизни — Пасхальной радости, которая обильно источается Воскресшим Господом и Спасителем нашим, и по слову Его: «эту радость уже никто не сможет отнять у вас» Ин. Радость о Воскресении Христовом даруется каждому христианину благодатью Святого Духа и её невозможно удержать в себе или скрыть от окружающих. Познав Пасхальную радость, мы не можем не поделиться ею с ближними и дальними, «радуясь с радующимися» Рим.
В Воскресении Христовом мы призываемся через сострадательную любовь и милосердие наполнить свою жизнь и окружающих нас людей светом Христовым: словом и делом, утешая и помогая тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Утешая скорбящих и страждущих, поддерживая нуждающихся и унывающих, мы таким образом можем исполнить свой христианский долг служения ближним, ибо, как свидетельствует Апостол: «…страдает ли один член, страдают с ним все члены» 1 Кор. И чтобы достичь этого, мы должны принести Господу добрые плоды Мф.
Принято поздравлять близких восклицанием «Христос воскресе! Свечи Свечи на Пасху — символ Благодатного огня. Есть поверье, что свечи, которые зажигаются во время ночной службы на Пасху, имеют мощную силу. Воск от сгоревшей свечи не выкидывают, а хранят целый год, чтобы он оберегал от пожаров и порчи. Если посчастливилось услышать перезвон на Пасху, нужно обязательно загадывать желание. Приметы в пасхальную ночь в церкви В пасхальную ночь народ набирал воду из родника, так как верил, что она наделена чудодейственными свойствами: оздоравливает и омолаживает. Если небо было усыпано звездами, ждали, что в скором времени ударит мороз. Желательно было бодрствовать до рассвета, чтобы не пропустить счастье. Также в это время люди ходили на могилы умерших близких и общались с душами.
Приметы погоды По традиции большинство примет помогало нашим предкам угадывать погоду: пасхальный день дождливый — осадки затянутся на всю весну; облачно — летом не ждать жары; сильный дождь обещает урожайное лето; мороз — предвестник сухого и жаркого лета; светит солнце, нет осадков — лето будет щедрым. Приметы для привлечения денег Чтобы поправить финансовое положение в великий день, нужно было отправиться на службу в компании всех членов семьи, а после насладиться пасхальными угощениями с окружающими. При выходе из храма следует пожертвовать деньги от всей души. А оставшиеся от кулича крошки нельзя выкидывать: их отдают птицам — душам усопших. Приметы, связанные с замужеством, любовью и беременностью Главным предназначением женщины испокон веков было построение крепкой семьи. Поэтому мысли и мечты незамужних девушек были связаны со встречей своего суженого. Если на Пасху зудела бровь — жених уже где-то близко. Горят губы — быть жарким поцелуям и замужеству.
Что такое Пасха и когда ее празднуют
- Сегодня Пасха – день, который верующие встречают со словами «Христос воскрес»
- Что мы празднуем на Пасху на самом деле?
- Какого числа православная Пасха в 2024 году
- Пасха вернулась в храмы: как отметили главный христианский праздник верующие Чехова (+видео)
Пасха Христова: история и традиции праздника
Христос Воскрес! Сегодня, 4 апреля, католики отмечают главный христианский праздник — Пасху. Святая месса накануне вечером прошла в католическом храме на Набережном проспекте. В праздник Воскресения главным приветствием православных становится восклицание «Христос воскрес!», на которое отвечают «Воистину воскрес!». Христос Воскресе!
Православные встретили Светлое Христово Воскресение
Это богослужение — самое важное за весь церковный год. В этот день православные приветствуют друг друга словами «Христос воскресе», угощают друг друга куличами и крашеными яйцами. Самое главное состоялось в храме Христа Спасителя, где патриарх Кирилл обратился с праздничным приветствием к своей многочисленной пастве. Мы рассказывали, как православные готовились к Пасхе, в онлайн-репортаже.
Корреспонденты MSK1. RU посетили храмы столицы и поделились впечатлениями о празднике. RU Поначалу в храме на Новом Арбате людей было не много.
Также он призвал тех, кто соблюдал Великий пост, аккуратно отнестись к разговению. Определённые традиции придуманы неспроста, вы не должны навредить здоровью. А во время застолья нужно знать меру в еде.
И оно случается здесь, сейчас, с тобой — чудо Воскресения Жизни. Субботний день перед Пасхой — традиционное освящение куличей, крашеных яиц и творожных пасох. Начинается оно с раннего утра и заканчивается поздним вечером, один священник сменяет другого, под пение праздничного тропаря «Егда снизшел…» круг за кругом обходит столы, расставленные вокруг храма и на площади рядом, окропляя яства. Начинается празднование Пасхи с особого Пасхального богослужения. Перед началом крестного хода, ближе к полуночи, в храме удивительным образом возникает общее, объединяющее всех напряжение: еще немного — и прозвучат те самые долгожданные торжествующие слова — Христос Воскресе!
Служба длится долго, но она столь красива и торжественна, что усталости нет. Есть радостная, светлая, благая весть, есть ликование жизни — Христос Воскресе!
Каждый участник проявил свою фантазию и мастерство, работы получились неповторимыми, разнообразными, а выставка - яркой и красочной. Дети с удовольствием участвовали в выставке и с увлечением рассказывали о своих поделках, как они их делали вместе с родителями, узнавая много нового о поверьях, обычаях, традициях празднования и истории этого святого православного праздника! Огромное спасибо всем, кто принял активное участие в нашей выставке. Светлого вам праздника!
Праздник Пасхи – благодатный свет добра и надежды
В Пасху приветствовать друг друга следует словами: «Христос Воскресе!». Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и чудесном воскресении. сказал архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай.
Христос воскрес! Православные верующие празднуют Пасху
Хор поет «Христос воскресе», священники по очереди обращались к прихожанам с этим восклицанием. Сегодня миллионы людей в России и по всему миру говорят «Христос Воскресе, Воистину Воскресе», делясь друг с другом Пасхальной радостью. В этот день Христос воскрес! На Патриаршем крыльце перед новым собором впервые зазвучал тропарь Пасхи, раздались приветствия «Христос Воскресе!», на которые народ радостно ответствовал: «Воистину Воскресе!». Воистину Воскресе Христос!
Православные встретили Светлое Христово Воскресение
Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника. Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором. Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди хор в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…» Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых! Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых! Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе!
Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении. При конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» — все верующие начинают приветствовать друг друга.
Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение Спасителя , сокрушившего ад , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.
Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях — не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа 1Пет. Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой.
Наиболее важные черты этой прообразовательной связи — следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя Исх. Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни? Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана Лев.
В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев Исх. Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти Мессии хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи Ин. Несмотря на то, что Христос вкушал пасху с апостолами в четверг, а Распяли Его только на следующий день, утверждается, что Он, как Новозаветный Агнец 1Пет. Годовой религиозно-праздничный цикл иудеев, со времени Моисея, был привязан не к солнечному календарю, насчитывающему, в среднем, 365,25 суток по юлианскому календарю , но к лунному.
Продолжительность лунного года составляет около 354 суток. Таким образом, он короче солнечного приблизительно на 11 дней. В силу этого обстоятельства в разные годы одни и те же фазы луны выпадают на разные числа месяцев, привязанных к солнечному календарю. Вот почему иудейская Пасха, отмечаемая по лунному календарю всегда в один и тот же день месяца Нисана, по солнечному исчислению с каждым годом перешагивает с одного числа на другое.
В первые времена существования христианства относительно дня празднования Пасхи единогласия не было. Показательно, что определенное согласие в этом вопросе установилось только к концу IV века; этому моменту предшествовало 3 периода так называемых «пасхальных споров». Малоазийские Церкви праздновали Пасху Христову 14-го Нисана, в один день с иудейской. Пик разногласий пришелся на конец II века, когда Папа Римский Виктор в ультимативной форме потребовал от христиан Малой Азии принять римскую практику.
Вскоре малоазийская практика почти исчезла. Однако христиане всей остальной территории Римской империи к IV веку уже совершенно обособились от иудейства, так что они Пасху праздновали после дня весеннего равноденствия. В результате дискуссии на I Вселенском Соборе было принято решение: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Епископы, придерживавшиеся сирийской практики, уступили и приняли практику Рима и Александрии.
Причина различий состояла в следующих двух нюансах: 1 в Александрии днем весеннего равноденствия считали 21 марта, в Риме — 18 марта; 2 самая ранняя Пасха в Александрии приходилась на 15-й день луны, в Риме — на 16-й день. Последнее означает, что если пасхальное полнолуние случалось в субботу, то в Александрии завтрашний день уже был Пасхой, тогда как в Риме Пасху праздновали в следующее воскресенье. В результате в 387 году Рим отпраздновал Пасху 21 марта, тогда как Александрия — 25 апреля; разница составила пять недель. Этот факт произвел впечатление на современников; в следующем V веке каждый раз, когда даты Пасхи отличались существенно, Рим и Александрия предварительно обсуждали данную проблему.
В самом Риме были предприняты шаги к согласованию пасхалии; окончательно же проблема была решена в 525 году, когда римский аббат Дионисий Малый известен тем, что фактически ввел хронологию от Рождества Христова взял за основу александрийскую пасхалию и по ней составил новую римскую пасхалию. Итак, в отношении даты Пасхи действует принцип, сформулированный на I Вселенском Соборе: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Частные следствия примеры применения этого правила таковы. Если мартовское полнолуние наступает раньше дня весеннего равноденствия 21 марта , пасхальным полнолунием считается уже на мартовское, но апрельское.
Если оно выпадает, к примеру на воскресенье 18 апреля, то Пасха переносится на следующее воскресенье — 25 апреля. Это самая поздняя дата празднования Пасхи. Самым же ранним днём является 22 марта. Это случается, когда мартовское полнолуние выпадает на субботу 21 марта.
Где находились святые и праведники до Воскресения Христова — в Раю или в аду? Как известно, пока первозданные люди хранили невинность и нравственную чистоту, местом их пребывания был особый благоустроенный Сад — Рай Быт. Однако, злоупотребив своими природными совершенствами и своей свободой, они нарушили заповедь Божью, подверглись тленности, сделались смертными и были изгнаны из обители прочь Быт. С тех пор и вплоть до совершения Искупления Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в ад.
Путь в Царство Небесное был для человека закрыт. В ад попадали как грешники, так и праведники Быт. Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными Иез. Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово Лк.
В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями. Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи Лк. Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.
В них — огонь нашей веры, сила любви, основание надежды, краеугольный камень Церкви, средоточие новозаветного послания миру, немеркнущий свет просвещения и источник вдохновения, сердцевина христианской жизни и вся наша будущность. Что бы ни происходило в изменчивом, порой мятущемся и раздираемом противоречиями мире, какие бы трудности и испытания ни выпадали на нашу долю, мы знаем, веруем и проповедуем: пасхальная радость о Воскресшем Спасителе остается неизменной и всепобеждающей. Каков же смысл этого главного христианского праздника? Во имя чего и зачем Сын Божий сошел на землю, принял образ раба Флп. И что надлежит делать нам, людям XXI века, чтобы действительно стать причастниками и наследниками победы, одержанной Христом над смертью? Церковь дает нам ответы на эти вопросы. Она свидетельствует, что Воплотившимся от Преблагословенной Девы Сыном Божиим ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом воскресный Богородичен на хвалитех, глас 2. Поистине Господь оживотворяет нас Своей любовью, избавляет от страха смерти и тления, врачует душевные и телесные немощи, поддерживает в трудностях и испытаниях, утешает в скорбях и печалях, помогает следовать спасительным путем, приводящим в жизнь вечную, когда отрет Бог всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет Откр.
Однако для Бога время не преграда. Поэтому и мы можем быть реальными соучастниками пасхального события. Иисус Христос призывает нас присоединиться к Нему, поверив Его вести о прощении грехов и раскаявшись в своих грехах. Апостол Павел писал: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» Рим. Сегодня Иисус соединяет нас с Собой в Своей смерти и воскресении. Суть жизни каждого христианина уже изменена умершим за него и воскресшим Христом. Так что Пасха — это главный праздник не только в Божией истории, но и в моей личной жизни. Как нужно готовиться к празднику и праздновать Пасху? Центральная часть любого христианского праздника — поклонение Богу. Он «Тот, для Которого всё и от Которого всё» Евр. Но и просто украшение церквей, и общение верующих за одним столом — всё это выражает нашу радость о Христе и Его церкви. Также, чтобы Пасха ощущалась как праздник, важна подготовка. Празднование входа Христа в Иерусалим за неделю до Пасхи, воспоминание Его страданий в четверг и пятницу, приобщение к Его распятому телу и пролитой крови через вечерю Господню евхаристию — это особенно помогает нам подойти к радости воскресения. Зачем на Пасху делают и светят куличи и яйца? Существует легенда о яйце, покрасневшем в руках у Марии Магдалины на приёме у императора. Исторически она весьма сомнительна.
Традиции Христова дня и секреты особенности трапезы
Таким образом христианская Пасха коренным образом отличается от праздника Песах. Пасха — это праздник, когда мы вспоминаем Воскресение Господа из мертвых. Это самое важное событие в истории всего человеческого рода. Это победа жизни над смертью. Поэтому мы к этому празднику так готовимся, таким образом в него входим, такие чувства испытываем.
Значит, Спаситель Своей смертью победил смерть? Как же тогда понимать смертность наших близких, родных? О какой победе над смертью идет речь? И что означают слова о даровании жизни тем, кто уже во гробе?
Человек, который принимает в свою жизнь грех, становится рабом этого греха. А грех отделяет нас от Бога — Источника Жизни и Вечности. Таким образом, человек терял Бога и не мог надеяться на Жизнь вечную. И вот Господь дарует нам Победу над грехом, над смертью — вечной смертью.
Поэтому, воспевая «смертию смерть поправ», мы говорим о смерти вечной, о Победе над грехом. Ну и, конечно, Господь дает нам обетование, что в последний день все воскреснут, — воскреснут в своих телах. Каждый человек обретет некую духовную сущность, которая будет просвещена Светом Воскресения Христова. И вот в этой нашей сущности, обновленном человеке обрящется либо наша сопричастность греху, либо наша сопричастность правде.
Поэтому, полагая в Символе веры упование на Жизнь вечную и Воскресение из мертвых, мы, конечно, говорим, что надеемся на то, что Господь, Победивший смерть, дарует и нам эту Божественную силу победить в себе грех, неправду и совоскреснуть вместе с Ним к Жизни вечной. Об этом же говорит, как Вы только что отметили, православный Символ веры: «Чаю воскресение мертвых». Но еще при жизни Спасителя был воскрешен четверодневный Лазарь. В Евангелии есть свидетельство о событиях после земной смерти Христа: «… и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» Мф.
Также из истории христианства известны факты, когда умершие воскресали по молитвам святых. И все это происходило и происходит в наше время. Как можно объяснить эти, скажем, «частные случаи» Воскресения? О чем они свидетельствуют?
Мы можем только их констатировать, как проявление особой Божественной силы и Промысла Божьего о человеке. В одном случае, когда, например, Господь воскресил сына наинской вдовицы, мы видим, как Он милосердствовал о матери, вдове, которая потеряла свою единственную надежду, и даровал ей это как утешение. В случае четверодневного Лазаря мы помним, какие трепетные дружеские отношения связывали Лазаря и Христа. В ответ на человеческую боль Он дает воскресшего брата своим сестрам, ну и, конечно, объясняет Своим ученикам, что через это совершается Слава Божия.
Но это частные случаи. Причем мы видим здесь примеры, как Божественная сила касается человека, нарушая естественный ход течения человеческой жизни. Это то, что мы называем «чудом». И в песнопениях Церкви поется: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин», потому что Он делает то, что считает нужным.
Это произошло изнутри, из божественных недр. Бог есть Жизнь! Жизнь, которая не подвластна смерти и тлению. Поэтому Господь явился ученикам уже Воскресшим и они увидели обожженную человеческую природу, совершенно иную.
Поэтому когда мы говорим о факте воскрешения из мертвых по молитвам святых или по прямой Воле Божией, мы, конечно, понимаем, что в этом есть особое предназначение для человека, и совершается это к славе Божией. Он настолько преобразился внешне, или она не могла поверить в такую возможность преодоления смерти? Почему ее взор не мог увидеть Того, с Кем она провела не один год жизни? Во-первых, Мария Магдалина в тот момент была сосредоточена на самой себе, на той скорби, болезни, которая у нее была.
Она хотела увидеть Господа, даже пришла воздать Ему последние почести — уже Умершему своему Учителю — и не нашла Его во гробе.
Если мы не будем спасать эти храмы, «мы превратимся в выжженную землю с точки зрения истории, мало что будет напоминать нам о нашем прошлом... Может показаться, что восстановить порушенные и оставленные храмы невозможно, но, как говорил преподобный Паисий Святогорец: «От нас требуется сделать все возможное, чтобы невозможное сделал Бог». Храмы строились с молитвой и для молитвы. И поэтому любое дело, связанное с храмом, нужно обязательно начинать с молитвы. Синодальный миссионерский отдел, Комиссия по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы и проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» разработали последование краткого пасхального богослужения, которое, по благословению настоятеля ближайшего прихода, можно совершить без участия священнослужителя. Если Вы на Пасху помолитесь в полуразрушенном храме, то, возможно, это будет впервые за десятилетия с момента его закрытия. Ваша молитва будет радостью для всех тех людей, которые строили и сохраняли этот храм, которые в советские годы проливали свою кровь и отдавали свою жизнь, чтобы храм не был закрыт и дошел до наших дней. Опыт показывает: там, где возрождаются храмы, там возрождается жизнь: в село возвращаются люди, строятся новые дома.
Как подготовиться к Пасхальному богослужению: Если Вы решили помолиться в пасхальные дни в полуразрушенном храме, для подготовки богослужения можно сделать следующее: Необходимо связаться с благочинным или со священником из ближайшего прихода, рассказать о том, что вы планируете помолиться в храме, попросить благословения. Как правило, все контакты священников есть на сайте Епархии.
Как она могла ожидать этого, когда она стояла и плакала?.. Но вот Господь обратил только одно Слово к человеческому сердцу, и оно открыло всю Тайну Воскресения перед этой женщиной. А, может быть, и в нашей жизни происходит подобное? Когда кажется, что ты знаешь Христа, служишь Ему. Но вот, когда Господь «близь при дверех», в какой-то момент нашей жизни мы можем не узнать Его?
Что же делать? Повторюсь, виной всему часто служит наша зацикленность на себе, своих проблемах. Но бывают и другие случаи, о которых Спаситель говорит в Евангелии: когда будут убивать вас и гнать, то будут думать о том, что они служат Богу. Это часто было в нашей жизни и сейчас встречается. Люди пытаются своим религиозным убеждением оправдать ненависть, злобу, неправду. А проверяется все это очень просто: есть ли в людях любовь, или нет. Если любовь есть в людях, то и Господь там есть, а если нет этой любви,— то и Бога там нет: какими бы высокими идеалами все это не оправдывалось.
Существует мнение, что на Пасху причащаться не стоит. Аргументы разные. Одни говорят, что причащаться в такой Великий праздник — признак гордыни. Другие уклоняются, говоря о своем не достоинстве. Третьи ссылаются на суету в храме и большое количество народа: мол, рассредоточиваешься. Четвертые говорят, что препятствием к Причастию служит последующий праздничный стол, за которым люди разговляются. Причем иногда это не просто мнение «бабушек», а рекомендации священников.
Могли бы Вы дать ответ на этот животрепещущий вопрос? Он открывает полноту Своей Любви, милосердия, принимая нас в Таинстве Евхаристии. Какими бы причинами мы не руководствовались: своим ли не достоинством, своим ли смирением — или, точнее, псевдосмирением, — или чем-то еще, мы отказываем Христу! Ты не вовремя! Мы такие недостойные. Только не Ты! Помните, что произошло в Гадарине, когда Господь исцелил несчастного бесноватого и послал всех бесов в стадо свиней?
Народ окружил Его и просил: «Отойди, Господи, от нас! Он исцелил человека, который досаждал всему городу с легионом бесов, а жители города говорят: выйди от нас!.. За подобными благочестивыми и смиренными причинами мы уподобляем себя этим людям. Поэтому когда мы отказываемся от Причастия в Пасхальную ночь, — это не плоды нашего смирения и любви к Богу, это плевелы посеяны в нашем сердце лукавым, которые так хитро прорастают в нас в виде оправданий и причин. Принято считать, что перед Причастием необходимо держать трехдневный пост. Как же тогда причащаться на Светлой седмице, когда службы каждый день, а поста нет? В результате на Светлой седмице к Чаше подходят единицы.
Может ли верующий, вкушая мясо и молоко, все же приступать к Святым Тайнам? Какая подготовка должна этому предшествовать? Церковь зовет: «Со страхом Божиим и верою приступите», — никто не приступает… Почему? Потому что мясо поел, молока выпил… И вот этот кусок мяса, праздничная котлета, ломтик колбасы отделяют человека от Бога. Не гнусная ли это причина?! А священники, которые так научают свою паству, пусть почитают решение VI Вселенского Собора. В 66-м правиле VI Вселенского Собора сказано: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся.
Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся». А все наши «блюстители чистоты и веры» думают, что они умнее и духовнее святых отцов и вселенского разума Церкви.
Исповедовать веру — значит жить по-христиански, значит исполнять Божии заповеди. И если кто-то спрашивает нас о нашей вере, мы должны вразумительно ответить, почему мы верим, почему вера — это самое дорогое в нашей жизни, почему без веры невозможно человеческое счастье, почему вера скрепляет семьи, скрепляет народ, делает сильнее государство. Именно потому, что через веру к человеческой силе добавляется сила Божия. А как иначе, кроме как действием силы Божией, объяснить все, что с нашим народом произошло? Многие из вас принадлежат тому же поколению, что и я, — можно ли было представить, что в Кремле, где Политбюро заседало, откуда исходили всякие злонамеренные мысли в отношении судьбы Православия в нашей стране, мы будем совершать богослужение, торжественный молебен, и Патриарх будет обращаться к вам с этими словами? За все мы должны благодарить Господа. Конечно, праздник Святой Пасхи — это радость исповедания Христа Воскресшего, но это и величайший повод для нас благодарить Господа за все — за Его страдания, за Его крест, за Его Воскресение, за веру апостолов, которая передавалась из поколения в поколение, за то, что мы приобщены к этой вере, за то, что сегодня народ наш мало-помалу обращает лицо свое к вере, к Богу, а значит, обретает огромную силу, которую нельзя сравнить ни с силой оружия, ни с силой власти, ни с силой каких-то идеологических убеждений. Потому что вера есть сила, способная воздвигнуть и на подвиг, и на жертву.
Дай Бог, чтобы именно так все и было, чтобы вера православная укреплялась в умах и сердцах нашего народа, чтобы все больше людей открывали для себя счастье быть верующим человеком. Иначе и сказать не могу, потому что вера наполняет разум человека непреходящим смыслом. Верующий знает, зачем он живет. Когда спрашиваешь человека неверующего: «А зачем вы живете? А что это означает? Будущие поколения вам скажут за это «спасибо»? Они вас забудут через два-три поколения. Не может быть смысла жизни, который исчезает с исчезновением того или иного поколения.
История Пасхи
- Пасха 16 апреля 2023: история и традиции праздника
- «Огласительное слово на Пасху Иоанна Златоуста»:
- ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
- Архиепископ пожелал северянам здравия, крепости духа и мира
- Пасха: история и традиции
- Страстная неделя – 7 дней до Пасхи
Пасхальный концерт «Христос Воскресе»
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Приветствуя друг друга пасхальным торжественным возгласом «Христос воскресе!», мы свидетельствуем о совершившемся деле спасения рода человеческого, «ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. ожиданием возвещения священником главной вести: Христос воскресе! Хор поет «Христос воскресе», священники по очереди обращались к прихожанам с этим восклицанием. Все гости после концерта получили в качестве подарка книгу Э. Уайт «Христос воскрес», в которой описываются заключительные события из жизни Иисуса Христа на земле. Один из главных церковных праздников — Пасху — готовятся отметить все православные христиане.
Пасхальный концерт «Христос Воскресе»
Когда Христос висел на кресте, Он, перед тем как испустить дух, возопил: «Совершилось! Библеисты говорят, что в подлинниках стоит в этом месте слово, имеющие перевод: «Уплачено! Это слово могло произносится, например, при купле-продаже раба. Так это или нет, я не проверял, но христианская Екклизиология учение о спасении говорит именно это - Христос выкупил нас из рабства, Он дал нам возможность вновь войти в Его вечное Царство. Но Он может подарить нам сие блаженство только если мы этого очень захотим.
И не только захотим, но и в меру сил потрудимся для этого. В общем: «имеющий уши, да слышит»… А Пасха Христова есть независимо от того, празднуют её люди или нет, она уже совершилась и пребывает в вечности.
Праздник Пасхи — благодатный свет добра и надежды 16 апреля 2023, 13:00 Депутаты Мосгордумы поздравили православных христиан с великим праздником Пасхи. Столичные парламентарии отметили, что день Светлого Христова Воскресения вдохновляет верующих на добрые дела и поступки, дает духовные силы для преодоления всех трудностей Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»: «Поздравляю всех православных с праздником Светлой Пасхи! Праздник Пасхи — главный символ возрождения. Он привносит в нашу жизнь обновление, вдохновляет на добрые дела и поступки, наполняет душу состраданием, терпением, милосердием. В этот светлый день сердца верующих преисполняются любовью и самыми искренними чувствами. Этот радостный праздник несет всем нам благодатный свет добра и любви к ближнему, дает внутренние силы на преодоление трудностей. С Божьей помощью мы преодолеем все невзгоды!
Что нужно делать перед Пасхой Перед Пасхой идет Великий пост, который делится на седьмицы.
В этом году он начался 27 февраля. Все это время верующие, в частности, не едят мясо и производные от него продукты, а также выпечку и сладости, не пьют молоко и алкоголь. Читают молитвы и вспоминают святых. Ей предшествует Вербное воскресенье. В этот день православные соблюдают строгий пост: можно есть лишь растительную пищу без масла. В пятницу и субботу от пищи нужно вовсе отказаться. Особое значение на Страстной неделе имеют три последних дня до Пасхи. В Чистый четверг все верующие причащаются в церкви.
Понимаете, как в Новый год, даже еще лучше. Ну по соседям мы проходили, стучали в окно. Хозяйка открывала: Что надо? А мы ей: Христос Воскрес, а она нам: Воистину Воскрес! Проходите, раз Христос Воскрес, зазывают всех в избу. А здесь такой праздник! И конфеточки нам давали, и постряпушки нам давали и в первую очередь — красивое яйцо! Вот и сейчас Анна Авдеева, как в старину наряжает яйца. Никаких пластиковых наклеек не признает. Узоры делает из салфеток, закрепляет желтком. Раньше, говорит, даже из газет рисунки вырезали. Здесь тоже все готово к празднику. Постарались сотрудники Иркутского музея городского быта. Вот такой формой для приготовления паски пользовались хозяйки начала двадцатого века. И за сто лет главные символы — православный крест и буквы Христова Воскресенья не затерлись. Как и тексты в поваренной книге 1856 года.