20 марта, после 22-летнего перерыва, в ереванском Музее русского искусства вновь будет выставлена картина русского художника Михаила Врубеля “Демон и Ангел с душой Тамары”. Подробная информация о картине «Демон сидящий» (1890) — великом произведении Михаила Александровича Врубеля. Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе. Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе.
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
«Демон сидящий» (Михаил Врубель, 1890). Кураторы отказались от монографического способа экспонирования работ, представляющего последовательный путь творческого развития, а избрали гораздо более сложную концепцию. Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Символ русской интеллигенции, сексуальной революции и безумной природы гениальности – так скажут о «Демоне сидящем» последующие поколения, а сам Михаил Врубель говорил просто: «Демон – дух не столько злобный.
Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
А наши инклюзивные проекты, и в том числе партнерство с Русским музеем в рамках программ благотворительного фонда «Система» помогает нам развивать современные инструменты и подходы, которые открывают мир искусства для людей с особенностями здоровья, помогают получить доступ к любой информации и комфортно чувствовать себя во всех сферах жизни», - комментирует Артур Сизов, директор МТС по работе с бизнес-рынком в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Миссия совместной работы культурных и благотворительных организаций — учитывать интересы, потребности и особенности каждого человека. Мы не можем в рамках одного инклюзивного проекта решить глобальную проблему учета интересов людей с ограниченными возможностями здоровья, но можем показать пример, которому последуют другие», — рассказывает Сергей Александров, руководитель блока культурно-просветительских проектов БФ «Система». Благотворительный фонд «Система» — один из крупнейших благотворительных фондов России, созданный в 2004 году как оператор социальной деятельности компаний Группы АФК «Система». БФ «Система» инвестирует в образование и профессиональное карьерное развитие, поддерживает культурные и просветительские проекты и оказывает социальную помощь через создание платформы для внедрения и продвижения системной благотворительной деятельности Корпорации. АФК «Система» — крупнейшая частная несырьевая корпорация России, обслуживающая около 150 миллионов потребителей в более чем 20 отраслях российской экономики. АФК «Система» и ее портфельные компании последовательно инвестируют в развитие человеческого потенциала, реализуют масштабные и долгосрочные инициативы в сфере образования и науки, здравоохранения, спорта и культуры, поддерживают инновации и помогают незащищенным категориям населения.
Однако не только это. Недавние исследования дали почву для предположения, что Врубель был дальтоником, оттого в его картинах с какого-то момента начала преобладать серо-жемчужная гамма. Причем, дефект зрения, если и был, то появился уже в зрелом возрасте, он мог стать следствием заболевания сифилисом.
Впрочем, это лишь гипотеза. Факт в том, что тогда же художник создает первое большое полотно, которое сегодня украшает Врубелевский зал Третьяковской галереи, — «Демон сидящий» 1890 г. Перед нами красивый юноша с женскими чертами и глазами Эмилии. Ничего пугающего в нем нет, это дух мятежный, страдающий, ищущий и не находящим места в этом мире. Неслучайно с греческого слово «демон» переводится как «душа». Работа появилась благодаря жене художника — Надежды Забеле, в которую он влюбился, когда работал над театральными декорациями и костюмами для сказки-оперы «Гензель и Гретель». Свою роль здесь тоже сыграла судьба: заказ должен был исполнить Константин Коровин, однако он заболел, и попросил друга подменить его. Во время репетиции художник услышал прекрасное сопрано Забелы, бросил все и побежал к певице, чтобы выразить свое восхищение. Он сделал предложение спустя несколько дней, и — о, чудо — она согласилась.
Надежда Ивановна оставалась с супругом до конца его дней, несмотря на болезнь и смерть сына Саввы, родившегося с заячьей губой в 1901 году и умершего спустя два года. Впрочем, картину «Царевна-Лебедь» можно отнести к счастливой поре в жизни художника: рядом была любящая супруга, были заказы, выставки, хотя он продолжал пить, беспорядочно сорить деньгами, к тому же усиливались постоянные мигрени. Вроде бы дух мятежный нашел приют. Или нет? Удивительно, но картина «Царевна-Лебедь», по идее, изображающая Забелу в этом образе, сыгранным ей в сказке-опере «О царе Салтане», далека от внешности жены. От нее здесь только костюм. Черты лица и огромные глаза — все тот же Демон, та же Эмилия, тот же Дух изгнанья… Кажется, образ Демона не оставлял его ни на минуту: художник рисовал его везде — на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги. В тот же период, на излете «золотого века», рождается его один шедевр — «Демон летящий» 1899 г. Дух парит над заснеженными горами Кавказа «Под ним Казбек, как грань алмаза» и бурная река.
Лик его черен и печален, тело облачено в коричневую тунику, перевязанную изящным поясом. Краски тусклые, перекликаются и почти сливаются в единый лейтмотив печали… Самый страшный Дух — «Демон поверженный» — появился в сложный час для четы Врубелей. В 1901 году у Надежды и Михаила рождается сын Савва — с большими синими глазами, так похожими на его демонические образы. Несмотря на врожденный дефект — заячью губу — ребенок был так мил, что она поражала лишь в первый миг и потом про неё забывали. В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. Синеватый отблеск красок, белые покрова, напоминающие крылья, огромные синие глаза — кажется, перед нами снова врубелевский Дух, только в обличье ребенка. Его черты лица и сам образ чем-то напоминает уже свершенные картины из демонической серии и холодную «Царевну-Лебедь». Вместе с этим полотном он пытается закончить и главное — «Демона повершенного», к которому уже пытался приступить несколькими годами ранее. Врубель до последнего менял не только лик Демона, но и усиливал краски, делая их все ярче и ярче, кислотность, невозможность, потустороннесть читалась в них.
Говорят, он добавлял в них бронзовый порошок, чтобы придать блеска. И со временем оттого они начали разрушать картину, стирать цвет и яркость, как стирались грани между мирами — реальным и потусторонним — в сознании и творчестве мастера. А исход мы уже знаем — даже на выставке художник продолжал дописывать полотно, и в итоге оказался в психиатрической клинике. Спустя полтора года его выписали и супруги приняли решение поехать в Киев — на реабилитацию. Перед отъездом двухлетний Саввочка захворал, по приезду болезнь обострилась и 3 мая ребенок умер. Тогда Врубель вдруг вышел из апатии, в которой пребывал после выписки он не мог работать, хотя прежде, даже в самые сложные времена, мог трудиться по 12-14 часов в день. Горе обострило его восприятие мира. Он организовал похороны, поддерживал жену, как мог, а та не могла говорить. Савву похоронили на Байковом кладбище, одном из старейших в Киеве.
А после состояние Врубеля резко ухудшилось, он сам решил сдаться на волю врачей: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот». Но он боялся ехать в клинику при том самом Кириловском монастыре, где начинался его творческий путь, поэтому сначала его пытались лечить в нескольких больницах Риге. Однако в итоге он все-таки попал в клинику Усольцева при Кирилловском монастыре… Он прожил еще несколько лет, то ненадолго приходя в сознание и выезжая с женой в Москву, то снова погружаясь в бред и галлюцинации. Теперь он уже и внешне напоминал Демона — трансформация из приятного белокурого юноши в нервозного, хилого, больного человека, в грязной измятой рубашке, с красноватым лицом и глазами как у хищной птицы, была постепенной, но неумолимой… Михаил Врубель скончался 1 апреля 1910 года.
Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами , в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.
Лицо своего демона Врубель наделил женскими чертами. Возможно, он желал выразить нечто среднее между мужской и женской стихиями природы. Работа над образами «Демона» занимала художника долгие годы, причём он одновременно трудился над образами Богоматери начиная с росписей Кирилловской церкви в Киеве, 1884 и «восставшего бога», причём «не видел в этом ничего кощунственного, потому что демон у него — не дьявол, а олицетворение мятущейся человеческой души, закованной в материальное тело. Демон Врубеля — образ смятённого человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений.
По свидетельству современников, Врубель мог приступить к наисложнейшему рисунку, начав его прямо из угла листа, а затем все время «расширять» его, словно изморозь, постепенно захватывающая все окно. В своих замыслах художник во многом полагался на узор, из которого должен был в конце концов проявиться, выплыть или выкристаллизоваться образ. Он копил эту материю ту, которая в аристотелевском смысле слова , рисуя собственно груды натуральных материй, но также цветы, растения и кружева. Он нагнетал, наращивал эту материю, часто даже в буквальном смысле, как материал, когда подклеивал к работам недостающие, по его мнению, куски бумаги или картона. И этот образ возникал, обязанный появлением то любованию ковровым орнаментом как в «Восточной сказке» , то специально небрежно уложенными складками парчи «Портрет мужчины в старинном костюме». Таким же образом мастер поджидал попадание своего поверженного Демона в им же самим расставленные декоративные силки, в которые «дух изгнанья» должен был угодить после того, как уже были написаны и гористый фон, и сломанные павлиньи крылья. Оставалось лишь вписать обломки «летевшего» и его лицо-маску. Бывали и такие странности, когда маска оживляла натюрморт. Возможно, сам того не ожидая, но следуя собственному же методу, Врубель создал свой квазисюрреалистический опус в графике — голову «спящей Тамары» так иногда называют этот фрагмент , лежащую на покрытом тканью табурете. Можно было бы принять это за некую театральность, которой Врубель был совсем не чужд. Но речь совсем не идет о шиллеровской Марии Стюарт. Последовательность исполнения рисунка говорит о том, что вначале были мастерски нарисованные декоративные складки спадающей простыни, а уж затем на них или из них выросла эта вполне реалистически выглядящая голова. Грубо говоря, это все равно что вначале нарисовать виселицу, а потом в петлю запихнуть повешенного. Впрочем, стоит принять к сведению, что рисунок был сделан в клинике «Фантазия», 1903—1904. Надеемся, не будет большой натяжкой и такое предположение, что и серия с растрепанным, вихревым узором из ветвей и цветов сирени создавалась Врубелем как раз в ожидании того, когда оттуда проявится, в конце концов вынырнет таинственное женское лицо.
«Искусство — вот наша религия»
- Курсы валюты:
- Последние годы жизни Михаила Врубеля »
- Русский музей, БФ «Система» и МТС представляют тактильный макет скульптуры М. Врубеля «Демон»
- Демон сидящий — Википедия
- Особенности картины
- Эксцентричный живописец
Государственная Третьяковская галерея
- Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
- Русский музей сделал тактильную копию скульптуры Врубеля «Демон»
- «Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
- Чего боялся Врубель: экскурсия по выставке в Новой Третьяковке - Ведомости.Город
Счастливый первенец творенья: Демон сидящий. Врубель
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров» - | Незаконченный эскиз «Демона сидящего». Врубель, как и Лермонтов, действительно понимал горы.В России Врубель единственный живописец гор. |
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия | Демон (сидящий) одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. |
Михаил Врубель. Демоны и пророки - Православный журнал «Фома» | В 1889 году малоизвестный художник Михаил Врубель занимался росписью киевского монастыря, где восстанавливал фрески с изображением Богоматери. |
Русский музей продублировал скульптуру Врубеля "Демон" тактильной копией для незрячих | Фигурист Павел Дрозд, выступающий в танцах на льду с Елизаветой Шанаевой, рассказал «Матч ТВ», что для образа произвольной программы дуэт вдохновился картиной художника Михаила Врубеля «Демон сидящий». |
Михаил Врубель | Демоны Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890), Михаил Врубель / Фото. |
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
Если бы не название, сложно было бы догадаться, что на полотне изображено демоническое существо. Сидящий юноша задумчив и опечален, у него красивые черты лица, темные волосы, сильное тело. Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире. Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие.
Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение.
Цветы кажутся магическими кристаллами. Беспомощный падший ангел Врубеля словно зажат в раме в неестественной позе, но в его глазах виден отблеск горделивой натуры и готовность к борьбе.
На выставке, организованной объединением «Мир искусства» в Петербурге, это полотно произвело сенсацию. Любопытно, что художник дорабатывал картину, когда она уже стала достоянием публики. Александр Бенуа, художник: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре». Портрет Валерия Брюсова 1906 Фото: muzei-mira. Это одна из последних осмысленных работ мастера, который в 1906 году уже с трудом приходил в сознание. Портрет считается незавершённым.
И в этом его особый шарм. Валерий Брюсов, поэт: «...
На его картинах они возвещают об ином мире. Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья. Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен.
Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.
Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу всё больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический.
Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.
Далекая золотая заря загорается за колючими скалами. В багрово-сизом небе расцветают чудо-кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в задумчивых глазах молодого гиганта. Юноша присел отдохнуть после страшного пути, его одолевают тяжкие мысли о надобности новых усилий и о верности избранной дороги.
Тяжелые атлетические мышцы обнаженного торса, крепко сцепленные пальцы сильных рук застыли. Напряжены бугры лба, вопросительно подняты брови, горько опущены углы рта.
«Михаил Врубель» в Новой Третьяковке: выставка-блокбастер, о которой стоит поспорить
Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман – картина стала одним из первых приобретений предпринимателя, только занявшегося коллекционированием живописи. Подробная информация о картине «Демон сидящий» (1890) — великом произведении Михаила Александровича Врубеля. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя.
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
Смотрите ролик, чтобы узнать, какой путь от Лермонтова до Платона прошли врубелевские демоны, как в них отразились философские размышления художника о месте в мире и как на его картинах сосуществуют модерн и элементы древнерусских мозаик.
В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге.
На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона.
Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками...
Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона.
Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.
Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона».
В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам.
В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее».
Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.
В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона.
Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника. А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы.
Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом. Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность.
Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «... Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление.
Врубель окончательно расстается со своими демонами. В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — пишет Врубель на обороте этой картины.
Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля. Поздняя работа Врубеля «Шестикрылый серафим» — ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы... Демоническая пелена спадает, и Врубель обретает вещее зрение. Таков закон всякого подлинного знания.
Оно начинается с очищения и обновления. Много личного для Врубеля в картине «Голова пророка». Здесь так очевидно портретное сходство.
Как много перестрадал этот человек. Взгляд, исполненный боли, но и просветленный, возвышенный. Он смотрит на мир не с ненавистью и презрением, как некогда «Демон поверженный», а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни.
Поистине мукой купленное просветление. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует.
Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице.
Ему дана власть за то, что я, будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Можно отнести эти признания к нездоровому состоянию психики Врубеля. А может быть, здесь истинное и горькое сожаление о том, что к нему как к художнику столь поздно пришло прозрение, о том, что он тратил свой несомненный дар на возвеличивание пустоты.
Последние четыре года Врубель, слепой и безумный, доживал в петербургских психиатрических клиниках. Его жена приходила к нему и пела, пела только для него. Михаил Александрович это очень любил.
На его похоронах Блок скажет: «Врубель оставил нам своих демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи». Вряд ли как заклинателей. Это не предупреждающие химеры Нотр-Дам-де-Пари.
Это образы тьмы, которые преследовали художника всю его жизнь. И слишком дорогую цену он заплатил за прозрение, кто есть пророк, а кто — обольститель.
Работа так покорила художника, что он развил отдельное и революционное направление — кубизм. Сама же картина «Демон сидящий» была выполнена Врубелем для юбилейного издания сочинений Лермонтова и стала не только одной из тридцати иллюстраций к литературным произведениям, но и воплощением образа из собственных снов художника. В период создания картины автору каждую ночь являлся прекрасный Ангел с грустными глазами, похожими на глаза безответно любимой им женщины. Как ни странно, но для Врубеля Ангел стал прототипом Демона, которого сам художник трактует как «олицетворение вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Демон сидящий, 1890.
Холст, Масло. Третьяковская галерея, Москва 0 0 «Повесть временных лет» Произведение, считающееся классическим в ряду древних летописей, скорее можно рассматривать как едва ли не первый в русской традиции труд настоящего историка. Чтобы рассказать, «откуду есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть», автор собрал или изучил договоры, послания, завещания князей, исторические повести и жития святых. Правда, кто именно был этим «первым профессиональным историком», до сих пор не известно.
Долгое время считалось, что «Повесть…» создал монах Нестор.
Михаил Врубель в 10 шедеврах
Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем».
Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г.
Сидящий юноша задумчив и опечален, у него красивые черты лица, темные волосы, сильное тело. Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа».
Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире. Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения.
Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение. Но вдруг он останавливается и вовсе прекращает свою работу.
Слева — «Ангел со свечой и кадилом»,1887 г. Справа — «Богоматерь с Младенцем», 1885 г. Большое впечатление на него произвела и постановка одноименной оперы А.
Постепенно кристаллизуется главная тема художника, прошедшая сквозь все его творчество: образ Ангела — вестника иных миров, и Демона — ангела отпавшего, искусившегося, утратившего блаженство. На исходе киевского периода интерес художника явно переходит к последнему. Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами.
Это была первая картина в русской живописи не считая иконной , где художник обратился к образу, не принадлежащему эмпирической реальности, хотя и представленному в натуроподобном облике. Врубель хотел сделать зримым, явственным, осязаемым то, что было нематериально по своей природе — томление человеческой души. Именно так — «душа», -переводится слово «демон» с греческого, и так понимал свой образ сам автор, говоривший, что у нас его неверно путают с «рогатым», то есть дьяволом.
Шестикрылый Серафим. Его Демон — отверженный и одинокий, олицетворение мятущегося духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, но не находящего ответа на свои вопрошания ни на земле, ни на небе. Он и пристал где-то между землей и небом: ландшафт, в котором изображен Демон, ирреален.
Здесь вечный сумеречный или закатный свет: «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Вокруг поднимаются нездешние цветы, подобные твердым кристаллам. Сам Демон неподвижен — словно камень, его титаническая фигура скована бездействием.
Он не смотрит на нас: как истинно романтический герой он погружен в свои думы. Удивительный эффект создаёт сама техника Врубеля — столь же новая, как и тема его полотна. Необычно крупные, разнонаправленные яркие цветные мазки, структурирующие изображение, не имеют ничего общего ни с академическим письмом, ни с передвижнической манерой, ни с импрессионизмом.
Последний уже практикуют его друзья, Серов и Коровин. Но Врубеля не интересует мимолетное. Он углубляется в надмирное, в вечность.
Технику Врубеля сравнивали с мозаикой, витражом, с работой скульптора. Контраст между «бесплотностью» самой идеи и скульптурной осязаемостью, «вырубленностью» форм на картине создаёт гипнотический эффект. Пройдет почти 10 лет — напряженной творческой работы, скандального дебюта на Нижегородской выставке, где его панно будут отвергнуты жюри Императорской Академии художеств, — прежде чем он напишет следующего, «Летящего Демона».
Исполненный мрачной решимости, совершает свой полет над горами и целым миром внезапно пробудившийся к действию герой. Исследователи отмечают, что нет ни одного подготовительного эскиза к этой картине, но настолько был велик потенциал этой темы внутри художника, что она могла актуализироваться в любой момент. Дворик зимой.
Полотно осталось не завершенным до конца, но эта «нон-финитность», уже ставшая знаком врубелевских произведений, здесь «работает» особенно остро. Незакрашенные куски холста, орнаментальные изломы края плаща Демона, детально вылепленная голова с сапфировыми очами и «теряющиеся» части фигуры образуют резкие перепады, заостряя как бы балансирование образа на грани бытия и небытия. И вот финал — падение горделивого духа.
Поверженный Демон, изломанный, с рассыпавшимся павлиньим оперением, лежит в воронке среди тех же гор, как бы недоумевая, еще не веря в произошедшее… Художнику словно самому было не до конца понятно, — что случилось с его героем? Он лихорадочно работает над разными вариантами композиции и лицом Демона, переписывая картину даже когда она уже висела на выставке, — к удивлению и ужасу посетителей и друзей. Поиски необходимого решения, так и не найденного до конца, привели к душевному кризису.
В Русском музее его повторили, поставив в центр композиции ту самую чудом уцелевшую раковину, чьи перламутровые переливы в графике и пытался передать Врубель. Ее художнику подарили как пепельницу. Вокруг нее собраны рисунки-штудии, а справа если считать от входа в зал висит сама картина. Ее современники Врубеля, в отличие от предшествовавшей угольно-карандашной графики, считали не совсем удачной — из-за нимф-царевен, что возлежат внизу. Хотя художник говорил, что они будто сами там возникли, когда он стал работать красками. По традиции черты одной из них напоминают образ его жены — оперной певицы Надежды Забелы, чьи портреты он писал всю жизнь. Государственная Третьяковская галерея «Демон сидящий» 1890 , Государственная Третьяковская галерея Государственный Русский музей «Демон летящий», 1899.
Майолика, 1894, Государственный Русский музей «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» майолика , 1894 Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов». В версии Русского музея их два, то есть «встреча» не такая уж и историческая но есть и акварель «Тамара и Демон» 1891 года. Зато есть и бонус — гипсовая «Голова Демона», которая на гастроли в Москву не ездила. Тоже из соображений безопасности для хрупкого экспоната — ее уже восстанавливали по кусочкам, когда в 1920-х майолику разбил страдающий ментальным расстройством посетитель. Рядом есть и набросок будущей «Головы». Говорят, современники угадывали в ней черты Эмилии Праховой — большой любви Врубеля до встречи с Забелой и жены его киевского заказчика и покровителя. Согласно апокрифу ее же лицо он ранее изображал ликом «Богоматери с младенцем» в иконостасе Кирилловской церкви.
Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты
Михаил Врубель | Выставка «Михаил Врубель» проходит в Новой Третьяковке с 3 ноября 2021года по 8 марта 2022 года. |
Счастливый первенец творенья: Демон сидящий. Врубель | В 1890 году Врубелю заказали иллюстрации к юбилейному двухтомнику Михаила Лермонтова. |
Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты
В 1889 году малоизвестный художник Михаил Врубель занимался росписью киевского монастыря, где восстанавливал фрески с изображением Богоматери. В 1890 году Михаил Врубель уехал из Киева в Москву, чтобы уже никогда туда не вернуться. «Демон сидящий», пожалуй, одна из лучших работ Михаила Врубеля.