Также важно помнить, что пост нельзя держать женщинам во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений). Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Это парадоксально похоже на то, что мы делаем во время поста, предполагает отец игумен. Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью.
Великий пост глазами врачей: как поддержать организм во время воздержания
Рамадан — месяц милосердия. Пост помогает сформировать такие качества, как сострадание и благотворительность. Этот период способствует улучшению настроения в обществе: люди больше заботятся друг о друге, не разделяясь на богатых и бедных, «белых воротничков» и работников физического труда. Все в одно время принимают пищу, в одно время молятся. Если вы держите пост без духовного совершенствования — это зря потраченное время. Пост держат не ради того, чтобы потерять пару лишних килограммов. Воздерживаться от еды в течение длинного периода времени — нелегко. Но по завершении месяца вы почувствуете себя легко.
Рамадан - идеальное время, чтобы расстаться с плохими привычками, что позволит улучшить и характер. Пост - не просто «воздержание от приема еды и питья, но и от пустых разговоров». Как справляться с возможными недугами 1. Во время поста может наблюдаться изжога. Кислая среда в желудке — необходимое условие для переваривания пищи и уничтожения бактерий. Во время поста выделяется меньшее количество кислоты, однако мысли о пищи, ее запах провоцируют ее выделение. В результате может возникнуть изжога.
Поэтому люди с заболеваниями желудка, которые регулярно принимают препараты, нейтрализующие кислую среду, могут продолжать их принимать ингибиторы протонной помпы — перед приемом пищи в предрассветные часы, блокаторы Н2-рецепторов — перед сном. Контролировать изжогу или отрыжку поможет пища, приготовленная с минимальным количеством масла, без сильных пряностей. Для тех, кто страдает изжогой, рекомендуется спать на высоких подушках. Интересно, но во многих странах сахарный диабет 2 типа не является противопоказанием для поста, но для таких больных обязательна предварительная консультация врача вероятно во время поста им потребуется корректировка сахароснижающих препаратов и строжайший контроль гликемии. Особенно это относится к пациентам с осложнениями сахарного диабета сердечно-сосудистые заболевания, ретинопатия, нефропaтия, нейропатия. Снижение уровня сахара в крови при голодании опасно, так как может привести к слабости и судорогам, чего следует избегать. Головокружение, потливость, дезориентация - первые признаки пониженного уровня глюкозы в крови.
При появлении этих симптомов следует немедленно выпить сладкий напиток или положить под язык кусочек сахара или конфету. Таблетки длительного действия глибенкламид увеличивают риск развития гипогликемии, их перед началом поста следует заменить на препараты короткого действия. Больным с инсулинозависимым диабетом не следует держать пост. Головная боль. Во время поста она может быть следствием обезвоживания, голода, недостаточного отдыха или отсутствия кофеина либо никотина. Умеренная сбалансированная диета, прием предрассветной пищи без пропусков, потребление достаточного количества жидкости и, в случае необходимости, прием болеутоляющего средства например, парацетамола , имеет большое значение для предупреждения головной боли. В этом помогут и такие разумные меры, как избегание перегрева пребывание в тени, ношение шляпы, солнцезащитных очков , устранение мышечного напряжения массажем.
Если вышеупомянутые меры не избавляют от головной боли, необходимо срочно проконсультироваться с врачом. Причиной головной боли может быть отказ от кофеина и табака. При низком кровяном давлении головная боль может быть достаточно сильной и может вызвать тошноту перед ифтаром. Наиболее частая причина головной боли — обезвоживание. Это обычное явление во время поста. Тело теряет воду и соли через дыхание, пот и мочу. Количество потерянной жидкости варьирует в зависимости от погоды, индивидуальной потребности в воде, степенью физической активности и способностью почек сохранять воду и соли.
Во время поста риск обезвоживания возникает, если не пить в начале дня. Этот риск выше у пожилых и у людей, принимающих диуретики. В зависимости от степени обезвоживания, человек может испытывать недомогание, слабость, судороги, головокружение, дезориентацию и даже потерю сознания. Если вы не способны встать из-за головокружения или дезориентированы, необходимо срочно выпить умеренное количество воды лучше с добавлением небольшого количества сахара и соли либо регидратационный раствор. При таких заболеваниях, как артериальная гипертензия и бронхиальная астма, важно предварительно проконсультироваться с врачом, важно продолжать регулярно принимать лекарственные препараты. Запор может причинить неудобство во время поста. Чтобы избежать проблемы, тоже нужно подумать заранее: включить в рацион фрукты, овощи, отруби, обязательно достаточное питье.
Ночью может вами может овладеть беспокойство, а в итоге бессонница. Бывает такое, что в обеденное время, когда организм человека привык получать еду, может стать плохо. Что делать в такой ситуации? Как продержаться до вечера? Как врач говорю, если стало плохо, то ни в коем случае держать уразу не надо. Нужно сходить на обследование и провериться. Если закружилась голова, то, скорее всего, у человека упал сахар.
Лучше продлите пост на несколько дней и восстановитесь нормально. В таком положении улучшается кровообращение. Но лучше все-таки попить и поесть. Перенести, например, на зиму, когда сокращается световой день. Тогда пациенту будет легче. Для этого им нужно есть, иначе возникнут осложнения.
Сейчас длинные посты совсем не соблюдаю, и даже однодневные не всегда - иногда тоже ощущение, что нужно что-то скоромное съесть. Подскажите, стоит ли соблюдать однодневные посты или сначала немного восстановиться и набрать вес, чтобы все функции организма нормализовались? Современному человеку очень трудно поститься.
Всегда находятся объективные и субъективные причины нарушать пост. Конечно, все мы помним, что пост состоит из двух важных составляющих — труда души и труда тела. Первую составляющую трудно измерить, да и часто мы не получаем должного руководства в данном направлении, а потому результативная часть всегда остается некоей интимной стороной между Богом и человеком. Мы наблюдаем этот перекос и в литературе духовных авторов, которые оговаривают, что пост - это духовное делание, но в рекомендательной части сходят на описание внешних критерии поста, и это понятно. Вот и Ваш вопрос про еду не в бровь, а в глаз. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин обращает наше внимание на то, что «один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Так как и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха.
Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание.
Так что, если, к примеру, вы не смогли держать пост по беременности или кормлению ребенка, вы не можете давать денежное возмещение вместо него, поскольку через какое-то время ваше состояние нормализуется и сможете восполнить пропущенные по этой причине посты. Если же вы страдаете, например, сахарным диабетом или какой-то иной болезнью, при которой человеку вредно продолжительное воздержание от пищи и воды, вам следует выплатить денежное возмещение за каждый день поста. Его можно выплачивать деньгами или в натуральном виде, продуктами, отдавать одному человеку или нескольким, отдавать нуждающимся самому или через мечети, или благотворительные организации. Однако нужно иметь в виду, что, если когда-то, по милости Аллаха, ваше состояние улучшится, и вы сможете держать посты, вы должны будете возместить их, несмотря на выплаченное вами денежное возмещение. Также важно помнить, что пост нельзя держать женщинам во время хайда и нифаса месячных и послеродовых кровотечений! Если больные, путники, беременные и кормящие женщины могут держать пост, если чувствуют себя достаточно крепкими и врачи не запрещают, то женщинам в таком состоянии держать пост запрещено. Если они будут соблюдать пост в таком состоянии, на них будет грех.
Пропущенные по этим причинам посты следует обязательно восполнить в будущем. Итак, возможно так сложилось, что вы не можете держать пост в нынешний Рамадан. Как провести его, чтобы также получить его блага и его вознаграждение? Далее будут приведены некоторые советы на этот счет: Во-первых, даже если вы не держите пост по уважительной причине, постарайтесь не принимать пищу на глазах у постящихся, это считается нежелательным макрух. В Рамадан награда за благие дела увеличивается во много раз, так что спешите совершать добрые дела. Будьте внимательны к окружающим — помогите пожилому человеку или женщине донести сумку или открыть дверь в подъезде, уступите место старому человеку, навестите лишний раз соседей или родственников, помогите организовать ифтар в мечети для нуждающихся, навестите больных, узнайте — не нуждается ли кто-то вокруг вас в помощи. Кормите постящихся Если вы сами не можете соблюдать пост, организуйте ифтары для своих друзей и родственников или знакомых, тем более, что среди них наверняка, есть нуждающиеся в помощи люди, так что вы сделаете благое дело — поможете бедняку и накормите постящегося тем более, что, если для вас обязательна выплата фидья-садака, вы таким образом выполните вашу обязанность. В хадисе сказано: Кто накормит постящегося, тому будет награда, как за пост накормленного им, и не уменьшится.
Если вам недоступна радость продержать весь день пост и открыть его вечером, то вы, таким образом, сможете порадоваться за других людей, которые откроют пост у вас на ифтаре. Если у кого-то из нас родственники, соседи или друзья еще не соблюдают религию или вообще немусульмане , именно в этом месяце вы можете попробовать показать им красоту Ислама. Пригласите их на ифтар, расскажите о смысле месяца Рамадан, расскажите какие-нибудь истории из жизни Пророка мир ему и благословение и других праведных людей. Разумеется, призывать к Исламу нужно аккуратно, ненавязчиво, без упреков и грубостей, показывая людям благой нрав верующего. Единственно, нужно помнить, что вы не можете кормить в дневное время тех мусульман, которые не держат пост без уважительных причин.
ВОПРОС-ОТВЕТ
При этом в период поста есть особая потребность делать что-то хорошее — задумываешься, как помочь, кому помочь и просто ищешь лишний повод улыбнуться прохожим на улице. Если не получается поститься, нужно честно ответить себе на вопросы, почему так происходит и почему мне это нужно, также ошибочен тезис, что в пост лучше не. Если вы иудей, посоветуйтесь с авторитетным раввином относительно того, что вам делать если вы не можете поститься, в каком случае, согласно писанию, вам нельзя прерывать пост.
Священник объяснил, что делать верующим, которые нарушили пост
Диагноз врача. Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост. Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару. Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде. Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.
Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране смысл : «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце» сура «Аль-Бакара», аят 184. Если путник может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься — это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, — человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату. В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан например, он болен или находится в пути , и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос — обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью накормит бедняков за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит.
Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана , когда мог восполнять пост , и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился — фидья выплачивается за весь месяц. Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день — день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его.
Один человек без веской причин нарушил пост в Рамадан, а потом пожалел об этом. Что он должен сделать? В хадисе пришло, что нарушивший без причины один день поста не сможет восстановить его, даже если будет поститься всю жизнь! Но известно, что покаяние стирает то, что было совершено до него. Поэтому он должен принести Аллаху искреннее покаяние и восполнить этот пост в другой день. И это подобно хадису: «Кто пойдет к предсказателю или прорицателю, у того не будет принята молитва в течение 40 дней! Если он оставит ее, то совершит неверие! Если он оставит молитву, то станет неверным, так как оставивший молитву даже из-за лени, не является мусульманином. Он обязан совершать молитву, вместе с тем, что она не будет приниматься. Если к этому еще и оставит ее, то в таком случае он совершит неверие и выйдет из религии! Конец слов шейха. Если человек испортил свою уразу намеренно, обязан ли он после этого воздержаться от еды до заката. То обязан ли он вместе с этим удерживаться от еды, питья и полового акта до магриба или он может уже, раз уразу испортил, кушать и пить до магриба до конца дня? И передал ибн Кудама единогласное мнение относительно этого вопроса. Он говорил относительно того, кто совершил половой акт в дневное время Рамадана, сказал: «Если хочет может кушать, если хочет может удержатся от еды и питья», то есть не обязал человека кушать в обязательной форме. Говорит Шейх Мухаммад ибн Хизам: И на это указывают слова Всевышнего: «А затем додержите уразу до конца», то есть до ночи, этим самым аятом Всевышний Аллах запретил человеку употреблять пищу, а также употреблять питье, совершать половой акт в течение всего дня. Этот человек должен удержаться от еды и питья и полового акта до конца магриаба, потому что основа то, что он не имеет заниматься этими вещами с рассвета до заката и даже если нарушил без причины в течение дня, поел или попил, это не дает ему право, дальше кушать и пить до магриба. Но он должен удержаться, как будто он уразу не нарушил. Говорит, потом я увидел, как шейх уль-Ислам ибн Теймия тоже твердо заявил об этом постановлении как это приходит в книге «Маджмуль-фатава» и упомянул также как свой довод этот же аят, который упомянули мы. Значит, правильное мнение в этом вопросе, что если человек от рассвета до заката нарушил свою уразу едой, питьем или половым актом, без уважительной причины, то это не дает ему право после этого дальше кушать и пить, и совершать половой акт до магриба. Но он обязан удержаться и не кушать, ни пить, и не совершать половой акт, вплоть до вечера, то есть магриба. Вопрос: 1861. Если нарушил уразу рамадана намеренно без уважительной причины, можно ли возместить этот день. Нарушил день уразы, этот день его недействительный, может ли он возместить этот день после Рамадана, или обязан это сделать и каково постановления человека в этом вопросе? Потому что ураза является его ответственностью, и с него не снимается эта ответственность, пока он ее не выполнит. Раз он ее нарушил без уважительной причины, то должен возместить ее после месяца Рамадан. Сказал ибн Кудама в своей книге «аль Мугни», человек должен возместить этот день, и мы не знаем относительно этого разногласия. Говорит Мухаммад Ибн Хизам, возможно, ибн Кудама имеет в виду отсутствие разногласия именно в его мазхабе, если он имеет в виду это, то мы с ним согласны. А иначе, если он имеет в виду отсутствие разногласий вообще, то нет, в этом вопросе есть разногласия. В этом вопросе разногласил Ибн Масуд, а также Абу Хурайра. Оба они сказали: «Он не имеет право возмещать этот день уразы, которую он нарушил без уважительной причины, и не сможет его возместить, даже если затем будет держать уразу вечно». Что касается асара ибн Масуда, он пришел у абдуРаззака, а также у аби Шейба. Но в иснаде есть неназванный передатчик, но приводят этот же самый асар Ат Табарани уже с достоверным иснадом от ибн Масуда и назвал этого неназванного передатчика его имя Биляль ибн Харис. Что касается асара Абу Хурайры, то упоминает его ибн Хазм в своей книге «Мухаля» двумя иснадами, один из которых хороший, а один является достоверный. Установлено от двух сподвижников, а это ибн Масуд, а также Абу Хурайра, мнение о том, что если человек нарушил уразу намеренно, то он не имеет право и не способен возместить этот день поста после Рамадана, а если будет возмещать, то нет у него никакой гарантии, что это возмещение будет принято Всевышним Аллахом Субхана ва Тааля. Поэтому ибн Масуд и абу Херайра, сказали, что он не сможет возместить этот день уразы, которую он нарушил намеренно без уважительной причины, даже если он будет держать уразу вечно, потому что у дня уразы особая ценность перед Всевышним Аллахом Субхана Ва Тааля. И такое же мнение передается от Али ибн Талиба, что касается асара от Али ибн Талиба, то его приводит ибн Аби Шейба по дороге от Умара ибн Йяля от Арфаджа от Али, но этот иснад является слабым очень.
Следовательно, если соблюдать лишь пост, а намаз не совершать, то за оставление намаза будет засчитан грех, но пост считается действительным. Поэтому глупо оставлять еще и пост по причине не совершения намаза. Однако у человека должно быть твердое намерение в скором времени начать совершать пятикратный намаз. Поскольку мы не знаем когда покинем этот свет молодыми или старыми, здоровыми или больными , то нужно задуматься о том, сколько людей ушли, так и не начав читать намаз. Не будет ли поздно? Как держать уразу женщине Еще можно увидеть такие вопросы касательно месяца Рамазан — как правильно держать уразу женщине, держат ли пост беременные и т. Пост женщин отличается от поста мужчин тем, что во время месячных им запрещено держать уразу, за эти пропущенные по уважительной причине посты, они должны возместить в другие дни, уже после окончания месяца Рамазан. Могут даже восполнить зимой, когда дни короткие. А что касается беременных и кормящих женщин, то пост может нанести вред как самой женщине, так и малышу, поэтому для них пост не является обязанностью. То есть, если во время кормления или беременности есть опасность нанесения вреда своему здоровью или здоровью ребенка, пост можно отложить и восполнить в другое время. В одном из хадисов говорится: «Путники на половину освобождены от намаза, а беременные и кормящие женщины полностью освобождены от поста» Тирмизи, Саум, 21; Ибн Маджа, Сыям, 12; Насаи, Сыям, 51. Кто освобождается от поста в Рамадан Сначала разберем вопрос — со скольки лет можно держать уразу. Несовершеннолетние дети не обязаны держать пост. Однако ради проявления уважения и ради того чтобы в будущем им легче было поститься, можно их приучить держать с вами вместе пост, например до обеда. А со временем наступления половой зрелости, дети по Исламу считаются совершеннолетними, и намаз, и ураза им становится фардом. От поста освобождаются больные люди, путники, и как уже упомянули выше — женщины во время месячных, беременности и при кормлении грудью.
Если до рассвета кто-то забывает прочесть молитву, то ему день поста не считается, но он все равно должен придерживаться правил. При намерении не обязательно называть день поста. Достаточно будет хотя бы сказать «поститься завтра», но рекомендуется приговаривать дни. Кроме того, если вы произносите молитву, чтобы восполнить пропущенные дни поста Рамадан, то воздаяние будет подано за оба дня. Читайте также: «Ураза 2020 года: календарь, расписание» Можно ли додерживать пропущенные дни Рамадана в месяц Шаабан? Шаабан является «Днем сомнения», потому что в этот день из-за облаков или тумана не видна луна. Именно потому часто возникают сомнения, является ли этот день первым днем поста Рамадан. Тем более, что остается совсем мало времени для восполнения. Кстати, в течение всего месяца восполнять дни тоже не запрещается. Что делать, если пропустил 2 дня поста Рамадан? Если у вас есть пропущенные дни поста Рамадан, 2 или более, то каждый из них должен быть восполнения после основного поста. Лучший вариант — продлить сразу пост на пару дней. Так вы быстро вернете долги и потом вам не придется выбирать дни для поста.
Что делать тем, кто не может соблюдать пост в месяц Рамадан?
Кто временно освобождаются от поста? Это те верующие, кто не может соблюдать его по объективным причинам например, паломники, женщины в период менструации и послеродового очищения. Они должны будут возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман фидйа. Можно ли держать пост, если вы не читаете намаз? Да, можно, если вы готовы соблюдать все требования поста. Пост в месяц Рамадан — один из пяти столпов Ислама.
Просите Аллаха, чтобы Ваш пост был принят. ИншааЛлах Какие дни поста возмещают в качестве долга? Только дни, нарушенные непроизвольными действиями, например, в случае приема сухур или ифтар позже или раньше срока, если человек ошибся во времени; из-за проглатывания попавших в рот снежинок и капель дождя или воды при совершении омовения гусуль, вуду и др. Как возмещают сознательное умышленное нарушение поста в Рамадан? Это тяжелый грех.
Мусульманин обязан в этом случае не только возместить дни поста в качестве долга када , но и заплатить искупительную милостыню каффарат. Что делать, если перед началом поста в Рамадан не восполнили некоторые дни поста, пропущенные в прошлом Рамадане? Необходимо покаяться Аллаху за такой поступок, так как не разрешается оттягивать долги с прошлого Рамадана к следующему, не имея причин. И после наступившего Рамадана необходимо восполнить все пропущенные дни. Известно, что курение нарушает пост.
Будет ли нарушен пост, если вы оказались в помещении, где курили, и непреднамеренно вдохнули дым носом или ртом? Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. Пост нарушается, если верующий намеренно вдохнул дым благовоний или сигарет или любой другой дым. При этом не имеет значения, какой именно это был дым.
Если дым попал в нос или рот случайно, помимо воли, то пост действителен. Например, если вы оказались в комнате, где курят, закрыли ладонью рот и нос, но дым всё равно попал в горло, пост не нарушается. Нарушает ли пост вдыхание ароматов цветов, духов или благовоний? Пост будет нарушен, если вы преднамеренно вдохнули дым или пар благовоний, сигарет и т. С чего начинать пост?
Что нужно говорить перед утренним приемом пищи? Нужно произнести намерение поста нийат : «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха». Можно ли не поститься в дороге, если предыдущей ночью было сделано намерение поститься? Допускается не поститься, если расстояние составляет не менее 81 км в один конец и путник покидает город до рассвета. Может ли путник приостановить пост?
Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений.
Поцелуи во время поста позволял себе и пророк Мухаммед, говорится в Хадисе его жены Умм Салямы. Имамы призывают не курить ни табак в любом виде, ни кальян. Что касается алкоголя, то Коран запрещает не только спиртное, но даже и перебродивший сок плодов в любой день года. Лауреат Госпремии Иван Стилиди — о 30-летних исследованиях, которые спасли миллионы жизней Исключения: что можно в Рамадан Несмотря на строгий пост, для некоторых мусульман в Рамадан действуют исключения и послабления. Например, освобождается от поста путешественник, если он находится в долгой поездке или приехал на новое место менее 15 дней назад. Освобождаются от поста и люди, занимающиеся тяжким физическим трудом. Разрешено не поститься по состоянию здоровья, чтобы не ухудшить свое состояние. Прежде всего это относится к пожилым и людям с хроническими заболеваниями.
Так, воздерживаясь от питья воды, мусульманин всё же может сделать глоток, принимая лекарство. Послабления также распространяются на беременных, кормящих и недавно родивших женщин.
Итак, возможно так сложилось, что вы не можете держать пост в нынешний Рамадан. Как провести его, чтобы также получить его блага и его вознаграждение?
Далее будут приведены некоторые советы на этот счет: Во-первых, даже если вы не держите пост по уважительной причине, постарайтесь не принимать пищу на глазах у постящихся, это считается нежелательным макрух. В Рамадан награда за благие дела увеличивается во много раз, так что спешите совершать добрые дела. Будьте внимательны к окружающим — помогите пожилому человеку или женщине донести сумку или открыть дверь в подъезде, уступите место старому человеку, навестите лишний раз соседей или родственников, помогите организовать ифтар в мечети для нуждающихся, навестите больных, узнайте — не нуждается ли кто-то вокруг вас в помощи. Кормите постящихся Если вы сами не можете соблюдать пост, организуйте ифтары для своих друзей и родственников или знакомых, тем более, что среди них наверняка, есть нуждающиеся в помощи люди, так что вы сделаете благое дело — поможете бедняку и накормите постящегося тем более, что, если для вас обязательна выплата фидья-садака, вы таким образом выполните вашу обязанность.
В хадисе сказано: Кто накормит постящегося, тому будет награда, как за пост накормленного им, и не уменьшится. Если вам недоступна радость продержать весь день пост и открыть его вечером, то вы, таким образом, сможете порадоваться за других людей, которые откроют пост у вас на ифтаре. Если у кого-то из нас родственники, соседи или друзья еще не соблюдают религию или вообще немусульмане , именно в этом месяце вы можете попробовать показать им красоту Ислама. Пригласите их на ифтар, расскажите о смысле месяца Рамадан, расскажите какие-нибудь истории из жизни Пророка мир ему и благословение и других праведных людей.
Разумеется, призывать к Исламу нужно аккуратно, ненавязчиво, без упреков и грубостей, показывая людям благой нрав верующего. Единственно, нужно помнить, что вы не можете кормить в дневное время тех мусульман, которые не держат пост без уважительных причин. Так что, если кто-то из ваших родных и знакомых имеет силы и здоровье поститься в Рамадан, но не делает этого, вы можете приготовить ему еду или пригласить его в гости лишь после захода солнца. Сделайте Рамадан месяцем усиленных духовных занятий и самосовершенствования Улучшать свой нрав, умножать свои поклонения и просить прощения своих грехов в Рамадан должны все люди.
Но нам — тем, кому не доступна «физическая» составляющая Рамадана — должны тем более все свои усилия обратить на его духовную составляющую. Постарайтесь простить других людей и не держать ни на кого зла У нас — современных мусульман — к сожалению, очень испортился нрав, мы стали нетерпимы, обидчивы, грубы, не можем простить друг другу ни малейшего промаха или недостатка. Из-за этих дурных качеств часто распадаются дружбы, расстраиваются браки — что люди разучились терпеть и прощать недостатки друг друга. Если вам трудно забыть какую-то обиду или неприятное вам качество другого человека, вспомните, что другим людям также приходится прощать вам промахи и грехи и терпеть ваши неприятные качества, ведь никто из нас не безгрешен.
А сколько Сам Всевышний Аллах не наказывал нас за наши грехи? Так что постарайтесь наладить отношения со всеми, кто вокруг вас.
И определяющим фактором состояния здоровья является не пост сам по себе, а пища, которую употребляют в надлежащее время, ее качество и количество. Кроме того, важно помнить, что, чрезмерно увлекаясь едой обжорство , человек вредит не только своему телу, но и духовному росту. Во время священного месяца Рамадан питание должно быть умеренным и настолько простым, насколько это возможно. Принимая во внимание долгие часы поста, следует потреблять не быстро, а медленно усваиваемые пищевые продукты, включая те, что содержат клетчатку. Энергии от медленно усваиваемых продуктов может хватать на 8 часов, в то время как от быстро усваиваемых — только на 3-4 часа.
Медленно усваиваемые пищевые продукты - продукты, содержащие сложные углеводы зерна и семена: ячмень, пшеница, овес, просо, манка, бобы, чечевица, непросеянная мука, нешлифованный рис и т. Быстро усваиваемые продукты - продукты, содержащие свободные, очищенные углеводы сахар, сеяную муку, например, муку высшего сорта. Продукты, содержащие клетчатку, - отруби, цельномолотое пшеничное зерно, семена и зерна, овощи зеленые бобы, горох, кабачки , маис, шпинат и др. Важно исключить: жареную и жирную пищу; продукты, содержащие много сахара. Следует избегать: переедания, чрезмерного употребления чая особенно в сухур, чай обладает мочегонными свойствами, выводя при этом ценные минеральные соли, которые понадобятся организму в течение дня ; курения. Если вы не можете бросить курить, постепенно уменьшите потребление сигарет, начав это за несколько недель до Рамадана. Курение — харам, то есть запретно и считается одним из грехов.
Курение наносит вред здоровью, от него следует отказаться полностью. Что есть? Что пить? Употребление продуктов, содержащих большое количество углеводов и жиров особенно во время приема пищи после заката чревато большой вероятностью прибавки массы тела. Духовность и пища Питание имеет огромное значение в Исламе. Через еду строятся и отношения со Всевышним. В главе 20 стих 81 Корана говорится, что питание должно способствовать здоровой жизни, а не потворствовать вредным привычкам, физическое тело — божественный подарок, и человеку следует заботиться о нем самым наилучшим образом.
Выбор продуктов, благотворным образом воздействующих на физическое и духовное состояние человека, зависит от самого человека. И от его выбора зависит здоровье, благополучие. Употребляемые продукты воздействуют на душевное состояние, психику и в целом на поведение человека. Натуральная здоровая еда способствует развитию. Обжорство притупляет дух, вызывает замедленность действий, способствует развитию физических недугов. Ислам рассматривает здоровье и благополучие намного шире, чем просто телесное здоровье: благополучие, спокойствие требует крепкой связи с духовностью, крепким физическим здоровьем, покоем ума, смыслом жизнедеятельности, хорошей репутацией и добрыми отношениями с окружающими. Какие преимущества получают те, кто держит пост 1.
Пост — период духовного роста и очищения физического тела, приносящий большие дивиденды в дальнейшем. Человек становится менее озабоченным вопросами услаждения своего тела, больше думает над вопросами мироздания, взаимоотношений с Всевышним, окружающими. Ведя здоровый образ жизни, человек учится сдержанности, у него повышается самосознание, дисциплина, воспитывается уважение к пище. Пост способствует пересмотру обычного образа питания и жизни. Рамадан — месяц милосердия. Пост помогает сформировать такие качества, как сострадание и благотворительность. Этот период способствует улучшению настроения в обществе: люди больше заботятся друг о друге, не разделяясь на богатых и бедных, «белых воротничков» и работников физического труда.
Все в одно время принимают пищу, в одно время молятся. Если вы держите пост без духовного совершенствования — это зря потраченное время. Пост держат не ради того, чтобы потерять пару лишних килограммов. Воздерживаться от еды в течение длинного периода времени — нелегко. Но по завершении месяца вы почувствуете себя легко. Рамадан - идеальное время, чтобы расстаться с плохими привычками, что позволит улучшить и характер. Пост - не просто «воздержание от приема еды и питья, но и от пустых разговоров».
Как справляться с возможными недугами 1. Во время поста может наблюдаться изжога. Кислая среда в желудке — необходимое условие для переваривания пищи и уничтожения бактерий.
Что делать, если больше не хватает сил держать рузу?
Это парадоксально похоже на то, что мы делаем во время поста, предполагает отец игумен. Если же человек постится и способен молиться, способен выполнять свою работу, то пусть соблюдает пост со всей строгостью. О том, как правильно пройти семь недель Великого поста и не потерять здоровье, кому можно поститься, а кому ограничивать себя в еде не стоит, "РГ" рассказала врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по терапевтической и. 7 марта начинается Великий пост — самый строгий из всех.
«Когда постишься, время пролетает быстро»: хазрат о том, как правильно держать уразу
Если вы не смогли проснуться на утреннюю трапезу, то можно дальше продолжать держать пост. К примеру, человек может держать строгий пост 2 недели, а потом поссориться с супругой, накричать на близкого человека. Шейх Ибн `Усаймин (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Если человек не способен поститься, то он не обязан держать пост.
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Давайте разберёмся, как правильно держать оразу и вести себя во время этого священного месяца. Почему Рамазан — это особенный месяц для мусульман В Рамазан мусульманам был ниспослан Коран, так что это особый месяц для верующих. Согласно хадисам, в это время Всевышний обращается к людям, дарует им свою милость, прощает грехи и принимает молитвы. Поэтому верующие должны соблюдать в Рамазан ежедневный пост, проявлять усердие в молитвах, совершать добрые дела и раздавать милостыню. Как держать пост Слово "рамадан" происходит от выражения "рамида ас-саим", означающее жажду и жару, когда человек переносит трудности поста.
Пост во время месяца Рамазан является одним из пяти столпов ислама. В дневное время суток мусульмане должны отказаться от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Такое временное лишение себя определённых благ считается формой поклонения Аллаху. Оно делается с целью очищения от непристойного поведения и мыслей.
Традиционное питания во время поста заменяют сухур — предрассветный приём пищи перед молитвой и ифтар ауызашар — вечерняя трапеза после заката.
Чем дольше кома, тем опаснее прогноз для жизни. Два тяжелых последствия неправильного поста, которые могут закончиться летально. Панкреатит и, как следствие, панкреонекроз. Симптомы: острая опоясывающая боль, которая отдается в левую половину живота и поясницы и левое плечо, рвота с желчью и сгустками крови, обезвоживание и лихорадка. Гипогликемия снижение сахара в крови и, как следствие, гипогликемическая кома у больных диабетом. Симптомы: головокружение, повышенное потоотделение, тошнота, голод, заторможенная речь, мышечные судороги, раздражительность.
На тяжелой стадии — инсульт, судорожный приступ, кома. При этом постятся не только больные панкреатитом и диабетики, но даже люди, пережившие инфаркты и инсульты. В период поста сердечники недополучают калий, натрий, магний и другие особенно важные для них элементы. По словам медика, который полтора года проработал медбратом выездной бригады в скорой помощи, сам пост полезен, так как организм может перестроиться к летней пище. Но, по его наблюдениям, слишком большое количество пациентов имеют заболевания желудочно-кишечного тракта различной степени тяжести, в особенности это хронический гастрит. Дмитрий поясняет, что эти болезни развиваются из-за низкого качества продуктов, отсутствия времени на полноценный прием пищи и наследственности.
Панкреатит и, как следствие, панкреонекроз. Симптомы: острая опоясывающая боль, которая отдается в левую половину живота и поясницы и левое плечо, рвота с желчью и сгустками крови, обезвоживание и лихорадка. Гипогликемия снижение сахара в крови и, как следствие, гипогликемическая кома у больных диабетом. Симптомы: головокружение, повышенное потоотделение, тошнота, голод, заторможенная речь, мышечные судороги, раздражительность. На тяжелой стадии — инсульт, судорожный приступ, кома. При этом постятся не только больные панкреатитом и диабетики, но даже люди, пережившие инфаркты и инсульты. В период поста сердечники недополучают калий, натрий, магний и другие особенно важные для них элементы. По словам медика, который полтора года проработал медбратом выездной бригады в скорой помощи, сам пост полезен, так как организм может перестроиться к летней пище. Но, по его наблюдениям, слишком большое количество пациентов имеют заболевания желудочно-кишечного тракта различной степени тяжести, в особенности это хронический гастрит. Дмитрий поясняет, что эти болезни развиваются из-за низкого качества продуктов, отсутствия времени на полноценный прием пищи и наследственности. Врач-реаниматолог советует относиться к ограниченному голоданию исключительно с позиции «риск-польза». То есть если организм ослаблен болезнью — онкологией, диабетом и другими заболеваниями, — поста в вашей жизни быть не должно.
В следующей главе говорится о реакции Давида и его людей на эти новости: Тогда схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча Вторая книга Царств 1:11-12 Пост может также быть средством выражения скорби и огорчения за грехи других людей, например, за грехи людей в вашей церкви или в вашей стране. Когда царь Саул в своей неправедной ревности хотел убить Давида, то сын Саула Ионафан сделал следующее: И встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его. Первая книга Царств 20:34 4. Для поиска освобождения или защиты Одним из наиболее распространённых видов поста в библейские времена был пост с целью искать спасение от врагов или обстоятельств. Самый известный совместный пост, описанный в Писании, был пост, о котором говорится в 4 главе книги Есфирь. Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть её прошения Богу о Его защите от ярости царя. Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей: Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. Есфирь 4:16 В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учёбе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост. Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения. Для выражения покаяния и возвращения к Богу Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению. Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств:... Первая книга Царств 7:6 В Книге пророка Иоиля Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему: Но и ныне ещё говорит Господь: «Обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Иоиль 2:12 Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в «мёртвое дело», если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определёнными грехами в нашей жизни. Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов. Чтобы смирять себя перед Богом Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, когда вы желаете выразить своё смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост. Многие из тех, кто привыкли выражать смирение в молитве через преклонение колен, могут спросить, зачем нам нужно выражать смирение, постясь целый день. В ответ на этот вопрос Жан Кальвин также ответил вопросом: А почему бы и нет? Ибо если он пост является святым упражнением как для смирения человеков, так и для исповедания этого смирения, то почему наша нужда должна быть в нем меньше, чем нужда древних?... Почему и нам не следует делать того же? Для выражения заботы о деле Божьем Так же как родитель может поститься и молиться, заботясь о том, чтобы дело Божье совершилось в его ребёнке, так и христиане могут поститься и молиться, чувствуя ответственность за дело Божье в более широком масштабе. Несомненно, мы не сможем поститься непрестанно, но да даст Господь нам время от времени переживать озабоченность о Его труде настолько сильно, чтобы наша обычная забота о еде показалась нам второстепенной по сравнению с Его делом. Для служения нуждам других людей Те, кто думают, что духовные дисциплины воспитывают в человеке наклонности к эгоизму и независимости, должны обратить внимание на то, что говорится в Книге Исайи 58:6-7. Это место является самым лучшим местом в Писании о посте. В нем говорится исключительно о посте, причем Бог подчеркивает связь поста с разделением нужд других людей.
Как я соблюдал пост
А если нет надежды на полное выздоровление, то нужно будет выплатить фидия садака. В Куръане говорится об этом: «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка» сура Бакара», аят 184. Искренний верующий, не имея возможности соблюдать пост, может очень огорчиться, ибо для него известно, что этот месяц является особой милостью Всевышнего. Однако напомним, что Всевышний не желает для своих рабов затруднений. И если врачи запретили вам держать пост, и их доводы обоснованы, не пренебрегайте этой возможностью, так как в противном случае вы может нанести себе больший вред. Кроме этого, Рамадан — это не только месяц поста, вы можете посвятить себя и другим видам поклонения. Чтения Куръана Определите для себя цель в течение месяца полностью прочитать Куръан. Именно в Рамадан всему человечеству было ниспослано Божественное Писание. Определите для себя количество страниц, которые вы хотели бы прочитать в день, чтобы до конца Рамадана полностью завершить чтение Куръана. Затем Куръан скажет: «О Господь, прибавь ему! Затем Куръан скажет: «О Господь, будь доволен им!
Затем читавшему Куръан скажут: «Читай и возвышайся», и за каждый аят ему прибавят награду!
Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил верующий врач мусульманин. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.
Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару. Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. При этом ставится условием, чтобы невыносимый голод или жажда не были вызваны человеком сознательно например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде.
Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару. Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра.
А воцерковленный впадает в более серьезные искушения, причем у каждого свои, завязанные на страстях.
И что же делать? В первую очередь обратимся к опыту святых отцов. Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою», — пишет свт.
Игнатий Брянчанинов. Тут святитель ясно дает понять, насколько важно сохранять духовно-телесный баланс, указывая, что чрезмерное, непосильное изнурение тела не даст возможности усердно молиться. А вот что рассказывает прп.
Серафим Саровский : «К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способны довольствоваться самой скудной пищей. Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел наконец до восьми лотов хлеба. При всем том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу.
Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно». Тут видим, как святой, приводя в пример древних отцов-постников, указывает на плоды правильного подхода к постному деланию. И наконец, услышим от прп.
Одним словом — всего должно быть в меру. Поскольку постный устав один, а телесные и духовные силы у всех разные, то меру эту поможет определить духовник. Ожидание быстрых результатов Как бы неофиту не хотелось быстро постигнуть постную науку, скорее всего, пройдет не один год, пока пост станет для него делом в полную меру посильным и привычным.
Великими подвижниками и постниками не рождаются, ими становятся. Пост, будучи аскетической практикой, требует навыка, который приобретается опытом, а его можно набираться годами. Человеку, не имеющего опыта в посте, будет сложно соблюдать предписания устава, и чем это чревато уже было сказано выше.
Поэтому начинать поститься лучше с малого. Как младенцам не дают сразу твердую пищу, но кормят молоком и кашами, так и человеку, начинающему поститься, стоит делать это с разумением. Кому-то может показаться, что постный устав не так уж и строг и нужно сразу стараться выполнять его предписания, чтобы стремиться к большим духовным подвигам.
Но подобное форсирование событий скорее навредит неопытному постнику, чем поможет добиться быстрых результатов. Пост — это не спринтерская дистанция, а марафон длиною в жизнь. Спешка тут неуместна.
Будет много постов, будет возможность разнообразить свою постную практику большим усердием. А начинать лучше под руководством духовника. Как спортсмену нужен хороший тренер, чтобы добиться хороших результатов, так и постящемуся в помощь советы духовника, мудрость святых отцов и многовековой опыт Церкви.
Сам себе уставщик Рассмотрим такую ситуацию. Человек решил, что ему лучше в многодневный пост поститься в неделю три дня, но при этом совсем ничего не есть. Месяц было всё чудесно, а потом начались сильные боли в желудке, и пост пришлось совсем прекратить.
Ничего удивительного, поскольку человек, мало того, что поиздевался над своим организмом, он еще и не прислушался к многовековому опыту Церкви и решил сотворить свой устав. Такой подход, когда человек бросается из крайности в крайность, не имея духовного опыта, усердия в молитве и смирения, может быть опасен для него. Всегда стоит для начала обратиться к опыту Церкви, иначе легко впасть в гордыню и навредить себе духовно и телесно.
Очень важно обсуждать с духовником свое молитвенное и постное делание, если оно, в силу каких-то причин, становится отличным от привычного и принятого в Церкви. Духовник сможет вовремя заметить проблему и постарается предостеречь от совершения ошибок. Полное оставление текущего поста после единичного случая его нарушения, с надеждой в следующий раз поститься без срывов Вероятно, человеку хочется быть сразу хорошим постником, ничего не нарушая и поступая правильно.
Хорошее желание. Но идеальных людей не бывает, и каждый человек согрешает. Духовная жизнь состоит из взлетов и падений.
Господь, зная человеческую немощь, дал нам в помощь Таинство исповеди. Исповедуясь, человек очищается и приобретает новые силы для исправления совершенного греха. Поэтому, нарушение поста — это повод для покаяния на исповеди, но никак не для укоренения в грехе.
Что же касается гипотетического следующего раза, то хочется возразить — нет никакой гарантии, что и в следующий раз не будет нарушения. Следующего раза может не случиться вовсе, ведь никто не знает, когда окончится земная жизнь. Следовательно, не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Оставление поста по причине того, что человек не видит духовной пользы от него все мысли о еде и раздражение Выше была показана зависимость чувств и ощущений во время поста от физиологии человека. Но не только в физиологии дело. Если человек не станет наполнять сердце свое молитвой и мыслями о том, как угодить Богу, то неминуемо разум его наполнится помышлениями о еде, которой он себя добровольно лишил, и, не обретая ее в желаемом качестве или количестве, начнет раздражаться и срываться на близких.
К тому же и лукавый приложит максимум сил, чтобы подогреть страсти, поможет вспомнить старые обиды и подкинет дурные мысли. Вновь обратимся к святоотеческой мудрости. Святитель Григорий Нисский утверждает: «Молитва — страж целомудрия, исцеление от раздражительности, обуздание кичливости, очищение от памятозлобия, истребление зависти, уничтожение неправды, исправление нечестия».
А вот, что пишет прп. Никон Оптинский : «Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется есть». Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия.
Это я сам на себе испытал. Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, не в чем-либо земном, а в высшем духовном мире человека, не в утолении страстей, а в стремлении познать истину — это есть первый признак духовной жизни человека. Без этого человек духовно умирает.
Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души. Нас не интересуют тогда высшие духовные вопросы, весь наш интерес сосредотачивается исключительно на земном удовлетворении страстей и похотей плоти. Жалок тогда человек, хотя очень часто не сознает этого.
А взамен того, что не держат пост — они должны накормить за свой счет столько людей, сколько дней поста. Можно не всех сразу, а в день по 1 -2 человеку. Это уже будет достаточно, чтобы пост был засчитан. Но если болезнь такая, что проходит, то есть сейчас ты болеешь и поэтому не держишь пост, а через месяц выздоровел и уже можешь — то тогда тебе нужно будет восполнить пропущенные дни поста в другое время. Но они должны будут восполнить долг за пропущенный пост, и продержать уразу в другое время, когда уже родят и выкормят ребенка. Аллах дал нам облегчение в этом плане. Но по окончанию критических дней нужно будет восполнить пропущенные дни.