Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. Первые научные заседания Академии наук начались с 1725 года, когда первые ученые стали прибывать в Петербург. Но открыта Академия наук и художеств была только в конце 1725 года, уже после смерти Петра, по указу Екатерины, и начала работать на основе утвержденного им положения.
290 лет со дня открытия Российской академии наук (1725)
Первые научные заседания Академии наук начались с 1725 года, когда первые ученые стали прибывать в Петербург. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть. Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым.
Протоколы заседаний Конференции Имп. Академии наук с 1725 по 1803 года : Т. 1-4 1744-1770
Правда, это ускорило строительство нового здания для библиотеки. Его возвели в 1914 году, однако тут же передали военному министерству из-за начавшейся войны. Занять законные помещения библиотека смогла только в 1925 году. При очередном пожаре 14 февраля 1988 года здание горело почти 10 часов. Пепелище разбирали несколько недель, пострадали книги XVII века — начала XX века, отдел иностранной литературы, газетный фонд.
Итого полностью выгорели 400 тысяч книг, полмиллиона фолиантов пострадали в огне, 6 миллионов книг были залиты водой, 7,5 миллиона пострадали от сырости, а 10 тысяч покрылись плесенью.
Издавались переводы на русский язык лучших произведений иностранной литературы и открылась первая академическая книжная лавка в Москве. Разумовский продолжил традицию организаций научных экспедиций, его особенно интересовали астрономические наблюдения.
Одновременно с президентством Разумовский занимал пост «гетмана всея Малой России». К 1765 г. С этого момента он уже не принимал никакого участия в делах академии наук, но продолжал формально числиться президентом академии вплоть до апреля 1798 г.
При отсутствии Разумовского для фактического управления академией императрицей Екатериной II была введена должность директора. Первым стал граф Владимир Григорьевич Орлов, он занимал новый пост с 1766 по 1774 г. Младший из Орловых вместе со своими братьями был возведен в графское достоинство Российской империи.
Он обучался в Лейпцигском университете, где проникся любовью к науке, особенно к астрономии. По возвращении в Россию в возрасте 23 лет был назначен директором академии наук в помощь К. Портрет русского графа Владимира Григорьевича Орлова В.
Орлов занимался планированием и обеспечением научных проектов, пытался заменить иностранные языки протоколов заседаний русским, отправлял молодых ученых обучаться в Европу, организовал несколько научных экспедиций. В июне 1771 г. Даже там он продолжал думать о делах академии, посещал Дени Дидро, Жан-Жака Руссо, других выдающихся деятелей.
Но через три года его здоровье ухудшилось и он подал в отставку. Он руководил академией с 1775 по 1783 г. Пропуская процедуру баллотировки, он стал самостоятельно назначать почетных и иностранных членов академии.
Из-за этого конфликт внутри академии перерос в открытую борьбу. Вся страна знала о противостоянии главы академии и ее членов. Тогда генерал-прокурор А.
Вяземский встал на сторону академиков и в 1782 г. Домашнев был отправлен в отпуск. Но этим все не закончилось: Домашнева стали подозревать в присвоении денег академии, которая и без того постоянно нуждалась в средствах.
После расследования личным распоряжением императрицы бывший директор был выслан из столицы без права возвращения. Портрет Сергея Герасимовича Домашнева После громкой отставки академия снова нуждалась в руководителе. Нужен был надежный человек, и тогда Екатерина II назначила на должность директора свою подругу Екатерину Романовну Дашкову.
Она стала единственной женщиной, возглавлявшей академию наук, и руководила учреждением при президенстве К. Разумовского с 1783 по 1796 г. За свое достаточно долгое руководство Екатерина Дашкова главным образом стремилась возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.
Главным достижением академии наук под ее руководством стал изданный в 1789—1794 гг.
Иной была и структура новой Академии наук, включавшей в себя три разных учреждения: университет для обучения юриспруденции, медицине и философии; гимназию, готовившую учеников для университета, и собственно академию, то есть «собрание учёных и искусных людей». Последнее оказалось самым трудным, так как Пётр требовал привлечения лучших европейских учёных, а те боялись ехать в далёкую северную страну. На содержание Академии была выделена значительная по тем временам сумма — около 25 тысяч рублей в год, а академикам обещано «довольное жалованье».
В первый состав Петербургской Академии наук вошли 11 профессоров и несколько их адъюнктов помощников — все иностранцы. Новая Академия быстро обрела авторитет.
Вольф настоятельно советовал царю-реформатору изменить свой первоначальный замысел.
При этом он указывал на Берлинскую академию, которая "по имени известна всему свету, но пользы никому и ничему еще не принесла". В результате к январю 1724 г. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту 1692-1755.
В проекте были описаны функции университета и академии и были предложены способы их сочетания "Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Страница из Книги именных указов 1724 года с заметками Петра Первого на полях Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют" В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет кол, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки. Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения.
Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук - читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности. Указ Екатерины I об Академии Для более эффективного выполнения университетской функции Академию наук планировалось разделить на "три класса". В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики" к этому классу относились, кроме физики, также анатомия, химия и ботаника , а в третьем - "гуманиора, история и права" 20 января 1724 г.
Петр направил проект в Сенат, сопроводив его запиской: "О Академии, в которой бы языкам учились. Также протчим наукам и знатным художествам. И переводили б книги.
Назначить место для сего. И доход... А Генваря 22 дня, его императорское величество, будучи в зимнем доме и слушав о сочинении тои Академии проекта, на котором собственною своею рукою подписать изволил, тако: На содержание оных определить доходы, которые збираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга, таможенных и лицентных, 24 912 рублев.
И по тому его императорского величества указу Правительствующий Сенат приказали, оные доходы собирая, содержать в Рентерии, из которых отпускать в тое Академию по указом из Сената.
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться.
Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей.
Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г.
Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться.
Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна.
На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести. Академия была создана уже после смерти Петра - при Екатерине I. Мелкие люди, стоявшие у власти, не могли понять планов Петра.
При самом её зарождении отлетел от неё тот дух, который мог придать ей силу и значение в государственной жизни того времени. Даже люди, наиболее для неё сделавшие, которые яснее могли понимать её значение при самом её зарождении, считали, что надо образовать не Академию, а университет. Так думал Вольф.
И все же в первые годы, когда в неё вошли люди, приглашённые Петром или им намеченные, Академия наук явилась в культурной жизни человечества новой и большой силой.
Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Пётр I утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр I не раздумывая, приглашает Лейбница на службу Российскому государству в качестве тайного советника по юстиции и поручает опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер , воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д.
Бернулли и механик Н. Академия приступила к работе уже после смерти Петра, первое научное собрание состоялось 17 сентября 1725 года в количестве 17 академиков. Несмотря на личное присутствие Екатерины I, «ни у кого не повернулся язык приписать к её деяниям создание корпорации учёных.
Страница из Книги именных указов 1724 года с заметками Петра Первого на полях Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют" В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет кол, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки. Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения. Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук - читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности. Указ Екатерины I об Академии Для более эффективного выполнения университетской функции Академию наук планировалось разделить на "три класса". В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики" к этому классу относились, кроме физики, также анатомия, химия и ботаника , а в третьем - "гуманиора, история и права" 20 января 1724 г. Петр направил проект в Сенат, сопроводив его запиской: "О Академии, в которой бы языкам учились.
Также протчим наукам и знатным художествам. И переводили б книги. Назначить место для сего. И доход... А Генваря 22 дня, его императорское величество, будучи в зимнем доме и слушав о сочинении тои Академии проекта, на котором собственною своею рукою подписать изволил, тако: На содержание оных определить доходы, которые збираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга, таможенных и лицентных, 24 912 рублев. И по тому его императорского величества указу Правительствующий Сенат приказали, оные доходы собирая, содержать в Рентерии, из которых отпускать в тое Академию по указом из Сената. А кроме того, ни на какие росходы не употреблять. И о том в Каморколлегию и в Штатс-кантору указы посланы. N 4443.
Действительное основание и регулярная работа Российской Академии наук началось только год спустя после того как Екатериной I был издан «Именный, данный Сенату, указ о заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Блюментроста 7 декабря 1725 г» Сначала академия находилась близ домика Петра I, в двухэтажном доме вице-канцлера П. В 1728 году Академия занимала уже дворец Прасковьи Федоровны на Васильевском острове, а также часть помещений Кунсткамеры.
Без фундаментальных исследований, выполненных учеными в Российской академии наук сегодня невозможно представить ни прошлое отечественной и мировой науки и культуры, ни ее современное состояние, ни перспективы развития. Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. Опубликовано: Академия наук и художеств08.
Арабский халифат и его распад
- История создания Петербургской академии наук
- To-Ros.info
- Зарождение традиций
- К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
Открытие Императорской Академии наук Официальным днем открытия Императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г. В этот день в доме опального барона П. Шафирова на Петербургской стороне в присутствии членов правительства, двора и духовенства состоялось первое торжественное академическое заседание. Выступившие на нем академики Я. Герман и Г. Бюльфингер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени. Ко времени открытия Академии в России не было достаточно подготовленных ученых, которые могли бы занять место академика, поэтому штат адъюнктов и первых академиков формировался, главным образом, из иностранцев.
В числе первых академиков были такие выдающихся ученые, как знаменитый математик Даниил Бернулли и один из величайших математиков XVIII в. Леонард Эйлер. Однако вскоре ведущее место заняли ученые, воспитанные в самой Академии наук. Первым русским адъюнктом стал В.
В результате к январю 1724 г. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту 1692-1755.
В проекте были описаны функции университета и академии и были предложены способы их сочетания "Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Страница из Книги именных указов 1724 года с заметками Петра Первого на полях Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют" В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет кол, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки. Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения. Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук - читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности. Указ Екатерины I об Академии Для более эффективного выполнения университетской функции Академию наук планировалось разделить на "три класса". В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики" к этому классу относились, кроме физики, также анатомия, химия и ботаника , а в третьем - "гуманиора, история и права" 20 января 1724 г.
Петр направил проект в Сенат, сопроводив его запиской: "О Академии, в которой бы языкам учились. Также протчим наукам и знатным художествам. И переводили б книги. Назначить место для сего. И доход... А Генваря 22 дня, его императорское величество, будучи в зимнем доме и слушав о сочинении тои Академии проекта, на котором собственною своею рукою подписать изволил, тако: На содержание оных определить доходы, которые збираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга, таможенных и лицентных, 24 912 рублев.
И по тому его императорского величества указу Правительствующий Сенат приказали, оные доходы собирая, содержать в Рентерии, из которых отпускать в тое Академию по указом из Сената. А кроме того, ни на какие росходы не употреблять. И о том в Каморколлегию и в Штатс-кантору указы посланы.
Книга находится в категориях Реставрация Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки. Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.
Но все-таки это были первые в России светские и штатские учебные заведения — и их выпускники стали цветом отечественной науки. Многих академических гимназистов например, Михаила Ломоносова и основоположника производства фарфора в России Дмитрия Виноградова отправляли учиться в европейские университеты. Триста лет назад был учрежден Святейший синод Важной миссией академии должны были стать экспедиции, во время которых следовало вести астрономические, геодезические, географические наблюдения. Петр I стремился как можно больше узнать о России, поддерживая устремления путешественников. Он сам скрупулезно составлял планы экспедиций, и надеялся, что академия продолжит изучение России.
Это тоже сбылось: в 1745 году академия выпустила уникальную книгу, плод многолетних исследований — «Атлас Российский», состоявший из 19 подробных карт. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Первые шаги Академии наук Верховным руководителем академии считался император. Но ученые получили право выбирать своего президента — пожизненно или на определенный срок. Эта традиция сохраняется до нашего времени. Первым президентом академии стал Лаврентий Блюментрост — лейб-медик императора, с которым он советовался, разрабатывая проект положения об академии.
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране.
При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С. В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове.
Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука. Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции. Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств. Академия целиком сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе. Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук.
В 20-х годах XIX в. Академия наук получила в свое распоряжение богатейшую коллекцию Кунсткамеры, библиотеку, составленную из частных собраний, в том числе из книг, принадлежавших Петру I. В здании Кунсткамеры размещались анатомический театр, Пулковская астрономическая обсерватория, в которой велись исследования по звездной астрономии, выпускались звездные каталоги и находился уникальный глобус диаметром более 3 м. В этот период преимущественное развитие получили математические и естественные науки, что было обусловлено развитием производства, изучением и освоением природных богатств страны, потребностями мореплавания, метеорологии, картографии. Лобачевским была создана неевклидова геометрия. Работы П.
Чебышева и представителей созданной им петербургской математической школы внесли много нового в теорию чисел, теорию вероятностей, теорию дифференциальных уравнений, теорию случайных процессов. Петров открыл электрическую дугу. Широкую известность получили работы Э. Ленца по электромагнетизму. Выдающимся достижениям отечественной и мировой науки явилось изобретение радио А. Поповым в 1895 г.
Выдающимся вкладом в мировую науку явилось создание Д. Менделеевым периодической системы химических элементов, ставшей основой химии. Конец XIX в.
Академия наук в Санкт-Петербурге при Петре.
Академия наук СПБ при Петре 1. Академия наук при Петре 1. Открытие Академии наук в Петербурге 1725. Академии наук в Петербурге 1725 г.
Петре 1. Открытие Академии наук в Петербурге при Петре 1. Академия наук в Петербурге 18 век. Академия наук в Петербурге при Петре 1.
Российская Академия наук при Петре 1. Санкт Петербургская Академия наук 1725. Ломоносов Российская Академия наук 1725. Академия наук в Санкт-Петербурге 1725.
Основана Академия наук при Петре 1. Петербургская Академия наук 1725. Академия наук Екатерина 1. Екатерина 1 Академия наук 1725.
Академия наук в Петербурге 1725. Академия наук в Санкт-Петербурге при Петре 1. Петербургская Академия наук при Петре 1. Академия наук в Петербурге 1724.
Екатерина 1 1725-1727. Открытие Академии наук Екатерина 1. Лейб-медик Петра i Лаврентий Блюментрост. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост первый президент Академии наук.
Открытие Академии наук. Открытие Академии наук при Петре 1. Открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук.
СПБ Академия наук 1725 год. Джакомо Кваренги Академия наук в Петербурге. Дж Кваренги Академия наук в Санкт-Петербурге 1783 1789. Академия наук Санкт-Петербург 18 век.
Академия наук Петра 1 фото. Академия наук в Петербурге открытая в 1725. Императорская Санкт-Петербургская Академия наук. Петербургская Академия наук 1724.
Академия наук Петра 1. Академия наук Санкт-Петербург Петр 1.
Пётр Петрович Пекарский, академик Петербургской академии наук с 1864 года, в своём обширном труде «История Императорской академии наук в Петербурге» высказал предположение, что намерение учредить академию наук в Петербурге возникло у Петра I не позже 1720 года. Этому решению способствовали примеры европейских государств, где уже были открыты подобные учреждения. Петру I из его окружения поступали многочисленные проекты создания академии ввиду успехов Парижской академии, а также бесед с основателем Берлинской академии, выдающимся немецким учёным Г. Доклад одного из его соратников Генриха Фика, поданный царю на рассмотрение, удостоился такой резолюции: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции». Избрание фон Генриха в члены Парижской академии наук укрепило намерение российского самодержца создать аналогичное учреждение на родине. В своём ответном письме французским академикам Петр I отметил: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Денежные средства для создания академии предполагалось ассигновать из государственного казначейства. Из рукописей, полученных в качестве трофеев, была составлена библиотека, дополненная закупкой книг за границей.
А из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась кунсткамера. Каждый академик должен был составить учебное руководство для юношества и ежедневно по часу заниматься с воспитанниками «публичным преподаванием» своего предмета, а затем — подготовкой одного или двух из них для замещения со временем академической должности. На портале Президентской библиотеки читатели могут ознакомиться с электронной копией раритетного издания «Материалы для истории Императорской академии наук» , в котором публиковались архивные документы, начиная с 1716 года. Здесь содержится информация, извлечённая из указов, протоколов канцелярии, контрактов, книг текущих дел, а также переписка руководителей и сотрудников Императорской Академии наук на русском и немецком языках. В предисловии к изданию сказано: «Рукописи, сохранившиеся в архиве академии, заключают в себе много любопытных данных не только для истории Академии наук, но и вообще для истории образованности и распространения знаний в России, а также для характеристики быта и общественных нравов».
Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. Опубликовано: Академия наук и художеств08.
Рождение академической науки в России
Петр Алексеевич Романов, 30.05.1672 – 28.01.1725, основатель Российской Академии Наук, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Российская Академия Наук, Сибирское отделение; Якутский институт языка, литературы и. в Академию Наук СССР.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
В 1783 г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия, основной задачей которой являлось составление словаря русского языка. Академия наук в России в 18 в., очерк истории создания и развития Академии наук (АН) в 18 в. Учреждена в 1724 г. Располагалась в Санкт-Петербурге. Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением. «Академия наук в 1725-1742 годах» и второй, основной части, - «Жизнеописания президентов и членов Академии наук, вступивших в нее в 1725-1742 годах» (51 очерк). И в декабре 1725 года в Академии прошло торжественное публичное собрание – празднование открытия научного центра.
Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)
Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня? Петр Алексеевич Романов, 30.05.1672 – 28.01.1725, основатель Российской Академии Наук, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Академии наук с самого начала создавалась государством и находилась на его содержании.
Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН)
Торжественное открытие состоялось 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года. Первый регламент устав утверждён в 1747 году. Первым президентом 7 декабря 1725 года был назначен лейб-медик Л. Благодаря наличию в составе Академии Академического университета и Академической гимназии она соединила функции как научного исследования, так и обучения. Стоит отметить, что подобная организация была уникальной и не имела аналогий среди академий других стран. Кроме того, Академия располагала богатой библиотекой и естественно-научным музеем. Но и это далеко не всё: были созданы анатомический театр, географический департамент, астрономическая обсерватория, физические и минералогические кабинеты, химическая лаборатория, основанная Михаилом Ломоносовым, художественные мастерские до образования в 1757 году Российской академии художеств , инструментальные мастерские и ботанический сад. Здесь трудились крупные ботаники И. Гмелин и Й.
Зуев, математик С. Котельников, астрономы Н. Попов, С. Румовский, П.
Иноходцев, химик Я. Захаров, минералог В. В то же время Петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением. При ней состояли университет и гимназия.
Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение.
Столыпина 1911—1912 Синьхайская революция в Китае 1912—1913 Балканские войны 1914, август Начало Первой мировой войны 1916 Убийство Григория Распутина 1917 Февральская революция. Свержение царизма Советский период 1917—1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде 1917, октябрь — 1924, январь Ленин — председатель Совнаркома 1917,14 ноября Декрет о национализации промышленности 1917, 2 декабря Декларация прав народов России. Распад Российской империи 1917, 7 декабря Образование Всероссийской чрезвычайной комиссии 1918, январь Разгон Учредительного собрания 1918, февраль Декрет о социализации земли.
Порталы Indicator.
Ru, Inscience. News и «Живая история науки» продолжают, наверное, самый необычный проект, посвященный истории РАН. Николая Курнакова.
Главная по науке
В 1725 году публичную библиотеку передали в ведение Императорской академии наук. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. Петербургская Академия наук с самого своего основания создавалась Петром I как государственное учреждение, руководство и финансирование которого осуществлялось через Сенат. О созданной в 1725 году по инициативе Петра I Российской Академии наук и об ученых, утвердивших ее отечественную и мировую известность. Официальным днем открытия Императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г., когда Императрица Екатерина I устроила торжественный прием академикам. – Российскую Академию наук считают преемницей Академии наук, созданной Петром Великим.