После Гражданской войны Учредительное собрание сохранило всю систему губернских учреждений, усовершенствовав административно-территориальное деление страны упразднением генерал-губернаторств и областей с заменой на губернии. Административное деление. Киевская губерния обр. Статья "Административно-территориальное деление в СССР в 1940–1970 гг." Журнал "Землеустройство, кадастр и мониторинг земель / Land Management, Monitoring and Cadastre". замысловато, а в конечном счете глупо. 1 января 1927 года СССР делился на республики общее число союзных республик — 6 общее число основных республик ЗСФСР — 3 общее чис.
Сколько регионов в бывшем СССР?
В октябре 1938 г. Он был разделен на два новых края — Приморский и Хабаровский. В составе первого из них остались Приморская центр — Владивосток и Уссу- рийская центр — Ворошилов, ныне Уссурийск области. В Хабаровский край были включены 3 северных района, непосредственно подчиненные крайисполкому; Амурская область, Камчатская область с Корякским и Чу- котским национальными округами ; Нижне-Амурская область; Сахалинская область; Хабаровская область; Еврейская АО. Однако уже вскоре в составе Хабаровского края май 1939 г. С июля по ноябрь 1939 г. В феврале 1939 г.
В 1938 г. Оренбургская область была переименована в Чкаловскую, а в 1940 г. Пермская — в Молотовскую. В марте 1940 г. В октябре 1940 г. Остяко-Вогульский нацио- нальный округ был переименован в Ханты-Мансийский.
После главной волны разукрупнений 1934 г. Новые области имели значительно меньшие размеры и в некоторой степени напоминали уничто- женные в 1923—29 гг. По состоянию на 1 мая 1940 г. Вторая фаза разукрупнения областей 1943—1954 гг. Процесс разукрупне- ния «больших» областей и краев, возникших в 1920-е годы, в «малые» был за- вершен перед войной не до конца была раскассирована лишь Ленинградс- кая. Однако некоторые вновь выделенные «малые» области в ряде регионов тем не менее имели большие размеры и ими трудно было управлять.
Поэтому во второй половине войны прошла еще одна волна размельчения этих не до конца «удобоваримых» областей. Она сопровождалась одновременной ликви- дацией ряда автономий тех народов, которые аппаратом высшей государ- ственной власти были признаны нелояльными эти народы были депортиро- ваны в Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь, а территории их автономий раз- делялись между соседними русскими областями и лояльными автономиями. В январе 1943 г. В декабре 1943 г. Таблица 5.
Историко-географические особенности устройства России Читать далее: Современное административно-территориальное устройство России 2. В качестве основного аргумента этих перемен особенно в последующие годы выдвигался принцип единства экономического районирования, национального состава и административно-территориального деления. Начало осуществления административно-территориальной реформы относится к 1917 — 1922 гг. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья.
Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика объединявшая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской Удмуртской , Калмыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие национальные образования. Наряду с формированием новых национальных образований в 1917 —1922 гг.
Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Пермской — Свердловская, из Новгородской — Череповецкая, из Саратовской — Царицынская и т. Но затем четко проявилась противоположная тенденция — к объединению губерний.
А в состав Калмыкии были включены не только все прикаспийские районы Астраханской области, но и некоторые приволжские районы этой, а также Сталинградской области и Ставрополья. Нечто подобное наблюдалось в начале-середине 1920 гг. Каменномостский был переименован в Хаджох на юге теперешней Адыгеи , г. Владикавказ — в Дзауджикау, г. Степной — в г.
Элисту Калмыкия ; город-курорт Серноводск был передан Горской автономии впоследствии Чечено-Ингушетии. Тогда обширные исконно русские территории были включены в состав многих автономных, союзных республик, нацокругов и т. А в 1930 — 1940 гг. В 1956-1963 гг. Автор отнюдь не выступает за новый передел внутрироссийских границ, так как прекрасно понимает, к каким негативным последствиям это может привести. Тем не менее, следует подчеркнуть, что все прежние переделы, начиная с 1920 гг. А что касается непосредственно Северного Кавказа, то весьма благосклонное отношение «центра» к увеличению территории воссозданных нацавтономий позволило их руководству, что называется, диктовать политику в отношении всего Северного Кавказа.
Как следствие, всё чаще там проявлялись факты откровенной русофобии, росло отчуждение между русскими и представителями северокавказских национальностей особенно в Чечено-Ингушетии, в ряде районов Дагестана, Калмыкии.
В 1925 году она была переименована в Киргизскую автономную область, а в 1926 году была переименована и преобразована в Киргизскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В декабре 1936 года республика получила независимость и вошла в состав СССР в качестве отдельной союзной республики. С 27 марта 1918 года она находилась под контролем Румынии, хотя официального вхождения Бессарабии в Румынию не было. Фактически речь идет об аннексии, когда румынская армия установила свой протекторат.
Именно поэтому Советское правительство, начиная с 1920 года, регулярно отправляло ноты с претензиями в Румынию.
Административно-территориальное деление
Административное деление СССР — деление территории Союза Советских Социалистических Республик (Союза ССР, СССР, Советского Союза) в соответствии с его администрированием. Из истории изучения административно-территориального деления советской России Текст научной статьи по специальности «История и археология». В 1929 году административно-территориальное деление внутри Советского Союза снова изменилось.
История административно-территориального деления Москвы.
Обстановка в стране ухудшалась. Одной из ведущих партий в этот период стали большевики. Стремясь поскорее выйти из Первой мировой войны они заключили с Германией сепаратный Брестский мир , по условиям которого Россия понесла значительные территориальные, финансовые и репутационные потери [1]. С 1919 года партия большевиков стала называться коммунистической. Тогда же в стране установилась однопартийная система. На X съезде РКП б в марте 1921 года были запрещены внутрипартийные фракции. В стране началась Гражданская война 1919—1920 годы , в которой сторонники прежней власти « белые » получали поддержку от Франции , Японии , США , Великобритании и целого ряда других стран. В результате войны сторонники новой власти «красные» одержали победу и постепенно установили контроль над национальными окраинами бывшей Российской империи [1]. В годы Гражданской войны в стране проводилась политика военного коммунизма. Следующим этапом экономической политики страны стала « новая экономическая политика » НЭП , в ходе которой продразвёрстка была заменена натуральным налогом.
Государственная собственность сохранилась, но в экономике были разрешены некоторые рыночные принципы, разрешено мелкое и среднее частное предпринимательство.
План В. Ленина , поддержанный большинством участников процесса консолидации, напротив, предполагал создание федеративного государства при сохранении суверенных прав республик. Последний был взят за основу. Декларация определила основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из состава СССР и право присоединения к нему других советских социалистических республик.
Договор определял отношения между республиками и центром. Союзные органы ведали вопросами внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы контролировались союзными республиками. Высшим органом страны был объявлен Всесоюзный съезд Советов. Первым председателем ЦИК был избран М.
Калинин, сопредседателями - Г. Петровский, Н.
В апреле 1926 г. В марте 1924 г. Остальная часть упраздненной Витебской губернии была включена в состав Псковской губернии. В декабре 1926 г. В 1924 г.
Петроградская и Симбирская губернии были переименованы в Ленинградскую и Ульяновскую, а в апреле 1925 г. Царицынская губерния — в Сталинградскую. Еще в декабре 1923 г. В апреле 1925 г. В феврале 1925 г. В октябре—ноябре 1924 г. Вслед за этим в мае 1925 г.
В июне—июле 1925 г. В сентябре 1925 г. В феврале 1926 г. В мае 1925 г. Вся территория края была разделена на округа и районы. В июне 1926 г. Площадь края после этого возросла до 4220,9 тыс.
В августе 1925 г. В ее составе в 1924—1926 гг. В январе 1926 г. Районирование территории Дальне-Восточного края было осуществлено весной 1926 г. В мае 1927 г. Вместо уездов и волостей создавались округа 9 единиц и районы. Фактически он был организован 1 августа 1927 г.
В мае 1928 г. Территория этих новых советских областей была «районирована», то есть разделена вместо уездов и волостей на округа и районы. В июне 1928 г. Нижне-Волжская обл. В октябре 1929 г. В августе 1928 г. Таким образом, в 1923—1928 гг.
Целью проводившейся реформы было полное уничтожение губерний, уездов, волостей и создание больших областей и краев с округами и районами, то есть укрупнение ячеек АТД всех звеньев иерархии. В этот день были образованы последние большие области — Западная, Ивановская Промышленная, Нижегородская, Центрально-Промышленная и Северный край. В состав Западной области центр — Смоленск вошли упраздненные Брянская, западная половина Калужской, Смоленская, южная часть Тверской губерний и Великолуцкий округ Ленинградской обл. Ивановская Промышленная обл. В Нижегородскую область центр — Нижний Новгород были включены территории Вятской и Нижегородской губерний и небольшие участки Владимирской и Костромской губерний. Уже 3 июня 1929 г.
Например, в СССР не было единого уголовного кодекса, у каждой республики он был свой. В свою очередь каждая ССР имела собственное территориальное деление. Статус автономных областей и округов был ещё ниже, чем у АССР. Административное устройство СССР постоянно изменялось. Официально высшая власть принадлежала коллективному органу — Всесоюзному съезду Советов. Так как фактически страной управляла только одна партия РКП б , то важно было и то, какую должность в партии занимает тот или иной государственный деятель. В состав Политбюро в разные годы советской власти входило от 8 до 25 человек. Члены Политбюро в 1921 году, фактически руководившие страной Источник Неофициально главой страны считался Владимир Ленин. Ленин обладал огромным авторитетом в партии, но всё же назвать его диктатором, единолично управлявшим страной нельзя — он вынужден был учитывать мнение других влиятельных большевиков, в первую очередь Льва Троцкого. В мае 1922 г. Ленин тяжело заболел. Причиной болезни были трудоголизм Ленина, а также последствия покушения на Ленина 1918 года. В декабре его состояние ухудшилось, а в мае 1923 г. Ленин скончался. Вскрытие показало, что в последние два года у него фактически работало лишь одно полушарие мозга. Владимир Ленин за несколько месяцев до смерти Культ личности Ленина Ещё до смерти Ленина партийные чиновники начали формировать культ Ленина. Постоянно подчеркивалась гениальность Ленина, его фактически поставили в один ряд с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом — основателями коммунистического движения.
File:Soviet Union Administrative Divisions 1989.jpg
Административно-территориальное деление Москвы 1968 г. просуществовало до 1993 г. с некоторыми изменениями. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. 60-х гг. так называемых совнархозов. Административное деление СССР — деление территории Союза Советских Социалистических Республик (Союза ССР, СССР, Советского Союза) в соответствии с его администрированием.
Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР
Административно-территориальное деление союзных республик: на 1-е января 1946 года / Информационно-статистический отдел при Секретариате Президиума Верховного Совета СССР. территориального деления нашей страны началось с 1917 г. 7 ноября 1917г. была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Административно-территориальное деление союзных республик СССР на 1 января 1947 года. Федеративная Советская Республика. Заметным событием, непосредственно затронувшим интересы административно-территориального деления страны, явилось образование на рубеже 50 – 60-х годов, так называемых совнархозов.
Административно-территориальное деление республик, входивших в состав СССР
Союз Советских Социалистических Республик — историческое федеративное государство, существовавшее с 1922 по 1991 год. Союз Советских Социалистических Республик. Административное деление РСФСР и УССР. Постоянно шёл процесс оптимизации административного деления СССР и союзных республик в него входяших. Настоящее издание содержит сведения об административно-территориальном делении союзных республик по состоянию на 1 января 1977 года с учетом изменений, происшедших с 1 января 1974 года. Статья "Административно-территориальное деление в СССР в 1940–1970 гг." Журнал "Землеустройство, кадастр и мониторинг земель / Land Management, Monitoring and Cadastre".
Какие республики входили в состав СССР
Последний миг перед революцией. Керенский пробовал все, чтобы остановить Ленина В сравнении с другими парламентами 1920-х делегаты, голосовавшие за образование СССР, отличались крайней молодостью. Поэтому, когда открыть съезд пригласили бывшего подпольщика Петра Смидовича часто такую честь доверяют самому возрастному , никто не удивился. Но основная роль на съезде все же принадлежала другому большевику, который в 1922 году был, правда, моложе Смидовича. На трибуну взошел 44-летний народный комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин, по праву занятия этой должности считавшийся ответственным за баланс интересов в новом союзе.
Речь Сталина не имела ничего общего с державной гордостью: восходящий советский лидер бичевал прежнюю Россию, которую назвал "палачом Азии, жандармом Европы", обещал учет ошибок прошлого и исторический реванш — "торжество новой России над старой". Отталкиваясь от этих принципов, Сталин предложил проголосовать за два документа — декларацию об образовании СССР и договор о нем же, заменявший конституцию. В эпоху Ленина волеизъявление было открытым. Вверх поднялись 1 673 руки.
Среди тех, кто выступил "за", был делегат от Украины, черниговский крестьянин Гавриил Одинец. Как представителя своей республики его пригласили на трибуну в прошлом Одинец был националистом и сторонником независимости , и он, воспользовавшись случаем, обрушил на присутствовавших,в абсолютном большинстве делегатов России, упреки в адрес ее исторического прошлого. Осудив Екатерину Великую "злейшего врага украинцев" и гетмана Богдана Хмельницкого, при котором Украина вошла в состав Московского царства, делегат нашел теплые слова для западно-украинской Галиции как хранительницы национальных традиций. Но, хоть о старой России Одинец отзывался как о "разбойнике", финал его речи был жизнеутверждающим: в духе времени делегат выразил надежду на благоденствие СССР и присоединение к нему стран по всему миру, включая Польшу с входившей в ее состав Западной Украиной.
Раздались аплодисменты. Игра продолжается Когда мимолетный съезд уже завершал свою работу, за дело взялся политик, отсутствие которого в Большом театре бросалось в глаза. Делегатам было известно о болезни основателя Советской России Владимира Ленина, и поэтому они ограничились избранием его почетным председателем. Но церемониальные функции не могли устроить пользовавшегося непререкаемым авторитетом вождя революции.
Ленин намеревался внести изменения в конструкцию Советского государства уже после того, как она была утверждена. Как Ленин увольнял Сталина.
Так было сохранено деление страны на военные округа. Старые судебные округа тем не менее были ликвидированы благодаря тому, что судебная система в СССР строилась исключительно на основе административно-территориального деления страны. Последнее мероприятие, надо это признать, ослабляло "судебную власть", ставя ее в подчинение не от единого общесоюзного центра, а от многочисленных местных начальников. К сожалению, современная Россия унаследовала этот глубоко порочный принцип организации судебной власти. Напоследок напомним, что союзные республики получили право самостоятельно определять вопросы собственного административного устройства только по конституционной новелле 1957 г. Население России после 1917 г.
Понравилась статья?
Вольский сообщил об этом в 2002 г.
Давайте сведем их все в 15—16 экономических регионов и сделаем их, как штаты в США. Ведь разделение по национальному признаку не характерно ни одной стране мира, кроме нашей! Так что вы продумайте и начертите мне карту этих регионов!
Этот же эпизод нашел отражение в интервью А. Вольского, которое посмертно было опубликовано на страницах «Коммерсанта». Представьте соображения об организации в Советском Союзе штатов на основе численности населения, производственной целесообразности, и чтобы образующая нация была погашена.
Нарисуйте новую карту СССР» [1330]. По свидетельству Аркадия Ивановича, сначала он пытался решить эту задачу сам, затем привлек на помощь академика Евгения Павловича Велихова. Они «сидели почти месяц», в результате было подготовлено «15 вариантов» нового административного деления нашей страны [1331].
В одном случае А. Вольский утверждал, что они с Е. Велиховым «нарисовали» «29 округов» [1332] , в другом случае, что последний вариант предполагал разделение СССР на 41 штат» [1333].
Поскольку в 1983 г. В это время в Молдавии проживало 4 млн. Следовательно, планируемая реформа должна была повести к децентрализации главным образом двух республик: Украины 7—8 штатов и России около 20.
Вольский, — красиво оформили, и тут Юрий Владимирович слег. Не случись этого, успей он одобрить «проект», с полной уверенностью скажу: секретари ЦК, ставшие впоследствии главами независимых государств, бурно аплодировали бы мудрому решению партии» [1335]. Что же должны были представлять эти новые административные единицы?
К сожалению, А. Вольский оставил этот вопрос открытым. Но из его воспоминаний явствует, что Ю.
Андропов прямо поставил перед ними задачу перекроить карту страны «по типу Штатов» [1336] , что он хотел, чтобы новые административные единицы были «как штаты в США» [1337] и в окончательном варианте эти новые административные единицы прямо называл «штатами» [1338]. Если так, то «советские штаты» должны были иметь свою конституцию и свои законы, т. О том, что подобный проект мог встретить поддержку на местах, свидетельствуют воспоминания Ханса Модрова.
Вспоминая о Г. Романове, X. Модров писал: «К началу 80-х годов он предложил концепцию «Интенсификация-90».
С ее помощью он хотел для начала обеспечить динамичное развитие Ленинградской области, предоставив ей больше самостоятельности. Я думаю, он хотел поднять ее до ранга союзной республики» [1339]. Однако речь шла не только о создании на территории СССР нескольких десятков «штатов».
Как утверждал А. Андропов одновременно «мечтал о межрегиональных рынках» [1340]. Какая же могла быть связь между разделением страны на «штаты» и созданием «межрегиональных рынков»?
Получается, что создаваемые в результате административной реформы «штаты» должны были стать субъектами рыночных отношений. Это наводит на мысль, что Ю. Андропов обдумывал возможность введения так называемого регионального хозрасчета.
Федоренко, идея «регионального хозрасчета» действительно возникла «в начале 80-х годов» [1341]. Но своими корнями она уходит еще в 60-е годы, когда два новосибирских экономиста Борис Павлович Орлов и Рувин Исакович Шнипер поставили вопрос о необходимости заинтересовать в результатах труда не только предприятия, но и отдельные регионы [1342]. В последующем эта идея разрабатывалась коллективом новосибирских экономистов во главе с Александром Григорьевичем Гранбергом, который в марте 1984 г.
И далее: «Я со своими соратниками начинал с региональных и межрегиональных моделей централизованной экономики. Постепенно у нас созревало понимание того, что регион — это не только часть единого народнохозяйственного комплекса, что необходимо устанавливать связь между расходами и доходами на территории, между эффективностью экономики региона и тем, что он получает из центра в виде фондов для развития социальной сферы». Поиски путей решения этой проблемы привели к мысли о необходимости предоставить регионам экономическую самостоятельность, чтобы они могли рассчитывать не на средства из союзного бюджета, а на результаты своей экономической деятельности.
Так родилась идея регионального хозрасчета. Не отрицая существования сторонников этой идеи в столице, Н.
Во всех АО применялся свой язык, помимо русского Таблица по алфавиту, в ней собраны все автономные области АО в составе бывшего Союза, которые были тогда объединены в единую форму государственного правления, имели общие границы Перечисленные выше административные территории, до 26 декабря 1991 года, входили в состав СССР и были ближними соседями друг друга — бывшие страны СССР со столицами по списку После распада Советского Союза, в декабре 1991 года, РСФСР была переименована в Российскую Федерацию Russia. Кроме — Еврейская АО.
Административно-территориальное деление в СССР
Настоящий справочник содержит данные об административно-территориальном составе союзных республик по состоянию на январь 1977 года. В этом издании имеются сведения о числе краев, областей, районов, городов, поселков и сельсоветов по СССР в целом и по каждой союзной и автономной республикам, автономной области, краю, области и национальному округу. Размеры территорий в справочнике приводятся по данным Главного управления геодезии и картографии Государственного геологического комитета СССР на 1 января 1965 года. В справочнике указано время образования союзных и автономных республик, автономных областей, национальных округов, краев, областей, городов и поселков городского типа, а также приведены расстояния от районных центров, городов, поселков городского типа до ближайших железнодорожных станций и от районных центров до столиц республик, краевых, областных центров.
Однако, они готовились войти в состав ССГ. Согласно данному закону, высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР временно до принятия Конституции Крымской АССР и создания конституционных органов государственной власти был признан Крымский областной Совет народных депутатов [6]. Через 4 месяца, 19 июня, упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года [7].
Такие административные деления ни в малейшей степени не отвечали ни экономическим потребностям, ни интересам многочисленных народностей России. И как итог, к правящему классу в обществе стали выдвигаться требования по замене старых полицейско-фискальных административных делений России, установленных еще при Петре I и Екатерине II, новыми делениями, основанными на современной экономической жизни и согласованными, по возможности, с национальным составом населения. Ленин считал, что административное деление царской России — это «средневековые, крепостнические, казенно-бюрократические административные деления России, притом в самой грубой их форме…» [1]. Революция внесла коренные изменения в социально-экономический и государственный строй, а также в территориально-административное устройство.
Для утверждения нового строя, в котором господствующим, руководящим классом был провозглашен рабочий класс в союзе с крестьянством и солдатами и страной, был взят курс на ликвидацию класса помещиков, буржуазии, а также богатых крестьян кулаков. Административно-территориальное устройство имело большое политическое и народнохозяйственное значение. От правильного административнотерриториального деления во многом определялись успехи по руководству хозяйственно-политической и культурной деятельностью со стороны государственных органов, четкая организация работы всего советского государственного аппарата.
С 1919 года партия большевиков стала называться коммунистической. Тогда же в стране установилась однопартийная система. На X съезде РКП б в марте 1921 года были запрещены внутрипартийные фракции. В стране началась Гражданская война 1919—1920 годы , в которой сторонники прежней власти « белые » получали поддержку от Франции , Японии , США , Великобритании и целого ряда других стран. В результате войны сторонники новой власти «красные» одержали победу и постепенно установили контроль над национальными окраинами бывшей Российской империи [1]. В годы Гражданской войны в стране проводилась политика военного коммунизма. Следующим этапом экономической политики страны стала « новая экономическая политика » НЭП , в ходе которой продразвёрстка была заменена натуральным налогом.
Государственная собственность сохранилась, но в экономике были разрешены некоторые рыночные принципы, разрешено мелкое и среднее частное предпринимательство. Благодаря нэпу к 1927 году удалось восстановить довоенный уровень экономики, но при этом обострились социальные противоречия. На XV съезде ВКП б в декабре 1927 года был провозглашён курс на индустриализацию и коллективизацию , целями которой были усиление экономической мощи и обороноспособности страны. На следующий год был принят первый пятилетний план.