Будущий писатель, величие которого не подвластно времени, появился на свет 1 апреля 1809 года на Полтавщине, в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского. Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии. Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд.
Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе
Главная» Новости» Юбилей гоголя в 2024 году. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы весной 1809 года / Public Domain. У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных.
В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя
В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь решил не возвращаться в полтавское имение, а перебраться в столицу. Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года. В 1828 году Гоголь переехал в Санкт-Петербург где безуспешно пытался устроиться на службу. В начале 1831 года Гоголь был адъюнктом (то есть аспирантом) Санкт-Петербургского университета.
Гоголь Николай Васильевич
- Николай Васильевич Гоголь - биография, библиография, экранизации, награды.
- Сколько лет было Гоголю на момент смерти Пушкина?
- Новости за 2024 год
- 115 лет памятнику Гоголю. Почему Сталин велел его убрать - Родина
Николай Гоголь. Свет и тени - программа Леонида Млечина
За границей Портрет Гоголя Фёдора Моллера начало 1840-х годов В июне 1836 года Гоголь выезжает за границу, где он с перерывами пробыл почти 10 лет. За границей он жил в Германии, Швейцарии, в Париже провёл время с А. Там же встретился и сблизился с А. Всё это время он продолжает работу над «Мёртвыми душами». В феврале 1837 года погиб Пушкин, писатель очень переживал смерть поэта. Он собирался вернуться в Петербург, который со смертью Пушкина совсем опустел для него, но вместо этого писатель отправился в Италию. В марте 1837 года он был в Риме. Город ему очень полюбился своей древней историей, памятниками архитектуры, картинными галереями. Он любил показывать Рим приехавшим к нему друзьям.
Здесь же в Риме он закончил «Шинель», написал «Ацунциату», позже переделанную в «Рим». В 1841 году он закончил первый том «Мёртвых душ» и вернулся в Москву, чтобы опубликовать произведение. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё, как и в случае с "Ревизором, убедили писателя в его огромном влиянии и власти над умами современников. Эта мысль стала постепенно складываться в своё пророческое предназначение и использование этого пророческого дара на благо общества. После долгих бюрократических проволочек цензура допустила к печати первый том «Мёртвых душ» весной 1842 года. Всего Гоголь задумывал написать три тома романа, герой его романа Чичиков во время путешествий должен был нравственно измениться, подобно герою «Божественной комедии» Данте. Это последнее пребывание за границей стало переломным моментом в его душевном состоянии, в нём сильнее развивается религиозно-мистическое направление. В это время он работает над вторым томом «Мёртвых душ».
В 1845 году во время сильнейшего душевного кризиса он сжёг второй том романа, а также все свои рукописи. Практически перестал писать друзьям, а в 1848 году отправился в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господнему, однако это не принесло ему того, что он ожидал. В 1849 году писатель вернулся в Россию и по памяти начинает восстанавливать сожжённый том «Мёртвых душ», по своему обыкновению, он много раз переделывал написанное. В нём продолжалась мучительная борьба между художником и христианином. В эти годы он часто гостит у мамы в деревне, проводит время с А. Cмерть Гоголь на Памятнике « Тысячелетие России » в Великом Новгороде С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование отца Матфея: «Отрекись от Пушкина» [9]. Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления — с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника.
Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [10]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [11] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [11]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Вскоре он начал жаловаться на припадки тоски, он перестал выходить из дома. Он признаётся своему духовнику, что его начали одолевать мысли о смерти. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь опять сжигает свои рукописи.
Утром он рассказал графу Толстому, что сжёг всё под влиянием злого духа. Несмотря на уговоры друзей, он строго соблюдает пост, 18 февраля слёг и совсем перестал есть, внутренне готовясь к смерти. Николай Васильевич Гоголь умер в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия [12]. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [13].
Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской.
С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной. В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому.
В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность. По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной Портрет А. Неизвестный автор. В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя — повесть "Вий".
В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий". Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" из украинской мифологии и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа. Кадр из фильма "Вий" 1967 г.
Ершов и Г. Кропачёв Бегство Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ". Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы.
Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску". Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том "Мертвых душ".
В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин. Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно… Герой «Ревизора» - Хлестаков. Художник Л.
Литературное творчество Первый литературный опыт Николая Гоголя относится ко времени обучения в Нежинской Гимназии высших наук. В 1825-1827 гг. Алов выпустил поэму "Ганц Кюхельгартен". Она получила негативную оценку критики, после чего автор выкупил и сжег все нераспроданные экземпляры. Литературную известность Гоголю принес сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" опубл. В 1835 г. Вершиной драматургического творчества Гоголя стала комедия "Ревизор", вышедшая в 1836 г. Пьеса получила широкую популярность. Спектакли по ней и в настоящее время входят в репертуар многих театров.
В 1836-1848 гг.
С повестями из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» мы знакомимся в средней школе, а позже обращаемся к поэме «Мертвые души». Гоголь — выдающийся русский писатель.
И это известно практически всем. Однако… многогранность его личности не исчерпывалась литературным творчеством. Унаследовав от своего отца, Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, любовь к театру, Николай Васильевич с увлечением участвовал в сценических постановках Нежинской гимназии, в основном он исполнял комические роли.
В гимназии Гоголь учился с 1821 по 1828 год, и этот период стал очень важным для формирования его писательского и драматургического таланта. Именно в эти годы будущим писателем были созданы первые литературные произведения. На сценические опыты именно этого времени Николай Васильевич будет опираться позже.
Юный Гоголь — актер и начинающий писатель хотя самые ранние, ученические его творения не сохранились. Актерские успехи в гимназическом театре, отзывы товарищей, говоривших о замечательном актерском даровании, вдохновляли… и, уезжая по окончании гимназического обучения в Петербург, Гоголь решает связать свою жизнь с театром, став актером. Он предпринимает попытку вступить в русскую труппу Императорских театров.
Новости и события Российского исторического общества
Александр Сергеевич Пушкин подарил Гоголю 2 щедрых подарка - идею для создания повести «Ревизор» и собаку - мопса по кличке Джози, который стал любимчиком писателя. Николай Гоголь умер за месяц до своего 43-го дня рождения — писатель перестал есть, слег в постель и впал в беспамятство. Все попытки друзей и врачей его спасти оказались тщетными. КультураЗаводоуковск Опубликовано 19.
Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании.
Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафиму Саровскому , Игнатию Брянчанинову и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [29]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами политических движений и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд.
В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже такие друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь , и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции.
Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены А. Хомякова — Екатерины Михайловны , которая была сестрой его друга Н. Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице ; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [30]. Смерть Москва. Дом графа А. Толстого, где умер Н. Фото около 1900 года. С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке.
Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование отца Матфея: «Отрекись от Пушкина» [31]. Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления — с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [32]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [33] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [33]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг.
Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Эвениус , профессор С. Клименков , доктор К. Сокологорский , доктор А. Тарасенков , профессор И. Варвинский , профессор А. Альфонский , профессор А. Овер решается на принудительное лечение Гоголя.
Мама Николая Васильевича была очень красивой девушкой и вышла замуж уже в 14 лет за мужчину, который был на 14 лет старше её. В семье родителей Николая Васильевича было целых 12 детей, включая него, 6 мальчиков и 6 девочек. Но половина из них не пережила детского возраста. Но все вышло так неудачно, что он решил сжечь весь тираж.
В 2013 г. В 2022 г. Новым художественным руководителем стал режиссер Антон Яковлев.
Step Creative Group В 2005 г. А в феврале 2024 г. Мосфильм Произведения Гоголя часто экранизируют в России и за рубежом. Наиболее популярные из них: мультфильм «Ночь перед Рождеством» 1951 г. Ленфильм В 2017 г. Это был первый российский сериал, который показали в кинотеатрах. Проект был разделен на три фильма.
За первые выходные проката сборы первой части « Гоголь.
Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения
Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. столько же, сколько прожил писатель. Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. 10. Когда молодой Гоголь перебрался в Петербург, его удивило, как же дорого жить в этом городе.
Биография Гоголя
После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг. Кстати, это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Будучи еще студентом, Гоголь бросил в огонь поэму «Ганц Кюхельгартен», когда ее раскритиковали читатели. Не выдержав язвительных отзывов, классик выкупил все экземпляры произведения и уничтожил. Но несколько копий все же сохранились до наших дней. Они являются большой ценностью. Знакомство в 1831 году с Александром Сергеевичем Пушкиным имело для Гоголя судьбоносное значение. Считается, что именно он подсказал писателю сюжет для «Ревизора».
Тогда Пушкин рассказал молодому писателю анекдот о проезжем господине, выдававшем себя за чиновника и обобравшем всех городских жителей. Гоголю настолько понравилась эта комичная история, что он захотел сделать из нее произведение. Прозаику понадобилось всего два месяца, чтобы написать «Ревизора».
Первой публикацией Гоголя стала поэма «Ганц Кюхельгартен», изданная им под псевдонимом «В. Алов», но критики восприняли её холодно. Разочарованный писатель выкупил весь оставшийся в продаже тираж и уничтожил его. Гоголь утверждал, что не собирался сжигать второй том «Мертвых душ» и ряд других произведений, но его заставил «злой дух».
Второй том «Мертвых душ» Гоголь сжигал дважды. Первый раз писатель избавился от рукописи, когда был за границей. А второй раз написал ее заново и тоже сжег, но дело уже происходило в России. Николай Васильевич хотел написать второй том «Мертвых душ» и третий раз, но не успел, так как скончался в 1852-м. Незадолго до смерти писатель утверждал, что слышит какие-то потусторонние голоса. Одной из главных фобий Николая Гоголя была боязнь быть похороненным заживо. По неизвестной причине на дорогах и тротуарах Гоголь на протяжении всей жизни придерживался левой стороны, а не правой, как все вокруг.
О неуравновешенной психике Николая Гоголя можно судить не только по тому факту, что он неоднократно уничтожал свои рукописи. В детстве писатель часто слышал голоса у себя из-за спины. Тот же голос он услышал за несколько дней до смерти. Необъяснимые явления присутствовали в его жизни постоянно. Гоголь не любил ящериц и червей, называл их «вертлявыми» и убивал тростью. Существа напоминали ему чертей. Писатель очень много говорил о смерти перед своей кончиной и как будто готовился к ней.
Он даже попросил разослать его рукописи нужным людям. Писатель опасался, что его примут за мертвого и похоронят заживо, поэтому последние 11 лет жизни он всегда спал сидя.
Прозаик заказал картину в Италии для своей матери. Моллер, портрет Гоголя В жизни трагический и мрачный Гоголь выглядел иначе. В архивах, предположительно, можно найти единственное фото автора «Мёртвых душ», сделанное фотографом Сергеем Левицким в Риме. На снимке видно, как писатель хмурит густые брови и напряжённо смотрит вдаль.
Между портретом и фото есть только два сходства — выразительный нос поэта и причёска. Николай Гоголь Фигура Николая Гоголя была вырезана из общего фото художников 1845 года.
Прозаик заказал картину в Италии для своей матери. Моллер, портрет Гоголя В жизни трагический и мрачный Гоголь выглядел иначе. В архивах, предположительно, можно найти единственное фото автора «Мёртвых душ», сделанное фотографом Сергеем Левицким в Риме. На снимке видно, как писатель хмурит густые брови и напряжённо смотрит вдаль.
Между портретом и фото есть только два сходства — выразительный нос поэта и причёска. Николай Гоголь Фигура Николая Гоголя была вырезана из общего фото художников 1845 года.
Биографическая справка
- Николай Васильевич Гоголь - биография, библиография, экранизации, награды.
- Николай Гоголь
- 215 лет назад родился писатель Николай Гоголь
- Гоголь в Петербурге: «встречал одни неудачи»
- Биографическая справка
Николай Гоголь: Самые популярные цитаты автора
- Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе • Arzamas
- Увлечение литературой
- Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе
- 115 лет памятнику Гоголю. Почему Сталин велел его убрать - Родина
Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения
Николай Васильевич Гоголь | А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем». |
Гоголь Николай Васильевич, биография — РУВИКИ | Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель. Родился в с. Большие Сорочинцы на Украине, в небогатой семье помещика В. Гоголя-Яновского. |
Новости за 2024 год | Гоголь еще два раза посетит Оптину пустынь в 1851 году. |
Николай Гоголь. Свет и тени - программа Леонида Млечина
215 лет со дня рождения Николая Гоголя | Правда, весной 1850 года делал предложение (первое и последнее) орской, но получил отказ. |
Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя | Валерий Мельников / РИА Новости. 1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Гоголя (1809-1852). |
Всё о Гоголе | О том, что дубовый гроб Гоголя якобы был в прекрасном состоянии во время эксгумации (через 79 лет после похорон), писал Владимир Лидин. |
Гоголь Николай | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов | Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. |
Гоголь Николай Васильевич | Гоголь родился 1 апреля 1809 года, Пушкин умер 10 февраля 1837. |
Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя
В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы весной 1809 года / Public Domain. В том же году вышли «Выбранные места из переписки с друзьями» – произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей «дельной книгой», поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи. Николай Гоголь скончался 4 марта 1852 года, на момент смерти ему было 42 года.
Когда и во сколько лет умер Николай Гоголь?
Он вместе с товарищами издавал рукописный журнал, в котором регулярно публиковал свои стихотворения, написанные в духе популярной тогда романтической поэзии. При этом Гоголь-гимназист пробовал себя в разных жанрах. Из-под его пера вышли и драматические произведения, и рассказы, и историческая повесть. В 1827 году автор завершил работу над поэмой «Ганц Кюхельгартен», подражающей популярным тогда романтическим идиллиям. Это произведение Гоголь спустя два года даже опубликовал под псевдонимом В. Алов, но отрицательные отзывы заставили импульсивного юношу выкупить весь тираж и сжечь его.
Санкт-Петербург В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь решил не возвращаться в полтавское имение, а перебраться в столицу. Здесь его ждало жестокое разочарование. Мечты о скорой и блестящей карьере разбились о суровую реальность: денег не было, общественного признания тоже. Николай предпринял несколько попыток устроиться актёром в театр, однако игра, которая восхищала его гимназических товарищей, не впечатлила искушённых столичных режиссёров. В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником — сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов.
Служба эта была невыносимо скучна, и справлялся с ней Гоголь плохо.
Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма.
Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем.
Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах.
Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н.
Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия.
В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия.
Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт.
В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям». Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62].
Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала [62]. В июле 2009 году Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Николая Гоголя в Издательстве Московской Патриархии. Новое издание подготовлено на академическом уровне. В рабочую группу по подготовке полного собрания сочинений Н.
Гоголя вошли как светские учёные , так и представители Русской Православной Церкви [64]. Гоголь и русско-украинские связи Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский — в споры об этом его втянули друзья. Сам же писатель не мог дать однозначного ответа на этот вопрос, склоняясь к синтезу двух культур [65]. В 1844 году он так отвечал на запрос Александры Осиповны Смирновой : «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве» [66]. Но из-за особенностей характера его творчества предпринимались неоднократные попытки понять Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним было до известной степени объяснимо его отношение к русской жизни.
Привязанность Гоголя к своей малороссийской родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», а сатирическое отношение к русской жизни, предположительно, объясняется не только его национальными свойствами, но и характером его внутреннего развития [7]. Несомненно, что в творчестве писателя сказались украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе. Как писал А. Пыпин , «украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление» [7]. Длительное пребывание за границей уравновесило украинскую и русскую составляющие мировоззрения Гоголя, родиной души своей он теперь назвал Италию [1] ; при этом Италию он любил за то же, за что отдавал предпочтение Диканьке перед Петербургом — за архаичность и противостояние европеизированной цивилизации «здесь отчасти действовал и малороссийский элемент», — напишет о привязанности Гоголя к Италии П. Анненков [67]. В переданном со слов Г. Данилевского споре писателя с О.
Бодянским о русском языке и творчестве Тараса Шевченко было отражено предположительное понимание поздним Гоголем особенностей русско-украинских отношений. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров … Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно» [57]. Из этого спора вытекает, что к концу жизни Гоголя волновал не столько национальный вопрос, сколько антагонизм веры и безверия. А сам писатель склонялся к умеренному панславизму и синтезу славянских культур. Гоголь и живописцы Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. Гоголя Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью.
Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный график рукописные журналы «Метеор литературы», «Навоз Парнасский» и театральный декоратор. Уже по выходе из гимназии в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Общение с кругом Пушкина, с К. Брюлловым , делает его страстным поклонником искусства. Картине последнего « Последний день Помпеи » посвящена статья в сборнике « Арабески ». В этой статье, а также в других статьях сборника Гоголь отстаивает романтический взгляд на природу искусства. Образ художника, а также конфликт эстетического и морального начала станет центральным в его петербургских повестях « Невский проспект » и « Портрет », написанных в тех же 1833—1834 годах, что и его публицистические статьи.
Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.
Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй - «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором, произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала «Арабески», потом «Миргород», оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830-1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые.
Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной. Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным, Михаилом Максимовичем, Михаилом Щепкиным, Сергеем Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы». Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса.
Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины, где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья. В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника.
Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Потом в том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа - крестьянско-казацкие восстания 1637-1638 годов, предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий - войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина 1842.
К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ», был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем, то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы.
Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой - высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные - в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз «Женитьба», наброски которой относятся к тому же 1833 году, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение - «Мёртвые души», но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников.
Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже, где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы.
Николай Васильевич Гоголь 1809, 20 марта 1 апреля — родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Мама Николая Васильевича была очень красивой девушкой и вышла замуж уже в 14 лет за мужчину, который был на 14 лет старше её. В семье родителей Николая Васильевича было целых 12 детей, включая него, 6 мальчиков и 6 девочек. Но половина из них не пережила детского возраста.
Николай Гоголь: «Моё имя будет счастливее меня»
«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя | Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. |
Гоголь Николай Васильевич - Поэт - Биография | Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. |
Гоголь, Николай Васильевич — Википедия с видео // WIKI 2 | В начале 1831 года Гоголь был адъюнктом (то есть аспирантом) Санкт-Петербургского университета. |
Николай Гоголь: «Моё имя будет счастливее меня» | Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл Полтавской губернии. |
1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения | РИА Новости Медиабанк | 19 марта 1849 года Гоголь праздновал свое 40-летие у С.Т. Аксакова. |