Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года. Сто лет назад, 18 марта 1921 года, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, который положил конец советско-польской войне.
Рижский мир и его значение для Европы
Общая стоимость прочего, кроме подвижного состава, железнодорожного имущества, возвращаемого в натуре или в эквиваленте, определяется суммой 5 096 000 золотых рублей. Из вышепоименованного железнодорожного имущества Россия и Украина обязуются возвратить Польше в натуре: а Подвижной состав общеевропейской колеи, находящийся на российско-украинской сети и не переделанный на [646] широкую колею, за исключением единиц, уже изъятых из инвентаря или не поддающихся ремонту вследствие полного их разрушения. В случае невозможности выдачи подлинника документа или чертежа за Польшей признается право получения за свой счет копии с них. Стоимость подвижного состава, возвращаемого в натуре, будет исчислена на нижеследующих основаниях и вычтена из суммы, указанной во втором абзаце пункта 1 Отдела I настоящего Приложения: a Исчисление стоимости подвижного состава, возвращаемого в натуре, производится по каждой однородной группе отдельно, независимо от числа единиц в ней, тем же способом, каким исчислена общая стоимость соответствующего рода подвижного состава пункт 1 Отдела II настоящего Приложения. При превышении установленных норм неисправности подвижного состава последний может быть при желании России и Украины приведен в надлежащее состояние их средствами и за их счет в сроки, указанные в пункте 3 Отдела II настоящего Приложения. При приведении подвижного состава, возвращаемого Польше, путем ремонта его в России и Украине в лучшее состояние против норм, указанных под литерой b настоящего пункта, Польша возмещает России и Украине стоимость такового ремонта по этим же пенам. Стоимость прочего, кроме подвижного состава, железнодорожного имущества, возвращаемого Польше в натуре, будет определена Смешанной Реэвакуационной Комиссией на основании довоенных инвентарных цен.
Генриха Страсбургера и Леона Василевского. Означенные уполномоченные, съехавшись в г. Риге, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных достаточными и составленными в надлежащей форме, согласились в нижеследующем: Особенно удивляет выражение «почетный мир», которое вероятно больше подходит для польской стороны, однако для советской стороны главное на то время было это «дожать» Врангеля и закрепится на тех территориях, которые они контролировали на момент окончания войны, к тому же поляки этим «почетным миром» признавали власть большевиков находящихся в те годы в полной международной изоляции.
Все это говорит о том что советские руководители того времени являлись жестокими и беспринципными прагматиками и поэтому весь тот национальный позор, который был расписан в пунктах рижского договора, команду Троцкого и его единомышленников особо сильно не волновал, тем более для главы советской делегации А. Иоффе это был уже второй такой «почетный мир», первый он как известно подписывал в Бресте в 1918 году. Помимо огромных территориальных потерь, закрепленных в рижском договоре, советская Россия также понесла существенные моральные и особенно экономические потери. Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года: Из Cтатьи XI [Рижского договора 1921 г.
Тем самым были разгромлены основные войска Красной Армии, брошенные против Польши. Другие отмечают, что Россия серьёзно пострадала во время Гражданской войны и не имела сил для борьбы на несколько фронтов. Мирный договор был нужен ей, чтобы убрать угрозу с запада и покончить с Русской Армией генерала Петра Николаевича Врангеля, которая в разгар борьбы с поляками перешла в наступление. Условия мира, предложенные поляками, изначально были тяжёлыми. Советскому правительству приходилось соглашаться с тем, что под польским гнётом окажутся многие белорусские и малороссийские земли, которые совершенно не тяготели к польской государственности. Кроме того, само существование обновлённой Речи Посполитой было угрозой для молодой советской республики. Поляки в своей политике всецело руководствовались указаниями стран Западной Европы, которые были враждебны большевикам.
Несмотря на стремительный захват территорий, к концу весны контрнаступление большевиков вынудило поляков отступить. Красная Армия двинулась к Варшаве, где уже в августе потерпела катастрофическое поражение. Это вынудило большевиков пойти на примирение с Польшей и признать ее претензии на западные территории Украины и Белоруссии, а также выплатить де-факто репарации. Польша обязалась признать независимость Белоруссии и Украины и подтвердила, что уважает их государственный суверенитет. В феврале 1921 года советские лидеры пошли на уступки, чтобы ускорить процесс подписания мирного соглашения. Позже Владимир Ленин высказывался по этому поводу: «В последнее время мы решили еще пойти на некоторые уступки не потому, что считали это справедливым, а потому что считали важным делом сорвать интриги русских белогвардейцев, эсеров и меньшевиков в Варшаве, империалистов Антанты, больше всего стремящихся не допустить мира». Представители Белорусской ССР участия в процессе не принимали, от ее имени это сделала советская делегация. Но советская сторона согласилась только на 30 миллионов и 300 паровозов европейской колеи, 435 пассажирских и 8100 товарных вагонов.
Рижский мирный договор 1921
Рижский мирный договор между РСФСР (также от имени БССР, белорусское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). В зале заседания польско-советской мирной конференции в г. Риге. 1921 г. Фотоснимок. Безусловно, Рижский мирный договор был нужен странам, так как позволял прекратить военные действия.
Рижский мир и его значение для Европы
Много спекулируют и на том, что белорусская делегация официально не присутствовала на переговорах в Риге, но забывают, что у белорусов с Россией был военный договор, — подчеркивает эксперт. По словам Владимира Егорычева, Советский Союз недооценил силы польской армии, к тому же не имел достаточного военного опыта, поэтому под Варшавой советские войска потерпели поражение: — Армия Польши была полностью экипирована западными странами: почти вся польская армия готовилась на территории Франции, американцы давали свои самолеты, танки. Поскольку Советскому Союзу не хватило сил завершить эту войну в свою пользу, пришлось вступить в переговоры. В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше. Линия границы между двумя государствами проходила недалеко от Минска. Однако они официально и безапелляционно заявили в Лиге Наций, что ни один пункт этого договора выполнять не будут.
В итоге на присоединенных белорусских землях активно проводили политику ополячивания, насаждали католичество. К 1939 году на территории Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы. К тому же белорусов жестоко преследовали за их попытки к самоопределению. Если в анкете в графе национальность человек писал «белорус», а не «поляк», ему грозило до 10 лет тюрьмы. По словам эксперта, так как проводилась явная политика ополячивания, то находились люди, готовые служить этому режиму.
Пузово и Проходы , оставляя на стороне Белоруссии д. Раювка, Савичи, Зараковцы и Пузово, а на стороне Польши д. Марусин, Смоличи восточные, Лецешин и Проходы; далее к Московско-Варшавскому шоссе, пересекая его к западу от д.
Филиповичи западные, оставляя д. Цехова на стороне Белоруссии, а д. Подчицы на стороне Польши; далее на юг до реки Морочь у д.
Хорополь, оставляя д. Мокраны, Задворье, Мокраны и Хорополь на стороне Белоруссии, а д. Цецеровец, Осташки, Лозовичи и Н.
Мокраны на стороне Польши; далее вниз по реке Морочь до впадения ее в реку Случь минский ; далее вниз по реке Случь до впадения ее в реку Припять; далее в общем направлении на д. Березцы, оставляя д. Любовичи, Хильчицы и Березцы на стороне Белоруссии, а д.
Лутки северные и южные на стороне Польши; далее вдоль дороги на д. Букча, оставляя дорогу и д. Букча на стороне Белоруссии, а д.
Корма на стороне Польши; далее в общем направлении к железной дороге Олевск — Сарны, пересекая ее между ст. Остки и ст. Сновидовичи, оставляя на стороне Украины д.
Радзивиловичи, Рачков, Беловижская, Беловижа и Сновидовичи; далее в общем направлении на д. Мышаковка, оставляя на стороне Украины д. Гута и Мышаковка; далее к устью реки Корчик, оставляя д.
Млынок на стороне Украины; далее вверх по реке Корчик, оставляя м. Корец Н. Место на стороне Польши; далее в общем направлении на д.
Милятин, оставляя д. Милятин в г. Острог, оставляя д.
Мощановка, Кривин и Соловье на стороне Украины, а д. Мошаница, Бодовка, Вильбовно, г. Острог и дорогу на стороне Польши; далее вверх по реке Вилия до д.
Ходаки, которая остается на стороне Польши; далее в общем направлении на м. Белозорка, оставляя на стороне Украины д. Ямполь, д.
Дедковцы, Вязовец и Кривчики, а на стороне Польши д. Белозорка; далее к реке Збруч, оставляя дорогу и д. Щасновка на стороне Польши; далее вдоль реки Збруч, до впадения ее в реку Днестр.
Вышеозначенная граница описана по карте русского издания в масштабе 10 верст в одном английском дюйме , прилагаемой к настоящему договору, на которой и нанесена красной краской. Искусственное изменение уровня воды на пограничных реках и озерах, влекущее за собой изменение направления на участках пограничных или изменение среднего уровня воды на территории другой стороны, не допускается. На пограничных участках рек обеим договаривающимся сторонам предоставляется право свободного судоходства и сплава.
Подробное установление и проведение в натуре вышеуказанной государственной границы, как и постановка пограничных знаков, возлагаются на Смешанную Пограничную Комиссию, образованную на основании статьи I договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года и согласно Дополнительного Протокола об исполнении вышеуказанной статьи, подписанного в Риге 24 февраля 1921 года. При установлении границы Смешанная Пограничная Комиссия руководствуется следующими положениями: a При определении границы на участках, проходящих вдоль рек, прохождение границы принимается: на судоходных и сплавных реках — по фарватеру главного рукава, а на реках не судоходных и не сплавных — по середине главного рукава. В случае спорности этнографической принадлежности, последняя по инициативе Пограничных Подкомиссий устанавливается опросом населения.
Земли единоличных владельцев следует включать в состав хозяйственных единиц ближайших селений. Вопросы об архивах, связанных с территорией Польши, разрешаются статьей XI настоящего договора. Статья III.
Россия и Украина отказываются от всяких прав и притязаний на земли, расположенные в западу от границы, описанной в статье II настоящего договора. Со своей стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы. Обе договаривающиеся стороны соглашаются, что поскольку в состав земель, расположенных к западу от границы, описанной в статье II настоящего договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой.
Статья IV. Из прежней принадлежности части земель Польской Республик к бывшей Российской Империи не вытекает для Польши по отношению к России никаких обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором. Равным образом из прежней совместной принадлежности к бывшей Российской Империи не вытекает никаких взаимных обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором, между Украиной, Белоруссией и Польшей.
Статья V. Обе договаривающиеся стороны взаимно гарантируют полное уважение государственного суверенитета другой стороны и воздержание от всякого вмешательства в ее внутренние дела, в частности от агитации, пропаганды и всякого рода интервенций, либо их поддержки. Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ею территориальную целость, либо подготовляющих ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории.
В виду этого стороны обязуются не разрешать пребывания на своей территории таких организаций, их официальных представительств и иных органов, запретить вербовку, равно как и ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниций и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций. Находящиеся к моменту ратификации настоящего договора на территории Польши бывшие подданные Российской Империи других категорий не нуждаются в таком заявлении. Постановления об оптации распространяются также на лиц, удовлетворяющих требованиям п.
Если супруги не могут прийти к соглашению, то жена пользуется правом самостоятельного выбора гражданства; в этом случае выбор жены распространяется и на детей, воспитываемых ею. За других недееспособных лиц оптация производится их юридическими представителями. Означенные заявления в те же сроки подаются и соответственным органам государства, где проживает данное лицо.
Обе договаривающиеся стороны обязуются в течение одного месяца со дня подписания настоящего договора издать и распубликовать, а также довести до взаимного сведения: правила, определяющие, какие органы призваны принимать заявления об оптации. Вместе с тем стороны обязуются каждые 3 месяца доводить до взаимного сведения дипломатическим путем списки лиц, от которых поступили заявления об оптации, с сообщением, какие заявления признаны правильными, какие нет. Лица, сделавшие, заявления об оптации, не приобретают этим еще прав избираемого гражданства.
Если лицо, сделавшее заявление об оптации, удовлетворяет требованиям п. Народный Комиссариат Министерство Иностранных Дел в течение месячного со дни передачи срока либо сообщает означенному представителю свое несогласие с его постановлением, и тогда вопрос разрешается дипломатическим путем, либо признает постановление представителя и препровождает последнему документ о выходе лица, оптировавшего из прежнего гражданства, со всеми другими его документами, кроме вида на жительство. Неполучение сообщения Народного Комиссариата Министерства Иностранных Дел в месячный срок признается за согласие с постановлением представителя.
В случае, если оптирующий удовлетворяет всем укапанным в п. Производство оптации освобождено от гербовых, паспортных и всяких иных сборов, а также плат за публикацию. Лица, законно совершившие оптацию, имеют право беспрепятственного выезда в государство, в пользу которого они оптировали.
Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается. Статья II. Исходя из провозглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят и в виду определенно выраженной воли латвийского народа к самостоятельному государственному существованию, — Россия признает безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле в силу существовавшего государственно-правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые в указанном здесь смысле теряют силу на будущие времена. Из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России.
Статья III. Государственная граница между Россией и Латвией проходит: От Эстонской границы на створе деревень Бабина и Выморск, через Выморск, по реке Глубоца через Вашкова, далее по речке Опочна, р. Опочна и р. Вида до Дубинина, где кратчайшей прямой переходит на р.
Кухва, далее по р. Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р. Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р.
Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р. Льжа, что в.
В сентябре 1920 г. Польское руководство восприняло предложение о проведении восточной границы по «линии Керзона» без энтузиазма.
Отказавшись от амбициозных планов раздвинуть восточные пределы Польши до рубежей Речи Посполитой перед ее первым разделом в 1772 г. Горынь — р. Збруч является оптимальной, поскольку на ней находятся готовые инженерные укрепления. Принять данную линию за основу польской восточной границы предлагали сторонники Народно-демократической партии Польши «эндеки» их ярким представителем был Р. Дмовский; соответствующие установки разделяли глава польской делегации на рижских мирных переговорах Я.
Домбский и представлявший польский сейм на переговорах Ст. Выступая за создание «сильной Польши», они считали, что в состав польского государства не следует включать территории с народами, ментально и культурно чуждыми польскому обществу. Что касается ССРБ, то ее позиция в отношении границы с Польшей была сформулирована в Декларации о независимости, принятой 31 июля 1920 г. В документе говорилось, что западная граница должна соответствовать этнографическому принципу [5, с. Итак, несмотря на принципиальные политические расхождения, в части определения западной границы белорусского государства подходы сторонников демократической и Советской Беларуси совпадали.
В документе говорилось, что в основу мира следует положить «немедленное торжественное подтверждение как Польшей, так и Россией, независимости Украины, Литвы и Белоруссии и признание независимости Восточной Галиции», а также официальное признание государственного устройства в Литве, Беларуси и Украине [8, с. В заявлении подчеркивалось, что советская сторона готова признать в качестве польской границы линию, которая будет проходить значительно восточнее «линии Керзона». Иоффе в десятидневный срок заключить перемирие с поляками даже ценой уступки полякам части территории Беларуси и Украины. После консультации с Москвой А. Иоффе заявил о предпочтительности второго варианта.
Восточная политика Польши. Рижский мирный договор 18 марта 1921 года
Весной 1920 года польские войска начали наступление на советскую территорию и в мае заняли Киев. Однако советская армия сумела быстро перебросить войска и в июне 1920 года вновь захватила Киев, а затем освободила Минск и Вильнюс. В августе началось наступление на Львов и Варшаву. Под Варшавой войска Пилсудского разгромили армию Тухачевского, что стало известно как «чудо на Висле».
Комиссией руководил М. Любавский , в её состав входили также Н. Бельчиков , С. Богоявленский и В. Аналогичная комиссия под руководством А.
Советско-польские переговоры начались в Минске 17 августа 1920 года и продолжились в Риге 21 сентября в зале рижского дворца Шварцкопф на фоне польского наступления на Волыни и в Белоруссии. В начале октября польская делегация выдвинула свое требование по установлению границы: линия Дисна — Вилейка — западнее Минска — Лунинец — Сарны — Ровно — по реке Збруч, восточнее этой линии должна быть нейтральная полоса шириной 30-40 километров. Карикатура на подписание договора Это соглашение до сих пор вызывает споры историков и исследователей этого периода.
Разногласия Тухачевского и Сталина, возглавивших наступление, привели к дезорганизации войск. Польша, усиленная английским оружием и французскими генералами, разбила большевиков и еще глубже вклинилась в украинские и белорусские земли. Сергей Нарышкин: «Польско-советская война, развязанная Пилсудским, унесла 140 тысяч жизней и завершилась грабительским договором, по которому была отторгнута Западная Белоруссия и Западная Украина. Вернуть эти территории удалось только в 39-м году».
Восточная политика Польши. Рижский мирный договор 18 марта 1921 года
18 марта 1921 года в Риге был заключен мирный договор между РСФСР и Польшей, согласно которому советская сторона уступила западноукраинские и западнобелорусские земли. Главная» Новости» 18 марта 1921 мирный договор. После продолжения главнейших противоречий и других расхождений во мнениях появилась возможность подписать мирный договор и соглашение о перемирии. 18 марта 1921 г. в Риге между Российской и Украинской Советскими Социалистическими Республиками (РСФСР и УССР), с одной стороны, и Польшей с другой, был подписан мирный договор, завершивший советско-польскую войну 1919-1921 гг. Исполняется 100 лет с момента подписания Рижского мирного договора между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, завершившего советско-польскую войну 1920-1921 годов. Рижский мирный договор между РСФСР (также от имени БССР, белорусское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921).
Рижский мирный договор и его предательские последствия для Белоруссии
РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921, договор между РСФСР (подписала также от имени БССР по полномочию её правительства) и УССР, с одной стороны, и Польшей – с другой, завершивший советско-польскую войну 1920. Сто лет назад, 18 марта 1921 года, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, который положил конец советско-польской войне. Рижский мирный договор 1921, между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. Ратификация Рижского договора состоялось 18 марта 1921 года. О некоторых нюансах советско-польской войны и Рижского мирного договора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается.
Рижский мирный договор 1921
Оценили поляки себя достаточно скромно — «всего лишь» 300 млн золотых рублей. Но этого им показалось мало: они захотели еще 2 тысячи паровозов и несколько десятков тысяч вагонов. Без этого Польша, по их мнению, существовать не могла. Переговорный процесс шел непросто. Но по определенным позициям договоренностей достичь удалось. В частности, в документе есть параграф 13, который гласит, что Россия и Украина обязуются выплатить золотом или слитками, но только не 300, а 30 млн, то есть польские запросы в результате переговоров сократились. Причем выплатить обещали в течение года с момента ратификации документа. Было решено, что Польша получит не 2000 паровозов, а 300, а также 8360 товарных и пассажирских вагонов. И это не репарации по мирному договору. Речь шла о том, что таким образом оценивается и подтверждается вклад Польши в развитие русского государства. Все, казалось бы, абсолютно закономерно.
Нужно было всего лишь выполнять взятые на себя обязательства. Но дело уперлось в позицию Варшавы, от которой требовалось соблюдать права белорусов и украинцев, оказавшихся на ее территории. А главное, Польша обязывалась не поддерживать и не развивать антисоветские организации на своей территории. Причем под антисоветскими организациями подразумевались не столько белогвардейцы, потому что их процент на территории Речи Посполитой был не самым большим, сколько националисты, прежде всего украинские, потому что Петлюра сотоварищи нашли себе пристанище именно на территории Польши. То есть в чем суть документа? Россия и Украина готовы передать золото и железнодорожный транспорт; в обмен Польша перестает поддерживать антисоветские организации. Казалось бы, справедливый размен. Договор был опубликован в октябре 1921 года, и предполагалось, что в том же месяце Польша получит первый взнос за железнодорожное имущество. Но поляки должны были выслать с территории страны пять известных противников советской власти, среди которых был Борис Викторович Савенков на территории Польши располагались основные базы «Союза защиты родины и свободы». Фактически это обязательство выполнено не было.
Хотя Савенкова и попросили покинуть территорию Польши, «Союз защиты родины и свободы» продолжил свою деятельность в этой стране. Как обменивались они разведданными с польской контрразведкой, так и продолжали это делать. По-прежнему в Польше издавались савенковские газеты и журналы, собирались близкие к Савенкову русские литераторы например, Мережковский, Гиппиус на творческие вечера, где градус ненависти к Советскому Союзу был необычайно велик. Информация об этом есть в польской печати. Помимо Савенкова полякам нужно было избавиться от украинских националистов, в частности от Петлюры и Тютюнника. Однако деятели самой первой украинской революции гидности были необычайно нужны польскому руководству.
Мощановка, Кривин и Соловье на стороне Украины, а д. Мошаница, Бодовка, Вильбовно, г. Острог и дорогу на стороне Польши; далее вверх по реке Вилия до д. Ходаки, которая остается на стороне Польши; далее в общем направлении на м. Белозорка, оставляя на стороне Украины д. Ямполь, д. Дедковцы, Вязовец и Кривчики, а на стороне Польши д. Белозорка; далее к реке Збруч, оставляя дорогу и д. Щасновка на стороне Польши; далее вдоль реки Збруч, до впадения ее в реку Днестр. Вышеозначенная граница описана по карте русского издания в масштабе 10 верст в одном английском дюйме , прилагаемой к настоящему договору, на которой и нанесена красной краской. Искусственное изменение уровня воды на пограничных реках и озерах, влекущее за собой изменение направления на участках пограничных или изменение среднего уровня воды на территории другой стороны, не допускается. На пограничных участках рек обеим договаривающимся сторонам предоставляется право свободного судоходства и сплава. Подробное установление и проведение в натуре вышеуказанной государственной границы, как и постановка пограничных знаков, возлагаются на Смешанную Пограничную Комиссию, образованную на основании статьи I договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года и согласно Дополнительного Протокола об исполнении вышеуказанной статьи, подписанного в Риге 24 февраля 1921 года. При установлении границы Смешанная Пограничная Комиссия руководствуется следующими положениями: a При определении границы на участках, проходящих вдоль рек, прохождение границы принимается: на судоходных и сплавных реках — по фарватеру главного рукава, а на реках не судоходных и не сплавных — по середине главного рукава. В случае спорности этнографической принадлежности, последняя по инициативе Пограничных Подкомиссий устанавливается опросом населения. Земли единоличных владельцев следует включать в состав хозяйственных единиц ближайших селений. Вопросы об архивах, связанных с территорией Польши, разрешаются статьей XI настоящего договора. Статья III. Россия и Украина отказываются от всяких прав и притязаний на земли, расположенные в западу от границы, описанной в статье II настоящего договора. Со своей стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы. Обе договаривающиеся стороны соглашаются, что поскольку в состав земель, расположенных к западу от границы, описанной в статье II настоящего договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой. Статья IV. Из прежней принадлежности части земель Польской Республик к бывшей Российской Империи не вытекает для Польши по отношению к России никаких обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором. Равным образом из прежней совместной принадлежности к бывшей Российской Империи не вытекает никаких взаимных обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором, между Украиной, Белоруссией и Польшей. Статья V. Обе договаривающиеся стороны взаимно гарантируют полное уважение государственного суверенитета другой стороны и воздержание от всякого вмешательства в ее внутренние дела, в частности от агитации, пропаганды и всякого рода интервенций, либо их поддержки. Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ею территориальную целость, либо подготовляющих ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории. В виду этого стороны обязуются не разрешать пребывания на своей территории таких организаций, их официальных представительств и иных органов, запретить вербовку, равно как и ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниций и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций. Находящиеся к моменту ратификации настоящего договора на территории Польши бывшие подданные Российской Империи других категорий не нуждаются в таком заявлении. Постановления об оптации распространяются также на лиц, удовлетворяющих требованиям п. Если супруги не могут прийти к соглашению, то жена пользуется правом самостоятельного выбора гражданства; в этом случае выбор жены распространяется и на детей, воспитываемых ею. За других недееспособных лиц оптация производится их юридическими представителями. Означенные заявления в те же сроки подаются и соответственным органам государства, где проживает данное лицо. Обе договаривающиеся стороны обязуются в течение одного месяца со дня подписания настоящего договора издать и распубликовать, а также довести до взаимного сведения: правила, определяющие, какие органы призваны принимать заявления об оптации. Вместе с тем стороны обязуются каждые 3 месяца доводить до взаимного сведения дипломатическим путем списки лиц, от которых поступили заявления об оптации, с сообщением, какие заявления признаны правильными, какие нет. Лица, сделавшие, заявления об оптации, не приобретают этим еще прав избираемого гражданства. Если лицо, сделавшее заявление об оптации, удовлетворяет требованиям п. Народный Комиссариат Министерство Иностранных Дел в течение месячного со дни передачи срока либо сообщает означенному представителю свое несогласие с его постановлением, и тогда вопрос разрешается дипломатическим путем, либо признает постановление представителя и препровождает последнему документ о выходе лица, оптировавшего из прежнего гражданства, со всеми другими его документами, кроме вида на жительство. Неполучение сообщения Народного Комиссариата Министерства Иностранных Дел в месячный срок признается за согласие с постановлением представителя. В случае, если оптирующий удовлетворяет всем укапанным в п. Производство оптации освобождено от гербовых, паспортных и всяких иных сборов, а также плат за публикацию. Лица, законно совершившие оптацию, имеют право беспрепятственного выезда в государство, в пользу которого они оптировали. Имущество, остающееся сверх разрешенной к вывозу нормы, может быть вывезено впоследствии при улучшении условий транспорта. Вывоз имущества освобождается от всяких, пошлин и обложений. До момента законно совершенной оптации оптирующие подчиняются всем законам, существующим в том государстве, где они проживают; после этого — признаются иностранцами. Если лицо, законно совершившее оптацию, находится под следствием или судом, либо отбывает наказание — оно, по требованию государства, в пользу которого совершена оптация, высылается в это государство со всем делопроизводством и под стражей. Лица, законно совершившие оптацию, во всех отношениях признаются гражданами того государства, в пользу которого они оптировали, и все без исключения права и привилегии, предоставленные настоящим договором, либо последующими договорами, гражданам этого государства, на равных правах признаются и за оптировавшими так, как если бы они были гражданами этого государства уже в момент ратификации настоящего договора. Статья VII. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются пи прямо, ни косвенно не вмешиваться в дела, касающиеся устройства и жизни церкви и религиозных обществ, находящихся на территории другой стороны. Церкви и религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности в России, Украине и Белоруссии, имеют право, в пределах внутреннего законодательства, самостоятельно устраивать свою внутреннюю церковную жизнь. Вышеозначенные церкви и религиозные общества имеют право, в пределах внутреннего законодательства, пользоваться и приобретать движимое, и недвижимое имущество, необходимое для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений. На тех же основаниях они имеют право пользования храмами и учреждениями, необходимыми для выполнения религиозных обрядов. Этими же правами пользуются лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше. Статья VIII. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. Статья IX. Соглашение о репатриации, заключенное между Россией и Украиной с одной стороны, и Польшей — с другой во исполнение статьи VII, договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года, подписанное в г. Риге 24 февраля 1921 года, — остаются в силе. Расчет и выплата действительных расходов на содержание военнопленных должны производиться каждые 3 месяца. Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации. Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях. Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения. Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности. Статья X.
В результате территория БССР увеличилась до 126 тыс. Таким образом, восточнобелорусские земли Витебщина, Гомелыцина и Могилевщина были присоединены к Советской Беларуси. Западнобелорусские земли до 1939 г. Процесс формирования территории БССР в границах проживания белорусского этноса еще не завершился. С 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление. С 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская — 14, Могилевская — 21, Минская — 20, Полесская — 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилёвскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановичскую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22, Пинскую — 11 районов. Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство. Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса. Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры. Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права. Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т. Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выборах в Советы определялись соотношением 5:1; - впервые в качестве столицы официально определён Минск. Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу. Система высших органов власти по Конституции 1927 г. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов: - союзные по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные ; - союзно-республиканские Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабочее-крестьянской инспекции ; - республиканские земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление. Право БССР в 30-е годы. Конституция БССР 1937г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма. Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство — Совет Народных Комиссаров. Работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа. Конституцией был утвержден герб, флаг республики, то есть символы белорусской государственности, а также столица. Равноправие белорусского и русского языков. Многие положения Конституции только декларировались например, свобода слова, печати и т. На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства. Законы СССР были обязательны на территории республики. Суверенитет республики был ограничен, т. В течение второй половины 1920-х гг. Частным лицам разрешалось открывать торговые и мелкие производственные предприятия. Постепенно должны были расширяться имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновлённых и их нисходящих. Гражданское законодательство 1920-29гг. С 1 июля 1922г. С 1924г.
Если в анкете в графе национальность человек писал «белорус», а не «поляк», ему грозило до 10 лет тюрьмы. По словам эксперта, так как проводилась явная политика ополячивания, то находились люди, готовые служить этому режиму. Обеспечивали на присоединенных территориях порядок с оружием в руках «осадники» — бывшие польские военные. Но продолжаться долго такое положение дел не могло. В то время имело место и развитие партизанского движения, например, знаменитая забастовка нарочанских рыбаков, направленная против несправедливой аграрной и налоговой политики польских властей, — отметил Владимир Егорычев. Когда на этой территории появились советские танки, поляки пустились в бега… Освободительный поход В итоге стало ясно, что политика Пилсудского провалилась и терпеть такое отношение к себе белорусы, проживающие на «кресах всходних», не могли. Оценки этому историческому событию дают разные. Проходил этот поход советских войск с единственной целью — защитить население Западной Украины и Западной Беларуси, в то время когда разгромленная фашистами Польша была не в силах это сделать. Эксперты отмечают, что тогда Польша фактически перестала существовать. Хотя формально они были нарушены. Оценку происходящему дал Уинстон Черчиль, заявив, что Польша захватила территории ранее ей не принадлежавшие, и сравнил ее с гиеной, — рассказывает Владимир Егорычев.
III.1921. Рижский мирный договор
В 1924 г. Ограничение и мелочная опека частной торговли и частных предприятий вызвало искусственный дефицит ряда промышленных товаров. Процесс инфляции 1928г. И очередной рыночный кризис был расценен как кризис политики и был использован для перерастания административного начала в традиционную политику и ликвидацию хозяйственной системы НЭПа. Нэп был временным отступлением большевиков в экономической сфере.
Они использовали капитал буржуазии и опыт частников, чтобы создать условия для социалистического строительства. Это был тактический маневр, а не смена стратегического курса большевиков на построение социализма. Итоги и значение новой экономической политики: 1 самым радикальным шагом НЭПа можно считать разрешение концессий — предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами; 2 нэповские мероприятия позволили предотвратить социальный взрыв к 1926—1927 гг. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП.
Сталинское руководство в конце 1920-х гг. Введение НЭПа совпало по времени с передачей земли крестьянам в соответствии с Декретом о земле. Но собственниками земли крестьяне так и не стали, она была объявлена государственной собственностью. Те, кто непосредственно работал на земле, являлись только пользователями без права ее продажи, дарения, завещания, заклада.
Он фиксировал участково-подворный порядок землепользования в БССР, но уже ограничивал развитие хуторов и отрубов, определял отрезки земель у тех, кто имел площади выше нормы, рекомендовал коллективные формы землепользования. Законодательные меры. Был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров.
Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда. Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий. В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Затем был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.
Образование СССР После гражданской войны Беларусь находилась в условиях сложной международной обстановки и тяжелого внутреннего экономического кризиса. После провозглашения Декларации о независимости БССР 31 июля 1920 года республика приступила к мирному строительству. Одной из основных задач этого периода стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В нем признавались и независимость, и суверенность каждой из договаривающихся сторон, а также с целью хозяйственного и военного союза правительства обеих республик объединили некоторые наркоматы.
Этот договор свидетельствовал о расширении полномочий Беларуси, только по определенному кругу вопросов. В 1922 году проблема взаимоотношений всех советских республик стала предметом систематического обсуждения на различных уровнях. В августе 1922 года ЦК РКП б создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях независимых республик. В состав комиссии вошли представители всех республик, в том числе и Беларуси.
Политбюро ЦК РКП б имело два варианта проекта объединения союзных республик в единый союз: Первый — проект «автономизации» был подготовлен Сталиным, который в то время стал Генеральным секретарем ЦК и был наркомам по делам национальностей. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. В Постановлении отмечалось, что фактически такой Союз уже сложился и требуется законодательно его оформить.
Для подписания документов по образованию Союза съезд избрал делегацию. Декларация открывала свободный доступ в Союз и давала право свободного выхода из него. Несколько позже на заключение экспертам был представлен первый проект общесоюзной Конституции, которая в январе 1924 года на основании Договора и Декларации была одобрена на V Всебелорусском съезде Советов, а 31 января этого же года была утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Она закрепляла права и обязанности республик, определяла основы строительства государственного аппарата.
В перечень вопросов компетенции Союза ССР входило: - представительство в международных отношениях; - заключение договоров с другими государствами; - вопросы войны и мира; - право изменения внешних границ и вопросов об изменении границ между республиками; - руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; - установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства и т. Для Белорусской ССР Конституция дала возможность вернуть восточно-белорусские земли, начать осуществлять белоруссизацию. Укрупнение БССР в 1924 и 1926 гг. Для развития экономики и культуры Беларуси, объединения белорусской нации в ее этнографических границах, укрепления национальной государственности требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов, всех белорусских земель.
Учитывались также внешнеполитические обстоятельства, особенно положение в Западной Беларуси. В марте 1924 г. VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек.
После объединения было проведено новое административно-территориальное деление: образованы округа, делившиеся на районы, а районы — на сельские советы. Было создано 10 округов Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий , которые объединили 100 районов и 202 сельсовета.
Именно таким подходом руководствуется российская дипломатия, продвигая положительную, объединительную, устремленную в будущее межгосударственную повестку дня. Последовательно исходим из того, что история должна объединять, а не разъединять. А «чувствительные» сюжеты следует оставлять на рассмотрение профильных компетентных специалистов. Рассчитываю, что свой вклад в деполитизированное изучение прошлого внесет и данная выставка. Уверен: она вызовет большой интерес у широкой общественности, придаст дополнительный импульс научно-исследовательской деятельности», — сказал он. На фото: Сергей Лавров В 2008—2013 годах сложные вопросы советско-польских отношений того периода были предметом пристального внимания российско-польской группы, созданной по решению руководителей двух стран, напомнил сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Если изучать исторические проблемы, опираясь на архивные документы, преследуя цель формирования более позитивного диалога, то такая исследовательская работа может сближать учёных, население, политические элиты. При условии, что последние не глухи к мнению исследователей.
Это происходит также только тогда, когда историки и политики находят в себе желание и умение транслировать примирение и взаимопонимание в обществах своих странах.
Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны. Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления. Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи. Напротив, Советская Россия и Украины должны были выплатить ей 30 млн рублей в золотых монетах или слитках в качестве компенсации за ее «активное участие в хозяйственной жизни бывшей Российской империи». Повторялось достигнутое еще при заключении перемирия обязательство уважать государственный суверенитет друг друга и обоюдный отказ от вмешательства во внутренние дела соседней страны, от ведения враждебной пропаганды и иных недружественных действий.
Впоследствии стороны затягивали выполнение ряда условий договора или нарушали их, что приводило к обострению советско-польских отношений. Так, в начале 1930-х прошли забастовки на промышленных предприятиях Белостока, Вильно, Бреста, Гродно. С лета 1930 года участились нападения украинцев на дома польских помещиков и осадников. Попытки польских властей ассимилировать украинский народ стали одной из причин формирования украинского национализма». В планах некоторых представителей воссозданного польского государства было строительство державы «от моря до моря», которая заняла бы территории других стран. В наиболее смелой версии проект под названием «Междуморье» включал бы, помимо упомянутых территорий, Эстонию , Молдавию , Венгрию , Румынию , Югославию и Чехословакию, простираясь от Балтики до Черного моря.
Идея конфедеративного государства основывалась на замыслах возрождения Речи Посполитой. Однако за рубежом перспектива значительного роста территории Польши за счет других стран одобрения не нашла.
Конечно, они уже сделали это ранее, как раз в Брестском договоре: тогда они признали субъектность Украины, а также отделение от России балтийских народов. Впрочем, политическое значение этого решения вызывает сомнение из-за известного нам сегодня подлинного отношения большевиков к положениям Брестского договора. Ленин называл мирный договор с Германией передышкой и приравнивал его к Тильзитскому миру. Он ссылался на тогдашнюю российскую традицию трактовать договор 1807 года как маневр царя Александра I , имевший тактический и временный характер. Гораздо большее значение, однако, имело то, что, приняв в Брестском договоре субъектность Украины, Латвии, Эстонии и Литвы, большевики одновременно разорвали политическое единство с державами Антанты.
Рижский договор — хотя в Москве он также считался соглашением, имевшим исключительно временное значение, — это утраченное единство восстанавливал. Тем самым он вновь интегрировал Советскую Россию в новую европейскую политическую систему, хотя ее положение в этой системе по-прежнему оставалось неравноправным. Встреча советской и польской делегаций в Риге , 1920. Источник: Википедия Принимая положения Рижского договора , Советская Россия соглашалась на отделение бывших провинций Российской империи. Тем самым она подчинялась силам истории, склонившим авторов Версальского договора к тому, чтобы признать историческую необходимость выделения из германской и австро-венгерской империй новых государственных субъектов и учесть чаяния чехов, словаков, поляков, хорватов, финнов, эстонцев, латышей и литовцев при попытках начертить новую политическую карту Европы. Таким образом, идея самоопределения наций начинала преодолевать этос империи также и в России. Окончательно она одержала над ним верх лишь семь десятилетий спустя.
Поэтому , с точки зрения исторического процесса, Рижский договор сыграл не последнюю роль в прерывании российской имперской традиции. В то же время , для белорусов и украинцев, которые тогда предпринимали первые попытки завоевания независимости, Рижский договор может служить символом краха этих стремлений. Так что не следует двигаться дальше , не задумавшись над схожестью значения Рижского договора и Андрусовского перемирия 1667 года, Согласно этому договору Украина была разделена на левобережную, которая отошла России, и правобережную, которая осталась в составе Польши. Кроме того , у нас по-прежнему нет ответа на вопрос: предоставила ли бы история хоть немного больше возможностей этим двум народам, если бы польско-советская граница уже в 1920 или 1921 году была проведена иначе? Например, если бы были приняты предложения, представленные 11 июля 1920 года в знаменитой ноте лорда Керзона, или, напротив, если бы граница прошла восточнее и в пределах Второй Речи Посполитой оказался Минск, что в ходе переговоров на тему прелиминарного [предварительного] мирного договора в Риге в октябре 1920 года было достижимо для польской стороны? Трудный путь к самоопределению наций Идея права наций на самоопределение и ее распространение в ходе Первой мировой войны не были капризом великих держав или диверсионной по отношению к Центральным державам концепцией выдающихся аналитических умов Антанты , вроде окружения лондонского еженедельника The New Europe. Напротив, это был плод длительного исторического процесса, уходящего корнями глубоко в эгалитарные лозунги французской революции.
Поэтому Рижский договор также можно интерпретировать как важный элемент адаптации России к новым историческим условиям, ставшим следствием «пробуждения народов Европы», включая и те, что населяли Российскую империю. Подобно тому , как в XIX веке идея гражданского равенства завершила эпоху абсолютной монархии, так следующее столетие принесло победу идее равного права наций на самоопределение, положившую конец концепции «концерта великих держав» и всемогущества империй. В конечном счете, все европейские империи, не исключая Советского Союза, пали не столько вследствие впечатляющих военных неудач, сколько в результате распространения убеждения о том, что установление мира во всем мире невозможно без уважения права народов на свободу. Конечно, как и в случае продвижения идеи свободы личности, это был длительный процесс, охвативший почти целое столетие, полный горячих дебатов на тему диапазона применимости принципа самоопределения наций, случаев регресса и попыток силового противодействия стремлениям народов, оказавшихся в итоге безрезультатными. Конфликты были неотъемлемой частью этого процесса. Ведь , если границы свободы личности определяла, понятным для целых сообществ образом, свобода другого человека, то установить предел стремлениям наций к самоопределению было значительно труднее. Идеи, в отличие от права собственности, не знают границ.
Следовательно, конкуренция между самосознаниями различных наций неуклонно должна была привести к спорам о земле, а значит — о территории и ее границах. Проблему усложнял тот факт , что свободное право индивида находить связь с более широким национальным сообществом проторило себе путь к общественному сознанию раньше, чем принцип самоопределения наций. На пороге ХХ века признавалось , что человек может ощущать себя чехом, хорватом, французом, немцем, словаком, сербом, поляком, венгром, итальянцем или евреем, а также финном, эстонцем, литовцем, латышом или русином либо белорусом, при условии, однако, что его индивидуальное ощущение национальной идентичности не ставит под вопрос его принадлежность к империи. Другими словами, этой империи не грозила потери части территории, либо, в экстремальном случае, дезинтеграция. Это была первая, наиболее традиционная граница, которая устанавливалась для свободолюбивых устремлений наций. Подписание договора , 1921. Источник: Википедия Вторую границу обозначал системно неразрешимый конфликт двух способов толкования самого понятия нации , что переносилось и на понимание права на самоопределение.
Сообщества, обладавшие государственностью или хотя бы ее традицией, располагавшие широко известной, более высокой культурой, рассматривали в качестве своей национальной территории — на которой должно было реализовываться право на самоопределение — также земли этнически чуждые либо полиэтничные, но исторически, политически и культурно связанные с территорией, считающейся исконной например, французской, польской или русской. Кроме того, у «государствообразующих наций» не было сильных возражений против признания членами своих национальных сообществ лиц иного этнического происхождения, а высказывания Эрнеста Ренана, выдающегося французского публициста, который в 1882 году говорил в Сорбонне, что нация — это ежедневный плебисцит, находили отклик у немалой части их элит. Иначе обстояло дело в случае сообществ, основывавших свое национальное сознание на принципе этнонационализма, отождествляя само понятие нации с этнической группой, а такие сообщества представляли собой, к примеру, украинцы или белорусы. Для них были неприемлемы слова Ренана, а принцип, что этнические границы являются границами национальными и потому должны совпадать с политическими кордонами, становилось неоспоримым. Последний предел для национальных чаяний составляли опасения относительно способности новых государственных организмов к самостоятельному функционированию. В период формирования европейского порядка после Первой мировой войны большинство приведенных замечаний высказывалось в адрес всех вновь созданных государств. Были ли у Польши поддержка Запада?
С ноября 1918 года процесс верификации прав и стремления наций к самоопределению происходил , главным образом, в Париже, где продолжалась работа над мирным договором, конституирующим новый европейский порядок. Хотя его главные архитекторы намеревались распространить эту политическую конструкцию на весь континент , они были не в состоянии полностью осуществить свои планы. В Восточной Европе новый порядок формировался независимо от проходивших в Париже переговоров.