Новости развитие российской науки

Президент РАН Геннадий Красников подтвердил, что классификация институтов тормозит развитие российской науки, и заверил, что работа по ее отмене сейчас ведется с Правительством РФ. Два устаревших российских и американских спутника оказались на грани фатального столкновения. Последние события из мира науки в режиме онлайн: статьи из последних номеров ведущих научных журналов (Nature, Science и т.п.), публичные выступления ученых, уникальные явления на Земле и в космосе, археологические находки, новости из мира ученых. На сайте мы публикуем последние открытия ученых, обзоры техники, последние новости из интернета и hi-tech.

Наука — территория — развитие

ТАСС Наука в соцсетях Последние события из мира науки в режиме онлайн: статьи из последних номеров ведущих научных журналов (Nature, Science и т.п.), публичные выступления ученых, уникальные явления на Земле и в космосе, археологические находки, новости из мира ученых.
10 главных достижений российской науки за 2022 год Достижение значимых результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России и повышение привлекательности отечественной науки и образования.

Новости по теме: российская наука

2022 год стал первым годом Десятилетия науки и технологий в России. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Наука и Технологии – последние новости. Российские ученые удешевили производство прозрачных пленок из нанотрубок.

Новости науки

По окончании программы полного среднего образования, выпускники должны продемонстрировать освоение программы. Все должны — идут ли они потом в вузы, не идут… Также я считаю, что целесообразно дать возможность школьнику в течение года сдавать экзамены по разным предметам и засчитывать лучший результат из нескольких попыток. Сделать экзамен более удобным, комфортным для школьников, чтобы снять стрессовую составляющую. Но, по большому счету, обязателен у нас только экзамен по русскому языку. И вот его никто не собирается как госэкзамен пока отменять. Были разговоры о том, чтобы не засчитывать для инженерных специальностей баллы по русскому языку. Идея не получила полной экспертной поддержки. Второй обязательный экзамен — математика, но она разделена на два уровня. Если вы не собираетесь идти туда, где нужна математика, вы сдаете ее на базовом уровне.

Он достаточно простой и все-таки необходим абсолютно любому современному человеку. Если человек после 11 класса решает продолжить образование в колледже, то туда зачисляют по среднему баллу аттестата. А вот внести и проекты, и эксперименты, и какие-то социальные практики в формат итоговой аттестации вполне возможно. Рособрнадзор брал на себя обязательство постепенно переводить это в онлайн форматы, это правильное решение. И мы знаем, что информатика сейчас так сдается уже не первый год, и показывает очень хорошие результаты. Постепенно и все другие испытания собираются перевести в онлайн форматы. Другое дело, что сегодня прозвучали совсем новые вызовы, связанные с искусственным интеллектом. Они очень мощно прозвучали для выпускных квалификационных работ в университетах.

Но очевидно, что получат быстрое распространение и для школ. И к этим вызовам надо готовиться по-другому. Это вопрос вовсе не ЕГЭ, это вопрос в целом механизмов оценивания достижений в обучении, когда программы ИИ начнут широко использоваться». Такое мнение он высказал, комментируя в среду предложение лидера фракции "Справедливая Россия — За правду" Сергея Миронова. Здесь плюсы или минусы — надо на все серьезно посмотреть», — сказал он. Глава Правительства РФ подчеркнул, что требования к новым специальностям должны быть реализованы к внесению поправок в нормативные акты. По его мнению, это позволит дать специалисту «правильно и нормально отучиться, получить классное образование, быть востребованным в отрасли». Программа профессионалитета, которая сегодня реализуется в семидесяти кластерах по пятнадцати отраслевым направлениям, — это очень серьезное дело.

Профессионалитет становится такой мощной опорой для нашей новой промышленности, для экономики, строительства, сельского хозяйства», — сказал Мишустин, отметив, что в программу планируется добавить еще 170 кластеров и такие специальности, как радиоэлектроника, робототехника, фармацевтика. В ходе встречи фракции "Справедливая Россия — За правду" с председателем правительства в рамках подготовки к ежегодному отчету кабинета министров в Госдуме, лидер справороссов Сергей Миронов предложил полностью отменить ЕГЭ в России. А в Минпросвещения и Рособрнадзоре, по словам Сергея Миронова, «с упорством, достойным лучшего применения, повторяют, что вопрос об отмене ЕГЭ не обсуждается»: «То есть, не обсуждается он чиновниками, которых и так все устраивает. В отличие от общества, которому этот экзамен давно осточертел, о чем я хорошо знаю из обращений граждан. Ничего, кроме денежных трат родителей на репетиторов и нервных срывов у детей он не приносит». Позиция Минпросвещения по поводу отмены ЕГЭ выглядит так: «Любые изменения в действующий механизм не могут проходить без широкого экспертного обсуждения, более того, важно слышать и понимать мнение учащихся и их родителей». Владимир Путин 16 марта назвал спорной точку зрения, что отмена ЕГЭ будет способствовать развитию образования. Президент отметил, что у экзамена есть минусы, но он открывает возможности для детей с периферии, и подчеркнул, что нужно и дальше совершенствовать систему ЕГЭ.

Президент согласился, что у ЕГЭ есть немало минусов, однако школьникам с периферии эта система дает возможность учиться в ведущих вузах России. Но, с другой стороны, это открывает возможности для очень многих детей с периферии. При этом президент подчеркнул, что систему ЕГЭ необходимо улучшать. По его словам, над этой задачей работают и чиновники, и общественность, и ректоры вузов. И улучшают ее. Чаще всего к ним обращаются девятиклассники, которым предстоит сдавать Основной государственный экзамен ОГЭ , — услугами репетиторов пользуется каждый второй. За дополнительное обучение ребёнка родители платят до 10 тысяч рублей в неделю. Эксперты полагают, что стабильный рост рынка репетиторов говорит о деградации школьного образования, которая обусловлена, в том числе уходом сильных педагогов из учебных заведений.

Представители сервиса по поиску работы SuperJob опросили 3 тысячи родителей школьников из всех регионов России. Исследование показало, что количество девятиклассников, пользующихся услугами репетитора, за два года увеличилось в полтора раза. Чаще всего школьники занимаются дополнительно с педагогами по русскому языку, геометрии и алгебре — предметам, которые в 9-м и 11-м классах сдают в обязательном порядке. Среди предметов по выбору лидируют английский язык, физика и обществознание. Исследование платформы "Авито Услуги" также показало резкий рост спроса на репетиторов. Их знания оказываются поверхностными, недостаточными даже для сдачи ОГЭ, который считается лёгким экзаменом по сравнению с ЕГЭ по профильной математике». Пробелы в знаниях у учеников обнаруживаются по всей программе, начиная с 5-го класса, а иногда и с начальной школы, отмечает Воронова. Уровень отличника — решение шаблонных задач.

Репетитор связывает это с тактикой школ на натаскивание учеников на разного рода контрольных и проверочных работах: школьники зубрят демоверсии экзаменов, но слабо ориентируются в основном материале. Учитель математики одной из региональных школ Татьяна Николаевна считает, что в этом году результаты ОГЭ по математике могут ухудшиться. Её прогноз связан с острой нехваткой учителей по этому предмету: «Часть педагогов уволились из школы ещё летом, большинство ушло в репетиторы, — объясняет учитель. А с учителями математики и так проблемы уже несколько лет, подмен нет. В нашей школе в январе учитель профильного девятого математического класса попала в больницу, замену среди года ей найти не смогли, уроков по предмету не было почти месяц, кто-то решал пробники самостоятельно, кто-то занимался с репетиторами, — рассказывает преподаватель. Результаты школьников на ОГЭ по русскому языку обычно значительно превосходят баллы по математике. Но всё чаще это происходит опять же за счёт стараний репетиторов». Дмитрий Данилов, основатель одной из крупнейших онлайн-школ в России по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ "Умскул": «Несмотря на все нюансы и споры вокруг ЕГЭ, сегодня сдача его на хороший балл — это возможность поступить в желаемый вуз школьнику из глубинки.

И это тот самый социальный лифт, который юному талантливому ребенку из семьи со средним или ниже среднего достатком сейчас доступен. Безусловно, большинство наших учеников, ребята из регионов, обучаясь, преследуют одну цель — сдать ЕГЭ на максимальный балл, чтобы поступить в вуз мечты и сделать первый успешный шаг во взрослую жизнь. В качестве подтверждения, процитирую одну из наших выпускниц, 100-балльницу по математике 2022 года, Алину Байкову из Южно-Сахалинска, которая поступила в МФТИ: "Моей главной мотивацией было желание поступить в лучший вуз, я очень хотела уехать учиться в другой город, потому что знала, что уровень образования моего региона мне не подходит. В моменты сомнений и усталости я всегда напоминала себе, что делаю это ради себя и своего будущего, я хотела для себя лучшего, это помогало не унывать при интенсивной подготовке к ЕГЭ". Собственно, я и сам из маленького города в Чувашии, сдав физику на 98 баллов, смог поступить в КФУ и сделал тот самый первый шаг к успеху. Резюмируя: совершенствовать ЕГЭ — актуально, отменить — закрыть дверь возможностей для талантливых ребят с периферии». Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, в котором Россия принимала участие с 1995 г. В Ассоциации не ответили на вопрос о причинах отказа, порекомендовав обратиться в Центр проведения международных исследований от России — ФИОКО, подведомственный Рособрнадзору институт.

В ведомстве сообщили, что вместе с Минпросвещения провели работу по импортозамещению и реализовали возможность оценки подготовки учащихся "по модели PISA" с 2022 года без участия ОЭСР. Международное исследование TIMSS проводится раз в четыре года, последний раунд, в том числе в России, проводился в 2019 г. В ходе исследования оцениваются и сравниваются знания школьников четвертых и восьмых классов из разных стран по математике и естественнонаучным предметам и то, как они могут интерпретировать свои результаты, а также применять знания на практике. Четыре года назад от России в исследовании приняло участие почти 8000 школьников из 49 регионов. Так как исследование проводится каждые четыре года в четвертых и восьмых классах, есть возможность проследить динамику изменений в образовании учащихся четвертого класса, когда они придут в восьмой класс. Российские власти, в момент подведения итогов TIMSS-2019, активно приветствовали результаты, полученные школьниками. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил лидерские позиции российского школьного образования и заявил, что в российской школе сохраняется фундаментальная подготовка, позволяющая «сформировать навыки XXI века — "soft skills"» цитата по ТАСС. В рамках исследования также оценивалась социально-экономическая обстановка, в которой школьники получали знания, проводился опрос родителей, директоров, учителей и самих учащихся.

Регулярное исследование позволяло не только сравнивать Россию с остальным миром по качеству образования, но и выявить особенности учебного процесса, которые влияют на результаты школьников, сообщила изданию член международной группы экспертов TIMSS по естествознанию Галина Ковалева. Кроме того, по ее словам, участие в исследовании позволило стране заложить основания для отечественной системы оценки качества образования, которую сейчас применяет сам Рособрнадзор. В национальном проекте "Образование" стоит задача к 2024 г. К примеру, исследование должно было включать новые форматы заданий и интерактивные функции, а также другие особенности, чтобы заинтересовать современных учащихся. Там же в дорожной карте сказано, что в феврале 2021 г. При этом в прошлом году Россия приостановила участие в другом международном исследовании — PISA — по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся. В ответе на запрос "Ведомостей" в Рособрнадзоре добавили, что финансирование, ранее предусмотренное на международные исследования, было направлено на поддержку национального формата оценки качества образования. Из-за отказа от международных исследований, Россия не окажется в изоляции, уверен директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин, так как накопленный опыт позволяет проводить почти все необходимые исследования самостоятельно.

TIMSS продемонстрировало, что у нас есть проблемы с учебными программами в пятом—шестом классах, так как блок естественнонаучного образования после начальной школы начинает теряться», — отметил Илюхин. По его мнению, некий "вариант импортозамещения" TIMSS найдется, так как понимать, что происходит с образованием в начальной и средней школе, государству необходимо. Развитие высшего образования СМИ публикуют полемику относительно реформы высшего образования. Предполагается взять всё здравое, что было наработано за советское время. Имеет ли смысл возвращать и систему послевузовского распределения для учившихся на бюджете? Август Белкин, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ: «Я обеими руками за возвращение системы распределения после окончания вуза. Если государство увеличит число бюджетных мест на наиболее востребованные специальности, предоставит льготы при поступлении, а потом ребята отработают 2—3 года там, куда Родина пошлёт, это будет справедливо. Гарантированное трудоустройство, опыт работы по специальности — что в этом плохого?

Другой вопрос, что весь этот процесс должен быть абсолютно прозрачен и основан на добровольных началах. Конституция гарантирует нам свободу передвижения и выбор места жительства, нельзя превращать человека в крепостного крестьянина. Будущий учитель или врач должен осознавать, на что он идёт, подписывая договор с государством; у него должно быть полное понимание, с какими условиями труда и жизни он столкнётся. Он должен проходить практику в школе или поликлинике, где ему предстоит работать, желательно уже на этапе обучения общаться и контактировать с будущими коллегами, пациентами, учениками. Идеальный вариант — обеспечить таким молодым специалистам в глубинке доступное жильё, повышенную зарплату и пр. В советское время система распределения в вузах была неотъемлемой частью плановой экономики. Да, она была несовершенна, но, тем не менее, благодаря этому квалифицированная медпомощь была доступна и на отдалённых территориях. Но я полагаю, что проблема подготовки и трудоустройства молодых кадров в России гораздо глубже.

Болонская система оказалась чуждой нам в социальном и психологическом отношении. Как говорится, что хорошо собаке, то кошке не подходит. Чтобы подогнать советскую систему образования под европейскую, мы резали её по живому, пытались "впихнуть невпихуемое", отказались от лучших методик и традиций. Но, в конце концов, запутались сами и вместо полноценных специалистов получили тысячи "недобакалавров" и "псевдомагистров", которые одинаково далеки как от реального производства, так и от науки. Обладатели дипломов годами работают не по специальности, потому что их специальность попросту никому не нужна. Отсюда так много в стране курьеров и менеджеров по продаже телефонов с высшим образованием». Константин Зискин, кандидат педагогических наук, учитель физики: «Распределение после вузов — неэффективный метод решения проблемы дефицита кадров в регионах. Если делать как в СССР, то надо сначала восстановить Госплан, потом закрыть все частные предприятия, оставив только государственные, вернуть соцсоревнование и т.

Сомневаюсь, что организовать такой поворот вспять реально. А кого именно мы хотим распределять? Только врачей и учителей?

Антироссийские санкции, которых с каждым месяцем Запад вводит все больше, способствуют развитию собственных технологий, импортозамещения. Именно сложившаяся сейчас ситуация требует большего влияния и вовлечения науки, и РАН должна занять здесь лидирующее положение. Академик Геннадий Красников рассказал, что у России есть определенные успехи в достаточно перспективных областях. Так, Россия уже давно находится на мировом рынке электроники. Кроме того, страна готова увеличить свою долю там. Также развиты технологии, связанные с платежными системами, транспортными и интернет-технологиями, интернетом вещей, ID-документами.

Исследователи тщательно проанализировали молекулярные компоненты лишь нескольких сотен наиболее распространенных продуктов питания, оставив огромный... Суббота, 27 Апреля 2024 17:44 » Николаева Мария Раздел: Наука Все собачьи носы, будь то мопса или ищейки, созданы одинаковыми Почему Шерлок Холмс нанял для поиска улик ищейку, а не мопса? Все сводится к поведению и обучению, а не к каким-либо внутренним навыкам обнаружения запахов, согласно препринту исследования, опубликованному в этом месяце на сайте bioRxiv, который не обнаружил никаких... Согласно порталу Phys. Суббота, 27 Апреля 2024 08:38 » Ваган Григорян Раздел: Наука BBC: начались испытания индивидуальной мРНК-вакцины от меланомы Британия стала одним из центров исторических испытаний первой в мире "индивидуальной" вакцины против меланомы, одной из самых смертоносных форм рака кожи. Суббота, 27 Апреля 2024 08:24 » Ваган Григорян Раздел: Наука Nature: выявлена молекула, подрывающая эффективность иммунотерапии рака Исследование, проведенное Ludwig Cancer Research, раскрывает новые детали о том, как конкретная молекула липида, обнаруженная в больших количествах в опухолях, может подорвать противораковый иммунный ответ и угрожать эффективности иммунотерапии. Согласно порталу... Суббота, 27 Апреля 2024 08:04 » Ваган Григорян Раздел: Наука Science Daily: ген любопытства влияет на эволюцию животных Исследовательское поведение — это не просто проявление любопытства, оно может быть ключом к выживанию и эволюции видов. Недавнее исследование, проведенное в University of Basel, показало, что исследовательское поведение играет важную роль в адаптации животных к... Агрессия не только может быть стрессовой для собаки, но и представляет угрозу для семьи и других домашних животных, сообщается... Суббота, 27 Апреля 2024 07:29 » Ваган Григорян Раздел: Наука Science: Витамин D способен усилить иммунный ответ против онкологии Командой специалистов из британского Института Фрэнсиса Крика и датского Ольборгского университета проведено исследование по поводу влияния витамина D на ЖКТ и обнаружено, что он активирует рост кишечных бактерий у грызунов, что способствует усилению иммунитета к...

Внедрение новых организмов в экосистемы — это нормальный эволюционный процесс, пояснил главный научный сотрудник Никитского ботанического сада Николай Ермаков. Но, как и показывают исследования под руководством Вароса Петросяна, если в естественных условиях он довольно постепенный и длительный, дающий аборигенным и пришлым видам время приспособиться друг к другу, человек значительно ускоряет эту миграцию, чем наносит вред не только окружающей среде, но и себе. Так, на территории России в 2007—2019 гг. Масштабный анализ генетических маркеров пшеницы и сои поменяет подход селекционеров к созданию новых сортов Ученые из Института цитологии и генетики СО РАН в результате поиска по более чем 20000 участкам генома нашли генетические маркеры пшеницы и сои, которые позволяют вырастить высокобелковые и устойчивые к погодным изменениям сорта. Новосибирская команда генетиков, биоинформатиков и селекционеров провела самый обширный и глубокий на сегодняшний день генетический анализ 175 сортов сои и 133 сортов яровой мягкой хлебной пшеницы, которую исследовали на протяжении 11 лет. Ученые определили ДНК-маркеры, отвечающие за содержание белка, время колошения, налива зерна и созревания, а также позволяющие маневрировать между периодами засухи и избегать низких температур. Перспективный метод геномной селекции обладает высокой предсказательной способностью и позволяет отбирать сорта на раннем этапе. По словам руководителя проекта Елены Салиной, в 2024 г. Цицина РАН Ирина Митрофанова указала на то, что для выстраивания защиты злаков от различных болезней и экстремальных температур детально изучаются гены и их взаимодействия, которые позволят растению препятствовать воздействию внешних источников стресса. Чтобы узнать причины остальных случаев невынашивания, исследователи взяли из биобанка 1745 тканей, определили их хромосомный набор и впервые в мире сравнили разные ткани у эмбрионов, проведя полногеномный анализ. Рекомендация по анализу как минимум двух типов тканей зародыша может лечь в основу модификации анализа НИПТ, который делают беременным женщинам для определения генетических отклонений у будущего ребенка. Заместитель директора по научной работе Медико-генетического научного центра имени академика Н. Бочкова Вера Ижевская пояснила, что результаты исследования под руководством Игоря Лебедева важны для повышения эффективности медицинской помощи супругам с репродуктивными потерями, и уже сейчас имеют высокий потенциал практического применения: помочь повысить точность диагностики хромосомных аномалий при спонтанном прерывании беременности, объяснить его причины в большинстве случаев и тем самым снизить временные и финансовые затраты. Ученые предложили получать термостойкие люминофоры в форме композитных керамик, применяя технику реакционного искрового плазменного спекания коммерчески доступных порошков оксидов. Искровые разряды между спекаемыми частицами и фазовые превращения помогли сформировать материал с тонкодисперсной микроструктурой и плотностью, близкой к теоретически предсказанной. Об этом рассказал «Ведомостям» член-корреспондент РАН, исполняющий обязанности директора Института синтетических полимерных материалов имени Н. По его словам, у светодиодов есть несколько проблем, например, высокое тепловыделение, низкий индекс цветопередачи и изменение цветовых характеристик во времени. Решить эти задачи можно благодаря использованию керамики на основе комплекса из оксида алюминия и иттрий-алюминиевого граната. Исследователи под руководством Дениса Косьянова впервые предложили получать такую композитную керамику принципиально новым методом, добавил он. Зубы древних жителей Русской равнины рассказали об их образе жизни Ученые из Исторического музея и Музея антропологии и этнографии им.

Чего достигла наука России в 2023 году: магасайенс, квантовые нейросети и многое другое

Претендовать на неё могут учёные, ведущие активную исследовательскую деятельность в России и внёсшие серьёзный вклад в развитие науки и технологий. Премия присуждается в трёх номинациях: - «Физический мир» — включает работы по физике, химии, астрономии, наукам о Земле и техническим наукам; - «Науки о жизни» — исследования по биологии, медицине и сельскохозяйственной науке; - «Цифровая вселенная» — труды в сфере математики включая математические методы в экономике , компьютерных наук и информатики включая искусственный интеллект и машинное обучение.

Теперь законопроект рассмотрит Совет Федерации. Еще до принятия главного финансового документа страны Общественная палата выступила против сокращения федеральных расходов на некоторые статьи бюджета, в том числе и на научные исследования, а они сократились вдвое. Били тревогу по этому поводу и «Новые Известия», перечислив в своем материале, какие жизненно важные исследования теперь ученым придется свернуть из-за недостатка финансирования. Бюджет на научные исследования постоянно сокращается Эксперты указывали на то, что в условиях санкций российская наука оказалась отрезана от мировой — доступа к новым технологиям нет.

Стало быть, ученым надеяться не на кого, кроме как на государство — значит, сокращать расходы нельзя. Тем не менее, запланированные в бюджете расходы вряд ли поспособствуют неоднократно провозглашенной национальной цели — обеспечить к 2030 году присутствие России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Анализ динамики бюджетных ассигнований федерального бюджета на научные исследования по видам работ, который провели эксперты канала «Незыгарь», показывает, что при фактическом сохранении финансирования фундаментальных исследований на прежнем уровне, финансирование прикладных научных исследований последовательно сокращается. В результате может снизиться эффективность проводимых НИОКР в целом, за счет возникновения разрыва между появлением теоретических знаний и возможностью их применения. Конечно, даже достижение поставленной цели по сохранению статуса РФ в десятке ведущих стран может не иметь значения с точки зрения развития научно-технологической базы для развития экономики.

За счет изначально больших по объему внутренних затратах на НИОКР и более быстрых темпов роста, страны-лидеры смогут осуществить переход на новый технологический уклад, активно внедряя технологии, остающиеся недоступными для России.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Необходимо выстроить четкую систему управления научно-технологическим развитием и на субфедеральном уровне, предполагающую как соподчинение в рамках единой государственной научно-технической политики, так и определенную самостоятельность, позволяющую учесть региональную специфику и системно увязать региональные государственные программы научно-технологического развития с ключевыми в том числе по вкладу в ВРП субъекта Российской Федерации , перспективными отраслями специализации экономики и стратегиями социально-экономического развития региона и федерального округа, отразить в соответствующих программах федеральные, региональные и частные инвестиции. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию неоднократно обращался к проблемам развития научных территорий. В частности, решением комитета от 24 ноября 2022 г. Существующая же модель, замыкающая наукограды в муниципальной оболочке городского округа, искусственно препятствует сохранению и развитию научного потенциала с использованием современных конституционных возможностей организации системы публичной власти.

В постановлении Государственной Думы от 1 февраля 2024 г. Несмотря на внимание, уделяемое научным территориям, и общее понимание их роли в реализации стратегических задач страны, нельзя не признать, что преобладающий взгляд на модель их развития, основанный на социально-инфраструктурном подходе т. Качественная городская среда благоприятствует науке, но не производит ее, и, более того, в своем формировании, развитии должна быть подчинена целеполаганию научно-технологического развития. Принципиально важно так или иначе преодолеть искусственный и непродуктивный организационно-управленческий разрыв дуализм , существующий между научно-технологической в действительности, базовой, решающей и благоустройственно-инфраструктурной составляющими наукограда и иных научных территорий , причем как на уровне самой по себе данной конструкции публично-правового образования, так и в ее взаимосвязях с другими уровнями публичной власти, в конечном счете — в привязке общефедеральному механизму приоритизации и осуществления научно-технологического развития. Признаваемый в настоящее время смысловым ядром наукограда его научно-производственный комплекс нуждается в адекватном правовом режиме, который позволил бы обеспечить сочетание как определенной общности взаимосогласованного единства целей, задач, действий участников при реализации общенациональных научно-технологических приоритетов в том числе в координационной связи с иными, внешними субъектами научно-технологического развития , так и необходимой степени автономии, самостоятельности его участников, имея в виду в том числе разнообразие форм собственности. Расширение форм государственной поддержки наукоградов, включая предоставление дополнительных возможностей использования тех или иных преференциальных, льготно-стимулирующих режимов мер , требует сбалансированного подхода, исключающего асимметрию развития наукограда в сторону бюджетообразующего предпринимательства, не обладающего реальной наукоемкостью. Вместе с тем следует учитывать проблемы, связанные с применимостью и пригодностью адекватностью на разных научных территориях существующих государственных инструментов, направленных на обеспечение качества жизни. Действующие нормативы программ развития не учитывают специфику, технологические особенности соответствующих территорий и не обеспечивают их реальные финансовые потребности, а применение целого ряда мер поддержки например, программ «Земский доктор», «Земский учитель», строительства кампусов мирового уровня , жестко увязанных с критерием численности населения, объективно затруднено вследствие превышения или недостижения соответствующего параметра.

Все это подразумевает перенастройку в том числе финансово-бюджетного механизма в целях консолидации управления ресурсами, направляемыми на развитие наукоградов, а также иных научных территорий в настоящее время по различным программам и проектам.

Наука в России: какие важные открытия произошли в последние 20 лет

Новости науки, высоких технологий и техники. Научные открытия и достижения, загадки из космоса, передовые исследования ученых на Рамблер/новости. Достижение значимых результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России и повышение привлекательности отечественной науки и образования. Утвержденная Президентом России в феврале 2024 г. новая редакция Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР) направлена на форсированную реализацию задач по обеспечению технологического суверенитета и уделяет особое внимание. День российской науки: какой вклад молодые ученые «Сириуса» вносят в развитие науки. Обсуждались, в частности, результаты работы Академии в 2023 году, вопросы научно-методического руководства деятельностью институтов РАН, а также развитие российской науки в контексте достижения национальных целей развития. Статья Наука в России, Программа фундаментальных научных исследований в России, Национальный проект Наука, Медицинские исследования в России, Цифровизация науки, Гранты и премии ученым, Финансирование, 2024 Правительство РФ выделило 450 млрд.

Наука — территория — развитие

Последние научные статьи, новости и обсуждения в сообществе Новости Российской Науки. Последние главные новости из рубрики «Новости науки». Свежая и актуальная информация | Дзен. Смотрите видео онлайн «Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией» на канале «Радио Sputnik» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 апреля 2024 года в 18:59, длительностью 00:51:43, на видеохостинге. В России завершается второй год объявленого президентом Десятилетие науки и технологий. В России активно развивают, насаждают развитие науки при университетах.

Наука и техника

Рекомендация по анализу как минимум двух типов тканей зародыша может лечь в основу модификации анализа НИПТ, который делают беременным женщинам для определения генетических отклонений у будущего ребенка. Заместитель директора по научной работе Медико-генетического научного центра имени академика Н. Бочкова Вера Ижевская пояснила, что результаты исследования под руководством Игоря Лебедева важны для повышения эффективности медицинской помощи супругам с репродуктивными потерями, и уже сейчас имеют высокий потенциал практического применения: помочь повысить точность диагностики хромосомных аномалий при спонтанном прерывании беременности, объяснить его причины в большинстве случаев и тем самым снизить временные и финансовые затраты. Ученые предложили получать термостойкие люминофоры в форме композитных керамик, применяя технику реакционного искрового плазменного спекания коммерчески доступных порошков оксидов. Искровые разряды между спекаемыми частицами и фазовые превращения помогли сформировать материал с тонкодисперсной микроструктурой и плотностью, близкой к теоретически предсказанной. Об этом рассказал «Ведомостям» член-корреспондент РАН, исполняющий обязанности директора Института синтетических полимерных материалов имени Н. По его словам, у светодиодов есть несколько проблем, например, высокое тепловыделение, низкий индекс цветопередачи и изменение цветовых характеристик во времени. Решить эти задачи можно благодаря использованию керамики на основе комплекса из оксида алюминия и иттрий-алюминиевого граната.

Исследователи под руководством Дениса Косьянова впервые предложили получать такую композитную керамику принципиально новым методом, добавил он. Зубы древних жителей Русской равнины рассказали об их образе жизни Ученые из Исторического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера провели исследования погребений людей, живших с пятого тысячелетия до н. Антропологи изучили останки 232 человек из 32 курганов разных эпох и по крупицам реконструировали жизнь наших предков: от особенностей быта до специфики болезней. Исследователи проанализировали зубы некоторых людей и показали, что население ранней эпохи бронзы страдало кариесом средней степени, у них встречались травмы зубов и пародонтопатии. В позднюю бронзу состояние здоровья зубной системы изменилось: кариеса стало меньше, нагрузка на зубы снизилась, но при этом появилось больше минеральных отложений. Исходя из этого антропологи предположили, что в целом, диета местных жителей была постоянной на протяжении многих веков — они ели мясо, рыбу, молоко и иногда продукты, содержащие фруктозу и сахарозу.

Но со временем пища стала менее грубой, что может быть связано с изменением способа приготовления еды. Кроме того, ученые выделили из зубов древнюю ДНК и выявили вирус гепатита B у двух мужчин из разных эпох. Некоторые части истории практически «невидимы», особенно когда речь идет о бесписьменных обществах. Но новейшие достижения в области палеоДНК постепенно приближают нас к пониманию прошлого. Благодаря этому мы, в конечном итоге, можем строить прогнозы будущего и предполагать, по какому пути пойдет человечество», — добавил он.

Особое внимание уделяется в этом направлении работе с регионами, где будущие центры должны стать опорой для развития. На создание НОЦ претендуют десятки регионов в стране. Между нижегородским НОЦ и предприятием Ростеха подписана дорожная карта по содействию развития производства гражданской продукции.

Это, в частности, искусственный интеллект, квантовые технологии, робототехника, новые источники энергии, технологии беспроводной связи, нейротехнологии, биотехнологии. Продолжая традиции российской науки Наша страна всегда славилась талантливыми учеными. Многие из них начинали деятельность на предприятиях, которые сейчас входят в состав Ростеха: физик Александр Пистолькорс , без открытий которого невозможно было бы развитие целых направлений современной радиоэлектроники; конструктор Александр Нудельман, который стоял у истоков конверсии и создал не только десятки образцов авиапушек и зенитных комплексов, но и первый отечественный кардиостимулятор; конструктор Архип Люлька — автор первого турбореактивного двигателя в нашей стране, а также многие другие. Им на смену пришли другие выдающиеся ученые, которые трудятся на предприятиях Госкорпорации в наши дни. В частности, представители школы Пистолькорса на базе концерна радиостроения «Вега» ведут работы в области активных фазированных антенных решеток АФАР. Здесь также основана единственная в стране научная школа авиационно-космического мониторинга, которую возглавляет генеральный конструктор концерна, член-корреспондент РАН Владимир Верба. Фото: «Росэлектроника» Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации продолжают работу по созданию современных авиадвигателей, основываясь на традициях отечественной конструкторской школы, одним из основоположников которой был Архип Люлька. Решением Военно-промышленной комиссии Российской Федерации приоритетное для страны технологическое направление «Технологии двигателестроения» возглавляет заместитель генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации Валерий Гейкин, профессор, доктор технических наук.

Новейший отечественный двигатель мирового уровня ПД-14, разработанный под руководством Александра Иноземцева, корреспондента Российской академии наук РАН , заместителя генерального директора ОДК, является первой силовой установкой, созданной в новейшей российской истории. Первый полет российского пассажирского самолета МС-21 с двигателями ПД-14 состоялся в 2020 году. Создатель отечественной лазерной промышленности Митрофан Стельмах был основателем и первым директором НИИ «Полюс», входящего в холдинговую компанию «Швабе».

Фальков подчеркнул, что успешно завершено строительство крупнейшей установки класса мегасайенс. Главным направлением научной деятельности сейчас является создание абсолютно новых природоподобных технологий, то есть переход к новому экономическому и технологическому укладу.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Наука в России: какие важные открытия произошли в последние 20 лет

Каковы современные инновационные тренды и маркеры технологического развития? Какие наукоемкие продукты имеют наибольшие перспективы появиться на рынке? Открытые Инновации 2024 Форум «Открытые инновации» — крупнейшее в России и одно из узнаваемых в мире конгрессно-выставочных мероприятий, проходящее ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской Федерации.

В "Ломоносове" — около 70 резидентов воплощают самые смелые идеи в жизнь. Почти 500 квадратных метров, на которых рождается будущее. Резидентов на десять лет освободили от налога на прибыль, снизили таможенные пошлины. По сути, это дает возможность быстрее, чем в обычной жизни создавать новые разработки и превращать их в конкретные устройства", — рассказал Алексей Парабучев, генеральный директор фонда "Московский инновационный кластер". А ведь "Ломоносов "на карте России — не один. В стране — 14 научно-технологических центров от Владивостока до Калининграда.

А еще — сеть технопарков. В том же калининградском Гусеве поставили на поток производство электроники. Выход на космический уровень Московские новаторы вышли на космический уровень. Пока астронавты присматриваются к космическому шампуню из России, в недрах этой лаборатории создают уникальный биопрепарат для очистки сточных вод. В его основе — бактерии, взятые из самой природы. Они когда-то сами жили в загрязненной среде и знают, как выглядят враги экологии. Теперь борются с мертвой органикой, метанолом, нефтепродуктами. Не боятся перепадов температур, засухи, голода и даже антисептиков.

Одна из основных — возможность перехода с платного на бесплатное обучение. Много высоких чинов включая и президента подчеркивали, что такое право обязательно будет дано. Однако финансово-бюрократические реалии в итоге оказываются совсем иными.

Минобрнауки утвердило порядок перехода — он возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест в образовательной организации. С точки зрения равноправия — вопросов нет, новые регионы ничем не отличаются от всех остальных субъектов федерации. Если же говорить по совести — то Минфину стоит изыскать средства не столь и большие для того, чтобы каждый студент из ЛНР и ДНР смог перейти на бюджет.

Появление ChatGPT породило широкий круг дискуссий об изменении в образовании. ИТ-технологии далеко не первый раз порождают изменения в образовании. Предыдущий цикл изменений был вызван появлением открытых поисковых систем Google, Яндекс и др.

Тем не менее, эта информация была не структурирована сплошной поток , учитель требовался для упорядочивания и анализа. Изменения, связанные с появлением открытых поисковых систем, до сих пор полностью в образовательный процесс не внедрены. В этом контексте ChatGPT приводит лишь к одному: ранее бессистемная информация из поисковиков теперь оказывается систематизированной по определённому протоколу.

Но это, казалось незначительное изменение, окажет сильнейшее влияние на образовательный процесс, лишив "знающих" монополии на структурирование информации. Что мы должны делать в связи с этим в университетах? Критическое и оригинальное мышление — главное, что должен давать университет.

Мышление и раньше было во главе угла любого настоящего университета, теперь его значение вырастет ещё сильнее. Образованный человек тот, кто способен создать нечто оригинальное, отличное от возможностей ИИ. Другой аспект "критического" мышления — понимание того, что ответ машины зависит, как от вопроса, так и от технологии её создания.

Машина не может отличить ложь от правды, а значит, будучи обученной на неверных фактах, машина будет эти факты выдавать как истинные. Широта кругозора — необходимый элемент для работы с машиной. А значит, роль "гуманитарной" компоненты для инженера и "инженерной" компоненты для гуманитариев только растёт.

Непрофильный блок не требуется понимать как профильный, но требуется узнать все необходимые факты для того, чтобы правильно интерпретировать то, что говорит машина. Практические занятия в реальном мире должны стать основной формой обучения в университете с первых дней пребывания в нём. Практические навыки невозможно получить с помощью машины.

А значит, университет должен всегда ориентировать только на практико-ориентированное обучение. Это не значит, что физики-теоретики как и любые другие теоретики не нужны, просто не нужно путать работу учёного-теоретика с изучением теории физики без практического её применения. Принципам и этике "почему" и "зачем" я это делаю в университетах будет уделяться значительное время.

Важно не просто что-то делать, а осознавать, что ты делаешь. Не стоит ждать от университетов тектонических изменений уже завтра. Консервативность университетов — залог их тысячелетней истории.

Однако следует понимать, что вектор движения уже задан. В топ-100 мировых университетов будущего будут только те университеты, в которых получается готовить студентов индивидуально, формируя единую этику и принципы, а также широту кругозора и уникальное критическое и творческое мышление. В университете ты переписываешь советские учебники, а на стажировках перебираешь бумаги.

Дипломированные специалисты сталкиваются с проблемой "без опыта не берем". Но где же этот опыт взять, если большинство преподавателей никогда не работали вне стен учебного заведения? Зарубежное образование построено по другому принципу, но редкие положительные примеры есть и у нас.

Недавно вышло интервью с ректором Заполярного государственного университета Евгением Голубевым. ЗГУ — довольно небольшой технический вуз, но с крепким студенческим сообществом и преподавателями-практиками. Университет базируется в Норильске, поэтому студенты проходят практику на предприятиях и в исследовательских департаментах металлургического гиганта "Норникель".

В интервью ректор ЗГУ рассказывает о профессиях будущего, атмосфере учебы в одном из самых северных вузов и практике на базе реального производства. Это показал мониторинг, проведенный Минтруда РФ. А улучшить схему трудоустройства должен новый сервис "Стажировки и практики", который с сентября заработает на портале "Работа России".

По словам главы Минтруда Антона Котякова, «сервис поможет "вести" наиболее перспективных молодых людей — от первого курса до выпуска» и позволит работодателям делать предварительный отбор и высылать приглашения на стажировки и практики соискателям со всей страны без подписания отдельных соглашений с учебным заведением. Возможно, новый сервис поможет компенсировать сокращение программ стажировок российскими компаниями. Но системы электронного документооборота тоже применяются сравнительно редко — менее чем в половине организаций.

Согласно законодательству, электронное и дистанционное обучение — не одно и то же. Электронное обучение может проходить в разных форматах, в рамках которых используют интернет и цифровые технологии. То есть это может быть и то обучение, которое полностью проходит в цифровой среде, и то, что организовано в обычной аудитории, но с применением каких-либо цифровых инструментов.

А дистанционные образовательные технологии реализуют только при удалённом взаимодействии преподавателей и учащихся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей то есть ключевой момент — дистанционное взаимодействие педагога и ученика. Законодательство определяет разницу между этими понятиями не вполне чётко — ранее мы писали об этом более подробно. В вузах электронное обучение встречается ещё чаще.

Дистанционные технологии распространяются гораздо стремительнее. В системе СПО произошёл ещё более заметный скачок. Авторы сборника проанализировали, как изменились доли студентов колледжей и вузов, обладающих разными цифровыми навыками.

Уровень владения разного рода программами почти не изменился по сравнению с 2019 годом. Ожидаемо, учащиеся в городской местности несколько опережают в умениях тех, кто живёт в сёлах. А студенты вузов владеют ими лучше, чем учащиеся учреждений системы СПО.

Чаще всего студенты умеют пользоваться текстовыми редакторами, а реже всего — самостоятельно писать программное обеспечение. Но при этом даже владением такими базовыми умениями, как использование текстовых редакторов, или созданием электронных таблиц, могут похвастаться далеко не все. Что касается цифровых коммуникационных навыков, то, по данным на 2021 год, они развиты у учащихся несколько лучше, чем умения пользоваться разными видами софта.

Причём с 2019 года практически все показатели в этой сфере выросли. А вот искать информацию, необходимую для учёбы, студенты умеют плохо. Эксперты в области информационных технологий, преподаватели и представители власти и бизнеса обсудили вектор развития высшей школы и научной деятельности при помощи новых возможностей, в том числе блокчейна, искусственного интеллекта и дистанционных коммуникаций.

Также участники дискуссии затронули и тему внедрения индивидуальных образовательных траекторий в российские университеты. Заместитель генерального директора компании-разработчика платформы управления индивидуальными образовательными траекториями Modeus Ирина Гордина рассказала, что реализация данного направления зафиксирована в задачах государства по реформированию научно-образовательной системы к 2030 году. В декабре 2021 Правительство РФ утвердило Стратегию цифровой трансформации науки и высшего образования.

Согласно этому программному документу к 2024 году не менее половины государственных вузов должны развивать ИОТ, а к 2030 году на модель индивидуального образования студентов должны перейти уже все университеты. Развитие науки 14 марта ТК «Научно-образовательная политика» пишет об опыте научного наставничества на примере Калининграда. В этом году в российских вузах запускается программа научного наставничества.

Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. Благодаря этому, мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого — от абитуриента до доктора наук, — а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей» — заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Балтийский федеральный университет стал одним из шести российских университетов, где будет запушена пилотная программа научного наставничества.

Инициатива реализуется в рамках Года педагога и наставника, объявленного президентом страны. Александр Федоров, ректор БФУ им. Канта: «Современное научное наставничество — это система мер и институтов, направленная на развитие преемственности между поколениями исследователей, на широкое вовлечение обучающихся в научную деятельность.

Для формирования трека молодого ученого в БФУ им. Канта выстраивается логичная структура научных объединений. В апреле стартует работа по созданию дорожной карты нового проекта.

Определенный задел уже есть: действуют меры поддержки для аспирантов, сотрудников и ученых, защищающих кандидатские и докторские диссертации, большое внимание уделяется развитию научной мобильности молодежи, работает механизм поддержки исследовательских студенческих проектов в рамках молодежной политики. Большие возможности создает и сетевое сотрудничество с другими университетами, индустриальными и социальными партнерами». Списать это на "принуждение к скопусам", имеющее место в не самых сильных вузах, нельзя: среди клиентов однозначно преобладают РАН и университеты первого эшелона.

Люди любят, когда издательство работает быстро и хорошо, а это у MDPI получается очень даже. Мы уже писали, что считаем многие из "фишечек", применяемых MDPI, очень полезными. Если кто-то все-таки займется приведением российской научной периодики в порядок мы сейчас не про копрофилов из числа любителей списка ВАК , то опыт этого издательства явно пригодится».

Насколько широко применяют микростепени. Отмечается, что в большинстве вузов систему микростепеней то есть коротких профессиональных курсов по-прежнему только формируют, хотя в последние годы эта сфера стала лучше регулироваться. А ещё за последние два года численность организаций, где их используют, увеличилась более чем вдвое.

Суть в том, что их проще интегрировать в курсы, которые не требуют аккредитации. Как респонденты относятся к таким программам. Проще говоря, по их мнению, таких программ будет в университетах всё больше.

Опрошенные руководители вузов рассказали, когда, по их мнению, такие сертификаты станут восприниматься как полноценный эквивалент дипломов о высшем образовании. Некоторые полагают, что их уже можно считать таковыми. Большинство же считает, что это произойдёт либо через один—два года, либо чуть позже — к 2030-му.

Что мешает распространению таких программ. Опрошенные назвали и препятствия для внедрения микростепеней. Главным из них считают существующие трудности, связанные с оценкой и обеспечением качества таких программ.

Ещё одна сложность заключается в недостатке понимания, что это вообще такое. Реже всего участники опроса обозначали как проблему недоверие к подобным программам. Помимо этого, некоторые респонденты указали на необходимость ввести аккредитационные процедуры, которые могли бы проводить государственные учреждения для таких программ.

Ещё одна сложность связана с цифровыми возможностями и интеграцией данных из различных систем, используемых, например, работодателями и университетами. Выходит, что для того, чтобы вузы стали более широко внедрять микростепени, им нужны, прежде всего, стандарты оценки таких программ и системы их аккредитации на государственном уровне. Участники обсудили вопросы проведения мероприятий в память о выдающихся учёных: Владимире Вернадском, Андрее Колмогорове и Гурии Марчуке.

Кроме того, темами встречи стали кадровые перестановки в структурных подразделениях РАН и присуждение золотой медали за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний 2022 года. Первая тема — 160-летие академика Владимира Вернадского. Именно он смог, в рамках комплексного подхода к изучению кристаллографии, минералогии, геохимии, геологии, почвоведения, биохимии, внести огромный вклад в развитие российской науки.

Совмещая сугубо прикладные вещи, такие как минералогия, биохимия с экономикой, философией, Вернадский открыл новый способ познания. Его научные труды легли в основу развития сфер, связанных с изучением почв и атомной энергии. Ученые не только из нашей страны, но и всего мира продолжают работать над начатыми им исследованиями.

Эта отрасль защищает данные от утечек, а программы, системы и сети — от взлома, порчи файлов или других видов атак. В коммерческих и государственных структурах сведения также необходимо охранять от шпионов или возможных злоумышленников внутри самого коллектива. Существующие методы обнаружения нелегальных пользователей занимают много времени и не всегда эффективны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий