В качестве потенциально перспективного способа улучшения состояния здоровья и продолжительности жизни пост является предметом многочисленных научных исследований. Для одних пост - это хорошая идея поправить здоровье, но для других это может быть очень опасно. Чем полезен пост для организма? Ученые обнаружили, что циклы длительного голодания защищают от истощения иммунной системы и способствуют регенерации организма. Возможно, кто-то думает, что пост может навредить здоровью, на самом же деле пост только укрепляет здоровье, ведь во время голодания очищается организм, выводятся шлаки, активизируется работа мозга. В лучшем случае пациент попадет к хирургу, в худшем — сразу в реанимацию.
Полезен ли пост для организма?
Чем полезен пост для организма? Ученые обнаружили, что циклы длительного голодания защищают от истощения иммунной системы и способствуют регенерации организма. Лучше всего и легче, когда пост соблюдает вся семья. В данном материалы приведены 10 основных эффектов поста в Рамадан, укрепляющих здоровье человека. Соблюдение поста может отразиться на здоровье: как положительно, так и не очень, все зависит от того, что выбрать для питания, есть ли у вас противопоказания, насколько строго держать пост и как длительно. Полезно ли голодание для поджелудочной железы?Исследования показывают, что пост помогает стимулировать поджелудочную железу к самообновлению, пишет сайт телеканала Al Jazeera.
Почему пост — это полезно
Какую пользу здоровью может принести пост. Всевышний Аллах возложил на всех совершеннолетних мусульман, которым позволяет здоровье, обязанность соблюдать пост в месяц Рамадан. Соблюдение мусульманского поста является хорошей защитой от многих болезней. Тема пользы и вреда поста для здоровья — весьма обсуждаемая и востребованная в среде верующих. Полезно ли голодание для поджелудочной железы?Исследования показывают, что пост помогает стимулировать поджелудочную железу к самообновлению, пишет сайт телеканала Al Jazeera. Станьте спонсором канала, и вы получите доступ к эксклюзивным бонусам. Подробнее: тех, кто хочет поддержать проект: На.
Священный месяц Рамазан: что происходит с организмом во время поста
Сама же «диетическая составляющая» может быть как полезной для здоровья, так и вредной, и об этом говорят сами священники, и именно поэтому каким-то группам лиц не возбраняется нарушение поста, а некоторым даже запрещено поститься. ПОСТ ВРЕДЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ? Правда ли, что: Великий пост придумали на Руси специально, потому что в это время у основной массы населения – крестьян – заканчивались запасы; ни молока, ни мяса не было. velikiy_ Да, для большинства верующих великий пост — это аскеза во имя Бога. И все же приятно узнать, что, помимо духовного результата есть еще и польза поста для здоровья.
Наука сохранять здоровье. Гастроэнтеролог – о пользе православных постов
В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Чем полезен пост и постное питание для нашего здоровья? В качестве потенциально перспективного способа улучшения состояния здоровья и продолжительности жизни пост является предметом многочисленных научных исследований. Полезен ли пост для здоровья и как поститься правильно? Марина Макиша.
Можно ли похудеть на посту: полезно ли поститься для фигуры?
Основные данные исследований о пользе мусульманского поста Укрепление имунной системы: улучшается деятельность лимфатических узлов в 10 раз и увеличивается количество клеток, которые выполняют специфические иммунные функции. Профилактика ожирения и его последствий. Это исходит от духовной и умственной стабильности, которая достигается в период поста. Причем такая стабильность во многом является следствием той духовной атмосферы, которая окружает соблюдающего пост, а также большое количество действий выражения веры ибадат в этот период, как, например, совершение дополнительных молитв, чтение Корана и других. Это весь комплекс действий, которые являются «расходованием на пути Аллаха и ради Аллаха», удаление от всякого рода волнений, переживаний и напряженности; направление духовной и телесной энергии в положительное русло, контроль над своими страстями и желаниями. Защита от опасности скопления токсинов в тканях и клетках. Происходит профилактика образования камней в почках, поскольку увеличивается количество натрия в крови, что не допускает кристаллизации калия. Увеличение количества мочевины в крови помогает избежать отложения мочевых солей, которые образуют камешки в мочевыводящих протоках. Регуляция половых инстинктов, особенно у молодежи.
Таким образом, человек избегает излишнего духовного и телесного возбуждения и смущения, различных моральных отклонений. Профилактика психических отклонений, в частности, «раздвоения личности». Установлено также, что правильное соблюдение поста и диета позволяют приостановить развитие и постепенно избавиться от некоторых психических заболеваний.
При этом постящемуся следует соблюдать сбалансированную диету при разговении ифтар и перед утренним принятием пищи сухур. Постящийся легче переносит воспаления Согласно исследованиям, воздержание от употребления еды во время поста приводит к уменьшению и даже исчезновению воспалительных процессов и аллергических реакций, таких как артрит и псориаз. Есть предположения, что пост может способствовать излечению воспалительных заболеваний кишечника, таких как язвенный колит. Пост улучшает состояние кожи и глаз Вследствие восстановительных процессов в организме постящегося, происходит очищение кожи и глазного яблока. Так замечено, что после поста белки глаз выглядят ясными и яркими.
У постящегося повышается чувствительность к инсулину Во время поста в Рамадан чувствительность к инсулину повышается, и это весьма важная особенность. Повещенная чувствительность клеток к инсулину приводит к более лучшему регулированию уровня сахара в крови после принятия пищи , что снижает нагрузку на поджелудочную железу. Пост способствует понижению высокого кровяного давления Если у постящегося было высокое кровяное давление, оно в подавляющем большинстве случаев приходит в норму.
Однако соевое молоко по калорийности и содержанию белка наиболее близко к коровьему. Помимо этого специалист предложила дополнить рацион такими продуктами, как мед и подсолнечная халва. Мед обладает антиоксидантными свойствами, содержит большое количество витаминов группы В, укрепляет иммунитет, имеет противовоспалительное свойство.
Халва с натуральным составом богата витаминами группы В, Е, С, РР, содержит магний, фосфор, цинк и железо. Эти вещества нормализуют работу нервной системы, улучшают качество сна, полезны при анемии. Она помогает бороться с закислением организма, способствует снижению веса, профилактирует атеросклероз и эндокринные заболевания.
Постная еда - это не только винегрет. Можно приготовить огромное количество вкусных постных блюд с применением пастернака, сельдерея, кольраби, репы, редиса, чернослива, порея, острого перец, петрушки, черемши, чеснока, яблок, клюквы, облепихи, зеленого горошка, томатной пасты и томатов, кукурузы, стручковой фасоли и грибов. Бобовые - это не только фасоль! Очень полезно применять бобовые в питании, и не только в пост. Основные преимущества, которые получает организм: Бобовые содержат полноценный белок с незаменимыми аминокислотами.
Горох, фасоль, чечевица, нут и бобы содержат медленные углеводы. Это значит, что они не повышают уровень сахара в крови быстро и чувство насыщения остается надолго. Бобовые - это мультивитаминные комплексы. В них есть витамины группы В, калий, фосфор, железо, цинк и марганец. Клетчатка, которая содержится в бобовых, обеспечивает пищу микробиоте кишечника повышает количество полезных бактерий , положительно влияет на перистальтику и нормализует уровень холестерина. Клетчаткой питаются кишечные бактерии, при этом организм получает дополнительные аминокислоты, витамин К, а также жирные кислоты короткой цепи, которые защищают от возникновения онкологии. Проблема, с которой вы можете столкнуться при употреблении бобовых - вздутие. Если от фасоли или бобов вы чувствуете себя плохо, попробуйте заменить их на тушеный зеленый горошек, нут и чечевицу, отваренных с небольшим добавлением пищевой соды.
Бобовые используют в супах, салатах, в качестве гарнира, а также из них делают паштеты. Пост - это грибной сезон! Выбор богат: белые грибы, шампиньоны, вешенки или не столь привычные шиитаке. Грибы насыщают за счет клетчатки, при этом малокалорийны. Содержат много аминокислоту глутатион в больших количествах. Богаты селеном, витамином В4 и витамином D. В грибах также есть вещества с антиоксидантным действием. То есть это комплекс уникальных и важных питательных компонентов.
В пользу грибов говорит вот такой факт: употребление двух порций в неделю снижают риск развития приобретенного слабоумия деменции в пожилом возрасте. Низкожирной диете - НЕТ! Великий пост подразумевает питание с крайне низким содержанием жиров. Почти полный отказ от масла, масел и жиров потенциально опасен даже для тех людей, что страдают ожирением и нарушением липидного обмена. В долгосрочной перспективе, если придерживаться такого питания длительный период, это поможет решить проблему лишнего веса, но цена для здоровья слишком велика.
Великий пост — польза для фигуры и души или вред для здоровья? Отвечают врач, священник и фитоняшка
Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - тут-то каждый мгновенно вспоминает, Кто на самом деле держит все в Своей Руке. Пост - тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет добровольно, отказываясь от всего, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - от потребностей тела. И совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу.
То есть пост - это не религиозная диета, а оживление человеком его отношений с Богом. Но стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависнуть в Сети? Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе.
Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость. Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования.
Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста.
Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно.
Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви.
С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом.
Для детей растительное питание с воздержанием от животного белка не подходит. Также пост вреден и противопоказан для беременных, родильниц, рожениц, для людей с анемией, нутритивными нарушениями, нарушениями питания различного вида, витаминно-минеральной недостаточностью, дефицитом массы тела, с острыми и хроническими заболеваниями в период обострения, в частности — это болезни желудочно-кишечного тракта. Для людей могут быть опасны любые резкие изменения в рационе. Как только меняется привычная система питания, такие заболевания дают о себе знать. Причём это может случиться не только в период поста, но и, например, в праздники, когда идёт повышенная нагрузка на органы пищеварения и секреции.
Духовный пост подразумевает работу над собой, усиление молитвы и духовной борьбы, он накладывает ограничения на развлечения, освобождая время для помощи ближним и молитвы. Молитвы, медитации, исповедь, покаяние выступают как способы очищения духа. Пост не является самоцелью, а только средством, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах. Первоначальный смысл поста — покаяние и добрые поступки. Соблюдающие религиозные предписания уравновешены в эмоциональной сфере, имеют положительные жизненные устремления, не имеют вредных привычек. В основе религиозного учения лежит признание здоровья в качестве значимого блага, поэтомуследованием принципам здорового образа жизни, неприятие вредных привычек, которые наносят ущерб здоровью личности и общества является долгом верующих. Исследования подтверждают положительное влияние соблюдения постов на здоровье, повышение сопротивляемости организма, улучшение состояния иммунной системы, общее улучшение самочувствия, на понижение вероятности осложнения или возникновения сердечно-сосудистых, эндокринных, аутоиммунных и многих других заболеваний, и, как следствие, увеличение срока жизни [5, 6]. Таким образом, можно сделать вывод, что физиологический стресс, который вызывается постом, мобилизует защитные силы организма. Чередование постов с периодами обычного режима питания дает положительные результаты в снижении риска развития большинства соматических заболеваний, улучшает общее состояние организма и способствует увеличению продолжительности жизни. Кроме улучшения здоровья, религиозный пост оказывает влияние на душевное состояние человека. Доказано, что во время поста люди испытывают эмоциональный подъем. Для верующих людей пост это не просто ограничение в питании, а действенный метод укрепления духа и достижения духовной концентрации. Литература 1. Алыпкашева С. Андриянова Е. Арстангалиева З.
Конечно, там были написаны разные хорошие слова, например, «будете по столовой ложке принимать пищевую добавку и получать пользу для организма». В общем, там была написана чистая правда, только хитрость скрывалась в ценах. Я спрашиваю знакомого: «А если купишь вместо красивых баночек килограмм фиников, разница будет? Есть некоторые элементы, которые нам нужны, например, йод. Мы живем далеко от моря и у нас нехватка йода и селена. О первом знают почти все, а про селен — намного меньше. Эти микроэлементы нужны для нормального функционирования организма. Их норма потребления исчисляется миллионными долями грамма, то есть это маленькие количества, хотя без них организм будет работать неправильно. Здесь выходом может быть простая морская соль. Некоторые продают бады и пишут: у нас замечательная клетчатка и описывается ее свойства. Действительно, нам, жителям мегаполисов, не хватает клетчатки. Она нужна для работы кишечника. Но есть же дешевые отруби, которые стоят на полках в любом супермаркете. Ржаные, пшеничные, смешанные, с добавлениями орехов, зелени … И стоят всего несколько десятков рублей. Можно съесть полстакана этих отрубей, а можно купить в виде БАДа, то есть в красивой упаковке с красивым брендом, названием в несколько раз иногда в десятки дороже. Так же предлагают омега кислоты. А чем не устраивает льняное масло только не забудьте, что его нельзя разогревать. Или обычное подсолнечное масло? И как любое лекарство витамины имеют свои свойства — показания и противопоказания. Любой диетолог подтвердит, что естественные витамины лучше искусственных. Витамины, которые человек получает в результате сбалансированного питания лучше, чем поливитамины, хотя бывают случаи, когда это нужно. Хотелось бы предупредить, что глотание витаминов не должно стать ежедневной практикой. Как правильно выходить из поста? Я не советую, чуть что — и сразу пить фестал. Нужно мало и разумно есть. Представьте, если машину газануть на 100 км на первой скорости, что будет? Перегрузка, она взвоет. Так и с организмом. Во время поста наша печень, желудок, да и вся пищеварительная система приспособилась к некоему щадящему режиму питания. А тут резкая смена диеты, да еще и жирная, жареная пища. Для молодого человека это проще, а людям во второй половине жизни надо осторожнее относиться. Можно сначала объесться, а потом фесталом запить. Но это неправильно: искусственное введение ферментов может способствовать падению выработки своих собственных. Человеку дан разум и он может почитать, не имея медицинского образования, книги по диетологии. Есть еще простой прием: наблюдать за своим организмом, смотреть после какой пищи нам становится плохо. Это действует безотказно. Если плохо после молока — значит, надо исключить или уменьшить порцию. Выход из поста должен быть плавным. Тем более организм после постного режима питания насыщается быстрее. Нельзя объедаться белковой пищей, набрасываться на мясо, творог, яйца. В большом количестве это все равно не усвоится организмом. Пользы от продуктов не будет, наоборот, наступит гниение, диспепсия. После неумеренного потребления ждет тяжесть, боли в желудке.
Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог
Если же постоянно так питаться, то нехватка железа и кальция гарантирована. СС0 — Как это исправить? Лечебные препараты самостоятельно назначать себе не стоит. Если есть камни в почках, склонность организма к кальцинированию, то принимать чистый кальций может быть опасно. Нужен совет врача. Практически всем можно принимать витамин D в профилактических дозах — 500—1000 международных единиц. Но лучше попросить в аптеке комплексные препараты, где дозировка всех составляющих уже рассчитана. Сахар и холестерин — Как правильно выйти из поста? Очевидно, что резкий обратный переход тоже бесследно не пройдет. Но во избежание проблем стоит так же постепенно добавлять те продукты питания, которых вы были лишены, — мясо, яйца, молочку. И хотя бы на неделю-две растянуть такой переход.
Резкий выход из поста чреват и проблемами с желудочно-кишечным трактом — запорами и диареями, и набором веса, и эндокринными сбоями. Особенно если это будет не только употребление запрещенных ранее продуктов, но и просто переедание. Если мы резко добавляем сладости, которых были лишены, то велика вероятность повышения сахара. Диабет, глюкометр. ССО — Как понять, что есть проблема со здоровьем после выхода из поста, помимо очевидных нарушений в работе желудка и кишечника? Но многие отмечают общую слабость и упадок сил, когда делать ничего не хочется. Для повышенного сахара иногда характерна сухость во рту. Человек начинает больше пить, а ночью не раз встает в туалет. Возможны онемения конечностей и проблемы со зрением. Еще жалуются на нарушения памяти и внимания — проще говоря, соображаешь не так, как раньше.
Все эти проявления — повод заподозрить сахарный диабет и обратиться к терапевту или эндокринологу. Если симптом проявляется хронически, значит, велика вероятность, что у пациента сахарный диабет. Если резко выйти из поста, может развиться так называемый преддиабет, когда уровень сахара в крови постоянно выше нормы, но не настолько, чтобы диагностировать сахарный диабет. Такие люди оказываются в группе риска. Если при выходе из поста резко увеличилось количество животных жиров в пище, то это может вызвать и резкое повышение холестерина. Тут в принципе никаких жалоб никогда не бывает, пока из-за холестериновых бляшек, забивших сосуды, не начинаются проблемы с сердцем и мозгом.
Красное мясо — Исключение каких продуктов может нанести вред? Если мы не едим мясо, то недополучаем железо, если не пьем молоко, то кальций. Если во время поста вы питаетесь рационально и у вас никогда не было проблем с уровнем железа, то все будет в порядке, но при диагностированной анемии можно усугубить состояние. Нехватку этого элемента во время поста компенсирует так называемое депо: у организма есть запас железа — оно находится в печени, селезенке, костном мозге.
После периода воздержания нужно будет есть больше красного мяса, чтобы восполнить этот запас. Элементы, о которых мы говорим, вообще сложно получить из постных продуктов. Хорошо, что пост имеет ограниченный период. Если же постоянно так питаться, то нехватка железа и кальция гарантирована. СС0 — Как это исправить? Лечебные препараты самостоятельно назначать себе не стоит. Если есть камни в почках, склонность организма к кальцинированию, то принимать чистый кальций может быть опасно. Нужен совет врача. Практически всем можно принимать витамин D в профилактических дозах — 500—1000 международных единиц. Но лучше попросить в аптеке комплексные препараты, где дозировка всех составляющих уже рассчитана.
Сахар и холестерин — Как правильно выйти из поста? Очевидно, что резкий обратный переход тоже бесследно не пройдет. Но во избежание проблем стоит так же постепенно добавлять те продукты питания, которых вы были лишены, — мясо, яйца, молочку. И хотя бы на неделю-две растянуть такой переход. Резкий выход из поста чреват и проблемами с желудочно-кишечным трактом — запорами и диареями, и набором веса, и эндокринными сбоями. Особенно если это будет не только употребление запрещенных ранее продуктов, но и просто переедание. Если мы резко добавляем сладости, которых были лишены, то велика вероятность повышения сахара. Диабет, глюкометр. ССО — Как понять, что есть проблема со здоровьем после выхода из поста, помимо очевидных нарушений в работе желудка и кишечника? Но многие отмечают общую слабость и упадок сил, когда делать ничего не хочется.
Для повышенного сахара иногда характерна сухость во рту. Человек начинает больше пить, а ночью не раз встает в туалет. Возможны онемения конечностей и проблемы со зрением.
В этот период организм начинает потреблять всю глюкозу, сахар который есть у нас в печени, таким образом затрачивает больше количество энергии и человека вот эти 10 дней может ощущать отсутствие энергии, слабость, сонливость», - пояснил врач. Он отметил, некоторые постящиеся могут ощущать головную боль, тошноту или головокружение. Все это может произойти, если человек ведет малоподвижный образ жизни, не восполняет водный баланс или потребляет тяжелую пищу. Второй этап поста начинается после 10 дней.
В это время организм начинает адаптироваться к дневному голоданию и переключается с глюкозы на запасы жировой ткани. Поскольку все запасы углеводы у человека в этот период уже исчерпаны, организм потребляет больше жировой ткани и начинает теряет жировые запасы», - рассказал врач. К третьему этапу в организме начинается детоксикация.
Кому пост не рекомендован? Людям с хроническими болезнями, вступая в пост, стоит посоветоваться со своим лечащим врачом и с духовником, какие ограничения в питании будет соблюдать посильно. Возможно, для них подвиг поста будет заключаться больше в духовном пути, чем в телесном.
Особенно внимательными к своему самочувствию стоит быть людям с сахарным диабетом, с болезнями желудочно-кишечного тракта. Варьируем блюда день ото дня. Это и для здоровья будет лучше, и пост пройти с большей радостью позволит. База постного стола, - сложные углеводы. Тут и любимая нами гречка, геркулес, темный рис, макароны из твердых сортов пшеницы. Можно использовать отруби богатая клетчаткой пища , добавляя их в каши, в супы.
Лучше всего для желудка, особенно проблемного, - чечевица. Из нее можно готовить и похлебку, и гарниры, и в салаты добавлять. Прекрасное блюдо к постному столу на основе нута — это хумус. Это и обычная капуста, и брокколи, цветная капуста, кабачки, баклажаны, помидоры, корнеплоды — свекла, например.
Пост как лекарство: что происходит с организмом постящихся
Что происходит с организмом во время поста — рассказываем есть ли польза или вред | Исследования показывают, что организм человека, соблюдающего пост, особенно в месяц Рамазан, получает хороший оздоровительный эффект, своеобразный заряд здоровья на весь год. |
Священный месяц Рамазан: что происходит с организмом во время поста | Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов верующих. |
Достоинство и польза Поста | Хорошей новостью является то, что у печени колоссальная способность к восстановлению. |
Великий пост глазами врачей: как поддержать организм во время воздержания | Полезен ли пост для здоровья и как поститься правильно? Марина Макиша. |
| Достоинство и польза Поста | — Еда как профилактика — Пост и здоровье. Пост и здоровье. Многие сторонники постов в качестве контраргумента утверждают, что животный белок можно равноценно заменить на растительный: рапс, сою, бобовые. |
Пост: прекрасная возможность для очищения организма
Сейчас едва ли не каждый ресторан или кафе предлагают постное меню. В обществе пост во многом воспринимается как своеобразная диета, которая в последнее время стала довольно модной. Это не лишено смысла: с точки зрения медицины Великий пост -- очищающая организм диета, выводящая шлаки и укрепляющая иммунитет. По данным некоторых исследований, организм зимой и летом по-разному усваивает пищу, пишет портал Art. Для зимы характерен белково-жировой обмен, для лета -- белково-углеводный. Поэтому природный смысл поста заключается в том, чтобы переключиться с одного типа обмена на другой, не ослабив организм. С пользой Диета Великого поста исключает все продукты животного происхождения, в том числе молочные продукты, сдобную выпечку и сладости, сливочное масло, яйца, майонез, белый хлеб.
Можно есть только растительную пищу, например соления, грибы, орехи, каши на воде, несдобную выпечку, черный и серый хлеб, кисели и чай. Подобные ограничения могут быть полезны при избыточной массе тела, ожирении, жировой болезни печени, нарушении липидного обмена, желчнокаменной болезни, при синдроме раздраженного кишечника с запорами, гиподинамии, пищевой аллергии, подагре.
Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние.
Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды. Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения.
Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом.
Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа.
Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т.
Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол.
Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне...
Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"...
Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен.
Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии.
Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни".
На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф.
То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала!
А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты.
Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то?
Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св.
Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же...
Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.
Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве?
Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим.
Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему?
Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам?
Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу.
Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения.
Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя.
Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны.
Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи?
Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление.
Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела.
Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных.
Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества.
При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие.
Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом!
Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями.
Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении?
И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру.
В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста?
Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает.
Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь. Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет.
Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь.
Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю.
Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть.
Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело — раба послушная, но надо его вышколить.
Такая немощь тоже извинительна. Конечно, гипотетически, можно купить высококачественные постные продукты, но на это нет ни сил, ни денег… Белок, картошка и каша — Белок важен, как можно обходиться без него во время поста? Белок — это нервная деятельность, мышцы, иммунитет, кроветворение, дыхание, ферменты. Здоровый человек или обладающий средним здоровьем с умеренной нагрузкой вполне месяц-два, а некоторые и всю жизнь, могут обходиться растительным белком. Стоит обратить внимание на то, что сейчас за счет современных технологий, глобализации есть большой рынок разных видов пищи. Это помогает многим, служит своего рода палочкой-выручалочкой, например, соевые продукты, морепродукты. Они позволяют недорого и полноценно питаться. Качественная пища — это совсем необязательно дорогостоящий изысканный деликатес. Пожалуйста, бобовый суп-пюре — стоит копейки, добавьте пряности, зелень. Очень вкусно и полезно. Фасоль, чечевица, орехи, арахис. А бобовые или гороховые пасты, хумус? Можно дома самим приготовить: недорогой горох, разваривается. Можно в духовке запечь, подержать в холодильнике и потом взбить на миксере. Да, это растительный белок, и его особенность в том, что ценность меньше, усвояемость ниже, его надо почаще есть, чтобы обеспечить поступление в организм. Чем полезно разнообразить стол? Питание это не только энергия, калории, как раз калорий достаточно и в куске сахара, и потребность в калориях мы перекрываем, нехватки в них мы не испытываем. Но есть нехватка других элементов — например, клетчатка, хорошие масла, белки. Тушеные, печеные овощи, свежие фрукты. Всегда можно найти разумный подход, найти качественные и недорогие продукты. Еще раз подчеркну, что не нужно зацикливаться на чисто диетической стороне поста. Пост — это другой статус, другая литургия, другие молитвы, весь церковный устав меняется. Витамины и БАДы во время поста «Даже приходя в аптеку, мы должны понимать, что пришли не только в медицинское, но и коммерческое учреждение». Стоит ли это делать? Это могут быть самые разные вещи — от полезных и жизненно необходимых до вредных, поэтому здесь нужен разумный подход. Я бы осторожно относился к тем продавцам, которые уж очень давят на психику, когда слишком много эмоций, слов в описании чудо-продукта. Эмоций много, а информации мало. Нередко пишут в аннотации: биодобавка сделана по древнейшему рецепту старцев или древних монахов, скажем. Опять же много слов, но ничего конкретного. Потом надо смотреть на цену. Здоровая пища часто бывает и недорогой. Можно почитать, посоветоваться со специалистами, но не с теми, которые это продают, потому что они всегда будут хвалить свой товар. Даже приходя в аптеку, мы должны понимать, что пришли не только в медицинское, но и коммерческое учреждение. Ко мне однажды пришел человек с просьбой разобраться в биодобавке. Стало интересно, и я изучил все документы, описание. Что выяснилось? То был экстракт из обычных фиников, но в красивой баночке. Конечно, там были написаны разные хорошие слова, например, «будете по столовой ложке принимать пищевую добавку и получать пользу для организма». В общем, там была написана чистая правда, только хитрость скрывалась в ценах. Я спрашиваю знакомого: «А если купишь вместо красивых баночек килограмм фиников, разница будет? Есть некоторые элементы, которые нам нужны, например, йод. Мы живем далеко от моря и у нас нехватка йода и селена. О первом знают почти все, а про селен — намного меньше.
Создали они его для внутреннего употребления, но по непонятным причинам этот устав используется и для мирян, причем регион их проживания не учитывается. Естественно, жителям теплых стран поститься легче в разы — им доступны дешевые овощи-фрукты и морепродукты круглый год. Еще один момент — во многих монастырях никто не ест по нескольку дней одно и то же, за счет чего рацион получается более разнообразный, чем у среднестатистического работающего человека. Желающим взять на себя подвиг постничества хочется дать следующий совет: обязательно проконсультируйтесь с врачом гастроэнтерологом , нефрологом, кардиологом , на тему вашего рациона. Сэкономить на еде и потратиться на лекарства — не самый разумный поступок. Также стоит подумать о своих близких, о коллегах — будут ли они рады, если вы заболеете, ведь им придется взвалить на себя дополнительную ношу. Время поста предназначено для духовных целей, наше тело - всего лишь инструмент, с помощью которого мы можем проявить свою любовь к ближнему. Любите друг друга и будьте благоразумны! Опубликовано: 10 Ноября 2022.